Цвет евреев: Всех ли евреев обязали носить желтую звезду? :: About Holocaust

отличительный знак — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ОТЛИЧИ́ТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, символ, к ношению которого принуждали евреев для выделения их из среды остального населения.

Содержание:

  1. В странах ислама
  2. В христианских странах
  3. В период эмансипации
  4. В период Катастрофы

Отличительный знак для религиозных меньшинств был впервые введен в странах ислама, видимо, в восьмом веке: немусульманам было приказано носить одежды особых цветов и форм (см. Зимми; Омаровы законы). Эти одежды назывались гияр (по-арабски `отличительные знаки`). Указ не всегда проводился в жизнь с одинаковой неукоснительностью, однако в 850 г., в правление халифа ал-Мутаваккила, он был подтвержден особым декретом и строго выполнялся. С этого времени закон о ношении отличительного знака оставался в силе на протяжении многих веков, хотя соблюдался с различной степенью строгости. Были введены одежды и другие отличительные знаки, различные для евреев и христиан. Так, в 887 г. или 888 г. сарацинский правитель Сицилии обязал евреев носить на одежде и прикреплять на дверях домов вырезанное из ткани изображение осла (а христиан — свиньи), а также носить особый головной убор и желтый пояс. Желтый цвет одежды и ее деталей все чаще предписывался евреям, а зеленый (цвет ислама) возбранялся им. В бане еврей надевал отличительный знак на шею. В Северной Африке даже принявших ислам евреев иногда принуждали носить отличительные знаки. Указы об отличительном знаке или особой одежде для евреев действовали в мусульманском мире до 19 в., а в Йемене — даже до середины 20 в.

В христианских странах документированная история еврейского отличительного знака начинается с IV Латеранского собора (1215), который постановил, что во избежание греховных связей между христианами и иноверцами вследствие или под предлогом неведения, евреи и мусульмане должны носить отличительные одежды, «как то повелевает Моисей». Ссылка на библейский закон (Лев. 19:19), как и место этого постановления в ряду других постановлений, касающихся евреев, показывают, что решение было направлено, в первую очередь, против евреев. Постановление собора исполнялось по-разному в разных странах Европы как в отношении вида отличительного знака, так и во времени его введения.

В 1217 г. папский легат в южной Франции распорядился, чтобы евреи носили на верхней одежде круглый отличительный знак (рота́ — буквально `колесо`), однако вскоре это распоряжение было отменено. В 1219 г. французский король Филипп II Август повелел евреям носить отличительные знаки (по-видимому, той же формы). Многочисленные церковные соборы (в Нарбонне в 1227 г., в Руане в 1231 г., в Арле в 1234 г., в Безье в 1246 г., в Альби в 1254 г. и другие) подтверждали указы об обязательном ношении евреями отличительного знака. В 1269 г. Людовик IX Святой издал соответствующий эдикт, распространявшийся на всю Францию. Этот эдикт был подтвержден Филиппом III Смелым, Филиппом IV Красивым (обязавшим евреев ежегодно приобретать отличительные знаки у королевских сборщиков налогов), Людовиком X, Филиппом V и другими французскими королями, а также церковными соборами в Понт-Одмере (1279), Ниме (1284) и другими. Круглый отличительный знак — желтый или красно-белый — следовало носить на груди каждому еврею с семи (или 13) лет. Нарушитель должен был отдать свою одежду уличившему его; в случае повторного нарушения налагался тяжелый штраф.

В христианской Испании обязательное ношение евреями отличительного знака — «знака позора» — было введено светскими властями вскоре после постановления IV Латеранского собора (см. выше), и в 1218 г. папа Гонорий III поручил епископу Толедо следить за неукоснительным проведением указа в жизнь. Однако испанские евреи воспротивились ношению отличительного знака, а некоторые угрожали переселиться в ту часть Испании, которая находилась под властью мусульман. Вследствие этого папа разрешил приостановить действие указа в Кастилии (по просьбе ее короля Фердинанда III). Периодически принимались новые постановления о ношении евреями отличительного знака (например, в Арагоне в 1228 г., в Наварре в 1234 г., в Португалии в 1325 г.), причем придворные евреи часто освобождались от этой обязанности. В 1263 г. кастильский король Альфонс X Мудрый ввел в качестве наказаний за несоблюдение закона об отличительном знаке штрафы и порку. В 1268 г. евреи Арагона были освобождены от обязательного ношения отличительного знака, однако им было приказано носить особую круглую шапку (капа ротунда). В 1405 г. в Кастилии было введено обязательное ношение евреями (включая придворных евреев) отличительного знака, в 1412 г. в дополнение к этому — ношение особой одежды, а затем — также длинных волос и бороды. В 1393 г. евреев Арагона обязали носить определенную одежду. В 1476 г. кортесы ввели обязательное ношение отличительного знака на всей территории Испании.

В Великобритании еврейский отличительный знак был введен в 1218 г. и подтвержден указом короля Генриха III в 1253 г. В 1257 г. королевским указом были установлены форма и размер отличительного знака — вырезанное из желтой ткани изображение Скрижалей Завета в шесть пальцев в высоту и три в ширину; этот отличительный знак был обязан носить на левой стороне груди каждый еврей с семи лет.

На первых порах в папских владениях постановление IV Латеранского собора об отличительном знаке не соблюдалось со всей строгостью, хотя и было подтверждено в Риме. Однако еще в 1221–22 гг. император Фридрих II Гогенштауфен приказал евреям Сицилийского королевства носить отличительный знак светло-голубого цвета в форме буквы «Т», а также отпустить бороды. В том же году отличительный знак был введен в Пизе и, возможно, в некоторых других областях Италии. Обязательное ношение евреями отличительного знака в папских владениях ввел папа Александр IV в 1257 г. Знак представлял собой кружок из желтой ткани величиной с ладонь, и его следовало носить на верхней одежде; женщины должны были прикреплять две голубые ленты к головному покрывалу. В 1360 г. городские власти Рима ввели устав, согласно которому все евреи-мужчины (за исключением врачей) должны были носить особую красную шапку, а женщины — красный передник. Для контроля за выполнением этого устава назначались специальные инспекторы (в Сицилии такая должность существовала со времени введения отличительного знака). Нарушители подвергались штрафу в 11 эскудо; половину этой суммы получал доносчик. Устав был пересмотрен в 1402 г.: вознаграждение доносчику было отменено, а евреям было разрешено не носить отличительную одежду внутри гетто. В других областях Италии ношение отличительного знака вводилось спорадически, а в 1555 г. буллой Cum nimus absurdum («Поскольку слишком нелепо…») папы Павла IV было введено обязательное ношение отличительного знака и в еврейских гетто. Это установление вскоре было перенято по всей Италии, за исключением Ливорно, и просуществовало вплоть до французской революции. В Риме и папских владениях в южной Франции отличительной одеждой евреев была шапка для мужчин и головной убор для женщин желтого цвета; в венецианских владениях — красного цвета. В Кандии на Крите, также находившемся под властью Венеции, еврейские лавки должны были помечаться отличительным знаком. Давид д’Асколи, опубликовавший в 1559 г. (на латыни) протест против этого унизительного закона, был жестоко наказан, а его произведение уничтожено.

В Германии и других областях Священной Римской империи евреи носили остроконечный колпак, первоначально, по-видимому, добровольно. Во второй половине 13 в. ношение такого так называемого «еврейского» колпака стало обязательным для евреев Силезии, Польши и Австрии по решению церковных соборов в Бреслау и Вене (1267). В 1279 г. церковный собор в Офене (Будапеште) обязал местных евреев носить на груди отличительный знак в виде колеса. В Германии принудительное ношение собственно отличительного знака (желтый круг на груди для мужчин, желтый остроконечный колпак для женщин) было впервые введено в 1434 г. в Аугсбурге. В 1530 г. этот закон был распространен на всю Германию, а в 1551 г. введен и в Австрии, где еще в царствование Марии-Терезии (1740–80) евреи Праги были обязаны носить желтый воротник поверх одежды.

С конца 16 в. в новых общинах, возникавших в Западной Европе, а затем и в Америке, евреев не принуждали к ношению отличительного знака. В Польше, где евреи жили обособленно, не было отличительных знаков, за исключением некоторых крупных городов, находившихся под немецким влиянием. В 17 в. законы об отличительных знаках были аннулированы в нескольких германских областях, а также в Вене (1624). На протяжении 18 в. отличительные знаки постепенно выходят из употребления в большинстве стран Европы, в основном без их формальной отмены. В Венеции лишь раввины и старики продолжали носить по собственному желанию красные шапки. Формальная система отмены законов об отличительном знаке относится к концу 18 в. и связана с эмансипацией. Так, в 1781 г. Иосиф II отменил отличительный знак на всех территориях, принадлежавших австрийской короне. В папских владениях в южной Франции желтая шапка была упразднена в 1791 г. после того, как революционное правительство установило свой контроль над этими областями (некоторые евреи, однако, продолжали носить желтую шапку до тех пор, пока не вышел официальный запрет). В папских владениях в Италии обязательность ношения евреями отличительного знака была подтверждена в 1793 г. и, лишь когда в 1796–97 гг. французская революционная армия вторглась в Италию, отличительные знаки были упразднены вместе с гетто.

В память о желтом отличительном знаке и желтой «еврейской шапке» Т. Герцль выбрал желтый цвет для обложки первого сионистского (см. Сионизм) периодического издания «Ди Вельт».

В 1938 г. нацисты обязали евреев — владельцев магазинов выставлять в витринах надпись «еврейское предприятие», однако ношение отличительного знака было введено лишь после оккупации Польши. Инициатором введения отличительного знака был комендант Влоцлавека, оберфюрер СС (см. СС и СД) Кремер, приказавший 24 октября 1939 г. всем евреям города носить на спине желтый треугольник размером не менее 15 см. Вслед за Кремером власти ввели отличительные знаки в других районах на оккупированных территориях в Восточной Европе. Эта мера, с энтузиазмом встреченная польским населением, получила официальное одобрение. 23 ноября был издан приказ о ношении отличительного знака всеми евреями генерал-губернаторства, начиная с 1 декабря 1939 г. (в ряде областей действовал раньше, например, в Кракове — с 18 ноября 1939 г.).

На территории собственно Третьего рейха приказ об отличительном знаке был издан 1 сентября 1941 г. и вступил в силу 19 сентября того же года. Этот приказ распространялся на Богемию, Моравию и Словакию. В Нидерландах закон действовал с мая 1942 г., в Бельгии и Франции — с июля 1942 г., в Болгарии — с сентября 1942 г., в Греции — с февраля 1943 г., в Венгрии — с апреля 1944 г. Наиболее частыми отличительными знаками были: желтый маген-Давид с вписанной в него буквой J или словом Jude, белая нарукавная повязка с голубым маген-Давидом; маген-Давид различных цветов с надписью или без нее; желтый значок в виде маген-Давида; металлический жетон с буквой J (желтый треугольник или желтый круг). Евреи в концлагерях носили такие же знаки, как и политзаключенные, однако с нашитым желтым треугольником или полосой.

Главной целью введения нацистами еврейского отличительного знака была изоляция еврейского населения от нееврейского и ограничение свободы передвижения евреев. В Восточной Европе нацисты полностью достигли этих целей, и отличительный знак был эффективным средством, служившим планам тотального истребления евреев. В Западной Европе реакция населения на введение отличительного знака была не столь однозначной. Так, многие голландцы стали носить еврейский отличительный знак из солидарности со своими согражданами-евреями. В Дании немцам не удалось ввести отличительный знак в результате мужественного противодействия этой мере короля Христиана X.

В 1940 г. японские оккупационные власти в Китае (в Пекине) под давлением своих германских союзников ввели особую отметку (идентичную нацистскому «J») в паспортах евреев, как это было принято в Германии, в ряде стран-сателлитов. Однако Национальный совет евреев Восточной Азии (председатель А. Кауфман) сумел добиться отмены этого знака в том же году.

См. также одежда.


КЕЭ, том: 6.

Кол.: 224–230.

Издано: 1992.


Отличительные знаки, которые носили евреи в средние века. Франция, 14 в. Jewish Encyclopedia (1901–1906).

Отличительные знаки, которые носили евреи в средние века. Германия, 15 в. Jewish Encyclopedia (1901–1906).

Отличительные знаки, которые носили евреи в средние века. Испания, 14 в. Jewish Encyclopedia (1901–1906).

Заголовок первой полосы сионистского еженедельника «Юдише рундшау» (Берлин, 4 апреля 1933 г.), призывающий евреев Германии с гордостью носить желтую нашивку. Архив Яд ва-Шем. Иерусалим.

Звезда смерти: история главного символа Холокоста, который пытаются присвоить антипрививочники

Истории

Максим Рычков

Как нацисты создали эмблему для геноцида, ставшую символом борьбы против вакцинирования.

Спасшиеся от Холокоста венгерские евреи с жёлтыми звёздами на груди. Будапешт, 1945 год Фото Евгения Халдея

В начале июня, когда в России началась третья волна пандемии, актёр Егор Бероев вышел на вручение премии «ТЭФИ – Летопись Победы», наколов на пиджак жёлтую звезду. Это один из символов Холокоста, геноцида евреев немецкими нацистам и их пособниками во время Второй мировой войны.

В своей речи Бероев сравнил с жертвами Холокоста тех, кто в 2021 году сознательно отказывается ставить прививку от коронавируса. По мнению актёра, такие люди сталкиваются с такими же бессмысленными и оскорбительными ограничениями, как и европейские евреи в 1940-е годы. Одни комментаторы поддержали Бероева за неравнодушие и активную гражданскую позицию, другие — сочли пафос его выступления неуместным.

Сегодня я проснулся в мире, где это стало опознавательным знаком: гражданин ты или будешь находиться в резервации, можно ли тебе будет посещать учреждения и мероприятия, будешь ли ты пользоваться всеми правами и благами.

Егор Бероев

Актёр из России не стал открывателем спорного сравнения. Ещё в 2020 году жёлтую звезду использовали антипривочники в разных европейских странах. В немецком Мюнхене такую практику запретили власти, посчитав её оскорбительной для памяти жертв нацизма. Но тренд уже перешагнул через государственные границы, и ковид-диссиденты из разных стран сравнивают себя именно с гонимыми евреями.

Основные источники статьи:

  • Альман И. «Холокост. Жертвы ненависти»;
  • Бузюк А. «Жёлтая звезда или Лата. Использование символа „Звезда Давида“ нацистами»;
  • Канунникова О. «Жёлтая звезда датского короля»;
  • Рис Л. «Холокост: новая история»;
  • Харман Д. «Что значит шестиконечная звезда»;
  • Эванс Р. «Третий рейх: дни триумфа».

Немецкие нацисты не изобрели антисемитизм на пустом месте. Речь идёт как о позиционировании евреев враждебным, плетущим разного рода заговоры меньшинством, так и о конкретных практиках дискриминации этого народа, в том числе — стигматизации, принудительного выделения притесняемой группы через внешние атрибуты.

На протяжении веков антисемитские настроения доминировали почти во всех странах, где жили евреи. Поводы для предрассудков давала сама специфика народа, жившего рассеянными диаспорами и при этом ревностно охранявшего специфические предписания иудаизма. Антисемитскую ненависть усиливало то, что многие евреи занимались ростовщичеством — христианам и мусульманам такой доход запрещала религия.

Погром еврейского населения в одном из баварских городков. Середина 14 века Гравюра Хартмана Шеделя

Средневековые политики и духовенство списывали именно на евреев нераскрытые убийства, военные поражения, неурожаи и эпидемии болезней. В исламских странах евреев представляли пятой колонной христиан, а в христианских — тайными пособниками мусульман. Так и возникла идея «клеймить» представителей народа: чтобы добропорядочный обыватель видел, что имеет дело с якобы обманщиком и предателем.

Пионерами стали власти Арабского халифата, раннесредневековой мусульманской империи от современной Португалии до Средней Азии. В 717 году халиф Умар Второй повелел носить христианам и евреям на своих землях и прикалывать к одежде отличительные знаки — изображения свиньи и осла.

Единая мусульманская империя вскоре распалась на отдельные государства, где сохранилась практика стигматизации меньшинств. Её проявления варьировались: правивший на рубеже 8-9 веков в ближневосточном Аббасидском государстве Гарун-аль-Рашид предписывал носить евреям жёлтые ленты. Другие мусульманские правители устанавливали для дискриминируемых особые головные уборы, обувь, ремни, бляхи или даже бубенчики.

Одежда еврея, значительно пострадавшая от непогоды, состояла из простого бурого плаща и темно-красного хитона. […].

На голове у него была высокая четырехугольная жёлтая шапка особого фасона: закон повелевал евреям носить их, в знак отличия от христиан.

Вальтер Скотт, британский писатель

Жёлтый цвет, ассоциируемый в Средневековье с предательством, болезнями и прочей скверной, начал восприниматься как «еврейский». Обычай заставлять иудеев носить жёлтые шапки или нагрудные значки переняли и христиане. В 1215 году римский папа Иннокентий Третий окончательно постановил, что евреи в католическом мире «должны быть отмечены пред очами людей особенностями их одеяний».

Гексаграмму, шестиконечную звезду, в Средневековье не воспринимали как иудейский символ. Её изначально называли не Давидовой, а Соломоновой, почитая как одну из легендарных печатей древнего библейского царя. Долгое время такую звезду активно использовали и в мусульманских, и в христианских странах, вплоть до государственной символики. Как официальную печать её использовали короли Наварры — одной из исторических областей Испании.

Немецкий пивовар 15 века за работой под оберегом в виде гексаграммы Из архива государственной библиотеки Нюрнберга

Церковь рассматривала гексаграмму одним из вариантов изображения Вифлеемской звезды, по евангельскому преданию, возвестившую мир о рождении Иисуса Христа. Тайные общества, вроде масонов и алхимиков видели в ней символ высшей мудрости и власти, простой люд — приносящий удачу амулет. Поэтому гексаграммами украшали храмы, замки, пивные и предметы утвари.

Евреи же долгое время не проявляли к символу особого интереса. Только в 13-14 веках среди них появилась легенда, что щиты в форме гексаграммы якобы использовало войско древнеизраильского царя Давида. Так у знака появилось новое имя — могендовида, «звезды Давида». В середине 14 века его популярность среди евреев закрепил правитель Священной Римской империи Карл Четвёртый. Терпимый к евреям монарх даровал иудейской общине Праги право на собственный флаг — красный с золотой шестиконечной звездой.

Вифлеемская звезда в неканоничной форме гексаграммы на дореволюционной русской рождественской открытке Экспонат государственного исторического музея истории Южного Урала

Но вплоть до конца 19 века гексограмма не воспринималась в мире как главный еврейский знак. Только в 1890-х годах основоположник сионизма Теодор Герцль выбрал символом своего движения могендовид — в противовес религиозному символу семисвечника меноры, подчёркивая светскость новой идеологии. С этого времени шестиконечная звезда в западном мире и стала ассоциироваться с евреями.

Сионизм — светское национально-демократическое движение среди евреев на рубеже 19-20 веков. В 1948 году его последователи добились создания суверенного национального государства на исторической прародине евреев.

К концу 19 века еврейский вопрос в большинстве европейских стран стоял двояко. Большинство государств под влиянием идей Просвещения отменили антисемитское законодательство. Да и сами евреи уже не так держались за традиционную религию и образ жизни, как в прежние времена. Многие идентифицировали себя по месту жительства — как немцев, французов или венгров.

При этом появился антисемитизм нового типа — расовый, основанный не на конфессиональных предрассудках, а на убеждённости в том, что евреи — по умолчанию враждебный для других национальностей элемент. Ультраправые идеологи отождествляли этот народ с наступлением секулярных ценностей, модерном в искусстве, ростом городов, крупными финансами и революционным движением.

Альфред Дрейфус, 1894 год Литография Арона Гершеля (Aaron Gerschel)

В 1890-х годах во Франции показательным примером расового антисемитизма стало дело Альфреда Дрейфуса. Этого армейского капитана, выходца из семьи ассимилировавшихся крещённых евреев, бездоказательно осудили за мнимую государственную измену — несмотря на отличные характеристики и усердную честную службу. Его единственной «виной» послужило семитское происхождение. Пересмотр дела и оправдание Дрейфуса растянулись на несколько лет, что спровоцировало во Франции грандиозный политический кризис.

Мрачная ирония в контексте дальнейших событий: Дрейфуса обвиняли в шпионаже в пользу Германии.

После Первой мировой войны антисемитские идеи захватили считавшуюся до этого терпимой к евреям Германию. Местные ультраправые выдвинули идею «удара ножом в спину»: якобы именно евреи спровоцировали проигрыш государства в войне, свергли императора, установили в своих интересах парламентскую республику и подписали невыгодный Версальский мир в интересах Великобритании и Франции. Особо рьяно эти тезисы отстаивали нацисты — Национал-социалистическая рабочая партия Адольфа Гитлера.

30 января 1933 году нацисты внешне легальным путём пришли к власти — победив на парламентских выборах. В течение года гитлеровцы демонтировали существовавший государственный строй. При номинальной законности они установили собственную диктатуру: устранили многопартийность, федерализм и местное самоуправление, ликвидировали свободу печати, судов и религиозных организаций.

Trau keinem Fuchs auf grüner Heid und keinem Jud bei seinem Eid: «Не доверяйте лисе на зелёной поляне, не верьте еврею — тоже обманет» Обложка нацистской книги для детей с антисемитской агитацией. Германия, 1938 год

Нацисты не забыли и про евреев, на которых они списывали все беды немецкого народа: от «дегенеративной» современной живописи до государственной разобщённости Германии и Австрией. Гитлеровская партия собиралась полностью «очистить» от ненавидимого народа сначала свою страну, а затем всю Европу — после реванша в новой мировой войне.

  • 25 апреля 1933 года режим утвердил так называемые «Арийские параграфы». Закон запретил евреям служить в германской армии, заниматься госслужбой, вести сельское хозяйство, работать в печати и театре и выбирать ряд других профессий;
  • Также весной 1933 года нацисты объявили об «ариизации промышленности». Власти и партийные активисты под разными предлогами заставляли евреев-предпринимателей отдавать бизнес за незначительные компенсации. К весне 1938 году евреи в Германии не могли свободно владеть любым делом, собственностью и банковскими счетами;

  • 15 сентября 1935 года немецкие власти через «Нюрнбергские расовые законы» утвердили полноценную дискриминацию евреев со средневековым размахом: вплоть до запрета на браки и половые контакты с «арийцами». Евреями нацисты обязали считать всех людей с соответствующими корнями, вне зависимости от вероисповедания и самоидентификации;

  • 9-10 ноября 1938 года нацисты впервые перешли к масштабному антисемитскому насилию. По всей стране прокатилась «Хрустальная ночь», волна еврейских погромов — под предлогом мести за убийство евреем Гершелем Гриншпаном германского дипломата в Париже Эрнста фом Рата.

Вероятно, парижское убийство носило личный характер. Коллеги фом Рата поговаривали, что тот принуждал Гриншапана заниматься с ним сексом через обман, что якобы может помочь воссоединиться его семье. Когда ложь вскрылась, юноша застрелил дипломата.

1 сентября 1939 года Германия начала Вторую мировую войну. Немецкие войска вторглись в Польшу и к концу сентября полностью захватили соседнее государство. Западные польские земли стали «Генерал-губернаторством», де-факто колонией Третьего рейха, как называли нацисты своё государство.

Генерал-губернаторство (отмечено бежевым цветом) названо «Областью государственных интересов Германии» в советском атласе за 1940 год Восточная часть уничтоженного польского государства уже красная — стала частью СССР

Захват Польши стал для нацистов своеобразным вызовом. В Германии, вместе с аннексированными до войны Австрией и Чехией, жили меньше 400 тысяч евреев. А в довоенной Польше еврейская диаспора составляла около 3,5 миллионов человек. Такое количество «расово чуждого элемента» гитлеровский рейх вобрать в себя не мог.

Немецкие полицейские допрашивают польскую еврейку. На локте у женщины — повязка с могендовидом. Генерал-губернаторство, 1941 год Фото из архива ФРГ

Первоначально ответственный за «окончательное решение вопроса» шеф германской госбезопасности Рейнхард Гейдрих считал, что достаточно возродить средневековую практику гетто, особых жилых зон для евреев. Их немцы устраивали сначала в «Генерал-губернаторстве», а затем и на оккупированных областях СССР, намеренно создавая невыносимые условия для жизни. Жители гетто должны были умирать от перенаселённости, голода и болезней.

С 1942 года под эвфемизмом «окончательного решения вопроса» верхушка Третьего рейха подразумевала аресты всех евреев на подконтрольной территории с последующим уничтожением в специальных лагерях.

Чтобы загнанные в гетто люди не смешивались с нееврейским населением, нацисты прибегли к ещё одному «лайфхаку» из прошлого. Евреев под страхом смерти заставляли нашивать на одежду жёлтый шестиугольник — символ, соединивший в себе архаичные предрассудки и мечту народа о собственном государстве. Сами евреи называли эмблему латой, знаком позора.

Сотни людей в гетто умерли в течение всего нескольких недель после того, как все мы там оказались. Помню, голод был таким сильным, что мать ходила собирать сорняки и из них что-то варила. А картофельные очистки считались самой лучшей едой, почти что деликатесом.

Яков Зильберштейн

Обязательное ношение звезды инициировало не руководство рейха, а начальники на местах. 24 октября 1939 года в местечке Влоцлавек всем евреям нашить эмблему приказал комендант-эсэсовец Йозеф Крамер. В ноябре аналогичные распоряжения немецкие администрации издали для жителей гетто в городах Лодзе и Кракове. 1 декабря 1940 года ношение лат стало обязательным во всём «Генерал-губернаторстве».

Возможно, авторов идеи вдохновило не столько Средневековье, сколько сложившаяся до начала Второй мировой войны практика в немецких концлагерях вроде Бухенвальда, Дахау и Заксенхаузена. Там все заключённые обязательно носили винкели (нем. Winkel — угол), нагрудные треугольные нашивки.

Заключённые концлагеря Заксенхаузен, Германия, 1938 год. Мужчина в очках на переднем плане — очевидно осуждённый по политической статье еврей Фото из национального архива США

Уголовникам полагались зелёные винкели, политзаключённым — красные, «асоциальные элементы» — чёрные, религиозным меньшинствам вроде иеговистов и адвентистов — фиолетовые, гомосексуалам — розовые. Заключённым-евреям нашивали сверху ещё и перевёрнутый жёлтый треугольник: так, чтобы фигуры складывались в шестиконечную звезду.

С началом политического кризиса в Белоруссии независимые СМИ обвиняют в применении аналогичных маркеров для заключённых правящий режим Александра Лукашенко.

Практику сверхсмертности в гетто нацисты со временем посчитали недостаточной для своих целей. 20 января 1942 года на секретном совещании в берлинском предместье Ванзе крупные чиновники и представители спецслужб под председательством Гейдриха пришли к выводу о создании лагерей уничтожения. Там предполагалось целенаправленно истреблять евреев разными средствами; эта политика вошла в историю как Холокост (греч. Всесожжение) или Шоа (ивр. Катастрофа).

Сам Гейдрих не дожил до реализации своих проектов. 4 июня 1942 года нацист скончался в Праге после покушения, устроенного чехословацкими подпольщиками вместе с британской разведкой.

Архитектор Холокоста на совещании в Ванзе констатировал, что «в ходе предыдущих действий накоплен достаточный опыт для дальнейшего решения вопроса». Одной из таких наработок и стали шестиконечные звёзды на одежде для евреев. Ещё до встречи в Ванзе эту идею оценили лично Гитлер и нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс, и в сентябре 1941 года в Третьем рейхе ношение эмблемы стало обязательным для всех евреев старше шести лет.

Власти хотели показать немцам, что их якобы главные враги и виновники всех несчастий до сих пор живут рядом с ними, и правительство обязано продолжать антисемитскую политику. На деле, по воспоминаниям очевидцев, даже многие лояльные нацистам граждане стали задумываться о бесчеловечности таких мер. Но дальше разговоров и молчаливого сочувствия дело не пошло.

Коллаборационист-еврей с общей эмблемой и особой нарукавной повязкой поверх одежды. Саласпилсский концлагерь, Латвия, 1941 год Фото из архива ФРГ

Параллельно власти ужесточили антисемитскую сегрегацию: евреям запретили пользоваться общественным транспортом, телефонными будками и туалетами, обязали совершать покупки только в отведённые часы.

1941 год. 19 сентября. С этого дня нужно носить тряпку с изображением еврейской звезды — могендовида. Её цвет жёлтый: это цвет вредителей и карантина, маркер для средневековых евреев. Это цвет зависти и жёлчи, смешанной с кровью; зла, которого следует избегать.

Виктор Клемперер

Летом-осенью 1941 года немцы на оккупированных советских областях обязали всех евреев носить латы или нарукавные повязки с могендовидом. Здесь цель заключалась не в сегрегации, а в облегчении работы айнзатцгруппам — эсэсовским эскадронам смерти. В СССР нацисты повально уничтожали евреев и всех, считали «опасным» или «неполноценным элементом», ещё до Ванезейского совещания.

В 1941-1944 годах латы появились в большинстве европейских стран: как захваченных германской армией, так в дружественных и марионеточных государствах. Иногда союзники нацистов упрямились: стигматизацию евреев не узаконили французские вишисты и режим Миклоша Хорти в Венгрии. И те, и другие не осуждали сам антисемитизм, считая вредным лишь его демонстративные проявления.

Парижские еврейки с жёлтыми звзёдами на одежде. Июнь 1942 года. Фото из архива ФРГ. Во время войны французская столица находилась под немецкой оккупацией, и стигматизация для евреев здесь была обязательной

Не ввела отличительных знаков для евреев и немецкая военная администрация в Дании. Позднее это породило легенду, что якобы нацистской политике в этой скандинавской стране помешала общенациональная кампания саботажа: якобы датчане массово, по примеру своего короля Кристиана Десятого, стали носить жёлтые звёзды и оккупанты вынужденно отменили стигматизацию.

Однажды я ребёнком с матерью шёл по Гамбургу и увидел старого еврея в поношенном костюме со звездой Давида. Он зашёл в уличный туалет, над которым висела табличка «Евреям вход воспрещён». Старик вышел и столкнулся с нами: сильно испугался — подумал, мы вызовем полицию.

Но мать показала на звезду Давида и сказала: «Мы этого не хотели». Я был удивлён, так как считал её антисемиткой. Тогда многие взрослые немцы между собой говорили: «Ну нет, вот это уж слишком по отношению к евреям, вот это нам не нравится». И всё равно ничего не делали.

Уве Сторьоханн

На деле немцы лат в Дании не вводили, что не умаляет заслуг местного Сопротивления и действительно помогавшего ему монарха: в 1943 году в королевстве спасли от высылки и уничтожения практически всю свою еврейскую общину.

Король Кристиан Десятый общается с подданными на конной прогулке без охраны. Копенгаген, 1940 год Фото Дага Уилсона (Doug Wilson)

Всего во время Второй мировой войны немцы и их помощники уничтожили разными способами — от газовых камер и смертельных инъекций до расстрелов и избиений — порядка шести миллионов евреев. Примерно три миллиона жертв геноцида проживали в Польше и ещё полтора — в Советском Союзе.

После Второй мировой войны шестиугольные нашивки, как и сама практика стигматизации меньшинств, стала восприниматься в мире как абсолютное зло. Политические репрессии, преследования религиозных и этнических групп и геноцид не ушли в прошлое. Но даже самые бесчеловечные режимы обычно отказывались от визуальных маркеров для преследуемых групп — чтобы избежать ассоциаций с нацизмом.

Одними из немногих жертв стигматизации в послевоенном мире стали немцы. В 1945-1948 годах в Чехословакии действовали принятые президентом Эдвардом Бенешом декреты, отзеркалившие нацистские расовые законы. Чешские власти обязали германоязычных граждан соблюдать дискриминационные ограничения, вплоть до обязательного ношения повязок со свастикой и значков с буквой «N» (немец).

В 1990-х годах исламистское движение «Талибан» во время своей диктатуры в Афганистане возрождало средневековую практику одежды и головных уборов только определённого цвета для всех немусульман.

В начале 21 века жёлтая шестиугольная нашивка начала восприниматься как знак протеста против всего, что можно увязать с негативной исторической памятью о Третьем рейхе и Холокосте. В 2017 году в США лату публично надевали знаменитости, выступавшие против ультраправых организаций в своей стране — на волне общественно-политического кризиса из-за сноса памятников конфедератам-южанам 19 века.

В 2020 году жёлтую звезду начали использовать ковид-диссиденты и антипривовчники из разных европейских стран. В 2021 году этот тренд дошёл до России. Его сторонники считают, что противники вакцины от Covid-19 сталкиваются в современном мире с дискриминацией подобно той, что когда-то установили для евреев гитлеровцы.

Противница вакцинации позирует со значком «Не прививалась» в форме могендовида. США, Нэшвилл, 2021 год Фото tmz.com

Такой подход осуждают не только еврейские общественные организации, но и критики антипрививочного движения. По их мнению, люди в современном мире не имеют морального права приравнивать себя к жертвам Холокоста — особенно если их взгляды основаны на антинаучных заблуждениях: такой подход обесценивает понесённые евреями страдания во время Второй мировой войны.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Раса, этническая принадлежность, наследие и иммиграция среди евреев США

Большинство евреев США идентифицируют себя как белые. Но в последние годы журналисты, ученые и лидеры еврейских общин задавались вопросом о процентной доле евреев США, которые являются «цветными евреями», «цветными людьми» или «БИПОК» (аббревиатура от «черные, коренные и цветные люди»). и кто должен быть включен в эти группы. 33 Новый опрос Pew Research Center не содержал вопросов с использованием этих терминов и, следовательно, не может определить, сколько американских евреев считают себя цветными. Однако опрос включал несколько других вопросов, которые можно использовать для изучения перекрывающихся связей между расой, этнической принадлежностью, наследием и географическим происхождением среди американских евреев.

Текущий опрос, как и большинство опросов Центра в Соединенных Штатах, измеряет расу и этническую принадлежность с использованием категорий, которые отражают то, как Бюро переписи населения США задает вопросы об этих идентичностях, что необходимо по статистическим причинам, чтобы гарантировать, что опросы репрезентативны для США. вообще взрослые. 34 При таком выборе 92% евреев США называют себя белыми и неиспаноязычными, а 8% говорят, что они принадлежат к другой расовой или этнической группе. Сюда входят 1% тех, кто идентифицирует себя как чернокожий и неиспаноязычный; 4% идентифицируют себя как латиноамериканцы; и 3%, которые идентифицируют себя с другой расой или этнической принадлежностью, например, с азиатами, американскими индейцами или жителями Гавайских/Тихоокеанских островов, или более чем с одной расой.

В ходе опроса респондентов также спрашивали об их еврейском происхождении: являются ли они ашкеназами (которое исследование определило как следующее еврейским обычаям Центральной и Восточной Европы), сефардом (следующим еврейским обычаям Испании) или мизрахи (следующим еврейским обычаям Ближний Восток и Северная Африка). 35

Две трети евреев США говорят, что они ашкенази; 3% называют себя сефардами и 1% — мизрахи, хотя еще 6% отождествляют себя с той или иной смесью тех или иных категорий. (Однако некоторые из 6% идентифицируют себя с нечеткими категориями или не указывают их смесь. В общей сложности 7% взрослых евреев в опросе четко идентифицируют себя как сефарды или мизрахи, либо по отдельности, либо в сочетании с другими категориями.) , 17% говорят, что эти ярлыки к ним не относятся или что они просто евреи, а 8% говорят, что следуют какому-то другому набору еврейских обычаев, указывают, что они не уверены (5%) или иным образом не ответили на вопрос (2 %).

Евреи по вероисповеданию гораздо чаще, чем евреи без религии, прослеживают свои еврейские обычаи до Центральной и Восточной Европы (72% против 52%). И большинство ортодоксальных (87%), консервативных (73%) и реформистских (71%) евреев идентифицируют себя как ашкенази, как и половина евреев, не принадлежащих к какой-либо организованной ветви или течению иудаизма (52%).

Отдельно в ходе опроса также задавался вопрос о стране рождения всех респондентов и их родителей. 36 Девять из десяти взрослых евреев сообщают, что они родились в Соединенных Штатах (90%), в том числе 21%, которые являются взрослыми детьми по крайней мере одного иммигранта, и 68%, чьи семьи проживали в США в течение трех поколений или дольше. Каждый десятый взрослый еврей (10%) является иммигрантом, в том числе 1% родился в Израиле.

С другой стороны, примерно трое из десяти взрослых евреев являются иммигрантами в первом или втором поколении, то есть они родились в другой стране или в США, но по крайней мере один из их родителей родился в другом месте (31). %). Каждый десятый ведет свое недавнее происхождение из Европы (11%) или бывшего Советского Союза (10%), а 3% либо сами родились в Израиле, либо имеют родителей израильского происхождения.

Эти перекрывающиеся категории расы и этнической принадлежности, еврейского наследия и географического происхождения могут быть объединены для изучения различных определений разнообразия среди евреев США. Исследовательский центр Пью не занимает позицию относительно того, кого следует или не следует считать цветными евреями. Но сопроводительная таблица может дать представление о том, насколько широко число людей в этой категории — или в других категориях, отражающих различные виды разнообразия в еврейском контексте — будет варьироваться в зависимости от определения того, кого считать разнообразным.

Например, если взять 8% евреев США, которые идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих, азиатов, представителей какой-либо другой расы или представителей разных рас, а затем из вычесть тех, кто идентифицирует себя с большинством ашкенази, то результирующая группа (приблизительно небелое и неевропейское население) составит 5% взрослых евреев. 37 И если посмотреть только на евреев, которые никоим образом не идентифицируют себя как белые — за вычетом, например, тех, кто говорит, что они белые и латиноамериканцы, — то эта группа составит 3% взрослых евреев США.

С другой стороны, если взять 8%, которые идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих, азиатов, представителей какой-либо другой расы или представителей разных рас, а затем добавить белых, неиспаноязычных взрослых евреев США, которые идентифицируют себя как сефарды или мизрахи (или сочетание ашкенази, сефардов и мизрахи), процент возрастает до 14%. Или можно было бы дать еще более широкое определение разнообразия еврейского населения США, пытаясь принять во внимание расу или этническую принадлежность респондентов и еврейского происхождения и страны происхождения. Например, если подсчитать всех взрослых евреев, которые идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих, азиатов, представителей какой-либо другой расы или представителей разных рас; плюс те, кто считает себя сефардами или мизрахами; плюс те, кто родился за пределами Соединенных Штатов, Канады, Европы или бывшего Советского Союза, или чьи родители родились где-либо, кроме США, Канады, Европы или бывшего Советского Союза, в общей сложности 17% евреев США попали бы в те категории.

Дополнительные виды разнообразия, такие как сексуальная ориентация, обсуждаются в Главе 10.

Со временем расовый и этнический профиль евреев США может измениться, поскольку взрослые евреи в возрасте до 50 лет с большей вероятностью, чем евреи старшего возраста, идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих, азиатов, представителей другой расы или нескольких рас (13% против 3 %).

Используя самое широкое определение разнообразия, предлагаемое в качестве примера в этой главе, почти три из десяти взрослых евреев в возрасте до 30 лет (28%) идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих, азиатов, представителей другой расы или представителей разных рас; идентифицируют себя как сефард и/или мизрахи; или являются иммигрантами или детьми иммигрантов в США из-за пределов Канады, Европы или бывшего Советского Союза — по сравнению с 7% евреев в возрасте 65 лет и старше, которые соответствуют любому из этих перекрывающихся аспектов разнообразия.

Расовое и этническое разнообразие в еврейских домохозяйствах

В отличие от 2013 г., в опросе Pew Research Center 2020 респондентов отдельно спрашивали о расовой и этнической принадлежности всех взрослых и детей, проживающих в их домохозяйстве.

Полностью 13% респондентов-евреев сообщают, что они живут в многонациональных семьях, то есть в семьях, состоящих из нескольких человек, где по крайней мере один взрослый или ребенок принадлежит к другой расе или этнической принадлежности, чем респондент. 38 Но большинство респондентов-евреев (87%) либо живут одни, либо живут в семьях, состоящих из нескольких человек, где все имеют одинаковую расовую и этническую идентичность. Сюда входят 83%, которые говорят, что все в их семье, которая может состоять из одного взрослого, являются белыми и неиспаноязычными, а также 4%, которые говорят, что все в их семье разделяют расовую или этническую идентичность, которая составляет 9%.0033, а не Белый неиспаноязычный.

Объединяя 13% респондентов, живущих в многорасовых семьях, с 4%, которые живут в семьях, принадлежащих к одной расе, но не принадлежащих к белой расе, исследование показывает, что 17% взрослых евреев США живут в семье, где есть хотя бы один человек (взрослый или ребенок) является латиноамериканцем, чернокожим, азиатом, представителем другой расы или представителем другой расы. 39

По сравнению с евреями по религиозному признаку евреи без религии живут в семьях с более разнообразным расовым составом. Примерно четверть нерелигиозных евреев (23%) говорят, что живут в семье, состоящей из нескольких человек, в которой по крайней мере еще один взрослый или ребенок имеет другую расовую или этническую идентичность, по сравнению с 9% евреев по вероисповеданию, которые сообщают, что живут в многорасовых семьях.

Анализ межрасовых/межэтнических браков среди евреев США см. в главе 4.

Опрос позволяет увидеть степень частичного совпадения между расовыми и этническими категориями, традиционно используемыми в Соединенных Штатах, и часто используемыми категориями наследия. евреями (ашкенази, сефарды и мизрахи). Эти категории наследия зависят от различных обычаев и литургий, а не только от происхождения или страны рождения. Почти две трети взрослых евреев США говорят, что они оба неиспаноязычные белые и Ашкенази (63%). Гораздо меньшее число идентифицирует себя как неиспаноязычных белых и сефардов (2%) или неиспаноязычных белых и мизрахи (менее 1%).

Около 4% евреев США являются латиноамериканцами, в том числе 1%, которые также называют себя ашкеназами, и 1%, которые идентифицируют себя как сефарды. Около 1% взрослых евреев — неиспаноязычные чернокожие и ашкенази, хотя некоторые чернокожие респонденты дают другие ответы, например, что к ним не применяются ярлыки наследия или что они «просто евреи». И 3% взрослых евреев идентифицируют себя с другими расами или этническими группами (например, азиатами) или принадлежат к разным расам, в том числе 2%, которые также говорят, что они ашкенази.

Что касается совпадения расы/этнической принадлежности и региона рождения, то примерно каждый десятый взрослый еврей в США не является белым латиноамериканцем и родился в бывшем Советском Союзе или его родители родились там. Аналогичная доля (11%) составляют белые неиспаноязычные граждане, которые родились или родитель которых родился в других странах Европы (за пределами России, Украины, Белоруссии или других бывших советских республик), в то время как 3% составляют белые неиспаноязычные и были родился или имел родителей, родившихся в Израиле. Менее 1% идентифицируют себя как белые неиспаноязычные и говорят, что они родились или их родители родились в Америке за пределами США или Канады.

Около 1% взрослых евреев не являются латиноамериканцами и родились в США.

Примерно 3% взрослых евреев являются латиноамериканцами и родились в США. родился в Америке, но в стране, отличной от США или Канады.

Наконец, когда дело доходит до совпадения категорий еврейского наследия и стран происхождения, исследование показывает, что шесть из десяти американских евреев (60%) идентифицируют себя как ашкенази и говорят, что родились в Соединенных Штатах. Дополнительные 9% идентифицируют себя как ашкенази и говорят, что они родились в Европе (за исключением бывшего Советского Союза) или их родители родились там, а 7% родились или их родители родились в бывшем Советском Союзе.

В целом 3% евреев США говорят, что они сефарды, в том числе 2% тех, кто родился в США, 1% тех, кто родился или имел родителей, родившихся в Европе, и менее 1% тех, кто родился или имел родитель, родившийся в регионе Ближний Восток-Северная Африка.

Чтобы еще раз взглянуть на некоторые изменения, происходящие в жизни американских евреев, Исследовательский центр Пью провел серию подробных интервью с раввинами и другими еврейскими лидерами. Эти разговоры велись отдельно от опроса евреев США. Хотя интервьюируемые не были отобраны с научной точки зрения и, следовательно, не являются представителями еврейских лидеров в целом, мы искали разнообразие точек зрения и пытались передать их беспристрастно, не занимая ничьей позиции и не продвигая какие-либо позиции, политику или результаты.

В опросе исследовательского центра Pew Research Center 2020 года 8% взрослых евреев США идентифицируют себя как латиноамериканцев, чернокожих (неиспаноязычных), представителей какой-либо другой этнической или расовой принадлежности, кроме белых, или представителей разных рас. Большинство (92%) идентифицируют себя как белые (неиспаноязычные). Возрастные закономерности в данных опроса указывают на то, что процент евреев, которые , а не идентифицируют себя как белые, может расти, и примерно каждый шестой еврей в США (17%) уже живет в домохозяйствах, где есть по крайней мере один взрослый или ребенок, который является белым. Черный, латиноамериканец, представитель какой-либо другой небелой расы, этнической или многорасовой принадлежности.

Тем не менее, даже с этим растущим разнообразием, евреи, которые идентифицируют себя как белые и неиспаноязычные, продолжают составлять большинство американских евреев, а люди другого происхождения иногда чувствуют себя аутсайдерами в синагогах, общинных центрах, летних лагерях и других еврейских организациях. , по словам лидеров еврейской общины, активистов и раввинов, которые беседовали с Pew Research Center в интервью, проведенных помимо опроса.

Раввин Сандра Лоусон, которая в 2021 году стала первым директором по вопросам расового разнообразия, справедливости и инклюзивности Reconstructing Judaism — центральной организации реконструкционистского движения — сказала, что ее часто спрашивали, еврейка ли она, когда она в синагоге, даже когда она одета. талит (молитвенный платок). Лоусон, которая идентифицирует себя как Блэк, сказала, что однажды заметила мужчину, смотрящего на нее во время молитвы Амида. «Для религиозных людей Амида — это молитва, в которой вы не прерываете молящихся людей. Но он продолжал смотреть на меня, — сказала она. «Я повернулся и сказал: «Что с тобой? Вас беспокоит мое присутствие здесь?»

Джаред Джексон, исполнительный директор группы «Евреи во ВСЕХ оттенках», сказал, что каждый год слышит истории о чернокожих евреях, которых сотрудники службы безопасности синагоги допрашивают об их присутствии на службах в День Великого Святаго. «Это происходит уже очень давно», — сказал он. Он добавил, что в его собственной жизни черного еврея в детстве были времена, когда другие евреи называли его расовым оскорблением как на английском, так и на идише. И хотя он считает, что ситуация улучшилась, расистское поведение в еврейской общине «не исчезло полностью», сказал Джексон. «Сейчас это больше скрыто, чем открыто. Люди до сих пор через это проходят, честное слово. Вот почему моя организация существует».

Действительно, «Евреи во ВСЕХ оттенках» — одна из нескольких национальных организаций, возникших для решения вопросов расового равенства и разнообразия среди евреев США. Другие включают Инициативу цветных евреев и Еврейскую многорасовую сеть. 40

Доминирование ашкеназского наследия (связанного с Центральной и Восточной Европой) в американском иудаизме может заставить евреев, которые не разделяют это происхождение, чувствовать себя неуместными в синагогах и других еврейских учреждениях, сказала Илана Кауфман, исполнительный директор Инициатива цветных евреев.

Несколько раввинов конгрегаций, опрошенных для этого отчета, сказали, что в последние годы они стали лучше понимать чувства и потребности цветных людей в своих общинах. В то время как большинство сказали, что их прихожане по-прежнему преимущественно белые и ашкенази, они также сказали, что сейчас заметно больше разнообразия, чем в предыдущие десятилетия, из-за усыновления еврейскими семьями, браков евреев с неевреями, обращения взрослых в иудаизм, иммиграции из других мест. Европы и повышение открытости по отношению к цветным евреям в синагогах.

«Люди, наконец, осознают тот факт, что наша еврейская община довольно многонациональна», — сказала раввин Ангела Бухдал из Центральной синагоги в Нью-Йорке, реформаторской общины.

Бухдал, который был первым американцем азиатского происхождения, получившим сан раввина, сказал, что жизненно важно, чтобы цветные люди чувствовали себя как дома в синагогах по всей стране. «Я думаю, что наша община все еще может вести себя как племена, где есть много предположений — «Ты не похож на еврея!» — которые, я думаю, многие евреи не понимают, отталкивают цветных людей. . Это заставляет их чувствовать себя чужими в собственном доме, как будто они на самом деле не принадлежат ему».

Раввин Шарон Брус из IKAR в Лос-Анджелесе сообщила, что ее община недавно укрепила разнообразие своего совета директоров. По ее словам, четверо из пяти новых членов правления — евреи разного расового или этнического происхождения.

Новый состав правления «больше отражает реальность страны», — сказала она. «Мы знаем, что исторически еврейские общинные пространства не слишком часто приветствовали цветных евреев. … Мы много работали, чтобы быть любящим и справедливым сообществом, и несколько лет назад мы поняли, что этого недостаточно. Мы должны активно работать над созданием пространства, которое будет чувствовать себя гостеприимно».

Некоторые другие раввины говорят, что их общины стремятся принимать всех евреев, в том числе смешанные пары и представителей ЛГБТ, а также цветных евреев, но пока не произошло значительных изменений в расовом или этническом составе их членов.

«За прошедшие годы мы стали свидетелями некоторых изменений», — сказала раввин Бригитта Розенберг из Объединенной еврейской конгрегации в Честерфилде, штат Миссури, пригороде Сент-Луиса. «Но подавляющее большинство наших прихожан имеют ашкеназское происхождение. … Я действительно верю, что это связано с нашим местонахождением».

Бухдаль подсчитала, что небелые евреи составляют от 10% до 15% прихожан в ее нью-йоркской синагоге. «Многие цветные люди обращаются в иудаизм, — сказала она. «Я бы сказал, что будучи цветным раввином — а я идентифицирую себя именно так — я думаю, что привлекал людей… которые иначе, возможно, не пришли бы. Я думаю, что повышенная чувствительность к окружающим вопросам помогла им почувствовать себя здесь как дома».

Одной из проблем при оценке разнообразия еврейских общин, по словам некоторых активистов и ученых, является вопрос о том, следует ли применять термин «цветные евреи» к людям, которые могут не думать о себе так.

«Термин« цветные евреи »в наши дни используется повсеместно и включает множество людей, для которых принадлежность к цветному не была частью их идентичности внутри Соединенных Штатов на протяжении большей части их жизней. », — сказал Джексон о евреях во ВСЕХ оттенках, приведя в качестве примера евреев с Ближнего Востока.

Миджал Биттон, научный сотрудник Института Шалома Хартмана в Северной Америке, который пишет книгу о сирийских евреях в Соединенных Штатах, видит «растущий разрыв между тем, как основные ашкеназские еврейские общинные организации думают о цветных евреях, и тем, сколько этнически и расово разные евреи самоидентифицируются».

Частично проблема, по ее словам, заключается в том, что традиционные категории еврейского наследия — ашкенази, сефарды и мизрахи — не совсем соответствуют американским категориям расы и этнической принадлежности: быть ашкенази не обязательно означает быть белым, быть сефардом или Мизрахи не обязательно означает быть цветным человеком.

«Идея о том, что сирийские евреи, которых я изучал, являются «цветными евреями», показалась бы им крайне чуждой и даже смехотворной, — сказал Биттон. «Некоторые могут идентифицировать себя как белые, некоторые как ближневосточные, некоторые как небелые, но не как цветные евреи».

Кто является — или не является — цветным евреем — это «неправильный вопрос» для сефардских евреев в Америке, сказала Бриджит Даян, ортодоксальная еврейка франко-марокканского происхождения из Нью-Йорка. «Уместный вопрос: считаем ли мы себя случайными жертвами дискриминации в организованном еврейском мире? Я думаю, что ответ для многих из нас — «да». Америка во время или после Второй мировой войны.

«Вы бы назвали цветным евреем латиноамериканского еврея, переехавшего в Соединенные Штаты из Аргентины или Мексики и чьи родители приехали из Польши или Германии?» — спросила Юдит Боксер Ливерант, профессор Национального автономного университета Мексики, изучающая латиноамериканских евреев.

Она сказала, что сомневается, что такой человек идентифицирует себя как цветной.

«Концепция цветных евреев, хотя и призвана способствовать интеграции, рискует объединить людей с уникальными траекториями в недифференцированный «другой», — сказал Ливерант. Она добавила, что, по ее мнению, многие латиноамериканские евреи также отвергли бы ярлык «латиноамериканец», который «сформулирован для общества в целом», но «исторически и социологически неуместен в применении к евреям».

В опросе 2020 года респондентов не спрашивали, считают ли они себя «цветными евреями» или «цветными людьми», и, следовательно, Исследовательский центр Пью не имеет оценки доли евреев США, которые так себя описывают. Оценка 8% в этом опросе основана на категориях расы и этнической принадлежности, разработанных так, чтобы напоминать перепись населения США, которую Центр использует для взвешивания своих опросов, чтобы они были репрезентативными для взрослого населения США.

В рамках опроса респондентам также задавали отдельный вопрос, считают ли они себя ашкенази, сефардами, мизрахи, какой-либо комбинацией или ни одной из этих категорий. Кроме того, респондентов спрашивали о странах, где они родились и где родились их родители, что позволило исследователям комбинировать категории расы и этнической принадлежности, еврейского происхождения и страны происхождения множеством возможных способов.

Несмотря на свою расовую принадлежность, евреи ближневосточного происхождения приносят в американские синагоги культурную историю, которая часто незнакома ашкеназским евреям, по словам двух ашкеназских раввинов. Раввин Дэвид Вольпе из Синайского храма в Лос-Анджелесе сказал, что американцы иранского происхождения в настоящее время составляют более половины его консервативной общины и широко представлены там с конца 1970-х годов, когда многие эмигрировали из Ирана. Сначала, по его словам, различия между ирано-американскими евреями и евреями-ашкеназами — в еде, языке и даже отношении к отправке детей на ночевки и в летние лагеря — препятствовали усилиям по объединению общины.

«Среди двух групп были напряженные отношения, но также постоянно раздавались призывы к единству и сплочению», — сказал Вольпе. «Сейчас намного лучше, но потребовалось много времени и много работы».

Раввин Ховард Стекер из Temple Israel в Грейт-Нек, штат Нью-Йорк, также возглавляет консервативную синагогу, в которой много американцев иранского происхождения. Он сказал, что для евреев-ашкенази в его общине общение с евреями, которые не являются потомками европейцев, было поучительным опытом: «Это заставило нас более внимательно относиться к определенным предположениям, которые у нас есть о том, что значит быть евреем».

Раса, цвет кожи, идентичность: переосмысление дискурсов о «евреях» в двадцать первом веке

Под редакцией Эфраима Зихера

Предисловие Сандера Л. Гилмана

398 страниц, библиог., указатель

8 ISB0 N 900 0 -85745-892-6 $145.00/£107.00 / Hb / Published (May 2013)

ISBN  978-1-78238-207-2 $34.95/£27.95 / Pb / Published (September 2015)

eISBN 978 -0-85745-893-3 электронная книга

https://doi.org/10.3167/9780857458926

Просмотр корзиныВаша страна: — изменить
Запросить копию для обзора или экзамена (в цифровом формате)

  • Если вы являетесь периодическим изданием или другим изданием, рецензирующим наш контент.
  • Если вы профессор, запрашивающий экзаменационную копию.

Рекомендовать вашей библиотекеДоступно в GOBI®

Отзывы

«Если читатель после закрытия этого тома остается неуверенным или запутанным в основных вопросах, связанных с евреями и расой (но не евреями и цветом кожи), это происходит потому, что фундаментальные вопросы, по-видимому, остаются нерешенными. В целом, эссе прекрасно иллюстрируют и освещают эту путаницу». · Изучение современного еврейства

«Прекрасный текст, который станет значительным вкладом в изучение евреев и расы… Работа подходит к теме из различных дисциплин и географических мест, и широта на самом деле является одной из ее самых сильных сторон». · Ребекка Алперт , Университет Темпл

«Это очень хорошая книга… Это очень эклектичный сборник эссе по целому ряду связанных между собой текстов и вопросов, однако главы связаны друг с другом, образуя целое, которое больше, чем сумма его частей, как собрание сочинения должны быть. Тема тома важна; и многие из эссе являются первоклассными. Все главы четкие и по делу». · Эмили Бадик , Еврейский университет в Иерусалиме

Описание

Достижения в области генетики возобновляют споры по поводу унаследованных характеристик, а дискурс вокруг науки и технологических инноваций приобрел расовый оттенок, например, приписывание унаследованных физиологических черт определенным этническим группам или использование ДНК-тестирования для определения биологических связей с этническим происхождением. Эта книга вносит свой вклад в дискуссию, раскрывая ранее закрытые концепции отношений между терминами «цвет кожи», «раса» и «евреи», а также привлекая внимание к глобализму, мультикультурализму, гибридности и диаспоре. Участники — ведущие ученые в области антропологии, социологии, истории, литературы и культурологии — обсуждают, что вопрос не только в том, признаются ли евреи межрасовыми, но и в том, как обращаться с академическими и социальными дискурсами, которые продолжают помещать евреев и других в категории расы/цвета.

Эфраим Зихер — профессор сравнительной и английской литературы в Университете Бен-Гуриона в Негеве, Беэр-Шева, Израиль. Он опубликовал очерки и книги о современной еврейской культуре, памяти о Холокосте и антисемитизме. Его последние книги: Роман о Холокосте (2005 г.), Вавилон в контексте: исследование культурной идентичности (2012 г.), Перечитывая город / Перечитывая Диккенса (2-е издание, 2012 г.) и Под постколониальными глазами: рисование. «еврей» в современной британской письменности (совместно с Линдой Вайнхаус, 2012 г.).

Область: Еврейские исследования Культурные исследования (общие) социология

Субъектные коды

LC: DS143.R13 2013

BL: YC2014.A.3338 9000 9000 9000 8888888 годы. ;
SOC031000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ/Дискриминация и расовые отношения;
SOC000000 СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ/Общие

БИК:
JFSR1 Еврейские исследования;
JFC Культурология

Содержание

Развернуть оглавление

Предисловие
Сандер Гилман

Введение:  Переосмысление рассуждений о «евреях »
Эфраим Зихер

ЧАСТЬ I: ЕВРЕИ И РАСЫ В АМЕРИКЕ

Глава 1. «Я не белый — я еврей»: расовая политика американских евреев
Шерил Гринберг

Глава 2. Размышления об отношениях чернокожих и евреев в эпоху Обамы
Ибрагим Сундиата

Глава 3.  Пятна, заговоры и дела с соседями: евреи, чернокожие и утопии Филипа Рота
Адам Закари Ньютон

Глава 4. Пространства амбивалентности: чернокожие и евреи в Нью-Йорке
Кэтрин Роттенберг

Глава 5. Афроамериканская культура, антропологические практики и еврейская «раса» в книге Зоры Нил Херстон Мулы и мужчины
Далит Альперович

Глава 6.  Еврейские персонажи в сорняках : повторное включение понятия «раса» в постмодернистский дискурс об американских евреях
Ханна Адельман Коми Офир и Шломи Делоя

ЧАСТЬ II: ЕВРЕИ КАК ЧЕРНЫЕ / ЧЕРНЫЕ ЕВРЕИ

Глава 7. Член клуба? Как черные евреи ведут переговоры с черным антисемитизмом и еврейским расизмом
Брюс Хейнс

Глава 8.   Эфиопские иммигранты в Израиле: дискурсы внутреннего и внешнего расизма
Стивен Каплан

Глава 9. Черные евреи в академическом и институциональном дискурсе
Йона Зианга

Глава 10. «Потомки Давида» с Мадагаскара: крипто-иудейские идентичности в Африке 21 века
Эдит Брудер

ЧАСТЬ III: ДИСКУРСЫ О РАСОВОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Глава 11.  Постфактум: «евреи» в немецкой физической антропологии после 1945 года
Амос Моррис-Райх

Глава 12.  Гены как еврейская история?: Генетика человеческой популяции на службе историков
Ноа Софи Колер и Дэн Мишмар

Глава 13.  Саррацин и миф о «еврейском гене»
Клаус Хёдль

Глава 14.  Кровь, душа, раса и страдание: полноценная этнография и выражение еврейской принадлежности
Фрэн Марковиц

Глава 15. Евреи, мусульмане, европейские идентичности: мультикультурализм и антисемитизм в Великобритании
Эфраим Зихер

Глава 16.  Братья по несчастью: воссоединение социологий расизма и антисемитизма
Кузен Глинис и Роберт Файн

Глава 17.  Раса по милости Божьей: раса, религия и построение «еврея» и «араба»
Иван Дэвидсон Кальмар

Выберите библиографию
Примечания для участников
Индекс

Наверх

Электронная почта библиотекаря:

Уважаемый библиотекарь,

Я хотел бы порекомендовать Раса, цвет кожи, идентичность Переосмысление дискурсов о «евреях» в двадцать первом веке для библиотеки. Пожалуйста, включите его в свой следующий обзор покупок с моей настоятельной рекомендацией. Рекомендуемая розничная цена: 145,00 долларов США.

Я рекомендую это название по следующим причинам:

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ БИБЛИОТЕКИ: Эта книга станет ценным дополнением к библиотечной коллекции.

ССЫЛКА: Я буду обращаться к этой книге в своей исследовательской/преподавательской работе.