Считается капюшон головным убором: «Считается ли капюшон головным убором?» — Яндекс Кью

Шаперон (головной убор)

У этого термина существуют и другие значения, см. Шаперон.

Ян ван Эйк «Мужчина в голубом шапероне»

Шаперо́н (фр. chaperon) — средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком (колпаком) и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.

В средние века (XII—XIII) шаперон был как мужским, так и женским головным убором. В XIV веке мужчины стали носить шаперон с жёстким бортом. Параллельно с этим удлинился шлык, и его стали драпировать над бортом или вокруг головы таким образом, чтоб узкая часть хвоста спускалась на плечо[1].

Мода на ношение шаперона пришла из Бургундии, в начале XV века она охватила всю Западную Европу, к концу того же столетия постепенно ушла, и шаперон вернулся к первоначальной, чисто утилитарной роли.

Содержание

  • 1 Появление
  • 2 Строение и разновидности
  • 3 Преобразование и дальнейшее развитие
  • 4 Шапероны и политика
  • 5 В искусстве
  • 6 Закат
  • 7 Лошадиные шапероны
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Появление

Ранний шаперон

Первоначально шаперон представлял собой капюшон с пелериной, скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причём его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать шаперон в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком. Появляется он впервые около XII века. Среди исследователей нет согласия, называлась ли эта ранняя форма собственно шапероном, или же носила имя «худ» (англ. hood — капюшон).

Строение и разновидности

Само название «шаперон» восходит, по всей вероятности, к позднелат. cappa — то есть «плащ с капюшоном», или просто «капюшон» — к чему был уже во французском языке добавлен увеличивающий суффикс «-(r)on», давая общее значение «широкий капюшон», «большой головной убор».

Шаперон делился на следующие части, каждая из которых развивалась собственным путём и приобретала особое значение. Это — длинный шлык (колпак), вначале свисавший на спину, носивший у французов название корнетты (фр. cornette), у англичан — типпит (англ.  tippit), также в обоих языках встречается его общее название лирипип (англ. и фр. liripipe). Пелерина для французских разновидностей шаперона именовалась патта (patte), у англичан — кейп (cape — то есть «плащ», «накидка») разновидность, украшенная фестонами — «петушиным гребнем» (cockscomb). Позднее шаперон дополнительно украшали с помощью бурреле (фр. bourrelet) или «ронделя» (rondel) — широкой ленты из шёлка или хлопчатобумажной ткани, обвязывавшейся вокруг головы на манер тюрбана или берета, со свисавшим вниз концом.

Преобразование и дальнейшее развитие

Лоренцо ди Медичи. Шаперон на портрете оформлен в итальянском стиле, с паттой, сложенной вдвое и свисающей сбоку

Около 1300 года некто, оставшийся неизвестным, предложил носить шаперон, надевая его на голову лицевым отверстием, так что пелерина и шлык (патта и корнетта) свешивались с двух сторон в качестве украшения. Существует предположение, что эта «шляпообразная форма», получившая в литературе название собственно шаперона, в начале носилась только в жаркое время года — но доказательств этому нет. Так или иначе, идея была подхвачена, и в XV веке шапероны начинают шить именно с расчётом на ношение их в виде шляпы. Развиваются разные варианты ношения шаперона.

  1. Корнетта и патта завязывались в узел на макушке, давая вместе нечто похожее на островерхий тюрбан; причём иногда обе части стояли стоймя или одна из них (корнетта или патта) свисали на затылок.
  2. Патта спускалась и охватывала шею и прикреплялась к бурреле с помощью застежки, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины.
  3. Патту завязывали на макушке на манер петушиного гребня, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины.
  4. Корнетту завязывали на макушке, оставляя патту свободно свисать.
  5. Патта свободно свисала на затылок, в то время как длинную корнетту несколько раз обвязывали вокруг шеи и закрепляли. Подобный вариант был особенно удобен в зимнее время, при езде верхом. Считается, что именно его использовала Жанна д’Арк.
  6. При необходимости, например, предстать перед человеком более высокого ранга или во время церковного моления, шаперон снимали и укладывали на плечо, так что патта свисала на спину, корнета — вперёд.

Филипп Добрый, герцог Бургундии. На портрете он изображён в шапероне с огромным бурреле, по моде середины века.

На итальянский манер сложенную пополам патту оставляли свисать сбоку от головы. Как последний штрих шаперон стали обвязывать широкой лентой — бурреле, превращая шаперон в подобие тюрбана.

В конце XIV века среди дам был популярен т.н. «чешский/богемский шаперон», который стоял в высоту с передней стороны таким образом, что напоминал нимб святых. Подобные шапероны упоминаются в Лимбургской хронике за 1389 год[2][3].

В начале XV века, как следует из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского» и «Охотничьей книги», крестьяне продолжали носить шаперон в его исконном виде, в то время как прислуга, входившая в свиту владетельных князей, предпочитала оформлять его наподобие шляпы, изготовлявшейся, по-видимому, из шёлка. В середине века шаперон, несколько более простой и строгий по виду, становится также головным убором знати.

В середине того же века шаперон становится обычным головным убором знати и купцов, причём корнета удлиняется чуть не до земли, заставляя носящего обматывать её вокруг шеи на манер шарфа, так что, например, на флорентийский шаперон этого времени уходило до 9,5 метров ткани (камки или шёлка). Бурреле свивается в жгут, причём иногда по-прежнему обертывается вокруг шаперона, или же несколько слоев дополнительно накладываются на сам шаперон.

Интересно, что величина бурреле соответствовала степени знатности его хозяина — чем больше бурреле, тем выше человек стоял на социальной лестнице.

Шапероны и политика

Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определённого цвета указывало на принадлежность человека к определённой политической партии — причём сами партии могли иногда носить имя «шаперонов». Так, участники парижского восстания 1356 года, направленного против дофина Карла — будущего Карла V, регента Франции в то время, как его отец Иоанн II был в плену у англичан, и добивавшиеся французского трона для Карла Злого, короля Наварры, носили двуцветные шапероны, у которых красный цвет символизировал Париж, голубой — Наварру. В 1379 граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона (см. Восстание белых шаперонов). Белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году.

Во Флоренции в XV столетии шапероны (по-итальянски «капуччи») выдавали принадлежность к республиканской партии, в то время как их противники носили «придворные шляпы».

В искусстве

Шапероны всех родов и видов часто изображались на миниатюрах XIV века, причём, как правило, в них были одеты крестьяне или прислуга — дань тому времени, когда шаперон только стал завоевывать себе место как модный головной убор.

Также шаперон весьма характерен для нидерландских портретов, как и для картин итальянского Ренессанса. Среди прочего их любил изображать Паоло Учелло, специально занимавшийся вопросом графической перспективы. По его мнению, сама форма шаперона помогала зрителю почувствовать глубину пространства картины.

Также в итальянском искусстве шапероны часто появляются в сценах Рождества Христова, как считается, потому что дата этого события пришлась на зиму — время года, когда ношение теплого шерстяного шаперона было более чем обычным. В шапероне часто изображается Святой Иосиф или пастухи, поклоняющиеся новорождённому Христу.

Закат

В 1480-х годах шаперон стал постепенно выходить из моды, хотя его продолжали носить горожане и купцы. Поздний шаперон лишился пышных украшений, лента-бурреле исчезла совсем или сильно укоротилась, патта уже ничем не украшалась. К 1500 году в Северной Европе шаперон исчез почти окончательно, в то время как его предок, капюшон или худ, продолжал носиться пастухами или крестьянами, особенно в холодное время года. Ещё какое-то время собственно шаперон продержался как часть формального наряда законников, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды). Но и в этих случаях шаперон был уже достаточно скромных размеров, часто лишённый бурреле, крепившийся к одежде на манер капюшона. В Италии мода на шаперон (как головного убора для пожилых) продержалась дольше всего, окончательно выйдя из употребления лишь к 1520 году.

Лошадиные шапероны

Шаперонами или шаферонами называются также налобники в форме щитка, в некоторых странах надевающиеся на лошадей, везущих погребальный кортеж.

Примечания

  1. ↑ Мерцалова, 1993, с. 541.
  2. Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. Готическая мода // Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1966.
  3. Тилеман Элен фон Вольфхаген. Лимбургская хроника (рус.) / пер. А. С. Котов. — 141 с.

Литература

  • Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. — М.: Академия моды, 1993. — Т. 1. — 543 с. — ISBN 5-900136-02-7.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Шаперон
  • History of the chaperon, with simple diagrams
  • Chaperon

C каким головным убором носить шубу? Слушаем стилистов! Фото

Содержание

  • Какой головной убор носить с шубой?
  • К каким моделям стоит присмотрится при выборе головного убора для шубы?
  • Какой головной убор носить с норковой шубой
  • Головной убор под шубу без капюшона
  • Если это шуба с капюшоном, то какой головной убор носить?
  • Видео: Модные головные уборы под шубу / Шапки, платки, снуды, шляпы

Решая, какой головной убор носить с шубой, каждая девушка должна помнить, что тут действует базовое правило, как и в макияже: акцент делается только на один предмет.

На заметку: Если шуба необычного фасона и расцветки, то головной убор должен быть без излишеств. И наоборот, если модель шубы простоватая, то привнести изюминку в образ поможет изящная меховая шапка или берет.

Меховая шапка с шубой

Какой головной убор носить с шубой?

Со всей серьезностью нужно подойти к своему зимнему образу. Желательно сразу приобретать головной убор при покупке верхней одежды, чтобы было видно: что сочетается, а что не очень. Одно из главных правил — выбирать фасон под черты лица.

Важно: Для человека с крупными чертами подойдут объемные головные уборы (пушистая шапка или свободный берет). С узкими и тонкими чертами лица хорошо будут смотреться маленькие шапочки, которые облегают голову.

Шуба и шляпа в одном тоне на фото

К каким моделям стоит присмотрится при выборе головного убора для шубы?

Вязанные шапки. Данная модель имеет огромную популярность среди девушек 18-35 лет уже очень долгое время. Прекрасное и не вычурное дополнение к мутоновой шубке или шубе-чебурашке. Огромный выбор расцветок, материал приятен телу. А милый помпон подчеркнет игривость и веселость хозяйки.

Шуба с вязаной шапкой на фото

Шапка-шлем и шапка-снуд. Такой головной убор является универсальным, но желательно носить его с шубами, которые обладают коротким мехом с небольшим натуральным ворсом и лаконичным дизайном. Важно помнить, что в данном образе акцент идёт на шапки с необычной вязкой и формой. Подойдет для всех любительниц стиля «кэжуал».

Шапка-носок. Любимая модель среди молодежи. Проста в носке. Хорошо подобранный однотонный цвет гармонично сочетается с кроличьей или песцовой шубкой.

Модное сочетание: шуба и шапка носок

Меховые шапки. Многие стилисты говорят, что такое сочетание – это моветон. Носить мех с мехом можно, но главное помнить об одном правиле. Нужно уметь сочетать меха разных фактур и не забыть про разницу в длине ворса.  

При коротком ворсе шубы, нужна шапка с длинным ворсом и наоборот. Если длина будет одинаковая, то у девушки есть все шансы превратиться в гигантский меховой шар.

Шляпы с полями. Удачно подобранная шляпа с широкими полями в сочетании с шубкой – это женственный и утонченный образ, который давно полюбился многим модницам. Для нашей суровой зимы такой головной убор не совсем подходит, но автоледи могут смело взять этот стиль на заметку.

Варианты сочетания шубы и шляпы

Кроме того, шляпка может быть не только фетровой, но и меховой. Самой теплой и оригинальной считается норковая женская шляпка.

Для образов лучше подбирать холодные или нюдовые цвета (черный, бежевый, коричневый, бургунди). Отдавая предпочтения ярким оттенкам нужно деликатно подходить к созданию макияжа и образа в целом, иначе можно превратиться в фрика.

Важно! При выборе оттенка для шляпы важно помнить, что головной убор не должен сливаться с цветом волос. Лучше выбирать на оттенок светлее или темнее.

Какой головной убор носить с норковой шубой

При выборе головного убора к норковой шубе важно учесть все советы и нюансы.

Меховая шапка. Лучшим дополнением образа для норковой шубки будет норковая шапка или меховой берет. Важно помнить, что цвет головного убора и верхней одежды должны отличаться хотя бы на один оттенок. Не стоит забывать и о длине ворса. Нужно грамотно подобрать сочетание, чтобы не стать одним большим пятном.

Норковая шуба с норковой шапкой

 

При выборе головного убора для норки стоит отказаться от объемных беретов или шапок для зрелых дам. Также стоит убрать из гардероба шарфы и вязанные и трикотажные шапки.

Платок. Платок – это универсальный головной убор, который подойдет к лицу любой девушки. Огромное количество расцветок помогут менять образы по настроению. Красивые цветочные узоры или лаконичные принты идеально подойдут молодым и стильным, которые любят норковые изделия. Стоит уделить внимание на то, как правильно завязать платок. Иначе есть риск испортить весь зимний look.

Платок с шубой

Головной убор под шубу без капюшона

Для выбора головного убора для шубки без капюшона важно обратить внимание на его практичность и на то, как он может сохранять тепло и защитить от ветра.

Шапка-Тюрбан или Чалма. Круглая шапка, которая описывает силуэт головы. В дуэте с шубкой из песца или каракуля подчеркивает элегантность и статусность своей владелицы, привнося восточные нотки. Сияющий камешек, вписанный в головной убор, придаст нежности. Чудесно вписывается в торжественный и повседневный образ. Подчеркивает женственность и утонченность. Тренд нового сезона 2017/2018.

шапка тюрбан под шубу

Клош и шляпка с вуалью. Аккуратная шляпка с узкими полями, словно из 20 века, придаст женщине аристократичности и утонченности. Любимый образ актрис и музыкальных див.

Шапка крупной вязки. Согреет в любую погоду, сбережет уши в тепле. Хорош сочетаются с простыми шубками (кролик, белка, каракуль).

Шапка с головой животного. Очень специфический аксессуар. К его выбору нужно отнестись со всей серьезностью.

Фетровый или вязанный берет. Отлично подходит к коротким моделям шубок с фасоном «трапеция». Береты из меха идут практически всем типам лица.

Берет под шубу

 

Если это шуба с капюшоном, то какой головной убор носить?

Для таких моделей хорошо подойдут вязанные и трикотажные шапочки (однотонные или с крупным принтом), которые не будут отягощать образ, а привнесут легкости и невесомости.

Совет. Не стоит носить с шубой спортивные шапки известный лейблов, кепки и бейсболки. Всё это не сочетается с мехом, выглядит вычурно и безвкусно.

Видео: Модные головные уборы под шубу / Шапки, платки, снуды, шляпы

[Всего: 4   Средний:  3.5/5]

Французский капюшон | Хронология истории моды

Округлый женский головной убор, популярный в XVI веке (с 1540 г.).

Детали

T

Словарь истории моды (2010) определяет французский капюшон следующим образом:

граница изгибается вперед с каждой стороны, чтобы покрыть уши. Этот бордюр обыкновенно был обшит дюймовым кантом, за которым находился нижний биллимент ювелирной работы; дальше назад, изогнутый над короной, был верхний биллимент. За этим, спускаясь на шею сзади, была ткань в формальных складках или, чаще, жесткий клапан, который можно было подвернуть и носить на макушке, прямой край выступал над лбом и был известен как корнет или бонграс. .

Английский вариант французского капюшона (1525–1558), связанный с королевой Марией I, был приплюснут поперек головы, широко выступал от висков, затем загибался под углом, закрывая уши, в остальном то же самое».

Для дальнейшего описания французского капюшона Филлис Г. Тортора в The Fairchild Books Dictionary of Fashion (2013) пишет:

«Женский головной убор, состоящий из небольшой голова и отделаны рюшами. [] Передняя кайма представляла собой изогнутую вперед крышку к ушам и имела две декоративные золотые полосы или биллименты. Черный лоскут либо закрывал волосы, либо был загнут вперед над головой, выступая надо лбом. Модно с 1521 по 159 гг.0 и носили некоторые до 1630 года». (220)

Дэниел Делис Хилл в History of World Costume and Fashion (2011) объясняет причину дизайна и истории. Он пишет:

«Французский капюшон был переделан в шапку в форме полумесяца, которая сидела на затылке, обнажая волосы. Подбородочный ремешок требовался, чтобы удерживать тяжелую кепку с украшениями на месте. Отвороты исчезли, а капюшон укоротили примерно до плеч. Кэтрин Говард, пятая жена Генриха VIII, представила французскую версию английскому двору». (381)

Рис. 1 — Ганс Гольбейн Младший (нем., 1497 — 1543). Неизвестная женщина, ранее известная как Кэтрин Ховард , 1540. Холст, масло; 73,7 см х 49,5 см (29 х 19 1/2 дюйма). Лондон: Национальная портретная галерея, NPG 1119. Куплено в 1898 г. Источник: Национальная портретная галерея

Рис. 2 — Нидерландский художник. Портрет молодой женщины , ок. 1535. Дерево, масло; 26,7 х 21 см (10 1/2 х 8 1/4 дюйма). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 49.7.32. Коллекция Жюля Баша, 1949. Источник: Метрополитен-музей

Рис. 3 — Мастер Джон (англ.). Кэтрин Парр , 1544 — 1545. Масло на панели; 180 х 94 см (71 х 37 дюймов). Лондон: Национальная портретная галерея, NPG 4451. Приобретено с помощью Фонда Гюльбенкяна, 1965 г. Источник: Национальная портретная галерея

Рис. 4 — Ганс Гольбейн Младший (нем., 1497–1543). Портрет молодой женщины , 1540 — 1545. Дуб, масло, золото; 28,3 х 23,2 см (11 1/8 х 9 1/8 дюйма). Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 49. .7.30. Коллекция Жюля Баша, 1949 г. Источник: Музей Метрополитен

В музее FIDM хранится копия французского капюшона, который носила королева Елизавета I для фильма «Молодая Бесс» , выпущенного в 1953 г., созданного Уолтером Планкеттом (рис. 5). FIDM пишет:

«Головной убор на этих изображениях основан на французском капюшоне, типе головного убора, который к концу 1540-х годов приобрел широкую популярность среди аристократичных английских женщин. Как следует из названия, этот стиль капюшона мигрировал из Франции в Англию, вероятно, в 1520-х годах. Французский капюшон, состоящий из жесткой основы в форме изогнутой плотно прилегающей кепки и вуалеобразного спада ткани сзади, надевался на голову, закрывая уши и обнажая волосы с пробором по центру. Его носили поверх чепца, маленькой шапочки из льна или шелка, закрывавшей и удерживавшей волосы. Французский капюшон почти всегда был черным, хотя иногда белым или красным. Это с. На портрете «Юной Бесс» 1546 года она изображена в красном французском капюшоне. Иногда ткань на спине загибали вперед, чтобы защитить лицо от солнца. Когда его носили таким образом, его называли бонграсом».

Рис. 5 — Уолтер Планкетт (американец, 1902-1982). Французский капюшон, который Джин Симмонс носила в фильме «Молодая Бесс », 1953 год. Шелк. Лос-Анджелес: Музей FIDM, 2003.798.1. Подарок Стейси Бельмер. Источник: Музей FIDM

Рис. 6 – Дольче и Габбана (итальянка). Французский капюшон с ромбовидной отделкой в ​​современном стиле , осень/зима 2012 г. Источник: Vogue

It Afterlife

Коллекция Dolce and Gabbana осень/зима 2012 г. (рис. 6) вдохновлена ​​французскими капюшонами 16-го века.

Ссылки:

  • Камминг, Валери, К. Уиллетт Каннингтон, Филлис Каннингтон, Чарльз Релли Берд и К. Уиллетт Каннингтон. Словарь истории моды . Оксфорд; Нью-Йорк: Берг, 2010 г. http://www.worldcat.org/oclc/1002419232.
  • «Французский капюшон». Википедия , 31 июля 2017 г. https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=French_hood&oldid=793264052.
  • Хилл, Дэниел Делис. История мирового костюма и моды . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Prentice Hall, 2011. http://www.worldcat.org/oclc/731445106.
  • Тортора, Филлис Г., Сандра Дж. Кайзер и Бина Эблинг. Словарь моды Fairchild Books . 4-е издание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Fairchild Books, издательство Bloomsbury Publishing Inc., 2014 г. http://www.worldcat.org/oclc/

    9357.

  • «Юная Бесс Френч Худ». Блог музея FIDM . По состоянию на 4 октября 2017 г. http://blog.fidmmuseum.org/museum/2010/04/young-bess-french-hood.html.

Политика конфиденциальности


Хронология истории моды — это проект Департамента истории искусств FIT. Хронология предлагает научный вклад в общественное знание истории моды и дизайна. В соответствии с этой миссией письменные комментарии, исследования и анализ Timeline , предоставленные студентами, преподавателями и другими членами сообщества FIT, лицензируются в соответствии с международной лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4. 0. Если не указано иное, изображения, использованные в Timeline не подпадают под действие этой лицензии Creative Commons, применяемой к письменной работе из Timeline . Несмотря на то, что были предприняты все попытки добиться точности, Timeline находится в стадии разработки. Если у вас есть предложения или исправления, свяжитесь с нами.

Сохр.

Сохр.0086

  • Гимн Аполлону: Древний мир и русские балеты

    В 1900-1909, 1910-1919, 20 век, блог

  • Фрида Кало: внешность может быть обманчивой

    В 1930-1939 гг., 20 век, блог

  • Торжественное открытие Музея исторического костюма в Познани, Польша

    В 1880-1889 гг., 19 век, блог

  • Капюшон | Ответы католиков

    Перейти к основному содержаниюОтзыв о доступности

    энциклопедия

    Гибкий конический головной убор без полей, закрывающий всю голову, кроме лица

    Нажмите, чтобы увеличить

    Капюшон, гибкий конический головной убор без полей, закрывающий всю голову, кроме лица. Это либо отдельная одежда, либо часть плаща. В первом случае она обычно оканчивается внизу своего рода накидкой, иногда открытой спереди, а иногда закрытой, так что остается только одно отверстие для лица. У римлян капюшон (cucullus, слово кельтского происхождения) носили как отдельную одежду, особенно погонщики, пастухи и рабочие; и всеми классами как часть lacerna, birrus и особенно poenula, разновидностей плащей. Капюшон в обеих формах был очень распространен в средние века, особенно во Франции, Германии и Англии, его носили священнослужители и миряне, мужчины и женщины, высокие и низкие. Это был обычный головной убор монахов и нищих монахов, который был предписан как часть религиозной привычки. В тринадцатом и четырнадцатом веках капюшон обычно заканчивался длинным козырьком (лириппиум), который спускался вниз по спине и иногда использовался как шейный платок. К концу Средневековья капюшон, хотя и не повсеместно отказавшийся, был вытеснен шляпой как среди священнослужителей, так и среди мирян; это было сохранено особенно старыми Орденами. На самом деле капуцины получили свое название от своего капюшона (capuce), который по форме отличается от капюшона других францисканцев. Из капюшона была разработана прическа или кепка, которую раньше носили женщины. Формой головного убора, происходящей от капюшона, была альмутия (almutium, armutia), которую использовали члены капитула в хоре еще в начале тринадцатого века. Он отличался, как правило, крупной накидкой и двумя роговидными затяжками, упирающимися в виски, но без лириппиума. Делали его желательно из меха или хотя бы подбивали мехом, а нижнюю часть украшали меховыми кисточками. Она никогда не была литургической одеждой, а была лишь частью хоровой одежды и отличительным признаком канонов. Как головной убор он постепенно потерял свое значение, когда биретта была принята для хора. Еще в шестнадцатом веке альмутию часто носили на руке. Сегодня он используется лишь в нескольких местах (Аррас, Амьен, Шартр, Люцерн и др.).

    На альмутию по форме похожа моццетта, накидка с небольшим капюшоном. Хотя он по праву принадлежит папе, кардиналам и епископам, его использование также разрешено другим прелатам и членам выдающихся капитулов. Моцетта папы красная; у кардиналов красный, розовый или фиолетовый; все остальные фиолетовые, если только прелат не принадлежит к религиозному ордену, и в этом случае цвет моцетты и религиозного облачения одинаков. Он открыт спереди, но снабжен пуговицами и во время богослужений надевается поверх венка. Епископы носят его в своих епархиях, как внутри, так и вне церкви. Члены капитула не носят его за пределами церкви, если только капитул не является корпоративным. Моцетту нельзя проследить дальше пятнадцатого века. Он рассматривается либо как укороченная каппа, либо, возможно, и более правильно, происходит от альмутии.

    ДЖОС. BRAUN


    Компания «Католические ответы» рада предоставить эту полную статью из оригинальной Католической энциклопедии, опубликованной между 1907 и 1912 годами. Это ценный ресурс по предметам, связанным с теологией, философией, историей, культурой и многим другим.