Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.
История современных горных лыж начинается с конца XVIII века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями, ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб. В 1930-е годы в Австрии ввели металлический кант, что делало лыжи долговечнее и удобнее в управлении.
Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.
Первые лыжи, которые использовались для спуска с гор имели длинну более 2 метров. С развитием технологии производства, лыжи стали более короткими. Кроме простых видов горнолыжного спорта с поворотами имеющими длинный радиус, появились виды спусков с более коротким радиусом, например "слалом". Экипировка сборной СССР образца 1975 года включала лыжи для слалома длинной 210 см. В 1995 году средняя длинна слаломных лыж составляла 180 см., а в 2005 уже меньше 160 см.
Вместе с изменением конструкции лыж, менялась техника спусков.
На рубеже XX и XXI веков произошла так называемая «карвинговая революция», приведшая к переходу на совершенно другие по геометрии, именуемые карвингом от латинского carve — резать. Carving — общее название современных (на 2014 год) лыж, предназначенных для «карвинговой» (в противоположность «классической») техники катания с параллельным ведением лыж на кантах. Широко используются с конца XX века. Такие лыжи, за счёт своей формы, легче входят в поворот и могут проходить дугу без (или с минимумом) бокового проскальзывания. Существенно отличаются от морально устаревших, более ранних горных лыж тем, что имеют боковой вырез придающий лыжам новые геометрические параметры такие как: ширина носа, талии и пятки. Измеряются данные параметры в миллиметрах. Так же, существует ещё один параметр, который тоже отсутствовал в лыжах с классической геометрией, это радиус бокового выреза, он измеряется в метрах.[1] Примерно в то же время стали распространяться широкие горные лыжи, предназначенные для катания по целине вне подготовленных трасс.[1][2]
В зависимости от назначения и техники катания лыжи можно классифицировать так:[источник не указан 1641 день]
В зависимости от назначения лыжи, сильно меняются и требования к её жёсткости. Лыжа может быть жёсткой на скручивание, но мягкой на прогиб.
Распределение жёсткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жёсткую центральную часть, легко сгибаясь на концах.[6]
«Сэндвич» — лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединённых в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жёсткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жёстких материалов.
«Кэп» — роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет профиль лыжи выполненный в виде «чашки» (кэпа), а сердечник лыжи полностью находится внутри этого самого кэпа.
«Короб» (Монокок) — более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обёртке» из синтетических материалов или в металлической оплётке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жёсткостью устоёчивее в повороте, мягко идёт по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.
«Полукэп» -- имеет в конструкции как кэп, так и сэндвич. Сэндвич под платформой, кэп в носке и пятке.
К ботинкам лыжи крепятся крепления, состоящими из передней головки и пятки, которые могут устанавливаться как непосредственно на лыжу, так и на платформу, которая закреплена на лыже. На старших моделях лыж часто применяются интегрированные системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка. Рядом с задней головкой размещается аварийный тормоз (ski-stop), предотвращающий движение лыжи без встёгнутого в крепление ботинка.
Горнолыжные крепления обеспечивают освобождение ботинка при травмоопасных нагрузках на ногу лыжника, которые могут возникнуть при падении лыжника или столкновении лыжи с препятствием. Усилие срабатывания регулируется по шкалам на передней головке и пятке крепления, шкала усилий стандартизирована DIN и обозначается цифрами. Диапазоны шкал DIN для детских креплений составляют от 0.5 до 4, любительских креплений начального уровня 3-10, любительских креплений экспертного уровня — 5-15, профессиональных гоночных до 24.
Подбор усилия срабатывания крепления осуществляется по таблицам с учётом размера ботинка, роста, веса, возраста, уровня и характера катания лыжника. Начинающим лыжникам для настройки креплений необходимо обращаться в сервисный центр.
Важным свойством горнолыжного крепления является эластичность: способность крепления при сильном коротком импульсном ударе удержать лыжу на ноге, и освободить её при длительном воздействии с меньшим усилием. Высокая эластичность крепления предотвращает ложные срабатывания, и позволяет лыжнику избежать падения из-за потери лыжи.
Анатомия горнолыжного крепления
wikipedia.green
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения. |
Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.
История современных горных лыж начинается с конца 18 века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями (ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб, прикрепленных к лыже). Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка (30-е годы 20 века, Австрия) — снизу по краям к лыже прикрепляли вровень с остальной поверхностью узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это, во-первых, препятствовало стачиванию дерева лыж о фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а, во-вторых, позволяло уверенней управлять лыжами.
Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Пластиковая скользящая поверхность и металлические канты обеспечили и более длительный срок эксплуатации лыж.
В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта и массового катания, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.
Горные лыжи в настоящее время — высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.
Среди огромного многообразия горных лыж можно выделить несколько категорий:
Кроме того лыжи можно разделить на следующие классы (деление условное)
Гашение вибраций (виброгашение) — При катании лыжа испытывает микроудары и начинает мелко вибрировать. В момент таких вибраций теряется контакт, а значит, уменьшается управляемость лыжи. От качества виброгашения лыжи зависит её поведение на средних и высоких скоростях: чем лучше поглощается вибрация, тем лучше и точнее идет лыжа по дуге, тем лучше держит на жестком, ледянистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), тем лучше, стабильнее ведет себя лыжа на больших скоростях. Вопросу виброгашения уделяется внимание во всех спортивных и экспертных лыжах. Наибольшие вибрации будут в дешевых лыжах для начинающих.
Узкая лыжа — предпочтительна на жестких, ледянистых склонах, она более «живая» и поворотливая, так как меньше необходимое усилие для перекантовки; более легкая; легче идет по неровной, бугристой трассе.
Широкая лыжа — предпочтительна для глубокого снега и целины, не «тонет»; более устойчива и стабильна на направлении.
Носок лыжи — чем шире носок, тем легче лыжник выполняет поворот. Горные лыжи с широким носком используются для карвинга. Чем выше загнут носок лыжи, тем лучше лыжа подходит для внетрассового катания. Лыжи с плоским носком предназначены для карвинга на подготовленных склонах, для слалома на спортивной трассе.
Талия лыжи — лыжи с широкой талией лучше подходят для внетрассового катания, лучше управляемость лыжи на различной снеговой поверхности, легче лыжа всплывает в глубоком снегу. Чем уже талия лыжи — тем легче лыжа поворачивает.
Ширина пятки — чем шире пятка, тем глубже получается дуга в конце поворота. Горные лыжи с широкой пяткой используются для карвинга.
Радиус поворота лыжи(R)[4] или Боковой вырез лыжи — обозначается буквой R или просто числом в диапазоне от 8 до 40. Радиус поворота лыжи это минимальный радиус в метрах на который лыжа может повернуть при правильной её закантовке и изгибе. Например, если на лыже написано R=22, на практике на лыже радиуса 22 метра вы дадите дугу с радиусом метров этак 25-26. И тогда траектория потребует ширины склона 26+26=52 метра. Радиус лыжи стоит выбирать по двум принципам. Под склоны на которых вы будете кататься и под технику вашего катания. На лыжах с маленьким радиусом надо постоянно перекантовывать лыжу или вы сразу поедете на верх по склону. Это тяжело и надоедает. Лыжи большого радиуса позволяют ехать почти по прямой на большой скорости и перекантовываться редко, но резко падает маневренность вашего движения. Но надо помнить, что в рыхлом снегу радиусы не работают. В пухляке работает совершенно другая техника и лыжа по радиусу там не гнется. Как правило все лыжи маленького радиуса короткие и их проще возить и хранить. На фрирайдовых лыжах делается неглубокий вырез большого радиуса.
Длинные лыжи — устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Они подходят для «больших гор» и длинных, широких трасс.
Короткие лыжи — более верткие, легче поворачивают на склоне, легче идут по жестким, леденистым склонам, легче идут по неровной, бугристой трассе. Короткие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах, ведь они дают возможность сделать больше поворотов.
Для удобства выбора существует градация по продольной жесткости на мягкие (soft), средние (medium) и жесткие (hard).
Мягкие лыжи — лучше для начинающих. Они начинают правильно «работать» (прогибаться) на меньших скоростях, лучше амортизируют крупные неровности рельефа и прощают ошибки техники. Мягкие лыжи лучше идут по пухлому снегу, по целине. Мягкие лыжи — кроме того, что это модели лыж для начинающих, это ещё и модели лыж для фрирайда по целине.
Жёсткие лыжи — предназначены для карвинга по подготовленным склонам и для спорта. Они более четко ведут дугу, лучше держат на жестких и ледяных склонах — лыжи идут «как по рельсам». Их труднее ввести в поворот, но в конце поворота они отдают свою энергию — «выстреливает». Надо помнить, что жесткие лыжи требуют большей физической и технической подготовки горнолыжника.
«Сэндвич» — лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединенных в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жесткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жестких материалов.
«Кэп» — роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет верхний жесткий слой, к которому снизу «приделываются» остальные слои.
«Короб» (Монокок) — более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обертке» из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жесткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жесткостью устоичивее в повороте, мягко идет по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.
К ботинкам лыжи крепятся креплениями, состоящими из передней головки и пятки, которые могут устанавливаться как непосредственно на лыжу, так и на платформу, которая закреплена на лыже. На старших моделях лыж часто применяются интегрированные системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка. Рядом с задней головкой размещается аварийный тормоз (ski-stop), предотвращающий движение лыжи без встёгнутого в крепление ботинка.
Горнолыжные крепления обеспечивают освобождение ботинка при травмоопасных нагрузках на ногу лыжника, которые могут возникнуть при падении лыжника или столкновении лыжи с препятствием. Усилие срабатывания регулируется по шкалам на передней головке и пятке крепления, шкала усилий стандартизирована DIN и обозначается цифрами. Диапазоны шкал DIN для детских креплений составляют от 0.5 до 4, любительских креплений начального уровня 3-10, любительских креплений экспертного уровня — 5-15, профессиональных гоночных до 24.
Подбор усилия срабатывания крепления осуществляется по таблицам с учётом размера ботинка, роста, веса, возраста, уровня и характера катания лыжника. Начинающим лыжникам для настройки креплений необходимо обращаться в сервисный центр.
Важным свойством горнолыжного крепления является эластичность: способность крепления при сильном коротком импульсном ударе удержать лыжу на ноге, и освободить её при длительном воздействии с меньшим усилием. Высокая эластичность крепления предотвращает ложные срабатывания, и позволяет лыжнику избежать падения из-за потери лыжи.
Анатомия горнолыжного крепления
dvc.academic.ru
История современных горных лыж начинается с конца XVIII века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями, ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб. В 1930-е годы в Австрии ввели металлический кант, что делало лыжи долговечнее и удобнее в управлении.
Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.
Первые лыжи, которые использовались для спуска с гор имели длинну более 2 метров. С развитием технологии производства, лыжи стали более короткими. Кроме простых видов горнолыжного спорта с поворотами имеющими длинный радиус, появились виды спусков с более коротким радиусом, например "слалом". Экипировка сборной СССР образца 1975 года включала лыжи для слалома длинной 210 см. В 1995 году средняя длинна слаломных лыж составляла 180 см., а в 2005 уже меньше 160 см.
Вместе с изменением конструкции лыж, менялась техника спусков.
На рубеже XX и XXI веков произошла так называемая «карвинговая революция», приведшая к переходу на совершенно другие по геометрии, именуемые карвингом от латинского carve — резать. Carving — общее название современных (на 2014 год) лыж, предназначенных для «карвинговой» (в противоположность «классической») техники катания с параллельным ведением лыж на кантах. Широко используются с конца XX века. Такие лыжи, за счёт своей формы, легче входят в поворот и могут проходить дугу без (или с минимумом) бокового проскальзывания. Существенно отличаются от морально устаревших, более ранних горных лыж тем, что имеют боковой вырез придающий лыжам новые геометрические параметры такие как: ширина носа, талии и пятки. Измеряются данные параметры в миллиметрах. Так же, существует ещё один параметр, который тоже отсутствовал в лыжах с классической геометрией, это радиус бокового выреза, он измеряется в метрах.[1] Примерно в то же время стали распространяться широкие горные лыжи, предназначенные для катания по целине вне подготовленных трасс.[1][2]
В зависимости от назначения и техники катания лыжи можно классифицировать так:[источник не указан 1611 дней]
В зависимости от назначения лыжи, сильно меняются и требования к её жёсткости. Лыжа может быть жёсткой на скручивание, но мягкой на прогиб.
Распределение жёсткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жёсткую центральную часть, легко сгибаясь на концах.[6]
«Сэндвич» — лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединённых в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жёсткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жёстких материалов.
«Кэп» — роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет профиль лыжи выполненный в виде «чашки» (кэпа), а сердечник лыжи полностью находится внутри этого самого кэпа.
«Короб» (Монокок) — более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обёртке» из синтетических материалов или в металлической оплётке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жёсткостью устоёчивее в повороте, мягко идёт по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.
«Полукэп» -- имеет в конструкции как кэп, так и сэндвич. Сэндвич под платформой, кэп в носке и пятке.
К ботинкам лыжи крепятся крепления, состоящими из передней головки и пятки, которые могут устанавливаться как непосредственно на лыжу, так и на платформу, которая закреплена на лыже. На старших моделях лыж часто применяются интегрированные системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка. Рядом с задней головкой размещается аварийный тормоз (ski-stop), предотвращающий движение лыжи без встёгнутого в крепление ботинка.
Горнолыжные крепления обеспечивают освобождение ботинка при травмоопасных нагрузках на ногу лыжника, которые могут возникнуть при падении лыжника или столкновении лыжи с препятствием. Усилие срабатывания регулируется по шкалам на передней головке и пятке крепления, шкала усилий стандартизирована DIN и обозначается цифрами. Диапазоны шкал DIN для детских креплений составляют от 0.5 до 4, любительских креплений начального уровня 3-10, любительских креплений экспертного уровня — 5-15, профессиональных гоночных до 24.
Подбор усилия срабатывания крепления осуществляется по таблицам с учётом размера ботинка, роста, веса, возраста, уровня и характера катания лыжника. Начинающим лыжникам для настройки креплений необходимо обращаться в сервисный центр.
Важным свойством горнолыжного крепления является эластичность: способность крепления при сильном коротком импульсном ударе удержать лыжу на ноге, и освободить её при длительном воздействии с меньшим усилием. Высокая эластичность крепления предотвращает ложные срабатывания, и позволяет лыжнику избежать падения из-за потери лыжи.
Анатомия горнолыжного крепления
ru-wiki.org
Горнолыжный спорт – не самая распространенная дисциплина, но в зимний период пользуется спросом, как биатлон и лыжные гонки. Проблема вида заключается в том, что он воспринимает как активный отдых. Включение горных лыж в программу Зимних Олимпийских игр увеличило его популярность, в том числе и среди бетторов.
Ставки на горные лыжи осложняются малым количеством событий и тем, что пари принимаются на крупные соревнования: Кубок мира, Чемпионат мира и Зимнюю Олимпиаду.
Победа – в заезде, на этапе или соревнованиях.
Дуэль – кто из двух спортсменов окажется выше по итогам этапа или турнира.
Попадет в ТОП – займет позицию в тройке (шестерке, десятке) лучших.
Национальность победителя – спортсмен из какой страны займет первую строчку.
Ставить лучше на Кубок мира, который состоит примерно из 20 этапов. Пропустите стартовые 5-7 этапов, чтобы выяснить форму и силу соперников. Помните, что мировой чемпионат и Олимпиада для горнолыжников престижнее, поэтому в заключительных этапах перед этими соревнованиями, они экономят силы.
У горнолыжного спорта множество дисциплин, но конторы принимают пари на те, которые включены в программу Олимпиады. При анализе, отталкивайтесь от разновидностей горных лыж:
Ставки на горные лыжи можно делать 5 месяцев в году. Стабильно зарабатывать не получится, поэтому освойте и другие виды спорта, например, бейсбол, где сезон главной лиги МЛБ, приходится на паузу в горнолыжном спорте.
Некоторые спортсмены выступают на высоком уровне в разных дисциплинах, но у всех есть предпочтения и любимые виды. При ставках на слалом, изучайте одни рейтинги и статистику, а при анализе комбинации – другие.
Слалом и гигантский слалом отличаются тем, что участники делают по два спуска, а результат определяется общим временем. В слаломе случайность в меньшей мере сказывается на исходе, нежели в скоростном спуске, где нет права на ошибку.
Ставьте на спортсменов, у которых стабильные результаты. Горные лыжи требуют физической силы, развитой координации и правильной техники, поэтому смотрите прошлые соревнования и отслеживайте эти моменты. Не забывайте о повреждениях. Спортсмен вряд ли после травмы покажет максимум.
Этапы Кубка мира могут отменяться из-за погодных условий, отсутствия снега и т. п. Незапланированные паузы идут на пользу опытным горнолыжникам.
Мотивация в горных лыжах прослеживается там, где, как казалось, ее не должно быть. Одни спортсмены давно соперничают, другие хотят стать лучшим среди соотечественников, даже если этап не влияет на места в общем зачете.
Рассмотрим пари на примере БК 1хСтавка, хотя горные лыжи появляются в линии 888.ru.
Ставьте лучше на рынок «Кто выше», поскольку маржа здесь составляет 8.13-8.64%, а на рынок «Кто победит» – 37.49% в 1хСтавке и 35.3% в 888.ru.
С уважением, Артем Дёма (ironbets.ru)
Узнайте больше:ironbets.ru
Узнай, чем жизнь спортсмена отличается от горнопляжника!
Так в чем отличия? Казалось-бы, практически ни в чем. Ну, побыстрее едут (да и то не всегда), одежда другая, лыжи иначе раскрашены. И все?
Нет! Разница огромная. Как между мамонтом и новорожденным слоненком. И сейчас вы в этом убедитесь. Но сначала…
— Капитан, в экипаже батискафа есть спортсмены?
— Есть, у нас кто хочешь есть! И как только мы погрузимся, они раскроют самые сокровенные тайны их ремесла. Так что ждем команды.
— Закачать воду в балластные цистерны!
И еще сразу скажу, чтобы отдать дань уважения ньюскулерам и фрирайдерам, что для примера будем брать спортсменов только из традиционных дисциплин — слалома и скоростного спуска. Именно между этими представителями спорта и обычно катающимися огромная разница. А тех, кто соревнуется во фрирайде или парковых дисциплинах, сравним в следующий раз. Ок?
Огромная разница в технике
Первое отличие: спортсмены-горнолыжники на трассе слалома выполняют повороты гораздо быстрее и круче, чем любители, а в скоростных вида спорта развивают скорость гораздо выше – до 145 км в час. Для сравнения – скорость обычного катания редко превышает 60 км в час.
А рекорд скорости на горных лыжах, обновленный в этом году на специально подготовленной трассе во французском Варсе, составляет фантастические 255 км в час. На этот склон рискнет выйти далеко не каждый даже опытный горнолыжник – его крутизна в верхней части достигает 98%.
Кстати, тут же был побит рекорд скорости среди женщин итальянкой Valentina Greggio — 247 км/час. В видео сюжете отсняты заезды обоих спортсменов:
Крутизна склона в процентах — это отношение перепада высот – по вертикали к его длине по горизонтали. Крутизне в 100% соответствует угол наклона в 45°, а 50% — около 27°., а крутизна склонов для массового катания может составлять от 0 до 35 — 40%, более крутые склоны – удел экспертов.
Трассы для спортсменов отличаются от обычных трасс
Еще одно отличие – подготовка склонов для соревнований и тренировок отличается от подготовки склонов для отдыха.
Чтобы все спортсмены соревновались в примерно равных условиях, склон должен быть максимально жестким – практически ледяным. В идеальном случае это не лед, а сверхжесткий снег. Ведь этот склон должен выдержать спуски сотни участников по очень близким траекториям и при этом его поверхность должна сохраниться практически такой же, как у первого участника.
Создать такие условия очень непросто, а для любителей – и ни к чему, поскольку все мы спускаемся по разным маршрутам, нам совершенно не обязательно проехать точно по той же траектории, по которой проехал предыдущий горнолыжник.
Да и канты наших лыж далеки от идеала – на жестком спортивном склоне многие из нас просто не смогут кататься – тупые канты будут соскальзывать по этому склону, как по стеклу.
Так выглядит трасса Hahnenkamm в Китцбюэле со старта
Понятно, что для того, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при спусках на высоких скоростях по сверхжесткому склону, необходима очень серьезная физическая подготовка. Это нам, простым смертным, можно в любой момент остановиться, передохнуть, полюбоваться пейзажем.
Ведь наша цель, в конечном итоге — получить удовольствие и не получить травму, то есть кататься на безопасной для нас и окружающих скорости. Цель спортсмена – выиграть соревнования, а сделать это можно только в том случае, если окажешься быстрее и точнее соперников.
Будем реалистами: спорт высших достижений это работа, и спортсмены тренируются постоянно, исключение – лишь редкие короткие перерывы – каникулы, да переезды с одного места тренировок или соревнований к другому.
В общей сложности ведущие спортсмены-горнолыжники мира проводят на сборах и соревнованиях по 250 и больше дней в год.
Спортсмены-горнолыжники проводят на сборах по 250 дней в году
Да и во время каникул спортсмены не релаксируют на пляже, а тоже работают – посмотрите, чем занимается в отпуске Линдси Вонн. Участие в соревнованиях по яхтенному спорту, маунтинбайку, дайвинг, серфинг, мотогонки, автогонки, йога, плавание, кроссы – вот далеко не полный перечень того, чем занимаются горнолыжники «в свободное от тренировок и соревнований» время…
Не расслабляются они и летом
Так что не нужно пытаться – даже если вы три раза в неделю отправляетесь на час-другой в спортзал, играть из себя звезду горнолыжного спорта. Это может окончиться очень больно, и физически и морально.
Высокие скорости, мощные нагрузки и жесткие ровные склоны накладывают свои требования и на все оборудование спортсменов. Согласитесь: автомобиль F1 отличается от Kia Rio или Hundai Solaris. Так и лыжи, на которых тренируются и соревнуются спортсмены, отличаются от привычных нам комфортных моделей для любителей.
Для каждой соревновательной дисциплины горнолыжного спорта существуют жесткие ограничения на длину и радиус бокового выреза лыж.
Например, модели для скоростного спуска намного длиннее – до 218 см и более прямыми – их радиус выреза не может быть меньше 50 метров. На таких лыжах повернуть среднестатистический лыжник просто не сумеет. А вот лыжи для слалома часто можно увидеть на склонах – на них катаются и тренируются многие спортсмены-любители.
В конце статьи мы дадим ссылку на наш материал о видах горных лыж. Из нее вы узнаете, на чем катаются спортсмены, фрирайдеры, женщины, телемаркеры и поклонники ски-тура.
Спортивные горные лыжи
Отличаются и крепления, которые устанавливают на такие лыжи.
Они намного тяжелее, поскольку их конструкция выполнена в основном из металла, в некоторых моделях используются специальные механизмы, позволяющие очень точно отрегулировать положение ботинка на лыже.
Высота платформы нормируется правилами FIS – Международной Лыжной Федерации, а мощность пружин и, соответственно, цифры на регулировочных шкалах могут уходить далеко за привычные нам 4-11 DIN, которые мы видим на своих креплениях.
Скорость и нагрузки накладывают свои требования на обеспечение безопасности.
Спортивные горнолыжные крепления
Чтобы управлять лыжами максимально быстро и максимально точно, ботинки должны сидеть на ноге настолько плотно, насколько это возможно.
Если ширина комфортных моделей – порядка 102 – 104 мм, то за основу у ведущих спортсменов принят ботинок, который почти на сантиметр уже – 95 мм.
Почему «за основу»? Потому что каждому спортсмену ботинки в обязательном порядке подгоняются индивидуально – изготавливается персональная – и очень жесткая – стелька, а сам ботинок формуется точно по ноге.
При этом применяется не только разогрев и посадка по ноге, как это делается в любительских моделях, но и фрезеровка ботинка изнутри. А для того, чтобы учесть малейшие нюансы особенностей стойки и строения ног спортсмена – и подошвы.
Индекс жесткости горнолыжного ботинка может равняться 170 единицам
Понятно, что и наружный ботинок и все узлы – клипсы, механизмы регулировок, силовые ремни, спойлеры и т.п. – делаются намного прочнее и жестче. Так, жесткость спортивного ботинка — 150 единиц (любительские модели — от 50 до 130), есть и еще более жесткие модели.
Внутренний ботинок, кстати, очень тонкий, так что о комфорте или тепле говорить не приходится. Такие ботинки надевают исключительно для тренировок и соревнований – в баре во время après ski в них уже не потанцуешь, да и по городу не погуляешь.
Мало того, что будет больно – так и точные регулировки могут сбиться, и подошву можно повредить. А все это крайне важно для точнейшего управления на высоких скоростях, да еще и – как мы помним – на ледяном склоне.
Даже палки, которые используют спортсмены, отличаются от обычных.
Спортивные горнолыжные палки
Они легче, прочнее, наконечник может быть из более прочного металла, а рукоятка – проще и эргономичнее. В руке такая палка ощущается более легкой, а значит – нанести точный укол можно на сотые доли секунды быстрее, чем более тяжелой палкой.
Ну а о том, что палки для таких дисциплин как супер-гигант и скоростной спуск, делают изогнутыми, — чтобы спортсмен мог принять максимально обтекаемую стойку и палки при этом не торчали в стороны, можно не упоминать, мы все их видели во время трансляций соревнований.
Спортивные горнолыжные маски часто имеют одинарную линзу
А вот спортивные маски несколько проще, чем маски для любителей – их светофильтры, как правило, одинарные, а не двойные. Ведь спортсмен надевает маску только для короткого спуска, а на высокой скорости она просто не успевает запотеть.
Хотя такие случаи тоже бывают.
Одинарный светофильтр обеспечивает резкую «картинку», что на высокой скорости крайне важно — ведь необходимо видеть любую неровность трассы.
А сменные фильтры для различных условий уже давно стали привычным аксессуаром не только спортивных масок.
В такой одежде спортсмены чаще греются, чем кататются
Одежда у спортсменов тоже отличается. Те утепленные костюмы, в которых мы катаемся, они надевают только во время разогрева, ожидания старта или короткого перерыва во время тренировки. Понятно, что мех и стразы совершенно не обязательны.
При этом чтобы можно было быстро снять брюки, не снимая ботинок, по бокам штанин предусмотрены разъемные молнии – «брюки превращаются…»
Ну и материалы используются максимально качественные. При желании такую же одежду можно приобрести в спортивных магазинах. Правда, она несколько дороже, но зато будет надежно противостоять всем капризам погоды.
Спортивный горнолыжный комбинезон
А вот на трассе спортсмены одеты в специальные комбинезоны, материал которых проходит обязательную сертификацию: он должен быть очень прочным, достаточно гладким и вместе с тем – шершавым, чтобы скользящий при падении спортсмен не получил ожогов, а комбинезон остался целым.
И естественно, никаких развевающихся по ветру штанин или рукавов.
Горнолыжные шлемы для спортсменов
Пожалуй, единственный элемент, который больше походит на обычные шлемы, но и в них есть серьезные отличия. На картинке изображен шлем профессиональной спортсменки Julia Mancuso. Его отличает усиленная лобная часть особой формы. Такая конструкция позволяет смягчать многочисленные удары ворот по голове спортсменки.
Также можно заметить, что на шлеме отсутствуют внешние вентиляционные отверстия — мы опять вспоминаем, что в таких шлемах спортсмены участвуют в соревнованиях — их полет длится всего несколько минут.
Еще можно заметить, что горнолыжные шлемы для спортсменов несколько меньше и более обтекаемой формы.
К особенностям защиты нужно отнести накладки на голени и предплечья. Они защищают тело спортсмена от ударов ворот и вешек, расставленных на трассах.
Спортивная защита предплечья
Спортивная защита голени
Если вернетесь к картинке с комбинезоном, что можно заметить защитные вставки по всему телу спортсмена. Они защищают горнолыжников во время падений.
Выше мы упомянули скорости, на которых гоняют спортсмены, но не сказали про опасность, которой они себя при этом подвергают. Так вот некоторые падения способны вызвать состояния дурноты. Для того, чтобы пожалеть ваши нервы мы выбрали самые безобидные падения:
Если вы решите пойти спортивной дорожкой. то вы, конечно, будете кататься в расслабленном режиме, но очень редко. Вся ваша жизнь будет посвящена скорости, долям секунды и полировке филигранной техники. Выбирайте.
Ну а мы пойдем отдыхать и готовится к следующим погружениям — ведь в горнолыжном океане еще столько всего интересного!
Любым комментариям добро пожаловать!
Всплываем…, нет, одну секунду…
Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!). И еще…
Рекомендую прочитать мою статью о других вариантам развития вашей горнолыжной карьеры: Виды горных лыж и горнолыжного катания.
letitsnow.ru
Горнолыжный спорт– зимний вид спорта, сутью которого является спуск на специальных лыжах по горному склону на время. Включает в себя разные подвиды.
История
История лыжного спорта и горных лыж насчитывает не одно столетие. Зарождение этого вида зимнего спорта было обусловлено жизненной необходимостью, спускаться по склонам вниз быстро и с ветерком, а не пешком.
Родиной горнолыжного спорта считается Норвегия. Именно там в 1767 году было проведено первое соревнование по горным лыжам.
Основную роль в истории горнолыжного спорта тоже сыграла Норвегия, здесь, в городке Телемарк, зарождалась техника горнолыжного спорта, потом, в 1875 году, в городе Христиания был создан первый горнолыжный клуб и горнолыжная школа, а в 1879 году проведены отдельные соревнования по горнолыжному спорту.
Сейчас горнолыжный спорт включен в программу зимних Олимпийских игр. Впервые олимпийские соревнования по горным лыжам прошли в 1936 году, тогда это был лишь один вид: комбинация. На следующих зимних играх, которые из-за Второй мировой войны состоялись аж в 1948 году, кроме комбинации были представлены слалом и скоростной спуск.
Польза
Занятия горными лыжами оказывают мощное оздоравливающе действие на организм. Заниматься спусками с гор по снегу могут люди любого возраста.
При катании на горных лыжах, бедра и голени находятся в согнутом положении. Таким образом, мышцы ног постоянно пребывают в напряжении и выполняют статическую или удерживающую работу. При этом сокращение мышц уравновешивает действие сопротивления. В результате этого движения не происходит, однако работа выполняется. Кроме того, за счет частых поворотов, горные лыжи очень хорошо развивают талию, а также отлично укрепляют пресс.
Физические нагрузки при занятиях горными лыжами повышают энергетический обмен, что способствует лучшему использованию кислорода тканями всего организма, положительно влияет на развитие защитных сил организма, повышает его сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям.
Правила
К олимпийским видам горнолыжного спорта относятся: скоростной спуск, комбинация, слалом, гигантский слалом, супергигант.
Скоростной спуск – прохождение трассы с естественным рельефом за минимальное время. Скорость лыжника при этом достигает 140 км\час, а длина прыжков может достигать 50-ти метров.
Комбинация - включает в себя два заезда, один из которых является скоростным спуском, а второй слаломом.
Слалом – спуск по трассе с расположенными на ней воротами, сквозь которые обязан проехать лыжник.
Гигантский слалом – отличается от обычного слалома другим типом ворот и в два раза большим перепадом высот между стартом и финишем.
Супергигант - подвид горнолыжного спорта, который включает в себя элементы слалома и скоростного спуска.
А не олимпийские виды включают:
Фрирайд – спуск по нетронутому снегу, вне подготовленных трасс. Во фрирайд входят несколько подвидов отличающихся, обычно, способом поднятия на вершину для последующего спуска.
Спид-скиинг, соревнования на скорость – в этом типе соревнований по горнолыжному спорту задача лыжника развить максимальную скорость. Мировой рекорд составляет 251 км\час.
Фристайл – спуск по склону, во время которого лыжник должен выполнять акробатические трюки, вращения, прыжки, шаги и т.д.
www.mgfso.ru