Первой размещаю фотографию моих любимых старинных туфелек. А далее, под катом, туфли идут в исторической последовательности.
В 18 веке женские туфли имели достаточно высокие каблуки изогнутой формы. К концу 18 столетия высота каблука уменьшилась, а мысы туфель стали острыми. А потом каблук вовсе исчез, и женская обувь стала похожа на древнегреческие сандалии с ремешками, обычно перекрещивающимися. Впрочем, прогулочные туфли еще имели небольшой каблучок, а вот бальные были либо на плоской подошве, либо с очень незначительным каблучком. Прогулочные туфли могли быть без ремешков, а бальные — непременно с ремешками.
Примерно с 1800 по 1810 год мысы бальных туфель были острыми, потом круглыми, а потом, с 30-х годов, несколько квадратными. Помимо туфель существовали еще и ботиночки, прогулочные и даже бальные (их называли баретками), для небольших, семейных или сельских, балов. На большие великосветские балы женщины надевали туфли из шелка, атласа или бархата.
Во второй половине 19 века женская обувь снова обретает каблук, и к концу 19 века туфли принимают вид, не сильно отличающийся от современного.
Женские бальные туфли, 1870 год
Женские туфли, 1710 год
Женские туфли, 1730-1740 год
Женские туфли, 1775-1780 год
Женские туфли, 1790 год
Туфли императрицы Жозефины, 1804 год
Женские прогулочные туфли, 1824 год
Женские туфли, 1849 год
Женские ботинки середины 19 века, баретки бальные из атласа
Женские туфли и сапоги, вторая половина 19 века
Женские туфли, 1892 год
Женские туфли, конец 19 века
admin История костюма
blog4woman.ru
Я уже вам рассказывала о замечательной коллекции обуви и платьев 1920-х гг Н. С. Мустафаева. Теперь же хочу познакомить с его собранием туфель и пряжек XVIII века. 65 пар обуви и более 300 пряжек - думаю, редкий музей может похвастаться таким количеством обуви эпохи рококо. К тому же, все эти вещи прекрасно отреставрированы, но об этом чуть позже. Все показать и обо всем рассказать в одном посте не получится, так что, история с продолжением)В этой части любуемся на чудесные туфельки и читаем рассказ об истории обуви XVIII века.
Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1756
Я недаром поставила заглавной картинкой для этого поста фрагмент картины Буше. Если можно было бы выразить суть эпохи в обуви, то рококо - это, безусловно, мюли (женские туфельки без пятки). Они наиболее точно передают кокетство и легкомыслие, присущие галантному XVIII веку.Жан-Оноре Фрагонар. "Счастливые возможности качелей". 1767 Собрание Уоллес, Лондон.
Фрагмент, на котором хорошо видна одна из мюлей, летящая в воздухе)
В каком столетии вы увидите столько картин на подобные пикантные сюжеты?
Жан - Франсуа де Труа. Подвязки. 1724
La Distraite Engraving France 19th century.
Даже на картине ниже - женская ножка в голубом чулке и кокетливой мюли, выглядывающая из-под глухого атласного платья, расшитого серебром, рассказывает нам о скрытой чувственности дамы.
Жан - Франсуа де Труа. Признание в любви. 1731 г.
Фрагмент картины
Почти такие же мюли есть в коллекции Назима Султановича:
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это фото обуви и все ниже - мои. А вот здесь http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=1293 вы можете посмотреть эти мюли в 3D
Рассказывает Н. С. Мустафаев: "Мы гордимся тем, что эта редкая пара дамских мюлей конца XVII-го – начала XVIII-го века пополнила нашу коллекцию. Они полностью отражают дух того времени. Аристократические красные каблуки в форме рюмочки, сложная вышивка серебром, скульптурная форма, заостренный к центру обрез союзки – все это как нельзя лучше соответствует утонченной обстановке французского королевского двора того времени".
Мюли на высоком каблуке, декорированные вышивкой золотом по союзке. Франция. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Интересна история этого приобретения: "Весной 2006 года, готовясь к аукциону Чарльза Витакера (http://www.whitakerauction.com), - рассказывает Назим Султанович, - я просматривал интернет-каталог предстоящих торгов и заметил интересную пару мюлей с великолепной вышивкой серебром и высокими каблуками обтянутыми красной кожей. Они датировались 1690 годами. Изучив детали и узнав эстимейт, я отправил по факсу ставку и мне оставалось только ждать, ждать и ждать…Пришел день торгов и поздно ночью, по московскому времени, мне сообщили новость, которая принесла только разочарование. Мне не удалось выяснить кто приобрел эту пару – музей, частный коллекционер или антиквар. Но однажды вечером, пять месяцев спустя, я набрел на очень интересный сайт http://www.silvermineantiques.com, на первой странице которого красовались мюли, о которых я думал почти полгода. Мне повезло, что я обнаружил их всего за несколько недель до того времени, когда их должны были отправить на аукцион "Christie's" в Лондон.
Реклама, опубликованная в газете "Нью-Йорк Таймз" 2 февраля 1941, утверждает, что сокровища из коллекции Херста продаются «за малую часть от первоначальной цены».После 1942 года эти мюли находились в Трафагенской школе моды (Traphagen School of Fashion), которая обладала значительной коллекцией костюмов, кукол и украшений. Школа, имевшая собственную выставочную галерею, была основана в 1923 году дизайнером Этель Трафаген (Ethel Traphagen), которая известна тем, что ввела в женскую моду шорты и брюки в обтяжку. Особое значение в программе обучения уделялось технической стороне дизайна – конструированию и крою. Школа закрылась в начале 1990-х.Мюли были бережно отреставрированы Татьяной Черкасовой (в то время она была реставратором некрополя московского Кремля) и являются одним из ценных экспонатов коллекции"
Женская обувь времен рококо - это, безусловно, продуманная часть костюмного ансамбля, цветовое пятно, которое завершает живописный образ.
Jean-Baptiste Charpentier le Vieux. La Famille du duc de Penthievre en 1768 ou La Tasse de Chocolat
Nicolas Lancret (French, 1690-1743) The Escaped Bird
Не такие ли туфли, как у барышни на картине выше, находятся сейчас в коллекции Назима Султановича?)
Туфли из жёлтого дамаста с острым носом и широким каблуком Людовика. Великобритания. с. 1720-40. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Фрагмент картины Уильяма Хогарта "Модный брак: смерть леди". 1743 г.
Есть и такие:
Остроносые туфли из розового дамаста на каблуке, декорированные позументом по союзке. Великобритания. c. 1745. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Подкладка язычка - подарок для всех любителей рокальных цветовых сочетаний!
Часть коллекции обуви XVIII века из собрания Н. С. Мустафаева.
О том, какие изменения происходили с обувью на протяжении всего XVIII века, рассказывает художник по костюмам, доцент Школы-студии МХАТ Ольга Поликарпова:"Вся обувь XVIII века, мужская и женская, шилась без различия на правую и левую ногу, поэтому иногда внутри попадаются метки чернилами "правая" и "левая".
Туфли с хлястиками для пряжек из шелка с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острыми носками. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Обувь с верхом из кожи этого столетия встречается крайне редко - видимо, она была изношена.
Редкий экспонат - женские повседневные туфли на пряжке и маленьком каблучке. 1770-е годы. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайта http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=930
Сохранившиеся образцы туфель сделаны, как правило, из шелковых тканей - дамаста, штофа, репса, глазета, бархата, шелкового или шерстяного сатина и т. д.
Туфли с хлястиками для пряжек из парчи с крупным цветочным узором на каблуках средней высоты, с острым носком. Великобритания. c. 1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Часто обувь шили из ткани платья, а поскольку ткань была очень дорогой, то принципом симметрии при раскрое не руководствовались - рисунок правой и левой туфельки мог отличаться. Если ткани не хватало, то каблук обтягивали другой материей.
Женские туфли с верхом из дамаста на широком устойчивом каблуке. Великобритания. c. 1750. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Женские туфли на пряжке из шелка с крупными цветами. Острый носок и широкий каблук. Великобритания. c. 1720-1730. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
В то время обувь всегда была мягкой, без каких-либо прокладок для сохранения формы, она полностью дублировалась льном. Хлопок, как обувная подкладка, появился много позднее.
Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Эта полупара выставлялась недавно в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставке "Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета"
Интерьеры домов Голландии эпохи расцвета представляет выставка в ГМИИ им. Пушкина
Технология пошива всегда заметна в деталях. Для обуви начала XVIII века характерен рант из белой лайки, идущий между подошвой и тканью; весь век оставалась актуальной окантовка из тафтяной ленты по верху и конструктивным швам. Неустойчивость каблука решалась за счет его выдвижения ближе к своду стопы, отчего след от туфельки казался "невозможно маленьким". Надежный металлический геленок был придуман только в 1870-х годах.
Туфли из зелёного дамаста с острым носом и короткими хлястиками для завязок. Полупара. Около 1690-1720 гг. Голландия. c. 1690-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. К этой полупаре шел в комплекте чулок
Чулки голубые шёлковые машинной вязки. Декорированы шёлковой вышивкой. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото отсюда http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2737
Уильям Хогарт. "Карьера распутника. Он пирует". Ок. 1735. Деталь
Где-то в середине столетия между слоями верха и подкладки по бокам все-таки появились прокладки из лайки. Они повышали износостойкость, поскольку на ткань на сгибе стопы приходилась немалая нагрузка.Цельнокроеные детали для крепления пряжек - "клюши" (в словаре В.И. Даля также "клюшва", "клюшевка") в обязательном порядке дублировались кожей.
Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Хлястики по бокам - и есть клюши. В них вдевалась пряжка.
Именно от надежности крепления пряжки зависела устойчивость обуви. Они удерживали, притягивали каблук, который, в силу своей несовершенной по нынешним понятиям конструкции, так и норовил привести к вывиху или к другой-либо неприятности.
Для обуви конца XVII - начала XVIII веков был характерен острый носок и высокий каблук. Вместе с фонтанжем они помогали создавать модный вытянутый силуэт.
1695 French Fashion Plate (Melle Allant Par La Ville) at the Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles. Головной убор дамы называется "фонтанж" https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонтанж
Исключение составляла Англия. Хотя здесь и не боялись экспериментировать и прослыть чудаками, но все же отдавали предпочтение обуви на более удобном, занимающем до трети длины подошвы, каблуке. Его так и называют "английский" (в англоязычной литературе "sensible" - "разумный").
Женские туфли с верхом из парчи на широком каблуке. Великобритания. c. 1730s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Под влиянием английских мод даже характерный для Франции "французский" каблук (или как его иначе именуют "каблук Людовика") иногда делали более устойчивым и широким.
Мода на острые носки была актуальной до 1730-х годов, а в Англии задержалась несколько дольше.
Женские туфли под пряжку из шёлка с цветочным узором. Великобритания. c. 1735. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Рисунок ткани - цветущие пионы - отсылают нас к стилю "шинуазри", т.е., повальному увлечению в XVIII веке всем китайским, особенно, фарфором.
Вот и пионы на белом фоне) Chocolate pot and cover. Meissen. ca. 1740 http://collections.vam.ac.uk/item/O187893/chocolate-pot-and-meissen-porcelain-factory/
Статуэтка мейсенского фарфора. Цветы и флоральные мотивы были невероятно популярны в эпоху рококо, о чем я уже писала http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html
В дальнейшем острый носок стал скругляться, но в 1790-е годы о нем снова вспомнили.Для обуви 1740-50-х годов в целом присущи спокойные плавные линии.В 1760-70-е годы пришла мода на комбинированную обувь.
Young Woman at Her Toilette by Niclas Lafrensen, ca. 1780. Фрагмент
Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Лодочки из полосатого шёлка на французском каблуке, декорированные бантом на союзке. Франция. Деталь. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Сочетали контрастные ткани, а каблук любили обтягивать белой кожей, он стал высоким, а иногда и экстремально высоким.
Naughty Visitor by Niclas Lafrensen, 1780
Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Со стороны пятки на нем появилось характерное ребро, "хребет".
Туфли с верхом из голубого дамаста на высоком каблуке. Франция. c. 1770-1790 .Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь
Удивительно, как дамы той поры сохраняли равновесие в корсете, фижмах и на неустойчивых каблуках. Казанова в своих мемуарах пишет, что дамы в Версале передвигались прыжками.
Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777 г.
На изображениях того времени не редкость тросточка для прогулок.
Модная картинка, 1778 г.
В 1780-е годы каблук заметно понизился и стал ощутимо тоньше.
LOUIS-ROLLAND TRINQUESSE. JEUNE FEMME TENANT SA CORRESPONDANCE DANS SON BOUDOIR
Такой каблук высотой около 3 см называют "итальянским".
Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли из голубого шёлка на низком итальянском каблуке. Франция. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Вид со стороны подошвы
Portrait of a lady in a black redingote by Louis Gauffier,c. end of 18th c.
Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли под пряжки из атласа оливкового цвета на гранёном итальянском каблучке. Великобритания. c. 1780s. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Это редкий экземпляр маркированной обуви XVIII века. А какое изысканное сочетание розового атласа подкладки язычка с горчичным цветом самой туфельки!
Carlton Hobbs LLC Painting of a Lady in Pensive Pose, Probably German, Ca 1775.
Деталь картины
Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
У этих туфель невероятно изящные линии подошвы
Желтые туфли на низком каблуке с вышивкой по союзке. Франция. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Спереди хорошо видно не только просечный орнамент с вставками из белого атласа, но и кусочек шнурка, торчащего из окантовочной тесьмы, на который затягивался верх туфельки.
Подошва передней части кожаной галоши. Великобритания. 1790-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Задняя часть в виде кожаного кольца крепилась к передней с помощью эластичной тесьмы и закреплялась на каблуке.
Галоша и туфелька. Как правило, рисунок носка туфли повторял рисунок носка галоши.
Хотя конструкция туфель оставалась одинаковой почти весь XVIII век, мода все же вносила свои коррективы: менялись материалы и их сочетание, декор, форма язычка (закругленная, зубцами, в последней трети столетия - углом или в виде сердечка), носок, каблук...
Что касается декора, то у каждого периода были свои предпочтения. В конце XVII - начале XVIII веков акцентировали центральную часть. Это могла быть вышивка или нашитое кружево, тесьма или позумент.
Henrietta Hobart, The Hon. Mrs Howard, later Countess of Suffolk ~ ca. 1720 attributed to Thomas Gibson
Женские туфли из светло-голубого дамаста с короткими клюшами под бант и высоким язычком с краем сложной формы. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Не забывали про пятки и каблуки. На них также мог располагаться позумент и, если представить, как он блестел, будучи новеньким, то выражение "сверкать пятками" сразу приобретет иной смысл.
Из рассказа Назима Султановича: "Говорят, что содержание серебра и золота в галуне было настолько высоким, что их спарывали и плавили".
В 1770-е годы на однотонной обуви по центру союзки любили делать изящную вышивку серебром, пайетками.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь. Верх туфельки затягивали шнурочком, чтобы она не соскакивала с ноги.
Туфли из шёлка на маленьком итальянском каблуке, декорированные вышивкой золотом на союзке. Великобритания. c. 1790. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва
К концу столетия стал популярен прорезной орнамент. Встречаются также бахрома, ручная роспись, мелкая объемная "гармошка" из тафтяной тесьмы и т.д.
Под занавес столетия каблуки были отправлены в чулан истории, о них забыли практически на полвека".
Les soeurs de Napoleon-Trois destins italiens, Musee Marmottan Monet
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Такие туфли в России назывались "стерлядки", поскольку у них был острый носок, по форме напоминающий голову одноименной рыбки.
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь
Лодочки из шёлка, декорированные вышивкой на союзке и пайетками. Великобритания. 1795-1800. Подошва. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
*****Спасибо Ольге за интересный рассказ!
А я хотела бы вам показать еще два интересных экспоната из коллекции Назима Султановича.Первый - это паттены.
A City Shower, 1764, Museum of London. На девушке обуты туфли с паттенами.
Они служили защитой для дамских туфель и, как правило, шились из той же ткани. Тем не менее, по грязи в них, конечно, не ходили.
Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Дамские паттены из зелёного бархата и кожи вишнёвого цвета, декорированные саржевой лентой и вышивкой. Великобритания. c. 1710-1720. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Подошва
Туфли и паттены 1730-1740. Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания. http://collections.vam.ac.uk/item/O69464/pair-of-shoes-unknown/
Второй очаровательный экспонат - детские ботиночки.
Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Детские ботиночки из красной кожи с подкладкой из лайковой кожи и шёлка. Отделаны золотым шнуром по краю. На союзке вышит герб короля Пруссии Фридриха Вильгельма II. Германия. c. 1750-1755. Из коллекции Н. С. Мустафаева.
Изящная эпоха была утонченной во всем, от взрослой, детской обуви - до бантиков и пряжек на ней. Вот о пряжках мы и поговорим в следующий раз)
Напоминаю сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви www.shoe-icons.com
Там вы сможете купить интереснейшую книгу "Обувь ХХ века. История моды и дизайна", написанную Н. Мустафаевым и Н. Подтелковой http://www.shoe-icons.com/about/publication.htm?id=94
Мои посты на похожие темы:
Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 1. 1920-е. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/342657.html
Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 2. Необычности. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343540.html
Платья Эпохи Великого Гэтсби. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/260497.html
Выставка "Три века моды (1715-2016)". XVIII век. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/375149.html
Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html
Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html
Выставка в Эрарте. Костюмы Д. Донати для фильмов Ф. Феллини. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/388685.html
la-gatta-ciara.livejournal.com
1.1795-18052.1790-18003.17904.1790-18055.1795-18056.1790-057.18008.1790-18109.180010.180011.180012.1800-1815. Туфелька, принадлежавшая мадам Рекамье. 13.1800-182014.Ок. 181515.1800-181016.1800-181017.1804. Коронационные туфли Жозефины.18.1805. Тисненая кожа.19.1805-181020.1805-181021.180622.181023.1810-1224.1810-1525.1812 (Америка)26.1812 (Америка)27.1810-182028.1818, атласные полусапожки. 29.Ок. 182030.Ок. 1815-20 гг.31.1810-182932.Ок. 182433.Полусапожки, ок. 1830
Ну и как всегда вопрос: какие туфельки вам больше всего понравились? Какие бы вы стали носить?)
costume-history.livejournal.com
http://www.cwrl.utexas.edu/~ulrich/19cdress/http://www.cwrl.utexas.edu/~ulrich/19cdress/00s-20s.htm
Моду стиля "ампир" я намеренно пропустила. Во-первых, у меня почти нет таких фотографий, а во-вторых, я хотела показать именно те модели, которые отличаются от современных разве что внешней отделкой.
1710 год 1730-1740 год
1775-1780 год 1740 год
1790 год 1790 год
1824 год
Ботинки середины 19 века. Туфли бальные из атласа.
1870 год 1890 год
А вы дорогие друзья, хотели бы приобрести какие-нибудь из этих прелестных туфелек? А, может быть, у вас уже есть похожие? Ведь глядя на эту обувь, в голову невольно приходит мысль, что за три столетия женская мода практически не изменилась...
sviridenkova.livejournal.com
История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.
По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.
Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.
История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.
Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.
Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).
Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.
Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:
Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.
История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.
Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с аппликациями из кожи.
Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.
История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.
15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.
Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.
И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.
Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.
В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.
В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.
В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.
Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.
Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.
Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.
Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.
В Средневековье, когда одежда рыцарей состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».
В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.
В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.
История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.
Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.
Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и сыромятную кожу. Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.
Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.
Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).
В 19 в. появилась исконно русская валяная обувь: валенки и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.
В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.
Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.
В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.
В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.
В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.
В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».
Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец С. Феррагамо.
Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.
21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.
Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.
fb.ru
Среди обуви для младенцев в собрании Государственного исторического музея поражают своим изяществом и невесомостью 3 пары башмачков из очень мягкого, отличной выделки тёмно-бордового сафьяна. Все они украшены ручной вышивкой золотыми и серебряными нитями. Одна – без подошв, скроена из двух одинаковых половинок кожи, а узоры плотно покрывают носочную часть туфелек. У двух других вышивка, совершенно аналогичная взрослой обуви, располагается почти по всей площади верха. Эти образцы были мало сношены и хорошо сохранились. При взгляде на экспонаты представляется: родители, гордясь своим отпрысками, приказали кормилице принести чадо, чтобы показать гостям – знакомым или родственникам, что та и исполнила. На руках у няни сидит улыбающийся младенец в праздничной рубашечке или нарядном платьице, а маленькие ножки обуты в хорошенькие сафьяновые башмачки…
Детей 6-7 лет одевали уже, как взрослых, шили обувь по половому признаку: они начинали принимать участие в жизни взрослых. На праздниках, ёлках, утренниках, маскарадах и балах они учились вести себя, преодолевая робость и застенчивость, держаться пристойно и скромно, отвыкая от детской непосредственности и наивности, осваивая азы общественного поведения. На этих балах девочки щеголяли (как взрослые дамы) нарядными туалетами и изящными туфельками. Самыми модными материалами обуви для танцевальных вечеров были атлас, шёлк и прюнель1. Именно прюнель использовали для изготовления женской и детской обуви на протяжении всего 19 века. На рисунке 1 нарядные туфельки для девочки 7-8 лет, сшитые из чёрной прюнели, на низком наборном каблучке, кожаной подошве, отделанные на подъёме тремя рядами перехватов с репсовыми чёрными бантиками по центру, скреплёнными нарядными пряжками гравированного белого металла. По фасону, ткани и отделке они напоминают обувь взрослых дам и датируются 1870-1880 годами.
Рисунок 1
Есть 3 пары из мягкой коричневой кожи типа шевро со скруглёнными носками на кожаной подошве. Они имеют характерный для детской обуви ремешок с застёжкой-пуговкой, идущий от пятки к передней части, охватывая ножку в месте щиколотки. Такой фасон, как наиболее практичный и удобный, снискал популярность с конца 19 века и сохранил её на весь последующий век. На поверхности кожаной подошвы видно клеймо, оттиснутое французскими буквами «Pinet». Это имя известного французского обувного мастера, о котором было написано в специальном обувном журнале: «Основатель фирмы Франсуа Пине родился в первой половине 19 века и сначала был учеником, а затем подмастерьем, коммивояжером, закройщиком обувной мастерской. В 1855 году основал в Париже первую фабрику женской обуви. Купил в 1863 году дом для своей фирмы по адресу: улица Паради-Пуансоньер, дом 44, где построил по собственному архитектурному проекту новые мастерские, магазин и главную контору при них. В это время у него служат 120 человек в мастерских, магазине и конторе, и до 700 человек работают вне дома. В 1867 году изобрёл и запатентовал прессовальный и матричный станки для изготовления кожаных каблуков из одного куска кожи (так называемый «каблук ЛуиXV», получивший впоследствии название «французский каблук»)». Думается, что именно название фирмы, читаемое по-русски с произношением последней буквы, закрепилось за одним из фасонов детской обуви – «пинетки».
Пине прославился не только благодаря лёгкости и изяществу своей продукции – именно он впервые ввёл в детскую обувную моду чересподъёмный ремешок, который прочно закреплял туфельку на детской ноге. В 1870-1880 годы его фирма ведёт обширную торговлю со многими странами Европы, в том числе и с Российской империей. В Москве обувью этой фирмы торговали в магазине по адресу: Столешников переулок 9.
Детские «тапочки», сшитые из жёсткой, несгибаемой, утолщённой непромокаемой кожи, имели вид неглубоких туфель, плоских чувяк, с зауженными носками, закрытым подъёмом и обрезанной или низкой пяткой. Их поверхность и внутренность гладкие, как бы покрытые бесцветным лаком. А с внешней стороны пяточной части имеется небольшое треугольное утолщение из кусочка кожи, напоминающее шпынёк, с помощью которого было легко снять обувь без помощи рук (такое же утолщение на заднике делали и на резиновых галошах). Эти кожаные галоши демонстрируются на страницах прейскуранта цен известного московского универсального магазина «Мюр и Мерилиз» за 1913 год. Они, схожие по фасону с аналогичной женской парой, но отличающиеся от взрослых большим изяществом и щёгольством, происходят из окраин Российской империи – Казахстана и Средней Азии, где получили местное название «кауши», и датируются началом 20 века. Их надевали на шерстяной тёплый носок или длинный чулок. Такая обувь, как детская, так и взрослая, изображена на картинке известного графика 19 века Орловского. Здесь отчётливо видно, что подобные галоши и на барине (на переднем плане), и на мальчике, догоняющем его (изображён позади главных персонажей).
Рисунок 2
Эта форма непромокаемой обуви, бытовавшая в России в более раннее время, смогла сохраниться на её бывших окраинах и была перенята у русского населения инородцами уже в начала 20 века [1].
studfiles.net
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев…
Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времен моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.
Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь.
В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)
Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времен все больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.
Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счет того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют "коровьи морды"). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.
Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век)
Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.
Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка).
Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
Ботфорты из музея; картина питера де Хоха "Пустой стакан"
Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы
Мужские портреты начала XVII века
Дамы носили в то время изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды.
Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Женские портреты начала XVII века
Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шелка и кожи, 1690–1700 гг
Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг
Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.
Мужские портреты первой и второй половины XVIII века
Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год
Франсуа Буше "Туалет", 1742
Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг
Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг
Женские туфли с защитными паттернами
Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком "возвращение к античному костюму". Это был своеобразный протест против аристократии.
Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шелком и бисером.
Томас Лоуренс "Портрет Георга IV", 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830
Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792
Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год
Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг
Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории
"Предки" современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг
Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении
Таким туфелькам из шелка и атласа в непогоду на улице требовалась защита
С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки.
Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году
Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг
Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг
Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг
Джеймс Тиссо "Октябрь", 1877 г; "Завтрак", 1868
Автор: Марина Салдаева
storyfiles.blogspot.com