Костюмы россии: Национальные костюмы народов России с фото и названиями

Костюмы народов России

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и огромным разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают сотни народов разной величины со своим особенным бытом, культурой, уникальными традициями. Эти различия между ними объясняются географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими прочими факторами. Эти особенности проявляются в разных культурных достояниях, в том числе в национальных костюмах народов России.

Старинные вещи не выходят из моды даже сегодня. Хотя в наше время редко можно встретить человека, идущего по улице в национальном костюме своего народа, все же помнить о них и знать, как они выглядят, должен каждый житель.

Впрочем, есть и те, кто использует один элемент из старинного наряда в своем модном образе — это стильно, придает некую изюминку и неповторимость.

Те вещи, которые носили наши бабушки и прабабушки, уже можно назвать антиквариатом, и многие просто хранят их в сундуках или шифоньерах. Национальные костюмы разных народов России отличаются большим разнообразием тканей, фурнитуры, цветов, узоров, а также методами пошива. В разных уголках нашей необъятной страны носили совершенно разные национальные наряды. Каждый из костюмов отличается друг от друга, но при этом все они являются особенными для своего народа.

Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторической основой гардероба каждого русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху могли надеваться, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал разных элементов одежды отличались. Так, праздничный наряд характеризуется обилием вышивки. Ее основным мотивом были различные народные узоры, каждый из которых имеет собственное значение. Каких‑либо ограничений принято не было, поэтому вышивка была своеобразной «визитной карточкой» владельца, которая рассказывала его историю.

Также по одежде можно было легко определить, к какому именно сословию принадлежит тот или иной человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (например, такой головной убор, как кичка, могли носить только замужние женщины).

Другая особенность национального русского костюма — многослойность. Это обусловлено достаточно переменчивой погодой в большинстве регионов, а также холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба каждого человека были кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала красоту и функциональность. Она обязательно должна быть свободной, ничего не сдавливать, однако при этом и женщины, и мужчины носили пояса. Более богатые варианты, которые носились боярами, были украшены мехами.

Особенности национальной русской одежды:

  1. Наряд был многослойным, что особенно касалось женщин. На рубаху надевалась запашная понева, а сверху «запон» или передник, а затем — фартук.
  2. Вся одежда была преимущественно свободного покроя. Для удобства и свободы движений она могла дополняться прямоугольными или косыми вставками.
  3. Все модели имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь использовалась не только для украшения либо придерживания одежды. Орнаменты на поясах выступали одновременно и оберегом.
  4. Вся одежда, в том числе повседневная и рабочая, украшалась вышивкой. Она для наших предков несла особое сакральное значение и выступала защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке.
  5. Народные костюмы России отшивались из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками, а также узорными вставками.
  6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил порядка 5 кг.
  7. Каждый человек имел специальную одежду для обрядов, которая была более богато вышита. Ее старались не стирать, чтобы не портить, и надевали лишь несколько раз в году.

Татарский

Татарский национальный костюм представляет собой крайне интересное сочетание сразу двух веяний: на него оказали влияние одновременно общие традиции восточных народов и ислам. Основой является рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими татарского гардероба были бешмет, чекмень и казакин — это несколько видов верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом преимущественно рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также были популярны жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и крупные украшения. А национальный мужской головной убор — тюбетейка — и сегодня надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов или даже в повседневной жизни.

Башкирский

Башкирский костюм, как и одежды многих других народов России, изготавливались по одному лекалу для мужчин и женщин. Отличительная особенность в том, что башкиры в качестве основного материала использовали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу, а также мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин — глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей любой праздничной одежды были халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты богато расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин в праздничный комплект также входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский

Якуты исторически находятся на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и надежно защищать от воздействия очень низких температур. Уникальность якутского национального костюма заключается в том, что он жив и продолжает исторические традиции даже сегодня среди современного населения региона. Культура одежды якутов сочетает множество разнородных элементов.

Верхняя одежда крайне плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб расшивают бисером, орнаментами, металлом, разными подвесками. Такой декор всегда яркий: даже повседневные комплекты выглядят довольно нарядно. Отличие же праздничного варианта — в существенно более сложном фасоне.

Дагестанский

Еще один национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский — он является одним из самых ярких и характерных в северокавказской культуре. Он создавался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали многочисленные изменения, однако основа оставалась неизменной.

Для мужчин классический комплект — это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги, а также головной убор — меховая папаха. Дагестанские женщины одевались строго по мусульманской традиции — в платье, полностью закрывающее тело, и платок. Такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием оттенков.

Конечно, существуют десятки других народов России со своими уникальными яркими костюмами, которые поражают своей красотой и неповторимостью. Однако во всех них есть общие элементы, по которым можно понять, что они принадлежат именно народу из России.

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Публикации раздела Традиции

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 год javascript: void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Читайте также:

  • Самые необычные головные уборы русских жён
  • Русская мода. Павловопосадский платок
  • Встречаем морозы

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмо

Музей кружева

Дом елецкого кружева

Платки и шали в русском народном костюме

Московский историко-этнографический театр

Фольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Теги:

Славянская культураТрадицииПубликации раздела Традиции

Русская толстовская рубашка-косоворотка

Толстовка или косоворотка — традиционная русская рубашка с длинными рукавами и длиной до середины бедра. Толстовка без вышивки. Он простой и идеально подходит на каждый день. Название происходит от известного русского писателя Л.Н. Толстой, который постоянно носил этот фасон косоворотки. Простая, но стильная рубашка-толстовка — последняя тенденция моды.

Русская рубашка изготовлена ​​из высококачественного льна.

МУЖСКИЕ РУБАШКИ РАЗМЕР
Наш размер XS С М Л XL XXL XXXL
Шея дюймов 14 14½ 15 15½-16 16-16½ 17 18
см 35 37 38 39-40 41-42 43 45
Сундук дюймов 33 34-36 37-38½ 39-40 41-42½ 43-45 46-47
см 84 88-92 94-98 100-102 104-108 110-114 116-120
Талия дюймов 29 31 32 34-35½ 37-38½ 41-42½ 44
см 74 78 82 86-90 94-98 104-108 112
США 32 34-36 38 40-42 44 46-48 50
ЕС 42 44-46 48 50-52 54 56-58 60
Япония 34 36-38 40 42-44 46-48 50-52 54

Народный русский танцевальный костюм «Аленка»

Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана.