Кокошником: почему на Руси носили их?
Что такое Кокошник? Путь от Руси до современности (2023)
Автор Аня Хохрякова На чтение 8 мин Просмотров 5.1к. Опубликовано
Кокошник – это старинный славянский традиционный женский головной убор. Как правило, изготавливался в форме полумесяца, расшивался золотыми и серебряными нитками в виде цветочных узоров, различными драгоценными камнями и украшался лентами, бусинами и жемчугом. Обычно центральным узором был символ плодородия
Основу кокошника составляли картон или же металл и несколько слоев ткани, которые накладывались друг на друга в несколько слоёв, образуя твердую конструкцию. Эта часть кокошника пришивалась к шапочке, полностью закрывавшей голову. По краям пускали жемчужные нити, спускающиеся до плеч.
Кокошник часто ассоциируется с традиционными русскими народными костюмами, его надевают во время народных представлений, свадеб и других особых случаев.
http://almode.ru/46958-fotosessija-v-russkom-narodnom-stile-65-foto.html
Кокошник состоял из нескольких частей:
- Очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – это повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.).
- Обнизи – скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
- Рясны – украшение кокошника, спадающие до плеч нити жемчуга.
- Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
Читайте по теме: что такое «Кичка»?
Содержание:
- Происхождение и история
- Сакральное значение
- Формы кокошников
- Разновидности кокошников
- Однорогий кокошник
- Двурогий кокошник
- Конусообразный кокошник
- Кокошник в виде небольшой круглой шапки
- Однодворческий кокошник
- Кокошник в виде шапки с плоским верхом
- Двухгребенчатый или седлообразный кокошник
- Кокошник в современном мире
- Заключение
Происхождение и история
Точное происхождение и время возникновения русского народного кокошника неизвестны. По некоторым сведениям он пришел к нам из Византии. Его прообразом служили диадемы, которые закрепляли сзади лентами.
Постепенно кокошник стал не только оберегом, но и признаком статуса и достатка семьи. Также по головному убору можно было понять возраст его владелицы, и из какой она местности.
Таким образом, кокошник исполнял функцию социальной коммуникации – увидев девушку в кокошнике, люди сразу узнавали про нее основную информацию, не задавая лишних вопросов.
https://writervall.ru/etimologiya-slova-kokoshnik/
Кокошники можно было встретить на ярмарках или сделать на заказ, изготавливали их мастерицы. И поскольку такой головной убор стоил дорого, он был семейной ценностью – его бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Изначально кокошники носили представительницы всех сословий – от простолюдинок до цариц, но во времена правления Петра I и в результате его реформ этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.
Сакральное значение
Для наших предков кокошник кроме бытовых функций выполнял очень важную сакральную функцию.
https://www.pinterest.ru/pin/622552348466770502/
После замужества девушкам нельзя было показывать волосы окружающим, их заплетали в две косы и прятали под кокошником. Если женщина показывала волосы, она отнимала у своего мужа энергетическую поддержку и свою женскую силу.
Также кокошник символизировал энергетическое поле человека.
Формы кокошников
Форма русских кокошников отличалась разнообразием в зависимости от регионов. Это было связано с особенными традициями собирания и укладывания волос. Украшениями служили всевозможные детали и дополнения.
Женщины северных областей Руси носили высокие кокошники, украшенные речным жемчугом. На юге и западе страны они имели вытянутую вверх форму. Широкие и богато украшенные головные уборы носили боярыни центральных областей Руси.
https://zen.yandex.ru/media/id/5ecbd6762c0fea2ffe95ceaa/chto-interesnogo-ia-nashla-v-russkom-stile-5ed3c2f4706f83164ac7bf85
В Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутой вперед твердой лобной повязкой – очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускались нити из рубленого перламутра.
Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений.
В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.
Разновидности кокошников
Однорогий кокошник
К очелью крепилась сетка из нитей с нанизанным на них жемчугом или бисером, полностью закрывающая лоб до самых бровей.
Были распространены в центральных губерниях Европейской России – Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, – а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
https://i.pinimg.com/originals/7a/b6/b8/7ab6b8f9a271739470994a10fb80382e.jpg
Двурогий кокошник
Высокое твердое очелье имело форму треугольника, или полумесяца, а задняя часть была мягкой. Острые или немного закругленные концы кокошника опускались к плечам.
Конусообразный кокошник
Вышивали золотыми нитями, на них нашивали специальные «шишки», расшитые жемчугом и олицетворявшие культ плодородия.
Кокошник в виде небольшой круглой шапки
Верх делался плоским, а очелье – высоким. Уши прикрывали небольшого размера лопасти, сзади пришивался подзатыльник, лоб закрывался сеткой из нитей, расшитой жемчугом или же бисером.
Сверху на кокошник надевали платок, который закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской.
Однодворческий кокошник
Получил своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний.
Не имел пришивных лопастей, позатыльника и спускающихся нитей; изготавливался обычно из позумента. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.
Вокруг кокошника, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.
Формы кокошников: 1 – каргопольского типа; 2 – однорогий костромско-ярославского типа; 3 – однорогий владимирско-ярославского типа; 4 – псковского типа с шишками; 5 – новгородская «кика»; 6,8 – «моршень»; 7 – московская «кичка»; 9 – «шеломок»
https://bigenc.ru/ethnology/text/2079577
Кокошник в виде шапки с плоским верхом
Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
Двухгребенчатый или седлообразный кокошник
С высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем.
Надевался обычно с узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником – прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы.
Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
Кокошник в современном мире
В наше время тоже можно встретить кокошник, но, конечно же, он естественным образом претерпел изменения. Современный кокошник уже не несет в себе какой-то сакральный или символичный смысл, поэтому необходимость в полном покрытии головы отпала.
Сейчас это больше своеобразный ободок, который используют модные дизайнеры в своих коллекциях на показах мод. Например, немецкий модельер Карл Лагерфельд использовал их в своей модной коллекции.
https://thecity.m24.ru/articles/1446https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56795/
Люди, следящие за модными тенденциями, применяют ободки-кокошники в качестве дополнительного аксессуара в своем образе.
Незаменимым является кокошник сегодня и в выступлениях хоровых и танцевальных ансамблей, где он используется как часть сценического костюма.
https://www.culture.ru/events/1508691/malyshnik-skazki-snegurochki
В современной культуре кокошник является частью новогоднего костюма снегурочки и в большей степени связан с ее образом.
Заключение
Кокошник незаменимый атрибут русского народного костюма, который представлял собой не только предмет украшения, но и имел сакральное значение.
Этот головной убор можно смело считать великим достоянием нашего русского народа и потрясающим произведением искусства.
Источники:
- Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера https://gufo.me/dict/vasmer/кокошник
- https://writervall.ru/etimologiya-slova-kokoshnik/
- Статья из журнала Культурология «История кокошника: От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев» https://kulturologia. ru/blogs/281117/36819/
- «Чем на Руси косы покрывали. О важности женского головного убора»
- «Кокошник: от седой старины и до наших дней» https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnik-ot-sedoj-stariny-i-do-nashih-dnej
- «Красота из прошлого Руси» https://kolybanov.livejournal.com/6841504.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Кокошник_(головной_убор)#cite_note-сл-7
- https://russianarts.online/99784-kokoshnik/
Фото обложки: https://sun9-6.userapi.com/c854020/v854020054/204e27/2SrxAKj-Y8g.jpg
Рассказываем о кокошниках с выставки «Народный костюм северных губерний». Часть 1
Сегодня мы знакомим вас с тремя роскошными головными уборами, которые носили женщины замужние — каргопольскими кокошниками
До конца работы выставки «Народный костюм северных губерний» в Историко-краеведческом музее осталось меньше двух недель. Великолепные выходные костюмы, покосные рубахи, повседневные сарафаны, уникальные пояса, вышитый текстиль и, конечно, завораживающие головные уборы. Отдельную витрину занимают кокошники, ленты, девичья краса и другие головные уборы.
Некоторые из них появились в коллекции в результате экспедиций сотрудников, а некоторые были переданы из других музеев и монастырей, часть была приобретена отдельно у граждан, часть — передана в дар.
Сегодня мы знакомим вас с тремя роскошными головными уборами, которые носили женщины замужние — каргопольскими кокошниками. Под кокошником обычно подразумевают веерообразный головной убор, украшенный вышивкой и завязывающийся лентой на затылке. Однако, его часто путают с венцом или головодцем. Последние предназначались незамужней девице и не покрывали волос, в отличие от многих видов кокошников.
Кокошник был известен на Руси с XVII века и приобрёл популярность в XVIII–XIX веках. Позволить себе невероятное украшение с золотым шитьём, жемчугом, бисером, монетами, парчовой или золотной нитью, ручной вышивкой и шёлком могла далеко не каждая красавица. А те, кому головной убор был доступен, заказывали его у мастеров в городах, торговых сёлах и при монастырях. Семейную ценность и «запасный капитал» передавали из поколения в поколение.
Для каждого региона формы, размеры, детали и технологии были различны и соответствовали образу жизни, роду занятий, поверьям, в целом народному костюму и моде. Носили кокошник, сдвигая немного его на лоб, затылок покрывался подкладкой, а поверх головного убора носили шерстяные и шёлковые платки.
Данный вариант кокошника относится к каргопольскому типу. Он имеет форму шапочки с вытянутым вперед очельем («рогом»), которое было предназначено для скрытия волос, заплетённых в косы. Лопости прикрывают виски и уши, а на лоб спускается поднизь (нить или сетка с жемчугом, бисером, перламутровой рубкой или бусом). В каждой из волостей, прилегающих к Олонецкой и Новгородской губерниям, украшение могло быть различно.
На севере, в Олонецкой губернии, речного жемчуга было не мало. Ещё в 1734 году купцы и крестьяне просили дозволения правительства на ловлю жемчуга в реках. После долгожданного разрешения главными правилами было объявление «без всякой утайки с письменным известием в городах воеводам и управителям» и вынимать можно было только жемчуг, который «совершенно доспелъ». Многие добытчики не продавали, а оставляли жемчуг себе, поэтому встретить богато украшенный кокошник можно было и в бедных домах.
Особое внимание стоит обратить на орнаментирование очелья, исполнявшееся почти всегда одинаково: по средине круглая розетка, по сторонам от неё — растения, как символ мирового дерева.
Вышивка паушей по сюжету различна. Паушами называется та часть кокошника, которая прикрывает уши. Она могла быть украшена розетками, стилизованными фигурами, цветами и символами. Со временем стали появляться вышитые инициалы владелицы.
Задники прямоугольной формы украшали трезубцами, трёхчастными узорами из розеток, фигурами цветов и плодов.
Донца часто украшались полосами галуна — нашивками из золотой или серебряной мишурной тесьмы, а также золотным шитьём и бисером. Верх был плоским овальной формы.
Каркасом для головного убора служил плотный картон.
Каргопольский кокошник часто надевали сразу после венчания. И даже брали взаймы у других семей, если его не оказывалось. Замужние женщины надевали вместе с ним на затылок повойник (платок), тоже усыпанный жемчугом; в таком уборе голова замужней корелки кажется как бы закрытой шлемом; открытым остается одно лицо.
Согласно «Путевым очеркам» М.А. Круковского, вид такого кокошника корелы называли «подзором», а происхождение он имел финское и новгородское.
Русский Кокошник — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
176 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Кокошник: традиционный русский головной убор
Все мы знаем пословицу Одежда говорит за мужчин . В русском национальном костюме значительную роль играл головной убор под названием кокошник: он завершал праздничный женский костюм, многослойный и монументальный. Женщины надевали кокошник только в самых торжественных случаях и часто передавали его в семье. это русский 9Головной убор 0114 также является источником вдохновения для многих современных модных решений. Приветствуем вас в мире красоты!
Иван Аргунов, Портрет неизвестной в русском костюме , 1784, Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Что вообще означает это смешное слово?
Название происходит от древнерусского «кокош» — оно связано с формой головы птицы. Мы не знаем, когда именно появился Кокошник в русском женском костюме. Использование этого слова впервые было зарегистрировано в 17 веке.
Уже к XVIII-XIX векам предмет стал одним из самых распространенных русских женских головных уборов. В России и крестьяне, и горожане, принадлежавшие к купеческому и мещанскому сословию, носили головной убор на торжествах, в церкви и по большим праздникам.
Константин Маковский, Девушка с жемчужным ожерельем , 1880-1890, частное собрание. Викиарт.
Петр I, желавший модернизировать Россию по образцу стран Западной Европы, запретил этот головной убор. А вот кокошник сохранился в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
В эпоху Екатерины Великой возродился интерес к русской истории и русским древностям. Женский костюм Московской Руси XVII века, состоявший из придворного платья, напоминающего сарафан, дополненного кокошником и длинной присборенной рубахой, был в моде.
Франц Крюгер, Портрет императрицы Александры Федоровны , 1830-е годы, Государственный исторический музей, Москва, Россия.
В 1834 году Николай I издал указ о введении нового придворного платья, дополненного кокошником. Он состоял из узкого открытого лифа с длинными рукавами и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранялся до отречения Николая II от престола 19 февраля.17.
Не дай себя обмануть
Русский головной убор, начало 19 века, коллекция Натальи де Шабельской (1841-1905), Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
В древности кокошник имели право носить только замужние женщины. Несмотря на славный вид, главной особенностью кокошника было то, что он плотно закрывал волосы женщины, заплетался в две косы и укладывался венком или пучком. Древний обычай покрывать волосы замужней женщины известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными верованиями.
Девять портных делают мужчину
В данном случае мастерицы делают женщину. Кокошники, как правило, изготавливались профессиональными мастерицами-кокошницами, обладавшими необходимыми навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью, умением обращаться с дорогими, красивыми фабричными тканями: шелком, атласом, бархатом, парчой.
Спинка русского головного убора, 19 век, коллекция Натальи де Шабельской (1841-1905), Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.
Важность образа
Особое значение имели украшения, украшавшие кокошник. Посередине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» — символ плодородия. По бокам – S-образные фигурки лебедей – символы супружеской верности. На спине русского головного убора традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая ветвь которого — новое поколение. А на этом «кусте» были птицы, плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом, кокошник был еще и оберегом.
Был очень оригинальный сорт Кокошника с жемчужными шишками. Эти уникальные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка, а именно: Сколько шишек – столько деток .
Абрам Клюквин, Женщина в головном уборе из торопецкого жемчуга и платке , начало 20 века, частное собрание. Артхив.
Стоимость некоторых кокошников, сделанных для царской семьи, была огромной. Кокошники считались большой семейной ценностью. Люди бережно хранили их и передавали по наследству. Часто ими пользовались несколько поколений женщин.
Константин Маковский, Боярский свадебный пир , 1883, Hillwood Estate, Museum & Gardens, Вашингтон, округ Колумбия, США.
Конечно, в кокошнике и маскарадном костюме никто не прял и не чистил. Эта дама, наверное, ждет, когда придут гости, и думает, что считает уборку дома большим событием!
Константин Маковский, Боярка у окна , 1885 год, частное собрание. Викиарт.
Modern Approach
Члены английской королевской семьи до сих пор носят русские головные уборы на свадьбах и важных мероприятиях. И принцесса Евгения Йоркская, и Меган Маркл выходили замуж в таких бриллиантовых тиарах. А Кейт Миддлтон на крестинах принца Луи надела вариант кокошника.
Елена Мрозовская, Княгиня Ольга Константиновна Орлова (урожденная княгиня Белосельская-Белозверская) в кокошнике на балу 1903 года в Зимнем дворце , 1903 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
На подиуме кокошники основательно переосмыслил Карл Лагерфельд. Они появились в 2009 году на показе Chanel «Париж-Москва». А Дженнифер Лопес позировала в традиционном русском головном уборе в 2014 году для обложки русского Harper’s Bazaar .