Адыгэ фащэ женский: Адыгэ фащэ рисунок — 77 фото

Адыгэ фащэ рисунок — 77 фото

Национальный костюм кабардинцев Черкесов

Адыгский национальный костюм для рисования

Адыгский национальный костюм для рисования

Джигит и Горянка

Кавказские Наряды раскраска

Адыгский национальный костюм для рисования

Национальные эскизы

Адыгские эскизы

Адыги бесленеевцы

Кавказ Черкесы черкешенка

Нарисованная Горянка

Костюм адыгов рисунок

Рисунок адыгов

Княгиня Мария Ясыня

Орнаменты осетинские на одежду

Царица Тамара черкешенка

Танцующий Черкес и черкешенка

Мадина Саральп фащэ

Символ Черкесов

Национальный костюм народов Башкортостана нарисовать

Черкешенка в фащэ

Изольда Гогичаева платья

Грузинский костюм для мальчика

Черкес и черкешенка

Адыгэ черкешенки

Чокхи Хашагульгова

Адыгэ фащэ девушка и парень

Черкешенка Бэла

Горянка Карачаево-Черкесская

Адыгэ черкешенки

Балкарки женщины

Национальное платье кабардинцев

Свадебные платья Адыгэ фащэ

Къандес джэгу

Свадебные платья Адыгэ фащэ

Адыги Черкесы кабардинцы

Адыгский этикет Адыгэ Хабзэ

Черкес и черкешенка

Осетинская певица Зарина

Черкешенка Бэла

Адыгейское свадебное платье

Хиби Хиби платья

Мадина Саральп фащэ

Джигит Черкес

Зарема Нальмэс

Черкешенка нация

Национальный свадебный наряд Черкесов

Адыгэ фащэ женский

Кавказские национальные платья

Фащэ платья

Сати Казанова фащэ

Национальное платье Карачаево-балкарцы

Кавказ Горцы и горянки

Адыгэ Черкес

Черкесы кабардинцы

Адыгэ САЕ Свадебные

Национальное платье кабардинцев

Адыгэ фащэ женский

Черкешенки в Османской империи

Мадина Саральп национальные платья

Горянка эскиз

Карина Мезова Адыгская Амазонка

Кристина Плиева Владикавказ

Иман Бесолова

Адыгэ джэгу Черкесск

Адыги раскраска

Сальма Галаева черкешенка

Кавказские рисунки

Адыгэ Хабзэ на кабардинском

Ингушское национальное платье чокхи

Кабардино-Балкария национальный костюм

Национальная шапка фащэ

Эскиз национального костюма

Наряд кабардинцев 17 века

Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

История адыгэ фащэ — черкесского национального костюма

Беседа 2018 года со старшим научным сотрудником сектора новейшей истории КБИГИ, кандидатом исторический наук, доцентом Мариной Хабасовной Гуговой о динамике изменений фащэ.

— Марина, расскажите, менялся ли адыгский национальный костюм на протяжении своей истории, или это статичная непроницаемая система?
— Празднование дня черкесского национального костюма связано с возросшим интересом к своим традициям, а костюм – та культурная оболочка, которая на протяжении веков определяла этническую принадлежность человека. Сегодня это некий символ нации. Функция отражения национальной принадлежности с помощью одежды возникла очень рано. Традиционные черты народного костюма остаются узнаваемыми на протяжении веков. И тем не менее он не статичен и подвергался моде своего времени. Кроме того, по костюму можно было определить положение человека в обществе, его сословную принадлежность или семейный статус: по одежде безошибочно можно было отличить сеньора от вассала, воина – от крестьянина, замужнюю женщину – от незамужней или от овдовевшей.
Авторы разных лет, описывая внешний вид черкесов, были особенно внимательны к их экзотическому одеянию. Так, в самом начале XVII в. они отмечали особую открытость и яркость летних женских платьев красного, зеленого, желтого или синего цветов, которые украшались разноцветными бусами.Вместо пояса они носили ленту или полоску кожи. Частью костюма были штаны, доходящие до икр или до щиколотки, а в торжественных случаях сверху на эти платья надевались еще два слоя распашных одежд.Впрочем, знатные девушки ходили в двухслойной одежде всегда.
А в середине XIX в. девушки уже туго стягивали грудь и талию кожаным корсетом, кафтанчик, надеваемый на нижнее платье, застегивался спереди серебряными застежками, которые выглядывали из разреза верхнего платья. За двести-триста лет изменялась и длина женского платья, которое когда-то доходило только до колен, и из-под него были видны шаровары, но постепенно платье удлинилось до пола.
Мужская одежда, тоже претерпела ряд изменений, но самое неожиданное из них касается цвета: в XVII в. указывается на предпочтение мужчинами красного, что практически исключалось в последние двести лет.

— А как он изменился на протяжении ХХ в.?
— Самые серьезные трансформации традиционный костюм испытал в последние сто лет. Западная мода вошла в сельский кабардинский быт уже на рубеже XIX и XX столетий. Девушкам нравилось носить блузы с французскими кружевами и юбки с оборочками, часики на цепочке и сумочки-ридикюли. Правда, в большинстве случаев наряд дополнялся аксессуарами, перешедшими по наследству: серебряными поясами и большими шелковыми ажурными платками. Для пошива же национального варианта костюма стали использоваться привозные ткани с набивным рисунком, шелковые, атласные, бархатные, а по вышивке и отдельным деталям самых традиционных элементов костюма можно было определить не только умение, но и творческую свободу мастерицы.
В тяжелые годы восстановления экономики после революции и гражданской войны, когда в стране появились торгсины – объединение по торговле синостранцами – привели к утрате огромного количества серебряных поясов и нагрудников, этнических ювелирных изделий и уникального оружия, которые в этих торгсинах обменивались на продукты или товары первой необходимости. Национальная одежда утрачивала одну за другой свои позиции. Дольше всего продержались мужские каракулевые папахи и тонкие кавказские ремешки, а в женском костюме – шали.
Однако в начале уже нынешнего столетия отмечается ренессанс в отношении традиционного этнического костюма. Его стали шить к свадьбе, вечерние платья для светских мероприятий украшаются деталями из серебряных нагрудников, серебряными и позолоченными поясами, вышивкой в этностиле, большими шелковыми платками и т.д. Мужчины под европейский костюм или джинсы надевают кавказские рубашки с воротничком-стойкой и круглыми металлическими пуговками, иногда подпоясанными тонкими кожаными ремешками. Но на старые формы накладываются новые манеры использования деталей: газыри в женском платье или башлыки, которые носит вместо модных капюшонов молодежь обоего пола.

— Вневременные принципы адыгского национального костюма – это…
— Как бы ни менялся народный костюм, он всегда узнаваем. Какие же основные принципы сохраняют его целостность и принадлежность адыгскому народу?
И в мужской и в женской одежде – это покрой, акцентирующий тонкую талию, облегающий лиф, плавно расширяющиеся книзу полы верхнего платья. Это аксессуары, главными из которых остаются пояса: широкие металлические у женщин, узкие кожаные у мужчин. Это соответствие одежды возрасту, полу и семейному статусу. Все известные нам письменные источники упоминают о ношении бурки и мужских головных уборов из войлока с мехом.
Черкесский костюм формирует фигуру, корректирует внешность, нивелирует или подчеркивает определенные свойства тела в соответствии с общественными идеалами. Имидж сурового и скромного воина-черкеса поддерживается его костюмом – аскетичным в цвете и аксессуарах, но ловко подогнанным по фигуре, стройной и сухощавой. «Одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов… их военная форма великолепна… Действительно, у черкесов воинственный вид» — подобные описания встречаются у кавказских бытописателей разных времен.
Представления о красоте и грациозности горянки тоже неразрывно связаны с ее платьем. Один из авторов XIX века, заканчивал описание одежды черкешенки впечатлением, которое она на него в ней произвела: «Девушка, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном,- имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена вовсю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка, придают ее фигуре женственность, достоинство и грацию».

Что у грузин в нагрудных карманах. Что такое газыри

«Белая армия», ч
лет
благородный барон снова готовит нам царский трон»… Миллионы тех, кто пел советскую песню, вряд ли задавались вопросом, почему барон Врангель черный, если он белый? Удачно сыгравший на контрасте поэт Павел Григорьев оставил разгадку за пределами поэзии, а хорошее знание истории — добродетель, не распространенная в наших пенатах. Между тем никнейм «ч
лет
ry baron» последняя глава белое движение получило за одежду, которую я надеваю каждый день утром — ч
лет
красная казачья черкеска с газырями. По праздникам барон Врангель носил яркий черкеску-фрак.

ВСЁ ДЕЛО В ГАЗЕ…

Согласно старому анекдоту, хорошо известно, что испанец — это человек, а испанец — это грипп; Финн — человек, а Финн — нож; шест — человек, а полька — танец; голландец — мужчина, а голландка — печка. Анекдот можно продолжить: черкешенка — это человек, а черкешенка — одежда.

Большая советская энциклопедия Издание 1986 года называет черкеской однобортный однобортный кафтан без воротника из домотканого или фабричного сукна, чаще всего черного, коричневого или серого цвета.

… Обычно чуть ниже колен, покроя до талии, со сборами и складками, подпоясанные узким поясом. Рукава длинные и широкие.

То же энциклопедическое издание учит отличать черкеску от кафтана: «На черкеску с обеих сторон груди нашиты газыри — кожаные гнезда для деревянных трубок, куда раньше вкладывались оружейные патроны». По мнению этнографов, все дело в них: цухха — у осетин, чокха — у ингушей, чоа — у чеченцев, чепкен — у карачаевцев и балкарцев, адыгейский фашче, или цей — у адыгов, кабардинцев и, вообще-то черкесы появились в постмонгольские времена и одновременно с огнестрельным оружием.

Поначалу газыри с патронами носили в сумке через плечо или на ремне, но на ремне уже теснилось то и это, что нужно горцу, да и ружье висело у него на плече, вот и догадались пришить нагрудные карманы-газыри.

Слово «газыр», кстати, происходит от арабского «хазыр», т.е. «готовый», и это удивительно точно по смыслу: газыри — это разновидность патронташа с готовыми зарядами. Если же не брать в расчет газыри и кощунственно отождествлять черкеску с кафтаном-халатом, то определить ее возраст совершенно невозможно, и искать истоки придется не в нашу эпоху. Только мы этого делать не будем — какой же черкешен без газырей?

ЧЬИЙ КАФТАН?

Сегодня на интернет-форумах идет ожесточенная рубка — черкесы отстаивают исконное право черкесов, балкарцев, карачаевцев и т.д. Правда в этом споре еще не родилась и шансов у нее мало, причем по самой прозаичной причине : Черкес — русское слово. В России и Европе, к северу от Кавказа и к западу от него адыгами называли всех толпой народов, живших на склонах Кавказских гор. Не запутались в трудных гортанных самоназваниях, не отличили осетин от балкарцев или аварцев от ингушей, написано «черкес» — и все ясно: горец с Кавказа. А если человек черкешенка, то, следовательно, и одежда черкешенка. Однобортный кафтан без воротника, но с газырями, легко надевается, не сковывает движения, удобен в работе, походах и в бою. Соседи-казаки недолго смотрели с завистью: одолжили черкешенку в горах и повезли по равнине.

В начале XIX На протяжении веков не только Хаджи-Мурат красовался в черкеске, но и Михаил Лермонтов на портрете, сделанном собственноручно. В год падения крепостного права военное ведомство Российской Империи ввело черкеску в качестве полкового мундира для казаков и попутно утвердило ее в русском языке. Вслед за казаками шли члены царской семьи, не исключая императора Николая II. Красная черкеска, принадлежавшая последнему русскому царю, сегодня экспонируется в музее-заповеднике «Царское Село».

Николай Александрович в черкеске ходит по страницам мемуаров и военной литературы, а в Госархиве РФ хранится портрет государя-императора на вороном коне и такой же красной черкеске. В черкеске встретил и роковую минуту своей жизни самодержец всея Руси. В этом может убедиться любой желающий: в запасниках ГИМа есть не слишком ловко выполненная картина «Отречение от престола Николая Романова».

ИЗ ПЕЧОРИНА В БЛАГИ И ОБРАТНО

Советская власть расправилась с царем и Врангелем, но не смогла победить черкеса. Кафтан в пояс оказался настолько любимым казаками, что Наркомату обороны СССР пришлось ввести его в 1936 году по приказу.

В 1941 году черкешенку отменили и сослали в самодеятельность и народные ансамбли, где, собственно, и обнаружила ее упомянутая Советская энциклопедия.

Академическое издание правильно и неправильно одновременно. Помимо складского реквизита, черкешенка встречается в литературе и кинематографе. Печорин одет в черкеску в «Княжне Марье» Лермонтова и Хаджи-Мурата с казаками — Льва Толстого, героев Паустовского, Бабеля и многих других. А кто забудет генерала Шарно из булгаковского «Бега», продававшего серебряный газ на ставки на тараканьи бега?

Образ кавказского воина на черкеске неразрывно связан с находящимися в нагрудных карманах газырями. Достаточно простой имитации газырей на костюме в любительском театре, и зритель понимает, кого изображает переодетый человек.

В детстве у меня было два популярных варианта того, что на фото. Как вы уже догадались, первая версия сигареты/сигары (может быть, просто из-за театральных костюмов) и вторая версия — патроны.

Конечно, одна из версий практически совпадала с реальностью.

Давайте узнаем подробнее…

Известный путешественник Дюбуа де Монпере описывает внешность кавказского воина:

«На груди, с обеих сторон, два карманчика, чаще два ряда коробочек или гильзы из дерева, тростника, кости или металла. Более богатые патронташи крепятся к плечам серебряными цепочками. На плече черкешенка носит ружье, заключенное в черный войлочный чехол, прикрепленный к ремню двумя кольцами из красной кожи. У черкеса на поясе кинжал; там же, кроме того, у него есть тесак-отвертка, кожаный кисет, где хранятся трут и ружейный кремень… маленькая коробочка красиво сделанная из черненого серебра с салом, которым натирают пули, чтобы они лучше скользили в бочка. В руке черкешень держит небольшую подставку из двух деревянных реек; на эту подставку ставится ствол орудия при стрельбе.

Итак, что такое газыри и как они появились у черкесов? Газир — от тюрков. «Газир» — «готов». Представляет собой герметично закрывающийся пенал цилиндрической формы, емкость для заранее отмеренного порохового заряда или бумажного патрона. Гасыри не обязательно носить в нагрудном кармане.

Нельзя назвать газыри изобретением кавказских воинов, т.к. подобные патронташи использовались мушкетерами во Франции и лучниками на Руси. В русской воинской традиции такой кушак (пояс) с пеналами назывался берендейкой.

Еще в XVI веке в Испании появились дульнозарядные ружья. Особенности устройства оружия были таковы, что необходимо было тщательно следить за количеством пороха, иначе ружье могло сломаться при выстреле. Перезаряжать орудие, особенно в бою, нужно было как можно быстрее. Появление специальных пороховниц, куда насыпался тщательно отмеренный порох. Необходимость точного дозирования пороха привела к появлению контейнеров с расфасованными зарядами, что позволяло практически не глядя засыпать порох в ствол. Введение в состав боеприпасов специальных габаритных пеналов значительно облегчало и делало более безопасным обращение с оружием и использовалось в разных странах. В России такие устройства назывались берендейками.

Расположение этих канистр на обмундировании связано со спецификой применения оружия. В большинстве случаев они свободно висели на веревках, обеспечивая оперативное обращение: взял в руки — открыл крышку — вылил — отпустил. В свою очередь веревки крепились к плечевому ремню — стропе. А вот болтающиеся с обеих сторон зарядные устройства изрядно мешают в динамичном бою.

На Кавказе для надежной фиксации пеналов были придуманы специальные карманы на одежде. Они располагались в местах, свободных от постоянных движений рук при верховой езде и сабельной рубке, то есть на груди. Емкости, помещенные в эти карманы, назывались газырями. Ведь даже для современного пешего воина, у которого пояс занят вспомогательными подсумками, нагрудный патронташ — хороший выход.

Обычай носить черкеску с гозырями быстро распространился среди русских воинов. В особенности этот наряд любили и осваивали казаки.

С конца XIX века постепенно стала отпадать необходимость постоянно носить с собой оружие. Да и оружие стало другой конструкции. Но за долгое время постоянное присутствие в черкеске, покровительство газырям приобрело определенный символизм. Настоящий мужчина всегда готов защитить сову дом и семью. Поэтому газыри стали декоративным элементом, являющимся неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов.

В основе всех газырей лежит трубка из тростника или дерева. Тубу закрывают колпачком из кости или металла. Позднее на парадных черкешенках стали носить газыри с серебром, украшенными наконечниками, с золотой инкрустацией или с чернью.

В наше время, когда газыри являются чисто декоративным элементом на черкеске, сама трубка делается из пластмассы или представляет собой деревянную палочку. Но чаевые, как и в старые времена, имеют первостепенное значение. Наконечники изготавливаются из серебра, латуни, мельхиора. Их можно золотить, чернить, инкрустировать костью. Иногда газыри делают из ткани. Чаще всего на детские костюмы.

А вот как это отражено в современной моде:

I guerrieri del M5S ai ballottaggi

Di Battista e Di Maio ieri a Correggio
GUARDA IL ВИДЕО!

Domenica prossima 8 giugno si vota per i ballottaggi. M5S представлен кандидатом в 12 коммун : Рубано , Корреджо , Модена , Чивитавеккья , Фано , Нови-Лигуре , Пиосаско , Риволи , Багерия , Чертальдо , Ливорно и Сан Джулиано Терме . Due ди Эсси sono capoluoghi ди Provincia in cui си ва за ла prima volta nella storia аль ballottaggio: Модена е Ливорно.
Портал M5S с камерой и первым шагом от Correggio в мини-туре для поддержки всех кандидатов M5S.