Чеченцы головной убор: Дом дружбы народов Красноярского края «Родина»

Папаха (холхазан/сурам куй) – символ мужской чести и достоинства чеченцев — Вести Республики

По сей день именно этот головной убор остается воплощением мужской чести, достоинства и значительного статуса чеченцев. В доме их на самом почетном и высоком месте лежит Коран. Второе место по значимости после него занимает папаха.

Обычно у чеченцев и российского обывателя возникают вопросы, когда все-таки появилась папаха в обиходе горцев и каким образом.

Мой отец Мохьмад-Хаджи из с. Элистанжи рассказывал мне легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа, услышанную им еще в юности от односельчанина, 169-летнего Газиева Гунукбая, самого старого долгожителя на планете в своё время.

В народе говорят: «На горце должны привлекать особое внимание два элемента одежды – головной убор и обувь. Папаха должна быть идеального покроя, так как  уважающий тебя человек смотрит тебе в лицо, соответственно, видит головной убор. Человек неискренний обычно смотрит тебе в ноги, поэтому обувь должна быть качественной и начищенной до блеска».

Самой важной и престижной частью комплекса мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Много чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. Головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужественности и о достоинстве горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам и ингушам различные пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя». «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой». Но говорили и так: «Не всегда пышная папаха украшает умную голову». «Шапку носят не  для тепла, а для чести», — говорили еще старики. И поэтому она должна была быть у вайнаха самой лучшей, на шапку не жалели денег, и уважающий себя мужчина появлялся на людях в папахе. Хозяин дома, принимая гостей, сразу же надевал папаху и застегивал верхнюю пуговицу на рубахе, чем оказывал уважение входящим в его жилище людям. Носилась папаха повсюду. Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении — холодно ли там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу.

Папаху кавказцы носили целыми днями, как было отмечено, даже в жару. Дома обнажали голову неторопливо, соблюдая целый ритуал: папаху, снимая, бережно обхватывали руками и аккуратно ставили на ровную поверхность, иногда оборачивали тканью. Перед тем, как надеть папаху, ее непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех.

Лезгинский композитор, родственник народного артиста СССР, чеченца по национальности из тайпа вашандарой Муслима Магомаева, Узеир Гаджибеков настолько уважал свой головной убор, что, отправляясь в театр, покупал два билета – для себя и для папахи. Видимо, допускал, что его высокий головной убор будет мешать сидящим за ним в зрительном зале.

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздавать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому – носили их в семье, если были сыновья и братья, если их не было – преподносили самому уважаемому мужчине своего тайпа. Следуя тому обычаю, папаху своего покойного отца ношу я. К шапке привыкали с детства. Хочется особо отметить, что для вайнахов ценнее не было подарка, чем папаха.

Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что тоже  способствовало обычаю постоянно носить головной убор. А женщины, согласно адату, не имеют права носить (надевать)  мужской головной убор, кроме войлочной шляпы, надеваемой во время сельхозработ в поле.

В народе также существует примета, что сестра не может надеть папаху брата, так как в этом случае брат может потерять свое счастье.

Никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Согласно полевым этнографическим материалам, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй – меховая шапка, холхазан, сурам куй – каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушечья шапка. Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий,  грузины — куди.  По мнению Ив. Джавахишвили, грузинское куди (шапка) и персидское худ одно и то же слово, что означает шлем, т. е. железная шапка. Этот термин означал шапки и в древней Персии, отмечает он.

Существует и другое мнение, что чеченское куй заимствовано из грузинского языка. Эту  точку зрения мы не разделяем.

Летом вайнахи носили шапку из войлока, называемую мангалан куй (шапка косаря). Среди чеченцев и ингушей широко использовалась короткошерстная шапка, а также шапка, сшитая из цветной ткани, называемая у чеченцев пиэс, а у ингушей – феск. Схожее с термином пиэс слово песи, используемое в Месхет-Джавахетии, отмечено Л. Бараташвили.

Как и у других народов Кавказа, у чеченцев и ингушей  головные уборы типологически разделялись по двум признакам – материалу и форме. Головные уборы различной формы, изготовленные целиком из меха, относятся к первому типу, а ко второму — шапки с меховым околышем и головкой из сукна или бархата, оба типа этих шапок называют папахой.

По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом  наружу, часто  подбивая  их  овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от  дождя и  снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой, длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (курпей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли  «бухарскими». Ценились  также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять  шапок,  все из калмыцкого барашка, он изнашивает их,  кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству.

В Чечне шапки делали довольно высокими,  расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем.

В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. По мнению авторов А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша, например, 19 см, ширина основания — 20, верха — 26 см), шьются они из мерлушки или каракуля с матерчатым  верхом. Папаху эту все народы Дагестана называют «бухарской» (имея в виду то, что каракуль, из которого она большей частью шилась, привозится из Средней Азии). Головка таких папах делалась из сукна или бархата ярких тонов. Особенно ценилась папаха  из золотистого бухарского каракуля.

Аварцы Салатавии и лезгины считали эту папаху  чеченской,  кумыки  и  даргинцы называли ее «осетинской», а лакцы — «цудахарской» (вероятно, потому, что мастерами-шапочниками были, в основном, цудахарцы). Такая папаха была парадной формой головного убора, ее носили чаще  молодые люди,  которые иногда имели несколько  покрышек из разноцветной  ткани для донышка и часто их меняли. Такая шапка состояла как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки, сшитой по форме головы, и прикрепленной к ней с внешней стороны (в нижней части) высокого (16-18см) и широкого к верху (27 см) мехового околыша.

Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым  излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее  менялась в  разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов.

Издревле в Чечне  существовал культ  головного  убора  как женского, так и мужского. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать – никто ее не трогал, ибо понимал, что будет иметь дело с хозяином. Снять с кого-либо папаху означало смертельную ссору; если горец снимал шапку и ударял ею о землю — это означало, что он готов идти на все. «Сорвать или сбить с чей-нибудь головы шапку считалось великим оскорблением,  таким же, как  отрезать  рукав платья женщины», — говорил  наш  отец  Магомед-Хаджи Гарсаев.

Если человек снял шапку и  попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом пользовался в народе нехорошей  славой. «Кера  куй биттина хилла церан иза» — «Им это досталось в руки битьем шапки», — говорили о таких.

Даже во время огненного, экспрессивного, быстрого танца чеченец не должен был ронять головной убор. Еще один удивительный обычай чеченцев, связанный с головным убором: папаха ее владельца могла заменить его во время свидания с девушкой. Каким образом? Если чеченский парень по некоторым обстоятельствам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал туда своего близкого друга, вручив ему свой головной убор. В этом случае папаха напоминала девушке о любимом, она чувствовала его присутствие, разговор друга воспринимался ею как очень приятная беседа со своим женихом.

Шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается символом чести, достоинства или «культа».

Это подтверждают и некоторые трагические случаи из жизни вайнахов во время их пребывания в ссылке в Средней Азии. Подготовленные абсурдной информацией сотрудников НКВД о том, что высланные на территории Казахстана и Киргизии чеченцы и ингуши – рогатые людоеды, представители местного населения, бывало, из  любопытства пытались сорвать со спецпереселенцев высокие папахи и обнаружить под ними пресловутые рога. Завершались такие инциденты либо жестокой дракой, либо убийством, т.к. вайнахи не понимали действий казахов и считали это посягательством на свою честь.

По этому поводу здесь позволительно привести один трагичный для чеченцев случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрам в г. Алга Казахстана на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы. У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне! – и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. «Папаху с головы настоящего чеченца можно снять только вместе с его головой», — уточнил он. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди убил его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

Сколько чеченцев и ингушей были тогда заключены в тюрьмы, пытаясь отстоять свое достоинство!

Сегодня мы все видим, как чеченские руководители всех рангов носят папахи, не снимая, что  символизирует национальную честь  и гордость. Великий сын Кавказа, король танца Махмуд Эсамбаев до последнего дня гордо носил чеченскую папаху везде и всегда – даже на заседаниях Верховного Совета СССР он появлялся в своей неизменной папахе. Да и сейчас, проезжая новое третье кольцо автодороги в Москве, можно увидеть памятник над  его могилой, где  он увековечен, конечно же, в своей папахе.

Следуя предписаниям Корана и своим традициям, горцы действительно никогда не снимали головного убора при посторонних. Привычка с малых лет носить высокую шапку вырабатывали гордую и независимую манеру держаться и особую, полную достоинства осанку.

Лейчий ГАРСАЕВ

доктор исторических наук, профессор,

заведующий отделом этнологии

Института гуманитарных исследований

Академии наук ЧР

№ 79 (2972)




1 697

Папаха — культ чести и достоинства

В доме каждого чеченца на самом почетном месте лежит Коран, а после папаха. Этот головной убор по сей день остается воплощением мужской чести и достоинства для вайнахов. В данном материале мы разберём, в чем заключается такая исключительность.

Культ папахи появился от Пророка Мухаммада

У горцев есть выражение: «Папаха говорит, платок молчит». Оно наглядно отражает смысл важности мужского головного убора вайнахов. Значение папахи в жизни каждого горца понимают все, но мало кто знает, как она появилась.

Этнограф, доктор исторических наук Лечи Гарсаев считает, что история появления папахи уходит корнями во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

«Мой отец Мохьмад-Хаджи из села Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа, от односельчанина 169-летнего Газиева Гунукбая, самого старого долгожителя на планете в свое время», — пояснил Л. Гарсаев.

Согласно этой легенде, еще в VII веке чеченцы, пожелавшие принять ислам, пешком отправились в священный город Мекку и встретились там с Пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует), чтобы именно он благословил их на новую веру. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует), крайне удивленный и опечаленный видом странников, а особенно разбитыми и окровавленными от долгого странствия ногами, подарил им каракулевые шкурки, чтобы они обернули ими ноги для обратного пути.

«Приняв дар, чеченцы решили, что недостойно обертывать ноги такими красивыми шкурками, да еще принятыми от такого великого человека. Они решили сшить из них высокие шапки, которые нужно носить с гордостью и достоинством. С тех пор этот вид почетного красивого головного убора носится чеченцами с особым пиететом», — подчеркивает доктор исторических наук.

Шапка не для тепла, а для чести

Шапка во всех ее формах была самой престижной частью комплекса мужской одежды на Кавказе. О горце судили по головному убору, что подтверждается многочисленными чеченскими и ингушскими пословицами и поговорками.

«Мы собрали часть таких поговорок в ходе полевой работы. К примеру, выражение: «Мужчина должен беречь две вещи – папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем» или «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей папахой». А старики часто говорили: «Шапку носят не для тепла, а для чести», — вспоминает Лечи Гарсаев.

На изготовление папахи не жалели денег, так как у каждого горца папаха должна была быть самой лучшей. Даже когда в дом приходили гости, глава семейства надевал папаху и застегивал последнюю пуговицу на рубахе, так он выражал свое почтение гостям.

Папаха носилась горцами в любое время года, а дома они обнажали голову целым ритуалом: ее неторопливо снимали, бережно обхватывали руками и аккуратно ставили на ровную поверхность. Кто-то насаждал папаху на банку, а кто-то даже обматывал ее тканью. Перед тем, как папаху надевали, хозяин тщательно осматривал ее и стряхивал видимые и невидимые соринки, расправлял мех и буквально двумя пальцами надевал ее на голову.

Лезгинский композитор Узеир Гаджибеков настолько уважал свой головной убор, что, отправляясь в театр, покупал два билета – для себя и для своей папахи. Видимо, он допускал, что его высокий головной убор будет мешать сидящим за ним в зрительном зале.

Папаху отправляли на свидание вместо парня

Если мужчина умирал, его вещи раздавали близким родственникам. Все, кроме папахи. Она переходила по наследству сыновьям и братьям. Если таковых не было, папаху передавали самому уважаемому мужчине своего тайпа (Ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью, — прим. автора).

Согласно адату (свод традиционных обычаев, — прим. автора), женщины не имели права носить или надевать мужской головной убор. Исключением являлась лишь войлочная шляпа, которую использовали во время сельхозработ в поле. В народе существует примета, гласящая, что, если сестра наденет папаху брата, она заберет его счастье.

«Наш отец всегда говорил, что сорвать или сбить с чеченца шапку приравнивается к великому оскорблению, которое ты наносишь ему. Таким же оскорблением считалось отрезать рукав платья женщины. Например, чеченец, охранявший какой-либо объект, мог оставить шапку и уйти домой пообедать. Никто не трогал головной убор, все понимали, что будут иметь дело с хозяином», — рассказывает Л. Гарсаев.

Еще один удивительный обычай чеченцев, касающийся папахи, заключается в том, что она могла заменить человека во время свидания с девушкой.

«Если чеченский парень по некоторым причинам не мог попасть на свидание к девушке, он посылал к ней друга, вручив ему свой головной убор. В таком случае папаха напоминала девушке об избраннике», — уточняет историк.

Папахи, различаемые по материалу и форме

Никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор горцев. Такое отношение к папахе возникло на Кавказе в древности и сохраняется по сей день.

По словам Лечи Гарсаева, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй – меховая шапка, холхазан, сурам куй – каракулевая шапка, жа1уьнан куй – пастушечья шапка. Летом чеченцы носили шапку из войлока, называемую мангалан куй – шапка косаря. Использовалась также короткошерстная шапка или шапка, сшитая из цветной ткани, называемая у чеченцев – пиэс.

Длиношерстные папахи делали из шкур особой породы баранов с шелковистой, длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными. Для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (купрей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки назывались «бухарскими».

В Чеченской Республике шапки делали довольно высокими, расширенными кверху с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. Основной тип папахи, имевшей повсеместное распространение – это папаха полусферическая, дожившая до наших дней под названием «чабанская».

В настоящее время у основной массы вайнахов до сих пор сохраняются традиционные головные уборы в комплексе их костюма.

Седа Магомадова

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна

test 2Новости СМИ2

Гордость Папахи: богатое наследие головного убора Хабиба

Перед каждым боем UFC Хабиб Нурмагомедов обычно надевает характерный головной убор — шерстяную шапку, напоминающую светлый афро-парик, — когда он направляется к октагону. Шапка, известная в его родном Дагестане как папаха, олицетворяет историю своего народа. Шерсть, в равной степени угрожающая и величественная, заключает в себе трудоемкое наследие альпинистов; высота соответствует размеру сердца горца; а вес иллюстрирует глубину северокавказской гордости.

Историю папахи трудно проследить до 16 века. Слово имеет тюркское происхождение и описывает овальную шапку из каракульской овечьей шкуры. Традиционно, когда горец снимает папаху, это означало конец кровной мести между кланами или возможность ухаживать за дамой. Молодые люди швыряли шляпу в окно дамы, которую искали. Если она сохранила шляпу, это был хороший знак для предложения. В наше время его даже используют, чтобы различать мужчин и измерять уважение. Тысячи долларов тратятся на то, чтобы папаха была сделана из лучшей овечьей шкуры.

Это также символическое напоминание о гордых расах, разбросанных по горным хребтам России. Хабиб, один из главных претендентов UFC в легком весе, настолько же представитель своей родины, насколько его шляпа — продукт кавказской борьбы. Каждый раз, когда он входит в октагон, он предлагает маленькое пушистое напоминание о малоизвестных уголках Российской Федерации.

Кавказ, регион на границе Европы и Азии, расположенный между Черным и Каспийским морями, считался диким местом, территорией, которая так и не догнала цивилизацию, которой управляли дворяне, вожди и горцы. . Исторически русские и зарубежные поэты и писатели описывали край и его племена через метафоры их величественной гористой местности. Кордильеры стали выражением свободы, любви, красоты, а также свирепого и дикого примитивизма.

Большая часть романтизированной литературы, написанной такими произведениями, как известный поэт Александр Пушкин, появилась в результате аннексии Россией Кавказа в 19 веке. Поскольку Российская империя стремилась расшириться на юг, чтобы создать буферную зону для вражеских атак, она столкнулась с чрезвычайным сопротивлением со стороны Кавказа — чеченцев, ингушей, балкарцев, абазин и дагестанцев, которые редко объединялись, кроме как для защиты от общего врага — и их неорганизованного партизанского стиля. военное дело. Несмотря на то, что могучая русская армия только что разгромила «Великую армию» Наполеона в 1812 году, ей потребовалось 47 лет и правление трех отдельных царей, чтобы положить конец конфликту на Кавказе. К сожалению, конец пришел с этнической чисткой черкесского населения, которое было перемещено через остатки Османской и Персидской империй.

Кровавое присоединение Северного Кавказа к Российской империи служит прямым влиянием на дагестанское население, а значит, и на Хабиба. Несмотря на совершенно иную культуру, образ жизни и религию, Дагестан вместе с другими северными регионами стал частью России. Слияние десятков этнических групп означало, что кавказское наследие и автономия испарятся, если не будут агрессивно защищаться. Папаха — один из традиционных предметов одежды, переживший различные чистки, но его использование было ослаблено.

В то время как папаху носили в основном горцы и пастухи, жившие на отдаленных высотах, ее также носили казаки, полувоенная группа восточнославянских «свободных людей», которые когда-то занимали свою землю и управляли своим народом. . Казаки были необходимы для расширения России в 18-м и 19-м веках, несмотря на напряженность между свободными людьми и империей. Позже казаки были включены в состав Российской империи, а их земли были преобразованы в военные государства, чтобы поддерживать Россию во время войны. Они составляли большую часть русской армии во время Кавказских войн.

Папаха, символ чести и наследия горцев, позднее стала частью униформы российской армии. Небольшая разница в форме и цвете шапки отличала незваных гостей от повстанцев. Хотя они были сняты во время революции 1917 года, потому что многие казачьи полки воевали против правящих большевиков, позже шапка была восстановлена ​​и остается частью российской военной формы.

Несмотря на популяризацию папахи в советское время среди ведущих генералов армии, в наше время папаха остается обычным предметом одежды на Кавказе. Их оценка традиций и наследия является их главным отличием от их исторических российских собратьев. Папака больше не может быть символом статуса или инструментом сватовства, но потомки горцев по-прежнему с гордостью носят ее как напоминание о великих культурах, разбросанных по кордильерам.

Корни чеченского гнева – Внешняя политика

Нельзя понять чеченцев, не поняв гор. Горы создали их точно так же, как холодная Атлантика создала британцев или граница создала американцев.

Чеченцев не понять, не разобравшись в горах. Горы создали их точно так же, как холодная Атлантика создала британцев или граница создала американцев.

На протяжении тысячелетий горы были фактически непроходимыми. Армии могли обойти восточную оконечность, через Азербайджан и Дагестан по берегам Черного моря. Или они могли пробираться вдоль побережья Черного моря, если их лошади и пехота не боялись промочить ноги.

Между двумя морями, однако, находился вал Кавказа, самый высокий хребет в Европе, который можно было пересечь только пешком, да и то часто только летом. К югу от гор было величие древнего мира: Византия, Персия, Александр Македонский, ассирийцы, мидяне и прочие.

К югу от гор были империи, но к северу от гор народам не нужно было объединяться, чтобы противостоять захватчикам. Деревни правили сами собой, не признавали повелителя, грабили друг друга и торговали, надежно защищенные от завоевания пиками за спиной.

Или были — пока не пришли русские. Расширяясь на юг, сначала в нескольких исследовательских миссиях при Петре Великом, а затем в силах при Екатерине Великой, русские сражались со всеми перед собой: ногайцами степей, последними свободными потомками Чингисхана; татары Крыма; и, наконец, чеченцы и другие народы Кавказа.

Столкновение армий самодержавного, централизованного, милитаристского Российского государства с всадниками анархического, халявного Кавказа, которые были слишком дезорганизованы, чтобы беспокоить кого-либо дальше, чем в дне-двух езды, было крупнейшим культурным столкновением в европейской истории. . Русские выиграли первые бои, но ответ чеченцев не заставил себя ждать.

«В селе Алды явился пророк и начал проповедовать. Он подчинил своей воле людей суеверных и невежественных, утверждая, что имел откровение», — писал русский генерал-майор в 1785 году.

Русские шли на Алды, и разрушил его, но пророк — человек по имени Ушурма, но теперь известный как Шейх Мансур — затаился в засаде. Половина российских войск численностью 3000 человек погибла в засаде по дороге домой, а Мансур стал героем мусульман Чечни и соседнего Дагестана.

Мансур не продержался. После нескольких побед он бежал, попал в плен и умер от туберкулеза в крепости под Санкт-Петербургом. Но он был первым проявлением великого врага русских на Кавказе — сплавом ислама с национализмом в единую мощную комбинацию.

На протяжении большей части следующего столетия религиозные лидеры вели горцев Чечни и Дагестана в оппозицию к русским. Их сопротивление было героическим, но в конечном итоге оно было обречено. В конце концов, они сражались против России, державы, победившей Наполеона. Говорят, что имам Шамиль, последний вождь горцев, заметил, когда его вели к царю после его капитуляции в 1859 году.: «Если бы я знал, что Россия такая большая, я бы никогда не воевал против нее».

Шамиль, дагестанец, был жестоко откровенен в отношении чеченцев, которые воюют за него, но отказываются подчиняться ему каким-либо иным образом, как и до сих пор отказываются подчиняться правителям, как иностранным, так и своим.

«Хуже этого хлама нет ничего на свете. Русские должны сказать мне спасибо, что я их немного поправил. Без этого у вас был бы только один способ с ними расправиться: расстрелять их до последнего человека , как это делается с вредными животными», — сказал Шамиль своему русскому охраннику, согласно дневникам охранника.

Русские поверили ему на слово. Несмотря на то, что чеченцы продолжали жить на своей родине, они жили как побежденный народ, их лучшие земли были отданы казакам, а их культура так и не получила возможности развиваться. Когда царское правительство пало, оно почти ничего не сделало для превращения анархических горцев в образцовых русских крестьян, и после 1917 года новые коммунисты пообещали помочь им найти просвещение в современном государстве, которое они создадут.

«Эти люди были обречены на неимоверные страдания и вымирание», — заявил партийному съезду в 1919 году один чиновник, нарком по делам национальностей.21. Он знал, о чем говорил, потому что сам был с Кавказа. Его звали Иосиф Джугашвили, хотя сегодня он больше известен как Сталин.

Однако в его обещании скрывалось ошибочное предположение, что чеченцы на самом деле хотели жить как полноправные советские граждане, а они этого не сделали. «Бандиты» продолжали бродить по горам. Около 35 000 чеченцев подверглись чистке в 1931 году и еще 14 000 шесть лет спустя. Тем не менее, чеченцы не подчинялись, и к 1944 году Сталин пришел к тому же выводу, что и имам Шамиль: чеченцев следует уничтожить.

23 февраля — праздник в Советском Союзе, когда горожане чествовали воинов Красной Армии, — вошли войска, окружили нацию, погрузили в поезда и отправили в Среднюю Азию. Тридцать пять процентов депортированных умерли либо в переполненных вагонах для перевозки скота, либо в морозных степях, когда они прибыли в глубь холодной казахстанской зимы.

Это переломный момент в новейшей истории чеченцев, когда их вырвали из своих гор и бросили, как мусор, в недружественную землю с ровным горизонтом. Даже российское правительство признало, что это был геноцид, и все же немногие россияне сегодня осознают причиненную им травму. Все кого-то потеряли и, когда их отпустили домой, начиная с 1959, многие из этих тел вернулись с ними домой в Чечню, чтобы их похоронили в горах, а не в чужих степях.

Их удерживала вместе их вера, их суфийский ислам с его замкнутыми братствами и тайными ритуалами. Поколение, выросшее в Казахстане, взрастило в себе зерно обиды. Это семя выросло на плодородной почве перестройки Михаила Горбачева и расцвело в Декларацию независимости в последние дни Советского Союза.

Из многих катастрофических решений Бориса Ельцина немногие были столь же ужасны, как мысль о том, что быстрая война против мятежных чеченцев поможет повысить слабеющие результаты опросов нового российского президента к концу 1919 года. 94. Он отправил танки, тем самым объединив нацию, которая погрузилась в борьбу. Два года спустя он приказал вывести танки против противника. Могучая армия Москвы потерпела поражение на улицах Грозного от чеченских ополченцев, и бессилие сверхдержавы обнажилось на всеобщее обозрение.

Но это были чеченцы, неуправляемые даже своими, даже Асланом Масхадовым, человеком, который привел их к маловероятной победе над страной, где людей в форме больше, чем чеченцев. Без объединяющего их внешнего врага и, несомненно, с помощью подготовленных провокаторов, присланных из Москвы, они ввязались в разборки между исламистами, мафиозными бандами, светскими националистами и простыми чеченцами, которые просто хотели поладить.

В 1999 году чеченцы вторглись в Дагестан якобы для помощи тамошним союзникам, и новый российский лидер решил, что с Москвы хватит. Однако премьер-министр Владимир Путин не совершал ни одной из ошибок Ельцина. Он не собирался воевать среди многоэтажек Грозного. Его артиллерия стирала с лица земли столицу чеченцев квартал за кварталом, выгоняя его противников на открытое пространство, где они гибли на минах, подрывах или внесудебных казнях.