Чеченцы головной убор: Дом дружбы народов Красноярского края

Грозный | ЧЕЧНЯ. О типах и культе мужских головных уборов чеченцев и ингушей xix — начала xx вв.


Фото: checheninfo.ru


ЧЕЧНЯ.  Важной и престижной частью комплекта мужской одежды была шапка во всех ее формах, какие существовали на Кавказе. Много чеченских и ингушских шуток, народных игр, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. Головной убор во все времена являлся самым необходимым и наиболее устойчивым элементом горского костюма. Он был символом мужественности и о достоинстве горца судили по его головному убору. Об этом свидетельствуют присущие чеченцам и ингушам различные пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе полевой работы. «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя. Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем». Но говорили и так: «Не всегда пышная папаха украшает умную голову». «Шапку носят не для тепла, а для чести», — говорили еще старики. И поэтому она должна была быть у вайнаха самой лучшей, на шапку не жалели денег, и уважающий себя мужчина появлялся на людях в папахе. Носилась она повсюду. Ее не принято было снимать даже в гостях или в помещении: холодно ли там или жарко, а также передавать для ношения другому лицу.

Когда умирал мужчина, вещи его полагалось раздать близким родственникам, но головные уборы покойного не дарили никому — носили их в семье, если были сыновья и братья, если их не было — преподносили самому уважаемому мужчине своего тайпа. К шапке привыкали с детства. Xочется особо отметить, что для вайнахов ценнее не было подарка, чем папаха. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что тоже способствовало обычаю постоянно носить головной убор.

По нашему полевому материалу, никакой элемент одежды не имел столько разновидностей, как головной убор. Он имел не только утилитарное, но часто и сакральное значение. Подобное отношение к шапке возникло на Кавказе в древности и сохраняется в наше время.

Согласно полевым этнографическим материалам, у вайнахов установлены головные уборы следующих типов: кхакхан, месал куй — меховая шапка, холхазан, сурам куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушечья шапка. Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий, грузины — куди. По мнению Ив. Джавахишвили, грузинское куди (шапка) и персидское худ одно и то же слово, что означат шлем, т. е. железная шапка. Этот термин означал шапки и в древней Персии, отмечает он [1, с. 129].

Существует и другое мнение, что чеч. куй заимствовано из грузинского языка. Эту точку зрения мы не разделяем.

Мы согласны с А.Д. Вагаповым, который пишет, что куй «шапка» — общенах. (*кау > *кеу- // *коу-: чеч. диал. куьй, куьда < *куди, инг. кий, ц.-туш. луд). Источником слова считается груз. кий «шапка». Однако на почве нахских языков фонетически невозможен переход куд(и) > куй. Поэтому привлекаем к сравнению и.-е. материал: *(§)кеи- «покрывать, покрытие», прагерм. *кийЫа, иран. *хаийа «шапка, шлем», перс. хой «шлем». Данные факты свидетельствуют, что интересующий нас -д-, скорее всего, расширитель корня кув- // куй-, как в и.-е. *(§) пей- «вить», *(§)поий- «витое; узелок», перс. нэй «камыш», соответствующих чеч. нуй «веник», нуьй- да «плетеная пуговка». Так что вопрос о заимство-вании чеч. куй из груз. яз. остается открытым. А что касается названия сурам: сурам-куй «каракулевая шапка», его происхождение неясно. Возможно, связано с тадж. сур «сорт каракуля коричневого цвета со светло-золотистыми концами волоса» [2, с. 32].

Летом вайнахи носили шапку из войлока, называемую мангалан куй (шапка косыря). Среди чеченцев и ингушей широко использовалась короткошерстная шапка, а также шапка, сшитая из цветной ткани, называемая у чеченцев пиэс, а у ингушей — феск. Схожее с термином пиэс слово песи, используемое в Месхет-Джавахетии, отмечено Л. Бараташвили. 

Как и у других народов Кавказа, у чеченцев и ингушей головные уборы типологически разделялись по двум признакам — материалу и форме. Головные уборы различной формы, изготовленные целиком из меха, относятся к первому типу, а ко второму — шапки с меховым околышем и головкой из сукна или бархата, оба типа этих шапок называют папахой. Есть еще третий и четвертый типы головного убора — это шляпы из войлока и башлык из ткани.

По этому поводу Е.Н. Студенецкая пишет: «Материалом для изготовления папах служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Такие папахи были теплее, лучше защищали от дождя и снега, стекавших с длинного меха. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Длинношерстные папахи делали также из шкур особой породы баранов с шелковистой длинной и кудрявой шерстью или козьих шкур ангорской породы. Они были дорогими и встречались редко, их считали парадными.

Вообще же для праздничных папах предпочитали мелкий кудрявый мех молодых барашков (кур- пей) или привозной каракуль. Каракулевые шапки называли «бухарскими». Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Эта хвала не только гостеприимству, но и богатству [3].

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным донышком околышем. В Ингушетии высота папахи чуть пониже чеченской. Это, видимо, связано с влиянием покроя шапок в соседней с ней Осетии. По мнению авторов А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, в 20-х гг. XX в. по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша, например, 19 см, ширина основания — 20, верха — 26 см), шьются они из мерлушки или каракуля с матерчатым верхом. Папаху эту все народы Дагестана называют «бухарской» (имея в виду то, что каракуль, из которого она большей частью шилась, привозится из Средней Азии). Головка таких папах делалась из сукна или бархата ярких тонов. Особенно ценилась папаха из золотистого бухарского каракуля.

Аварцы Салатавии и лезгины считали эту папаху чеченской, кумыки и даргинцы называли ее «осетинской», а лакцы — «цудахарской» (вероятно, потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы). Возможно, в Дагестан она проникла с Северного Кавказа. Такая папаха была парадной формой головного убора, ее носили чаще молодые люди, которые иногда имели несколько покрышек из разноцветной ткани для донышка и часто их меняли. Такая шапка состояла как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки, сшитой по форме головы, и прикрепленной к ней с внешней стороны (в нижней части) высокого (16-18 см) и широкого к верху (27 см) мехового околыша [4].

Кавказская каракулевая папаха со слегка расширенным кверху околышем (с течением времени высота ее понемногу увеличивалась) была и остается самым излюбленным головным убором чеченских и ингушских стариков. Ими также носилась шапка из овчины, которую русские называли папахой. Форма ее менялась в разные периоды и имела свои отличия от шапок других народов. аджи Гарсаев. Шапка у чеченцев была и, по правде говоря, до сих пор остается сим-волом чести, достоинства или «культа».

Сегодня мы все видим, как чеченские руководители носят папахи, не снимая, что символизирует национальную честь и гордость. До последнего дня гордо носил шапку великий танцор Махмуд Эсамбаев, да и сейчас, проезжая новое третье кольцо автодороги в Москве, можно увидеть памятник над его могилой, где он увековечен, конечно же, в своей папахе. Если человек снял шапку и попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом пользовался в народе нехорошей славой. «Кера куй биттина хилла церан иза» («Им это досталось в руки битьем шапки»), — говорили о таких [5. с. 243].

В Чечне и Ингушетии мужчины со времен принятия Ислама носят на голове шапочку типа тюбетейки (пес), сшитую из различных тканей и украшенную кисточкой (молла, к1ужал).

Войлочные шляпы. Вайнахи также носили войлочные шляпы, хотя они были у них менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев и некоторых народов Дагестана). Шляпы использовались весной и летом во время полевых работ, особенно во время косьбы. Поэтому этот вид головного убора называется, мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной целиком шерсти разных цветов, но в основном белого цвета. Формой шляпа напоминала полусферу, имела мягкие, широкие, немного опущенные поля. Войлочная шляпа была очень консервативна, устойчива по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени. Изготавливали шляпы из шерсти очень высокого качества — первой стрижки ягнят, родившихся в мае. Стригли их в начале сентября, чтобы шерсть достигала достаточной длины к зиме.

На каждую шляпу войлок изготовляли отдельно и натягивали на специальную деревянную форму (дечиган кеп) и крепко привязывали, определив его нужный размер и глубину. После высыхания заготовки ей обрезали края и формировали поля будущей шляпы, которые впоследствии окантовывались шнуром в тон. По форме шляпы были одинаковы для вайнахов любого возраста и социальной группы, но различия проявлялись лишь в цвете и качестве изделия. егкит. Назрань, 2009.3.   

  • СтуденецкаяЕ.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа. М.,1968. С. 113.4.    
  • Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. Пущино, 2001. С. 865.   
  • Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогика чеченцев. М., 2007. С. 243
  • Л.М. ГАРСАЕВ

    checheninfo.ru






    Почему чеченцы даже в доме ходили в папахах

    Автор: Кириллица  |  2020-05-02 09:40:38

    Папаха – традиционный головной убор, популярный у горских народов и русских казаков на Кавказе. Знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев даже на паспорт сфотографировался в папахе, хотя это противоречило советским законам. Однако мало кто знает, что чеченская папаха имеет отличия от меховых шапок соседних народов.

    Происхождение

    Никто точно не знает, когда папахи впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной исследователями Академии наук Чеченской Республики, приводится интересная легенда о происхождении этого головного убора, которую рассказывали вайнахские старожилы. Согласно сюжету, ещё в VII веке чеченцы, услышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Путь был неблизок, и когда горцы добрались до Медины, их ноги оказались сбиты до крови. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, посланник Аллаха дал им каракулевые шкурки, чтобы обертывать ими ноги. Но чеченцы решили, что шкурки слишком красивы, да и уважение к Мухаммеду не позволило им воспользоваться его советом. Вместо этого кавказцы решили использовать каракуль для пошива высоких шапок, чтобы носить их с гордостью.

    Особенности чеченской папахи

    По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

    В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

    Как чеченцы носят папаху

    Каракулевая шапка по сей день символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины надевают папаху, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, поскольку визуально она увеличивает рост человека. После смерти чеченца папаха передавалась его сыну или брату, а если наследников не было, то её принимали из рук вдовы самые уважаемые члены тейпа.

    Большое значение для чеченцев имело качество покроя, на папаху не жалели денег. Изготовление головных уборов всегда было у вайнахского народа важным кустарным промыслом. Но с папахой и обращаются бережно. На ночь принято насаживать её на стеклянную банку и обертывать тканью для сохранности.

    «Перед тем как надеть папаху, её непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.

    Горцы говорили, что «шапку носят не для тепла, а для чести». По этой же причине папаху не снимали и в помещении, даже если было жарко. Эта традиция имела определённые негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространяли среди местных жителей самые нелепые слухи – дескать, новые поселенцы едят людей, а на голове у них рога. Чтобы убедиться в этом, казахи порой пытались сорвать с кавказцев папахи. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь. Однажды в ходе подобного конфликта от рук чеченца Жавлади Джанаралиева погиб комендант города Алга в Актюбинской области. Казах пришёл к горцам во время празднования Курбан-Байрама и начал срывать с уважаемых старейшин папахи, требуя показать ему «рога». Джанаралиев заступился за своих соотечественников и убил коменданта, за что был приговорён к 25 годам лишения свободы.

    Кавказский Узел | DJ публично извинился за свое выступление в чеченском костюме

    Кавказский Узел | DJ публично извинился за свое выступление в чеченском костюме

    19 августа 2022, 23:05

    Диджей, который во время исполнения танцевальной музыки был в чеченской одежде и головном уборе, в видеообращении извинился за свое поведение.

    Как сообщал «Кавказский узел», с подачи Рамзана Кадырова практика публичных извинений, принятая в Чечне, распространилась на другие регионы России. В частности, 5 августа житель Москвы извинился за видео с нецензурными комментариями, на котором житель Чечни прогуливается по пляжу с оружием в руках.

    Жители Чечни также регулярно извиняются за различные проступки и критику властей, а телеканал «Грозный» публикует репортажи об извинениях.

    В Telegram-канале «ЧП Грозный95» опубликовано видео с извинениями ди-джея за использование чеченского головного убора и одежды.

    «Уважаемые верующие, мусульмане, особенно народы Кавказа, Чечни. Я ни в коем случае не хотел оскорбить вашу веру. Я просто не знал, что этот головной убор нельзя носить на таких мероприятиях», — говорит мужчина на видео.

    Диджей был вынужден извиниться, предполагает пользователь andres , читатель «Кавказского узла».

    Напомним, что в октябре 2021 года в связи с публичными извинениями молодой женщины перед мусульманами исламоведы указали, что нормы ислама не предусматривают какого-либо силового воздействия на немусульман, если они оскорбляют религиозные чувства.

    Первоначально статья была опубликована на русскоязычной странице круглосуточного интернет-агентства «Кавказский узел» 19 августа 2022 г. в 15:28 по московскому времени. Чтобы получить доступ к полному тексту статьи, нажмите здесь .

    Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.

    Все новости

    11 ноября 2022 г. 14:35

    • Проект «Гласная» рассказывает о спасении чеченки от домашнего насилия

      Чеченка, сопротивлявшаяся многолетнему насилию со стороны мужа и отца, смогла покинуть республику и Россию вместе с четырьмя детьми, сообщил социальный медиа-проект «Гласная», борющийся с гендерными стереотипами и защищающий права женщин .

    11 ноября 2022 г. 14:31

    11 ноября 2022 г. 14:27

    • Официальные данные о компенсациях говорят об уровне убытков во время СМО

      Исходя из суммы компенсаций, выплаченных за погибших и раненых участников специальной военной операции (СВО) в Украине, а также данных о соотношении погибших и раненых, можно предположить, что более Компенсации за смерть близких получили 15 тысяч семей, считают аналитики Telegram-канала «Мы можем объяснить».

    11 ноября 2022 г. 14:03

    • Чиновники Чечни Алаудинов и Даудов попали под польские санкции

      Помощник главы Чечни Апти Алаудинов и председатель (спикер) парламента Чечни Магомед Даудов объявлены нежелательными лицами в Польше из-за их связей с теми, кто поддерживает военную операцию России на Украине.

    11 ноября 2022 г. 03:30

    • Уроженец Ингушетии подвергся давлению в колонии, его мать жалуется

      Абдул-Малик Албагачиев, уроженец Ингушетии, осужденный по делу об участии в боевых действиях в Сирии, необоснованно отбывает наказание в колонии строгого режима. Мать осужденного Маржан Албагачиева жалуется, что надзиратели оказывают давление на ее сына. Женщина обратилась к правозащитникам с просьбой защитить права ее сына.

    ТЕМЫ ДНЯ

    • 11 ноября 2022 г. 14:31

      Краснодарский депутат-пацифист подал в отставку в знак протеста

    • 11 ноября 2022 г. 14:27

      Официальные данные о компенсациях говорят об уровне убытков во время СМО

    • 11 ноября 2022 г. 14:03

      Чиновники Чечни Алаудинов и Даудов попали под польские санкции

    • 11 ноября 2022 03:30

      Уроженец Ингушетии подвергся давлению в колонии, его мать жалуется

    • 11 ноября 2022 г. 03:26

      ЕСПЧ признал нарушение прав активистов на юге России

    События

    • 11 ноября 2022 г. 14:31

      Краснодарский депутат-пацифист подал в отставку в знак протеста

    • 11 ноября 2022 г. 14:27

      Официальные данные о компенсациях говорят об уровне убытков во время СМО

    • 11 ноября 2022 г. 14:03

      Чиновники Чечни Алаудинов и Даудов попали под польские санкции

    • 11 ноября 2022 03:30

      Уроженец Ингушетии подвергся давлению в колонии, его мать жалуется

    • 11 ноября 2022 г. 03:26

      ЕСПЧ признал нарушение прав активистов на юге России

    Архив новостей

    • 11 ноября 2022 г. 14:35

      Проект «Гласная» рассказывает о спасении чеченки от домашнего насилия

    • 11 ноября 2022 г. 14:31

      Краснодарский депутат-пацифист подал в отставку в знак протеста

    • 11 ноября 2022 г. 14:27

      Официальные данные о компенсациях говорят об уровне убытков во время СМО

    • 11 ноября 2022 г. 14:03

      Чеченские чиновники Алаудинов и Даудов попали под санкции Польши

    • 11 ноября 2022 03:30

      Уроженец Ингушетии подвергся давлению в колонии, жалуется его мать

    • 11 ноября 2022 г. 03:26

      ЕСПЧ признал нарушение прав активистов на юге России

    • 11 ноября 2022 г. 03:23

      В Краснодаре задержан активист

    • 11 ноября 2022 г. 03:12

      Закупка заборов для митингов — реакция на протестный потенциал Северного Кавказа

    • 10 ноября 2022 г. 19:00

      Правозащитники «Мемориала»* отвечают стратегией на тактику российских властей и судов

    • 10 ноября 2022 г. 18:54

      Освобождение осужденных за смерть Цкаева – маркер терпимости к насилию

    Гордость Папахи: богатое наследие головного убора Хабиба

    Перед каждым боем UFC Хабиб Нурмагомедов обычно надевает характерный головной убор — шерстяную шапку, напоминающую светлый афро-парик, — когда он направляется к октагону. Шапка, известная в его родном Дагестане как папаха, олицетворяет историю своего народа. Шерсть, в равной степени угрожающая и величественная, заключает в себе трудоемкое наследие альпинистов; высота соответствует размеру сердца горца; а вес иллюстрирует глубину северокавказской гордости.

    Историю папахи трудно проследить до 16 века. Слово имеет тюркское происхождение и описывает овальную шапку из каракульской овечьей шкуры. Традиционно, когда горец снимает папаху, это означало конец кровной мести между кланами или возможность ухаживать за дамой. Молодые люди швыряли шляпу в окно дамы, которую искали. Если она сохранила шляпу, это был хороший знак для предложения. В наше время его даже используют, чтобы различать мужчин и измерять уважение. Тысячи долларов тратятся на то, чтобы папаха была сделана из лучшей овечьей шкуры.

    Это также символическое напоминание о гордых расах, разбросанных по горным хребтам России. Хабиб, один из главных претендентов UFC в легком весе, настолько же представитель своей родины, насколько его шляпа — продукт кавказской борьбы. Каждый раз, когда он входит в октагон, он предлагает маленькое пушистое напоминание о малоизвестных уголках Российской Федерации.

    Кавказ, регион на границе Европы и Азии, расположенный между Черным и Каспийским морями, считался диким местом, территорией, так и не достигшей цивилизации, которой управляли дворяне, вожди и горцы . Исторически русские и зарубежные поэты и писатели описывали край и его племена через метафоры их величественной гористой местности. Кордильеры стали выражением свободы, любви, красоты, а также свирепого и дикого примитивизма.

    Большая часть романтизированной литературы, написанной такими произведениями, как известный поэт Александр Пушкин, появилась в результате аннексии Россией Кавказа в 19 веке. Поскольку Российская империя стремилась расшириться на юг, чтобы создать буферную зону для вражеских атак, она столкнулась с чрезвычайным сопротивлением со стороны Кавказа — чеченцев, ингушей, балкарцев, абазин и дагестанцев, которые редко объединялись, кроме как для защиты от общего врага — и их дезорганизованных партизан. стиль войны. Несмотря на то, что могучая русская армия только что разгромила «Великую армию» Наполеона в 1812 году, ей потребовалось 47 лет и правление трех отдельных царей, чтобы положить конец конфликту на Кавказе. К сожалению, конец пришел с этнической чисткой черкесского населения, которое было перемещено через остатки Османской и Персидской империй.

    Кровавое присоединение Северного Кавказа к Российской империи служит прямым влиянием на дагестанское население, а значит, и на Хабиба. Несмотря на совершенно иную культуру, образ жизни и религию, Дагестан вместе с другими северными регионами стал частью России. Слияние десятков этнических групп означало, что кавказское наследие и автономия испарятся, если не будут агрессивно защищаться. Папаха — один из традиционных предметов одежды, переживший различные чистки, но его использование было ослаблено.

    В то время как папаху носили в основном горцы и пастухи, жившие на отдаленных высотах, ее также носили казаки, полувоенная группа восточнославянских «свободных людей», которые когда-то занимали свою землю и управляли своим народом. . Казаки сыграли важную роль в расширении России в 18 и 19 веках, несмотря на напряженность между свободными людьми и империей. Позже казаки были включены в состав Российской империи, а их земли были преобразованы в военные государства, чтобы поддерживать Россию во время войны. Они составляли большую часть русской армии во время Кавказских войн.

    Папаха, символ чести и наследия горцев, позднее стала частью униформы российской армии. Небольшая разница в форме и цвете шапки отличала незваных гостей от повстанцев. Хотя они были сняты во время революции 1917 года, потому что многие казачьи полки воевали против правящих большевиков, позже шапка была восстановлена ​​и остается частью российской военной формы.