Чеченские народные костюмы: Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде

Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде

 Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной.  Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIXв. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые. 

(При подготовке материала была частично использована информация с ресурсов che.rus4all.ru и lib7.com) 

Тэги

  • национальный костюм
  • чеченцы
  • Чечня

Чеченский национальный костюм — презентация онлайн

1. Проект на тему: Чеченский национальный костюм Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах          

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Проект на тему:
Чеченский национальный
костюм
Специальность 44. 02.02. Преподавание в
начальных классах
Выполнили студентки 732 группы:
Нейфельд Милена, Ушакова Арина,
Чижикова Елизавета, Шаблюева Светлана
Руководитель: Рыбалко Вероника
Сергеевна
Магнитогорск, 2020
Цель: формирование
представлений о чеченском
национальном костюме, как
традиционном комплексе
одежды чеченского народа –
народа России.
Задачи:
воспитание самобытной духовной культуры,
понимания и уважения к культуре разных
народов;
формирования духовного мира человека
третьего тысячелетия, возрождения и развития
культурных традиций России;
воспитание уважения и любви к традициям
народов России;
развитие самостоятельности, инициативы и
импровизационных способностей;
изучение разнообразия народных костюмов.
Результат реализации проект:
анализ и систематизация
информации о чеченском
национальном костюме.

5. Актуальность

Важнейшей целью современного образования и
одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется
внимание на изучение и реализацию программы
«Патриотическое
воспитание граждан
Российской Федерации».
А исследование чеченского национального
костюма
является
одним
из
источников
этнокультурного воспитания, воспитания чувства
патриотизма, постоянное ощущение связи со
страной, с жизнью и деятельностью людей,

6. История

Одним из важнейших элементов культуры каждого
народа является его национальный костюм.
Традиционная одежда чеченцев является отражением
исторического, этнического и даже экономического
характера.
Как и все жители гор, чеченцы обладают
свободолюбивым характером, и их традиционное
одеяние является таким же ярким, немного
торжественным, как и сами носящие его люди.
Одной из отличительных особенностей является то,
что все элементы одежды изготавливаются из
натурального местного сырья: овчины, сукна, кожи,
войлока и т. д.

8. Колорит костюма

• В мужском костюме
преобладали
тёмные
тона,
но
нижняя
рубашка (бешмет), как
правило,
контрастировала
по
цвету с остальной
одеждой. В качестве
материалов в мужской
одежде присутствовали
шерсть, мех, кожа.
•Женские наряды отличались
более разнообразной
цветовой гаммой, но яркие
платья могли себе позволить
только девушки и женщины,
чеченки постарше такой
наряд считали для себя
неприличным и
предпочитали спокойные
цвета. Женские наряды
шились из парчи, атласа,
шелка, органзы.
• Если внимательно понаблюдать за
одеянием этих горских людей, то
можно
заметить,
что
его
отличительной чертой являются
многочисленные функциональные и
декоративные детали и аксессуары,
и именно в них отражаются
особенности жизни чеченцев.
• Так,
например,
в
гардеробе
представительниц этого народа
особое место занимают платки.
Замужняя чеченка никогда не
позволит себе выйти в общество с
открытой головой.
• Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед
соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и
достоинство. Зная об этом, враг желал непременно
сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила
женского платка имела другой эффект. Чеченка могла
вмешаться в кровавую схватку и бросить между
дерущимися свою косынку, что означало прекращение
борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил
такое волеизъявление женщины.
• Национальный костюм чеченцев имели
несколько вариантов: мужской, женский,
праздничный, боевой и свадебный.

13. Женский костюм

• 1. Платок — кортали, женский головной убор, дополнял наряд.
Молодые девушки и женщины повязывали на голову длинные
платки и шарфы из лёгкого материала. Пожилые женщины
носили большие платки с бахромой и мешочек, куда
закидывались волосы (чухта). В чухту женщины закидывали
заплетенные косы и надевали на голову, как шапочку, чтобы
волос не было видно, а поверх накидывался большой платок.
Чеченские женщины носили платок, как символ целомудрия. Он
считался символом общественного могущества, сохранения
чистоты женщины.
• 2. Нагрудники. На нижнее платье пришивались так называемые
нагрудники. Это украшение на платье делалось по заказу, исходя
из фантазии и финансовых возможностей заказчика. Нагрудники
делались из серебра, с камушками, порой даже покрывались
золотом. Со временем эти пластины стали делать в виде застежек
нижнего платья.
• 3. Пояс придавал одеянию особую красоту. Он делался
индивидуально на заказ, чаще всего из серебра. Эта деталь
национального костюма считается самой ценной. Иногда серебро
покрывалось золотом, украшалось камнями, различной
гравировкой. Самые красивые пояса считались фамильной
драгоценностью и передавались из поколения в поколение.
Девушки получали его в подарок от матери накануне свадьбы.
• 4. Распашное платье — гIабали, напоминавшее халат или
накидку, надевалось сверху нижнего. Оно было раскрыто
до пояса, чтобы было видно нагрудники, и застегивалось
на талии на маленькие крючки, обтягивая и подчеркивая
фигуру. Распашное платье обычно шилось из бархата,
атласа, парчи и сукна. Здесь проявлялось многообразие
цветов, фасонов и материалов. Часто они украшались
золотыми вышивками, тесьмой, оборками, складками.
Взрослые женщины не носили распашное платье, так как
оно считалось слишком ярким для них, торжественным
нарядом.
• 5. Платье-туника шилось из легких, чаще однотонных
материалов и доходило до щиколоток. Рукава у платья
были узкие и длинные, до запястий, а воротник-стойка
застегивался на одну пуговку и почти закрывал шею.

18. Мужской костюм

1. Папаха – головной убор
чеченцев. Шилась из овчины и
каракуля. Головной убор на
Кавказе – символ мужества.
Дотронуться
до
папахи
мужчины означало нанести
смертельное оскорбление, что
могло закончиться трагически.
Немало историй о том, как
мужчины умирали, не сняв
папахи перед врагами, не
потеряв
свою
честь
и
достоинство.
2.
Патронташи
газырницы,
куда
вставлялись заряды для
оружия, пришивались по
обе стороны черкески на
груди.
3. Бешмет — полукафтан, который
подчеркивал силуэт горцев, их
мужественную фигуру. Он туго обтягивал
торс и с талии расходился вниз почти до
колена. Воротник-стойка застегивался на
шее несколькими пуговками и почти
полностью закрывал ее. Бешмет обычно
состоял из легких материалов, которые не
стесняли движений. Праздничные
варианты бешмета шились из красивых и
блестящих материалов, таких как атлас, и
могли удивить разнообразием цветов.
4. Пояс. На талию
повязывался тонкий
кожаный пояс, куда
вставлялся кинжал
(шашка).
5. Кинжал важный элемент в
национальном
костюме чеченцев.
6. Черкеска напоминала накидку,
которая застегивалась
на талии и
расширялась книзу.
Длина черкески
обычно была ниже
колен, однако взрослые
мужчины могли носить
и длиннее.
7. Кожаные сапоги традиционная обувь к
национальному костюму.
Легкая обувь, которая
поднималась до самого
колена. Туда же
заправлялись штаны,
которые так же были
сшиты из лёгкого
материала и сужались
книзу, чтобы их удобнее
было заправлять в сапоги.

27. Детский костюм

Что же касается детских нарядов, то они
повторяли взрослые с небольшими
изменениями. Так, например, мальчики до
14 лет не носили кинжала. И его появление
на поясе говорило о переходе в другую
возрастную категорию. Кинжал городость и обязательный атрибут юноши.

29. Этапы работы над костюмом «Женского и мужского»

Основные этапы
Технология производства одежды состоит из нескольких
самостоятельных этапов, которые являются относительно
обособленными:
• Исполнение образца и его испытание.
• Конструирование лекала.
• Создание технологической карты пошива.
• Подготовительная стадия и раскрой деталей из
материалов.
• Пошив, обработка и окончательная отделка.
Для достижения высоких результатов работы на каждой
стадии осуществляется контроль качества изделия.

30. Создание эскиза и подготовка образца

• На первом этапе художник-модельер делает
эскиз будущего костюма.
• Затем конструктор-модельер разрабатывает
выкройку.
• Для
опытного
образца
подбирается
соответствующая ткань и создается первая
модель.

31. Подготовительно-раскройный этап –

• Идёт подбор тканей и украшений.
(проверяется на наличие брака).
• Раскрой ткани – изготовления, пошив
костюма.

32. Заключительный этап

• Проверка изделия, мерка.
Таким образом, после того, как был примерен
наряд , и результат был одобрен, костюм –
наряд – ГОТОВ!!!
Таки образом, в реализации данного проекта,
мы пришли к выводу, что культура Кавказа
своеобразна и универсальна. Обычаи,
жизненные принципы и характер народа
отражает национальная одежда чеченцев.
Традиционный наряд отличается яркостью,
торжественностью, как и сам
свободолюбивый народ. Все поставленные
задачи и цель проекта, были достигнуты.
Список литературы
• http://che.rus4all.ru/traditions/20120905/7
23336923.html
http://lulusvadba.ru/svadebnyetradicii/nacionalnyesvadby/chechenskaya-svadba/
• http://www.km.ru/referats/859EFAAF4BB
9430597194B527553FC7E
• https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d00
5fd4400b1da7e55/otlichitelnye-chertychechenskogo-nacionalnogo-kostiuma5c645bcff6ea1a00b04e74dd

Чеченские национальные костюмы | Земля Северного Кавказа

Источник – «Чеченцы» здесь (формат pdf)

На Амазонке Чеченцы: Справочник

Чеченцы — этническая группа нахов; Нахи (чеченцы, ингуши и кистинцы) принадлежат к северо-восточному Кавказу.

Численность населения Чечни составляет 1 500 000 человек; до 500 000 человек были перемещены в Европу после второй войны (в Германию, Францию, Скандинавию, Польшу, Бельгию).

Чеченцы называют себя «ноччи».

1870 Чеченка

1870 Чеченка – традиционный чеченский платок/фата простой, из хлопка. Основными материалами были шерстяные ткани и шкуры животных. Более сложные ткани появились после 1900 года.

На современный чеченский костюм большое влияние оказали черкесские костюмы XIX века.

 

***

Обычаи берут свое начало в древнейшие времена. Они определяют «чеченство», очень важное в идентичности чеченцев. Общество не было стратифицировано и не имело социальных классов, а было организовано племенами. Поэтому кодекс чеченской морали был основой чеченского общества.

Женщины рассматривались для вступления в брак с середины до позднего подросткового возраста, тогда как мужчины вступали в брак позже. Мужчины и женщины встречались на танцевальных вечеринках и общались через членов семьи.

Для мужчин было табу прикасаться к женщинам в общественных местах (доступно и по сей день). Прикосновение к женщине означало осквернение, и виновный был казнен семьей женщины.

***

Свадьба – способ празднования приобретения новой семьи. Празднует только семья жениха, а невеста и ее семья держатся подальше от основных свадебных церемоний. Считается, что у семьи невесты нет повода для празднования, так как они «теряют» члена.

Гордость и привязанность чеченцы считают слабостью, открыто не радуются рождению детей и публично не проявляют привязанности к партнеру или детям.

Чеченцы вступают в брак только внутри своей этнической группы. Чеченские женщины в почете, однако, если женщину изнасилуют, она будет считаться испорченной и на ней никто не женится. Хотя в советский период смешанные русско-чеченские пары были обычным явлением (между русскими женщинами и мужчинами-чеченцами, а не наоборот), тот факт, что кто-то может быть этнически смешанным (особенно с русским), не одобряется.

.

Чеченская свадьба – жених и невеста произносят клятвы отдельно. Пока жених празднует дома с друзьями, невеста прибывает на главную вечеринку, но не участвует. Она тихо сидит в стороне, что на чеченском языке переводится как «скромность».

*Многочисленные видеоролики на YouTube показывают роскошные чеченские свадьбы, которые обычно принадлежат окружению президента Чечни Кадырова. Обычные чеченцы скромны.

Гостеприимство было священным явлением на всем Кавказе, а уважение к гостям было предметом гордости всех кавказских народов. Гость был размещен в лучших помещениях дома, и для гостей были отведены особые припасы. С другой стороны, путешественники без добросовестных хозяев считались враждебными и обычно брались в плен или в рабство.

На общественных или семейных мероприятиях (вечеринках, обедах, свадьбах и т. д.) мужчины и женщины никогда не сидят вместе, а за отдельными столами.

Хотя женщины пользуются большим уважением, они должны проявлять определенное уважение к мужчинам. Женщины всегда встают, когда входит мужчина, и никогда не переговариваются с мужчиной.

чеченка 1897

 

Нахские башни, типичные для Чечни и Ингушетии. Построен, чтобы стать надежным убежищем не только от захватчиков, но и друг от друга во время их смертельной межплеменной вражды -х годов.

Нахские башни, типичные для Чечни и Ингушетии. Построены, чтобы стать надежным убежищем не только от захватчиков, но и друг от друга во время их смертельной межплеменной вражды.

 

 

 

 

 

 

 

 

***

«Светские» женщины становятся все более исламскими в своих обычаях и одежде. В то время как чеченский лидер Кадыров якобы принуждает некоторых женщин носить хиджаб, все больше и больше молодых людей охотно принимают это как образ жизни, так как суннитский ислам соблазняет молодежь (в отличие от суфийского ислама, который исповедуют старики).

Регулярная одежда включала длинное платье (короткие платья запрещены и считаются унижающими достоинство) и традиционный чеченский платок (который лишь частично покрывает голову).

Жена чеченского боевика расправляет шарф на горной базе. Чеченские женщины, участвовавшие в войне, были обычным явлением, пока к власти не пришел радикальный ислам, и они не были исключены из любой деятельности.

Хиджаб (покрывающий все волосы) становится нормальным явлением, включая даже традиционный парадный костюм

Чеченские девушки перед центральной мечетью Грозного.

Чеченские женщины гуляют по центру Грозного.

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

традиционная женская и мужская чеченская народная одежда

Национальные костюмы

  1. Мужской национальный костюм
  2. Женский национальный костюм

    • Нижнее платье
    • Верхнее платье
    • Носовой платок
    • Пояс

Кавказ очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь сосуществуют разные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь опытом, накопленным веками.

Национальный чеченский костюм – яркий образец уникального творчества народных мастеров, образец древних обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. Национальный костюм отражал не только образ жизни горцев и их традиции, но и духовные ценности и веру.

Чеченский народ отличается глубоким уважением и почитанием своих предков, поэтому национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в быту.

Быт чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле использовались при изготовлении национальной одежды. Ткани пряли из овечьей шерсти, широко использовались мех и кожа местных животных.

Ткань, войлок — все собственного производства. Все костюмы шили только мы сами. Почти каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство изготовления национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.

Мужской национальный костюм

Основными частями любого мужского костюма были брюки и удлиненный полукафтан (бешмет). Брюки имели крой, сужающийся книзу, чтобы их было удобно заправлять в сапоги.

Бешмет — полукафтан покроя из легкой ткани, выполнявший функции батника. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до талии, а внизу расширялся почти до колен. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть туго застегнут специальными пуговицами-узелками. Такие же пуговицы украшали обшлага зауженных рукавов полукафтана.

Бешмет использовался и как домашняя одежда, и как праздничная. Единственная разница заключалась в используемой ткани. Для повседневного варианта использовалась простая хлопчатобумажная ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотное прилегание бешмета к фигуре, он всегда был удобен и не сковывал движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для оснащения войск.

Черкеска — часть мужского костюма, по внешнему виду и покрою схожая с бешметом. Черкеска служила праздничной одеждой, поэтому всегда шилась из более дорогих материалов. Обычно использовалась самая качественная ткань. Черкеска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Зауженный к талии, он расширялся книзу и закрывал колени. В отличие от бешмета черкеска застегивалась только на поясе.

Самой интересной частью этого предмета одежды были газовые ящики, которые располагались по обеим сторонам груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время необходимости в прямом назначении этой детали уже нет, однако в качестве украшения одежды она по-прежнему присутствует.

Отличительной частью мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с узкими плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путешественников. Новорожденных мальчиков всегда сначала закутывали в паранджу, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.

Бурку шили только женщины, и только лучшие из мастериц обладали этим правом. Для производства использовалась только высококачественная овечья шерсть.

Значение паранджи трудно переоценить. В непредсказуемых высокогорных условиях этот теплый и ветрозащитный плащ служил и одеждой, и постельным бельем, и одеялом.

Традиционный костюм дополнялся шапкой — папахой, и кожаными сапогами до колена, куда мужчины заправляли сапоги. Папаха – символ чести и достоинства чеченского мужчины. Он был сделан из натуральной овчины. Она могла быть длинноволосой или короткошерстной (каракулевой). Шляпа передавалась по наследству, а если у мужчины не было сыновей, то шляпа передавалась с большим уважением самому уважаемому мужчине в семье.

Запрещено трогать чужую шапку, чтобы не обидеть владельца. Интересно, что в некоторых случаях шляпа могла заменить молодого человека на свидании. Друг, взяв у жениха шляпу, мог заменить ему свидание с девушкой. И она могла говорить с ним, как будто она была ее возлюбленной.

Головные уборы до сих пор остаются неизменным головным убором чеченцев, выдержав натиск современной моды.

Обязательным элементом костюма также был кожаный ремень. Украшенный металлическими вставками, он использовался для ношения холодного или огнестрельного оружия.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудрие и красота. Девушки никогда не показывают свое тело посторонним глазам. Такое поведение отражено в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Пожилые женщины носят одежду более спокойных тонов, а девушки – платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенные золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Костюм женский состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Оно имело форму туники и спускалось до самых щиколоток. Зауженный к талии, он немного расширялся к низу, образуя легкие струящиеся складки. На груди был небольшой вырез, а шею закрывал воротник-стойка с маленькой пуговицей. Нижнее белье всегда отличалось очень длинными рукавами, доходившими до кончиков пальцев.

Такое платье разрешалось носить со свободными брюками и свободно выходить на улицу, естественно, дополняя костюм соответствующим головным убором.

Нижнее белье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришивая к верху туники. Для отделки использовались серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Выглядело как кафтан или длинный халат. Он не имел воротника и открывал грудь так, что были хорошо видны красивые нагрудники. На талии он застегивался на маленькие крючки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственные очертания.

Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат.