Чилийская шапка: Шапка чульо Перуанская (60 фото)

О происхождении чульо | Викунья

 

Фото 1[i]. Пако начи­нает паго земле (Пача­маме), гора Уас­кар (Huascar), Перу (2008)

Чульо – это не только часть тра­ди­ци­он­ного костюма кечу­а­нов и айма­ров, но и цере­мо­ни­аль­ный голов­ной убор анд­ского свя­щен­но­слу­жи­теля Перу – пако. В Боли­вии свя­щен­но­слу­жи­тели выс­шего ранга исполь­зуют дру­гой цере­мо­ни­аль­ный убор – шапку с четырьмя углами, или чуку. Они наде­вают его поверх чульо.

Фото 2[ii]. В ходе паго

Состав узор­ной ком­по­зи­ции чульо для пако выве­ря­ется с осо­бой тща­тель­но­стью. Ведь каж­дая фигура на нем – это рели­ги­оз­ный сим­вол. Рас­смат­ри­вая чульо пако, пока­зан­ное на фото 2, я обна­ру­жила на нем фигурки дино­зав­ров, кото­рые также харак­терны для орна­мен­тов чуку пери­ода Импе­рии Уари (600 – 1200 гг. н.э.).

Несо­мненно, что не только узоры чульо, но и его кон­струк­ция и, в част­но­сти, труба и науш­ники наде­лены сим­во­ли­че­ским зна­че­нием, но каким, я не знаю. Такой фасон шапки, по логике вещей, дол­жен иметь глу­бо­кие исто­ри­че­ские и рели­ги­оз­ные корни.

Фото 3[iii]. Экс­по­нат Музея гра­ви­ро­ван­ных кам­ней Ики Хавьера Кабреры, Ика, Перу

У меня чульо вызы­вает ассо­ци­а­ции с выгра­ви­ро­ван­ным на кам­нях Ики голов­ным убо­ром древ­них перу­ан­цев, кото­рые счи­тали себя потом­ками дино­зав­ров (фото 3 – 8).

Фото 4[iv]. Абрис раз­вертки ком­по­зи­ции камня с фото 5 – 7

Фото 5 – 7. Экс­по­нат Музея аэро­нав­тики, Ика[v]

Оче­видно, что труба чульо имеют боль­шое сход­ство с длин­ным завер­ше­нием древ­него голов­ного убора. Неспро­ста на чульо пако изоб­ра­жен динозавр.

Фото 8[vi]. Зубцы на голов­ном уборе всад­ника, по всей веро­ят­но­сти, сим­во­ли­зи­руют гре­бень динозавра

Однако, судя по всему, люди, вза­и­мо­дей­ство­вав­шие с дино­зав­рами и носив­шие подоб­ные голов­ные уборы, жили так давно, что шапки не сохранились.

Фото 9. Сто­я­щая фигура. Раз­меры: 47,6×33,7×16,5 см. Мате­ри­алы: кера­мика, пиг­менты. Место находки: про­вин­ция Манаби (Manabí) или Эсме­раль­дас (Esmeraldas), Эква­дор. Куль­тура: Хама-Коаке. 1 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей, США[vii]

Голов­ные уборы кера­ми­че­ской скульп­туры боже­ства (фото 9) куль­туры Хама-Коаке (Jama Coaque), раз­ви­вав­шейся на тер­ри­то­рии совре­мен­ного Эква­дора в 1 – 600 гг. н.э., также могут пре­тен­до­вать на то, чтобы счи­таться про­то­ти­пами чульо.

Фигура изоб­ра­жает, на мой взгляд, древ­него кос­мо­навта в защит­ном костюме, поверх кото­рого надето для мас­ки­ровки нечто вроде пончо и набед­рен­ной повязки. Пончо, съем­ный ворот­ник и ман­жеты ком­би­не­зона кажутся свя­зан­ными на спи­цах. При этом ман­жеты и края пончо, а также ворот­ник выгля­дят, как будто их выпол­нили резин­кой 1×1, а края ворот­ника и пончо еще и обвя­зали крючком.

Поверх шлема на голову кос­мо­навта надеты две шапки с ушами. Ниж­няя шапка, кото­рая заме­няет парик, будто свя­зана крюч­ком стол­би­ками с наки­дом. Верх­няя шапка в целом не про­из­во­дит впе­чат­ле­ния три­ко­таж­ной, а только ее край, кото­рый деко­ри­ро­ван так же, как у пончо и ворот­ника. Дизайн шапки очень схож с кон­струк­цией чульо. Вер­хушка скульп­туры не сохра­ни­лась. Может быть, была отбита как раз та часть шапки, кото­рая имела вид три­ко­таж­ной трубы чульо и слу­жила для мас­ки­ровки кабе­лей и воздуховодов.

Нужно ска­зать, что анд­ские куль­туры нико­гда не были изо­ли­ро­ваны друг от друга. У них были общий куль­тур­ный кон­текст и рели­ги­оз­ные прак­тики. А чавин­ская куль­тура, кото­рую назы­вают «мате­рью циви­ли­за­ции Анд», имеет общие корни с куль­ту­рами, раз­ви­вав­ши­мися на тер­ри­то­рии совре­мен­ного Эква­дора. Кроме того, Эква­дор вхо­дит в группу стран вику­ньи, кото­рая вклю­чает в себя также Перу, Боли­вию, Арген­тину и Чили.

В захо­ро­не­ниях доинк­ских куль­тур на тер­ри­то­рии совре­мен­ных Перу и Боли­вии ничего похо­жего на чульо не было най­дено. Отсут­ствуют также их изоб­ра­же­ния, если не счи­тать камни Ики. То есть чульо совре­мен­ного дизайна не явля­лось цере­мо­ни­аль­ным голов­ным убо­ром ни одной из доинк­ских куль­тур Цен­траль­ных Анд.

Фото 10. Сосуд в виде сидя­щего чело­века с усами и неболь­шой бород­кой. Высота 11,7 см, диа­метр 10,4 см. Рас­пи­сан­ная кера­мика. Куль­тура: Наска. Период: 100 – 300 гг. н.э. Музей искусств Прин­стон­ского уни­вер­си­тета[viii]

На кера­ми­че­ских сосу­дах куль­туры Наски встре­ча­ются скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния муж­чин в голов­ном уборе, похо­жем на кол­пак. Один из таких сосу­дов пока­зан на фото 10.

Фото 11. Кисть голов­ного убора (Headdress Tassel). Раз­меры: 34,5×22×0,95 см. Куль­тура: Наска. Ран­ний про­ме­жу­точ­ный период, 550 – 750 гг. н.э. Кол­лек­ция доко­лум­бо­вого искус­ства Думбартон-Оакса, Вашинг­тон, США[ix]

Вполне веро­ятно, что на голову пер­со­нажа этого сосуда надета тек­стиль­ная шапка, засня­тая на фото 11. Судя по порван­ным местам, она изго­тов­лена в тех­нике пере­се­ка­ю­ще­гося обви­ва­ния косич­кой или вышита швом скре­щен­ной вязаль­ной пет­лей, про­изо­шед­шим от этой тех­ники. В ката­логе музея шапка опре­де­ля­ется как headdress tassel, в дослов­ном пере­воде «кисть голов­ного убора». Зна­че­ние этого сло­во­со­че­та­ния мне непо­нятно. Раз­меры ука­зы­вают на то, что шапка не могла быть пол­но­цен­ной. Можно пред­по­ло­жить, что она был навер­шием голов­ного убора, т.е. оде­ва­лась на макушку искус­ственно дефор­ми­ро­ван­ной головы вытя­ну­той формы, а ниже на голову поме­ща­лось что-то дру­гое, напри­мер, накру­чи­ва­лась лента (фото 12).

Фото 12. Скульп­тур­ный сосуд. Раз­меры: 18,4×15,9×14,3 см. Мате­ри­алы: кера­мика, поли­хром­ные ангобы. Куль­тура: Наска. Период: 300 – 600 гг. н.э. Бруклин­ский музей[x]

Нечто, похо­жее на чульо, появ­ля­ется в Цен­траль­ных и Южных Андах в период Инк­ской импе­рии (1300 – 1532 гг. н.э.).

Вяза­ная шапка, похо­жая на чульо, изоб­ра­жена на кера­ми­че­ских сосу­дах в виде чело­ве­че­ской головы, при­над­ле­жа­щих куль­туре Чиму эпохи Инк­ской импе­рии. Они сде­ланы с при­ме­не­нием тех­ник лоще­ния и чер­не­ния. Узоры на них про­чер­чи­ва­лись ост­рым инстру­мен­том до обжига.

Таких прак­ти­че­ски оди­на­ко­вых сосу­дов, т.е. сде­лан­ных по одному канону, в музеях мира срав­ни­тельно много. В част­но­сти, они хра­нятся в Клив­ленд­ском (фото 13 –15) и Бри­тан­ском музеях (фото 17 – 20). Конечно, изоб­ра­же­ние под­черк­нуто три­ко­таж­ного голов­ного убора явля­ется уди­ви­тель­ным само по себе.

  Фото 13 – 15. Сосуд. Раз­меры: 18,80×14,00×12,20 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Чиму. Конец XIV – начало XV в. Дата: около 1400 г. Клив­ленд­ский музей искусств, США[xi]

Правда, в ката­логе Бри­тан­ского музея ска­зано, что сосуд пока­зы­вает голову чело­века, жую­щего коку, о чем гово­рит выпук­лость на пра­вой щеке (мас­кахо), с запле­тен­ными воло­сами и в узор­ной голов­ной повязке[xii].

Фото 16. Антро­по­морф­ный сосуд: голова в шапке. Раз­меры: 29,0×22,5 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: Чиму. Период: Позд­ний гори­зонт. 1470 – 1532 гг. н.э. Чилий­ский музей доко­лум­бо­вого искус­ства[xiii]

Между тем ката­лог Чилий­ского музея доко­лум­бо­вого искус­ства опре­де­ляет схо­жий сосуд  (фото 16) как голову в шапке.

При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии сосуда ста­но­вится оче­вид­ным, что на нем изоб­ра­жены не мел­кие косицы из волос, а косицы из ниток, кото­рые, воз­можно, и ими­ти­руют косы из волос. А рас­по­ло­же­ние косиц спе­реди под­твер­ждает лиш­ний раз, что на голову надета шапка, поскольку ника­кие, рас­ту­щие из головы волосы, не могут быть так уло­жены. Гор­лышко сосуда вполне может изоб­ра­жать трубу шапки. А на головке шапки вывя­зан узор, в кото­рый вхо­дит мотив, состо­я­щий из лест­нич­ного эле­мента и двух кон­цен­три­че­ские окруж­но­стей – очень важ­ных сим­во­лов анд­ской рели­гии. Он, ско­рее всего, харак­те­ри­зует пер­сону и гово­рит о ее статусе.

Фото 17. Сосуд. Раз­меры: высота 19,5 см, ширина 14,2 см. Мате­риал: кера­мика. Куль­тура: чиму-инкская(?). Дата: 1430 – 1660 гг. Сде­лано: на Север­ном побе­ре­жье Перу. Рас­копки: захо­ро­не­ние в долине Пакасмайо (Pacasmayo). Бри­тан­ский музей[xiv]

Если срав­нить сосуд с эква­дор­ским кос­мо­нав­том, то можно заме­тить оче­вид­ное сход­ство в изоб­ра­же­нии глаз, рта и ушей. А ведь его ниж­ний голов­ной убор тоже вос­при­ни­ма­ется как три­ко­таж­ная шапка или парик. Дума­ется, что оба арте­факта изоб­ра­жают одно и то же боже­ство, кото­рое пред­ста­вало перед анд­цами в три­ко­таж­ной шапке (парике), мас­ки­ро­вав­шей его незем­ную внеш­ность или, что веро­ят­нее, скры­вав­шей шлем, кото­рому были при­даны черты чело­ве­че­ской головы с ушами.

Фото 18 и 19. Сосуд из Бри­тан­ского музея. Вид сбоку и сзади

Однако если вспом­нить о том, что чер­ная голова сде­лана гораздо позже эква­дор­ского кос­мо­навта, да у нее еще и обо­зна­чено мас­кахо, нужно при­знать, что она изоб­ра­жает не само боже­ство, а обо­жеств­лен­ного жреца-властителя, кото­рый стре­мился внешне пол­но­стью соот­вет­ство­вать боже­ству, кото­рому покло­нялся его народ, и кото­рый сам был обо­жеств­лен после смерти.

Фото 20. Круп­ный план фрон­таль­ной части шапки

Оче­видно также, что боже­ство, кото­рое изоб­ра­жено на чер­ных и одном под золото сосу­дах, было почи­та­емо не один век. Скуль­пторы очень тща­тельно пере­дают форму шапки, каж­дую петлю и каж­дый ряд косиц, т.е. стре­мятся пока­зать, что она именно три­ко­таж­ная. Это факт сви­де­тель­ствует о том, что как атри­бут боже­ства, такая три­ко­таж­ная шапка стала священной.

Правда, нельзя утвер­ждать, что голов­ной убор пер­со­нажа сосуда свя­зан на спи­цах. Мастера Пара­каса (700 – 100 гг. до н.э.) и Наски (100 г. до н.э. – 700 г. н.э.), а вслед за ними и Чиму вязали цере­мо­ни­аль­ные головне уборы лице­вой или изна­ноч­ной гла­дью с помо­щью иглы, а также укра­шали в этих тех­ни­ках цере­мо­ни­аль­ную одежду (см.: «Тех­ника пере­се­ка­ю­ще­гося обви­ва­ния»). Спе­ци­а­ли­сты Бри­тан­ского музея, отме­чая сход­ство наскан­ского пле­те­ного тек­стиля с вяза­нием, ука­зы­вают на име­ю­щи­еся между ними струк­тур­ные раз­ли­чия и утвер­ждают, что «нет ника­ких дока­за­тельств того, что древ­ние перу­анцы когда-либо вязали крюч­ком или спи­цами»[xv].  Тех­ника вяза­ния с помо­щью иглы у куль­туры Чиму не имела такого широ­кого при­ме­не­ния, однако она сохранялась.

Таким обра­зом, голов­ной убор, изоб­ра­жен­ный на чер­ном сосуде, имеет форму чульо, т.е. у него есть труба, науш­ники, хотя и совсем кро­шеч­ные, а также завязки. Он покрыт сим­во­ли­че­ским орна­мен­том и явля­ется три­ко­таж­ным, хотя и свя­зан не спи­цами, а иглой. Исходя из этого, шапку боже­ства чер­ного сосуда сле­дует счи­тать одним из про­то­ти­пов чульо. При этом важно, что канон этого сосуда, повто­рен­ный неод­но­кратно, гово­рит о том, что три­ко­таж­ная шапка в пони­ма­нии анд­цев – голов­ной убор их обо­жеств­лен­ных пред­ков, кото­рыми они счи­тали пред­ста­ви­те­лей вне­зем­ных цивилизаций.

Фото 21. Капучи, най­ден­ные в захо­ро­не­ниях оазиса Пика. Инсти­тут архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, Уни­вер­си­тет Анто­фа­га­сты, Анто­фа­га­ста, Музей визу­аль­ных искусств, Сантьяго, Чили[xvi]

Между тем шапки с науш­ни­ками, похо­жие на чульо, но без харак­тер­ной трубы (фото 21), суще­ство­вали в период Инк­ской импе­рии. Такая шапка по-испански назы­ва­ется capucha, что пере­во­дится как капю­шон, баш­лык, кол­пак. Ни одно из этих зна­че­ний не соот­вет­ствует кон­струк­ции дан­ного голов­ного убора и вызы­вает непра­виль­ные ассо­ци­а­ции. Поэтому, дума­ется, стоит назы­вать его капуча.

Неко­то­рые капучи были изго­тов­лены на ткац­ком станке, а дру­гие выпол­нены с помо­щью иглы в тех­нике узло­вя­за­ния. Счи­та­ется, что бахрома из шер­сти, сде­лан­ная как пряди волос при­дает им вид парика[xvii], что свя­зы­вает капучи с голов­ными убо­рами эква­дор­ского кос­мо­навта (см. фото 8).

Капучи были най­дены исклю­чи­тельно в захо­ро­не­ниях оазиса Пика (Pica) в пустыне Тара­пака (Tarapacá), Чили, и в инк­ском высо­ко­гор­ном свя­ти­лище Серро-Эль-Торо (Cerro El Toro) в Сан-Хуане (San Juan), Арген­тина. По мне­нию чилий­ских уче­ных, капучи суще­ство­вали вплоть до при­бы­тия испан­цев (1532) и испанцы одну из групп жите­лей пустыни Ата­камы назы­вали “indios caperuzones” именно из-за того, что они носили капучи[xviii]. Видимо, капучи соот­вет­ство­вали тому убору (при­ческе), что был на голове у боже­ства, кото­рое эта группа счи­тала своим прародителем.

Фото 22[xix]. Сапа Инка при­вет­ствует народ. Фото 23[xx]. Участ­ники празд­ника. Инти-Райми 24 июня 2011 г. Куско, Сак­сай­уа­ман, Перу

Однако повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния капучи в Инк­ской импе­рии не имели и тем более не в ходили в состав костюма инков (фото 22), иначе это было бы отра­жено в рисун­ках индей­ского исто­рика Фелипе Гуа­мана Помы де Айалы. В его руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615) нет ничего похо­жего на капучи и тем более чульо. Между тем среди участ­ни­ков Инти-Райми 2011 г. можно видеть юношу в некоем подо­бии шлема, основа кото­рого худож­ники по костю­мам выпол­нили как чульо (фото 23).

Поэтому сле­дует пред­по­ло­жить, что чульо в его совре­мен­ном виде появи­лись после втор­же­ния испан­цев. К сожа­ле­нию, инк­ский коло­ни­аль­ный период инте­ре­сует исто­ри­ков и люби­те­лей исто­рии гораздо меньше, чем эпоха Инк­ской импе­рии, а вяза­ние на спи­цах – гораздо меньше, чем тка­че­ство. По этим при­чи­нам, как мне кажется, изу­че­нием исто­рии чульо никто все­рьез не зани­мался и досто­вер­ные све­де­ния о его про­ис­хож­де­нии отсутствуют.

 

Окон­ча­ние: с. 2


[i] http://www.flickr.com/photos/isfapd/4583251649/sizes/o/in/photostream/

[ii] http://www.flickr.com/photos/isfapd/4583880890/sizes/o/in/photostream/#sthash.lYpdg0xA.dpuf

[iii] http://www.4uk4a.ru/news/anomal/806196.wml328

[iv] http://philippelopes.free.fr/PierresIcaPerou.htm

[v] https://plus.google.com/photos/+AbrahamVecianaGuti%C3%A9rrez/albums/5185048443473610977/5707201214691663218?banner=pwa&pid=5707201214691663218&oid=108521027513549324175

[vi] http://www.lah.ru/expedition/peru2004/iki.htm

[vii] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/1863/Standing_Figure#

[viii] http://artmuseum.princeton.edu/collections/objects/33230

[ix] http://museum. doaks.org/Obj23044?sid=3684&x=67388&port=2642

[x] http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/124625/Effigy_Vessel#

[xi] http://www.clevelandart.org/art/1920.256?search_api_views_fulltext=&created_date_op=%3D&created_date=&between_start=&between_end=&page=26&f[0]=field_collection%3A827

[xii] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=676549&objectid=480158

[xiii] http://www.precolombino.cl/coleccion/botella-antropomorfa-cabeza-con-gorro/

[xiv] http://www.britishmuseum.org/system_pages/beta_collection_introduction/beta_collection_object_details/beta_collection_image_gallery.aspx?partid=1&assetid=676549&objectid=480158

[xv] См., напри­мер, пояс­не­ние к тер­мину «cross-knit loop stitch» в опи­са­нии арте­факта на сле­ду­ю­щей стра­нице ката­лога Бри­тан­ского музея: http://www.britishmuseum. org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=428446&objectId=477687&partId=1

[xvi] Berenguer J. Gorros del desierto. Noviembre 2006. Museo Chileno de Arte Precolombino (http://www.precolombino.cl/biblioteca/gorros-del-desierto/).

[xvii] Berenguer J. Opus cit.

[xviii] Berenguer J. Opus cit.

[xix] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/4398817604/in/set-72157623539341754/

[xx] http://www.flickr.com/photos/tribuducoin/4398860864/in/set-72157623539341754/

Типичные костюмы Чили: традиционная одежда каждой зоны

Чилийская народная одежда различна в каждом регионе страны. В этой статье мы поговорим о региональных костюмах каждой области, как для мужчин, так и для женщин. Некоторые из них используются ежедневно, а другие зарезервированы для национальных праздников.

Ниже у вас есть индекс со всеми пунктами, которые мы собираемся рассмотреть в этой статье.

Содержание

остров Пасхи

Этническая группа, которая населяет остров Пасхи, известна как Rapa Nui, Это территория, совершенно отличная от остальной территории Чили, так как это остров, расположенный в Океании. Типичная одежда этого города характеризуется белым цветом, который является для них священным.

При танцах женщины носят юбки с перьяМатериал, который они также используют для коронок. Сверху накройте его бюстгальтером.

Что касается мужчин, они носят набедренную повязку под названием Хами Хико Кио Они покрывают это банановым волокном и некоторыми украшениями как раковины. mahuteВолокно, извлеченное из местных растений.

В следующем видео вы можете увидеть, как выглядят эти костюмы и как они танцуют:

Центр

Жители центральной зоны Чили, где мы находим Сантьяго де Чили, называются huasos, Их одежда отличается удобством, так как они ездят на лошади часто. Отличительными чертами этой одежды являются шерстяное одеяло, кожаные леггинсы или гетры и обувь со шпорами.

С другой стороны, женщина, известная как КитайОбычно носят платья с цветочными мотивами и яркими цветами в сопровождении белого фартука и черных каблуков. Волосы собраны. На следующем изображении вы можете увидеть пример этого типичного платья:

Элегантный мужской костюм, используемый для танцев cuecaДля него характерны хлопковая рубашка, короткая куртка с пуговицами на рукавах, черная шляпа и широкий цветной ремень.

Девушки носят длинную юбку, красный пояс, блузку, белый шарф, черные туфли, черный короткий пиджак и шляпу из черной ткани.

к северу

В северной части страны мужчины носят белые брюки каждый день шерсть альпаки с поясом или Чако и прозрачная рубашка. Это сопровождается пончо, шляпой или Chullo, сумка и сандалии. Эта одежда также известна как костюм нортино,

Женщина аймара, имя коренного населения этой области, использует длинную юбку и одеяло, которое покрывает грудь awayo, а также тканевая шапка. Одеяло выполняет двойную функцию: укрывать и перевозить ребенка или некоторые предметы.

Мужской церемониальный костюм состоит из жаргон (белые штаны с пуговицами), ткацкая рубашка и пончо светлого цвета. У женщины есть два варианта: черная шерстяная туника с поясом или шерстяная рубашка и яркая юбка.

юг

Женщина деревня мапучеВ южной части Чили он обычно одевается в длинную черную одежду, известную как шаль, Это сопровождается поясом или trarihue и одеяло под названием ükülla, На его голове он носит платок или munulonco, а также серебряные украшения.

В следующем видео вы можете увидеть некоторых женщин этой культуры, представляющих народный танец и носящих эту одежду:

Мужчины носят серые шерстяные брюки, легкую или белую рубашку, пончо или makuñ И пояс. Также на голову надевается шапка из ткани.

На этой территории, особенно в Архипелаг Чилоэмы находим chilotes, Типичная мужская одежда характеризуется серыми брюками, жилетом, беретом и шерстяными носками с ботинками. Элегантный костюм одет в темно-синий пиджак.

Самка отличается черной юбкой, белой блузкой и светлой жилеткой. Женщины прикрывают голову платком. На вечеринках они добавляют черный пиджак и высокие каблуки к своей одежде.

Наконец, в Чилийская патагонияпастух ты овчарка Он носит джинсы, короткую куртку, ремень, берет и шарф. Женщины носят шерстяные юбки или брюки, куртку и шарф, в дополнение к одеялу или шаль Серый.

Эта статья была передана 49 раз.