Что за шляпа у евреев: Атрибутика иудаизма :: Федерация Еврейских общин России

Атрибутика иудаизма :: Федерация Еврейских общин России

Кипа

Кипа (также ермолка) — головной убор, который обязаны носить религиозные мужчины-евреи. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, верхушку или какое-либо покрытие. Покрывание головы кипой, шляпой или любым другим головным убором является обязательной традицией, служит постоянным напоминанием о Всевышнем, находящемся над нами. Надевание кипы – знак принятия власти Б-га над собой.

Тфилин

Тфилин (также филактерии) — небольшие кожаные футляры в форме куба, внутри которых помещены четыре отрывка из Торы. От футляров со свитками отходят кожаные ремешки, позволяющие накладывать тфилин на лоб и руку. Ежедневное наложение тфилина символизирует стремление еврея к тому, чтобы его ум, дела и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Вс-вышнего. Мужчины обязаны выполнять заповедь о тфилине ежедневно, начиная с 13-летнего возраста. Тфилин не накладывают в Шабаты и праздники. Дварим, 6: “И будет он знаком на руке твоей и повязкой меж глаз твоих”.

Цицит

Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» и «талит катан» — «малый талит». Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит, вспоминать обо всех заповедях Всевышнего и будете исполнять их»).

Мезуза

Мезуза — свиток, на котором написаны два отрывка из молитвы «Шма», заключенный в футляр, прикрепляемый к косяку двери, а также на воротах. В Торе написано: «Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим, 6:9). Традиционно на футляре крупным шрифтом написана буква «шин» — первая буква одного из имен Всевышнего. Текст мезузы, как и текст для тфилина, пишется сойфером на особом пергаменте из кожи кошерного животного особыми чернилами и с соблюдением особых правил.

Ханукия

Ханукия – специальный светильник, который зажигают в праздника Ханука. На Ханукии находятся 8 подсвечников на одном уровне и дополнительный подсвечник отдельно – на небольшом возвышении. В течение восьми дней от рабочей свечи (шамаш) зажигают по одной свечи, в первый день — одну, во второй – две. И так, пока в последний день праздника не зажигают все восемь свечей. В большинстве общин принято вместо свечей зажигать лампадки с оливковым маслом. Перед зажиганием мужчина произносит несколько благословений, после произносит молитву и поет, установленную мудрецами песню. Ханукии бывают разных форм, некоторые напоминают храмовую менору, некоторый выполнены в причудливых формах: паровозика, цветочного букета и т.д.

Маца

Маца – специальный пасхальный хлеб. В Торе строжайше запрещено в дни праздника Песах употреблять в пищу квасное. В память о поспешном выходе евреев из Египта, пекут особым образом лепешки, весь процесс изготовления занимает не больше 18 минут. Именно за этот промежуток времени тесто не успевает закваситься. Иудеи обязаны есть мацу на седере – специальной праздничной трапезе Песаха. Маца бывает машинная, произведенная на мацефабрике, и ручная. Евреи, которые с особой тщательностью исполняют заповеди, предпочитают мацу шмуру (сохранную). Весь процесс ее изготовления, сопровождается особым надзором, начиная с посадки пшеницы, сбора урожая, молотьбы и далее.

Шофар

Шофар — так называется рог, обычно бараний или горного козла, в который трубят (труа) на Рош Ашана и в течение месяца Элуль, последнего месаца перед Рош-Ашана, на исходе Йом Кипура. Трубление в шофар является ярким внешним отличием Рош-Ашана (Дня Суда) от прочих праздников. Этот день в Торе так и называется — Йом труа (День трубления)
В библейскую эпоху шофар служил для многих целей: в него трубили при выходе на войну, для созыва общины, при обнародовании запретов, для объявления о приближение Суббоыт и пр. Шофары бывают как небольшого, карманного размера, так и очень большие, парадные.

Кеара

Кеара – специальное пасхальное блюдо, необходимое для проведения седера. На нем раскладывают в определенном порядке: зажаренное мясо на кости (зроа), символизирующее пасхальную жертву; вареное яйцо – символ праздничного жертвоприношения; растертый хрен и салат (марор) – горькие травы символизируют горечь рабства; смесь из тертых яблок и орехов (харосет), напоминающая глину, – рабский труд наших предков; лук или картофель (карпас) — символ возрождения и плодородия. Кеара бывает как плоской, так и многоярусный, с «этажами» для листов мацы.

Арбаа миним / Лулав

Арбаа миним (четыре вида растений): плод этрога (вид цитрусовых), ветка адасы (мирт), ветка лулава (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и ветка аравы (речная ива). В Суккот у евреев есть заповедь иметь четыре вида растений, с ними совершаются праздничные молитвы, а также особый ритуал в сукке – возвышение лулава.

Арбаа миним являются представителями всего растительного мира, связывая их вместе мы посвящаем их Всевышнему. Мудрецы определяли, что каждый вид символизирует определённый круг людей, в праздник суккот несмотря на разность, евреи объединяются, чтобы благодарить и славить Всевышнего.

Свиток Эстер

Свиток Эстер – один из пяти свитков Танаха. Текст записывают на пергаментном свитке, правила его изготовления совпадают со строгими правилами написания свитка Торы: пишет специалист по записи священных текстов –сойфер, особым шрифтом, не допуская возможность ошибки. В Праздник Пурим есть обязательная заповедь дважды послушать чтение Сиитка Эстер, поэтому устраивают как публичные, так и семейное чтение Истории Эстер. Сюжет которой и является причиной празднования Пурима.

Что носят в Израиле?

Приезжая впервые в Израиль, особенно, если остановиться в Иерусалиме, можно заметь много непривычно одетых людей. В основном это касается мужчин: одетых исключительно в темную одежду и головные уборы, скроенные по моде 19 века, с длинными неподстриженными прядями волос на висках.

Однако, то, что нам, туристам, кажется необычным и странным, на самом деле является вполне традиционной еврейской одеждой.

Кипа, или ермолка.
Кипа – это маленькая круглая (сшитая или вязанная) шапочка, прикрывающая макушку. Часто ее прикалывают к волосам заколкой. Кипа является своего рода символом еврейской религиозности, но ее ношение – это обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову. На западе человек оказывает уважение, снимая шляпу, у евреев — нося ее. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу, одетую поверх кипы. Большие меховые шапки одевают только хасиды и только в праздники (в Шаббат, на свадьбу и тд.).


Талит и цицит
Во время утренней службы на плечи накидывается подобно плащу «талит» — это одеяние, сделанное из белой шерсти (льна или шелка) с черными или синими полосами, с кистями (цицит) на четырех углах. Ко времени средневековья талит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился в настоящее время только как ритуальное облачение. У всех евреев принято мужчину хоронить в его талите, с которого сняты или срезаны кисти.

Четырехугольная накидка (типа пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями (цицит) по краям, называется «талит кaтaн» (малый талит или «арба канфот» («четыре Угла»)), она может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Закон о «цицит» (белые или синие, выпущенные кисти) — один из немногих библейских законов, которым Тopa дает объяснение: «Посмотрев на которые (кисти), вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их». Принцип «увидеть — значит вспомнить» знаком всем с детства: чтобы ребенок не забыл о каком-либо деле, ему завязывают нитку вокруг пальца, поэтому цицит – это своего рода этическая нитка вокруг пальца для напоминания евреям о заповедях Бога.

Остальная традиционна одежда – это чаще всего фрак или сюртук, капота (свободная одежда без пояса) и даже халат (праздничный, часто шелковый, для особых случаев).

Пейсы
Пейсы – это длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев. Согласно обычаям иудаизма, верующие мужчины носят пейсы, бороду и непременно головной убор. В Торе написано: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). Ношение пейсов – это не закон, а скорее предписание. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но многие ортодоксальные евреи из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения оставляют длинные пряди волос на висках, и даже иногда заплетают их.

Традиционная еврейская женская одежда более обычна для глаз — это длинные, ниже колен юбки (брюки исключены), обязательно колготки и длинный закрывающий локоть рукав, весьма умеренный вырез платья или блузки, обувь — без каблука или на низком каблуке, у замужних женщин — обязательно головной убор.

Что различные стили головных уборов говорят об израильских евреях

То, что вы носите, может многое сказать о том, кто вы и во что вы верите. В Израиле, например, тип кипы — или ее отсутствие — который носит израильский еврей, часто сильно коррелирует с его религиозной принадлежностью, а также с некоторыми политическими взглядами.

Эти тюбетейки (известные также под названием на идиш, ермолки) регулярно носят около трети израильских мужчин-евреев, особенно соблюдающие религиозные обычаи. Они бывают нескольких основных стилей, некоторые из которых больше нравятся определенным еврейским подгруппам, чем другие.

Среди израильских мужчин, которые говорят, что обычно носят большую кипу из черной ткани, большинство идентифицируют себя как харедим (также известные как ультраортодоксальные) евреи (58%). Напротив, большинство тех, кто носит черную кипу, связанную крючком или спицами (59%), говорят, что они масорти («традиционные») евреи. А маленькие кипы из черной ткани (множественное число от кипы), а также цветные или узорчатые вязаные кипы особенно распространены среди дати («религиозных», иногда называемых «современными ортодоксальными») евреев.

Между тем, среди израильских мужчин, которые обычно не носят головной убор, 73% составляют хилони («светские») евреи, и около четверти (27%) — масорти («традиционные»).

Подавляющее большинство мужчин-харедим и дати носят ермолку или какой-либо другой головной убор (на публике некоторые харедим предпочитают шляпу-федору или штреймель, восточноевропейскую меховую шапку). Мужчины масорти более разделены: 42% обычно носят головной убор, а 57% — нет. Практически ни один хилоним не носит религиозный головной убор. (В другом сообщении Fact Tank подробно описаны различия между этими четырьмя основными еврейскими подгруппами в Израиле.) политические взгляды владельца. Фактически, термин «киппа сруга» (вязаная кипа) иногда используется для описания «религиозных сионистов», соблюдающих евреев, которые считают, что еврейский народ имеет религиозное право на территорию в регионе.

Данные поддерживают такую ​​ассоциацию. Среди мужчин, которые носят цветные или узорчатые вязаные кипы, большинство (63%) считают, что термин «сионист» описывает их очень точно. Напротив, большинство тех, кто носит большую кипу из черной ткани (58%), говорят, что ярлык «сионист» , а не точно описывает их; эта группа состоит в основном из харедим, некоторые из которых долгое время неоднозначно относились к еврейскому государству.

Большинство тех, кто носит цветную или узорчатую трикотажную кипу или кипу, связанную крючком, согласны с утверждением «Арабы должны быть изгнаны или переселены из Израиля» (65%) и говорят, что мирное сосуществование Израиля и независимого палестинского государства — это не возможно (58%). Точно так же примерно семь из десяти мужчин, носящих черную кипу, связанную крючком, согласны с тем, что арабов следует высылать или переводить, в том числе 45%, которые решительно согласны. И целых три четверти тех, кто носит черную вязаную кипу (75%), говорят, что решение с двумя состояниями возможно , а не .

Отвечая на вопрос об их политической идеологии, большинство израильских мужчин-евреев, которые носят черную вязаную кипу (70%) или цветную или узорчатую вязаную кипу (58%), говорят, что они относятся к правым политическим взглядам. Между тем, большинство мужчин-евреев, которые носят небольшую кипу из черной ткани (65%), идентифицируют себя как политические центристы, как и большинство израильских мужчин-евреев, которые вообще не носят головной убор (55%). Среди тех, кто не носит головной убор, 12% называют себя левыми политическими деятелями — все еще незначительное меньшинство, но намного больше, чем практически отсутствующая доля мужчин, которые носят кипу и отождествляют себя с левыми.

Полную разбивку мнений мужчин, которые носят разные типы головных уборов, по ряду вопросов см. в таблицах в этом PDF-файле.

Майкл Липка  – руководитель отдела религиозных исследований исследовательского центра Pew Research Center.

ПОСТЫ БИОГРАФИИ TWITTER EMAIL

Шляпы и ермолки: визуальное руководство по головным уборам ортодоксальных еврейских мужчин шляпы и ермолки выглядят одинаково, а различия во внешности могут сбить с толку посторонних (и, честно говоря, даже ортодоксальных евреев из других групп!) Пожалуйста, воспользуйтесь нашим удобным визуальным руководством, чтобы понять, что представляют собой ортодоксальные еврейские мужские головные уборы.

Этот пост, освещающий различные сообщества, описанные ниже, также может быть полезен. (Примечание редактора: мы уверены, что не все вписываются в рамки, которые мы описываем ниже, и что кто-то не согласится с тем, что мы сказали (эй, мы же евреи!), но мы сделали все возможное, чтобы объяснить эти различия так, как мы их понимаем. Если у вас есть другая точка зрения, не стесняйтесь добавлять свою точку зрения в комментариях ниже.)

Шляпы с защипами

Фетровая шляпа
Эти шляпы являются стандартом как в ешивах, так и в общинах Любавич. Приплюснутые, сдвинутые вниз края (некоторые называют это «раздавленным» видом) типичны для Любавичей, которые часто также склонны носить длинные бороды в любом возрасте. Более короткие и прямые поля вместе с более короткой бородой часто могут указывать на то, что федора носит кого-то из общины иешивов или правой современной ортодоксальной общины. (Но современные православные мужчины, которые носят черные шляпы, делают это только в Шаббат. )

 

 

 

Шляпа трилби

Традиционно изготавливаемые из кроличьего меха, эти шляпы когда-то прочно отождествлялись с Фрэнком Синатрой, инспектором Клузо и Леонардом Коэном (на фото). В то время как некоторые сочетают эти шляпы с «балебатишским» ешивским сообществом, их популярность возросла за последние несколько лет, и они стали новой «внутренней» шляпой среди мальчиков-мицв в ешивском сообществе, а также в хипстерских любавичских или хасидских сообществах.

 

 

 

Шляпы без защипов

Кашкет

Как популяризировал Фейвел в Американский хвост и Тевье в Скрипач был опорой еврейской фетровой шапки вне пользу. Войлочная шапка, которую в Шаббат носят в основном хасидские дети, представляет собой более стилизованную версию кепки «газетчика». Хотя до Второй мировой войны он был популярен среди взрослых, сейчас его носят в основном молодые люди.

 

 

 

Шапки Бибер

Носят евреи-хасиды в будние дни (Шаббат, праздники и свадьбы для Штреймелов). Шляпы Бибер (бобр) могут быть гладкими или текстурированными, высокими или плоскими (плоские — стиль, который носит Сатмар). Этот стиль считается «плоским стилем» для повседневной хасидской одежды, в отличие от стиля hoiche / high, предпочитаемого большим количеством хасидских ветвей.

 

 

 

Шляпа Хойче

Этот будничный стиль в виде короны Хойче (высокий) носят в основном евреи-хасиды из разных дворов, но его также могут носить рош-иешивы в мирах хеймише и ешивиш. Подобно шапкам Biber выше, они также могут иметь более войлочную или пушистую текстуру, причем войлок преобладает.

 

 

 

 

Меховые шапки

Штреймель

Эти стереотипно хасидские головные уборы носят женатые мужчины на свадьбах, праздниках и других фестивалях в Шаббат. с. В некоторых общинах их носят мальчики возраста бар-мицвы, как и некоторые евреи-литвы в Иерусалиме, которых называют иерушалмим. Евреи-хасиды переняли этот стиль у дворян в своих странах Галиции, Венгрии и Польши 9. 0003

 

 

 

Сподик

Высокая меховая шапка, которую носят польские евреи-хасиды, они даже выше Штреймельса. Иногда выглядит более естественно, чем сильно стилизованный штреймель, который круглее, шире и короче. Согласно Википедии, сподики носят хасидские группы, в том числе Александр, Амшинов, Ашлаг, Гур, Коцк, Люблин, Модзиц, Озров-Хензин и Радзин.

 

 

 

 

 

Ермолки/кипы

Черная бархатная ермолка

Этот распространенный головной убор может варьироваться от креативного (раскрашенного или вышитого, как у маленьких детей), большого размера (как у раввинов и мужчин-хасидов) и других. Стандарт в общине харедим, их также носят некоторые современные ортодоксы и ортодоксальные евреи-центристы. (Замшевые ермолки также распространены среди современных и центристских ортодоксальных евреев). Школьники-харедим иногда носят бархат темно-синего, серого, коричневого, бордового и зеленого цветов.

 

 

 

Разноцветная вязаная ермолка

Эти современные православные или дати леуми основные элементы, как правило, связаны крючком в виде узора, но могут также включать фразы, логотипы команд или быть просто черными (признак сообщества CharDal в Израиле или Centrist). в Америке). В то время как тканевые кипы теперь являются стандартом как в общинах харедим, так и в современных сообществах, ткани варьируются от красочного бархата до мешковины и вельвета.

 

 

 

Бухарская Ярмулка
Эти большие черные кипы очень структурированы (почти как шляпа-таблетка) и часто имеют красочную вышивку с цветочными или ботаническими узорами. Их носят в сефардской / бухарской общине, а также в современной православной общине. Иногда их носят дети из иногородних Любавичей и раввины из других еврейских течений.

 

 

 

Бреславская кипа/Йерушалми

Эти белые, вязаные или связанные крючком кипы иногда бывают простыми белыми и круглыми (например, евреи Йерушалми Хасидиш и Дати Леуми носят их в более заостренный стиль, такой, как у этих детей.