Чувашский национальный костюм мужской фото: Национальная одежда Чувашии (68 фото)

Чувашская национальная одежда и костюм, головные уборы, обувь

13 июля 2017

Одежда — важная часть многовековых национальных традиций. Она раскрывает особенности менталитета народа, воспроизводит в орнаменте его представления о добре и зле, формирует неповторимый культурный облик.

Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Некоторые старинные наряды дошли до наших дней и пополнили коллекции Национального музея, Музея чувашской вышивки, Чувашского государственного художественного музея.

Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту.

Сегодня традиционные одеяния по-прежнему любимы чувашами. Некоторые горожане и жители поселений надевают сохранившиеся наряды своих предков по большим праздникам (свадьба, акатуй и т.п.), артисты чувашской эстрады выступают в осовремененных костюмах на сцене, а участники конкурсов из Чувашии защищают в них честь родной республики.

Туристы из разных регионов страны и заграницы проявляют интерес к чувашской культуре и восхищаются ею не меньше, чем коренное население. В этом материале — подробно о чувашской одежде на все случаи жизни для женщин и мужчин.

Из чего и как изготавливали изделия

В зависимости от места проживания относительно течения Волги чуваши делятся на верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри). Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно ярко они прослеживаются в костюмах, украшениях и вышивке.

Группа чувашей на улице. 1907 г.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888 г.

Группа чувашей на улице. 1907 г.

Самарская губерния, с. Большое Микушкино, 1888 г.

Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба.

Белая рубаха (кĕпе) — основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского кĕпе достигала 120 см, а мужского — 80 см.

Мужская и женская традиционная чувашская рубаха кĕпе

Женские одеяния

В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе), которая ниспадала до щиколоток. В отличие от мужских рубах женские часто имели нагрудные узоры-обереги кĕске в виде солнца. Поверх рубахи надевали вышитый передник (чĕрçитти), а представительницы верховой группы (вирьял) вместо него в основном носили белый вышитый фартук (саппун).

Девичья рубаха (г. Шумерля), узор кĕске и вышитый передник чĕрçитти

Композиции чувашской нагрудной вышивки, мотивы и техники исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Зимой чуваши надевали штаны из домашнего сукна и приталенную шубу из овчины со сборками на талии (кĕрĕк). Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление.

Одежда девочек была проще, но выглядела не менее нарядно. Платья украшались несложным узором или тесьмой на подоле. На нагрудной части рубахи обычно вышивали две аккуратные косые полосы, а одну — только для сирот.

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

Чувашские дети. Казанская губерния, Чебоксарский уезд

Вышивальщица. Деревня Пустынькассы, 1930-е гг.

К 12−14 годам юные рукодельницы становились профессиональными мастерицами и начинали готовить приданое к своему совершеннолетию. Юные девушки уже могли носить передник (чěрçитти) или фартук (саппун).

Мужские одеяния

Мужчины носили холстяные туникообразные рубахи (кĕпе) длиной до колен. Здесь грудной разрез располагался справа и завязывался тесьмой. Кĕпе низовой группы чувашей (анатри) отличались цветным клетчатым узором в красную или синюю клетку. Простые рабочие рубахи ничем не украшались, а праздничные — имели вышивку на грудном разрезе, рукавах и подоле.

Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние. Однако мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.

Кроме того, мужчины носили штаны (йeм) и однотонную безрукавку. На праздники парни надевали кожаные сапоги (сăран атă).

Чувашский праздничный мужской наряд

Весной и осенью представители верховой группы носили в повседневности холстяной кафтан (шупăр) или шерстяной кафтан (сăхман), а низовой — суконный халат (пустав). Так же, как и женщины, зимой мужчины ходили в штанах из домашнего сукна и шубе из овчины с 2−3 сборками на талии (кĕрĕк). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп.

Одежда мальчиков была схожа со взрослой, но она не имела вышивки с ритуальной символикой. Ворот рубахи мальчика-подростка украшал однотонный узор.

Головные уборы

Головные уборы чуваш — уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы — одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды.

Тухья — округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1−2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Тухья — девичий головной убор

Тухья низовых чувашей была с шишечкой, бисерным навершием, наушниками или ремешком для закрепления на подбородке. Убор верховых чувашей этих деталей не имел. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сестрам.

Замужние женщины покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В обычные дни поверх сурпана повязывали пуç тутри, узкую повязку на голову. По праздникам женщины носили хушпу, открытую шапочку, богато украшенную монетами. Отличительная особенность хушпу — хӳри, наспинная полоса до пояса или ниже с рядами монет и бисерной вышивкой.

Хушпу — женский головной убор

Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы (ялкас), а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом (сĕлĕк).

Большинство чувашей ходили в лаптях из липового лыка (çăпата). Представители верховой группы носили их с онучами черного цвета, а низовой группы — с белыми суконными чулками (чăлха). Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне.

Как выглядит современная чувашская одежда

В 30-х гг. XX столетия национальные наряды отошли на второй план и стали замещаться одеждой городского типа. Сегодня в некоторых деревнях и отдаленных районах Чувашии по-прежнему надевают традиционные костюмы, но уже в исключительных случаях (свадьба, обряды и т. п.). Также в них выступают на сцене деятели искусства и работники культурных учреждений республики.

В Чебоксарах производством одежды в традициях предков занимается текстильное предприятие «Паха тĕрĕ». Специалисты изготавливает ее из разных материалов. Узоры, к примеру, вышивают мулине или шелком. Здесь покупают себе сценические наряды артисты чувашской эстрады, фольклорные коллективы, а также все те, кому нравятся чувашская культура и изделия с этническими мотивами.

Вы собираетесь в Чебоксары и хотите привезти из города на Волге что-нибудь памятное и необычное? Современная одежда в национальном стиле — один из самых популярных сувениров, которые туристы привозят из Чувашии. Большим спросом пользуются коллекции текстильных компаний «Чебоксарский трикотаж» и Melado. Их изделия отличают интересные фасоны и наличие классического орнамента.

Будьте оригинальными — носите одежду с чувашской национальной символикой!

Благодарим за предоставленные материалы о чувашской одежде сотрудников Чувашского национального музея, Музея чувашской вышивки, а также Чувашского государственного художественного музея, в частности, Геннадия Иванова-Оркова, специалиста по чувашским костюмам.

Автор статьи: Екатерина Ильина

Получайте новые материалы
на почту

Нажимая кнопку «Подписаться»,
вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Чувашский народный костюм рисунок — 77 фото

Чувашский костюм рисунок

Чувашский костюм иллюстрация

Чувашское платье для рисования

Чуваши Вирьял

Чувашские костюмы для детей

Чувашский костюм для рисования

Чувашские узоры на платьях

Чувашские женщины

Коренная ЧУВАШКА

Хушпу Чувашский головной убор

Марийский орнамент луговых марийцев

Чувашский костюм средненизовых чувашей

Чуваши наряд Чувашии национальный

Одежда народов Поволжья в 17 веке чуваши

Костюм Марийский Марийский национальный

Национальный костюм верховых чувашей

Чуваши наряд Чувашии национальный

Чуваши наряд Чувашии национальный

Константин Иванов поэма Нарспи

Хушпу Чувашский головной убор

Национальный костюм белорусов рисунок

Одежда народов Поволжья в 17 веке чуваши

Национальные костюмы народов России чуваши

Игра наряди куклу в Чувашский костюм

Национальные костюмы народов мира

Чуваши наряд Чувашии национальный

Мокшане эрзяне Мокша мордва

Чувашский национальный костюм

Марийские национальные костюмы горных марийцев

Марийский орнамент Марий Эл

Мордовский национальный костюм раскраска

Национальный костюм кряшен

Национальные костюмы народов России Мордовский

Чуваш Национальность

Рисование русского народного костюма

Чуваши национальный костюм куклы

Национальная народная вышивка марийцев

Национальные костюмы народов России удмурты

Национальная одежда чувашей

Эскиз народного костюма

Чувашская Матрешка

Национальный костюм мордвы раскраска

Чувашский костюм средненизовых чувашей

Традиционный национальный костюм чувашей

Шупар национальный Чувашский костюм

Иллюстрация в национальной русской одежде

Чуваши национальный костюм раскраска

Марийский национальный костюм свадебный

Чуваши национальный костюм раскраска

Эскиз национального костюма

Человечки в русских народных костюмах

Чувашия рисунки

Чуваши наряд Чувашии национальный

Республика Чувашия и чуваши

Чувашский национальный музей костюмы чувашей

Народы Поволжья XVII века татары и удмурты»

Чувашский народный костюм (Анатри)

Русский народный костюм раскраска

Традиционный Марийский костюм

Народные костюмы народов

ЧУВАШКА В национальном костюме рисунок

Вышивка чувашей Национальная

Русский народный орнамент на одежде для детей

Русский народный костюм раскраска

Удмурты в 17 веке в Поволжье

Национальный костюм марийцев раскраска

Чувашский костюм мужской

Национальный костюм Татаров раскраска

Татарский национальный костюм раскраска

Башкирский национальный костюм башкир раскраска

Эскиз русского костюма

Дети в национальных костюмах

Коми Пермяцкий национальный костюм раскраска

Русский национальный костюм рисунок для детей

Чувашский костюм средненизовых чувашей

Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Костюм Анатри Чуваш

Всем привет. Сегодня мы рассмотрим народный костюм анатрийских чувашей. Чуваши живут в Среднем Поволжье, как и различные народы, о которых мы говорили. Они проживают в Чувашской республике, которая на карте выше обозначена темно-синим цветом, южнее Марийской – красным, севернее Мордвинской республики – коричневым и западнее Татарстана – ярко-зеленым. На самом деле, они также живут разбросанно на обширной территории к югу и востоку от Чувашской Республики, как показано на следующей карте.

В этих других районах они живут анклавами в окружении татар, башкир, мокши и русских. Столица Чувашии — Чебоксары, а это их флаг.

Чуваши, в отличие от других поволжских народов, о которых мы до сих пор говорили, являются тюркским народом, но очень долгое время отделенным от других тюркских народов. Их язык занимает отдельную ветвь от всех других дошедших до нас тюркских языков, а их культура и народное творчество дают понять, что они издавна находились в тесном контакте и с финскими народами Поволжья. Костюм, о котором мы сегодня поговорим, относится к костюму низменных, или анатрийских, чувашей, проживающих в юго-восточной части Чувашской Республики, а также некоторых разрозненных районах, показанных на карте. Вот костюм пары молодых незамужних Анатри Чуваш.

Как видите, костюм девушки основан на сорочке, как и следовало ожидать, с добавлением фартука, украшений, свисающих с пояса, шеи и плеч, и головного убора в форме шлема, покрытого бисером и монетами, который называется тухья, которая иногда имеет острие наверху. Это, по-видимому, очень древний тюркский обычай, головной убор для девушек в Туркменистане похож, и казахский и киргизский эквиваленты, по-видимому, произошли от одного и того же. Это может быть связано с очень древней тюркской легендой о царевне Гулаим и ее сорока девушки-воительницы, известные как Кирк Киз. [Звучит как диснеевский фильм, ожидающий выхода.]

Вот еще один вид тухьи, на котором более подробно показаны декоративные монеты и украшения.

Вы заметите, что девичья сорочка украшена минимальной вышивкой, но имеет аппликацию из красной ленты. И если вы внимательно посмотрите на это фото, то заметите, что рисунок на груди асимметричен, что часто бывает у чувашей костюм девушки, и очень необычный в другом месте. Вот старое фото чувашских детей в повседневной одежде, обратите внимание на отчетливо асимметричный рисунок на сорочке девочки слева.

А вот и современный пример, это работа известной вышивальщицы Евгении Жачевой. Эта девушка держит вышиванку, которой славятся чуваши.

Напротив, женская сорочка вышита, как в этом примере, нарисованном Максом Тильке из музейного экземпляра в Германии. Вы заметите вышитые на груди розетки, они очень типичны, встречаются только на рубашках замужних женщин и известны как кеске.

Как видите, туника типичного покроя региона. Кеске очень известны, их часто вырезали из сорочек и выставляли в российских и других музеях. Тут я поглажу одну из своих мозолей, что сборщики отрезали прямо рядом с вышивкой, так что место сбилось, а ткань расползлась.

[непечатное ругательство] Вот пример такой собранной кеске, коих дизайнов было много, как видите.

Вот еще один пример женской сорочки, надетой отдельно, кеске очень хорошо видно.

А вот пример женщины в парадной одежде, с фартуком и головным платком, известным как сурпан, обернутым вокруг головы поверх вышитого головного убора, называемого масмак. Вы также заметите, что поверх них на ней портянки и берестяные туфли. Их носили те, кто не мог позволить себе сапоги.

Вот пример вышитого фартука, хотя, как видно из приведенных выше фото, иногда фартук изготавливался из ткани с тканым орнаментом.

Другой тип женского головного убора был более распространен и известен как хушпу. Он принимает разные формы и может быть похож на тухью, но всегда открыт сверху и имеет длинную часть, которая свисает сзади. Его надевают поверх сурпана, который оборачивается вокруг головы и оба конца свисают сзади. Вот вид спереди и сзади полного женского костюма.

Вы также заметите украшенные бисером, вышитые и покрытые монетами украшения, свисающие с шеи и пояса, что так типично для этого региона.

Мужской костюм, как и у других народов Среднего Поволжья, состоит из рубахи, льняных или шерстяных штанов, тканого пояса и обуви, как показано на фото выше и здесь

Обратите внимание, что рубашка открывается с правой стороны, напротив русских, и такая же, как у старых персидских рубах, хотя известны и рубахи, открывающиеся в центре. Вот нарисованная Максом Тильке схема рубашки, крупный план вышивки, а также часть кеске. Это также было взято из музейного экземпляра в Германии.

В особых или церемониальных случаях мужчины надевали кафтан поверх рубашки, которая была богато вышита и украшена аппликацией красной лентой, как в следующем примере. Его сопровождает девушка в полном костюме, держащая над головой фату невесты.

Еще раз спасибо за посещение моего блога, на этом мы завершаем серию статей о народах Поволжья. Татары и башкиры также живут в этой области, но их костюмы происходят из Средней Азии, так как они прибыли в этот регион намного позже, хотя они, несомненно, смешались с коренными жителями, которые жили там ранее.

Я всегда открыт для предложений по предметам исследований, заказов на изготовление или вышивку предметов народного костюма или других изделий.

Берите эти традиции и творите из них, не дайте им забыться.

Чувствовать
свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь, что в конце концов
охватывают всю Европу и бывшую Российскую империю/Советский Союз. Я также
с благодарностью принимаю подсказки по исходным материалам, которых у меня может и не быть. Я также
принимать заказы на исследование/проектирование, пошив и/или вышивание костюмов или
другие предметы для групп или отдельных лиц.

Роман К.
:[email protected]

Исходный материал:
В. Николаев и др. «Чувашский туме Аваллахран Паянлаха» [Чувашский костюм от древности до современности] Чебоксары, 2002
Евгения Жачева, «Чуваш Терри» [Чувашская вышивка], Чебоксары, 2006
Е. Меджитова и др. . «Чуваш халах искусства», Чебоксары, 1981
Макс Тильке, «Восточноевропейские костюмы», Лондон, 1926
Н. Калашникова и др., «Национальные костюмы советских народов», Москва, 1990
Разина Т. и др., «Народное творчество в Советском Союзе», Ленинград, 1990
Молотова Л. и др., «Народное творчество Российской Федерации», Ленинград, 1981

Взгляд на Поволжье Республики Марий Эл и Чувашия

Гуси отправляются на жертвенную смерть в священной роще в республике Марий Эл. Марийцам удалось сохранить некоторые свои традиции в современном мире.

Мужчина улыбается, закуривая сигарету на своей кухне, пока двое друзей борются на руках на кухонном столе на фотографии. В другом на фоне заснеженного пейзажа стоят три женщины в традиционных костюмах. Их лица закрыты.

На двух фотографиях показаны как современное, так и традиционное, контраст, который снова и снова возникает в «Групповой выставке» на Винзаводе, которая рассматривает две поволжские республики Марий Эл и Чувашию.

На выставке представлены не только фотографии, но и традиционные культурные артефакты, такие как плетеные головные уборы, представленные в экспозиции, созданной этнографами и антропологами, а также художниками.

Один из фотографов, Федор Телков, «понял свою задачу — создать связь между этнографической направленностью костюма и тем, как живут сегодняшние жители», — сказал Николай Ссорин-Чайков, куратор выставки и антрополог Кембриджского университета, указывая на фотография пожилой женщины в традиционном марийском платье, в том числе ожерелье из монет.

Шаймуратова Альбина / Для МТ

«На ней старинные монеты средневековья, а также советские и современные российские монеты. Даже в этом традиционном костюме есть смесь традиционных и современных элементов», — сказал Ссорин-Чайков.

На другом снимке двое молодых жителей деревни, один в традиционной одежде, а другой в современной спортивной форме, улыбаются в камеру, стоя перед автомобилем. «Если посмотреть на современную деревенскую жизнь, что является важным маркером идентичности? Это не ваша традиционная одежда, а наличие крутой машины и спортивного костюма», — сказал Ссорин-Чайков.

«Мы пытаемся критически относиться к жанру этнографии и антропологии. В России он традиционно фокусируется на исчезающем мире с экзотическими нотками, но мы утверждаем, что этнография может быть окном в повседневную жизнь», — сказал он.

В России 550 000 марийцев, большинство из которых проживает в Марий Эл, некоторые в Свердловской области и Нижегородской области. Одна серия фотографий посвящена марийцам на Урале, которые пытаются возродить свою культуру после многих лет упадка, когда их язык смешивался с русским и покидали священные рощи.

В Марий-Эл многие марийцы ассимилированы с русскими, татарами и другими этническими группами, но в некоторых районах сохранились традиционная культура, языческие обряды, одежда и празднества.

Чуваши являются коренными жителями Чувашии и насчитывают в республике около 500 000 человек. Это самая большая группа тюркских народов, которые исповедуют христианскую веру, хотя традиционные верования представляют собой смесь политеизма и атеизма.

Иван Михайлов / Для МТ

Современное и традиционное сочетание на фольклорном празднике Акатуй в Чувашии.

Отец и сын фотографы Владислав и Иван Михалковы демонстрируют на выставке снимки Чувашии с разницей в десятилетия, отслеживая изменения в чувашском обществе. Многоэтажные здания изображены на фотографиях с прикрепленными к ним ветками — ветка — древний символ вселенной.

В рамках проекта «фотографии без текстового контекста сопровождаются комментариями социологов, экономистов и политологов, которые высказывают свое мнение о том, что на снимках отражено», — рассказала Марина Бобылева из галереи «Триумф», соучредителя -организатор выставки.

Картина мирной сельской местности заставляет кого-то догадаться, что это река для рыбалки, а кто-то ворчливо пишет: «Мне не нравятся эти фотографии. Они не отражают мою Россию. И уж точно не соответствуют моей внутренние впечатления. Так что описывать их не буду».

Фотографии японского фотографа Икуру Куваджима показывают, что марийские ритуалы включают «Шорык-Иол» или «Овечью ногу», когда взрослые и дети ищут в загоне для овец белого ягненка на удачу в наступающем году.