Чувашское хушпу: Чувашские головные уборы «тухья» и «хушпу»: типичные ошибки при изготовлении
Дом дружбы народов Красноярского края «Родина»
Чувашку, если она идёт в национальном костюме, видно издалека. Она яркая и блестящая, она сверкает как солнце на восходе, она несёт всё это сверкание плавно, не спеша.
Откуда весь этот блеск и сверкание?
Издревле чувашки для украшения одежды кроме просто вышитых орнаментов использовали узоры, вышитые бисером, украшения из серебряных монет, мелкие металлические элементы (трубки, кольца, спирали, булавки-иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволоку, нити), а также раковины каури (хуртпуççи), стеклянные бусины.
Особенно тщательно украшали головные уборы, поэтому, наверное, это одни из самых узнаваемых элементов одежды.
Тухья – девичий головной убор. По своей сути – это глубокая шапка полусферической формы, которая закрывала весь лоб до бровей. Она изготовлялась на плотной основе и богато расшивалась бисером. Именно на тухью было принято навешивать, по возможности, самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. Конечно же, это зависело от достатка – их могли украшать и 10, 15, 20 копеечными монетами, но обязательно серебряными. Орнамент состоял из крупных меандров, ромбов и крестов с загнутыми концами.
Кроме того, бисерные подвески, украшенные мелкими монетами на концах, свисали с очелья тухьи, обрамляя лицо.
Поскольку девушке было необходимо привлечь внимание потенциальных женихов, в том числе и красивыми волосами, богатыми косами, то тухья не имела накосников и хвоста. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сёстрам.
Замужние же женщины покрывали голову сурпаном – это полоса белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В повседневной жизни поверх сурпана повязывали пуç тутри (узкая повязка на голову).
По праздникам женщины носили хушпу – головной убор, на котором есть накосники, поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу.
Хушпу довольно сложны в изготовлении – она состояла из шапочки, закрывающей голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Основа шапочки (кăшăл) состояла из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста. Сверху она покрывалась плотными рядами серебряных монет, мелкими серебром или имитациями монет (нухрат).
Самый верх хушпу обрамляли полосой, украшенной несложным узором из бисера, чаще всего красного цвета. В украшении использовали кораллы и раковины каури, которые в XIX веке достать было сложно и стоили они очень дорого.
Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» – широкая полоса холста, покрытая кумачом, украшенным рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.
Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение.
В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:
https://visitvolga.ru/blog/national-costume/
https://nekrasov. izh-cbs.ru/sites/default/files/tradition
http://chuvashskiy_nacionalnyy_zhenskiy_kostyum.pdf
http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/odezhda/smirnova/
http://muzeyhnir.pravorg.ru/chuvashskij-nacionalnyj-kostyum/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу
Михайлов П.
Чувашские женские головные уборы: тухья и хушпу. — Националь. — 2004. — № 9.
См. также
Национальные украшения
Дамская любовь к шляпкам легкомысленна и скоротечна, как мода. Но про чувашских барышень так не скажешь. Они хранят многовековую верность двум головным уборам. В девичестве это тухья, а после замужества — хушпу.
Тухья и хушпу… Слова-то какие загадочные! Заложи их в кроссворд, многим придется оставить соответствующие клеточки пустыми. И немудрено. Даже жюри международного конкурса «Кутюрье года», проходившего в Москве, где собрались специалисты по истории костюма, растерялось, когда на подиум вышла модельер из Чебоксар Любовь Вдовичева в необычном наряде. Не знают ещё в мире чувашских костюмов. А тут ещё тухья — странный и удивительный головной убор.
Сегодня этнографические мотивы все чаще привлекают внимание, и дизайнерам из Чувашии есть чем удивить мир.
Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом — обереги и талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просто предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение космогонических представлений народа в конструкцию, форму определенного предмета, символизирующего модель мира или его части.
Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Бисер у чувашей шел на изготовление девичьих головных уборов — тухьи и женских головных уборов — хушпу, сохранившихся до наших дней. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщовой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором древние предки чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини — посредством великого древа жизни, солнце — в виде круга или розетки. Основные цвета бисера — красный и зеленый, белый и желтый. Мастера избегали холодных тонов. Например, старались не использовать синий или голубой — синий считался символом смерти.
Смело помещали красный бисер на красный фон, добиваясь насыщенного цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям и т. д. Монеты нашивались на основу в 2–5 рядов, чешуеобразно, реже — в ровный ряд, их расположение подчинялось четкому ритмическому строю.
Высокое нарядное хушпу носилось в составе праздничного наряда и придавало облику женщины особую монументальность, торжественность, являлось своеобразным обрамлением женского образа. В отличие от хушпу девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком, глубокая шапочка закрывала весь лоб до бровей. Бисерные подвески с мелкими монетками на концах, свисающие с остова хушпу или тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения.
Мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Пришиваемые к остову прикреплялись плотно, а свисающие с краев — свободно, между ними оставались промежутки, чтобы во время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки. Монеты использовались различного достоинства: от гривенника до полтинника. Шли в дело и серебряные рубли. Если достаток не позволял, вместо настоящих серебряных монет брались дешевые искусственные, известные под названием нухраток. Чем тяжелее, разнообразнее в узоре и цветовом сочетании было украшение, тем богаче и искуснее считалась ее владелица.
В старину невесту в дом жениха обычно привозили на лошади с бубенчиками. С воза девушку принимал брат жениха и нес на руках в дом. За оказанную честь невеста отрывала от своего головного убора самую дорогую монету и дарила ее новому родственнику. Обязательный атрибут чувашской свадьбы — мелодичные песни, красивые пляски. Как начнут плясать девушки и женщины, так и зазвенят на их костюмах в такт музыке украшения из монет и бусинок! А «оркестр» — это шапар курье (пузырь с рожком) и самодельная скрипка. Иногда свадьбы проходили вообще без музыкального сопровождения — его заменял звон женских украшений во время пляски. Видимо, от этого и осталось выражение «легкий серебряный звон», которое в народе живет по сей день. Как живут тухья и хушпу, любимые головные уборы чувашских женщин.
Кхушбу Сундар: Дети должны открыться, большинство насильников — это люди, которых они знают up» о жестоком обращении, с которым они сталкиваются, но часто не делают этого, поскольку в большинстве случаев преступниками являются члены семьи или люди, которых они знают.
«Я чувствую, что детям нужно раскрыться… Главный страх и мысль, которая приходит им в голову, это то, что общество будет задавать им [вопросы]… Чем она провоцировала мужчин, во что была одета, как себя вела дружит с преследователем и т. д. Более того, большинство таких издевательств над детьми происходит в семье или со стороны знакомых им людей. Так что дети должны открываться», — сказал лидер БДП Индийский экспресс .
Читать |До политики и после нее Кушбу Сундар жила согласно своим убеждениям, не боясь критики в возрасте восьми лет и молча терпела то же самое до 15 лет, после чего семья разорвала все связи с ее отцом.
Во вторник она сказала The Indian Express , что ее заявление о жестоком обращении, с которым она столкнулась, «не было запланированным», но она рада, что высказалась после того, как детство провело «в страхе перед последствиями».
«Когда я был ребенком, у меня тоже были обязанности. Мне приходилось беспокоиться о братьях и матери. Как и любой другой хищник, [мой отец] угрожал мне последствиями, если я рассказывал об этом другим… о домогательствах, с которыми я столкнулся. Он угрожал мне тем, что причинит вред моей матери и трем братьям. Так бывает при жестоком обращении с детьми. Дети подвергаются таким злоупотреблениям, опасаясь последствий, и [нападавшие] продолжают издеваться над другими людьми, потому что этот человек молчал», — сказала она, добавив: «Если бы тогда были строгие законы, такие как POCSO, я бы подала на своего отца в суд. ”
Говорит, что отец надругался над ней, когда ей было 8 лет.
В ответ на ее замечания она сказала: «Я не могу поверить, сколько звонков я получаю от известных и неизвестных людей, и все они говорят мне, что однажды они также наберутся смелости, чтобы высказаться».
Хушбу сейчас живет со своей матерью, «которая борется с деменцией». Ее отец, по ее словам, «умер в прошлом году где-то в Мумбаи».
Реклама
«После того, как наша жизнь стала лучше, он изо всех сил пытался вернуться. Он отправлял сообщения. Но моя дверь всегда была закрыта. Я думаю, что он умер в прошлом году… Я ни разу не разговаривал с ним за последние 37 лет. Как говорится, карма дает сдачи. У него было трое сыновей, но ни один из них не поехал на его похороны», — сказала она.
Родившийся в мусульманской семье в Мумбаи, 52-летний Кхушбу начал свою карьеру в качестве актера в 1980-х годах. Во многих своих фильмах она играла волевых, независимых женщин, которые боролись против патриархального гнета и стандартов общества. Она также часто отбивалась от обвинений в «непристойности» со стороны консерваторов и правых групп, особенно в своих ранних фильмах.
Даже после того, как она разорвала все связи со своим отцом, сказал Хусбхбу, он будет беспокоить ее на съемках ее фильмов. «Он (отец) приходил и говорил моим продюсерам, что я готов на все ради денег. Но продюсеры защитили меня, выгнали его со съемок и сказали, чтобы он больше не возвращался», — рассказала она.
Реклама
В 2010 году Кхушбу присоединилась к DMK, и покойный старейшина партии М. Карунанидхи приветствовал ее «прогрессивные взгляды». Однако в 2014 году Хушбу перешла в Конгресс после того, как пожаловалась на маргинализацию в ДМК. В 2020 году она присоединилась к БДП, партии, с которой она агрессивно выступила, когда была представителем Конгресса.
Будучи частью правящей партии, она сказала, что это приносит «много позитива». «Быть в оппозиции означает, что ты должен выступать против всего. По крайней мере, у нас нет этой проблемы здесь», — сказала она.
«Даже когда я был в Конгрессе, я ценил Нарендру Моди за Национальную политику в области образования и такие вопросы, как тройной талак. В то же время я не удалил ни одного старого твита, который я разместил против премьер-министра, когда был пресс-секретарем Конгресса. Я хорошо выполняла свою работу, и это то, кем я являюсь», — сказала она.
Отвечая на вопрос об утверждениях о том, что ее решение вступить в БДП было вызвано желанием защитить своего мужа, кинопродюсера и актера Сундара С., она сказала: «Это, должно быть, самая идиотская вещь», которую могут выдвинуть Конгресс и дравидийские партии.
Читайте также
«Мы занимаемся только кино. Мне не о чем беспокоиться, я открытая книга. Более того, мой муж никогда не будет лезть в мою политику. Я сам по себе, и он не заинтересован в том, что я делаю. Если у этих людей хватит смелости, пусть они докажут свои утверждения», — сказала она.
Государственный университет ОШ, Прием на обучение MBBS в Кыргызстане Индийские студенты, MBBS в Кыргызстане
О Кыргызстане
- Кыргызстан – Республика Кыргызстан
- Валютой является кыргызский сом
- 1 INR = 0,86 кыргызский сом
- 31 августа 1991 года Кыргызстан провозгласил независимость от Москвы, и впоследствии было создано демократическое правительство.
- Это одна из самых безопасных стран с точки зрения войны или стихийных бедствий.
- Стоимость всего 9 лакхов
- Продолжительность курса 5,8 года
Государственный университет ОШ
- Ошский государственный университет был основан 24 мая 1951 как Ошский государственный педагогический институт
- Статус университета присвоен 17 июня 1992 года.
- ОшГУ является ведущим образовательным, культурным и научным центром юга Кыргызстана.
- Государственный университет ОШ является государственным университетом.
Сегодня ОшГУ В цифрах.
Учебная больница при Медицинском институте ОшГУ
- ОШ областная клиническая больница
- ОШ городская территориальная больница
- ОШ Межобластная клиническая детская больница
- Перинатальная помощь
- Областной родильный дом
- Медицинский центр «ЗАМАТ»
- ОШ Межобластной онкологический диспансер
- Городская инфекционная больница 5 9005 Центр профилактики ВИЧ-09 90 071
Зачем ОШГУ
- Изучайте медицину на медицинском факультете, ОшГУ-Английская среда для иностранных студентов . Медицинский факультет ОшГАУ Работает по европейской/российской учебной программе доктора медицинских наук.
- Присуждена степень MD (доктор медицины) , широко признанная и принятая степень в большинстве стран, включая США, Европейский союз, Японию и т.