Детали верхней одежды: Основные понятия об одежде и ее классификации
Основные понятия об одежде и ее классификации
Лекция №1 : Основные понятия об одежде и ее классификации
Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.
Деталь – это часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды — цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.
Каждая деталь одежды имеет технологическое наименование.
Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.
Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.
Спинка — основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.
Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями.
Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки.
Рукав – деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.
Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели, может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника.
Половинка брюк, левая (или правая) – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу.
Полотнище юбки – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.
Плечевая накладка – деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.
Деталь верха – деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.
Деталь подкладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.
Деталь прокладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из специального материала (прокламелина, флезилина, утепляющих материалов и т.п.), расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели.
Функция изделия — назначение или служебная роль изделия. Функциональность — соответствие изделия его назначению, способность изделия выполнять определенную службу, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.
Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения — для торжественных случаев, свадебную и т.п.
Ассортимент — ряд изделий, подразделяющиеся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Ассортимент одежды – совокупность изделий различных видов и назначения, объединённых в отдельные группы по определённым признакам (материалы изготовления, размеры, назначение и т.п.), выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.
Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды — верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т.п.
Лёгкая одежда – одежда, относящаяся к повседневной, летней или другим видам одежде, изготовленная из облегчённых материалов и не играющая большой роли в утеплении организма (сарафаны, платья, блузы, сорочки, брюки и т.п.). Под платьем иногда понимают одежду, надеваемую на белье. Это может быть и костюм, и платье, и блузка, и юбка и т.п.
Верхняя одежда – одежда, надеваемая наверх белья, которая в основном служит для тепловой изоляции организма. Это — платья, юбки, пиджаки, брюки, пальто и т.п. Под верхней одеждой понимают так же одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ и т.п.).
Каждый вид одежды делится на ассортиментные подвиды (группы) по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.
Ассортиментной группой называется ряд изделий, выполняющих одну функцию и одно назначение. Признаки деления одежды на ассортиментные группы положены в основу различных классификаций: торговой, швейной, десятичной системы классификаций одежды ОКП (Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).
Назначение одежды — по этому признаку одежду делят на ассортиментные группы в соответствии с целевым назначением, областью, условиями и способами эксплуатации, сезонным и половозрастным назначением, по сырьевому признаку и др. В соответствии с целевым назначением одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную и ритуальную. Условия эксплуатации разделяют одежду на повседневную или выходную, способ ее применения — на верхнюю, нижнюю (надеваемую непосредственно на тело) и корсетные изделия.
Область эксплуатации — конкретизация условий и способа применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок и т.п. конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду и т.п.
По сезонному признаку одежду делят на летнюю, зимнюю, внесезонную и сезонную.
По половозрастному признаку одежду делят на мужскую и мальчиков, женскую и девочек, одежду для взрослых, детей и подростков (15…18 лет). Одежду для взрослых делят на младшую; (18…29 лет), среднюю (30…45 лет) и старшую (старше 45 лет) возрастные группы. Детскую одежду делят на одежду для новорожденных, ясельную, для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшего школьного возраста.
По сырьевому признаку (видам материалов) одежда делится на группы в зависимости от волокнистого состава материала основных деталей изделия — на одежду изготовленную из материалов из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), смесовых, синтетических (химических), на одежду, изготовленную из одного материала и комбинированную.
По степени производственной готовности одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Одежда может быть изготовлена на массового и конкретного потребителя.
Кодирование деталей и узлов одежды. Детали и узлы одежды кодируют для применения на различных этапах производства компьютерной техники. Код или совокупность взаимосвязанных шрифтов – условное сокращенное обозначение продукции в классификаторе. При кодировании используют десятичную классификацию швейных изделий в общероссийском классификаторе продукции (ОКП). Швейные изделия делят по различным видам признаков, последовательно на классы, подклассы, виды, группы, подгруппы, типы, подтипы, варианты. Основным, наиболее общим признаком в классификации является функциональность одежды. По этому признаку в зависимости от назначения одежду делят 1 – на класс бытовой одежды (в коде первая цифра 1), 2 – на класс спортивной одежды (первая цифра 2) и 3 — на класс производственной одежды (первая цифра 3). Затем каждый класс одежды делят в зависимости от специализации промышленности, торговли, условий эксплуатации и далее по более узкому назначению — на подклассы, виды, группы и подгруппы. В основе признака назначения одежды лежит защитная функция. Бытовая одежда служит для защиты организма человека от неблагоприятных воздействий экологии, спортивная – защиты спортсмена от травм и достижения более высоких спортивных результатов, производственная — защиты работника от неблагоприятных воздействий окружающей и производственной среды. Затем класс бытовой одежды делится на подклассы (в коде вторая цифра, после цифры 1) – бельевые изделия; костюмно-платьевые; верхней одежды; корсетные изделия; головные уборы; перчатки и рукавицы. В свою очередь, каждый подкласс одежды делится на виды (в коде третья цифра, после второй цифры). Так, подкласс костюмно-платьевых изделий может быть подразделен на следующие виды:
1.2.1 – пиджаки; 1.2.6 – брюки;
1.2.3 – жакеты; 1.2.7 – сорочки;
1.2.4 – жилеты; 1.2.8 – платья;
1.2.5 – блузки; 1. 2.9 – платья-костюмы;
1.2.10 – юбки и т.д.
Каждый вид бытовой одежды, в зависимости от условий и места ее использования, классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха.
Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок, посещений выставок и т.п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Например, для работы в офисе или учебы характерны стиль деловой одежды и предъявляются строгие классические требования к прическе, костюму и обуви.
Нарядная одежда — одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т.п. Она создает особое настроение и праздничную атмосферу. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, бала, свадьбы, посещения театров, и т. д.
Одежда для отдыха – одежда, отличающаяся удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Это одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п.
Домашняя одежда – повседневная одежда для отдыха и работы дома. Ее вид зависит от рода занятий дома. Это могут быть традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки или джинсы, трикотажные майки и джемпера.
Спортивная одежда — специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта.
Производственная одежда — спецодежда для работы на производстве, ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей и т.п. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Это одежда работника химического производства, нефтегазовой промышленности, сталевара, шахтера и т. п. изготовленная из огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты специальных материалов и т. п.
Зрелищная одежда — костюмы различного вида, для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных выступлениях. Такая одежда должна соответствовать характеру конкретного представления и создавать яркий образ.
Форменная одежда — униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции.
В зависимости от способа крепления на фигуре человека, одежду делят на плечевую и поясную. От способа расположения на фигуре — на нижнюю, легкую и верхнюю одежду.
Поясная одежда – одежда, которая опирается на поверхность тела между линиями талии или бёдер (на талиевый или тазовый пояс) и частично или полностью покрывает нижнюю часть туловища и нижние конечности. К ней относятся различные покрои юбок, брюк, фартуков.
Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные покрои платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т.п.
Нижняя одежда — бельевая или нательная одежда, надеваемая непосредственно на тело, служащая для обеспечения нормального функционирования кожных покровов и регуляции теплообмена организма человека. Это могут быть трусы, майка, корсетные изделия, нижняя сорочка и т.п. Бывает повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье.
Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Это могут быть бюстгальтер, грация, корсет и т.п.
Названия деталей швейных изделий — СТЕП
Деталь швейного изделия — часть швейного изделия, цельная или составная.
Узел швейного изделия — часть швейного изделия, состоящая из нескольких деталей.
Бейка — деталь швейного изделия для его декоративного оформления в виде одинарной или сложенной вдвое полоски материала, втачиваемая между деталями или настрачиваемая на них.
Бочок — часть переда и (или) спинки, покрывающая боковую поверхность туловища.
41 — Бочок
21 — Клапан
22 — Листочка
Бретель — деталь швейного изделия для поддерживания его на плечах.
48 — Бретель
Вешалка — деталь швейного изделия из материалов или ленты для его подвешивания.
47 — Вешалка
Воротник — деталь или узел швейного изделия для обработки и оформления выреза горловины.
- Примечание. Воротник может состоять из верхнего и нижнего воротника.
9 — Воротник
10 — Стойка воротника
Вставка — деталь или узел швейного изделия для его декоративного оформления.
16 — Вставка
46 — Петля
Гульфик — деталь швейного изделия для обработки потайной застёжки передней части половины брюк, предназначенная для петель, молнии, кнопок, текстильной застёжки.
Долевик — деталь для предохранения разреза кармана от растяжения.
Капюшон — притачная или съёмная деталь или узел швейного изделия, покрывающая голову и прикрепляемая по линии горловины.
Карман — деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия.
- Примечание. Карман может быть прорезной, накладной и т. д.
Клапан — деталь кармана для обработки линии разреза или являющаяся элементом декоративного оформления изделия.
Кокетка — деталь или узел верхней части переда, спинки, рукава, а также юбки и брюк.
8 — Кокетка
Кулиска — деталь швейного изделия в виде полоски материала для оформления стяжки его в различных местах.
Лея — деталь швейного изделия из подкладочного материала, покрывающая с изнаночной стороны брюк место соединения среднего шва брюк с шаговым.
Листочка — деталь кармана для обработки линии разреза, закреплённая по боковым сторонам, или являющаяся элементом декоративного оформления изделия.
Манжета — деталь или узел швейного изделия для оформления низа рукавов и (или) брюк.
Нагрудник — деталь швейного изделия, покрывающая часть туловища в области груди.
50 — Нагрудник
Накладка — деталь или узел швейного изделия для повышения износоустойчивости и (или) защитных свойств отдельных мест изделия, а также для его декоративного оформления.
Обтачка — деталь швейного изделия для обработки срезов или застёжки.
30 — Обтачка
31 — Долевик
Откосок — деталь швейного изделия для обработки потайной застёжки передней части половины брюк, предназначенная для пришивания пуговиц, молнии, кнопок, текстильной застёжки.
Отлёт воротника — отгибающаяся часть воротника, расположенная выше верхней линии стойки воротника.
Пата — деталь швейного изделия для его декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов.
27 — Пата
Пе́ред — основная передняя деталь швейного изделия, цельновыкроенная или состоящая из частей. Если перед состоит из двух частей, соединяющихся на застёжку, проходящей от линии горловины до линии низа изделия, то его половинки называются полочками (правой и левой).
Слева — Перед
Справа — Перед, состоящий из полочек
Петля — навесная деталь швейного изделия, предназначенная для его застёгивания.
Планка — деталь швейного изделия в виде полоски материала для обработки и декоративного оформления краёв застёжки.
17 — Планка
Плечевая накладка — накладка для придания формы плечевой части швейного изделия.
40 — Плечевая накладка
Погон — деталь или узел швейного изделия в виде полосы, прикреплённой к изделию в области плеча для его декоративного оформления.
35 — Погон
Подборт — деталь швейного изделия для обработки краёв разреза переда.
7 — Подборт
Подзакрепка — деталь швейного изделия, предохраняющая место соединения среднего шва брюк с шаговым от растяжения.
29 — Подзакрепка
Подзор — деталь кармана, закрывающая подкладку кармана в месте его отверстия.
Подкаладка — деталь или узел швейного изделия для оформления его с изнаночной стороны.
Половина брюк — деталь швейного изделия, левая и правая, покрывающая нижнюю часть туловища и ногу.
- Примечание.
Половина брюк может состоять из передней и задней частей.
12 — Половина брюк
13 — Откосок
14 — Гульфик
Полочка — см. Перед.
Пояс — деталь швейного изделия для фиксации его на фигуре человека и (или) декоративного оформления.
25 — Пояс
Прокладка — деталь или узел швейного изделия для придания устойчивости формы или теплозащитных свойств, расположенные между верхним и нижним слоями материалов.
Рукав — деталь или узел швейного изделия, покрывающие руку.
- Примечание. Рукав может быть различной длины, одношовный, двухшовный или трёхшовный, втачной, реглан, цельновыкроенный со спинкой, передом, кокеткой, состоящий из верхней, нижней, задней и (или) передней части.
6 — Рукав
18 — Манжета
39 — Накладка
Спинка — основная задняя деталь швейного изделия, цельновыкроенная или состоящая из частей.
5 — Спинка
Стойка воротника — вертикально расположенная часть воротника, оформляющая отгибающуюся часть воротника.
Хлястик — деталь швейного изделия, служащая для регулирования степени его прилегания и (или) декоративного оформления.
26 — Хлястик
Шлёвка — деталь швейного изделия для продевания и удерживания пояса, ремня, погона или хлястика в определённом положении.
33 — Шлёвка
Штрипка — деталь швейного изделия в виде полоски материала, прикрепляемая к нижней части брюк для удерживания их в натянутом положении.
52 — Штрипка
Бортик — деталь головного убора, цельновыкроенная или состоящая из частей, оформляющая нижний край головки и прилегающая к ней.
Головка — деталь или узел головного убора, состоящие из клиньев, донышка и стенок или цельновыкроенные.
Донышко — деталь головки, цельновыкроенная или состоящая из частей, покрывающая макушечную часть головы.
Козырёк — деталь или узел головного убора для оформления передней части головки.
- Примечание. Козырёк может состоять из верхнего и нижнего козырька.
Налобник — деталь головного убора для оформления изделия с изнаночной стороны по всей внутренней окружности.
Наушник — деталь головного убора, закрывающая уши и затылок.
Поля — горизонтально или наклонно расположенная деталь головного убора, оформляющая нижний край головки.
Стенка — деталь головки, цельновыкроенная или состоящая из частей, покрывающая боковую часть головы.
Верхняя одежда | Encyclopedia.com
Верхняя одежда носится поверх другой одежды и обычно предназначена для защиты от ненастной погоды или других неблагоприятных условий окружающей среды, хотя некоторая верхняя одежда носит преимущественно церемониальный характер. Люди носили верхнюю одежду с доисторических времен, но слово «верхняя одежда» использовалось только с начала двадцатого века в качестве общего термина для этого типа одежды. Любая одежда, которую носят поверх дневной, вечерней или рабочей одежды определенного периода, технически является верхней одеждой, стили которой варьируются от простых драпировок, похожих на шаль, до комбинезонов, закрывающих все тело. Модная верхняя одежда, однако, не включает защитную рабочую одежду, поэтому в этой статье рассматриваются только те стили верхней одежды, которые носят с обычной дневной или вечерней одеждой.
Хотя точных доказательств нет, представляется вероятным, что первой верхней одеждой были меховые шкуры, использовавшиеся в качестве последнего обертывания. К периоду позднего палеолита (ок. 40 000 г. до н. э.) шкуры вырезали и сшивали костяными иглами и нитями из шерсти или связок животных. Первой сшитой верхней одеждой были, вероятно, меховые накидки, надетые на плечи. Это предположение подтверждается наличием деревянных «пуговиц», обнаруженных в европейских могилах периода Магдалины (15–8 000 лет до н. э.), которые служили застежкой спереди для одежды, которую носили на плечах. В верхней одежде, предназначенной для согрева, мех носили на теле, а если функция одежды была прежде всего церемониальной, то мех носили наружу, как в леопардовых шкурах, замеченных гораздо позже на изображениях египетских жрецов XVIII династии (1580–1580–1580-е гг.). 1350 г. до н.э.).
Так же, как меховые накидки в самых ранних обществах, куски ткани, драпированные или обернутые вокруг тела, служили верхней одеждой в ранних ближневосточных, египетских, греческих и римских цивилизациях. В Греции и мужчины, и женщины накинули на свои туники отрез ткани, называемый гиматием. Солдаты носили короткую накидку, называемую хламидой, сделанную из прямоугольника ткани, обернутого вокруг левой руки и застегнутого булавками на правом плече, оставив края открытыми вдоль правой руки. В Риме гиматий стал паллием, а полукруглые, а также прямоугольные куски ткани использовались для накидок, как и в 9 в.0007 paenula , у которого тоже был капюшон. Другой древней верхней одеждой была накидка типа пончо, в которой был прорезан разрез для головы; римская версия называлась casula.
Как уже отмечалось, накидки — одежда без рукавов, свисающая с плеч — восходят к доисторическим временам, и с течением времени развивались различные стили. В европейских странах со времен Христа до восемнадцатого века накидки, плащи или плащи — эти слова обычно используются взаимозаменяемо — были основной верхней одеждой для обоих полов, всех возрастов и экономических слоев. Эти предметы одежды представляли собой вариации форм, которые носили с древних времен, разной длины и стиля в зависимости от эпохи и/или их предназначения.0003
ранг владельца. Например, состоятельные люди носили накидки с подкладкой и оторочкой из меха как для дополнительного тепла, так и как символ статуса. Верхнюю одежду также иногда носили как в помещении, так и на улице, для дополнительной защиты от холода в неотапливаемых зданиях. Парадной верхней одеждой, мантиями государственных и рыцарских орденов были внушительные мантии из роскошных тканей и мехов.
Время от времени в моду входили новые предметы одежды, которые были частью стильной повседневной одежды с характером верхней одежды, например, похожие на пальто верхние платья, которые носили аристократические мужчины и женщины в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Мужской халат произошел от длинных платьев, которые носили мужчины в Средние века, а к 149 г.0s версии носили поверх новых коротких дублетов. Платье было открыто спереди, чтобы показать дублет, и обычно было без рукавов или с короткими рукавами, чтобы обнажить рукава дублета. Портреты Генриха VIII 1530-х годов показывают, что он носит расклешенные платья до колен поверх искусно прорезанных дублетов. Как и мужская версия, женское верхнее платье обычно было открытым спереди и без рукавов или с короткими рукавами, чтобы нижнее платье и его рукава были видны снизу. Женский стиль носили в третьей четверти шестнадцатого века и произошли от испанского ropa , который сам мог иметь восточное происхождение. Поскольку эти платья были частью современной моды, они не были верхней одеждой в том же смысле, что и накидки. Платья, безусловно, обеспечивали дополнительное тепло своим владельцам, но, в отличие от накидок, не обеспечивали полной защиты от непогоды. Для мужчин платья вышли из моды к 1570-м годам, а для женщин — к 1580-м годам.
Тенденции современной моды к сложным стилям одежды и быстрым изменениям стилей, которые были приведены в движение в эпоху Возрождения, коснулись верхней одежды лишь намного позже. Наиболее значительные изменения в верхней одежде произошли в восемнадцатом и девятнадцатом веках, когда пальто и куртки с рукавами постепенно вытеснили накидки в качестве основной верхней одежды как для мужчин, так и для женщин.
В мужской моде этот прогресс начинается в конце семнадцатого века с новой верхней одежды, шинели, также называемой сюртуком. Происхождение шинели неясно, но обычно считается, что она возникла из одежды рабочих, возможно, hongerline , пальто, которое носили французские кучера в конце 1600-х годов. Однако именно англичане популяризировали шинель, скрывая ее происхождение от рабочего класса и превращая ее в модную одежду. Шинели носили поверх мужских костюмов и были полнее, свободнее и длиннее, чем костюмные пальто, которые они покрывали. За столетие по мере того, как пиджаки теряли объем в юбках и рукавах, шинели также становились более обтекаемыми по крою. К середине века шинели также приобрели свою самую отличительную черту — ярусы из двух-трех широких воротников-накидок. Хотя многие мужчины все еще носили плащи, к 1800 году шинели определенно стали более стильной верхней одеждой.0003
Неофициальные короткие верхние пальто или жакеты были другим важным достижением в области мужской верхней одежды восемнадцатого века. Эти предметы одежды, имевшие множество стилевых вариаций, также произошли от одежды рабочего класса и напоминали жилеты с рукавами. Из-за своей очевидной ассоциации с рабочим классом куртки не пользовались популярностью среди высших классов до конца века. Однако к 1790-м годам модные молодые люди носили куртки для охоты. Одним из таких стилей был спенсер, вероятно, названный в честь Джорджа Джона Спенсера, второго графа Спенсера, который впервые носил одну из приталенных курток до талии.
Женская верхняя одежда, пальто и жакеты, восходит к семнадцатому веку, когда женщины впервые переняли элементы мужской одежды для верховой езды. В конце 1600-х и начале 1700-х годов стиль женских пальто и жилетов для верховой езды был заимствован непосредственно у мужских пиджаков и жилетов, за исключением того, что женская одежда была скроена поверх широких юбок, а не бриджей. В начале восемнадцатого века женские пальто для верховой езды были чуть выше колен, а в раскрытом состоянии открывали жилет почти такой же длины. К середине века пальто для верховой езды сократились до длины бедер, превратившись в приталенные куртки, а повадки для верховой езды считались верхней одеждой, подходящей как для верховой езды, так и для путешествий. Женщины также носили различные корсажи в стиле жакетов для неформальной повседневной одежды; однако, в отличие от курток для верховой езды, эта одежда не считалась верхней одеждой.
Другая одежда, созданная по образцу мужской одежды, в данном случае шинель, вошла в моду для женщин в конце 1770-х годов. Эта одежда, называемая шинелью для верховой езды или рединготом, представляла собой платье-пальто до пола с облегающим лифом и длинными облегающими рукавами. Многие вариации этого стиля носили в 1790-х годах, некоторые с юбкой, прикрепленной только к лифу сзади или по бокам, открывая декоративную нижнюю юбку спереди. Несмотря на свое название, редингот не предназначался для верховой езды; это была неформальная повседневная одежда, которую также можно было использовать в качестве верхней одежды для прогулок или путешествий. В конце века шали, особенно тонкие шерстяные образцы, импортированные из Индии, вошли в моду в качестве декоративных аксессуаров для дома и улицы. Несмотря на эти новшества, накидки оставались основной верхней одеждой женщин, особенно в очень ненастную погоду.
В девятнадцатом веке быстрые изменения в женской одежде определяли, будут ли накидки, пальто, куртки или шали модным выбором верхней одежды в любой момент времени. В то время как накидки продолжали носить на протяжении всего столетия, шали, пальто или куртки иногда были более популярны, чем проверенные временем накидки. Это было особенно верно в начале девятнадцатого века, когда шали и новаторские стили курток и пальто преобладали над накидками. Самыми важными новыми модными тенденциями были жакет-спенсер, очаровательно адаптированный из мужской одежды для узких платьев с высокой талией этого периода, и длинные пальто, называемые мантиями, которые имитировали неоклассический силуэт платьев под ними.
К 1830 году накидки вернули свое прежнее значение, потому что накидки были более удобными, чем жакеты или пальто поверх платьев, чьи рукава раздулись и превратились в баранью ногу. Даже после того, как в середине 1830-х годов рукава сдулись, накидки, созданные с множеством новых дизайнов, оставались доминирующей женской верхней одеждой в течение следующих тридцати лет. Шали также были популярны для повседневной носки в 1860-х годах, особенно большие с узорами пейсли. Жакеты снова вошли в моду в 1850-х и 1860-х годах, в том числе мода с меховой отделкой, облегающими лифами и пышными юбками до колен для зимы и короткие летние стили, которые расширялись поверх юбок с кринолинами. Также в этот период были введены меховые изделия с мехом наружу, а не в качестве подкладки. Другой модный жакет, доломан, был скроен, чтобы приспособиться к суете 1870-х и 1880-х годов. Хотя они и не были так популярны, как жакеты, длинные пальто носили с 1870-х до начала 189 г.0-х годов, позже уступив место накидкам во время возрождения рукава из бараньей ноги в середине 1890-х годов. На протяжении века муфты и палантины, меховые или отороченные мехом шейные накидки дополняли стильную верхнюю одежду аксессуарами.
Для мужчин шинель оставалась самой модной верхней одеждой до 1840-х годов. В середине века появились новые стили, в том числе пальто Inverness, свободное пальто с накидкой до длины рук; и палетот, квадратный жакет до бедра. С 1830-х по 1890-е годы, когда мужчины носили костюмы, состоящие из сюртука с юбкой, жилета и брюк, сюртук, хотя технически он был повседневным, также мог служить верхней одеждой, за исключением суровой погоды. К 1890-х годов костюм-мешок заменил сюртук в повседневной одежде, а пиджак-мешок (предшественник современных мужских пиджаков) был эффективен в качестве легкой верхней одежды. Зимним пальто, которое предпочитали как сюртукам, так и мешковым костюмам, было Честерфилд, верхнее пальто, похожее на сюртук, но более длинное, свободное и без шва на талии. Накидки вышли из моды в начале века как повседневная одежда, но сохранились как верхняя одежда по сравнению с официальной вечерней одеждой.
Шерстяная или меховая верхняя одежда на протяжении столетий надежно защищала от холода, но такая же эффективная защита от дождя стала возможной только благодаря технологическим достижениям в девятнадцатом веке. В 1823 году Чарльз Макинтош, шотландский химик, запатентовал первую жизнеспособную водонепроницаемую ткань, состоящую из двух кусков шерсти, склеенных вместе каучуком, растворенным в нафте из каменноугольной смолы. Это изобретение имело большой потенциал, но имело серьезные недостатки: оно становилось жестким в холодную погоду и липким в жару. Эти проблемы были решены, когда в 1839 году была изобретена вулканизированная резина.и Macintosh произвели первые практичные плащи; в Англии до сих пор носят плащи Macintosh или «Mac». С середины девятнадцатого века и до сегодняшнего дня дальнейшие технологические разработки привели к созданию искусственных материалов со все более эффективными водонепроницаемыми и теплоудерживающими свойствами, таких как виниловые дождевики и акриловые меха.
На моду верхней одежды ХХ века повлияло множество факторов. Как и в предыдущие века, дневной и вечерний наряд, надетый под верхнюю одежду, влиял на внешний вид и покрой верхней одежды, но важную роль также играли спорт, этнические влияния, развитие стилей унисекс и новые материалы. После столетий господства накидки перестали быть самой распространенной верхней одеждой. Мужчины продолжали носить накидки для вечерней одежды до середины века, а женские накидки производились как для дневной, так и для вечерней одежды, но к 19 в.20-х годов накидки составляли лишь очень незначительную часть рынка верхней одежды. На протяжении века самыми основными вариантами верхней одежды для обоих полов были однобортные и двубортные пальто с фигурными воротниками. Мужские версии часто напоминали своих предшественников девятнадцатого века, в то время как у женщин был более разнообразный выбор — пальто ярких цветов, новые материалы и детали современного стиля, такие как мягкие плечи.
Меховая верхняя одежда двадцатого века, которую в основном носили женщины, имела неоднозначную репутацию. Мех был предметом роскоши в начале 19 века.00-х годов, но к середине века мех и изделия с меховой отделкой стали более доступными благодаря массовому маркетингу более дешевых мехов. В 1960-х годах была мода на «забавные меха» — недорогие шкуры, из которых изготавливали разнообразные модные куртки и пальто. Однако растущие затраты на рабочую силу и материалы, а также опасения борцов за права животных привели к росту цен и снижению популярности изделий из натурального меха к 1990-м годам. К счастью, усовершенствование искусственных мехов позволило меху сохранить свою давнюю роль в моде верхней одежды.
Распространение новых стилей курток для обоих полов было самым значительным событием в области верхней одежды в двадцатом веке. Будь то анораки и парки с этническими мотивами, гороховые куртки и бомберы в стиле милитари или сшитые на заказ блейзеры, созданные на основе мужских костюмов, куртки являются незаменимыми и универсальными дополнениями к верхней одежде каждого.
См. также Пиджак; Пальто; дафлкот; Куртка; Парка; Непромокаемая одежда; Ветровка .
Не существует окончательных вторичных источников, посвященных верхней одежде во всех ее формах. Для изучения верхней одежды необходимо обращаться к общей истории одежды плюс истории одежды в определенные периоды. Некоторые из наиболее полезных текстов приведены ниже.
Эшелфорд, Джейн. Искусство одеваться: одежда и общество, 1500–1914 гг. Лондон: The National Trust Enterprises Limited, 1996. История модной одежды, в которой регулярно упоминается и иллюстрируется верхняя одежда.
Эшелфорд, Джейн, изд. Визуальная история костюма: шестнадцатый век . Лондон: BT. Batsford, Ltd., 1993.
Буше, Франсуа.