Еврей в шапке: Головные уборы евреев — Nefer`s Journal — ЖЖ

Головные уборы евреев — Nefer`s Journal — ЖЖ

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные («дат» — религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.

Я написала про белое покрывало, типа пончо, стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу. Ее также называют ермолкой. Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.

Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашек. Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.

Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.

И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.

Еще есть плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.

Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называются «чернобл», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название «сподик». Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл — украинские, а сподик — польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов 🙂

На этом остановимся. В следующей части постараемся разобраться в одежде ортодоксальных евреев. Не переключайтесь 🙂

Метки: israel_2010, Израиль

Телеграм-канал

Почему некоторые евреи носят меховую шапку

Почему некоторые евреи носят меховую шапку

Почему некоторые евреи носят меховую шапку

Иудаизм

Изображение:

depositphotos.com

Наблюдая за евреями на улицах Израиля, Америки или Великобритании, иногда можно увидеть людей в больших черных шапках.

Понятно, что традиция требует от еврея хождения с покрытой головой, из-за чего они имеют кипу на голове. Но зачем поверх нее надевать еще и мех, непонятно.

Такая шапка имеет собственное название – штраймл. Ее ношение – прерогатива не всех евреев, а строго определенной категории. Во-первых, носят ее исключительно совершеннолетние или женатые мужчины. Во-вторых, наиболее распространена эта традиция в среде хасидов – представителей одного из течений раввинистического иудаизма, возникшего в XVIII столетии в Восточной Европе. В-третьих, носят ее строго по субботам и иудейским праздникам.

Есть еще одна категория иудеев, в традиции которой есть ношение штраймла. Это литваки. Данная группа евреев также является выходцами из Восточной Европы, однако если хасиды относят себя к Речи Посполитой, то литваки выделились в отдельную подгруппу лишь в XIX столетии, когда их регион уже твердо входил в состав Российской империи. Кроме того, если хасиды акцентируют внимание на эмоциональном познании Господа, то литваки предпочитают интеллектуальное исследование Талмуда.

Сейчас точно известно, что данные шляпы появились исключительно в Восточной Европе. Есть несколько версий появления штраймла. Согласно одной из версий, получившей самое широкое распространение, она появилась где-то в XVII веке, когда в дворянской среде и даже среди правящей верхушки были в моде широкополые шляпы. Евреи просто адаптировали под себя бытовавшую модную тенденцию.

Есть о другое объяснение появления штраймла. В былые времена власти ряда стран часто старались унизить евреев, придумывая для них всевозможные ограничения при появлении на улицах городов. Одним из таких требований было обязательное ношение на голове хвоста животного. Евреям ничего другого не оставалось, как подчиняться этому условию. Впрочем, со временем они смогли превратить хвост животного из знака публичного унижения в символ собственной гордости. Впоследствии хвост плавно превратился в мех, причем, как правило, очень дорогой.

Согласно третьей версии, евреи просто сами следовали модным тенденциям. Раз их литвакские и хасидские учителя носили штраймлы, то почему ученикам нельзя следовать их примеру? В итоге, визуальный образ учителей стал культовым, и тысячи евреев начали носить подобные шляпы.

Существует несколько разновидностей меховых шляп. К примеру, иудеи Румынии, Венгрии и Галиции обходились кусочками черного бархата с мехом вокруг. Белорусские хасиды использовали белый бархат. Кстати, позже у штраймлов появились конкуренты, именуемые сподиками и колпиками. Это тоже меховые шляпы, только они имеют несколько иную форму, а колпики еще и другой окрас – коричневый, а не черный.

Следует отметить, что евреи носят эти шляпы не просто ради красоты. По требованию иудейского закона им необходимо чем-то покрывать голову. Обычно для этого применяется кипа, но чтобы обозначить святость момента, по праздникам и по субботам они поверх кипы надевают шляпу.

Кстати, штраймл – вещь не из дешевых. Из-за того что для их производства используются натуральные меха животных семейства куньих, серых лис или бобров, минимальная стоимость такого головного убора не может быть ниже 1500 долларов. По этой причине состоятельные евреи приобретают для себя два штраймла. Тот, что подороже, носится как представительская одежда. Более дешевый головной убор используется на случай непогоды или при опасности повредить головной убор.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.

Редакция:

IsraLove

Ещё по теме: хасид, традиции, Штраймл, Иудаизм

Смысл разных еврейских головных уборов

Почти в каждой еврейской общине есть какая-то традиция носить головной убор, но есть много разных представлений о том, кто и когда должен их носить. Есть также замечательный набор стилей. В этой статье мы объясним традицию еврейского покрытия головы и рассмотрим некоторые из наиболее распространенных стилей, которые вы увидите по всему миру.

Краткая история еврейских головных уборов

Традиционно еврейские мужчины веками покрывали голову в знак почтения и уважения к Божьему присутствию наверху. Некоторые еврейские женщины покрывают волосы, когда выходят замуж, чтобы выглядеть скромно. В этой статье основное внимание уделяется шляпам, которые носят с целью благоговения; здесь обсуждаются скромные прически — платки, парики и шапки, которые носят в основном православные женщины.

Происхождение еврейской практики покрытия головы не совсем ясно. Тора говорит, что Аарон, первый первосвященник, носил головной убор как часть своей церемониальной одежды (Исход 28:36–38). В Талмуде цитируется рав Хуна, который сказал, что он не проходил расстояние в четыре локтя (около шести футов) с непокрытой головой, чтобы признать божественное присутствие над своей головой (Шаббат 118b). Мать рава Нахмана бар Ицхака узнает, что ее сыну суждено стать вором, и заставляет его покрыть голову и молиться о божественной милости. Ему удается вести себя хорошо, пока это покрытие случайно не соскальзывает, и он не поддается искушению украсть несколько фиников (Шаббат 156б).

Хотя эти древние тексты, кажется, подразумевают, что головной убор был прерогативой еврейских религиозных лидеров, в средневековый период он был широко распространен. Маймонид писал, что для молитвы требовался головной убор (Мишне Тора, Хилхот Тфилла 5:5), а самый влиятельный средневековый еврейский свод законов, Шулхан Арух , гласит, что мужчины должны покрывать голову, когда проходят более четырех локтей (например, Рав Хуна сделал). К этому времени головной убор был de rigeur 9.0015 для евреев ашкенази.

В 20-м веке раввин Моше Файнштейн и американский православный юридический орган издали специальное разрешение для мужчин не носить кипу на работе, если это необходимо, подразумевая, что эта практика в целом обязательна.

Сегодня большинство мужчин-евреев, которые идентифицируют себя как православные, всегда покрывают голову (кроме времени сна или купания). Покрывают голову и евреи из неправославных течений — мужчины и, в некоторых случаях, женщины. Некоторые носят головной убор все время, другие носят его только в синагоге, когда изучают Тору и/или во время еды. Многие выбирают для этой цели кипу (также называемую 9-ю).0014 ермолка или тюбетейка), но другие выполняют обязательство с любым светским головным убором (популярны бейсболки).

В реформистском движении многие не покрывают голову даже в синагоге, так как одно время это активно не поощрялось, хотя в последние годы движение вернулось к покрытию головы во время молитвы.

Ниже приведены примеры различных видов еврейских головных уборов, которые носят в различных общинах по всему миру.

Кипа: вязаная, войлочная, атласная, бухарская и др.

Кипа, или ермолка, представляет собой своего рода минимальную шапочку, закрывающую макушку головы. Его носят в религиозных целях, а не для защиты от солнца или дождя. Некоторые евреи будут носить кипу под головным убором другого типа.

Существует несколько стилей кипы (множественное число от кипы), которые распространены во всем мире. Часто стиль ношения кипы сигнализирует о религиозной (и даже политической) принадлежности ее владельца.

Кипа вязаная

Вязаная кипа, фото с Wikimedia Commons.

Помимо названия, этот вид кипы на самом деле вяжется крючком и пользуется популярностью у современных ортодоксальных евреев и Дати Леуми в Израиле. Они бывают разных цветов и узоров, стили постоянно меняются, а иногда и в игривых вариациях. Некоторые евреи, придерживающиеся немного более ортодоксального направления, предпочитают полностью черную версию такой же кипы.

Замшевая кипа

Этот стиль популярен в различных контекстах. Он распространен среди более либеральных еврейских течений и часто производится во всех оттенках радуги и имеет тиснение специально для бар-мицвы, бат-мицвы и свадеб. Этот стиль также носят некоторые евреи-харедим, обычно в черном и обычно под другой шляпой на улице.

Бархатная кипа

Бархатная кипа, изображение с Викисклада.

Черная бархатная кипа с тканевой подкладкой нравится евреям-харедим, но ее можно найти и в других еврейских контекстах. Некоторые евреи-харедим считают, что бархатная кипа выполняет более строгое обязательство носить два слоя одежды на голове, хотя не все согласны с этим мнением.

Бухарская кипа

Изображение с Викисклада.

Эти красочные кипы с ручной вышивкой обычно крупнее других видов, покрывают большую часть макушки и закрепляются широкой лентой. Их носят бухарские евреи (конечно), а также многие другие еврейские дети, потому что они реже соскальзывают с головы, чем другие стили. Многим другим евреям также нравятся эти красивые головные уборы.

Сатиновая кипа

Эти мягкие кипы с более свободной подкладкой особенно популярны среди старшего поколения евреев-реформистов и консервативных евреев.

Йеменская кипа

Йеменская кипа, изображение с Викисклада.

Йеменские евреи традиционно носят жесткую черную кипу в форме купола. Обычно они изготавливаются из бархата и имеют декоративную кайму.

Бреславская кипа

Мужчины в бреславской кипе; изображение через Викисклад.

Эти большие кипы, связанные из белой пряжи, часто имеют помпон сверху и девиз общины Бреслов по краю. Подобный белый стиль без лозунга носят некоторые хасидские дети, не принадлежащие к Бреславу.

Изображение с Викисклада.

Большие головные уборы: Штреймель, Федора и др.

Евреев-харедим часто узнают по характерной одежде, включая большие черные шляпы. Но в то время как черные шляпы, которые носят в течение недели, и более причудливые (иногда меховые) шляпы предпочитаются в Шаббат и в других особых случаях. Их обычно носят поверх кипы, потому что два головных убора считаются более достойными, чем один.

Штреймель, Сподик, Колпик

Изображение с Викисклада.

Все это большие цилиндрические меховые шапки, которые обычно носят в Шаббат, на праздники и на свадьбы. Стреймель — это очень широкая коричневая шляпа, сделанная из хвостов животных (обычно лисицы, куницы или шалуньи), в то время как сподик, как правило, выше и окрашен в черный цвет. Поскольку сподик окрашен, это менее дорогая шляпа, хотя ни один из стилей не является дешевым. Какой из них вы носите, обычно определяется сектой хасидов, членом которой вы являетесь.

Колпик коричневый, как стреймель, но высокий, как сподик, и обычно носится хасидскими лидерами в особых случаях, а иногда также их сыновьями и внуками.

Существует множество легенд о происхождении этих шляп. Некоторые считают, что, как и другие элементы традиционной хасидской одежды, штреймели были просто модными в Восточной Европе в период раннего Нового времени. Когда Польша была завоевана Наполеоном в начале 19 века, многие поляки начали носить более западные стили, но евреи-хасиды сохранили более традиционные польские стили, включая штреймель.

Существует также легенда о том, что польские власти требовали от евреев носить хвосты на голове, чтобы отметить и унизить их. Евреи построили штреймели из сказок, чтобы они выглядели как короны, перевернув воззвание.

Федоры, шляпы Hoiche и шляпы Platchige Biber

Изображение с Викисклада.

Не все евреи-хасиды носят меховые шапки. Члены Хабада, например, предпочитают шляпы-федоры. Особенно в течение недели другие секты носят шляпы hoiche: черные шляпы с высокой тульей и полями. Шляпа platiche biber похожа, но имеет более низкий профиль. Иногда рош ешива , глава еврейского учебного дома, будет носить вариант одной из этих шляп с поднятыми полями.

Кашкет

Изображение с Викисклада.

Некоторые дети-хасиды вместо кипы носят шапку под названием кашкет. По форме она напоминает бухарскую кипу — с широким поясом и без полей, но обычно полностью черная и сделана из войлока.

Фес или Тарбуш

Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви, студенты юридического факультета в Стамбуле, ок. 1914. Изображение с Викисклада .

Этот цилиндрический красный колпак, иногда с кисточкой, традиционно носили евреи из бывшей Османской империи, особенно Марокко. Евреи обычно называют его арабским именем Тарбуш.

Евреи с гордостью носили головные уборы на протяжении веков, а иногда и надевали их по принуждению. В средневековый период власти требовали от некоторых евреев носить отличительные шляпы, которые указывали бы на то, что они евреи. Сегодня, к счастью, это уже не так — их носят по религиозным и культурным причинам. Этот список стилей не является исчерпывающим, и мода продолжает развиваться.

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Расширяйте возможности своих еврейских открытий, ежедневно

Что различные стили головных уборов говорят об израильских евреях

То, что вы носите, может многое сказать о том, кто вы есть и во что вы верите. В Израиле, например, тип кипы — или ее отсутствие — который носит израильский еврей, часто сильно коррелирует с его религиозной принадлежностью, а также с некоторыми политическими взглядами.

Эти тюбетейки (известные также под названием на идиш, ермолки) регулярно носят около трети израильских мужчин-евреев, особенно соблюдающие религиозные обычаи. Они бывают нескольких основных стилей, некоторые из которых больше нравятся определенным еврейским подгруппам, чем другие.

Среди израильских мужчин, которые говорят, что обычно носят большую кипу из черной ткани, большинство идентифицируют себя как харедим (также известные как ультраортодоксальные) евреи (58%). Напротив, большинство тех, кто носит черную кипу, связанную крючком или спицами (59%), говорят, что они масорти («традиционные») евреи. А маленькие кипы из черной ткани (множественное число от кипы), а также цветные или узорчатые вязаные кипы особенно распространены среди дати («религиозных», иногда называемых «современными ортодоксальными») евреев.

Между тем, среди израильских мужчин, которые обычно не носят головной убор, 73% составляют хилони («светские») евреи, а около четверти (27%) — масорти («традиционные»).

Подавляющее большинство мужчин-харедим и дати носят ермолку или какой-либо другой головной убор (в общественных местах некоторые харедим предпочитают шляпу-федору или штреймель, восточноевропейскую меховую шапку). Мужчины масорти более разделены: 42% обычно носят головной убор, а 57% — нет. Практически ни один хилоним не носит религиозный головной убор. (В другом сообщении Fact Tank подробно описаны различия между этими четырьмя основными еврейскими подгруппами в Израиле.) политические взгляды владельца. Фактически, термин «киппа сруга» (вязаная кипа) иногда используется для описания «религиозных сионистов», соблюдающих евреев, которые считают, что еврейский народ имеет религиозное право на территорию в регионе.

Данные поддерживают такую ​​ассоциацию. Среди мужчин, которые носят цветные или узорчатые вязаные кипы, большинство (63%) считают, что термин «сионист» описывает их очень точно. Напротив, большинство тех, кто носит большую кипу из черной ткани (58%), говорят, что ярлык «сионист» , а не точно описывает их; эта группа состоит в основном из харедим, некоторые из которых долгое время неоднозначно относились к еврейскому государству.

Большинство тех, кто носит цветную или узорчатую трикотажную кипу или кипу, связанную крючком, согласны с утверждением «Арабы должны быть изгнаны или переселены из Израиля» (65%) и говорят, что мирное сосуществование Израиля и независимого палестинского государства — это не возможно (58%). Точно так же примерно семь из десяти мужчин, носящих черную кипу, связанную крючком, согласны с тем, что арабов следует высылать или переводить, в том числе 45%, которые полностью согласны . И целых три четверти тех, кто носит черную вязаную кипу (75%), говорят, что решение с двумя состояниями возможно , а не .