Фото казачки девушки: Прически казачек — 44 фото

Книжно-иллюстративная выставка «Казачий костюм»

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Выставки

Российская государственная библиотека, главное здание, Голубой выставочный зал

4 ноября 2022 года (16:00—20:00)

по предварительной регистрации

В рамках Международного форума

«Казачество — сквозь века»

Российская государственная библиотека подготовила

книжно-иллюстративную

выставку, посвящённую истории казачьего костюма на страницах книг и документов. Выставка будет также открыта для посетителей

Ночи искусств

.

Изображение донского казака

Иллюстрация из книги: История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и проч. , собранная и составленная из многих вернейших российских и иностранных историев, летописей, древних дворцовых записок и из журнала Петра Великого, чрез труды

инженер-генерал-майора

и кавалера Александра Ригельмана, 1778 года. Москва, 1846.

Открыть в электронной библиотеке РГБ

Фото: Мария Говтвань, РГБ

Казачество — особые социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в XIV веке. С XV века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. С XVI века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем — Казачьего приказа. Казаки активно участвовали в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока.

К началу ХХ века в Российской империи существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Общая численность казачества с семьями превышала 4,4 миллиона человек. Места расселения казаков были довольно обширны, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани.

Одежда казачества прошла долгий путь развития и во многом связана с историей, традициям и местными предпочтениями народов, населяющих различные территории нашей страны. В каждый хронологический период одежда казаков менялась, приобретая свои особенности.

  • Николай Сверчков. Казаки и татары («Cosaques et tartares»). Около 1884. Тоновая литография

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • jpg»>

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Абаза Константин Константинович. Казаки: Донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории и стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении для чтения в войсках, семье и школе : с рисунками и виньетками.

    Санкт-Петербург,

    1899.

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Русские казаки в Париже в 1814 году : акварельная серия Георга Эмануэля Опица : из собрания Государственного исторического музея. Москва, 2012

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Ермак: Былины, песни и сказания о донском герое Ермаке Тимофеевиче с историческим очерком Е.  П. Савельева / Составил подъесаул Холмский. Новочеркасск, 1911. (Казачьи думы; Выпуск 1)

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Пивоваров Александр Николаевич. Донские казаки: Сборник рассказов из боевой и домашней жизни донцов : с портретами и рисунками.

    Санкт-Петербург,

    1909

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • [Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века.

    Санкт-Петербург

    , без года].

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

    Экземпляр из библиотеки императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

В XVI—XVII веках казачий костюм формировался под влиянием одежды, которая бытовала у местного населения в районах расселения казаков, что вызвало появление в ней русских, татарских, турецких и черкесских элементов.

В период XVIII—XIX веков мужская одежда казаков превратилась в обязательную военную форму, утверждённую регламентами, действующими в армии России. Военная форма была частью казачьего снаряжения, равно как и конь, и оружие, всё это казак приобретал за свой счёт. После завершения военной службы казаки продолжали носить форменную одежду и в быту.

Женский костюм отличался большим разнообразием в деталях и цветовой гамме, свои особенности имели головные уборы и обувь. Женская одежда подчёркивала семейный и возрастной статус её обладательниц: костюм девушки, замужней женщины, вдовы и др. Бытовой костюм казачек XVIII—XIX веков через русскую одежду испытал влияние европейских образцов.

  • Слева: Донской казак. 1-я четверть XIX века. Офорт, акватинта

    Справа: Формы обмундирования Сибирского корпуса казачьего войска. 1841. Литография

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • jpg»>

    Слева: Джон Агастус Аткинсон. Казачий офицер. 1804. Мягкий лак, акватинта, акварель

    Справа: Казачьи войска. Рисунок из книги «Иллюстрированное описание перемен обмундирований и снаряжений императорской российской армии

    за 1892 год»

    (выпуск XII, 1898)

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Иллюстрация из издания: Карта России и племена, её населяющие / составлял и рисовал Нестор Теребенев. Санкт-Петербург, 1866.

    124×98 см.

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Слева: Донской девичий обряд богатых людей

    Справа: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду

    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках. ..

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

  • Слева: Казачка верховых станиц

    Справа: Казачка

    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках…

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

  • Слева: Изображение донских старшинских жён по прежнему обряду

    Справа: Изображение верхних по Дону станиц донского казака

    Иллюстрации из книги: История, или Повествование о донских козаках…

    Открыть в электронной библиотеке РГБ

  • Котельников Евлампий Никифорович. Историческое сведение Войска Донского

    о Верхне-Курмоярской

    станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний 1818 года декабря 31 дня. Новочеркасск,1886

    Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке представлены редкие книжные издания с начала XIX века до наших дней. Среди них — книга Владимира Броневского

«Описание Донской земли, нравов и обычаев жителей»

(Санкт-Петербург,

1834),

«История, или Повествование о донских козаках, отколь и когда они начало своё имеют…»

Александра Ригельмана (Москва, 1846),

«Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы»

(Санкт-Петербург,

1899), двухтомный труд Василия Потто

«Два века Терского казачества (1577—1801)»

(Владикавказ, 1912).

Выставка знакомит с оригиналами гравюр, плакатов и большеформатных альбомов с изображением казаков из фонда отдела изоизданий и основного фонда Библиотеки. Привлекает внимание

уникальная карта народов России 1866 года

. Специально к 160-летию Российской государственной библиотеки экспонируются

«Рисунки военных мундиров и знамён России XVIII века»

из собрания императрицы Александры Фёдоровны (старшей) и открытки «Уральские казаки» из коллекции Дашковского этнографического музея.

Над выставкой работали Центр управления социокультурными проектами, отдел хранения основных фондов, отдел

библиотечно-информационного

обслуживания и отдел картографических изданий РГБ.

Организаторы выставки — главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ

Татьяна Новокрещёнова

и главный специалист Центра управления социокультурными проектами РГБ

Светлана Завадская


Фото: Мария Говтвань, РГБ

25 и 26 октября с выставкой «Казачий костюм» познакомились участники Международного форума «Казачество — сквозь века», который был проведён в Российской государственной библиотеке.

Подробнее


Донские казаки (донское казачество) — история происхождение, обычаи, традиции, песни, фото

Если про казаков как народность большинство людей ещё что-то может вспомнить по обрывкам фильмов и книг, то информация о том, что в мире существует много территориальных казачьих групп, вводит людей в замешательство. Сегодня в нашем материале мы поговорим о самой распространенной группе казаков — донских.

Дон — на его берегах проживали первые донские казаки

Донские казаки, их история

Это наиболее многочисленные представители казачества. Одни из первых упоминаний о них относятся к 1550 году, когда князь Юсуф писал письмо Ивану Грозному, жалуясь на поведение казаков с Дона. Казаки разрушали поселения, грабили их, творили разные бесчинства.

Однако известно, что казаки появилось гораздо раньше этой даты — князю Ивану III ещё в 1502 году поступали доклады о молодых людях, которые повально стали уходить на Дон.

Картина, изображающая донских казаков

Откуда произошли донские казаки, историки так и не могут понять.

Одни считают, что от хазарских христиан — ясов и касогов. В домонгольский период они именовались бродниками, так как казаков как народности тогда еще не существовало. После того, как Золотая Орда распалась, вся Донская степь разделилась на Крымское ханство и Ногайскую Орду. А незаселенные территории освоили кочевые народы, впоследствии названными казаками.

Другие исследователи склоняются к версии, что донское казачество было образовано беглыми крестьянами и бродягами, которые шли к Дону со всех уголков государства. В основном бежали из Рязанского княжества.

Однако некоторые казаки покидали Дон. Так, в 1557 году около трёхсот человек под предводительством атамана Андрея Шадры ушли на Терек, образовав Терское казачество.

И все-таки официальной датой зарождения донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно тогда казаки получили грамоту от самого Ивана Грозного. Царь требовал от донских казаков полного подчинения его указам, а взамен обещал жалованья и награды. Известно, что до этого времени казачьи войска уже несколько раз сотрудничали с правителем:

  • вместе с его войсками они в 1552 году завоевали Казань;
  • в 1556 году воевали за Астрахань.

Но все это было единоразовой службой, вольные донские казаки не подчинялись ничьим указом, и это было большой проблемой. Совсем недалеко от Москвы существовало сильное, отлично вооруженное войско, которое в любой момент могло начать войну против правителей. Разумеется, они боялись этого и всячески задабривали казаков — посылали им еду, одежду, материалы для строительства, оружие.

Но с другой стороны жалобы на казаков поступали со всех сторон.

Посылая грамоту донским крестьянам, Иван Грозный надеялся решить обе проблемы разом. Часть казаков согласилась перейти на службу к царю, но остальные так и остались свободными людьми.

Царь Иван Грозный

Фактически этой самой грамотой Иван Грозный признал донское казачество независимым народом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Несмотря на то, что царь нуждался в казаках и отчасти опасался их, перед турецким султаном, с которым он пытался наладить дипломатические отношения, связь с ними всячески отрицалась. Напротив, послы царя говорили, что казаки — это разбойники и головорезы, которые никак не связаны с государством.

Когда на престол взошел царь Федор I, ему удалось заслужить доверие донских казаков, и часть из них (около 12000 человек) присягнули служить ему.

После донские казаки присягали и царям из династии Романовых.

Все общение с донскими казаками до начала XVIII века происходило через «Посольский приказ» — это учреждение, созданное для взаимоотношений с иностранными государствами (современное министерство внутренних дел).

Азовское сидение

Такое название получила одна из наиболее продолжительных осад казаков. Они держали оборону Азова от турков в XVII веке. Казаки не пускали врагов в город долгие пять лет. Если перед нападением турецких войск в Азове проживало около 1000 представителей казачества, то к началу осады там было уже 4500 человек. Казаки съезжались со всех территорий страны, несмотря на то, что турки делали все возможное, чтобы не допустить помощи казакам.

Но в итоге оборону держали уже 9000 казаков.

Численность турецкой армии была несколько сотен тысяч хорошо вооруженных воинов, но казакам удавалась отбивать все атаки. В итоге турки были вынуждены отступить — они понесли серьезные потери, назревали бунты.

Историческая реконструкция Азовского сидения

ЭТО ИНТЕРЕСНО. После того, как казаки отстояли Азов, они просили царя Михаила Романова включить город в состав Российской империи. На что правитель посоветовал им вернуться в свои курни и оставить крепость. Казаки послушались его совета, и уже через семь месяцев на месте Азовской крепости турки построили свою.

Донские казаки во времена Смуты и правления Петра I

Вольные казаки принимали активное участие в беспорядках и гражданских войнах, происходивших в XVII веке:

  • выступали за Лжедмитрия I;
  • участвовали в восстании под руководством Болотникова;
  • активно поддерживали Лжедмитрия II;
  • выдвигали своего атамана Ивана Заруцкого на роль правителя всего государства.

Когда к власти пришли Романовы, многие казаки стали массово возвращаться на Дон, боясь наказания со стороны властей.

Приход к власти Петра I был воспринят казаками двояко. С одной стороны, участие в военных походах царя было выгодно для них — войска получали щедрое вознаграждение и могущественного союзника в борьбе с турками.

Казаки сражались за Петра I в войне с Швецией, принимали участие в его Азовском походе.

Петр Первый уничтожил грамоту донским казакам от Ивана Грозного и начал их переселение

Однако с другой стороны, царь всячески подавлял свободу казаков, ставя им свои условия. Так, в 1700 году он запретил приходить всему войску на войсковой круг, туда допускались только их атаманы. Затем, спустя 8 лет, из-за участия казаков в Булавинском восстании, Пётр I заставил их уничтожить главную ценность всего донского казачества — ту самую грамоту Ивана Грозного.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Послание Ивана Грозного значило для казаков очень много — письмо бережно хранилось в Черкасске, а его копии разошлись по всем казачьим поселениям. Раз в год, на праздник Покрова Богородицы, текст послания торжественно зачитывали перед всеми собравшимися казаками.

Уничтожение грамоты фактически означало лишение донских казаков независимости.

С этого момента они считались сломленным и покорившимся правителю народом, но с некоторыми отголосками самоуправления.

В 1724 году началось переселение казаков с донских территорий на Терек.

Участие донских казаков в Пугачевском восстании

Емельян Пугачев — один из самых известных донских казаков, потерпев поражение под Казанью, долго думал куда ему пойти вместе с оставшимся войском. В ходе долгих обсуждений было решено пойти на берега Дона, к казакам. Конечно, он не питал иллюзий, что его воспримут со всей теплотой и радушием, но попытался подкупить встретивших его казаков — угостил хлебом, предложил хорошее жалованье. Такая тактика принесла свои плоды — некоторые казачьи воины стали переходить на его сторону.

Один из самых известных донских казаков Емельян Пугачев

Но правительство также делало все возможное, чтобы оставить донское казачество на своей стороне — туда стягивали войска, а Екатерина II посылала казакам еду в двойном объёме.

Кроме того, многие донские казаки, прибывшие в армию Пугачева, понимали, что он не Пётр III, а их земляк Емелька. К тому же на его стороне выступали калмыки, которые занимались грабежом донских поселений.

Итогом пугачевского восстания стала казнь самозванца в 1775 году. Императрица, разозленная тем, что казаки помогали Пугачеву, подписала указ об упразднении казачества.

Религия донских казаков

Вера стала ещё одним камнем преткновения в отношениях казачества и официальной власти. Конечно, христианство и казаки тесно связаны, но дело в том, что во время Раскола Русской церкви атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников реформы патриарха Никона, и уже с 1685 года Дон стал центром старообрядчества. На всех службах перестали поминать царей. Но это продлилось недолго, спустя три года атаман Осип Михайлов присягнул казаков на верность новой вере.

Донские казаки долгое время были старообрядцами

Правительство, желая укрепить православную веру среди казаков, активно строило новые церкви на их территориях, а из столицы приезжали попы и и священники для лекций и молитв.

Однако несмотря на все усилия, многие казаки по прежнему относили себя к старообрядцам на протяжении нескольких веков. Даже в начале XX века их численность была около 150000 человек из 2000000 казаков.

Быт донских казаков

Первые казаки, бывшие кочевники, бродяги и беглые крестьяне, жили в весьма суровых условиях. Они строили землянки и юрты, нередко спали под открытым небом, иногда укрывались камышами или соломой. Это было удобно — когда казаки уходили на длительные военные походы или переезжали на другое место, жилище просто забрасывали, не нужно было ничего разбирать или перевозить.

Со временем, когда в казачество пришёл оседлый образ жизни и земледелие, начали строить более сложные дома. Тип постройки стал зависит от того, где проживали казаки — на берегах Верхнего Дона или Нижнего.

На территориях Нижнего Дона стены и крыша домов делались из камыша, а чтобы было теплее, просветы и дыры затыкали землей. Место постройки всегда выбирали в зарослях камыша — вероятнее всего, чтобы не нужно было никуда перевозить материал для строительства. Но так как реки часто выходили из берегов, дома затапливались. Поэтому сооружения стали возводить на сваях. А затем жилища и вовсе стали двухэтажными.

У Верхнего Дона постройки были из дерева, обычно прутья вкапывали в землю без какого-либо фундамента. Также для постройки использовали солому и глину.

Дома обносились забором из плетеной лозы. Ее плели весной, затем давали время высохнуть и строили ограду. Она защищала жилище казака и его огород от диких животных. Позже заборы стали делать и из ракушек.

Во дворах строили и другие сооружения:

  • печь;
  • летнюю кухню;
  • баню.

Так как лето было очень жарким, готовить дома в это время года было запрещено во избежание пожара.

Стройка всегда проходила весело, с песнями и танцами — чтобы жизнь хозяев дома была легкой. Помогали возводить дом обычно все соседи. Им в качестве благодарностей наливали спиртные напитки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Также для строительства домов приглашали и наёмных рабочих. Им труд оплачивали со всей казачьей щедростью. Было опасение, что недовольные оплатой рабочие навредят дому.

Поселения донских казаков получили название станицы, оно сохранилось и до наших дней. Дома назывались курени.

Архитектура станицы донских казаков

Интерьер был простым, без изысков. Самая основная мебель — кровать, лавки, стол. Несколько комнат, сени.

Начиналось строительство со Святого угла — там впоследствии располагалась божница. Стены расписывались иконами.

Первые донские казаки занимались охотой и рыбной ловлей.

На охоту обычно уходили надолго, могли уйти осенью, а прийти ближе к весне. Охотились не только на территории донских степей, но на Каспие. Добычи было много, ее хватало на все лето.

Чуть позже донские казаки освоили земледелие, которому благоволила плодородная земля донских степей и коневодство. Основной упор делался на виноградарство, в каждом казачьем доме было несколько виноградников. Между прочим, в Москве и Петербурге особенно высоко ценили именно донские вина.

Летом собирали ягоду, грибы, травы.

Также казачество промышляло тем, что за вознаграждение осуществляло переправу через Дон. Перевозили монахов, купцов, послов.

Со временем быт казаков менялся, появилось деление на бедных и богатых, семьи и дети.

Интерьер тоже менялся — дома украшались коврами, шили постельное белье, скатерти.

Характер казаков, их семейный уклад

Изначально донское казачество состояло только из мужчин. Характер их был неординарный — свирепые, дикие, невежественные вчерашние разбойники отличались чувством справедливости, надежностью, честностью и храбростью. Обязательно помогали тем, кто был слабее:

  • старикам;
  • раненым и немощным воинам;
  • тем, кто потерял дом из-за пожара.

Семейных отношений в казачестве не было. Во время набегов на соседние поселения девушек насиловали, иногда забирали в плен.

Но даже после того, как женщин стали брать в жены, мужчина скорее считался ее хозяином, чем мужем. Он мог даже продать свою супругу, если она в чём-то провинилась или разонравилась ему.

Женщина всегда должна была уступать место мужчине. Например, если они встречались на узком мостике, где не было возможности разойтись, девушке полагалось прыгнуть в воду.

Долгое время женщинам нельзя было идти под ручку со своим мужчиной, они шли позади их. Детей обычно тоже не носили на руках или вовсе старались не показывать. Это объяснялось заботой о чувствах тех казачек, которые потеряли своего мужа на войне — им было бы слишком больно смотреть на семейное благополучие других казачек.

Жены донских казаков

Изначально женщины занимались домом, огородом, воспитанием детей, но затем казаки разглядели, насколько отважные и храбрые их вторые половины. Они стали наравне с мужчинами обращаться с оружием, скакать на конях, принимать участие в боях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Известны случаи, когда женщины-казачки обрезали свои шикарные длинные волосы на войском круге и становились воинами. Они ходили в походы, участвовали во всех сражениях, были шпионами во вражеских войсках.

Воспитание детей

С становлением отцовских чувств у казаков тоже заладилось не сразу. Изначально всех детей, рождавшихся у пленных женщин, зашивали в мешки и топили в водоёмах. Потом казаки поняли, что из мальчишек можно вырастить отличных воинов, и их стали оставлять. Лишь спустя годы у бывших дикарей стали зарождаться привязанности, в результате чего любили и принимали всех младенцев.

Конечно, основной упор в воспитании делался на мальчиков:

  • как только дети начинали ходить, их обучали рукопашным боям;
  • трёхлетних детей сажали на лошадь, учили всем премудростям верховой езды;
  • с семи лет учили стрелять;
  • с 10 давали им в руки шашку.

Уже семилетних малышей отцы брали с собой в военные походы, на охоту, на службу в армию.

Но и дома юный казак был занят с утра до вечера — пахали земли, рыбачили, следили за конями.

Девочек воспитывали как будущих жён и хранительниц очага — учили готовить, вышивать, следить за домом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Хоть девочек больше баловали, растили в меньшей строгости, атаманы строго следили, чтобы и у мальчиков было время на игры. Но все они были так или иначе связаны или с военным делом, или с земледельческим. То есть даже играя мальчишки постигали науку.

Всех детей обязательно обучали и музыкальному искусству.

Традиционная кухня донских казаков

Казаки всегда любили много и вкусно поесть, и донское казачество не было исключением. Так как они жили на берегах Дона — реки, которая просто кишит рыбой, основу их рациона составляли рыбные блюда. Улов готовили разными способами:

  • коптили;
  • варили;
  • жарили;
  • солили;
  • сушили.

Особым способом донские казаки варили уху — не из одного вида рыбы, а из нескольких. Причём за этот суп отвечал сам казак, не доверяя готовку жене.

Уху казаки всегда готовили из нескольких видов рыбы

Также донские казаки любили похлёбки, щи, супы из баранины и свинины.

На горячее подавали жаркое из птицы и мяса диких зверей.

Зимой часто пекли блины, пироги, пирожки с начинками. Они были сытные, к тому же хорошо согревали в холода.

На десерт часто подавали традиционное блюдо донских жителей — арбузный мёд. Мякоть этой ягоды вынимали и долго варили до получения тягучей консистенции коричневого оттенка.

Донские казаки любили пить ягодные морсы, компоты из сухофруктов, отвары из трав.

После удачной охоты и в праздничные дни накрывали богатые столы — туда выставляли поочерёдно 80 блюд. А перед ними шли небольшие пирожки с мясом. Казакам по традиции необходимо было попробовать каждое блюдо, иначе хозяин дома очень обидится.

Одежда донских казаков

Казаки, жившие в верховьях Дона, одевались весьма просто — рубаха, чаще всего белого цвета, и шаровары. Цвет брюк менялся:

  • в обычные дни он был синим;
  • на праздники и свадьбы — красным.

Сверху надевали бешмет.

Население Нижнего Дона предпочитали более причудливую и искусную одежду — рубашка была с двумя разрезами, шаровары очень широкие (они заправлялись в сапоги), кафтан был длинным, ниже колен. Он изготавливался из ярких тканей, пуговицы делали серебряными или золотыми. Кафтан подвязывали красиво расшитым поясом.

Зимой казаки носили шубы из лисицы или соболя.

Женщины-казачки также носили рубаху и шаровары, но в качестве нижних одежд. Поверх надевали платье — кубилек. Он делался из парчи, украшался вышивкой и золотыми/серебряными пуговками. Платье было ниже колен, но не до пят.

На голову девушки надевали шапочки с жемчугом и другими драгоценными камнями.

Культурная жизнь донских казаков

Песни представители казачества пели практически постоянно:

  • на праздниках;
  • во время военных походов;
  • при строительстве;
  • при уборке урожая;
  • занимаясь обычными повседневными делами.

Песни были протяжные, напевные. Пели в основном сами казаки, женщинам позволялось лишь подпевать.

В основном казаки посвящали свои творения своему кормильцу Дону, но также пели и про природу степей, и про дружбу, и про войну.

Донские казаки преуспели и в театральной деятельности. Их постановки пользовались большим успехом у зрителей, спектакли устраивали в основном на ярмарках. Больше всего народ поражали яркие декорации.

А в XIX веке открылся и кукольный театр. Реквизита было немного — всего две куклы в традиционных одеждах донского казачества.

Любили донские казаки и потанцевать. Их танцы были похожи на русские, только более энергичные, зажигательные и смелые.

Парни и девушки выдавали буквально акробатические этюды, все сопровождалось задорными выкриками и песнями.

Посмотреть один из казачьих танцев можно на видео.

Современные донские казаки

По данным переписи населения 2010 года, всего в России проживает чуть меньше 50000 донских казаков, в Ростовской и Волгоградской областях. Столицей донского казачества считается Новочеркасск. Казаки состоят на службе у государства:

  • помогают следить за порядком, патрулируют улицы;
  • устраивают спортивные и патриотические мероприятия и слёты;
  • принимают участие в воспитании молодежи и детей региона.

Фото донских казаков

1 069 казачка Стоковые фото, картинки и изображения

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Пара пожилых украинцев в национальной одежде. пожилая женщина с и старый украинский казак с чубом и усами с желто-голубым сердцем. цвет украинского флага. векторная иллюстрацияПРЕМИУМ

Хозяйка в вышиванке вытащила из печи кастрюлю с едой. ретро фото древней украинской жизниPREMIUM

Чумак — историческое занятие на украине в качестве купцов или торговцев, нагруженных мешками с солью возами. вектор монохромный от руки линейные чернила нарисованный фон схематично в искусстве каракули античность ретро стиль ручка на бумаге с местом для текста на небеPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Хозяйка в вышиванке с бидоном. ретро фото древней украинской жизниPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темным конем на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темным конем на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Хозяйка в вышитая одежда с кочергой возле печи. ретро фото древней украинской жизниPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темным конем на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Блондинка в красном платье и длинном черном пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Украинский бесшовный узор. счастливая украинская пожилая женщина и мужчина с казачьим чубом в традиционной одежде с желто-голубым сердцем на сером фоне со словами любят украину. векторная иллюстрацияPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадкой на фоне зимнего пейзажа. PREMIUM

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах . казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Ансамбль народного танца радует русских из азова, россия, исполняет традиционный казачий танец на городской улице во время международного фольклорного фестиваля в русси, равена, италия — 2 августа 2018 г. ПРЕМИУМ

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. поцелуй парня и девушкиPREMIUM

Молодая пара в славянском винтажном родовом платье: парень в рубашке и брюках; дама в наряде, цветочный веночек, жакет. нарисованный черными чернилами эскиз фона в стиле арт-ретро с пространством для текста на небеPREMIUM

Молодая пара в украинской национальной одежде: парень в вышитой рубашке, брюках и поясе с узором; дама в наряде, венке с лентами, жакете и сарафане. greehand линейные чернила, нарисованные тушью в стиле doodlePREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Патриотический украинский бесшовный узор. счастливая украинская пожилая женщина и мужчина с казачьим чубом в традиционной вышитой одежде с желто-голубым сердцем на белом фоне. векторная иллюстрацияPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Набор векторных иконок коллекции людей этнического мира. китайские и индийские, казачьи и казахские, индийские и японские, грузинские и арабские этнические человеческие концепции линейные пиктограммы. монохромные контурные иллюстрацииPREMIUM

Блондинка в красном платье и длинном черном пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаПРЕМИУМ

Молодая украинская блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украины, показывая свою поддержку войны в своей родной стране ukrainePREMIUM

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Молодая пара, мужчина и женщина склонились лбами и думают о любви. изображение в черно-белом цвете. ПРЕМИУМ

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Молодая женщина позирует в традиционном народном костюме. казачка в венке и вышиванках. восстановление старых традиций и обычаев. винтажный исторический нарядPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фон зимнего пейзажаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, показывая свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Портрет женщины в казачьем костюмеPREMIUM

Казачка смотрит, пряча ладонь от солнца в паркеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войне на родном языке страна украинаPREMIUM

Молодая улыбающаяся пара, одетая в традиционную украинскую одежду. казак и женщина в вышиванках на природеPREMIUM

Мать и двое ее сыновей позируют в карачаевской одежде, кисловодск, россияPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом Украины, демонстрируя свою поддержку войне в своей родной стране, украине.PREMIUM

Казачка разжигает огонь в русской печи на заднем дворе. стоит в поле цветов красного мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Гордая семья с украинским флагомPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украины Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войне в своей родной стране украинеPREMIUM

Гражданская война в России. солдаты белой армии и крестьянки перед боем перед боем. россия, московская область, нелидово 15 июля 2017PREMIUM

Казачка прячет ладонь от солнца в паркеPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяПРЕМИУМ

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войне в своей родной стране украинеPREMIUM

Блондинка в красном платье с длинным черным пальто с темной лошадью на фоне зимний пейзажPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг украины, демонстрирующий ее поддержку войны в ее родной стране украинеПРЕМИУМ

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина демонстрирует свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая белокурая украинка стоит в поле красных цветов мака с флагом украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа в руках флаг Украины, демонстрируя свою поддержку войны в своей родной стране, украинеPREMIUM

Молодая украинка-блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг Украина показывает свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Орел, Россия — 13 марта 2016 г. : масленица, блинный фестиваль. женщина танцует на улице селективный фокусPREMIUM

Славута, украина — 01 августа 2021 года: украинские парни и девушки с лошадьми участвуют в этно-эко фестивале колодар в городе славута, украинаPREMIUM

Блондинка в красном платье и длинном черном пальто с темной лошадью на фоне зимнего пейзажаPREMIUM

Молодые люди позируют в традиционных народных костюмах. казаки мужчина и женщина в венках и вышиванках. реконструкция старинных традиций и обычаев. парень и девушка целуютсяPREMIUM

Молодая украинская блондинка стоит в поле красных цветов мака, держа флаг украины, показывая свою поддержку войны в своей родной стране украинаPREMIUM

Казак | Определение, история и факты

Запорожские казаки

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Стенька Разин
Алексей Максимович Каледин
Иван Мазепа
Петр Николаевич Краснов
Ермак Тимофеевич
Похожие темы:
Волжский казак
Яицкий казак
Старшина
Донской казак
Гребенский казак

Просмотреть весь связанный контент →

казак , русский казак , (от тюркского ка зак, «авантюрист» или «свободный человек»), представитель народа, проживающего в северных внутренних районах Черного и Каспийского моря. Они имели традицию независимости и, наконец, получили привилегии от российского правительства в обмен на военные услуги. Первоначально (в 15 веке) термин относился к полусамостоятельным татарским группам, сформировавшимся в Поднепровье. Термин применялся также (к концу 15 в.) к крестьянам, бежавшим от крепостного права в Польше, Литве и Московии в Поднепровье и Дон, где они создали вольные самоуправляющиеся воинские общины. В 16 веке существовало шесть крупных казачьих войск: Донское, Гребенское (на Кавказе), Яицкое (на среднем Урале), Волжское, Днепровское и Запорожское (в основном к западу от Днепра).

Польские короли в начале 16 века начали организовывать запорожских казаков в военные колонии для защиты границ Польши. На протяжении 16 века и первой половины 17 века эти казаки сохраняли свою политическую автономию, ненадолго образовав полунезависимое государство при Богдане Хмельницком ( ок. 1649). Под угрозой польского господства запорожцы подписали договор с Россией в 1654 году, по которому должна была уважаться их автономия. Русские также использовали казаков сначала в качестве защитников российской границы, а затем в качестве авангарда для территориального расширения Российской империи. Внутренне казаки обрели больше своих заветных свобод при русских, чем они знали при поляках. Русский престол оставлял за собой право одобрять переговоры казаков с поляками и турками, народами, с которыми русские отношения были наиболее деликатными. В противном случае главный правитель, или гетман (атаман) казачьего войска имел полную свободу действий во внешней политике. Таким образом, в обмен на некоторые военные обязательства казаки восстановили часть своей автономии — в краткосрочной перспективе. Однако с годами в России все больше господствовало казачество.

More From Britannica

Украина: Казаки Украины

Под эгидой России казаки расширились на восток от своего дома на Дону и стали первыми колонизаторами Сибири. Действительно, предводитель казаков Ермак Тимофеевич стал русским народным героем за свою роль в завоевании этого края. К концу 19 века количество казачьих групп увеличилось до 11, включая донских, кубанских, терских, оренбургских и уссурийских казаков.

Когда их привилегии оказались под угрозой, казаки подняли восстание, их самыми известными предводителями повстанцев 17 и 18 веков были Стенька Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. Гетман Иван Мазепа предоставил 5000 казаков делу шведского Карла XII во время Второй Северной войны. В результате они постепенно утратили свой автономный статус. К концу 18 века все казаки мужского пола были обязаны служить в русском войске 20 лет, и, хотя каждая казачья станица ( станица ) продолжал избирать собственное собрание, гетмана назначало центральное правительство. Социальная структура казаков, традиционно основанная на равенстве и общинном землевладении, ухудшилась, особенно после 1869 г., когда казачьим офицерам и государственным служащим было разрешено владеть землей в частном порядке и сдавать ее в аренду посторонним.

В 19 и 20 веках русские широко использовали казаков в военных действиях и для подавления революционной деятельности. Во время Гражданской войны в России (1918–20), казаки разделились. Те, кто находился на юге России, составляли там ядро ​​​​белых армий, и около 30 000 человек бежали из России вместе с белыми армиями. При советской власти казачьи общины перестали функционировать как административные единицы. В 21 веке при Российском Прес. Владимир Путин, казаки возобновили свою историческую связь с Москвой. Вспомогательные казачьи отряды поддерживали местные полицейские силы в России, особенно на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, но использование ими жесткой тактики и соблюдение консервативного морального кодекса вызвало обеспокоенность у правозащитных организаций. Казачьи военизированные формирования сражались вместе с российскими войсками во время вторжения 2008 года. Грузии, и они участвовали в вооруженной аннексии Россией украинской автономной республики Крым в 2014 году, а также в последующем поддерживаемом Россией повстанческом движении на востоке Украины. По данным переписи населения России 2010 года, около 68 000 человек идентифицировали себя как этнические казаки.