Гламурный человек это какой: гламурный | это… Что такое гламурный?
Гламур и истинная природа
Гламур и истинная природа
Наш хохламур
Текст: Андрей Рымарь
Опубликовано: «Город», октябрь 2007.
ЛИД1. Что это за неуловимый зверь такой – гламур, с чем его едят и почему едят так часто? Это такое универсальное слово, которым можно заменить все слова вообще? Перед вами наше гламурное исследование гламурного предмета.
ЛИД2. Английский словарь Вебстера определяет современное значение слова glamour очень просто — «возбуждающая и часто иллюзорная и романтическая привлекательность». Судя по частоте употребления этого слова, объектов, обладающих этой самой «романтически иллюзорной привлекательностью» в нашей жизни просто море. Однако, при попытке назвать их, мы окажемся в тупике – что такого привлекательного в кукле Барби? А в Дэвиде Боуи? И наконец, что между ними общего? Это, в общем, не удивительно – определение «иллюзорная привлекательность» ведь и подразумевает, что никакой привлекательности на самом деле нет, а есть лишь ее иллюзия. Удивительнее другое – количество желающих приобрести этот сомнительный титул «мнимо привлекательного». И наконец, самое удивительное то, что один объект, стабильно и бесспорно обладающий этой привлекательностью, на нашей планете все же есть. Это само слово «гламур». Действительно, его простое значение совершенно не объясняет те восторженные придыхания, которыми сопровождается его произнесение в последние десятилетия.
Врезка: Единственным эталоном гламурности является само слово «гламур». Попробуйте стать таким же, как слово. Это ли не магия.
Некая аура иррациональности вокруг гламура, видимо, объясняется происхождением этого слова. Как утверждают Оксфордский словарь и словарь Вебстера (а вслед за ними и писатель Виктор Пелевин, на которого, как на первоисточник, почему-то ссылается русскоязычная википедия), слово glamour происходит от шотландского варианта произношения английского grammar, которое, в свою очередь, вышло из латинского варианта греческого слова Grammatica . Слово «грамматика» изначально означало «знание». В том числе знание мистическое. Но знаем мы только то, о чем можем сказать — поэтому грамматика стала обозначать «знание, как складывать слова». Древние хорошо понимали, что ничего мистичнее этого искусства быть не может – ведь словесное описание мира, вкладываемое ребенку в голову, остается ним всю жизнь. Именно слова могут заставить ненавидеть абсолютно похожих на тебя людей и любить вещи, которых никогда в жизни не видел.
Не удивительно, что от слова grammatica произошли французское «гримуар» — «книга заклинаний» и шотландское «гламур», означавшее «чары, наваждение». В литературный английский язык это слово ввел Вальтер Скотт. Употребляться же как обозначение чего-то волшебно-привлекательного оно начало в 30-е годы 20 века, в эпоху Голливуда.
Таким образом, у слова «гламур» есть довольно точный русский аналог – слово «очарование». Оно также означает привлекательность и также восходит к слову, означающему колдовство, наведение иллюзии — «чары». Зная это, можно многое прояснить. Например, можно «перевести» современную ситуацию на русский язык.
Зачарованный мир.
Тяжко живется очаровательным девушкам в нашем абсолютно не очаровательном (и с этим все согласны) городе. Целыми днями ездят они на своих очаровательных машинах по неочаровательным улицам в поисках очаровательных мест, где можно спокойно посидеть в очаровательной обстановке, поминутно не натыкаясь взглядом на неочаровательно одетых типов, дегустирующих неочаровательные напитки или, того хуже, поющих караоке неочаровательные песни. Зато, если уж такое место найдено, как приятно назначить там встречу очаровательному юноше или посидеть с подругой, обсуждая свежий журнал «Очарование». Только с ней, настоящим экспертом по очарованию, можно предаться решению задач, по сравнению с которыми геометрия Лобачевского – детский лепет. Например: каждый знает, что новый телефон с дизайном от D & G очарователен, так же как и сумка от …., но кто может сказать, насколько очаровательным будет их сочетание? А насколько изменится общий градус очаровательности, если добавить к этому пояс от… со стразами голубого оттенка, в тон к контактным линзам? Или лучше ограничиться брошью … Как, вы спрашиваете, что такое стразы? Какой ужас! Вы совершенно не очаровательны, как только вас пустили в это место! Придется теперь искать другое, раз и сюда пробрались такие типы, как вы.
Но шутки в сторону. Тем более, что гламур и шутки вообще не совместимы. Вот, например, историк моды Александр Васильев недавно всерьез назвал нашу страну самой гламурной в мире. А мы сейчас попробуем всерьез поговорить о гламурном мышлении. Что это, определить пока еще трудно, но видимо, это мышление обладает особой логикой, способной соединить куклу Барби, Анастасию Волочкову и Оксану Робски. Еще немного истории. Точнее историй. Так будет гламурнее, ведь в нашу эпоху громоздкая и, чего уж там, уродливая История непременно должна распасться на множество веселых и изящных историй. Одна из них, например, может быть о том, что первым гламурным историком была скотница Хавронья из комедии Фонвизина «Недоросль» ( 1781 г .) «Да он, батюшка, еще сызмала к историям охотник» – отвечает Простакова на вопрос Стародума о том, насколько продвинулся ее сын в изучении истории. И кивает на Хавронью. Но это к слову, для гламурной пестроты, а вообще речь сейчас не о том.
История про историю рекламы.
Когда-то, не так уж давно, когда в нашей стране только начинали сеять кукурузу, а в Америке и подавно все было плохо, реклама была удивительно скучной. «Купите у нас новые шляпки, они красивые и на 20 процентов дешевле». Не удивительно, что никто ничего не покупал. По крайней мере, в отсталой Америке. У людей уже были шляпки, машины и холодильники, и они никак не могли понять, зачем им покупать новые. Собрались тогда лучшие умы Америки – психологи, психоаналитики, консультанты по продажам, маркетологи и теологи, — и стали думу думать: как спасти им американскую промышленность от неизбежного захирения, а страну от безработицы, анархии и коммунистической заразы. Думали день, думали другой, а на третий один самый старый психолог и говорит: « Yes ! Он нас спасет!» «Кто, кто?», — закричали все.
— Как кто? Ковбой. Он всегда всех спасает.
— Ты старик, наверное, совсем из ума выжил, – загрустили психологи, психоаналитики, консультанты по продажам, маркетологи и теологи. – Это в кино Дикий Запад. А нас цивилизация. Причем, погибающая от чрезмерной развитости. Как он нас спасет?
— А вы вставьте ему в зубы «Мальборо».
Тут-то они все и поняли.
И действительно, он всех спас. Он стоял на фоне гор и лесов своей необъятной родины, и держал в чуть-чуть ухмыляющемся мужественном рту сигарету. И, слегка прищурясь, смотрел на нас — так как может смотреть только ОН. И всем стало понятно, что «мальборо» – это вам не на 20% дешевле. И не на 4% больше или меньше какой-то ерунды, которая во всех сигаретах одинакова. Мальборо – это КРУТО. И точка. И пошла вода огонь гасить, пошел огонь дубье жечь, побежали американские покупатели по магазинам, покупать ненужные вещи, потому что покупали они теперь не кофеварки и диваны, а силу, сексуальную привлекательность, спокойствие и другие свойства человеческой души, необходимые для того, чтобы все в жизни было шоколадно.
Отдавая последнюю дань негламурной истории, скажем, что ковбой с сигаретой был не первый. Просто это очень хороший пример того, как название товара вдруг соединилось с чем-то, чего в самом товаре, разумеется, и в помине нет – с неким орелом крутизны, и всего прочего, чем в избытке обладал иронически глядящий на нас с вершины своих побед ковбой. Сейчас, с опозданием на тридцать лет, одни психологи продают другим секреты эффективной рекламы – мол, она заставляет нас связать обладание определенным товаром с обладанием определенными человеческими качествами. Мыло делается залогом непреодолимой женской привлекательности, новый Бентли, припаркованный возле кучи дерьма на заднем дворе, возносит своего владельца в заоблачно-элитарный мир, бульонный кубик — лучшее доказательство любви матери к детям. Увы, психологи, как всегда, отстали от жизни. Сейчас все гораздо изящнее.
Эволюция души.
Посмотрим еще раз на спасшего Америку ковбоя. Как бывший персонаж вестерна, он конечно, обладал кое-какой историей. Можно был вспомнить, где и с кем он дрался, что любил, а что не любил, каким тоном разговаривал, даже перечислить какие-то его забавные слабости. Но на плакате всего этого, разумеется, нет. Вся киноистория персонажа здесь сводится к одному слову: круто! И лучшим доказательством этой крутости является уже не набор кинопоступков, а то, что этот человек смотрит на нас с миллионов плакатов и экранов телевизоров. И вправду, кому еще такое не слабо? Попробуйте хоть в стенгазету попадите, а потом уж рассуждайте.
Что же касается дивно привлекательных женщин и жутко добрых мам из телерекламы, то у них и вовсе нет никакой истории, которая доказывала бы, что они и вправду привлекательны, добры, мужественны и т.д. Все, что они делают — это моются определенным мылом, едят определенные продукты, покупают определенную одежду. По сути, человеческие качества этих персонажей не так уж важны на фоне главного и единственного их свойства – у них все супер. А уж это очевидно – ведь это их нам показывают по телевизору, а не наоборот. Так все человеческие качества получают новые определения. Добрая мама – это та, у которой все супер, как в телевизоре. Привлекательная женщина – это та, у которой все супер, как в телевизоре. Сильный мужчина – это тот, у которого все супер, как в телевизоре. (Получается, что добрый, сильный и привлекательный вообще не страдает, но об этом позже) Иными словами, все качества сливаются в одно – способность быть «супер, как в телевизоре». Причем качество это состоит исключительно из внешних атрибутов – одежда, парфюм, телефон, чипсы, машина… — ведь ничего другого у персонажей с экрана или плаката быть не может. Это качество – целиком и полностью способность ВЫГЛЯДЕТЬ. А уже к этой основе, при желании, как медали свадебного депутата, могут присоединиться взаимозаменяемые любовь к детям, патриотизм, сексуальность и т.д. – так сказать, вторичные признаки успешности. Вот это, видимо и есть гламурность, в современном понимании. В отсталые времена любили говорить о телегеничности – способности хорошо выглядеть на экране. Теперь, когда стало понятно, что на экране хорошо выглядит все, говорят о гламурности – способности существовать совершенно особым образом — так, как будто находишься на экране телевизора. Это вам не просто «очаровательность». Для полноты картины остается добавить только одно – рекламные персонажи в принципе не страдают. Стало быть, страдают все остальные. Стало быть, все возможные виды человеческих страданий тоже можно свести к одному – страдания того, кого не показывают по телевизору. И даже более того – жизнь, не такая как в телевизоре, – и есть чистое страдание. Теперь понятно, почему так важно быть гламурным и так страшно им не быть. «Очаровательность» — это не одно из свойств современной девушки. Это ее основная суть. Если же этого нет, то сутью становятся страдания, интоксикация, ожирение, венерические заболевания, изнасилования, разводы и брошенные дети, отмороженные конечности и смерть от голода на грязной и неочаровательной улице очень отдаленной и совершенно неочаровательной страны.
Врезка: Телегеничность – способность выглядеть живым на экране. Гламурность — способность жить так, как будто находишься в телевизоре.
Плюс гламуризация всей страны!
Вернемся к тезису о том, что Россия самая гламурная страна в мире. Увы, Александр Васильев прав. Да, да, несмотря на дороги и т.д. Посмотрим, как работает мышление истинно гламурного существа – такого, как сам Александр Васильев. Естественно, оно может оперировать только тем, что можно показать на экране или на подиуме – формой. Гламурная логика знает только одну операцию – постановку оценки. Одной из двух: либо положительной (гламурно), либо отрицательной (не гламурно). Полутонов, оттенков и двузначностей не существует в принципе. В качестве обоснования оценки может быть взят абсолютно любой факт или абстрактное утверждение — ведь логика здесь такая же, как в видеоклипе: раз одно идет за другим, значит, между ними есть связь. Петров – хороший депутат, потому что у него два сына. Петров – вор, потому что депутат. Петров –настоящий пацан, потому что может выпить два литра водки. Героини Оксаны Робски уникальны, потому что живут на Рублевке. Путин – хороший президент, потому что за порядком следит. Путин – плохой президент, потому что кгкбэшник. Единая Россия – хорошая партия, потому что за президента. СР – хорошая партия, потому что против Единой России. Жить стало лучше, потому что товаров больше. Жить стало хуже, потому что раньше было лучше. В нашей стране все плохо, потому что все начальники – воры и идиоты. Мы слушаем только блатные песни, потому что только воры у нас и поют связные песни про реальную жизнь.
Как видим, все абстрактные понятия (настоящий мужчина, хороший президент) в нашей стране можно без потерь заменить словами гламурный/не гламурный, ведь они все означают нечто абсолютно абстрактно-положительное или отрицательное, и не поддающееся исследованию с помощью логики. Гламур везде.
Гламурное мышление об все судит бескомпромиссно и окончательно – и, в основном, по внешним признакам. Это в каком-нибудь недогламуренном Париже крупный бизнесмен или член правительства может ездить на метро. В стране победившего гламура член правительства не может им быть без внешних признаков члена правительства, одним из которых является его непрерывное нахождение в правительственной машине. Это в загнивающей Европе партия – это программа, набор убеждений и т.д. У нас все проще: партия – это Партия. Предназначение Патрии – быть Партией. Ни для чего. Для самой себя, для красоты, для гламура. Гламурное мышление проникает абсолютно во все, даже самые низшие слои общества. Точнее, гламур это и есть идеология для бедных. Для тех, кто должен покупать все, что рекламируют. Истинная идеология пролетариата – т.е. массового покупателя. Гламурное мышление с успехом вбирает в себя такие понятия как антигламур и контр-культура. Где, например, в книге Сергея Минаева «Дух less » тот самый в дух, в отсутствии которого автор обвиняет гламурный мир? Только рассуждения об его отсутствии. Среднестатистическое антигламурное произведение воспроизводит абсолютно тот же самый телесериал, только добавляя ко всему знак минус. Да, наше общество – это и есть Матрица, но в чем измеряется прорыв Нео за ее пределы? В миллиардах долларов кассовых сборов.
Но оставим разоблачение гламура Настоящим Андеграундным Деятелям. Куда интереснее понять, что же так крепко держит нас внутри гламурного мира. Как утверждает гламурная логика, раз всем это нравится, значит что-то в этом есть. Что? Попробуем отмотать пленку назад и поискать ответ на этот вопрос в истории гламура.
Глэм-рок
В начале 70-х несколько музыкантов – таких, как Марк Болан, Дэвид Боуи, Элтон Джон, Фредди Меркьюри — независимо друг от друга обнаруживают, что, кроме традиционного «она любит-не любит-бросила-помнит-забыла тебя» можно петь песни еще о тысяче вещей. О существах в пруду с лилиями и подносчиках пороха, молящихся в ночи, о страшной красоте Черной королевы, о человеке, который упал со звезд, и о человеке, который потерялся среди звезд, о смерти, которая смотрит на каждого из ветвей деревьев и глаз любимой…. И т.д. Красота глэм-рока – красота перехода границы. Между мужским и женским, добром и злом, жизнью и смертью. Не все из накрашенных длинноволосых музыкантов бисексуальны, но, кажется, каждый стремится соединить в себе очарование обоих полов. Быть дерзким, как мужчина, и гибким и непредсказуемым, как женщина. Поэзия этих времен — поэзия красоты ночной жизни и жути заглядывания за край. Это, пожалуй, самое главное. Каждое открытие на пути в запредельный мир, сделанное при помощи специальных веществ, на шаг приближает тело к смерти, но никто и не собирается жить долго. Чувствуя свою смерть за левым плечом, легче любить и ненавидеть, легче говорить правду, легче видеть красоту множества вещей, не существенных для тех, кто думает лишь о счастливом будущем, не глядя под ноги. Живи так, как будто тебе осталось несколько минут – не они придумали этот лозунг, но они образцово ему следовали. Глэм-культура – это культура апокалипсиса, не важно, личного или всеобщего. «Нам осталось 5 лет до конца» – пел Дэвид Боуи в 1972. В некотором роде он оказался прав – на волне популярности глэм-рок не продержался и до конца 1970-х. На территории контр-культуры смерть пришла в виде панк-рока, в массовой культуре же началось и вовсе что-то загробное – эпоха диско. От «людей, упавших со звезд» на большой сцене осталось убеждение, что непроясненность сексуальной ориентации – это элитарно, да кучка бижутерии.
Глэм-рок, несомненно, открыл двери современному гламуру, но как же они не похожи друг на друга! Как быстро перешла любовь к телу, трепетно ощущаемая на фоне близости смерти – в преклонение перед мертвенно-розовой бессмертностью Барби, эстетизация порока – в убеждение, что рай – это и есть то место, где целыми днями пьют дорогое вино и жрут икру, сексуальность в музыке – в сексуальность вместо музыки. Видимо, дело в том, что гламурное мышление намного древнее, чем глэм-рок. Все поразившие его явления оно воспринимает лишь как форму, а как можно было воспринять форму глэм- рока? Как набор бижутерии. Отмотаем пленку дальше.
Врезка: Красота глэма – красота на волосок от смерти. Красота гламура – сублимация страха перед смертью.
Отцы-теоретики.
До глэм-рока, был например, Жан Поль Сартр. «Ад – это другие» — разве это не формула гламурного рая? Ведь гламурным быть невозможно в отсутствие зрителя, также как телевизор и сцена бессмысленны без скрытых в темноте тысяч глаз. Поэтому радость от сознания собственной гламурности всегда омрачена беспокойством – а вдруг критерии оценки у зрителей уже изменились, и то, что вчера было модным, сегодня уже смешно?
А кто такой Николай Васильевич Гоголь? Один из первых российских исследователей гламурного мышления. В знаменитом монологе «Ревизора» принятый за важную шишку Хлестаков впаривает провинциальным чиновникам рассказы о гламурной столичной жизни – и тертые калачи хавают все: и суп в кастрюльке из Парижа, и «с Пушкиным на дружеской ноге», и 10000 курьеров, посланных на третий этаж за бедным чиновником… И, как и в наше время, гламур и деньги оказываются взаимозаменяемыми вещами. Нищий Хлестаков уезжает с полными карманами. Но самое интересное, что писателю удается и намекнуть на причину, позволившую мелкому чиновнику навести чары на обманувших четырех губернаторов взяточников. Дело в том, что чиновники давно привыкли жить в мире иллюзий – жить, изображая честного судью, хозяйственного городничьего… Они не могут отличить иллюзию от реальности, потому что давно забыли, что такое реальность и, более того, ужасно боятся в ней оказаться – ведь по законам реальности их ждет тюрьма. Все остальные произведения Гоголя, в общем-то, о том же. Например, «Портрет» — история художника, который заработал себе славу и деньги, рисуя портреты, на которых его клиенты выглядели лучше, чем в действительности, а в конце жизни обнаружил, что уже не в состоянии изобразить ничего, кроме облагороженных рож соотечественников. А до этого был Бальзак. А до этого был – ну хотя бы Петроний. А до этого были народные сказки про лиса, который обманул всех вокруг, а потом и сам себя. Как видим, гламур – умение создавать иллюзию и верить в нее – вообще основная тема искусства всех времен и народов.
Beyond the glamour .
И все же первым теоретиком гламура был Будда Шакьямуни. «Форма есть пустота, пустота есть форма, а больше ничего нет» — что не охвачено этой формулой? Вся наша жизнь – и есть гламур, иллюзия, потому что все, что мы видим перед собой и полагаем вечным, очень скоро перестанет существовать. Реальность каждую секунду меняется, и наши слова за ней никогда не поспеют — поэтому мы обречены лгать. Искусство складывать слова – действительно искусство наводить иллюзии. Пелевинские гламур и дискурс — и впрямь две стороны одной медали. Да и мы сами – кто мы, если не плод нашего собственного воображения? Наши тела постоянно меняются, наши мысли появляются и бесследно исчезают, а мы полагаем себя чем-то стабильно существующим. И это прекрасно. Прекрасны все вещи, как икры, появляющиеся из пустоты, прекрасны люди, примеряющие на несуществующие лица раскрашенные маски доброй мамы, злого дяди, хитрого политика…
Но самое интересное, что заметил Будда – это то, что живя в 100% гламурном мире, человек не хочет этого замечать. Он не может принять тот факт, что все постоянно меняется и исчезает в пустоте. И чтобы было чем закрыться от этого процесса, он поверх гламурного мира он создает еще один гламурный мир, в котором непостоянство вынесено далеко за скобки. В этом мире человеческие тела более вечны, чем тело Барби, все вещи постоянны и имеют фиксированную цену, а люди купаются в непрерывном блаженстве. Так из глэм-рока получается диско – за скобки выносится смерть и все вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, остаются только песни радости и счастья. Конечно, этот мир не существует нигде, кроме плаката и экрана телевизора. Но люди утешают себя тем, что просто нужно очень много работать над собой и потратить очень много денег, чтобы в него попасть. А там, глядишь, и эта непонятная жизнь незаметно закончится. Уф, наконец.
Вот так. Жизнь прекрасна и неуловима — все это чувствуют, но неуловимость этой красоты создает у людей ощущение, что красота просто очень дорого стоит. На самом же вокруг просто нет ничего, кроме этой неуловимой красоты. Чтобы это увидеть, достаточно отвлечься от телевизора на столе и посмотреть на тот, который вмонтирован в нашу собственную голову. Мы уже абсолютно гламурны и никто не может у нас это отнять.
Используются технологии uCoz
Гламур нынче пронизывает политику и религию
Что такое гламур и какова его роль в современной культуре, как гламур проникает в политику и религию, как он связан с языческой магией, почему его называют «инструментом Антихриста», что такое потребление знаков вместо вещей и как гламурное сознание способствует социальному расслоению. Об этих и многих других сторонах гламура «Парламентской газете» рассказал советник председателя Государственной Думы, политический философ Александр Щипков.
— Александр Владимирович, насколько сегодня актуальна тема гламура?
— Гламур — одна из главных категорий современной культуры, но очень плохо исследованная, несмотря на её несомненную актуальность. Гламур входит в перечень табуированных тем. В 1990-е определять повестку дня в стране стали потребности «манагеров» — менеджеров. Для этого привилегированного слоя издавали журналы, книги, выпускали фильмы. Данная особенность резала глаза и была даже более характерной для России, чем для Запада. Гламур стал дискурсом меньшинства, навязанным большинству.
— Что означает гламур как понятие?
— Формально «гламур» означает «чарующий», «волшебный». В каком-то смысле это синоним «глянца», но значение намного шире. Это «прелестные картинки», увлекающие зрителя и помрачающие его сознание. По сути — декор пустоты. Интересно, что в мифологии позднего модерна гламур стоит вне Прогресса, не подчиняется этой центральной мифологеме либерализма. Гламур статичен. У него нет динамики, он воспроизводит только сам себя.
— Где его больше всего?
— В шоу-бизнесе и на телевидении. Корифей отечественного телегламура, безусловно, Леонид Парфёнов. На его фоне померкли и Листьев, и Познер, и многие другие создатели телегламура. Он много работал с русской историей, создавая своего рода «муляжи времени». Исторические реалии, но под слоем помады. Нынешний телегламур до сих пор наполнен дыханием своего основоположника.
Определить, кто из нынешних политиков гламурен, а кто нет, достаточно просто — по отношению к народу.
— А есть ли гламур в политике?
— Гламур заполняет всё пространство, включая политику. Политики, которые в 1990-е были законодателями моды на политический гламур, ушли в мир иной. Они были заметны, но не обладали достаточным интеллектуальным и образовательным багажом и олицетворяли собой облегчённый вариант «сливок общества», то есть поверхностную часть. На глубинном уровне сплавом гламура и политики занимались, например, Сергей Курёхин, Тимур Новиков и ряд ныне живущих деятелей русской культуры.
Определить, кто из нынешних политиков гламурен, а кто нет, достаточно просто — по отношению к народу. Для гламура народ — это грязь, скверна, об него боятся «замараться», «заразиться». Когда случилась трагедия в Кемерове, рукопожатная гламурная публика мгновенно выдала в Сети: «Эти бесформенные тётки-билетёрши, что заперли двери в кинозалы, такие же, как и те, кто сгорел», «это они, считайте, сами себя сожгли…», «народ сам виноват». А того, кто обращается напрямую к народу, либеральная публика боится и отторгает от себя, вооружаясь обвинениями «в популизме». Это означает, что он не гламурен, что он разрушает волшебство глянца. Путинское «выть хочется» или душераздирающий кемеровский разговор патриарха Кирилла о смерти ребёнка — примеры обрушения идеологии гламура.
— А в Церкви гламур существует?
— К сожалению, да. Прежде всего гламурность характерна для так называемых либерал-православных, которые тащат в Церковь элементы секуляристской идеологии, эрзац-религиозность. Происходит смешение, возникает «майданное богословие», мифология «волонтёрства» и прочее. Гимн креативному классу, превосходство над «серыми ватниками» облекаются в новозаветную, библейскую символику. Слово Божье, открытое всему миру, подменяется социальной эзотерикой, знанием для избранных. Всё это живёт за плотной завесой светско-рождественских мероприятий, фестивальных спецэффектов, материалов из серии «Как наши звёзды встречались со старцами» и прочей мишуры. Гламурная религиозность зарождалась в конце 1990-х как проповедь для богатых, но быстро начала превращаться в особый стиль потребления «религиозных услуг».
Многие не умеют получать радость на глубинном уровне и заменяют её знаками качества, «сертификатом культурного соответствия».
— Что такое гламур с христианской точки зрения?
— Прелесть. Прельщение. Это подмена правды Христовой чем-то убедительным, эффектным, но лживым. Антихрист — вот кто по-настоящему гламурен. Потому что он не просто против Христа, а вместо Христа. Гламур — это всегда подмена. В этом смысле гламур — инструмент Антихриста. Так что тем, кто занимается производством церковных глянцевых изданий, программ, проектов, нужно постоянно об этом помнить.
— Православный глянец развивается?
— Пик пришёлся на нулевые годы. Сейчас этот процесс забуксовал. Многие в Церкви его не принимают. Он предназначался для «успешных», был рассчитан одновременно и на проповедь и на коммерческий эффект. А это вещи несочетаемые. Задача православного глянца заключалась в том, чтобы показать богатым доброту и милость Христа, но не показывать ужас Его смерти. Чтобы не пугать их бывшей красотой, которая нынче лежит во гробе «безобразна, бесславна, не имущая вида», как поётся у нас на отпевании. Вместо православия — эрцаз-православие. Это яркий пример разрушительного действия гламура в Церкви.
— Какие ощущения даёт гламур человеку? Чем он так притягателен?
— Многие не умеют получать радость на глубинном уровне и заменяют её знаками качества, «сертификатом культурного соответствия». Радость — это ведь не веселье, это особое состояние покоя и уверенности в любви. Гламур же — это как бы пропуск в несуществующий земной рай, который надо заслужить, приняв «правильную» идеологию, заняв место на «правильной стороне истории». Даётся это, разумеется, не даром. Такой путь требует каких-то жертв. Например, нужно отвергнуть всех «негламурных», отвернуться от них, поменять круг знакомств. Необходимо провести в себе непреодолимую грань, оставив на другой, «дурной», стороне реальности всякое, разное «быдло» и «совков». Называть Россию, как Ксения Собчак, страной генетического отребья, называть своих сограждан злобными людьми и дебилами, как Макаревич или Серебряков. И вот у них всё есть — и слава, и деньги, а радости нет.
Гламур уничтожает современное искусство, он вытравливает содержание и предлагает пустые никчёмные эксперименты с формой.
— Вы полагаете, что гламурные люди склонны скатываться к социал-расизму?
— Такова природа этого явления. Гламур — элемент разделённого общества. Он несеёт с собой языческий взгляд на мир, который противоречит христианской истине: мы оскверняемся не тем, что видим и слышим, а тем, что выходит из уст наших. Приверженность гламуру — это недоверие к первозданному миру, к Богу, превращение себя в «маленького бога». А недоверие к миру заставляет презирать людей, тяготиться их присутствием, валить вину с виновных на их жертв.
— Какая эмоция соответствует гламуру?
— Страх. Подспудный, подавленный. Адепт гламура, как правило, боится обыденности и неуспешности, а на самом деле — реальности. Гламур психологически отгораживает от бренного мира. Это род эскапизма, бегства от реальности.
— А что есть гламур с философской точки зрения?
— Идея гламура отсылает к языческой магии. Как и магия, гламур противостоит реальной истории вещей. Он этой историей питается, похищает её, оставляя вместо содержания «многозначительную», но пустую форму, иллюзию подлинности. Гламур — это смещённое чувство реальности. Гламур есть имитация. Принцип имитации реализуется так: содержание явления, история вещи подменяются образом «совершенной» гламурной формы. Образ гипнотизирует. Вещь вырывается из мира и начинает играть роль зеркала Истины. Внимание адепта гламурного культа останавливается на ней — и всякая умственная работа, всякая рефлексия прекращается. Он готов созерцать это бесконечно, как Кай у Андерсена готов был до конца своих дней складывать из льдинок слово «вечность».
— А в искусстве?
— Гламур уничтожает современное искусство, он вытравливает содержание и предлагает пустые никчёмные эксперименты с формой. Тому свидетельство — бесконечные «гаражи» и «винзаводы». Сейчас начался процесс поглощения гламуром русской иконописи. Этим направлением активно интересуются и занимаются католики.
— Каковы исторические корни гламура?
— Есть два типа восприятия культуры: как «возделывание земли» и как «украшение себя». Гламур восходит ко второй из них, которая более характерна для обществ с сильными магическими корнями. «Украшение себя» — это «холодная» культура, она созвучна сегодняшнему трансгуманизму и другим идеологиям позднего модерна. В основе здесь лежит желание воспринимать вещи не такими, каковы они есть, а видеть в обладании ими атрибут иной, лучшей реальности и подтверждение своего статуса, своей «полноценности», своего превосходства.
— Каковы его функции в культуре?
— Их несколько. Во-первых, гламур используется для самоидентификации, по гламурным кодам узнают своих. Получается «культура в культуре», секта. Во-вторых, подобно любой страсти и зависимости, гламур служит для заполнения экзистенциальной пустоты, помогает уйти от вопроса «Зачем я живу?». Гламур, подобно игромании, наркомании, фанатизму, расизму, заполняет место истинной веры. В-третьих, гламур используется для выстраивания моделей статусного потребления. Об этом подробно написано у Жана Бодрийяра в таких работах, как «Политэкономия знака», «Символический обмен и смерть». Гламурное потребление — это игра в означивание. Главный фокус в том, что гламурный человек потребляет не столько сами вещи, сколько знаки. Он платит не за вещь, а за статус, удостоверяемый наличием у него этой вещи, поэтому она работает как знак. А статус вещи, в свою очередь, удостоверен специальным клеймом, лейблом. Такой человек (жертва идеологии гламура) не только встречает другого по одёжке, но и провожает. Он не замечает, что форма для него стала содержанием. А это уже серьёзная болезнь личности.
Гламурное сознание делит весь мир на первый сорт и последний. Не только вещи — людей, природу, исторические эпохи, религии.
— Ради чего человек стремится к гламуру? Что его притягивает?
— Ради приобщения к другому, «лучшему» миру. Гламур отсылает к воображаемой реальности, якобы превосходящей объективную, к так называемой гиперреальности. А на деле — к симулякрам, мнимой сущности. Если для простоты использовать марксистские понятия, можно сказать, что в такой культуре надстройка полностью определяет базис, а сама гламурная жизнь подчинена логике не товарного, а символического обмена, по принципу «символ — деньги -символ», вместо обычного «товар — деньги — товар». Соответственно, продажей символов занимается тот, кто имеет символическую власть — контроль над умами, возможность навязать свой набор символов. Эта власть обеспечивает символический обмен и им же поддерживается, вырабатывая всё новые символические ресурсы. Эта власть управляет другими с помощью идеологии гламура.
— Насколько гламур опасен?
— Вспомните античный образ Горгоны. Горгоне нельзя было смотреть прямо в глаза, чтобы не окаменеть. Персей сражался с Горгоной, глядя в зеркало своего щита, — и победил. Вот так и гламур. Он гипнотизирует, подчиняет себе, останавливает мысли. Но его можно обезвредить, если знать, как правильно о нём говорить. Поэтому важнейший вопрос — это вопрос о том, каким должен быть наш «дискурс о гламуре». Он, этот дискурс, должен уметь переводить «туда и обратно», показывая, как гламур подменяет реальность симулякром. Гламурное сознание делит весь мир на первый сорт и последний. Не только вещи — людей, природу, исторические эпохи, религии.
— Религии? Разве это возможно?
— Именно. Помните, кто был первым «гламурным» персонажем в русской истории? Конечно, Пётр Чаадаев. Он утверждал, что Россия сделала неправильный выбор — оказалась «не на той стороне истории», говоря сегодняшним языком. Мол, надо было князю Владимиру папских послов уважить и принять католичество. Но князь Владимир сделал не гламурный выбор. И вот теперь этот выбор якобы мешает России «цивилизоваться» по единственно верным стандартам.
Гламуру противостоят устойчивая система ценностей и чувство реальности. Наилучшим образом они соединены в религии, но существуют и в других комбинациях.
— Вы упомянули о том, что эпоха расцвета гламура у нас в стране была связана с культурой менеджеров. Сейчас это уже не так?
— Сегодня гламур как переходящий вымпел ударника соцсоревнования достался креативному классу — более противоречивой общности, которая любит помайданить. Но «манагерское» влияние сказывается до сих пор. Это особенно ощутимо, когда управленцы выдвигают лозунг цифровизации всей страны. Цифровизировать предлагается буквально всё: Правительство, экономику, образование, культуру, религию, граждан, личные данные людей. А также, соответственно, коррупцию, недофинансированную экономику, вывоз капитала — всё, что есть. Главное — цифровизация. Что это как не доминирование формы над содержанием? А приоритет формы и есть самый главный принцип гламура.
Будем надеяться, что идеологам гламура не дадут реализовать их главную мечту — цифровизировать армию и флот и поставить тем самым точку в истории России. Кстати, в своё время «форма от Юдашкина» стала одним из шагов в сторону гламуризации армии.
— Что можно противопоставить гламуру?
— Только то, что выше всего в ценностной системе. Это Бог, любовь, милосердие. «Положить жизнь за други своя» вместо «умри ты сегодня, а я завтра». Гламуру противостоят устойчивая система ценностей и чувство реальности. Наилучшим образом они соединены в религии, но существуют и в других комбинациях. Это разрушает «чары» гламура. Это возвращает народу возможность самостоятельно решать свою судьбу, судьбу своих детей, судьбу своей страны.
Что для вас значит гламур?
То, как определяется гламур, часто неверно истолковывается, и его концепция понимается неправильно. Быть гламурным для большинства людей означает быть чрезмерным, громким и блестящим. Однако на самом деле это слово определяется не так. Быть гламурным далеко не безвкусно. На самом деле, это когда кто-то может сбалансировать изысканность с шиком. Давайте посмотрим, чем эти 8 женщин могут поделиться с нами:
Вики Зубири
С тех пор, как я была маленькой девочкой, моя мама никогда не позволяла мне никуда идти, если я не была очень хорошо одета и хорошо выгляжу. Даже когда я ходил в школу и особенно в церковь по воскресеньям, она всегда следила за тем, чтобы я выглядел элегантно, стильно и уверенно. Это было частью моего взросления, и я многому научился на ее уроках. Точно так же я воспитал своих дочерей Стефани и Беа. Гламур заключается не в том, что вы носите или как вы выглядите, а в том, чтобы иметь уверенность в себе, чтобы противостоять любой ситуации со стилем и изяществом.
Zelda Kienle
Гламур – особое яркое и магическое качество человека или события. Гламурная женщина — это тот, кто очарователен. Для меня она уверенная в себе, естественная и непринужденно привлекательная. Она прекрасна внутри и снаружи.
Линда Лей
Гламур для меня — это аура. Это харизма, которая исходит из хорошего внешнего вида и уверенности в себе. Да, тщательно подобранный выбор одежды, обуви и аксессуаров определенно добавит гламура. Но, в конце концов, нет ничего более гламурного, чем красивая искренняя улыбка.
Крис Альберт
Для меня гламур — это ценности. Если вы хороший и искренний человек, который любит жизнь, это будет видно снаружи. Здесь нет ни правил, ни процессов. Просто настоящий ты.
Тина Куэвас
Для меня гламур — это быть пленительным, волшебным, очаровательным и красивым во всем. С точки зрения гламурного человека, он или она будет кем-то, кто живет очень захватывающей жизнью, элегантно одевается и обладает грацией и уравновешенностью в каждом случае. Самое главное, гламурный человек — это тот, у кого доброе сердце.
Вики Бело
Для меня быть гламурной означает обладать определенным качеством изящества и красоты. Именно этот блеск делает кого-то привлекательным и особенным. Когда у вас есть этот X-фактор, вы, естественно, очаровываете и озадачиваете людей. Это не то, что вы создаете, я думаю, что у людей это либо есть, либо нет. Когда он у вас есть, вы естественно привлекательны и соблазнительны, независимо от того, что вы носите, вы можете волшебным образом выделиться.
София Элизальде
Гламур для меня означает уверенность и зрелость. Это знать, кто вы есть, и чувствовать себя комфортно с самим собой. Некоторым из самых гламурных женщин, которых я знаю, за 40 и больше. У них есть шарм, стиль и элегантность во всем, что они делают.
Kathy Yap Huang
Люди обычно думают о гламуре как о причесанных волосах, идеально ухоженных ногтях и отличном наряде. Хотя это не ложь, я считаю, что настоящий гламур исходит изнутри. Это спокойная уверенность, когда женщина знает себе цену, и это видно по тому, как она себя ведет. Гламурная женщина выглядит так же привлекательно в джинсах и футболке, как и в вечернем платье.
Темы
Мода
Красота
Стиль
Гламур
Гламурный выпуск
Гламур
Новости и статьи о самых сексуальных мужчинах
Новости и статьи о самых сексуальных мужчинах | Glamour UK
Перейти к основному содержанию
Развлечения
Поклонники сходят с ума от этого закулисного клипа, на котором Гарри Стайлс без рубашки обнимает младенца
Чарли Росс
9000 3
Том Харди
ГЛАМУР Том Харди, самый сексуальный мужчина года, помог найти этим брошенным щенкам новый дом
org/Person»> Саманта Макмикин
Самые сексуальные мужчины
Самый сексуальный мужчина 2018 года: узнайте, кто стал победителем
Мужская привлекательность основана на физической силе, очевидно
Анна Джонстон
Самые сексуальные мужчины
Мы искали самые горячие фотографии Люка Паскуалино, которые смогли найти
Автор Линн Бэйли
Самые сексуальные мужчины
Мы пускаем слюни на эти фотографии «горячих» рыжих мужчин… Присоединяйтесь к нам, а вы? 🔥
org/Person»> By Glamour
Entertainment
Стив Карелл реагирует на то, что он полный серебристый лис
By Glamour
Эйдан Тернер
Эйдан Тернер действительно очень очень горячая . А вот и доказательства…
By Natasha McNamara
Самые сексуальные мужчины
Наши 100 самых сексуальных мужчин 2017
By Glamour
Самые сексуальные мужчины
Очень горячие мужчины в очень розовых костюмах 💞
org/Person»> Автор Leanne Бейли
Met Gala
Met Gala: Мужчины, которые серьезно улучшили свою игру 17
Развлечения
ННФВ! 25 сексуальных мужчин (без футболок)
Автор Lisa Cowan
Развлечения
У кого самый сексуальный акцент в шоу-бизнесе?
Наташа Макнамара
Джастин Трюдо
НОВОСТИ: Джастин Трюдо всегда был горяч
Кэт Браун
9004 3
Новости