Головной убор казаха: Головные уборы казахов

Головные уборы казахов

Головные уборы айыр калпак, мурак, саукеле, на наш взгляд, напоминают островерхие шапки древних саков — предков казахов. На фото — шапка мурак.

Айыр калпак — высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Саукеле — национальный свадебный головной убор невестки (келин). Конусообразная шапка из чистого серебра, на самый верх которой пришивают перо филина, а на лобовую часть прикрепляют красивый камень.

Шапку покрывают узором из драгоценного металла — золота, серебра, украшают алмазами, жемчугами. С двух сторон, у висков, свешиваются висюльки из бусинок, а с самого верха до пят спадает белое покрытие. Саукеле для невесты готовят мастера своего дела. Стоимость Саукеле очень высокая. В старину за него давали 100 и более лошадей. Саукеле носят в течении первого года замужества.

Складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной или шелковой ткани женский головной убор жаулык, по всей вероятности, унаследован от древних тюрков, о чем свидетельствуют изображения на каменных изваяниях той эпохи, а белдемше — тип распашной юбки восходит, пожалуй, ко временам гуннов. Манера запахивания на левую сторону, расположение цветной строчки и вышивки по краям выреза кимешека для лица, окаймление халата нашивками с люрексом, края подола, ворот и рукавов камзола галунами, якобы для «защиты» от неведомых и воображаемых сил, украшение детских, девичьих шапок, а в ряде случаев странствующих певцов перьями совы, считавшейся священной птицей, как оберега от дурных глаз, болезней, уходят к тюркско-кыпчакскому этническому пласту.

Взрослые казахи постоянно, даже за дастарханом, носили круглую тюбетейку — такия, а все остальные головные уборы поверх нее, когда находились на свежем воздухе.

Такия. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них — это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, высота ее равна 10-15 см. На плоскую поверхность такии пришивают перо филина, края украшают дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж, девочки исполняли прощальную песню «сынсу», посвященную такие — символу детства, девичьей жизни.

Наиболее простым украшением тюбетейки были узорная строчка на околышке, из ниток — на верхушке. Вышитую шелком, золотой или серебряной канителью зер такия носили молодые люди. Не отличались разнообразием мужские верхние головные уборы. Калпак — шляпа войлочная

Борык — круглая шапка, отороченная мехом. В зависимости от формы борыка и от использованного материала выделяют несколько его разновидностей — остроконечный борык, борык с пером филина и т. д. Борык носят и подростки, и взрослые.

У феодальной знати бытовала высокая, сшитая из бархата, вышитая золотой канителью шляпа на войлочной основе — мурак, надеваемая поверх конусообразной шапки с меховой опушкой.

Старинный головной убор касаба, в котором трансформированы, по всей вероятности, основные элементы его раннего прототипа, древнетюркской (кыпчакской) одноименной шапки, нередко заменял саукеле в комплекте свадебного наряда, носили ее и после свадьбы. Касаба имела в своей основе круглую, слегка скошенную вниз на затылке форму. Ее размеры, высота строго не регламентировались. Делали ее из того же материала, что и камзол, оконтуривая галунами с серебряным люрексом. Вышивалась золотом, украшалась мелкими круглыми металлическими пластинками. Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин кораллов, бирюзы, драгоценных и полудрагоценных камней и монетообразных кружков. Справа к височной части касабы прикреплялись такие же, из пяти-шести, бусин, но более длинные подвески, завершаемые зачастую серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали еще и перья. Касабу замужние женщины носили без перьев, накинув поверх платка. В соответствии со стилем ее украшений для комплекта женского костюма делали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, подвески для кос, пояс филигранный, калоши кожаные.

На фото — саукеле.

Путешествие в Казахстан — Традиционный казахский головной убор

На протяжении всей своей истории люди Казахстана очень тщательно и с большим почтением относились к головным уборам. В стране существует множество традиций, так или иначе связанных с шапками. Например, если кто-то с головой sdёrnet другой головной убор, это будет восприниматься как чудовищное оскорбление. Если человек, вернувшись домой, небрежно бросит свою шляпу, это может означать его годы неудач и несчастий.

 

Во все времена казахи осторожно снимали шляпы, пытаясь не повредить или не повредить их. Особенно боялись казахи к их головному убору упали на пол или стул. Это может привести к тому, что владельцы будут страдать от серьезных заболеваний. Дав полный запрет упал собственный головной убор, что древнее приданое накапливало успех и жизнеспособность человека. Считалось, что такой подарок от дарителя приносит всю удачу. Несладкий был бы и тот, кто получил бы шляпу в подарок. Широко распространено мнение, что с таким даром человек может получить все проблемы и трудности лидера. Стоит отметить, что дать головной убор в Казахстане возможно, но в этом случае он должен быть совершенно новым шапкой.

 

Классическая шляпа в Казахстане считается обычной тюбетейкой, получившей название «такия». Его могут носить люди всех возрастов и социальных рангов. Самая распространенная черепашка, надетая на голову. При желании его можно покрыть с помощью других шляп.

 

Для изготовления традиционных казахских шляп использовались различные материалы, но в основном это были более дорогие хлопчатобумажные или мягкие ткани;

  • ткань;
  • шелк;
  • бархат.

Процесс изготовления колпачков проводился исключительно на основе тканого материала, который был пристегнут вместе с верхней частью. Для того чтобы сделать лучшие характеристики производительности головного убора, тюбетейка шьет обязательные общие линии. Другой способ дать прочность шляпу лежал в верхней части тюбетейка из картона или бумаги. Традиционные казахские головные уборы были украшены позже с помощью различной узорной вышивки.

 

Сегодня молодое поколение выбирает черепашки под названием «zer takiya». Украшенный золотой нитью головной убор из серебра или золота. Люди преклонного возраста выбрали тусклые крышки, которые используются при изготовлении тонкой подкладки пальто.

 

Основные черты мужских шляп

 

Казахстан Мужчины отличаются своей любовью к светлой шапочке с роскошным видом. Независимо от социального ранга, мужчины предпочитают шляпу из войлока — «калпак». Этот головной убор можно носить летом. Колпачок с конической формой, выполненный из войлока белого цвета. Головной убор имеет высокую и суженную головку. Верхний наконечник «Кальпака» округлый или острый. Коронные колпачки, по мнению этнографов, сшивают две одинаковые половины.

 

Представителями более богатых классов были «калпак», обладающий большим величие. Его называли кепкой для богатой аристократии и благородства «айыр калпак». Головной убор был сформирован как конус, поле свернулось. Внутренняя часть колпачка украшена с помощью толстой ткани или войлока. Внешняя сторона головного убора украшена сатинированными, бархатными и цветочными узорами, выполненными с использованием золотой нити.

 

В «Борике» использовались в качестве основного летнего головного убора. Шляпа была сформирована как идеальный круг с небольшим краем, выполненным из натурального меха. В некоторых случаях летняя шляпа украшалась бархатом. В начале холодного сезона казахские мужчины одеты в теплый головной убор под названием «тимак», который был сделан из шерсти овец. Дети использовали кепку, которая была сделана из мехового меха.

 

Эти шапки, созданные из большого клина и короны, неоднократно оказывались эффективными даже в условиях сурового холодного казахского. Зимний мужской головной убор был изготовлен из войлока, дополнительно обернутого разнообразными тканями. Затылочная часть головного убора изолирована широкими полями из пушистого меха.

 

Особенности женских шляп

 

В любой восточной стране женский головной убор играет не столько эстетическую, сколько социальную роль. В большинстве случаев шляпы хостесс-членов семейного положения определяли список возможных вариантов. Наибольшей свободой в плане выбора головного убора были только женщины, законно женатые. Женатые женщины могут выбирать головной убор на основе культурных традиций, существующих на их пути, или клана. В то время как девочки должны были довольствоваться скудным выбором шапок:

  • «Борик» — теплая шляпа с обрезкой из меха;
  • «Takiyeh» — летний вариант «Борика».

Классическая женская «такия» была самой популярной среди девочек-головных уборов. Как правило, тюбетейка была круглой формы, отличающейся небольшим весом. Средняя высота шапки не превышает пятнадцати сантиметров. Верхняя часть «такии» украшена белой перьями, а по обеим сторонам головного убора применяется множество украшений из драгоценных или полудрагоценных камней.

 

Зимняя версия девичьей шапки, которая называлась «Борик», украшенная с обеих сторон с помощью различных меха:

  • Выдра;
  • Лиса;
  • Beaver.

Зима «Борик» была очень похожа на традиционный мужской зимний головной убор. Единственное, что отличает мужские и женские колпачки, — это метод прикрепления меховой ленты. В дамской шляпе он всегда был снаружи и никогда не отвернулся. Эти шляпы девушки должны были носить до формального брака. В день свадьбы они прошли особый ритуал прощания с детством.

Культура и искусство Казахстана

На протяжении всей своей истории народ Казахстана очень бережно и с большим почтением относился к головным уборам. В стране существует множество традиций, так или иначе связанных с головными уборами. Например, если кто-то сдёрнет с головы другой головной убор, это будет воспринято как чудовищное оскорбление. Если человек, вернувшись домой, небрежно бросит шапку, это может обернуться для него годами неудач и несчастий.

 

Во все времена казахи аккуратно снимали шапки, стараясь не повредить и не запачкать их. Особенно боялись казахи, чтобы их головной убор упал на пол или стул. Это может предвещать владельцу кепки годы серьезных недугов. Под полный запрет пал собственный головной убор, который в древности являлся приданым, аккумулировавшим успех и жизненную силу человека. Считалось, что такой подарок от дарителя забирает всю удачу. Несладко пришлось бы и тому, кому шапка досталась бы в подарок. Существовало распространенное мнение, что с таким подарком мужчина мог получить все проблемы и невзгоды дарящего. Стоит отметить, что подарить головной убор в Казахстане можно, но в этом случае это должна быть совершенно новая кепка.

 

Классической шапкой в ​​Казахстане считается обычная тюбетейка, получившая название «такия». Его могут носить люди всех возрастов и социальных слоев. Самая распространенная тюбетейка, надеваемая через голову. При желании его можно прикрыть с помощью других шапочек.

 

Для изготовления традиционных казахских головных уборов использовались самые разные материалы, но в основном это был более дорогой хлопок или мягкие ткани;

  • ткань;
  • шелк;
  • бархат.

 

Процесс изготовления шапок проводится исключительно на тканой основе, которая простегана вместе с верхней частью. Для того чтобы придать головному убору наилучшие эксплуатационные характеристики, тюбетейку в обязательном порядке шьют общими строчками. Еще одним способом придания прочности шапке было закладывание в верхнюю часть тюбетейки картона или бумаги. Традиционные казахские головные уборы позднее украшались с помощью различных узорных вышивок.

 

Сегодня молодое поколение выбирает тюбетейки под названием «зер такия». Украшали золотой нитью головной убор из серебра или золота. Люди пожилого возраста выбирают неяркие кепки, которые используются при изготовлении тонкой подкладки пальто.

 

Основные черты мужских головных уборов

 

Казахстан Мужчины отличаются любовью к ярким кепкам с роскошным внешним видом. Независимо от социального положения мужчины предпочитают фетровую шапку – «калпак». Этот головной убор предназначен для ношения летом. Фуражка конической формы из войлока белого цвета. Головной убор имеет высокую и зауженную макушку. Верхушка «калпака» закругленная или острая. Коронки шапок, по мнению краеведов, сшиты из двух одинаковых половинок.

 

Представители более обеспеченных сословий были «калпакскими» чертами большей величественности. Шапка для богатой аристократии и знати называлась «айыр калпак». Головной убор имел форму конуса, поле загибалось вверх. Внутренняя часть кепки декорирована с помощью плотной ткани или фетра. Внешняя сторона головного убора украшена атласным, бархатным и цветочным орнаментом, выполненным золотой нитью.

 

В «борике» использовался как основной летний головной убор. Шапка имела форму идеального круга с небольшой опушкой, изготовлена ​​из натурального меха. В некоторых случаях летняя шляпка украшалась бархатом. С наступлением холодов мужчины-казахи надевали достаточно теплый головной убор «тымак», который шили из овечьей шерсти. Дети использовали шапку, которую шили из лисьего меха.

 

Эти головные уборы, созданные из крупной танкетки и тульи, неоднократно доказывали свою эффективность даже в условиях лютого казахского холода. Зимний мужской головной убор изготавливался из войлока с последующей обтяжкой различными тканями. Затылочная часть головного убора утеплена широкими полями из пушистого меха.

 

Особенности женских головных уборов

 

В любой восточной стране женский головной убор играет не столько эстетическую, сколько социальную роль. Во многом семейное положение хозяйки шляпки определяло перечень возможных вариантов. Наибольшую свободу в выборе головного убора имели только дамы, состоявшие в законном браке. Замужние женщины могли выбирать головной убор, исходя из сложившихся в их образе культурных или родовых традиций. Пока девушкам пришлось довольствоваться скудным выбором кепок:

  • «Борик» — теплая шапка в комплекте с кантом из меха;
  • «Такие» — летний вариант «Борика».

 

Классический женский головной убор «такия» был самым популярным среди девушек. Как правило, тюбетейка имела круглую форму, отличаясь небольшим весом. Средняя высота шляпки не превышает пятнадцати сантиметров. Верхняя часть «такии» украшалась белым пером совы, а по обеим сторонам головного убора наносились разнообразные украшения из драгоценных или полудрагоценных камней.

 

Зимний вариант девичьей шапки, которая называлась «Борик», украшенная с двух сторон с помощью различных мехов:

  • Выдра;
  • Фокс;
  • Бобер.

 

Зимний «Борик» был очень похож на традиционный мужской зимний головной убор. Единственное, что отличало мужскую и женскую шапки, это способ крепления меховой тесьмы. В дамской шляпке он всегда был снаружи и никогда не отворачивался. Эти головные уборы девушки должны были носить до официального замужества. В день свадьбы они прошли особый ритуал прощания с детством.

 

Казахская традиционная одежда. Что носили кочевые мужчины и женщины?

  1. Дом
  2. Казахстан
  3. Культура
  4. Национальная одежда

Казахская национальная одежда является неотъемлемой частью более широкой казахской культуры. В прежние времена одежда казаха указывала на его статус, достаток и примерный возраст.

Казахская одежда изготавливалась в основном из хлопка, шерсти и войлока. В соответствии с их кочевым образом жизни, многие предметы одежды также шились из шкур, кожи и меха, обеспечивая их прочной одеждой, хорошо приспособленной для защиты от суровых условий жизни в степи.
Известно, что богатые люди носили широкие ремни с золотыми пряжками и украшали свою одежду яркими узорами и драгоценными камнями.
Обувь носили сезонно: летом надевали легкие сапоги из тонкой кожи, а зимой высокие сапоги из грубой кожи, защищавшие от холода. Женская обувь обычно была зеленого или красного цвета, расшита шелком и украшена мелкими узорчатыми бляшками.

Казахская мужская одежда

Халат шапан считался одним из важнейших предметов одежды традиционного казаха-мужчины, так как раскрывал статус мужчины. Казахские шапаны, надеваемые поверх рубашки и штанов, могли быть различной толщины и цвета. Казахи-мужчины часто надевали зимой шапку-тымак, летом — войлочную шапку (калпак) или тюбетейку (такию), а в особых случаях надевали специальные праздничные шапки насыщенных цветов с роскошным золотым шитьем.
В холодную погоду и мужчины, и женщины могли носить меховую шапку (борик) или головной убор из овчины (тымак).

Казахская женская одежда

Традиционная казахстанская женская одежда включала длинное платье с камзолом или халат-пальто, надетый поверх. Сшитые в основном из ситца или тонкого войлока, знатные казашки могли позволить себе также костюмы из шелка и бархата. В холодную погоду женщины носили лисьи меха или овечьи шкуры.
Вышивка, войлок, бисер, серебряные монеты и полосы были обычными формами украшения женской одежды. Головные уборы девочек обычно украшали перьями филина, которые, как считалось, защищали их от злых сил. Красный цвет в одежде разрешалось иметь только девушкам и молодым женщинам, а после тридцати лет это считалось недопустимым. Чем старше была женщина, тем меньше украшений она носила.

Головные уборы

Обсуждение казахстанской культуры было бы неполным без головного убора. Головной убор имел очень сакральное значение в традиционном казахском обществе, с ним было связано множество суеверий. Так, недопустимо было носить чужую шапку, бросать ее на землю или хранить в неположенном месте.
Саукеле – уникальный головной убор, занимающий особое место в казахской традиционной одежде.