Грузинская керамика: Грузинская посуда – купить на Ярмарке Мастеров

Грузинские сувениры — что привезти из Грузии.

Что привезти из Грузии?

Когда грустным осенним вечером, после трудов и суеты, вам захочется душевного тепла и радостных искорок в утомленном сознании – доверьтесь грузинскому вину и теплым воспоминаниям.
А самобытные сувениры, привезенные из Грузии, подобно орешку из сказки, раскроются волной радости и подарят ощущение счастья и личной сопричастности великой грузинской культуре.
Итак, какие дары привезти себе и друзьям из путешествия по Грузии?

Важно помнить, что авторские работы в технике минанкари не могут стоить дешевле 35 лари в латуни и 80 лари в серебре.

Минанкари. Пришедшее в Грузию из соседней Византии, искусство перегородчатой эмали вот уже более 12-ти веков неизменно сохраняет исключительно ручную технику исполнения.
Механизировать минанкари невозможно, и поэтому каждое изделие, будь то ювелирное украшение, предмет быта или фрагмент иконы, хранит в себе энергию и тепло рук своего творца.
Искать эксклюзив нужно в авторских бутиках, в магазинчиках на улице Erekle II, а также в подземном торговом центре «Мейдан» (под площадью V. Gorgasali, где Метехский мост со стороны старого города). Более бюджетные изделия продаются на Золотой бирже в цоколе ж/д вокзала и на базаре в здании Детского мира. И не забывайте торговаться!

Торговля вещами и вещичками разных эпох ведется стихийно, с машин или прямо с земли.

Антиквариат. Есть такое культовое место в Тбилиси—Сухой мост, истинная Мекка для любителей антиквариата. Блошиный рынок, расположенный всего в двух шагах с проспектом Руставели, не закрывается ни на день. Но больше всего продавцов и покупателей приходит, конечно же, в выходные дни.
И уж поверьте: в этом обилии любовно собранного барахлишка знатоки и ценители старинных изделий теряют счет времени, отыскивая свои «жемчужины» — столовое серебро, подсвечники, монеты, фарфор, кинжалы, книги, патефоны и многое другое.
Цены на действительно редкие вещи демократизмом не обрадуют.
Но в подарок—красивая легенда!

Керамика. Грузинская керамика—это искусство с многовековой историей, которое продолжает жить среди простых людей.
Поэтому разнообразные изящные изделия—тарелки, вазы, кувшины—можно купить во многих сувенирных лавках и в Тбилиси, и в других городках. Кроме того, практически в любом уголке Грузии Вы встретите лавки, полные кухонной утвари, сделанной из красной глины. Горшки, сковороды, миски, кружки, кувшины будут выставлены прямо на улице, к примеру, вдоль дороги, ведущей из Тбилиси на побережье. Подобно Божьей ладони, поданной человеку для вкушения простой и сытной традиционной грузинской пищи, они удивительно совершенны в своей простоте!
Отличным подарком может стать Кеци—глиняная сковорода для запекания в духовке или печи.

Большой выбор копий, репродукций и постеров—на Сувенирном рынке у Сухого моста.

Картины. Грузинская живопись не похожа ни на какую другую, это точно. Видимо, грузинским художникам свойствен особый взгляд на мир: как будто бы через волшебные очки. Их картины реалистичны и волшебны одновременно! Прогуляйтесь по улочке Шардени и загляните в маленькие, домашние картинные галереи. В них Вы можете даже встретить тех, кто изображен на полотнах!
Не менее популярный сюжет—Тбилиси. Многоцветный, шумный и всегда полный жизни… Картины завораживают, от них невозможно отвести взгляд!

Кинжал. Популярнейший сувенир из Грузии для мужчины, который станет одновременно тонким комплиментом, намекающим на его мужество. Однако нужно помнить, что на российской границе даже сувенирный кинжал может вызвать сомнения у таможенника, и, чтобы избежать подозрений в контрабанде холодного оружия, покупать его лучше в специализированном магазине и сохранять все документы, подтверждающие покупку, до выезда из Грузии и въезда в Россию.
От греха подальше, как говорится.

Рог для вина. Колоритный подарок, которым можно украсить интерьер или же использовать по прямому назначению—для вкушения вина. Рог для вина — «кханци» или «джихви» — привезенный из Грузии, несет в себе несколько сакральных смыслов. Он является символом благополучия и изобилия дома, а способность его опустошить демонстрирует гостям мужество, зрелость и выносливость мужчины. При покупке не стремитесь сэкономить, ведь тогда можно купить «сувенир» из пластика. Настоящий рог будет выполнен из рога быка или горного тура. Технология его обработки и украшения сложна и кропотлива, а серебряная или мельхиоровая чеканка, гравировка или полудрагоценные камни в качестве украшения придают каждому рогу ручной работы неповторимый кавказский шарм.

Одежда модных грузинских дизайнеров. Умение красиво и стильно одеться всегда было присуще грузинам (спросите об этом тех, кто родом еще из СССР—подтвердят!))). А сейчас грузинские дизайнеры стали таким же национальным брендом, как и вино. Подтверждение тому—приглашение на посты креативных директоров Давида Кома (в Модный дом Thierry Mugler) и Демна Гвасалия (в Balenciaga). Российские модники тоже оценили стиль и креативность грузинских творцов. В самой Грузии бутики модных дизайнеров Вы встретите во всех крупных городах.
Дина Квариани. www.kvariani.com Тбилиси, ул. Палиашвили 64
Ака Наниташвили. www.akananita.com Тбилиси, ул. Палиашвили 43;
Батуми Ул. Мемеда Абашидзе 43
Гога Никабадзе. www.goganikabadze.com Тбилиси — магазин «F labour» — ул. Палиашвили 27/29. Батуми — магазин «Silhouette» — ул. Бараташвили 23,
магазин «Flabour» — ул. Абашидзе 21.
Ануки Арешидзе. www.anouki.com Батуми, Ул. Мемеда Абашидзе 6.
Лало и Нино Долидзе. www.lalocardigans.com
Samoseli Pirveli ул. Иракли Абашидзе 21-34

Мы с радостью ответим на Ваши вопросы:

+7 977 137 0040 (Россия)
+ 995 557 756 023 (Грузия)
[email protected]
И будем рады Вас видеть:
Kote Meskhi str.14, Tbilisi, Georgia

Поесть из тысячелетней посуды. Археологи Осетии раскрыли секрет древней керамики

7 сентября 2018, 04:00

Статья

О трасологии многие знают из книг и кино: это один из методов криминалистики, изучающий следы. Археологи тоже используют этот метод. След, который они изучают, приводит к восстановлению событий, случившихся тысячи лет назад.

Назим Гиджрати — ученый и преподаватель, заведующий отделом полевых исследований Института истории и археологии РСО-Алания, директор Учебного научно-производственного комплекса в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова. Он объясняет: изучение следов изношенности любого древнего предмета позволяет понять, как и что делали предки. Но зачем?

Читайте также

Как говорящие игрушки возрождают осетинский язык

«Предмет моих занятий — это палеопсихология, становление психологического мышления. Я точно знаю: ничто не может быть понято человеком, если это не исходит из его личного опыта. Вы можете видеть экспонаты в музеях, изучать какие-то предметы по картинкам, но пока вы не пощупаете, не ощутите их на себе, вы ничего не поймете», — говорит Гиджрати.

В 1976 году, задолго до того, как стать известным ученым, он отправился в Ленинград — в местном зоопарке умер слон. Слонов, говорит Гиджрати, в нашей стране не так уж и много, и, к счастью, умирают они не часто. Еще реже ученым предоставляется возможность использовать смерть животного в целях науки.

«Мы разделали его каменным орудием, чтоб понять, как это делали древние. Одно дело — то, что мы представляем, а другое дело — как это на самом деле», — объясняет Назим Гиджрати.

Магическая чернота

Та же потребность понять, «как это на самом деле», столкнула археолога с загадкой древнего способа производства чернолощеной керамики. Много лет назад ученые задумались: почему у древних кобанцев, скифов, сармат и алан керамика была не привычного красного цвета, а черного. Последние сорок лет Гиджрати ведет раскопки в Гизельдонском ущелье в Пригородном районе Северной Осетии. За те годы, пока он искал рецепт чернолощеной керамики, случалось разное.

«Раньше Грузия поставляла на рынки так называемое черное грузинское золото. Я думал, они знают секрет. Когда мы проводили первые эксперименты, начались события в Южной Осетии (грузино-южноосетинский конфликт — прим. ТАСС). Люди бежали из Грузии, и здесь у нас оказался человек, который занимался этим грузинским золотом», — рассказывает Гиджрати.

© Елена Афонина/ТАСС

Ученый решил, что гость знает древний секрет, и тот подтвердил, что так оно и есть. Поначалу он запирался, но потом раскрыл карты.

«Оказалось, что грузины брали автомобильные покрышки, запихивали в печь и получали копоть. Тем самым якобы восстанавливали древнее производство. В общем, выяснилось, что все это подделка», — рассказывает Назим Гиджрати.

Читайте также

Знак бесконечности на кувшине

Однако работавшим в Северной Осетии ученым удалось понять, что нужно делать с глиной, чтобы получить нужный цвет.

«Когда вы откусили яблоко и, например, забыли про него, яблоко изменит цвет, окислится, потому что в нем есть железо. Железо ржавеет, окисляется, поэтому и вся керамика становится красного цвета. В глине содержится много железа. Когда происходит растворение и придание формы с обжигом в кислородной среде, частицы железа окисляются. Поэтому мы попробовали специальный обжиг при таких условиях, при которых не будет поступать кислород. И получили керамику сине-черного цвета», — объясняет Гиджрати.

Посуда, какой она была на самом деле

На этом научный зуд у исследователей не угас. Они поставили перед собой задачу с противоположными условиями — глазуровать чернолощеную керамику. Проблема заключалась в том, что глазурь требует кислорода. И им удалось поймать температурный баланс.

«Мы не лепим похожую посуду. Это точные копии. Мы снимаем формы с сосудов, найденных на наших раскопках, отливаем в форму, затем обрабатываем полированной сталью вручную (лощение). Потом сосуд идет в печь, глазуруется и обрабатывается пчелиным воском. В воске есть прополис, который защищает и придает блеск», — рассказывает ученый.

© Елена Афонина/ТАСС

Пользуясь древними образцами, специалисты делают реплики древних бытовых предметов. Ту самую посуду, какой она была «на самом деле», изготавливают рядом с раскопками, где и находят образцы. Так в Гизельдонском ущелье у пещеры Ласок в Пригородном районе Северной Осетии появился полевой экспериментально-образовательный комплекс «Возрождение древних традиций керамического и литейного производства». Здесь студенты из Владикавказа, ученики из Оксфорда и Кембриджа, а также специалисты из американских университетов обучаются гончарному ремеслу, древнему способу производства чернолощеной керамики, литью из бронзы. Воссозданные копии тысячелетней посуды продаются в небольшом магазине в центре Владикавказа.

«Сейчас речь идет о том, чтобы создать на этом месте музей человека и природы, где можно было бы не только посмотреть и попробовать, но и пройти практику. Уже выбрана программа стратегического развития, все закуплено, осталось немного», — говорит Гиджрати.

По словам ученого, почва на месте раскопок сохранила утварь от 700-летней до 3000-летней давности. Сама почва тоже представляет для так называемого научного туризма огромный интерес. Земля сохранила останки вымерших животных и растений, и в этом поучаствовал вулкан Казбек, который периодически засыпал все вокруг пеплом. «Здесь на небольшом куске земли собрано такое количество флоры и фауны, сколько не всегда увидишь от Воронежа до Мурманска», — говорит археолог.

Изготовление тех или иных предметов по древнему рецепту, уверены представители полевого комплекса, — это способ лучше понять и пропустить через себя фрагмент огромного полотна жизни. И именно этот фрагмент помогает человеку почувствовать, кто он, осознать, что за ним — целая история и культура и что все это нужно сохранять и передавать другим.

Александра Будер 

Теги:

Северный КавказСеверная Осетия

Грузинская керамика в студии ORKOL, Зугдиди

Роберт Абсандзе — один из самых уважаемых керамистов Грузии.

В его родном Зугдиди вы можете увидеть его характерную красную и черную глиняную посуду в магазинах, гостевых домах и ресторанах по всему городу. Он также известный скульптор, который выставлялся в Тбилиси и за его пределами.

Недавно мне удалось встретиться с Робертом, его женой Мананой и дочерью Цирой в их семейной мастерской-галерее в Зугдиди. Студия ORKOL, основанная в 2019 году, является кульминацией усилий Роберта на протяжении всей его жизни по защите традиционных грузинских и особенно мегрельских гончарных техник, в том числе любопытного искусства «чернокопченой керамики», которое восходит к 4-му тысячелетию до нашей эры.

После недавнего посещения мастерской квеври (глиняная амфора) в Шроше и мастерской кеци (глиняная сковорода) в Убисе было интересно сравнить различные методы, используемые в Самегрело. В отличие от необработанной глиняной посуды, используемой для приготовления пищи и вина, эта керамика очень декоративна, имеет смелые узоры и цвета в сочетании глазурованной и матовой отделки.

Керамика из красной глины в Студии ОРКОЛ.

Керамика в Грузии

Работа студии ORKOL довольно современная, но она основана на давнем наследии глиняной посуды Грузии.

Самые ранние свидетельства глиняной посуды относятся к периоду неолита и связаны с наследием виноделия региона. Грузия широко известна как «колыбель вина», и именно глиняные сосуды использовались как для ферментации винограда, так и для хранения жидкости.

Керамическое производство процветало в советский период в Грузии, но, как и во многих отраслях, после закрытия гончарных заводов в Тбилиси, Мцхете, Икалто и Зугдиди наступил спад. В 1959 году в Тбилисской государственной академии художеств была открыта мастерская керамики и стекла, что позволило ремесленникам впервые получить формальное образование в области гончарного дела.

Многие из важнейших гончарных традиций Грузии сегодня находятся под угрозой исчезновения, особенно изготовление квеври . Недавнее исследование, проведенное Грузинским центром искусства и культуры, показало, что из мастеров-керамистов, которые все еще практикуют, менее одной пятой из них используют традиционные методы и дизайны.

Туристический бум в Грузии вновь популяризировал традиционную керамику в качестве сувениров, а увеличение экспорта вина и чачи создало повышенный спрос на глиняные сосуды. Предпочтение использовать керамическую плитку местного производства при реставрации культурных памятников также создало больше работы для глиняных мастеров Грузии.

Залитая солнцем студия со скамейками

О студии ОРКОЛ

Роберт Абсандзе работает с глиной с 1987 года, когда он окончил программу Государственной академии в Тбилиси. В 2011 году он основал свою студию в ее нынешнем виде, а в 2019 году семья была переименована в ОРКОЛ. Название происходит от мегрельского слова, обозначающего винный кувшин, как показано на рисунке выше.

ОРКОЛ производит ассортимент бытовой керамики для повседневного использования, а также для выполнения индивидуальных заказов. Во время нашего визита Роберт работал над персонализированным обеденным сервизом, украшенным фамильным гербом, и набором потолочных роз для реставрации близлежащего замка.

Хотя большинство предметов являются утилитарными, миссия Роберта состоит в том, чтобы привнести искусство в эти повседневные предметы. Его творческие проекты включают кувшины с удлиненными носиками и красивыми ручками. Использование ярких цветов для геометрических мотивов и нежных цветочных узоров — еще одна отличительная черта ORKOL.

Роберт также рисует акварелью.

Расположенная за семейным домом в центре Зугдиди, ORKOL Studio представляет собой частично современную галерею, частично студийное пространство. Рабочее пространство представляет собой огромный залитый солнцем склад с рабочими столами и открытыми стеллажами.

Роберт и Цира приветствуют туристические группы и гостей, которые заглядывают в мастерскую и покупают товары прямо в их маленьком магазине. В конце поста расскажу подробнее о посещении ОРКОЛА.

Процесс

Во время экскурсии по ОРКОЛУ вы увидите процесс изготовления керамики. Невероятно, но здесь в студии все делается с нуля, начиная с изготовления собственной глины. Я впервые вижу оборудование, необходимое для превращения красной земли в тонкую глину.

Чтобы сделать глину, Роберт собирает красную землю в деревнях вокруг Самегрело. Вернувшись в студию, он использует специально разработанный барабан, чтобы соединить землю с водой, вращая и разделяя ее несколько раз.

Он использует смесь двух глин для изготовления своих гончарных изделий – пропорции определяются на глаз и на ощупь. После смешивания и прядения глина пропускается через то, что выглядит как гигантская колбасная машина, а затем уплотняется в прямоугольные формы и оставляется сохнуть.

Глиняные формы.

Наряду с глиной, Роберт также делает свои собственные бессвинцовые краски, растирая пигменты и смешивая их с песком.

Процесс создания сосуда начинается с замешивания глины. Мастерская огромна, но Роберт работает в дальнем углу на крошечной скамье под открытым окном.

Роберт за рабочим столом в Студии ОРКОЛ.

Каждый сосуд он формирует вручную на механизированном гончарном круге. Появление оркола занимает всего несколько минут. Инструменты используются для выравнивания поверхности и формирования выступа.

После высыхания в течение нескольких дней они с помощью деревянных и металлических инструментов вдавливают узоры в пластичную глину. Некоторые модели имеют сложные вырезы.

Большая часть керамики ОРКОЛА украшена геометрическими узорами, некоторые из них взяты из традиционных мегрельских символов. Многие наборы также украшены современными мотивами, такими как гранаты и маленькие цветы.

Последний дизайн был идеей Циры. Она помогает отцу в мастерской с юных лет и сама является мастером-керамистом. Манана также помогает переносить готовые горшки на деревянные доски для сушки.

Частично высушенная керамика.

Когда приходит время рисовать, Цира использует специальный инструмент для нанесения самодельных пигментов. Ей требуется около 25 минут, чтобы закончить кувшин такого размера.

Она несколько раз подчеркивает, что все материалы и цвета полностью натуральные и нетоксичные, в отличие от большинства массовых изделий из керамики, которые сегодня можно найти в Грузии.

Цира демонстрирует, как она раскрашивает керамический кувшин.

Некоторые поверхности остаются неокрашенными и полируются с помощью небольшой каменной палочки. Это придает глине гладкую, мерцающую поверхность.

Готовая к обжигу керамика проходит первый обжиг при температуре 900 градусов. В жаркий зугдидский летний день жар от печи почти невыносим, ​​поэтому большую часть керамики стараются обжигать в более прохладную погоду.

В типичном для Роберта стиле «сделай сам» он обжигает все в печи, которую сам построил из кирпичей. Это довольно ветхий номер, но он делает свою работу.

Недавно семья использовала грант USAID для покупки второй современной печи, которую они используют всякий раз, когда устраивают общественные мастерские. Для своих повседневных обстрелов они по-прежнему предпочитают оригинал.

Керамика чернокопченая

Часть керамики проходит дополнительный обжиг во второй печи – модифицированной грузинской тон печь с тяжелой крышкой. Он используется для черного копчения керамики, традиционной грузинской техники, которая включает сжигание кусков сосны в печи.

Керамика опускается внутрь и нагревается. Затем через отверстие в крышке вставляют небольшие кусочки соснового дерева и оставляют тлеть вместе с глиняной посудой.

Одна из самодельных печей Роберта.

Красная глина впитывает дым и угольную пыль, окрашивая ее в глубокий черный или матово-серый цвет.

Когда керамика выходит из печи, черный осадок стирается с элементов дизайна, но остается на сырой глине навсегда.

Чернодымленная керамика. Фото предоставлено студией «ОРКОЛ».

Как объяснила Цира, коптящая глина — это распространенная техника в Грузии, которая происходит от использования открытого дровяного огня для приготовления пищи. Этот метод использовался с раннего бронзового века и был особенно популярен в Колхиде, современной Западной Грузии.

Фигурные ручки и полосы с геометрическими мотивами определяли западно-грузинскую керамику со времен поздней бронзы. Напротив, глиняная посуда из Кахетии в восточной Грузии обычно необработана и не украшена. Историки указывают на влияние греческих традиций на Западную Грузию, чтобы объяснить появление мотивов, ярких цветов и использование остекления.

В готовом виде дымчатая керамика имеет металлический блеск и невероятно легкая. Вы были бы прощены за то, что подумали, что это пластик, если бы не видели процесс полностью. Какими бы красивыми они ни были, они также очень практичны — Цира объясняет, что глину очень трудно сломать, и ее даже можно использовать в микроволновой печи.

Керамические скульптуры

Домашнее гончарное дело — хлеб с маслом для ОРКОЛА, но Роберт по образованию художник. Многие из его современных глиняных скульптур выставлены в художественной галерее перед студией вместе с акварелями и другими творениями.

Роберт черпает вдохновение из текущих событий при создании своих скульптур. Привлекательный набор крошечных бюстов на постаменте — некоторые с ирокезами, татуировками и пирсингом — были смоделированы по образцу посетителей GEM Fest, музыкального фестиваля в Анаклии, который Роберт посетил для исследования.

Галерея студии «ОРКОЛ».

Старые произведения, вдохновленные событиями 1992 и 2008 годов, передают настроение во время последней политической и социальной борьбы в Грузии. Новая статья, которую Роберт показал нам, — это размышления о правах женщин.

Мне особенно нравятся скульптуры, вдохновленные археологическими находками. Роберт часто посещает раскопки в Нокалахеви и других местах и ​​заимствует символы и формы из обнаруженных колхидских сокровищ.

Как посетить Студию ОРКОЛ в Зугдиди

Студия ОРКОЛ находится на переулке Ниношвили, за автозаправочной станцией на главной улице Зугдиди.

Роберт и его семья приветствуют как туристические группы, так и посетителей. Вы найдете студию и магазин открытыми ежедневно с 10 утра до позднего вечера.

Хотя предварительное бронирование не обязательно, я рекомендую отправить Тсире короткое сообщение на Facebook, чтобы сообщить ей, что вы приедете.

Для получения дополнительной информации посетите ORKOL Studio на Facebook.

История грузинской керамики: одна из старейших традиций Грузии, которая до сих пор очень жива

Как и многие другие древние народы, керамика является важной частью как прошлого, так и настоящего грузинской культуры. Едва ли на грузинской земле проводились археологические раскопки, в ходе которых не была бы обнаружена многовековая керамика разных видов мастерства. Керамические артефакты, начиная с культур Кура-Аракс и Триалети, от древней эпохи до средневековья, показывают, что глиняная посуда была способом для грузинских предков изображать и дополнять свою культуру, религию и социальную жизнь.

Документально подтверждено, что Грузия имеет древние корни. Первые люди, Homo Erectus Georgicus, то есть найденные в Грузии, датируются возрастом 1,8 миллиона лет. История грузинской керамики тоже начинается рано, в эпоху неолита. Похоже, что грузины в то время уже освоили изготовление рельефов на керамике: глиняный сосуд для вина, считающийся самым древним сосудом для вина в мире, найденный в регионе Квемо Картли, украшен деталями виноградной лозы, что свидетельствует о том, что виноделие зародилось. стали или становились большой частью местной культуры.

К 4-3 тысячелетиям религиозные верования, а также увлечение астрологией были приняты в ранние грузинские культуры, о чем свидетельствует керамика этого периода, которая включала некоторые религиозные и астральные символы. Мастера перешли к высококачественной черно-глянцевой керамике, украшенной геометрическим орнаментом.

Под влиянием связей с Западной Азией культура Триалети 2-го тысячелетия демонстрирует мастерство не только гончарного дела, но и металлургии. Найденные в курганных могильниках сосуды из серебра и золота свидетельствуют о прекрасном подходе мастеров к деталям. Рисунки на некоторых чашах свидетельствуют о многофункциональном значении виноградной лозы, поскольку к тому времени растение стало частью религиозной символики, а сами сосуды были неотъемлемой частью религиозных ритуалов.

Бронзовая статуя железного века «тамада» (тамада)

Символика виноградной лозы со временем становилась все более красочной. К раннему железному веку древние грузины уже установили культуру «тамады» (грузинского тамады), что видно на небольшой бронзовой скульптуре мужчины из Вани, которая, если присмотреться, кажется очень современной. , с 8-6 века до н.э. К этому же периоду относится глиняный сосуд для вина в форме барана, объединяющий культуру вина и барана с грузинской традицией, а также придающий ему оттенок греческой мифологии. Изготовленные из бронзы рогатые сосуды для питья, известные в современной Грузии как канци, также происходят из этого периода.

Грузинская керамика периода античности также подтверждает, что виноградная лоза и вино являются главными символами национальной культуры и устремлений, поскольку мастера, похоже, находились под греческим и римским влиянием, особенно в западной части Грузии. В эту эпоху возникает культура земледелия, изображаемая на керамических и металлургических сосудах: быках, лошадях и снова баранах.

Переходя к периоду нашей эры, по мере того, как в стране укреплялась культура виноделия, мастера начали формировать сосуды и кубки по-разному. Вскоре после того, как христианство стало частью грузинской культуры, средневековые мастера рано начали свой собственный период возрождения, вернувшись к истокам местной керамики. Как и в раннем бронзовом веке, на кувшинах и посуде популярными изображениями были птицы и животные. Средневековая грузинская керамика, более красочная, чем когда-либо, может быть легко связана с керамикой Ближнего Востока и Кавказа в целом.

Монгольские нашествия 13 века заставили страну сделать несколько шагов назад в производстве ремесел. Гончарное дело не возобновлялось до 18 века, когда оно стало частью народной культуры, своего рода повседневной посудой. В 20 веке по всей стране открылось до 50 гончарных мастерских, чтобы не отставать от тысячелетних традиций. И это продолжается и сегодня, в каждом регионе Грузии есть хотя бы одна гончарная мастерская.

Традиционный сосуд для питья вина «Марани». Мастер керамики Гиви Татулашвили

В дополнение к аксессуарам, керамика в Грузии на протяжении всей истории использовалась как практичные сосуды для хранения воды, молока и вина, для использования в качестве кухонной утвари, для хранения зерна и для использования в строительстве.

Сейчас грузины, конечно, перешли на более «современные» решения – молоко хранится в пакетах, вода – в бутылках; но большая часть грузинского вина остается в глиняных сосудах квеври. Прежде чем сесть за написание этой статьи, я хотел написать отдельно об истории грузинской керамики и только в последнем абзаце связать ее с культурой виноделия.