Какой головной убор не носят казаки: Какой головной убор НЕ носят казаки?
Кубанка – олицетворение достоинства казака
Для большинства казачьих войск кубанка не просто традиционный головной убор, а важный элемент обмундирования, часть культуры казачества. Папаха низкого кроя получила название «кубанка». Традиционное сырье для изготовления кубанки — низкой папахи — натуральный каракуль и сукно для верха в красном (или ином) цвете в зависимости от принадлежности к казачьему войску.
История появления форменного головного убора казаков
Первично лохматые папахи носили жители Карачаево-Черкесского региона, они были полностью из шкуры барана без цветных вставок. Папахи являлись атрибутом праздничного убранства горцев. Казаки с радостью переняли наряд черкесов и привнесли в него цветной верх и перекрещенный галун. Со временем, папахи с цветным верхом прижились среди казачества. Про них даже поговорки складывали, к примеру: «Чем выше папаха, тем богаче казак». При постоянной носке мех снизу папахи стирался и ее подворачивали, так они и уменьшались по высоте. Но помимо всадников, в войске были и пешие казаки. Они и носили кубанки. Шапки меньшего размера были гораздо удобнее в носке, особенно, если речь шла о головных уборах, которые надевали в пеших походах или разведке.
Внешние характеристики исторической кубанки
Кубанка всегда шьется с отворотом. Донце кубанки состоит из круга с нашитым на него крест на крест галуном.
Сакрального смысла крестообразные линии не имеют, хотя некоторым и хочется верить в его существование. При царе казаки носили галун серебристого цвета, но в 1943 г. советская власть помимо введения погонов закрепила за казаками галуны золотого ( для комсостава) и черного цветов. По цвету верха можно определить к какому войску принадлежит его владелец:
- красный — Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Енисейскому или Уральскому казачеству.
синий, аналогичный тону отделки на торжественном мундире — Терскому и Оренбургскому;
желтый — Забайкальскому, Астраханскому, Уссурийскому и Иркутскому;
- зеленый – отражает отношение к Амурскому казачеству.
- черный – может использоваться всеми казачьими округами в условиях повседневного или полевого ношения.
Современное казачье воинство России состоит из более 20 отдельных войск со своими традициями и устоями.
Раньше кубанку можно было потерять только с головой
Сегодня покупка новой шапки вместо старой — не проблема, но в старину такого в принципе невозможно было представить, настолько сильно было значение кубанки в жизни казака. В ней он отправлялся в бой, назначался в атаманы.
Головной убор считался символом покровительства и защиты. За его отворотом хранили самые ценные документы, изложенные на бумаге молитвы, вшивали миниатюрные иконки. Позже появилась традиция крепить к шапке награды, и она обрела еще большую значимость.
Внешний вид шапки свидетельствовал о положении в обществе своего обладателя. Человека, у которого сбили шапку с головы, вызывают на поединок. Кубанка снималась казаком с головы в исключительных случаях:
Непокрытая голова мужчины — свидетельство того, что он не принадлежит к казачьему роду и не является местным жителем.
Головной убор сопровождал важные жизненные моменты казака:
Если кубанка залетала в окно к девушке, значит казак признается ей в любви. Она могла выбросить головной убор или оставить себе, что свидетельствовало о ее неприязни к парню, или наоборот, взаимной любви.
Заброшенная во двор форменная шапка — предупреждение о том, что к девушке придут сваты.
В старину существовала традиция — вновь избранный атаман надевал шапку из бараньей смушки, которая называлась «трухменка». Название не случайное — так называлась одна из народностей Кавказа. Трухменка символизировала высокий статус владельца. Во время ритуала остальные казаки снимали свои кубанки, высказывая таким образом уважение к вновь избранному атаману.
При возвращении казака со службы, он забрасывал головной убор в родовую реку, поклоняясь ей.
Шапка убитого воина возвращалась его сослуживцами домой, где ей отводилось специальное место — перед иконой. Как только кубанка погибшего родственника оказывалась на своем месте, община оказывала жителям дома свое покровительство.
Казаки, желающие связать себя узами брака со вдовами, приходили к реке с шапками убиенных мужей, пускали их по воде и произносили слова, указывающие на их благие намерения, просили извинения у погибших.
Роль кубанки в жизни современного казака
Сегодня головному убору отводится несколько иная роль, нежели в старину — он не считается атрибутом повседневного мундира, а только торжественного обмундирования. Многие традиций современное казачество не придерживается — они остались лишь легендами, но уважение предков — незыблимо и сегодня.
Головной убор достойны носить только самые лучшие представители казачьего войска — обладатели высоких моральных и духовных устоев, отличной профессиональной и физической подготовки. Чтобы получить кубанку, казак готов продемонстрировать свои качества, пройти не одно испытание. Владея кубанкой, представитель казачьего рода несет ответственность не только перед семьей и общиной, но и перед страной, народом. Он ее оберегает на протяжении всей жизни, ведь потеря головного убора равноценна потере чести.
Казачья шапка кубанка: что это такое
Для казачьих войск, особенного Кубанского и Терского, кубанка – это не просто шапка, а очень важный форменный головной убор, который прочно закрепился в казачьей культуре. Это название он получила еще во время Первой мировой войны, сохранив его по сегодняшний день.
Кубанка – низкая папаха, которая изготавливается из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки и дополняется оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки только из волчьих шкур.
Как и когда появилась кубанка?
Время идет, вместе с ним меняется и мода, в том числе на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были распространены лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они только для праздничного убранства.
Позже папахи перекочевали к казакам, существенно изменившись. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи произошли вовсе не потому, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться через леса и заросли, а еще больших усилий стоило удержать их на голове на скаку, особенно во время ветра.
К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, которые дошли до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.
Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют какого-то сакрального смысла — они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь с давних времен донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция эта существует и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Значение имеет только цвет верха:
- У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
- У донских казаков обычно используют красные цвета.
- У астраханцев донце шапки отличается ярким желтым цветом.
Сегодня насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют собственные традиции и устои.
Значение кубанки
Наверное, ни один головной убор не имел настолько символического значения для казака и его семьи, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней шли в бой и назначали атаманов.
За отворот складывали только самые ценные бумаги, туда вшивали иконки и записки с молитвами. Даже голосование в казачьем кругу проходило именно шапками. Еще более значимым этого головной убор стал после того, как к нему стали прикреплять награды.
По внешнему виду кубанки можно было понять положение человека в обществе. Например, если папаха на голове казака поломана, он считался рабом. Если головной убор сбивали с головы, значит, таким образом вызывали на поединок.
Раньше с непокрытыми головами ходили лишь иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать этот головной убор только в трех случаях:
- Молитва.
- Присяга.
- Выступление на Круге.
Если парень хотел признаться девушке в любви, он мог закинуть кубанку в окно. И если она оставляла её себе, значит, отвечала взаимностью. А головной убор, заброшенный во двор, предупреждал о скором сватовстве.
Когда выбирали атамана, он надевал на себя особую шапку-трухменку, которая подтверждает высокий статус, а остальные казаки снимали свои в знак уважения и признания. Трухменка изготавливалась из бараньей смушки, а свое название получила от одного из кавказских народов – трухменов.
Вернувшись с войны или службы, казаки забрасывали свои шапки в родовые реки, таким образом отдавая им дань и радуясь возвращению.
Кубанку убитого казака сослуживцы приносили домой и клали перед иконой, оказывая уважение семье умершего. С тех пор родные убитого были под покровительством общины и Бога.
Если казак планировал жениться на вдове, то приносил к реке шапку погибшего мужа, пускал ее по воде и просил прощения у товарища, говоря о чистоте своих помыслов.
Кубанка сегодня
Конечно, сегодня традиционный казачий головной убор перестал быть повседневной одеждой. Его надевают обычно на праздники и в особых случаях. А многие традиции канули в лету, став интересными историями. Однако ничто не забыто. Современные казаки свято чтят и уважают память предшественников.
Для казаков кубанка – знак отличия. Её удостаиваются только самые лучшие, те, кто обладает высокими физическими, моральными, духовными и профессиональными качествами. Ради нее даже проходят испытания, демонстрируя свои возможности.
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и раньше, ее требуется оберегать, как собственную жизнь.
Традиционный головной убор кубанских казаков уже перестал быть частью повседневного образа. Шапку надевают лишь в особых праздничных случаях. Современные казаки помнят традиции своего народа, поэтому значение этого головного убора не забыто.
Раньше традиционную шапку могли носить лишь те, кто её заслужил. Это был знак отличия, который получали те, кто оказывался лучшим по итогу испытаний. Получить головной убор было огромной честью, поэтому такой головной убор берегли и чтили.
В современном обществе многие дизайнеры взяли такой необычный крой за основу и стали выпускать модели в казацком стиле. Теперь модницы и модники могут согреться зимой с теплой и стильной меховой шапкой, дизайну которой они обязаны именно кубанским казакам.
Образы с шапкой-кубанкой:
- жилетки из меха;
- пальто с меховыми элементами, расположенными по горизонтали;
- пальто без меха, подчеркивающее талию;
- укороченные куртки и длинные зимние юбки;
- шубы (расцветка должна подходить под головной убор).
При создании образа следует опираться на элегантность. Стиль должен быть аристократическим, парящим. Изделие совсем не подходит под современные пуховики и дутые куртки в спортивном стиле, если говорить о девушках.
‘Это война на уничтожение. Либо мы уничтожим русских, либо они уничтожат нас» — The Irish Times
Перед вторжением России в Украину 24 февраля туристы со всего мира посетили реконструкцию Сечи, столицы крепости, построенной запорожскими казаками в 16 веке. Они наблюдали за всадниками в казачьих костюмах и слушали экскурсоводов, рассказывающих легенды о касте воинов, которых украинцы считают своими отцами-основателями.
Сегодня Хортица, лесистый остров в Днепре, где стояла Казацкая Сечь, является украинской военной базой, окруженной минным полем. Солдаты в касках стоят на обложенных мешками с песком контрольно-пропускных пунктах на мостах через шоссе.
Российская императрица Екатерина II приказала разрушить Сечь в 1775 году, положив конец казачьему гетманству или протогосударству и укрепив господство России над Украиной. Екатерина пошла покорять татарский Крым и основывать Одессу, назвав свои украинские владения Новороссией. Владимир Путин сосредоточил свое наступление на тех же землях сегодня, почти 250 лет спустя.
Но Путин не считался с казачьим духом. Когда президент Владимир Зеленский отказался от предложения США спасти его в начале войны, он продемонстрировал казачий дух. Когда украинский морской офицер на Змеином острове в Черном море ответил на ультиматум известными теперь словами: «Русский военный корабль иди на хуй», он вторил неповиновению казачьей слободы Конотоп, которая в XVII веке проголосовала за терпеть бомбардировки, а не сдаваться.
ПОДРОБНЕЕ
Святослав Щербина (63 года) работает волонтером на блокпосту на окраине Запорожья. Он начал узнавать о казаках в конце 1980-х, когда гласность ослабила советскую мертвую хватку в украинской истории. «У меня мурашки по коже, когда я читаю про казачий гарнизон под названием Щербина!» он вспоминает.
У Святослава Щербины «мурашки по коже», когда он узнал, что он из казаков. Щербина дежурит на блокпосту в качестве волонтера. Фотография: Лара Марлоу
Щербина перестала говорить по-русски и выучила украинский. Он помог построить реконструированную Сечь на острове Хортица. В 1990 году сотни тысяч людей собрались здесь на казачий праздник, посвященный 500-летию казачества.
«Украина все еще была частью Советского Союза, — говорит Щербина. «Люди носили традиционные вышиванки и размахивали украинскими флагами. Их дух пробудился. Они вдруг поняли, что они украинцы».
Казачье возрождение набрало обороты с обретением независимости в 1991. Украинцы чувствовали, что не столько строят, сколько восстанавливают страну, набирая то, что Гетманщина была разгромлена Екатериной II. Прозападный кандидат в президенты Виктор Ющенко, который позже был отравлен и изуродован, почти наверняка по приказу Путина, в 2004 году вел предвыборную кампанию как потомок казаков.
Аресты и избиения
Щербина стала депутатом районного совета, экскурсоводом на острове Хортица. Его личная борьба против российского засилья стоила Щербине неоднократных арестов и избиений на протяжении последних трех десятилетий.
Жеребец перевез через реку в безопасное место раненого казачьего гетмана или предводителя, дав имя Жеребец (жеребец) селу на притоке Днепра, где родилась Щербина. В ходе одной из бесчисленных попыток стереть украинскую культуру Советы переименовали деревню в честь коммунистического героя. Название снова изменилось после обретения независимости, но Щербина сожалеет, что жители не восстановили его казачье имя.
‘Большая часть этого региона уже занята. Мою деревню обстреливают каждый день. Каждый день свежие могилы»
Укрываясь от солнца под навесом из камуфляжной сетки, закрывающим его блокпост, с автоматом АК-74 на коленях, Щербина рисует словесные изображения казаков, несущих на плечах лодки-чайки, чтобы устроить внезапную атаку на турок и татар в Крыму . Он рассказывает о французском кардинале, который нанял казачьих воинов для захвата крепости на Ла-Манше в середине 17 века, а затем отказался им платить, потому что они использовали магию, чтобы за одну ночь совершить то, что французы не смогли сделать за 10 лет. Он рассказывает мне о сундуке с золотом на турецком корабле, потопленном казаками в Днепре. «Я вырос на казачьих легендах, — говорит он. «Некоторые могут быть даже правдой».
Сестра Щербины до сих пор живет в семейном доме в Жеребце/Таврийском, очень близко к оккупированной Россией зоне. «Большая часть этого региона уже оккупирована. Мою деревню обстреливают каждый день. Каждый день свежие могилы, и люди теряют здоровье, потому что живут в страхе. Это моя родная деревня, где я родился».
Как и в казачьи времена есть предатели. Недавно Щербина и его товарищи задержали подозреваемого в шпионаже. «Это был дедушка на велосипеде, бедно одетый, фотографировал для русских. У него было 200 000 гривен (5 300 евро) в карманах, чтобы платить другим за сотрудничество. Командир поблагодарил нас, потому что он был очень опасен».
Казаки представляли собой не этническую группу, а совокупность потомков цивилизации средневековой Киевской Руси (9-13 вв.), переживших монгольское нашествие, и крепостных из Царства Польского и Великого княжества Литовского (1569-1795 гг. ). ). Они переселились на плодородные земли Днепра, чтобы жить на свободе. Слово казак, означающее «свободный человек» на турецком языке, впервые было использовано в 1492 году османским лидером, жалующимся полякам на казачьи нападения на его войска.
На протяжении почти трех столетий казаки защищали свои границы и заключали изменчивые союзы с поляками, русскими и татарами, часто записываясь в качестве оплачиваемых воинских пособий. Они сформировали образованную элиту, которая создала свой собственный стиль Bbroque и в 1615 году основала Киево-Могилянскую академию, которая до сих пор остается престижным университетом.
«Типичный казак»
Андрей Емец (51 год) — директор детского театра, известный всем как казак Мамай. «Я выгляжу как типичный казак, — объясняет он. «Казак Мамай обычно изображается сидящим со скрещенными ногами и держащим музыкальный инструмент. Он не конкретный человек, а символ патриотизма и мудрости. Эта прическа называется селедка. Казаки — православные христиане и носят одну серьгу в честь своего ангела-хранителя, стоящего справа».
Андрей Емец, режиссер детского театра, более известный как Казак Мамай. Фото: Лара Марлоу
Емец начал причесываться селедкой, бритая голова с косой или конским хвостом, растущим на макушке, в 1991 году, когда Украина обрела независимость. Во время разговора он вертит пальцами свои длинные казачьи усы. «Настоящий взрыв казачьей идентичности начался с российского вторжения [в Крым и Донбасс] в 2014 году, — говорит он. «Цельные части, вроде батальона «Азов», носят одинаковые стрижки, усы и серьги. Это популярно».
Гопак, танец казаков, исполняемый со скрещенными руками в положении на корточках, является национальным танцем Украины, заимствованным Россией, как борщ, недавно признанный ЮНЕСКО украинским. «Когда есть красивая украинская песня, ее переводят на русский и говорят, что это русская народная песня, — жалуется Емец. «В 18 веке Московия украла название Киевская Русь и стала называть себя русскими».
Емец собирает у входа в свой театр обломки войны: пробитый пулями бронежилет, окровавленный жгут, гильзы от стреляных пуль, ракет, ракет и артиллерийских снарядов. Самый большой корпус — от российской ракеты «Смерч» («Торнадо»). «Первоначальная ракета была в два раза длиннее, — говорит он. «Этот обстрелял нашу позицию. Я волонтер территориальной обороны, но я не воюю».
Ящики с картофелем, вишнями, соленьями и печеньем, все пожертвования для сил обороны, сложены в театре Емца. Вход на субботние утренние представления бесплатный. Театралы игнорируют сирены воздушной тревоги. «После спектакля зрители жертвуют все, что хотят, на бронежилеты и дроны для армии».
Казаки подбрасывали свои цилиндрические, покрытые мехом шапки в воздух, чтобы выбрать своего гетмана или вождя. Каждый украинский президент с 1999 года, включая Владимира Зеленского, приносил присягу на Пересопницком Евангелии, самой ранней украинской Библии, переписанной в середине 16 века. Рядом с президентом кладут булаву, символ казачьей власти.
С начала 19 века воспоминания о казачьем Гетманщине вдохновляли украинцев к демократии и независимости. Народный поэт Украины Тарас Шевченко писал о казаках. Николай Гоголь создал казачьего персонажа Тараса Бульбу, стареющего запорожского казака, который едет со своими сыновьями на Сечь. Лорд Байрон написал эпическую поэму под названием «Мазепа» о казачьем гетмане, заключившем злополучный союз со Швецией против России.
«Мы отдадим наши тела и души за свободу. Докажем, братья, что мы из рода казаков», — говорится в стихе из гимна Украины, написанном в 19 веке.век.
Вызывающее письмо
Художник украинского происхождения Илья Репин изобразил реальную историю написания казаками оскорбительного, вызывающего письма турецкому султану с отказом от его покровительства в 1676 году. Это письмо изучает каждый украинский школьник, оно было увековечено Французский поэт Гийом Аполлинер в стихах.
Ответ запорожцев художника украинца Ильи Репина. На нем изображена реальная история казаков, которые в 1676 году написали оскорбительное, вызывающее письмо турецкому султану с отказом от его покровительства.0003
Владислав Мороко, директор культуры Запорожской области, кандидат исторических наук. Он встречает меня в конференц-центре «Козак» (так по-украински пишется «Казак») Palace, который превратился в центр для беженцев. Продукты питания и средства гигиены упакованы в целлофановые пакеты с печатью Запорожья, на которой изображен развязный казак в кожаных сапогах, шароварах, гимнастерке и меховой шапке, вооруженный саблей и мушкетом.
Владислав Мороко, директор по делам культуры Запорожской области, гордится своей казачьей кровью. Фотография: Лара Марлоу
«Это миф, что казаки были только воинами», — говорит Мороко. «Американский Дальний Запад был очень похож на наши казачьи земли. Они дрались и сажали. Они бежали от крепостного права в Польшу и пришли на плодородные земли вдоль Днепра. Казаки, как американские пионеры, продвинулись через континент. Одной из причин, по которой русские хотели уничтожить казачество, было то, что оно представляло собой новую, протокапиталистическую экономическую систему. Они продали то, что вырастили. То, что сделало США богатыми, здесь было разрушено. В степях преобладало сильнейшее войско: гунны, монголы, русские».
«Нет ни одного украинского поколения, которое не участвовало бы в бунте или восстании. Нет ни одного русского поколения, которое не принимало участия в захватнических войнах».
Как и каждый украинец, у которого я брал интервью, Мороко рассматривает мучительную историю своей страны с Россией как континуум. «Нет ни одного украинского поколения, которое не участвовало бы в бунте или восстании, — говорит он. «Нет ни одного русского поколения, которое не принимало участия в захватнической войне».
Перед тем, как Революция Достоинства 2014 года свергла пророссийского президента Виктора Януковича, Мороко был уволен за преподавание украинского языка. Когда Россия вторглась в Украину и Донбасс, он присоединился к группе историков. «Мы ходили от одного вербовочного центра к другому, чтобы сказать им, что русские пришли сюда, чтобы убить нас, как они всегда делали на протяжении всей истории».
Казацкая власть над украинским воображением тем более впечатляет, что воины 15-18 веков не населяли всю нынешнюю Украину. Президент Зеленский, еврей и носитель русского языка, может быть казаком по духу, но сомнительно, что в нем течет казачья кровь.
Как Щербина и Емец, Мороко претендует на казачье происхождение. «Мы считаем, что все мы потомки казаков, — говорит он. «Моя фамилия по-украински означает «беда» или тот, кто наделает хлопот, если его тронуть. Казаки всегда были помехой для тех, кто с ними связывался».
Мороко с удивлением обнаружил, что его фамилию носят многие жители Сум, что в 450 км к северу от Запорожья. Там он подружился с армейским офицером по имени Мороко. «К сожалению, у него сейчас осколки в голове, потому что он отдал свою каску рядовому».
«Бой насмерть»
Мороко перекликается с двумя темами, которые часто звучат в Украине. «Это война на уничтожение, — говорит он. «Либо мы уничтожим их, либо они уничтожат нас. Это бой насмерть». Украинцы также считают, что это давно откладывавшийся конфликт, которого они избежали, когда покинули умирающий Советский Союз в 1991 году.
«Начиная с 24 февраля, это наша война за независимость», — объясняет Мороко. «Раньше Россия пыталась вести опосредованную войну, играя с «зелеными человечками». Теперь они дерутся под открытым небом».
Прежде чем мы расстанемся, Мороко ведет меня посмотреть на уличную фреску, которую он заказал как региональный директор по культуре. Он намеренно разместил его напротив окна кабинета университетского профессора, которого обвиняет в принятии «Русского мира» или русского мировоззрения.
Уличный мурал в Запорожье отождествляет воина-казака с украинским генералом начала ХХ века и современным солдатом, сражающимся с Россией. Фотография: Лара Марлоу
Три фигуры появляются на сине-желтом фоне украинского флага, над пшеничным полем и красными маками в память о погибших. Слева воин-казак с обнаженной грудью, в селедке и с длинными усами. В центре генерал из 1917-1921 Украинская война за независимость. Справа современный украинский солдат в форме НАТО. «С твердой верой в окончательную победу Украины», — говорится в нем.
Фреска испорчена несколькими коричневыми пятнами. «Бомбы с краской, брошенные [пророссийскими] сепаратистами», — объясняет Мороко.
Русское станичное фольклорное представление Санкт-Петербург | танец | Культура
История казачества. У многих современных людей сложилось общее представление, что казак – это воин или род воина, живший в определенный исторический период и сражавшийся за свою свободу. «Казак» — в переводе с тюркского языка означает «свободный человек». Существует также множество других теорий, каждая из которых толкует это слово совершенно по-разному, но самая распространенная теория состоит в том, что казак был человеком свободным, но вооруженным, готовым к нападению и бою. Казаки впервые упоминаются в летописях в XIV веке… Читать далее
Расселение казаков. казачьи общины. Южные окраины России обычно занимали беглые крестьяне и люди, ищущие лучшей доли. Казаки образовывали дружины, ставя своих выборных атаманов (главу общины). Они воевали то на стороне соседей, то против них… Читать дальше
Казачья культура, фольклор, танец, музыка. С местными жителями завоеванных земель казаки жили мирно. Иногда они даже перенимали некоторые их традиции и обычаи. Они заимствовали, в частности, кухню и музыку, язык и одежду. Все это привело к тому, что обычаи и традиции казаков различных регионов России стали серьезно отличаться друг от друга… Таким образом, традиции и обычаи кубанского казачества приобрели черты народов Кавказа. Это обусловило появление уникального культурного феномена. В песнях и музыке кубанских казаков стали слышны кавказские мотивы. Есть много примеров этого. Так вот, очень похожа на горскую песню и пляску казачью лезгинку… Смотрите видео >>
Менталитет и Казак Характер. Казаки всегда считались своенравным, воинственным и гордым народом. Эти качества очень хороши для боя. Вот почему в общинах приветствовались воинственность и гордыня. Характер женщины был достаточно сильным. Ведь они держали все хозяйство, когда мужчины уходили на войну. Беспощадные к своим врагам, эти воины всегда были добродушны, гостеприимны и щедры в своем окружении. У казаков есть уважение к старшим, любовь к женщинам и Родине, стремление к свободе. Все это те ценности, без которых невозможно представить этих отважных воинов. Характер казака всегда отличался двойственностью. Иногда этот человек веселый, шутливый и веселый. А иногда — непривычно молчаливый, грустный и неприступный. Объяснение довольно простое. С одной стороны, эти люди, которые постоянно смотрели смерти в глаза, не упускали ни малейшей радости, выпавшей на их долю. С другой стороны, в душе они всегда были поэтами и философами. Взрослые всегда учили детей наблюдать за ними. Также всегда в этой среде строго придерживались народных обычаев и традиций казаков. Они считались жизненной и бытовой необходимостью в каждой семье. Нарушение или несоблюдение какого-либо обычая и традиции всегда осуждалось всеми живущими в деревне или хуторе.
Обычаи и традиции казаков. Существует довольно много строгих правил и принципов. И постепенно в их списке произошли некоторые изменения. Таким образом, некоторые обычаи и традиции были заменены исчезнувшими. Время отфильтровало их и оставило только те, которые наиболее полно отражали культурные особенности этого общества. Кратко традиции и обычаи казаков можно сформулировать так:
- Уважение к старшему поколению
- Чествование гостей
- Уважение к женщине (жене, сестре, матери)
Давайте рассмотрим некоторые из этих догм более подробно.
Отношения с родителями. Почитание старшего поколения всегда было для казаков не только обычаем, но и внутренней потребностью. Оно проявлялось в заботе сына или дочери о своих родителях, а также о крестной матери и крестном отце. Задачей крестной было помочь родителям подготовить казачку к замужней жизни. Она научила ее труду, бережливости, рукоделию и домашнему хозяйству. Главной обязанностью крестного отца было подготовить маленького казачка к службе. При этом спрос с него был больше, чем с родного отца.
Традиции и обычаи казаков таковы, что авторитет матери и отца для молодежи считался непререкаемым. Они настолько почитали своих родителей, что без их благословения не принимали решения по самым важным делам и не приступали ни к какому делу. Этот обычай сохранился до наших дней. Неуважение к родителям считалось большим грехом. Ни одно решение о создании семьи не принималось без их согласия. А при изучении традиций и обычаев уральских казаков тот факт, что родители, как правило, сами выбирали невесту своему сыну. К тому же пара расставалась очень редко. В казачьей среде развод не принят.
Отношения с Старшими. В традициях, обычаях и культуре казаков всегда прослеживалось уважение к прожитым годам. Молодежь всегда почитала старших. Они отдали дань уважения людям, претерпевшим множество лишений и уже не способным постоять за себя из-за наступившей немощи. В то же время младшие всегда проявляли сдержанность по отношению к старшим. Они заботились о стариках и всегда были готовы им помочь. Кроме того, обычаи казаков требовали соблюдения определенных правил этикета. Таким образом, когда появлялся человек преклонного возраста, все вставали. Мужчина в форме дотронулся рукой до края своего головного убора. Молодые люди без формы сняли шапки и поклонились. Курить и сидеть в присутствии пожилого человека запрещено. Также запрещалось разговаривать (без его разрешения), а тем более нецензурно выражаться.
Уважение к старшим прививалось ребенку с раннего возраста. Такая же градация была и между детьми. Особенно уважали старшую сестру. Всю оставшуюся жизнь младшие братья и сестры называли ее «няней». Ведь старшая дочь всегда заменяла мать, занятую хозяйством.
Гость — Бог! Человек, пришедший в дом, считался у казаков посланником Божиим. В то же время самый желанный и ценный гость – это чужой человек, проделавший долгий путь из дальних мест и нуждающийся в приюте, заботе и отдыхе. Казаки презирали всякого, кто не оказывал должного уважения чужаку. Сколько бы лет ни было гостю, ему всегда предоставлялось лучшее место для отдыха и еды.
Считалось неприличным в течение трех дней расспрашивать этого человека о цели его визита. Даже старик уступал место молодому, если это был гость. По обычаям казаков, никогда не брал с собой еды, когда ехал. Ведь в любой деревне всегда найдутся родственники, кумовцы, сваты или просто коллеги, которые обязательно встретят, накормят и приютят на ночлег. Такие обычаи сохранились до наших дней, а казачье гостеприимство не претерпело особых изменений.
В традициях представителей этого общества всегда была необыкновенная честность. Считалось даже, что любой мог оставить деньги на улице, не опасаясь, что их украдут.
Казак и баба. В семейной жизни отношения, существовавшие между женой и мужем, определялись христианским учением, которое гласит: «Жена да боится своего мужа». При этом супруги всегда придерживались вековых традиций казаков. И говорили, что мужчине нехорошо вмешиваться в женские дела, и наоборот. Все семейные обязанности строго регламентировались самой жизнью. Каким бы ни был характер женщины, к ней следует относиться с уважением. Ведь женщина – это будущее всего народа и нации.
Обычаи казаков не допускали присутствия женщины на сходке даже для решения личных вопросов. За нее заступался атаман, кум, старший брат или отец. Среди казаков женщины пользовались таким уважением и почитанием, что даже не нужно было наделять их правами мужчин. Казачкам запрещалось стричь волосы и носить мужскую одежду. На публике муж и жена проявляли сдержанность с элементами отчужденности.
Поведение в повседневной жизни. Еще одна характеристика казачьего темперамента – воины воспринимают свою одежду как вторую кожу. Они содержали его, как и собственное тело, опрятным и чистым. При этом казак никогда не носил одежду с чужого плеча. Эти люди очень любили общение и пиршество. Они не возражали против выпивки, но никогда не напивались.
Казаки с удовольствием пели песни и плясали. Горилку (водку) за столом никогда не разливали. Его подносили каждому сидящему на подносе. Захват «лишнего» просто обходит стороной или отправляет его спать.
Среди казачьих обычаев были и другие черты быта. Все они порождены существующими условиями жизни. Например, казак никогда не появлялся на улице под руку с женой. А еще это можно объяснить заботой о женщине. Ведь в боях казаки несли потери, порой значительные. И просто невозможно представить, что мужчина будет идти по улице с женой на руках, и им встретится молодая казачка, потерявшая мужа. Что будет с душой вдовы? По этой же причине казак никогда не появлялся на улице с ребенком на руках.
Долгое время в обычаях храбрых воинов были мужские разговоры. Это были вечеринки без женщин. Точно так же казачки собирались без мужчин. Когда вместе что-то праздновали (свадьбу, именины или крестины), то садились по разные стороны стола. Это нужно было для того, чтобы пьяный казак не позволил себе вольностей с чужой женой, а другие не применили оружия.
Культ вкусностей и подарков был также очень популярен среди казаков. Без них ни один человек никогда не возвращался из дальнего похода.
Казачья лошадь. В обычаях уральских воинов не было принято идти воевать на Кобыле. Терские казаки, выходя из дома, садились на лошадь, которую оседлала и вела их мать, сестра или жена. Эти женщины потом познакомились с мужчиной.
Когда казак умирает, и его провожают в последний путь, за его гробом немедленно следует боевой конь, покрытый черной шапкой. Боевое оружие владельца было привязано к седлу животного. И только после коня были родственники покойного.
У донских казаков издревле есть обычай: отправляясь на войну, брать с собой немного родной земли. И набирать его нужно только из определенных мест: или возле церкви, или на могиле родителей, или во дворе своего дома. Эта земля была зашита в мешок, который казак повесил на грудь у креста.
Длинные чубы носили матерые казаки, почуявшие порох и проявившие героизм на полях сражений. Для молодых, только начинающих проходить боевое крещение, эта прическа была запрещена. Чубы были не только элементом образа казака, но и важным атрибутом, связанным с казачьей легендой. Считалось, что казаков, унесших много жизней в боях и совершивших много грехов, после смерти приговаривали к «горению в аду». Поэтому среди них существовало поверье, благодаря которому казаки твердо верили, что чубы помогут им избежать злой участи: а именно, воспользовавшись его чубом, милостивый Господь все равно вытащит беднягу из адского пламени.