Казаки в форме: Форма одежды и знаки различия

История казачьей формы одежды Оренбургского казачьего войска

Форменная одежда нерегулярного войска

Историческая форма казаков ОКВ

Первоначально Оренбургское нерегулярное войско длительное время существовало разделённым, как бы на три обособленные части — нерегулярный корпус, линейных казаков и особое Исетское казачье войско, входившее в состав Оренбургского нерегулярного войска на правах автономного образования, имевшее свою собственную Войсковую избу, Войскового атамана и Войсковую территорию. Причём, командующий Оренбургским нерегулярным корпусом одновременно считался и Войсковым полковником (атаманом) всех, находящихся на Южном Урале казаков.

В зависимости от достатка, казаки Южно-уральского края зимой носили нагольные тулупы или армяки, бараньи шапки. Летом верхнюю одежду южно-уральских казаков (исетских, яицких, уфимских) составляли разноцветные кафтаны, просторные шаровары домашнего сукна и высокие войлочные шапки из верблюжьей или овечьей шерсти. Обязательным элементом казачьего снаряжения являлась попона, которой всадник укрывал себя и лошадь во время внезапной пурги зимой или песчаной бури летом. По ночам попона могла служить палаткой, надёжно укрывая казака от холода. На ноги казаки надевали длинные шерстяные носки домашней вязки и, шитые из овчины мехом вовнутрь — сапоги. Летом — тонкие без каблуков ичиги. Нередко одежда казака на Южном Урале состояла из киргизского (киргиз — степной человек) бешмета с длинными, почти до колен, рукавами, овчинных шаровар («шелбаров») и круглого с широкими наушниками малахая, добытых в стычке с «хищниками» при отражении очередного налёта на казачий посёлок или станицу разбойных банд полудиких степняков. Менее состоятельные и удачливые казаки зимой надевали «купу» — киргизскую, отнятую у степняков шубу, сшитую из войлока, сбитого на бараньих шкурах. Такой разнообразный наряд казака обязательно дополнялся оружием, в основном, добытым в бою при отражении набегов диких орд кочевников на посёлки и станицы укреплённой линии. Любой казак, наряду с саблей имел лук и огнестрельное оружие. (Баканов В. П. 1993. С. 49.)

После создания Оренбургского нерегулярного войска, обстановка в крае требовала унификации обмундирования, чтобы можно было «издали с достаточной уверенностью определить — казачий ли это разъезд или шайка разбойников» (степных разбойников, направляющихся за «барантой»). С 1751 года указано оренбургским казакам носить однообразные длинные кафтаны синего сукна, опоясанные чёрным сыромятным ремнём, шаровары, заправленные в сапоги и высокие бараньи шапки с верхом синего или малинового цвета, чтобы были видны издали. Шаровары могли быть как холщовые, так и суконные, любых цветов. Зимой разрешалось казакам носить меховые шапки (малахаи) и нагольные полушубки. (Оренбургское казачье войско. 1874. С. 107.)

В 1785 году военному губернатору Осипу Андреевичу Игельстрому удалось ввести приближённую к армейской форму одежды для чинов второго корпуса, в дальнейшем переименованного в Оренбургский казачий Тысячный полк. Этот полк часто называли ещё Оренбургским Непременным казачьим полком, поскольку его личный состав находился на службе постоянно.

Всем чинам Оренбургского Непременного казачьего полка были определены для ношения куртки красного цвета и синие шаровары солдатского сукна. Однако это предписание не распространялось на остальные составляющие Оренбургского нерегулярного войска. К примеру, чины Исетского казачьего войска, входившие до конца XVIII века в состав Оренбургского нерегулярного войска на правах автономного образования, такую форму не носили. Да и уфимские казаки «справляли» для себя форму доступную, а не предписанную. Только в 1799 году Оренбургскому казачьему корпусу было рекомендовано иметь одинакового цвета куртки и шаровары. Причём войсковая канцелярия уточнила: «Цвет для курток красный, а для шаровар — синий».

Но единообразия форменной одежды Южно-уральского казачества в тот период не существовало, так как не было запрета на ношение любой другой формы доступной казакам Оренбургского корпуса.

 

Форменная одежда Оренбургского казачьего войска

8 июня 1803 года Высочайше утверждено положение об Оренбургском казачьем войске в составе 5 кантов и Оренбургского тысячного полка. Поскольку этим положением все войсковые разрозненные части Оренбургского нерегулярного войска сливались воедино, то Исетское казачье войско перестало существовать как самостоятельная боевая единица. При этом Оренбургскому казачьему войску впервые была установлена форма обмундирования. Оренбургскому тысячному полку (много позднее переименованного в атаманский) была определена новая форма близкая по покрою и виду к обмундированию Русской регулярной армии. С этого времени все чины Оренбургского тысячного полка стали носить кафтаны синего цвета с малиновым прикладом, такие же шаровары, белые кушаки, малиновые с чёрным околышем шапки. При этом всем казакам Тысячного полка предписывалось иметь синие с малиновой оторочкой седельные чепраки (чепрак — это своего рода парадное покрывало на спину лошади под седло из цветного сукна). (ГАЧО. ПСЗ. XXVII. № 20.700.)

В 1808 году всему Оренбургскому корпусу была установлена форма, скопированная с образца Донского войска. Она состояла из тёмно-синего кафтана или чекмени с красной выпушкой по воротнику и обшлагам, который предписывалось носить с 1 сентября по 1 мая, а в тёплое время года предписывалось носить полукафтан или куртку, заправляя её в синие шаровары с широкими красными лампасами или красной выкладкой (у тысячного полка двойные узкие лампасы). Причём, казакам дозволялось шаровары носить заправленные в сапогах. Казакам Оренбургского войска полагалось носить кивера из чёрной мерлушки с красной лопастью 5 вершков вышиной. Офицерам Оренбургского казачьего войска, для украшения киверов, предписывалось носить шнурки серебряные с золотым и чёрным и белый султан, а нижним чинам Оренбургского казачьего войска дозволялось на шапках иметь белые нитяные шнурки. На мундире всем казакам полагалось носить казачьи погоны — урядникам и рядовым казакам предписывалось иметь суконные красные погоны, при этом урядники, в отличие от рядовых казаков, имели серебряную тесьму, нашивавшуюся по вороту мундира. Казачьи офицеры Оренбургского войска должны были иметь серебряные погоны.

Оренбургский казак в форме на немецкой гравюре

Кроме того, в 1809 году казачьим офицерам был присвоен серебряный шарф, а нижним чинам казачьего войска полагалось иметь цветные кушаки и шпоры. (История казачества Азиатской России. 1995, с. 81.) Все чины казачьего войска должны были иметь кожаные сумки с перевязью для патронов. Однако всем казачьим офицерам, точно так же как и офицерам регулярной Русской Армии дозволялось украшать патронные сумки серебром, бляхами и галунами. Традиция украшения боевого оружия была очень древней: дворяне во все века имели украшенные портупеи к саблям.

Казаки тысячного полка получили такую же форму, как и казаки всего Оренбургского войска, но с некоторым отличием: приборное сукно, воротнички и обшлага мундиров у казаков Оренбургского тысячного полка были малиновые. На пиках казаки тысячного полка имели бело-малиновые флюгера. (Баканов В. П. 1993, С. 49.)

В 1821 году Оренбургский тысячный полк, называвшийся в то время атаманским полком, получил на вооружение тысячу конно-егерских ружей. Установленная в 1808 году форма Оренбургского казачества, без каких-либо серьёзных изменений просуществовала до 1833 года, когда вместо тёмно-синего сукна она стала «строиться» из тёмно-зелёного. (Баканов В. П. 1993, С. 50.) При этом всем чинам Оренбургского казачьего номера первого полка предписывалось иметь воротник, лампасы и погоны синего цвета, все прочие казаки конных частей должны были, в соответствие с приказом командира Отдельного Оренбургского корпуса от 8 января 1836 года, носить малиновые погоны и такие же лампасы. Султаны на киверах заменили на помпоны (офицерам полагались — серебряные, нижним чинам — голубые). (Кобзов В. С. 1996, С. 9.)

8 января 1837 года специальным указом по Оренбургскому корпусу объявлялось казакам и офицерам Оренбургского и Уральского казачьих войск иметь серые шинели со светло-синими погонами. При этом для отличия чинов одного войска от чинов другого войска, предписывалось ворот шинели и погон у оренбургских казаков иметь светло-синий, а у уральских казаков ворот шинели был серый, погон синий. Вместо султанов на киверах офицеров и казаков Оренбургского войска появились белые помпоны, витые шнуры и двуцветные кокарды. Всем казачьим офицерам полагалось иметь серебряные кокарды и серебряные чешуйчатые эполеты, темляки к сабле на ленте серебряного цвета с полосками по краям оранжевого цвета. Такого же покроя и цвета форма одежды устанавливалась и для чинов казачьей артиллерии.

Были внесены некоторые изменения и в одежду инородческих воинских формирований. К примеру, для военных чинов башкирского сословия, входивших в Башкирское иррегулярное войско, предписывалось иметь серый ворот шинели и красные погоны. Служилым мещерякам предписывалось иметь по вороту шинели красную выпушку и синие погоны. Ставропольские православные калмыки, сведённые в полк, стали носить шинели с красным воротником и такого же цвета суконные погоны.

В 1838 году у оренбургских казаков сабля была заменена на шашку. В конце 30-х годов ХIХ века российские власти завершили длительную работу по выработке нового положения об Оренбургском казачьем войске, принятом 12 декабря 1840 года. В соответствие с новым Положением офицерам и казакам Оренбургского войска были введены мундиры и шаровары тёмно-зелёного сукна со светло-синим прибором, кивера из чёрной смушки с синей лопастью, помпоны с репейком, синий бумажный кушак (офицерам — серебряный, артиллеристам — красный), серо-синеватая шинель. У казачьих артиллеристов было красное приборное сукно, обшлага и ворот мундира — чёрные с красной выпушкой (у казаков конных полков — светло-синие). Офицеры конных казачьих полков Оренбургского войска носили серебряные чешуйчатые эполеты. Казачьим артиллеристам Оренбургского войска полагалось иметь золотые эполеты. Урядникам и рядовым казачьей артиллерии Оренбургского войска полагались иметь медные, гладкие эполеты с алым суконным полем и нанесённым на него масляной краской номером батареи. Для отличия от рядовых казаков, унтер-офицеры и урядники Оренбургского казачьего войска нашивали по вороту и обшлагам серебряный или золотистый галун.

Но и введённая по положению 1840 года форменная одежда оренбургских казаков постоянно менялась, одни образцы заменялись другими, вносились различные дополнения и усовершенствования. В частности, уже в 1845 году на смену короткому мундиру, заправлявшемуся в шаровары, в Оренбургском казачьем войске вновь были введены длиннополые чекмени на выпуск. (Кобзов В. С. 1996, С. 14.)

Несколько иной вид устанавливался для мундиров офицеров и казаков, служивших внутреннему управлению — в полковых, окружных и Войсковых правлениях. 31 января 1846 года чиновникам управления, кроме адъютантов и их помощников, был присвоен чекмень тёмно-зелёного сукна с красным воротом и серебряными петлицами на клапанах рукава и вороте. Клапана и ворот по борту до полы обрамлялся красной выпушкой, а по вороту — чёрной. На чекмене казакам и офицерам Оренбургского войска, служившим внутреннему управлению, полагалось носить серебряные эполеты.

Оренбургские казаки 1867 год

С 1855 года кивера в казачьих войсках России заменяются папахами, поясной шарф заменяется кушаком без кистей. В 1856 году офицерам Оренбургского казачьего войска присвоен плащ. В 1857 году офицерам Оренбургского казачьего войска присвоены погоны с сюртуком и мундиром при походной форме. С 1857 года у нижних чинов Оренбургского казачьего войска отменяются пистолеты и заменяются ружьями. Для участвовавших в степных походах и размещавшихся затем в Туркестанском крае казачьих полков, были введены в 1868 году укороченные шаровары, приспособленные для носки внутри голенищ, и так называемые «гимнастические» рубахи из фламандского армейского полотна, с пристяжными погонами светло-синего цвета. (Кобзов В. С. 1996, С. 17.) В 1875 году установлено приказом по военному ведомству №34 для Оренбургских казаков ввести шинель из армейского серого сукна. (ГАЧО. Ф. И-10. Оп. 1. Д. 24. Л. 20.)

В 1881 году военное министерство капитально изменило все «артикулы», касающиеся формы: ПАПАХА: верх из четырёх частей колпаком, с закругленною макушкою цвета прикладного сукна части присвоенного. К тому времени светло-синий цвет был заменён на синий. «Вышина всей папахи 4 вершка», причём высота смушки стала 3 вершка. «Диаметр верхнего края оной на 1/2 вершка менее нижнего, который делается по голове». ФУРАЖКА: тёмно-синий верх, синий околыш и выпушка по тулье. Чёрный козырек лакированной кожи и подбородочный ремешок. На фуражках полагалось носить кокарду из мельхиора. ШИНЕЛЬ: строилась из серого армейского сукна. Полы по низу не доходили до земли по росту казака на 6 вершков (27 см). Борта прямые застёгивались на металлические крючки и петли. МУНДИР: шился по имеющемуся в стандартах образцу. Он должен был быть так сшит на казака, чтобы его можно было надеть на фуфайку (свитер) и при этом не сидел бы безобразно надетый и без фуфайки. Воротник стоячий, вышиною 1/8 вершка (5 см), должен быть так пристроен, чтобы под него подходили 2 пальца ребром. ПОГОНЫ: из приборного сукна части присвоенного. РУБАХА: из фламандского армейского сукна, с цельными не сшивными плечами и прямолинейными, несколько скошенными книзу рукавами. Длина стана рубахи 1 аршин 2,5 вершка (80 см). На плечах перемычки и дырки для погон. ШАРОВАРЫ: как и мундир, тёмно-синие, внизу суживаются и должны доходить свободно до щиколотки. Лампасы синие, шириною 1 и 1/4 вершка (5 см). САПОГИ: на одинарной или двойной подошве. Длины голенища от каблука 11—12 вершков (50—55 см), внутри подклад и ушки (петля для удобства надевания), верхний край прямой, ширина носка от 2,5 до 3,4 дюйма (6,25—8,1 см) и круглый. ТЕПЛУШКА: утеплённая куртка, прошитая в «клетку». ПОЯСНОЙ РЕМЕНЬ: боевой, из чёрной сыромятной кожи, шириной 3/4 вершка (3 см), длиною 1 аршин и 10 вершков (115 см). Пряжка четырёхугольная из круглой проволоки, толщиной в 1/8 вершка (0,5 см), шириною 1 вершок (4,5 см). Со шпеньком и катышком. (Баканов В. П. 1993, С. 50.)

В соответствие с Высочайшим Указом в 1885 году казакам пеших батальонов устанавливались мундиры тёмно-зеленого сукна с голубой по вороту и обшлагам выпушкой и серебряными петлицами, полагались эполеты, на голубом поле которых указывался номер батальона. Нижние чины носили такого же цвета чекмень и шаровары с голубым кантом по шву, заправленные в сапоги. Чекмень у урядников по вороту и клапанам рукавов обшивался серебряным галуном, а у барабанщиков на груди, рукавах и полочках нашивались голубого сукна клапана. Погоны устанавливались голубые суконные, с жёлтого цвета номером батальона. (2ПСЗ. Т. XXIX №. 20.000.)

В 1885 году офицеры и казаки пеших батальонов Оренбургского казачьего войска получили форму отличную от обмундирования казачьих чинов конных полков. Отличительной особенностью обмундирования казачьих чинов пеших батальонов были и головные уборы. Им полагалось носить шапки из голубого сукна с круглым верхом и околышем чёрного бараньего меха. У офицеров верх шапки обшивался по кругу, а затем крест-накрест серебряной тесьмой, у нижних чинов — только крестообразно. Кроме шапок чины пехотных батальонов вне строя носили фуражки тёмно-зелёного сукна с двумя выпушками — по верху тульи и околышу. Офицерские фуражки имели кожаный козырёк, у нижних чинов козырька не было, и на околыш наносили номер роты. К мундиру полагался чёрный галстук с манишкой — суконный или шёлковый. (Кобзов В. С. 1996, С. 16.)

Подвергалась изменениям и форма входивших в состав корпуса инородческих войск. В частности, в начале Крымской войны, когда почти все казаки Южного Урала пошли на фронт защищать своё Отечество, и некому стало нести службу на просторах Южного Урала, по инициативе Василия Алексеевича Перовского в Оренбургской губернии из инородцев было сформировано 4 конных башкирских полка, для несения полицейской и сторожевой службы. Для экипировки инородцев, за счёт податей с башкирского сословия, была сшита специальная форма состоящая из белых черкесок и высоких войлочных шапок, тёмно-синих шаровар с красным кантом. Все инородцы из башкирского сословия, добровольно пожелавшие нести службу в полку, получали обмундирование. (Кобзов В. С. 1996, С. 17.)

В 1892 году в Оренбургском казачьем войске была произведена замена короткополого мундира на длиннополый кафтан.

1 – реконструкция по фотографии офицера штаба атамана А. И. Дутова; 2 – казака конных полков Оренбургского казачьего войска; 3 – офицера артиллерийских частей Оренбургского казачьего войска; 4 – киргиза личного конвоя атамана А.И. Дутова

После реформы 1906—1910 годов была разработана и принята более удобная и частично сохранившая традиционные отличия новая казачья форма. Введено два комплекта обмундирования — повседневное и парадное. Офицеры Оренбургского казачьего войска получили сине-зелёные (так называемого «царского» сукна) мундиры с серебряными эполетами или галунными погонами с номером полка, серебряный кушак, серо-синие чикчиры со светло-синим лампасом, по вороту мундира и обшлагам шла выпушка, и полагались одинарные серебряные петлицы. (Очерки традиционной культуры казачеств России. Т. 1. 2002. С. 502.)

Головным убором служила чёрного меха папаха со светло-синим верхом и крестообразным галуном, или фуражка с козырьком. Нижние чины носили мундиры из сукна более тёмного цвета, серо-синие шаровары с лампасом, погоны приборного сукна с номером полка, кожаный поясной ремень, папахи или фуражки без козырьков и с кокардой. Фуражки с козырьком по новому положению полагались только офицерам и нижним чинам нестроевого разряда. Артиллеристы, в отличие от чинов конных полков, выпушку по вороту и обшлагам имели красную, ворот мундира и клапана чёрные, лампасы красные. Погоны нижних чинов артиллерии так же были красные с буквой «О». Парадный мундир и верх фуражки нижних чинов были чёрного цвета со светло-синим приборным сукном.

1- реконструкция по фотографии атамана А.И. Дутова, 2 – реконструкция по фотографии генерала И.Г. Акулинина; 3 – реконструкция по фотографии есаула Мишукова – личного ординарца атамана Дутова; 4 – реконструкция по фотографии неизвестного казачьего офицера ( по фотографиям, приведенным в книге Ганина А.В. Атаман А.И. Дутов. М., 2006).

Отличным было обмундирование офицеров и нижних чинов второй Оренбургской сотни, входившей в состав Лейб-гвардии Сводного Казачьего полка. Парадная форма состояла из мундира голубого цвета с белым кушаком, серебряных эполет, по вороту шла двойная оранжевая петлица. Парадный головной убор состоял из шапки с помпоном и Андреевской звезды вместо кокарды. Фуражка имела голубой верх и тёмно-синий околыш с обычной кокардой. Повседневное обмундирование состояло из мундира тёмно-синего цвета, серо-синих чикчир. С этого времени для казаков и офицеров конных полков и казачьей артиллерии вводилось стандартное полевое обмундирование, состоявшее из кителя или гимнастёрки защитного цвета, форменных шаровар с лампасом войскового цвета и полевой фуражки. На гимнастёрке образца 1909 года наносились светло-синие петлицы с пуговицей, серебряный погон с выпушкой и номером полка у офицеров и защитный с кантом у рядовых и урядников.

Мелкие изменения в обмундировании казаков Оренбургского казачьего войска происходили и после принятия новых образцов обмундирования. В частности, в июле 1912 года вместо походного мундира вновь была введена суконная рубаха, а папахи стали «строить» не из чёрного каракуля, а из домашней мерлушки. Она должна была быть слегка зауженной кверху и иметь короткий мех.

Казак и офицер конных полков Оренбургского казачьего войска

Во время 1-й Мировой войны 1914—1917 годов форма Оренбургского казачьего войска вся стала полевой, включая и фуражку. Покрой и вид формы был очень близок послевоенной (1941—1945) одежде бойцов и офицеров Советской Армии. Приказом по Военному ведомству от 18 октября 1915 года казакам разрешалось отступать от установленных образцов обмундирования и носить шаровары синего или чёрного цвета, шинель без цветных клапанов на вороте, сапоги пехотного образца и гимнастёрку с прямыми манжетами (на прежних — мыском). Казаки особых сотен в отличие от тех, кто служил в полках, получили новую шифровку на погоны, состоявшую из номера сотни и букв «ОС». В годы Гражданской войны казачье обмундирование окончательно потеряло прежние традиционные черты и от кавалерийских частей казаки отличались только шароварами с широкими лампасами и папахами со светло-синим верхом. (Кобзов В. С. 1996. С. 25.)

Пятков В. В., Тарасова С. В. «Традиционная культура оренбургских казаков: прошлое и настоящее». Челябинск, «Околица». 2005.

Рисунки — А. Лебедева

 

 

«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки? : Люди: Моя страна: Lenta.ru

При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.

«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.

Алина Десятниченко

Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.

Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.

В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.

Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?

Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.

Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.

Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.

С очень интересной трактовкой казачьей истории я столкнулась на Дальнем Востоке. Опять же повторюсь: казачество очень неоднородное. До СССР местное казачество не успело обрасти своими традициями, даже субэтносом не стало, не переплавилось в единое войско. Там я столкнулась с казаками-неоязычниками, и мне посоветовали «специалиста» по истории.

Я пообщалась с ним и услышала теорию о том, что казаки — это внеземная цивилизация

По его словам, они основали Гиперборею, отметились в Индии… Он не историк, конечно, он из разряда местных краеведов. Таких людей много везде. Видит бог, я честно старалась, просила тех, кого снимала, порекомендовать мне специалиста по казачьему Дальнему Востоку. Я там еще была на казачьем круге и общалась с самым старым казаком, которому было 90 с чем-то лет. Он был из донских и более чем адекватный. Познакомься я с ним раньше, то до того «краеведа» и не дошла бы.

А какого мнения придерживается Громов?

Он придерживается темы расказачивания. Громов в течение десяти лет стоял во главе Кубанского казачьего войска и сформировал его таким, какое оно есть. Я знаю, что он подготовил законопроект о реабилитации казачества. Насколько я помню, им сейчас даже положена земля, но ее дают в общественное пользование.

Раньше казаки могли раздавать в станице наделы молодым семьям. Они мечтают вернуть эту тему — что, конечно, вряд ли у них получится, это все-таки не Дальний Восток. А на Дальнем Востоке, с дальневосточным гектаром, это вполне может быть, и один из моих героев оттуда говорил, что они с семьей собираются основать казачью станицу.

Я читал, что сейчас на Кубани, по данным переписи населения, около пяти тысяч человек считают, что принадлежат к национальности «казаки». Это очень небольшая группа. Ты пишешь, что казаки до сих пор не могут разобраться, кто они такие. А ты поняла, кто такие современные казаки?

Я склоняюсь к тому, что это зависит от региона, где сложились такие традиции. У нас на юге, в том числе в Ростовской области, это переплетение традиций — с украинскими, конечно же. Балачка — наш особый местный диалект, песни…

Кстати, в какой-то момент я думала делать проект о предводителе кавказских горцев Шамиле. А казаки же, с одной стороны, воевали с ним, но с другой — часть их перешла на его сторону. И там по этому поводу существует очень интересный песенный фольклор. Этнос — это же общность, которая имеет свои традиции, отличия. В какой-то мере казаки обрастали ими. Возьмем, скажем, терских: у них есть свои песни, одежда, и в быту они себя немного иначе вели. Впрочем, не все казаки являются субэтносом, только какая-то часть их. Дальневосточные, как я уже говорила, — это скорее сословие, что ли…

Если говорить именно о кубанских казаках — насколько в советское время им удалось сохранить свои традиции и идентичность?

Я знаю, скажем, что в Великую Отечественную был казачий полк. Жители определенных станиц, считавшие себя казаками, служили вместе

В рамках своего проекта я фотографировала вещи, которые казаки во время расказачивания прятали, чтобы не выдать себя, и наткнулась на частный музей, который содержала одна женщина. Во времена СССР он был посвящен становлению советской власти, а потом она его переделала в краеведческий. Я помню, что в его экспозиции был в том числе портсигар, сделанный из крыла самолета, который сбил казак, и на нем был выгравирован сюжет из жизни казаков. Этот человек говорил, что он служил в казачьем полку.

В какой-то момент давление на казаков снизилось — как это было в отношении всех других этносов. Власть стала использовать их в собственных целях. Был написан «Тихий Дон», снят фильм «Казаки», стала перестраиваться мифология, и из казаков сделали такую полумифическую народность. Потом, на основе этих легенд, в 90-е годы наши казаки стали строить свою идентичность.

Из серии «Я — казак»

Фото: Алина Десятниченко

Однажды мы заехали к одному бизнесмену-аграрию, у него в доме висела картина — мускулистые полуодетые казаки на лошадях. И этот фермер сказал нам: «А это вообще-то казаки-характерники». «Кто?» — спросили мы. «Казаки-характерники! Это очень могущественные колдуны из Запорожской Сечи, поищите эту информацию!». А картина была нарисована в стиле иконы, с обратной перспективой, все как надо…

А откуда вообще взялся миф о характерниках? Это что-то современное?

Это с Украины, у них есть такая мифология, она и до нас доходит. Честно говоря, не увидь я эту картину, то и не знала бы о существовании такой легенды. В Википедии о них очень маленькая страничка. Так что не каждый знает об этом.

Когда современные, прежде всего кубанские казаки говорят «я — казак», что они имеют в виду?

Есть несколько вариантов. Самый простой — ты вступил в реестр и стал казаком. Это касается в основном мужчин, хотя женщины тоже могут это сделать, и это достаточно любопытная тема. В какой-то момент администрация края сказала, что все, кто охраняет учебные заведения, должны быть казаками, и те, кто работали там охранниками, просто вступили в казачество, в том числе и женщины.

Второй вариант (это, кстати, не отменяет регистрацию в реестре) — те, у кого есть казачьи корни. Но тут есть оговорка. По крайней мере некоторые из моих героев говорили, что для того, чтобы быть казаком, недостаточно крови. Это, конечно, замечательно, но должно быть соответствующее воспитание.

Опять же, что касается женщин, — кто считался казачкой? Распространенный стереотип, который частично основан на правде, — что в жены брали девушек любой национальности и вероисповедания. Хочешь не хочешь — возьмут. Но женщины сейчас тоже отвечают, что быть казачкой — это вопрос воспитания, любви к родине, к мужу, к детям, к традиционному образу жизни. Одна из моих героинь была по национальности армянкой, но считала себя казачкой, потому что она к этой теме прибилась — исследует песенный фольклор казаков.

Помимо любви к родине и семье, есть ли что-то, что отличает современного казака от просто патриота?

Честно говоря, я все время пытаюсь это найти. Пока все упирается в какие-то визуальные атрибуты: владение шашкой, ношение соответствующей одежды… С женщинами сложнее и в то же время проще: вышла замуж за казака — значит, казачка.

С другой стороны, наличие формы еще не делает мужчину казаком

При этом многие, кто погружались в эту тему, приобретали кубанки. Кто-то, чтобы показать свою принадлежность, ее постоянно носит. Но это скорее нетипичные представители. Большинство, если так можно сказать, серьезных казаков — или скорее тех, кто себя таковыми считает — они особо не афишируют это, пока с ними об этом не заговоришь.

А когда заговоришь?

Тут бывает разное. Часть казаков участвовали в присоединении Крыма. Некоторые были скорее моральной поддержкой, но те, кто участвовал в военных действиях, пока не спросишь — не скажут. Когда казаки говорят, что они этнос, тут даже по ДНК никак не определишь.

Получается, быть казаком — это как быть евреем. Казалось бы, достаточно исповедовать иудаизм, но все равно этого недостаточно, чтобы тебя признали своим. Можно ли сейчас стать казаком, не имея этнических корней?

Думаю, можно.

Из серии «Я — казак»

Фото: Алина Десятниченко

Есть, скажем, условный негр, который хочет стать казаком…

У нас есть такие! Есть фолк-группа «Маруся», которая выступает с казачьими песнями, но это смешно.

Казачье сообщество их казаками не считает?

Но при этом есть калмыцкие казаки. Такой полк существовал и в царское время выполнял свою функцию. Когда я была в Калмыкии, хотела пообщаться с их потомками. Их там немного, но, к сожалению, их атаман в то время уехал в Москву.

Это этнические калмыки?

Да. Мне тогда как раз были нужны представители другого этноса, которые считают себя казаками. Ведь каждый раз, когда я спрашиваю об этом у своих героев, получаю странные, но в то же время достаточно стереотипные ответы.

К вопросу о том, нужно ли быть этническим казаком: я столкнулась с тем, что у всех в моем окружении, так или иначе, если поскрести, есть казак в роду. Вот такая история. Если ты вступил в кубанское казачество и не знаешь, есть ли у тебя в роду казаки, начнешь искать корни — и в любом случае их найдешь.

Как настоящие казаки относятся к ряженым?

Раньше казачество было плюс-минус военным сословием, если убрать все этнические истории.

Большая часть настоящих казаков (как они себя называют — ведь, оговорюсь, сложно, когда традиция прервалась почти везде, называть себя настоящим) — довольно серьезные ребята. В большинстве своем они военные, как и их предки

Поэтому к ряженым у них если и не агрессивное отношение, то ироничное. Ходят тут, бряцают шашками, — ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось. Как я понимаю, наше государство пытается найти в казачестве ту же опору, что и Российская империя раньше. Но это не получится, хотя бы потому, что ты не можешь применять шашку по назначению, только носить ее и нагайку, когда ты в полном обмундировании и, скажем, с полицией патрулируешь город.

Тут возникает вопрос: чем является официальное казачество? Пока они занимаются только патрулированием города.

Быть казаком — в том числе уметь владеть шашкой. Но откуда взять это умение, если ею не дают пользоваться?

Почему, есть же курсы.

Из серии «Я — казак»

Фото: Алина Десятниченко

Есть два казачьих объединения: реестровое казачество и сообщество — что-то вроде профсоюза, который дает какие-то льготы. Но при этом ты не обязан носить единую форму, можешь носить любую. Это как клуб по интересам. И вот там и при самом казачьем войске можно научиться владеть шашкой. На ипподроме учат джигитовке. В общем, если очень хочется, то найти можно.

Часть моих героев начинали свое приобщение к казачеству с курсов фланкировки. Часть девочек и большинство мальчиков очень хотят помахать холодным оружием в детстве. А тут как раз есть варианты.

Войско предполагает, что оно должно воевать. Казаки готовы воевать?

Кто-то воюет, например, в Донбассе.

Именно как казак?

Выборка у меня небольшая, но часть моих героев туда идут, чтобы, по их словам, вернуть империю в свои границы. У нас есть Пашковский район, бывшая станица Пашковская, откуда родом казачье войско, которое защищало Николая Второго. И они говорят, что в день переворота он, к сожалению, отослал их, поэтому они его не спасли. Там построена церковь на деньги прихожан, в основном казаков, во имя Святого страстотерпца и мученика царя Николая. Эта тема там очень популярна.

Так что да, основная их цель — возвращение империи в ее границы. При этом неважно, какой веры они придерживаются — православной или языческой

То есть «За веру, царя и Отечество» — по-прежнему лозунг казачества?

Но есть — внезапно — и казаки-сталинисты! Это скорее старшее поколение.

Например, кто идет в реестр — зачастую бывшие военные, вышедшие на пенсию, но не желающие переставать служить. Один из моих героев так и поступил: записался в реестровое казачество, ему выдали форму, ему положено жалование, и у него есть определенные задачи. Он марширует на парадах, патрулирует город, выступает в массовках.

Из серии «Хогвартс Михаила Щетинина»

Фото: Алина Десятниченко

А как же царь?

Я как-то делала историю про казачью школу Щетинина, и там совершенно разные взгляды циркулировали: и неоязычество, и сталинизм, и казацкая идея. Я все пыталась ввести свое исследование в классическую канву, разбить на подтемы и общаться с определенными людьми, снимать определенные сюжеты — митинг, скачки и так далее. Но потом все это не вышло, поскольку визуально получалось по-разному, да и фактически тоже.

В этой школе всех — и мальчиков, и девочек — учат рукопашному бою, а потом приходит священник и посвящает их в казаки.

И неоязычников тоже?

Мне сказали, что все это по желанию, и никто никого по поводу религиозных взглядов не стесняет. Там и с Кавказа много ребят, исповедующих ислам.

Они тоже по окончании школы становятся казаками?

С частью этих ребят я ездила на казачьи сборы. Так что казаками они себя считали, да. Не знаю, освящал ли их батюшка. Поскольку нет определенного критерия, что такое казачество, пункт о вере тоже трактуется вольно.

Из серии «Хогвартс Михаила Щетинина»

Фото: Алина Десятниченко

Этническая принадлежность зачастую определяется и языковыми особенностями. Сейчас разговаривают на балачке в повседневности?

Да. В основном это, конечно, делают хуторяне, но на ней говорят и в станицах, и в Краснодаре, не обязательно ехать в дальний хутор. В основном это старшее поколение. Очень забавно слышать балачку в общественном транспорте — они обычно очень быстро на ней общаются, и ты ничего не понимаешь. Если они будут говорить помедленнее, то все понятно. Они говорят с фрикативным «гэ», «шокают» и так далее — это забавно. Это не украинский, это не совсем мова, это местный диалект.

Каким видят будущее казачества те, кто считает себя настоящими казаками? Ты задавала такой вопрос? Я понимаю, что обычно люди об этом не задумываются…

Я спрашивала об этом некоторых казаков. Те, кто об этом задумывается, конечно же, хотят восстановления тех прав и свобод, которые были в Российской империи. Но, опять же, тут надо обговорить, до какого века, какие именно права и свободы… Есть более радикальные казаки, считающие, что именно Романовы их всех и закабалили.

Из серии «Я — казак»

Фото: Алина Десятниченко

Казаки ищут власть, ту власть, которая у них была, хотя бы как отдельного войска, чтобы не просто носить шашку на параде, но и иметь право ею пользоваться (не обязательно только шашку, кстати). Была инициатива создать Всероссийское войско казачье, но я так и не поняла, куда она исчезла. До 2019 года об этом говорили, были новости, вроде бы сами казаки это обсуждали, но что-то все затихло… Во главе вроде хотели поставить нашего кубанского атамана. Это пока все нарисованное.

А что осталось от казаков не нарисованного?

Не знаю. То, что пытаются реабилитировать, уже оторвано от корней, и сейчас руководствуются теми мифами, которые были созданы в советское время, — той же замечательной серией мультфильмов про казаков. Но это же не настоящие казаки. Так люди не жили. В головах все это перемешалось. Все мечтают о власти — люди всегда мечтают о власти.

Но из мифов вырастают и этносы, и религии, и общности. Эти люди смогут произвести такое сообщество?

Им нужна поддержка. Но пока государство не разрешит им по-настоящему строить свое сообщество, сделать казачество «снова великим» — это все останется на уровне условных «профсоюзов». Прерогативу на насилие у нас имеет государство, и пока оно не разрешит определенные действия, ты хоть двадцать раз каждый день маршируй по улице, это ни к чему не приведет.

Казачья форма — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
115 релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Казачья форма, 1820 плакатов и гравюр Рудольфа Аккермана

    • Плакат изобразительного искусства

    • Картинка в рамке

    • Холст

    • Открытка

    • Поздравительная открытка

    Рудольф Акерманн

    Художественный плакат

    Другие продукты…

    • Удивительное качество печати жикле
    • Бумага для художественной печати плотностью 240 г/м²
    • Гарантия цвета более 100 лет

    Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет

    Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет

    Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет

    Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет

    Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет

    Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет

    Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет

    £17,95Специальное предложение

    Был .
    Вы экономите £-17,95 (ошибка Liquid (фрагменты/product.ondemand, строка 187): разделить на 0%).

    • Плакат изобразительного искусства

    • Картинка в рамке

    • Холст

    • Открытка

    • Поздравительная открытка

    Закрыть

    Информация о размерах

    Размеры
    Общий размер

    х см

    (х дюйм)

    Произведение искусства

    х см

    (х дюйм)

    Граница (крепление)

    см
    верх/низ

    (в)

    см
    лево право

    (в)

    Глубина

    3,8 см

    (1,5)

    Лицевая часть рамы

    2см

    (0,79 дюйма)

    Глубина

    2,3 см

    (0,9 дюйма)

    Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)

    Наши принты

    Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 240 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.

    Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета для печати проходят независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .

    Узнайте больше о наших репродукциях.

    Произведено в Великобритании

    Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.

    Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.

    Доставка и возврат

    Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
    все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
    все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
    все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
    все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
    все поздравительные открытки отправляются в течение 1-3 дней.

    Доставка в Великобританию осуществляется
    5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы,
    10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке,
    10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна),
    1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
    1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт,
    или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.

    Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.

    Изображения продукта Казачья форма, 1820 г.

    Информация о товаре Казачья форма, 1820

    Казачья форма, 1820

    Рудольф Акерманн

    Казачья форма, 1820 год.