Мода 1960 великобритания: Модная Британия 60-х — шоппинг гид по бутикам Свингующего Лондона. Carnaby Street

Мода 60-х. Легендарное десятилетие

Модные тенденции 60-х годов прошлого столетия вновь на пике популярности. Какой же она была на самом деле, мода того далекого и очень интересного времени?

Легендарные 60-е годы — это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.

Новое явление — молодежная мода, возникло еще в 1950-е годы. Быстро растущий уровень жизни послевоенных лет привел к тому, что начало формироваться экономически независимое молодое поколение.

К 60 –м годам многие молодые люди стали финансово независимы от родителей, им хотелось быть особенными ни на кого не похожими, слушать «свою» музыку и носить «свою» одежду, которая подчеркивала бы отличительные особенности нового поколения. . Производителям модной одежды стало выгодно работать исключительно на молодежь. Кроме всего прочего, рос научно-технический прогресс, миру нужны были образованные люди, поэтому в 60-е годы наметился настоящий «образовательный бум».


В разрастающейся студенческой среде, конечно же, зарождались движения протеста. У молодых появлялись собственные кумиры. Это уже не звезды кино, а лидеры молодежных музыкальных движений: Элвис Пресли, Билл Хейли, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон и пр. — харизматические личности, олицетворяющие «свингующие шестидесятые». Этот знаменитый термин появился благодаря журналу «Time» 15 апреля 1966 года, назвавшего Лондон «свингующим городом». Это был первый город, в котором дизайнеры стали создавать одежду именно для молодежи.

Законодательница моды Франция, несмотря на то, что наступило новое десятилетие, все еще предлагала стиль «утонченной женственности» — элегантные платья и костюмы, перчатки, жемчуг. Благодаря новаторским начинаниям, в начале 60-х, столица мировой моды переместилась из Парижа в Лондон. Еще со второй половины 1950-х годов в Лондоне начали открываться альтернативные магазины для молодежи на Кингс-Роуд и Карнаби-стрит, ставшими в 1960-е годы самыми модными улицами мира.


В конце 1950-х годов в Лондоне появляется новая субкультура под названием Моды (англ. Mod — from modernist) сокращенно от «модернисты» — современные. Предшественниками модов в конце 50-х были знаменитые «Тедди-бойз» (Teddy boy – мальчик Tедди) или, как их сокращенно называли, просто «Тедди», последователи «эдвардианского стиля» (Тедди сокращенно от имени Эдуард) – стиля короля Великобритании Эдуарда VII.

«Неоэдвардианский» стиль» в мужской моде конца 1950-х популяризировал Пьер Карден, предложивший носить костюмы с узкими жакетами без воротника, белые сорочки, элегантные галстуки, жакеты Неру с воротником-стойкой, узкие брюки.

Моды подхватывают щегольскую манеру одеваться. Их девиз — «умеренность и аккуратность!» Моды носят идеально сидящие костюмчики, химическое чудо начала 60-х — белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, белые носочки, делают безупречные прически. Любимое средство передвижения модов – скутер.

Моды пропагандируют правила «идеального вкуса» и минимализм, одеваясь по принципу — «меньше значит больше». Образ «Мода», благодаря прессе, становится очень популярным у подрастающего поколения. В 1962 году последователями стиля mods становятся легендарные «Битлз». Они снимают кожаные куртки и футболки и облачаются в модные костюмы.

Девушки, поддерживающие субкультуру модов, носят брюки, мужские рубашки, обувь на плоской подошве, делают короткие стрижки и определенный макияж, используя основу, придающую лицу бледность, коричневые тени для век, белёсую помаду и накладные ресницы.


Именно в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира. Мэри Квант выдвинула свой знаменитый лозунг: «Хороший вкус — это смерть. Вульгарность — жизнь». Она отрицала элегантность и традиции «хорошего вкуса», считая их ханжеством.


Популярности мини способствовала и новая манекенщица, которую нашли для демонстрации «стиля Лондон», — знаменитая Твигги (веточка), настоящее имя которой Лесли Хорнби. Ею создан образ угловатого подростка, шокировавший старшее поколение. В 1966 году Твигги, будет названа «лицом года» и войдет в историю моды как кумир 60-х и первая настоящая супермодель, которой поклонялись и подражали толпы поклонников.


Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты». Детские платьица и сарафанчики с завышенной талией, гольфики и туфельки на низком каблуке, надетые на Твигги плюс инфантильное выражение лица модели, все это напоминало об образе Лолиты из романа Владимира Набокова, появившегося в 1955 году. Другой популярнейшей британской моделью 1960-х годов была Джин Шримптон, олицетворяющая более женственный, но от этого не менее модный образ.


В это же время в Лондоне становится очень популярным дизайнер Джон Бейтс, одно время работавший под именем Жан Варон, многие историки моды считают, что именно он, а ни Мэри Квант, является истинным создателем мини-юбки. Бейтс внес большой вклад в развитие моды 60-х годов, но его имя, к сожалению, не так широко известно, как имена многих собратьев по цеху.


Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной. В 1960-е годы знаменитый французский парикмахер Жак Дессанж некоторое время работает с легендарной звездой, продолжая популяризировать полюбившийся образ, Брижит Бардо постоянно появляется с различными прическами на основе начеса.


А в Лондоне с1963 года парикмахер Видал Сассун начинает делать точные геометрические стрижки, стильные, современные и легкие в уходе. Его знаменитый боб приурочен к показу коллекции Мэри Квант. В 1963 году прическа актрисы Нэнси Кван, созданная для фильма «The Wild Affair», появились в журналах по всему миру. В последующие годы Сассун разрабатывает еще целый ряд точных стрижек. В 1968 году Сассун делает знаменитую Pixie cut (стрижку эльфа) — ультракороткую стрижку актрисе Миа Фэрроу.


Модный мир делится на приверженцев пышных причесок на основе начеса и геометрических стрижек. На подиуме новаторская геометрия одерживает победу. А вот в жизни женщины предпочитают начесы и пышные укладки. Повсеместная мода на точные стрижки придет чуть позже, в конце десятилетия и задержится в 1970-х. Кстати, и сам маэстро Сассун вполне дружелюбно относился к сложным прическам и начесам и мастерски умел их делать. Помимо стиля Брижит Бардо и геометрических стрижек в 1960-е годы модными становятся шиньоны.


Стилисты, создающие одежду исключительно для молодежи, появляются и в других странах. Готовая одежда набирает популярность, а у домов высокой моды сокращается число клиентов и им приходится срочно налаживать свои линии прет-а-порте. Но в середине 60-х высокая мода укрепляет позиции. Париж наконец-то берет реванш. Культ молодости, возникший в Лондоне, перемещается на французские подиумы, благодаря Андре Куррежу, знаменитому модельеру, предложившему космический стиль.

Вдохновленный освоением космического пространства и первым полетом в космос в 1961 году советского космонавта Юрия Гагарина, Курреж в 1964 году представляет свою новую коллекцию, для которой использует чудо промышленной химии 60-х — винил и синтетические ткани. Он так и называет ее «Космическая эра». Для показа Курреж подбирает особенных манекенщиц – юных, со спортивными фигурами, узкими бедрами, окрестив их «лунными девушками». Головные уборы, похожие на шлемы, серебристые синтетические материалы и белые полусапожки из винила на низком каблуке делали манекенщиц похожими на астронавток или инопланетянок. Это была первая коллекция «от кутюр», адресованная молодым.

В качестве прет-а-порте Курреж предлагает женщинам носить брючные костюмы, мини-платья трапециевидного силуэта без акцентирования талии, двубортные жакеты. Любимые сочетания белого, черного и серебристого Курреж соединяет с оранжевым и зеленым, желтым и розовым. А вот при составлении ансамблей кутюрье придерживается традиционных представлений, подбирая к каждому платью, костюму или пальто головной убор, обувь, перчатки и очки.

«Космический стиль» разрабатывают и другие модельеры, например, Пако Рабан, создает одежду из металла и пластика, а в 1966 году, демонстрирует коллекцию пластиковых аксессуаров и бижутерии.


Версию «космического стиля» в 60-е демонстрирует и Пьер Карден. В 1964 году он показывает свою космическую коллекцию. Его модели более приемлемы для потребителей. Карден предлагает платья с элементами из металла или пластика, короткий «космический» сарафан с большими проймами из трикотажа, синтетической ткани или кожи, который можно носить как с водолазкой «лапшой», так и без всего.

Другие популярные модели Кардена — конструктивные костюмы с мини-юбками, свитеры, брюки, кожаные куртки с молниями, комбинезоны. Визитная карточка Кардена — геометрические линии кроя и геометрический декор. В 1967 году он демонстрирует платья, с выпуклым узором, дополненные длинными перчатками и сапогами выше колен из лакированной кожи. Сочетание супер-мини и высоких сапог вошло в моду благодаря Кардену.


Экспериментатор Руди Гернрайх один из самых авангардных дизайнеров США создает одежду, в которой стираются границы между полами. В 1964 появляется его сенсационная коллекция женских купальников с открытым верхом, названных «монокини» и комбинезонов в стиле унисекс, а также нижнее белье — боди телесного цвета из эластичного полиамида. В 1964 году Гернрайх демонстрирует прозрачные женские блузы, которые носят без бюстгальтера. Первым из американских дизайнеров он использует синтетику, винил и пластик в качестве прозрачных вставок на платьях, обуви и украшениях. В 1966 году Гернрайх представил ансамбли «Total Look», в которых все элементы костюма, включая колготки и обувь, с рисунками, имитирующими шкуры животных.


В 60-е, как и в 20-е годы, бум на абстрактную геометрию. Особенно популярны черно-белые графические рисунки в стиле «оп-арт» (оптическая иллюзия). Подобные модели предлагают многие модельеры — Оззи Кларк, Нина Риччи, Ги Ларош и др. Ткани и трикотаж с черно-белой графикой: клетками, полосами, геометрическими элементами получают широкое распространение в массовой моде. Еще один символ моды шестидесятых — абстрактные рисунки ярких «психоделических» расцветок Эмилио Пуччи. Геометрический принт, очень модный в этот период, используют многие именитые модельеры и производители массовой одежды.




60-е
годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде — они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые. Именно в это время появляются пластик, ткани с люрексом, винил, кримплен, нейлон, дедерон, дралон, дакрон, лайкра, полиэстер и т.д.


Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Этот бум возводит на пьедестал американского «короля бижутерии» Кеннета Джей Лейна, открывшего в 1963 году фирму, выпускающую оригинальную бижутерию и эксклюзивную обувь. Кеннет создавал уникальные искусственные украшения для Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и т.д.

В моде крупные яркие украшения из пластмассы, искусственные драгоценности, обувь и аксессуары из полимерных материалов, крупные очки в пластмассовой оправе.


Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием – «go-go». Пропагандистами моды на сапоги гоу-гоу считаются французские модельеры Андре Курреж, Пьер Карден и английский модельер Мэри Квант в коллекциях которых модели мини часто сочетались с высокими, облегающими ногу сапогами. Идея была подхвачена многими дизайнерами, а обувные производители начали массовое производство модных сапог.


Бум «космического стиля» пришелся на 1965—1966 годы. Однако в чистом виде он существовал только на подиумах, в модных журналах и в кинематографе.

В повседневной жизни людям, конечно же, требовалась другая одежда. Большинство клиенток домов высокой моды были, как и прежде, женщинами «элегантного возраста», которые могли себе позволить далеко не все. Им предлагался «облагороженный» вариант молодежной моды — юбки до колена, костюмы, осовремененные яркими расцветками, рисунками и новыми лаконичными линиями, классические «лодочки» на маленькой шпильке.


Молодежь 1960-х годов предпочитала носить мини юбки, платья и сарафаны прямого или а-образного силуэта, рубашки, водолазки и облегающие джемперы, туфли на низком каблуке с квадратным мыском, делать модные стрижки и прически с начесами, завивать волосы концами наружу.


В 60-е годы все хотели выглядеть молодо и современно. Одной из самых элегантных женщин своего времени по праву считалась Жаклин Кеннеди, предпочитающая простой и одновременно роскошный стиль. Жаклин одевалась в Париже у знаменитых кутюрье Юбера Живанши, Кристобаля Баленсиаги, Коко Шанель и др. Cтав первой леди Америки, Джеки была вынуждена обратиться к услугам американского модельера Олега Кассини (Олег Лоевский), сына российских эмигрантов. Стиль Жаклин Кеннеди выбирали для себя многие женщины 60-х.

Трансляторами нового стиля, основанного на совершенстве геометрических линий, были многие популярные актрисы того времени.


Большинство домов высокой моды в 60-е годы стало выпускать созвучные времени линии прет-а-порте. Например, в коллекциях Дома Диор, модельер Марк Боан возглавляющий его в тот период, предлагал брючные ансамбли с геометрическим декором ярких цветов, мини-платья с цветочными и обстрактными рисунками, лаконичные костюмы пастельных оттенков. Великолепный французский мастер прет-а-порте Тед Лапидус выпускал безупречно сшитые брючные костюмы, а-образные пальто, разноцветные мини-платья, костюмы в клетку. В магазинах готовой одежды подхватывали идеи модных кутюрье, включая в свой ассортимент одежду ярких расцветок с простыми геометрическими линиями.


В 1962 году вышла первая коллекция нового дома моды «Ив Сен-Лоран», ставшего ведущим домом «от кутюр», символом французской моды. Сен-Лоран не смотрел в космос, как многие модельеры того времени, его взгляд был обращен на городские улицы, он выводил на подиум изыскано перефразированный дух времени, стремясь делать комфортную одежду, подходящую и молодым девушкам, и женщинам элегантного возраста. Музой кутюрье на протяжении многих лет была актриса Катрин Денёв.


После показа первой же коллекции Сен-Лорана, журнал «Лайф» назвал её «наилучшей коллекцией дамских костюмов, созданных после Шанель». Для создания своего стиля в 1960-е годы Сен-Лоран заимствует элементы из мужского гардероба, вводит в женскую моду кожаные пиджаки, высоченные сапоги до бедра, мужские смокинги. Модельер считается одним из основателей стиля унисекс. В 1965 году Сен-Лорана демонстрирует в своей новой коллекции знаменитые платья из трикотажного полотна — простого кроя, без воротника и рукавов, с декором в виде крупных цветных клеток, созданные по мотивам живописи художника Питера Мондриана. Их дополняют туфли, сделанные дизайнером обуви Роже Вивье — черные лодочки на низком каблуке с квадратным носом и квадратной металлической пряжкой.

В летней коллекции 1966 года появляются брючные костюмы и платья из трикотажа в стиле «поп-арт» — с огромными аппликациями в виде губ, сердец, женских профилей и контура тела. В летней коллекции 1968 года Сен-Лоран предлагает стиль «сафари». В этой же коллекции присутствуют прозрачные блузы, смокинги, комбинезоны и шорты.




Мода
конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. В наиболее яркой форме эти идеи проявлялись среди представителей элитарной молодежной субкультуры, созданной интеллигенцией и представителями среднего класса. Протест против несправедливости выражался в пассивном сопротивлении обществу — своеобразном уходе от действительности и отказе от благ цивилизации. Хиппи пытались выстроить новую систему человеческих взаимоотношений, считая, что путь к достижению лучшего — это любовь.

В субкультуре хиппи складывался культ минимальных человеческих потребностей. Они пропагандировали аскетический образ жизни, отказывались от собственности и многих благ цивилизации, осуждали «общество потребления». Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива — рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы — символизируют свободу.


В поисках собственной индивидуальности молодые бунтари смешивают одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевают ценность старой одежды из магазинов секонд -хенд. Эффект поношенности зачастую специально имитируется с помощью заплат и потертостей. Очень ценятся самодельная одежда с ручной вышивкой или аппликациями, ручное вязание, самодельные украшения.

Кульминация движения хиппи — 1967 год. В «альтернативных» магазинах появляется одежда из натуральных тканей, этническая одежда и даже вещи с эффектами поношенности. В 1967 году в Лондоне проходит первый показ «моды хиппи». Официальная мода обязана «детям цветов» появлением многих стилей — этно, фолк, ретро, унисекс, диффузного стиля и, конечно же, джинсового, ставшего в 1970-е одним из самых популярных.


Мужская мода более консервативна, чем женская, но и она подвержена изменениям. Для традиционной мужской моды60-х годов характерны узкие брюки в начале десятилетия и появление брюк клеш в конце. Чувствовалось влияние спортивного стиля, пиджаки стали длиннее и уже, с трикотажа исчезли узоры и орнаменты, их заменили свитеры в полоску или ромб и более строгие однотонные или с геометрическими рисунками кардиганы. В конце 60-х многие стали носить водолазки и свитеры, связанные резинкой, которые в нашей стране известны под названием «лапша». Ближе к 1970-м в мужскую моду вошел цвет, яркость, разнообразие рубашечных рисунков. На мужскую молодежную моду этого периода большое влияние оказывали многочисленные субкультуры и музыкальные направления.


Косметическая палитра этого времени, такая же разнообразная и свободная, как и все модные тенденции. В начале 60-х, ещё удерживается мода на яркие губы, но уже с середины десятилетия эта тенденция прошла, уступив место светлой губной помаде.

В 60- годы главный акцент в макияже сосредоточен на глазах, популярны накладные ресницы, супермодными являются разноцветные тени и стрелки. Дополняют образ, на выбор – начесы, геометрические стрижки, стрижка эльф, или распущенные волосы в стиле хиппи.




Мода 60-х
многогранна, через десятилетие прошло большое количество разнообразных стилей, модельеры воплотили в жизнь множество новаторских идей, которые до сих пор являются отправной точкой для современных дизайнеров, но доминантой этого периода по праву можно назвать яркую цветовую палитру и геометрический силуэт в одежде.


Расширение модного диапазона, многообразие форм, яркость, фантазия, молодость – все это привнесли в моду 60-е. Десятилетие подарило модницам целый ряд запоминающихся деталей и аксессуаров – разноплановую бижутерию, от имитаций драгоценностей до пластмассы, пояса-бусы и пояса-цепи, надетые на платье или блузу, солнцезащитные очки в невероятных оправах, бантики и ленты для волос, цветные колготки, колготки с узорами и т.д.


Брюки, юбки-брюки, джинсы клеш и узкие джинсы, названные водосточными трубами, цветные джинсы, орнамент пейсли, психоделические расцветки, флуоресцентные цвета в молодежной моде и пастельные в дамской одежде, трапециевидные пальто (свингеры), блестящие ткани, водолазки, купальники бикини, высокие женские сапоги и многое другое появилось в мире моды именно в это время.


В 1967 — 1969 годах в первый раз в моде одновременно было три длины — мини, макси и миди. Например, длинные пальто носили с мини-юбками. До этого длина всегда была главным признаком сезонной моды. Особенно актуальными в женской моде становятся брюки. В 1969 году Европа испытывает настоящий бум брючных костюмов.


Конец шестидесятых характеризуется многообразием и эклектизмом. Впервые в моде много разных стилей и направлений – геометрические силуэты, диффузный стиль, унисекс, богемный шик, элементы этнического и исторического костюма.




Мода
становится более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявлять свою индивидуальность.

— Воспроизведение данного материала запрещено —

Как менялась молодёжная мода в двадцатом веке

Как формируется молодёжная мода? Сегодня именно стрит-стайл привносит в неё новые идеи. А британский стрит-стайл — особенно. В современной британской уличной моде хватает места всем: в облике молодых британцев смешиваются субкультуры и спорт, классика и винтаж, милитари и разнообразная этника. Эксперты Британской высшей школы дизайна рассказали об истории молодёжных субкультур Великобритании и их стилей.

Важная часть стилевого замеса на улицах Лондона — цитаты из стилей субкультур: тедди-бои, панки, моды, футбольные фанаты. Многие из самых ярких молодёжных субкультур XX века появились именно на территории Британии. Крупные индустриальные британские города — Лондон, Манчестер, Лидс, Ливерпуль — с их маргинализированными рабочими районами с одной стороны и богатой аристократией с поместьями и частными школами с другой всегда создавали необходимый градус социального контраста. Ведь почти все субкультуры возникают на основе протеста, желания молодёжных групп заявить о себе громко и чётко — с помощью определённого типа поведения, жаргона и внешнего вида.

1940-е. Тедди и джуди

Одними из самых ярких модников среди субкультур были тедди-бои, которые появились на улицах британских городов в конце 1940-х. Характерный стиль тедди был разработан в лондонских ателье мужской одежды на улице Сэвил-Роу. Местные портные стремились создать новый молодёжный образ для состоятельных клиентов, и за основу была взята мода британской аристократии начала XX века: сдержанные костюмы тёмных тонов с удлинёнными приталенными пиджаками с лацканами, узкие брюки и щегольские жилеты. Рубашка — непременно белая, со срезанным воротничком, галстук, завязанный виндзорским узлом, классические ботинки и шляпа трилби.

Новую моду высших слоёв быстро подхватили жители рабочих районов. До этого времени такого понятия, как молодёжная мода, не существовало в принципе: подростки и молодёжь просто копировали стиль взрослых. Теперь же юноши и девушки из рабочих кварталов выделились из толпы своей броской и непривычной старшему поколению одеждой. На костюмы тратилась половина месячной зарплаты, в секонд-хендах скупалась одежда с Сэвил-Роу. Появился у них и любимый музыкальный стиль — рок-н-ролл с его духом свободы.

Тедди-гёрл, которых быстро окрестили «джуди», тоже создали особый образ: носили пиджаки с драпировкой и вельветовым воротником, клетчатые брюки, подвёрнутые джинсы, плоские туфли, похожие на балетки, эспадрильи, восточные соломенные шляпы, клатчи и крупные антикварные броши. Они позаимствовали у своих парней не только стиль в одежде, но и фирменный налаченный кок. В 1950-х слава тедди померкла, но в 1970-е они пережили второе рождение и с тех пор не думают никуда исчезать.


1950-е. Загадочные битники

Молодой человек в чёрном свитере с высоким воротником, майке без рисунков или тельняшке, в прямых брюках и берете, девушка — в длинной юбке, брюках капри, в чёрной либо однотонной водолазке или свитере. И непременно — солнцезащитные очки, придающие ореол загадочности и богемности. Таков традиционный образ битника 1950–60-х годов.

Деятели «разбитого поколения» привнесли в культуру множество новых идей и открыли новые горизонты. Битники подвергли переоценке многие культурные ценности и сделали психоделические озарения артистической нормой. Одежда для битников стала демонстрацией их идей: опрятность и чопорность канули в Лету, буйство красок они также отметали. Всё внимание на личность, без отвлечения на одежду. К простоте в одежде добавлялся небрежный внешний вид: всклокоченные волосы, затуманенный взгляд, да и одежда не всегда выглажена и свежа.

Битники были неформалами, можно считать их также хипстерами своего времени. Их стиль — загадочность, лёгкая отстранённость и даже определённая элегантность — привлекает молодёжь и сегодня, и в Лондоне не так уж сложно встретить девушку в тельняшке, чёрной юбке и чёрной беретке, с рюкзаком на спине.


1960-е. Модные моды

Очень показательной для 1960-х была субкультура модов. В начале десятилетия на улицах Лондона стали появляться молодые люди, которые носили аккуратные причёски, отбеленные джинсы с красными подтяжками, тяжёлые красные ботинки со стальными носками, иногда голубые мохеровые костюмы и очки в голубой оправе. Гардероб модов дополнялся особой причёской, копирующей стрижки французских актеров, например Жан-Поля Бельмондо. Они передвигались на мотороллерах итальянских марок «Веспа» и «Ламбретта».

Моды (от modern — «современный») — дети из рабочих семей. Послевоенный экономический бум дал им возможность жить в относительном достатке, появились свободные деньги — и моды инвестировали их именно в свой внешний вид.

От тедди-боев моды унаследовали маниакальный интерес к мельчайшим деталям внешности. Строго регулировалось, в зависимости от ширины брюк, расстояние между ними и ботинками — полдюйма или дюйм. Носки должны были быть белыми, костюм — итальянским, туфли — челси или лоферы. Всё продумано до мелочей, и любая оплошность делает тебя посмешищем. Внутри своего сообщества моды создавали собственные артефакты и символы, такие как британский флаг («юнион джек») и эмблема Королевских воздушных сил («таргет»).

Подружки модов следовали андрогинному стилю и зачастую были неотличимы от своих бойфрендов. Короткие стрижки, мужские брюки и рубашки (иногда одолженные у парней), обувь без каблука и минимум косметики. Чаще всего девушки оставляли лицо бледным, наносили коричневые тени на веки, белую помаду на губы и наклеивали накладные ресницы. Олицетворением образа девушки-мода стала знаменитейшая модель Твигги.


1980-е. Кэжуалы

Так называют поклонников уличного стиля, который предполагает простую и удобную повседневную одежду. Сейчас кэжуалами называют молодых людей, которые одеваются по современной уличной моде: спортивный стиль, парки, кепки, кроссовки. Изначально кэжуалы сформировались в британской субкультурной среде в конце 1980-х, когда футбольные хулиганы отказались от фанатской униформы в пользу дизайнерских вещей и дорогой спортивной одежды, чтобы выглядеть поприличнее и как можно меньше привлекать внимание полиции.

Именно тогда сформировался набор кэжуала: джинсы прямого кроя, кроссовки adidas, Gola, Puma или Reebok, рубашка поло — желательно Lacoste или Fred Perry, кардиган, однотонный или с полосами, плащ, светлая парка или тренч. С 2000-х образ кэжуала опять стал очень популярным, и в наше время кэжуалы уже отнюдь не всегда являются фанатами футбола. Луки в стиле кэжуал можно увидеть и в коллекциях массового бренда Topman, и в магазинах люксового британского модного дома Burberry, и у Prada, и у классика британской моды Пола Смита. Повседневная функциональная одежда: удобно, слегка непринужденно и недёшево, — таков кэжуал образца 2010-х. Встретить его можно не только в Лондоне или Манчестере, но и очень часто в Москве.


2010-е. Британская уличная мода в Москве

Чтобы познакомиться с особенностями британской уличной моды, не обязательно ехать в Лондон: можно посетить программу FASHION ME NOW: THE BRITISH STYLE в Британской высшей школе дизайна, которая пройдёт 24–27 марта, в дни весенних каникул.

Программа обращена к школьникам 12–15 лет, которые хотят познакомиться с контекстом современного британского стрит-фэшна и сегодняшним днём британских брендов, понять, что же является основой и элементами британской моды. В рамках курса студенты будут исследовать взаимное влияние уличной моды и стиля легендарных британских дизайнеров, попробуют понять, как сложился современный британский стиль и какую роль в его формировании сыграли британские традиции, развитие субкультур и молодёжной моды.

Каждый день теоретические занятия будут дополнены воркшопами: учащиеся разработают собственный цифровой принт, который затем будет напечатан на футболке, создадут современный лук в британском стиле, мудборды по мотивам творчества британских художников.

V&A · Введение в моду 1960-х

Отмеченные радикальными социальными изменениями, 1960-е годы — это десятилетие, которое по-прежнему имеет особое значение, когда традиционные иерархии начинают растворяться и уступать место рождению современной эпохи.

То, как люди одевались, было очевидным признаком смены отношения. В 1960-х многие публично решили начать выглядеть иначе, чем обычно. Инновационные дизайнеры и более неформальные способы шоппинга провели разделительную черту между поколениями, создав новый рынок молодежной моды. Наша коллекция отражает различные аспекты этой быстро развивающейся революции стиля и включает в себя яркие изделия от многих самых влиятельных дизайнеров десятилетия.

В воскресную школу я должна была идти в белых перчатках, шляпе и с сумочкой, совсем как миниатюрная мама, в платье, сшитом ею – и точно таком же, как у нее! Я имею в виду, кто хотел это сделать?! Мы просто хотели дать отпор всему этому.

Марион Фоул

Слева направо: мини-платье Мэри Куант, 1967 год, Англия. Музей №.
Т.353-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Мини-платье, Биба, 1967 год, Англия. Музей №. Т.12-1982. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

В 1950-х годах в моде преобладали вкусы богатой зрелой элиты. Париж оставался локомотивом модной индустрии, производя изысканные предметы одежды от кутюр в регулярных коллекциях таких мастеров, как Кристобаль Баленсиага и Юбер де Живанши (создатель культового черного платья Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани», , 1961). Но вскоре времена изменились. На заре 1960-х годов доход молодежи был самым высоким со времен окончания Второй мировой войны. Возросшая экономическая мощь подпитывала новое чувство идентичности и потребность в его выражении. Индустрия моды быстро отреагировала созданием моделей для молодежи, которые больше не просто копировали «взрослый» стиль. Битники и модники (аббревиатура от «модернисты») были особенно влиятельны в начале десятилетия. Будучи приверженцами одежды в европейском стиле, характеризующейся яркими цветами и линиями, а также американской музыки соул и R&B, модники помогли сфокусировать вкусы молодежи во всем мире и вдохновили внешний вид таких групп, как The Who, The Small Faces. и Битлз.

Модель в платье Мэри Куант, 1964 год, Англия. Фотография Джона Френча. Музей №. ААД/1979/9. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Потребовался новый тип магазина, чтобы сломить господство Парижа и полностью раскрыть потенциал молодежной моды. Бутики были небольшими магазинами самообслуживания, созданными в Лондоне дизайнерами, которые хотели предложить доступную моду обычным молодым людям, предлагая совершенно иной опыт, чем часто довольно формальные «аутфиттеры» и универмаги старого стиля. Нахождение «на земле» позволило им хорошо узнать своего клиента и быстро удовлетворить его потребности. Дизайнеры Мэри Куант и Джон Стивен были пионерами этой новой формы розничной торговли, открыв свои первые магазины еще в середине 19-го века. 50-е годы. Они разработали и продали очень влиятельную модную одежду, которая изначально отражала модную эстетику яркого, индивидуального минимализма.

Интерьер магазина Biba, High Street Kensington, 1960-е годы. Фотография Филипа Таунсенда. Музей №. E.3674-2007 © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Всего за несколько лет рынок бутиков взорвался. Молодые люди стекались в яркие новые магазины, расположенные на лондонских улицах Кингс-роуд и Карнаби-стрит, чтобы «увидеть и быть увиденными». Эти ставшие культовыми магазины продавали доступные по цене отдельные вещи, подходящие для занятого городского образа жизни, позволяя своим покупателям творчески комбинировать товары. Яркие облегающие наряды, созданные лондонскими дизайнерами, пользовались огромным влиянием в Великобритании, а также в Европе и Америке, помогая создать соблазнительный образ «Свингующего Лондона». Мини-юбка, популяризированная Мэри Куант, быстро завоевала свое место в качестве самого культового образа десятилетия, поскольку молодые женщины наслаждались возможностью «отважиться на обнажение». Позже в том же десятилетии среди влиятельных дизайнеров были Барбара Хуланики, которая, как и Куант, сосредоточилась на забавных платьях с дерзко коротким подолом, а также Марион Фоул и Салли Таффин, известные своей причудливой повседневной одеждой и брючными костюмами для женщин.

Бумажное платье производства Dispo (Meyersohn & Silverstein Ltd), дизайнеры Дайан Мейерсон и Джоан Сильверстайн, 1967 год, Англия. Музей №. Т.181-1986. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.

1960-е годы полюбили новые искусственные материалы, и молодые дизайнеры стремились найти новые точки зрения на устоявшиеся формы. Они использовали потенциал современных пластиков и синтетических волокон — плексигласа, ПВХ, полиэстера, акрила, нейлона, вискозы, спандекса и т. д. — для создания легкой в ​​уходе одежды, которая привлекала внимание и забавляла. Стремление к подлинно современной форме одежды воплотилось в «бумажном платье». Изготовленная из целлюлозы, вискозы или полиэстера, эта одноразовая одежда была впервые создана в 1966 как маркетинговый ход для американской компании, производившей бумажные санитарно-технические изделия. Предприимчивые производители как в США, так и в Великобритании быстро превратили эти платья с ярким принтом в новинку, которая оставалась популярной до 1968 года.

Слева направо: пальто, Андре Курреж, 1967, Франция. Музей №. Т.102-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Кожаные ботильоны, Андре Курреж, 1965, Франция. Музей №. Т.109&А-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Шло десятилетие, дресс-коды, даже для старшего поколения, становились все более расслабленными: шитье стало свободнее, общественные деятели, такие как Джеки Кеннеди, стали отдавать предпочтение более коротким юбкам, и меньше людей носило такие аксессуары, как шляпы и перчатки. Высококачественная мода также приняла новое настроение неформальности. С середины 1960-х годов Андре Курреж продвигал пошив одежды от кутюр для создания дерзко современной одежды. Его угловатые мини-платья и брючные костюмы, которые часто производились в бело-серебряной цветовой гамме, известной как «космическая эра», носили с аксессуарами в стиле космонавтов, такими как ботинки на плоской подошве, очки и шлемы. Он также не боялся отстаивать новые дешевые материалы, когда они лучше всего подходили для его поразительных замыслов.

Слева направо: мини-платье, Paco Rabanne, 1968 год, Франция. Музей №.
Т.99-1988. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Ансамбль дня «Космос», Пьер Карден, 1967, Франция. Музей №. Т.75-Т.75Ф-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Пьер Карден, Эмануэль Унгаро и Ив Сен-Лоран были среди тех европейских дизайнеров, которые успешно воплотили эстетику высокой моды, создав смелые футуристические модели для молодых людей, которым нужна повседневная одежда. Карден, в частности, был в восторге от новых материалов, включая винил, серебряные ткани и большие молнии, создавая радикальные формы, такие как его знаменитые шляпы с козырьком. Итальянский дизайнер Эмилио Пуччи также оказал влияние. Он производил сложную одежду для элиты, но его дизайн был далек от консервативности. Первый дизайнер, использовавший фирменный стиль для лицензирования высокой моды, Пуччи создал ряд разноцветных шелков с принтами. Они использовались для, казалось бы, бесконечных шарфов и галстуков, а также свободных платьев и пижамных костюмов, очертания которых отражали растущий интерес к этническому стилю. Эпатажный дизайн Пуччи стал прообразом психоделических паттернов контркультуры, подпитываемой наркотиками.

Шелковые галстуки с абстрактными рисунками разных цветов, Эмилио Пуччи, 1960–75, Италия. Музеи № Т.453-Т.462-1985. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

К концу 1960-х стиль стал довольно театральным. Мода санкционировала более длинные волосы как для мужчин, так и для женщин, а также расклешенные очертания брюк. Мужчины наслаждались недавно предоставленной свободой быть яркими, носить костюмы, дополненные яркими, смелыми рубашками и ботинками на высоких каблуках, и, по мере того как одежда становилась все более унисекс, делать покупки в тех же бутиках, что и женщины. С войной во Вьетнаме и студенческими восстаниями во Франции люди, формирующие общественное мнение, начали осуждать материалистический блеск Попа. Люди обращались к восточной культуре за вдохновением. Идеи и эстетика смешивания и сочетания калифорнийского движения хиппи пересекли Атлантику, дав людям свободу действий, чтобы «жить по-другому» и носить одежду из ряда незападных культур. Лидеры моды начали носить длинные, свободные и многослойные наряды, вдохновленные секонд-хендом или «винтажным» стилем, часто из конца девятнадцатого века и девятнадцатого века.30 с. Лондонский рынок Кенсингтон стал Меккой для молодых людей, желающих создать свой собственный альтернативный образ, продавая много яркой одежды, большая часть которой была произведена в Индии. Это новое направление нашло отражение в моде Зандры Роудс, Фоала и Туффина и Ива Сен-Лорана, каждый из которых проявлял интерес к этническому текстилю.

Вечернее платье Knitted Circle, Zandra Rhodes, 1969, Великобритания. Музей №.
Т.358-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Свинговая лондонская мода 1960-х | Муза Байрона

10
Ян

В последнее время меня очень интересует мода 1960-х, особенно мода свингующего Лондона. В этом посте я сосредоточусь на лондонской моде, а о парижском шике «кукольном образе» 60-х напишу как-нибудь в другой раз.

Лондон был лучшим местом в мире в 1960-х годах. Молодежная культура процветала, и послевоенная строгость наконец уступила место десятилетию оптимизма и исследования всего. Рок-музыка сыграла важную роль в молодежной культуре, а подростки и молодые люди были без ума от The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks и The Who. Психоделический рок также становился все более популярным с каждым днем ​​благодаря таким группам, как Pink Floyd и The Jimmy Hendrix Experience, создававшим психоделическую андеграундную сцену в Лондоне. Культура была на пике своего развития, и художественные школы создали то, что мы знаем как 60-е годы.

Иконами моды в Лондоне 60-х были Твигги, Мэри Куант, Патти Бойд, Джейн Ашер, Джин Шримптон, участники The Beatles, Пит Таунсенд из The Who и Брайан Джонс. Первая половина десятилетия характеризовалась модным стилем, но примерно в 1967 году модная мода начала сильно смешиваться с модой хиппи. Джордж Харрисон и Пэтти Бойд были типичной парой из модников, ставших хиппи из .

Модная мода стала чрезвычайно популярной среди женщин, и Мэри Куант поощряла не только этот стиль, но и молодежь играть с модой. Послевоенное поколение было первым, у кого появились деньги на покупку пластинок, новой одежды и макияжа. Это было идеально, потому что каждый день изобретались десятки новых стилей, особенно на Карнаби-стрит в Лондоне.

Мэри Куант изобрела мини-юбку, и именно здесь начинается мода 1960-х годов. Платья с каждым днем ​​становились все короче и короче, пока не стали прикрывать ноги всего на десять сантиметров. Поп-арт принес с собой геометрические узоры и двухцветные (преимущественно черно-белые) платья. Мини-платья часто носили с длинными узкими сапогами. Полосы, точки и другие геометрические узоры были повсюду; они украшали юбки, платья, блузки… Плащи из ПВХ и стриженые волосы были ЭТО для женщин. Твигги была известна как «9». 0045 королева мода » и она была «лицом 1966 года»

Твигги носила самые короткие платья, но без декольте. В сочетании с телесными или белыми чулками и балетками она выглядела великолепно с длинными тощими ногами, коротко остриженными светлыми волосами и голубыми глазами с очень длинными (накладными) ресницами. Эти платья были довольно простыми, с высокой талией, короткими рукавами и в стиле куколки. Другой образ, который я считаю довольно популярным, — это мини-юбка в сочетании с пуловером с высоким воротником.

Психоделическая сцена развивалась в Лондоне в середине десятилетия. Сид Барретт, наряду с Pink Floyd и The Jimmy Hendrix Experience, сыграл важную роль в создании стиля. Сид был очень модным и часто носил бархатные брюки, бандану, завязанную на шее, как галстук, блузки с психоделическими принтами, жилеты и яркие рубашки. Также были популярны солнцезащитные очки разных форм и цветов.

Где-то в 1967 году мода начала меняться на новую, непринужденную стиль хиппи .