Национальный женский костюм: Женский русский народный костюм — Щи.ру

Особенности русского народного костюма


2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства». М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

Русский народный костюм – это сочетание ярких расцветок и большого количества мелких элементов, которые создают цельный образ. Несколько веков назад по наряду можно было распознать из какого региона или деревни его хозяин. Русские мастера для каждого особого случая создавали уникальное одеяние, отражающее культурные ценности народа.

Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок. Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк. Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славянам создать гармоничный и неповторимый облик. В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи – горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8-10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе – прямоугольные или клиновидные вставки. Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом).

Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.

Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы. Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.

Приволока — безрукавная накидка. Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом. Летник — старинная верхняя женская одежда.

Мужской комнатной одеждой былзипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо. Как верхнюю одежду надевали ферязь – длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами или без рукавов. Однорядка также относилась к верхней одежде – широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.

Крестьяне предпочитали в нарядах практичность и комфорт. Русская культура всегда была тесно связана с природой и землей. Это нашло отражение в одеянии парней из простого сословия. Для пошива вещей использовали натуральные материи, декорированные растительным орнаментом. В состав мужского наряда входила простая сорочка, штаны и пояс. Для покрытия головы использовали грешневик из валяной шерсти. Самая популярная обувь по тем временам – это лапти. Изделие отличалось легкостью и удобством, плюс они хорошо защищали ноги от повреждений при проведении полевых работ. Но для ношения в зимнее время лапти не подходили. С наступлением холодов мужики доставали валенки. На праздничные мероприятия они предпочитали обуваться в сапоги из кожи.

Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей. В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д. По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок. Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл. Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических – знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки. А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус). Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь: vквадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле; vкруг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца; vпаук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие; vживотные притягивали изобилие и благополучие; vптицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода; vключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье; vдерево мира обозначало перетекание жизненной энергии; vсимвол бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Русский национальный костюм является неотъемлемой частью истории нашей страны. Одновременно он служит источником вдохновения для современных модельеров. В наши дни традиционный наряд славян является частью богатой истории Руси. Однако многие современные модельеры применяют этнические мотивы в своих коллекциях. Данное направление fashion-индустрии сейчас пользуется спросом. Поэтому к подобным нарядам стоит присмотреться каждой барышне.

Одеяние в русской стилистике отличается сдержанностью. Вульгарность, ультракороткие юбки и глубокое декольте здесь неуместны. Главная ценность наших предков – целомудрие. Девушки Древней Руси скромно одевались, не выставляя напоказ дамские прелести. Современные наряды, выдержанные в этническом стиле, создаются на базе этих принципов. Для украшения платьев используют цветочный орнамент, ручную вышивку, кружево или набивной рисунок. Для оформления подола и манжетов применяют бахрому.

Популярностью пользуются вещи из натуральной материи, природные цвета. Органично и изысканно выглядят фисташковый, красный и бежевый оттенки. Сарафаны могут быть длинными или короткими. При выборе мини-платья дополните облик плотными колготами, чтобы образ не выглядел излишне вульгарным. Отличается покрой платьев. Наиболее стильно выглядят приталенные модели, подчеркивающие миниатюрность фигуры. Дамы плотного телосложения с пышными формами могут примерить наряд свободного кроя, он выглядит не менее изысканно.

Однако для создания образа русской девушки не обойтись платьем в национальном стиле. Необходимо дополнить облик соответствующими аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с подобным костюмом прекрасно смотрятся объемные бусы или серьги. Для покрытия головы можно остановиться на кокошнике или выбрать менее экстравагантный вариант – яркий расписной платок. Поверх платья накидывают жилетку или пальто. В холодные деньки облик можно дополнить шубкой, муфтой и теплой шапочкой из меха.

Красиво и неординарно девушка выглядит за счет аксессуаров и атрибутов. В русском стиле их достаточно много. Помимо покроя, женщины русских земель знают толк в украшениях. Венки из пышных цветков с вплетенными лентами в косу по сей день смотрятся великолепно. Причем в венке присутствуют цветы, ягоды и ветви. Кокошник в современной интерпретации просто не узнать. Дизайнеры оформили кокошник в сдержанных цветах, использовали золотые и черные краски. Роскошный вид придает форма – он как диадема украшает голову девушки.

Яркие бусы, пышные венки из полевых цветов, ленты, вплетенные в длинные косы, крупные цветные бусы, высокие кокошники, цветастые шали и расписные платки – вот лишь неполный список украшений и дополнений к русскому костюму. Серьги были огромными, под стать кокошнику. Поскольку на фоне роскошного головного убора маленькое исполнение не соответствовало внешнему облику. В модных коллекциях есть разноплановые серьги, выполненные из драгоценных камней и обычных кристаллов.

Андреева, А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А. Ю. Андреева. –Санкт-Петербург : Паритет, 2011. –134, [1] с., [8] л. цв. ил. : ил. –Текст : непосредственный. Эта необычная книга вводит читателя в мир русского народного костюма, рассказывает об исторической и обрядовой среде, в которой формировался облик традиционной одежды русского народа, учит основам моделирования из различных материалов (картона, ткани, бумаги, ниток, бисера и т.п.). Книга состоит из двух частей: в первой рассказывается о традиционном костюме различных губерний России, от самых северных и южных, а во второй – о том, как изображали народный костюм русские художники XIX – начала ХХ столетия, когда в обществе возник глубокий и неподдельный интерес к крестьянскому искусству. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественноконструкторский источник творчества / Ф. М. Пармон. – Москва : Легпромбытиздат, 1994. –269, [2] с. : ил. –Текст : непосредственный. Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного костюма. Разработан классификатор русского народного костюма. Выявлены костюмы-образы, характеризующие русский народный костюм по регионам. Для научных и творческих работников, занимающихся художественным проектированием костюма. Представляет большой интерес для деятелей театра, кино, телевидения, студентов художественно-конструкторских специальностей, мастеров художественных ремесел и всех тех, кому дорого народное искусство.

Русский национальный костюм. – Текст : электронный // Википедия — свободная энциклопедия : [сайт]. – Раздел сайта «Женская одежда». – URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм (дата обращения: 08.06.2020) Русский народный костюм. – Текст : электронный // Лавка подарков : [сайт]. – Раздел сайта «Женский русский народный костюм». – URL : https://www. lavkapodarkov.ru/articles/56793/ (дата обращения: 08.06.2020) По одежке встречают. – Текст : электронный // Культура. РФ : [сайт]. – Раздел сайта «Традиции». – URL : https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut (дата обращения: 08.06.2020) Русская одежда. – Текст : электронный // Русская вера : [сайт]. – Раздел сайта «Русская одежда». – URL : https://ruvera.ru/rus_odezhda (дата обращения: 08.06.2020)

Лепота, да и только: отличительные черты русского национального костюма. – Текст : электронный // Семь Культур : [сайт]. – URL : https://zen.yandex.ru/media/id/5c5902d005fd4400b1da7e55/lepota-da-i-tolko-otlichitelnyecherty-russkogo-nacionalnogo-kostiuma-5c6458f20cfdc500ac23f0aa (дата обращения: 08.06.2020) Современная одежда в русском стиле: этническое прошлое на европейских подиумах. – Текст : электронный // FASHIONAPP : [сайт]. – Раздел сайта «Стили в одежде». – URL : https://fashionapp.ru/stili-v-odezhde/sovremennaya-odezhda-v-russkom-stile.html (дата обращения: 08. 06.2020) История русского сарафана. – Текст : электронный // ИВАНКА (Одежда в русском стиле) : [сайт]. –Раздел сайта «Русская народная одежда». – URL : https://ivanka.club/blogs/ivankasarafan-kosovorotka/istoriya-russkogo-sarafana (дата обращения: 08.06.2020) Особенности национальной русской женской одежды. – Текст : электронный // Ярмарка Мастеров : [сайт]. – URL : https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennostinatsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdy (дата обращения: 08.06.2020)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODU5MjA=

Статьи о традиционном калужском костюме

В рамках проекта “Традиционный калужский костюм” мы представим серию статей о традиционном костюме. Мы познакомим с историей и видами крестьянских нарядов, а также составом традиционного женского костюма Калужского края.

История традиционного костюма

Многоплановость традиционного русского народного костюма, существование нескольких отдельных комплексов на всей территории расселения русских, сложные исторические пути его формирования заставляют очень пристально относиться к региональным формам народного костюма.

Не существует единого русского народного костюма, как такового. Наша страна занимает огромную территорию, на которой находятся области с разными климатическими зонами, и объединяет множество народов, у каждого из которых сохраняются обычаи, традиции и особенности костюмов.

Отличия в природных условиях и разное сырье для изготовления одежды диктовали свои условия гардероба – в южных губерниях более облегченного, на северных территориях более усиленного и утеплённого. На севере поселения были локальными, а труднопроходимые леса и горные гряды затрудняли возможность тесного общения и взаимовлияния. Отсюда традиционную одежду русского народа можно разделить на две основные группы.

К первой группе относится женский костюм населения северной России: Архангельская, Олонецкая, Вологодская, Новгородская, Псковская губернии, а также районы Поволжья, Урала и Сибири. Его основной частью был сарафан.

Вторая группа традиционного национального женского костюма была распространена на территории центральных и южных губерний: Тульской, Московской и Калужской, а также Орловской, Курской, Воронежской, Рязанской и Тамбовской. Основной частью этого вида костюма была юбка «понева». Этот вид крестьянской женской одежды наиболее архаичен и не использовался в городской среде.

Мужская национальная одежда не отличалась таким разнообразием форм и декора, как женская, она более скромна и единообразна. В мужской одежде не прослеживается, в отличие от женской, чёткого деления по регионам, она различается скорее по возрастному принципу и социальному. Основной её компонент – подпоясанная рубаха, дополненная портами, головным убором и обувью.

Обувь в национальном костюме русских не имела чёткого разделения на мужскую и женскую. Основным типом обуви являлись лапти косого плетения из бересты и лыка. Мужчины и женщины носили сапоги с голенищем «гармошкой». Зимой носили валенки и катанки. На севере страны и в Сибири обувь изготавливали их меха зверей.

В народном костюме слились два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному изнурительному труду, изготавливая необходимые ему в быту вещи, исходил не только из соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею, поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, не только была практична, но и радовала глаз своей красотой.

Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. В крестьянской среде, где на протяжении многих веков сохранялись традиции и соблюдались обычаи предков, элементы одеяний сохранились в первозданном виде. В начале XVIII, когда Петр I прививал в русском обществе европейский стиль, а его подданные облачались в иноземные наряды, крестьянство и духовенство остались неизменными. Только в конце XIX – начале XX века, в период капитализации общества, формы городской одежды стали проникать в деревню.

В следующих статьях мы более подробно расскажем об особенностях Калужского традиционного костюма.

Состав традиционного женского костюма Калужского края

Традиционный крестьянский костюм Калужской губернии относится к южновеликорусскому типу. Комплекс состоял из длинной холщевой рубахи с орнаментированным оплечьем и подолом, поверх которой женщины надевали шерстяную юбку — понёву. Непременной деталью костюма был передник — «занавеска», также был обязателен глухой головной убор, полностью скрывавший волосы – высокая кичка с сорокой. В XIX веке в обиходе калужской крестьянки было два комплекса одежды: с понёвой и с сарафаном. Мы подробно разберём каждый элемент и его предназначение.

Сорока

Самое пристальное внимание отделке женского костюма уделялось головному убору, который нёс информацию о социальном положении, возрасте и даже месте жительства владелицы.

Сорока – обобщённое название для женского головного убора, состоявшего из почти десятка деталей. Главная составная часть такого убора – кичка – твёрдый каркас, придающий форму, который выполнялся из простёганного в несколько слоёв холста. Кичка надевалась на две косы, уложенные над лицом, или на пучок волос, закреплённый надо лбом.

По своей форме кички разделяются на рогатые, копытообразные, котелкообразные, но общее название для всех форм – “роги”. Требование рогатости в головных уборах замужних женщин известно у всех восточных славян, что связано с древними мифологическими представлениями, отражавшими символику плодородия.

Поверх кички надевалась собственно сорока – тип шапочки с несшитыми боковыми частями, которые завязывали на затылке. Сзади сорока имела удлинённую часть, прикрывавшую шею. В Перемышльском уезде в середине XIX века самые дорогие праздничные сороки шились из бархата и вышивались золотой и серебрянной нитью, сзади имели орнамент, изображавший стилизованную двуглавую птицу, или растительный орнамент. В конце XIX века в изготовлении головных уборов широко используются фабричные ткани – кумач, ситец. Затылочные части кумачовых сорок украшались старинной вышивкой шёлковыми нитками, здесь преобладал геометрический орнамент.

Домолнительной и обязательной деталью сороки был позатылень – полоса ткани с прикреплённой поднизью цветного бисера, сплетённой в виде сетки и спускающейся сзади на шею.

Следующими составными частями сороки были дополнительные украшения, повязывавшиеся поверх очелья – мохры (полоса парчи с бахромой) или банты (полоса кумача с нашитыми поверх розетками и петлями из шёлковых лент). В некоторых типах сорок к нижней части очелья могла крепиться бисерная поднизь, спускавшаяся на лоб.

В различных селениях существовали свои принципы ношения головного убора: иногда поверх сороки по очелью повязывали свёрнутый жгутом платок или полотенце. В конце XIX века полный комплект убора надевался женщинами на большие праздники.

Рубаха

Основным элементом любого костюма была рубаха, что нашло своё отражение в фольклоре – “Своя рубаха ближе к телу”. Продать рубаху значило продать своё счастье, удачу. По рубахе можно было ворожить и напускать порчу на владелицу. Эта составная часть женского крестьянского костюма известна в основном по образцам конца XIX – начала XX века. В этот период времени носили рубахи, которые состояли из двух частей – “стан” и “подстава”, соединённых швом по талии или чуть выше. “Стан” – это верхняя часть рубахи. Она могла изготавливаться, как из домотканного полотна, так и из фабричной ткани. А вот нижняя часть, “подстава”, делалась исключительно из домотканного холста. Рубахи более раннего времени были цельнокроенными. Главная особенность таких рубах – наличие вшивных плечевых вставок “поликов”, с помощью которых увеличивался объём рубахи в верхней части, что давало возможность свободно двигать руками. Такие элементы как вытачки, позволяющие моделировать костюм и делать его удобным в ношении, в крестьянской одежде были неизвестны.

В декоре рубахи – праздничной и повседневной – вышивка использовалась весьма незначительно. Основным украшением здесь было цветное ткачество. Праздничные рубахи, особенно рубахи молодых женщин, имеют красивые, полностью затканные рукава, широкий тканый подол и так называемую “забранную душу” – красивую полоску тканья у ворота. Рубахи пожилых женщин и вдов украшаются только узенькими перетканными полосками на плече и рукаве.

Понёва

Набедренной женской одеждой, надевавшейся непосредственно на рубаху, была юбка-понёва. Это атрибут костюма исключительно замужних женщин, который надеваля после венчания. Девушке никогда ни на какую работу не полагалось надевать понёву. “Девка в понёве” в некоторых сёлах считалось явлением позорным. Хорошая понёва была свадебным подарком свекрови своей невестке во время ритуала преподнесения даров. Первые годы после замужества молодая носила лучшие свои понёвы. В первой половине XIX века в калужских сёлах мать готовила дочери в приданое полотна на двенадцать понёв, к свадьбе отделывались три-четыре понёвы. У женщин часто было до десяти понёв разного качества и назначения. Вышивка и украшения понёвы в Калужской губернии отражали переход из одного возраста в другой и семейное положение крестьянки. Понёва молодой женщины отличалась ярким декором, а старушечья была отделана только тканой прошвой, поясом и шерстяной домотканой красной тесьмой.

Понёва шилась из трёх не сшитых спереди полотнищ шерстяной клетчатой домотканной ткани тёмно-синего или чёрного цвета, с помощью шнура – “гашника”, продёрнутого в подвёрнутый верхний край, крепилась к поясу так, что её несшитые полы располагались спереди и в их просвет была видна рубаха.

Существовало несколько способов ношения таких распашных понёв:

“распустивши” – как обычная юбка;
“в подтычку” – когда одна или обе передние полы понёвы подтыкались к поясу, образуя сзади подобие кулька.
“В подтычку” обычно носили понёвы в Хвастовичском районе, где можно было встретить понёвы редкой расцветки – с широкими поперечными оранжевыми полосами по тёмно-синему или чёрному фону.

В районе Монстырщины (Перемышльские селения) понёвы различались на три типа:

Будничные. У такой понёвы в качестве украшения использовалась только вставная тканная прошва с пришитыми по обеим её сторонам тканными полосками – шахматкми. Орнамент был растительный или геометрический. Полы были украшены довольно скупо.
“Подноски”. Понёва для обычных воскресений.
“Добрые” – праздничные понёвы.
Праздничные понёвы имели разные прошвы: красные суконные, парчовые, шёлковые, бархатные. Как подносок, так и “добрая” понёва украшалась лентами, позументом, вшитыми между прошвами и полами. Украшения шли симметрично по обе стороны прошвы. Полы “доброй” понёвы были обложены кругом двумя рядами ленты и галун. Такое убранство понёвы называлось “с круглым окладом”. Таким образом, вышивка, входившая в общий декор “подноска” и “доброй” понёвы, определяла их сугубо праздничное назначение.

В калужских сёлах бытовали ещё “грусмёные” понёвы – на случай траура и печали. Декор их был предельно скуден. Их надевали во время похорон и траура, носили вдовы, солдатки. Если солдатка одевалась в праздничную понёву, её осуждали.

Передник

Наибольшей нарядностью отделки отличался передник. Его декор богаче и по технике исполнения, и по сюжетам вышивки. Передник служил завершением всего костюма и постоянно был на виду, в отличие от других элементов одежды. Передник был единственным дополнением к рубашке девичьего костюма, в женском костюме он надевался поверх рубахи и понёвы. Этот элемент одежды имел несколько названий: “запан” (в д. Никольское, Макарово, Русаново Перемышльского района, с. Бояновичи Хвастовичского района) или “занавеска” в большинстве остальных районов. Самая поздняя разновидность передника, которая крепилась к талии, получила название “фартук”.

“Запан” – прямой цельнокроеный передник, сшитый из одного полотнища холста, перегнутого на уровне плеч, где делался вырез для горловины, боковые кромки сшивали вместе, оставляя отверстия для продевания рук. Это более древний крой передника.

“Занавеска” имела несколько разновидностей кроя: она могла быть с рукавами и без них, цельнокроеная или на кокетке. Последняя встречалась чаще всего. “Занавески” на кокетке отрезались по линии груди и присбаривались, к этой сборке пришивался подол передника из двух полотнищ холста, также присборенный в верхней части.

В сёлах Перемышльского района в конце XIX века ещё бытовали передники, получившие название “занавеска вислая”. Они отличались старинным кроем и представляли из себя декорированное полотнище холста без выреза проймы и горловины, крепившееся шелковыми лентами за спину и такой же лентой вокруг шеи.

В отделке передников с наибольшей полнотой отобразилось орнаментальное своеобразие калужской “цветной перевити”, которой в несколько рядов, а иногда и сплошь вышивался подол передника. В орнаменте украшавшей “занавески” вышивки – едущие одним за другим всадники, различные изображения птиц (“петухи” или “павы”), растительные мотивы и неизменные ромбические фигуры. Столь яркая отделка передников вышивкой не требовала никаких дополнительных приёмов украшения ткани. Позднее в отделке передников стали использовать вышивку крестиком в основном растительными мотивами, а недостающая узорность вышивки дополнялась разнообразными цветными шёлковыми лентами , блёстками, бахромой, вязаным кружевом. Отрезная кокетка нередко делалась из кумача или цветного ситца.

Мы рассказали об основных элементах традиционного костюма Калужской губернии, а об украшениях и особенностях орнамента, мы расскажем в следующих статьях.

Национальная одежда — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Венгрия национальный женский костюм | RusClothing.