Народный русский костюм женский: Женские русские народные костюмы и наряды

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Публикации раздела Традиции

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 год javascript: void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Читайте также:

  • Самые необычные головные уборы русских жён
  • Русская мода. Павловопосадский платок
  • Встречаем морозы

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

Красивая одежда что рекомендательное письмо

Музей кружева

Дом елецкого кружева

Платки и шали в русском народном костюме

Московский историко-этнографический театр

Фольклорно-этнографический театр «Кресень»

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных — лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Теги:

Славянская культураТрадицииПубликации раздела Традиции

Элементы национального женского русского костюма

Национальный образ, который создаёт русский костюм, неповторим, поскольку каждая деталь несет смысл.

В русском наряде присутствует 5 элементов, гармонично сочетающихся между собой.

Рубаха
Основой женского костюма любой губернии служила рубаха, подол которой доходил до пят.
Ради экономии ткани рубаху шили комбинируя ткани: верхнюю часть («стан»), которая была на виду, кроили из дорогой ткани, а нижнюю — из дешёвой, конопляной, например.
Длинные рукава шили широкими в области плеч и запястья, ворот и низ украшали традиционной вышивкой, где преобладали геометрические узоры.
Женщины верили, что рубаха оберегает и защищает от нечистой силы.

Цвета в разных губерниях отличались. Так, в Воронежской губернии использовали чёрную вышивку на рубахе, а в южных губерниях — красную.
У женщины было до дюжины рубах будничного, праздничного, траурного назначения.
Ясно, что самой красивой, по понятным причинам, была свадебная рубаха.

Сарафан или понёва
В центральных и северных областях поверх рубахи женщины надевали длинный сарафан.
Изначально он был косоклинным, из однотонной шерсти, и украшался тесьмой, лентами.
Но со временем обрели популярность прямые сарафаны, которые назывались «московские», из набивного ситца, кумача, пестряди. Выкраивали 4 прямоугольника, которые сшивали и собирали под грудью. Держался такой сарафан на лямках.
К началу XX века сформировалось традиционное представление, что «русский народный костюм» — это ансамбль сарафана с рубахой.

В южных областях поверх рубахи женщины, это касалось замужних, надевали понёву.
Бытовал обряд, когда совершеннолетнюю девушку «загоняли в поньку», собрав всех женщин рода.
Понёва представляет собой разновидность шерстяной или конопляной юбки, состоящей из 3 полотнищ на поясе.
Понёву, как и рубаху, носили будничную и праздничную.
Подол нарядной понёвы расшивался нарядными нашивками, или клажей.

Передник
Сверху на костюм надевался передник, скроенный из полотна с квадратной дыркой посередине (для головы).
В народе этот передник называли «завеской», «занавеской» или «запоном».
Старинные передники носили туникообразными, позже — на кокетке.
Украшались они лентами и кружевом, бахромой, ситцевыми вставками, причём яркая полоса, по-народному «цветная перевить», помещалась не снизу, а на некотором расстоянии от него.

Головной убор
Незамужние девушки ходили с непокрытой макушкой и носили головные уборы, напоминающие расшитые повязки с «пушками» из пуха или пёрышками по бокам.
После свадьбы женщины надевали кику с сорокой, которая отличалась твёрдой налобной частью и сложной конструкцией.
Парадно-выходным головным убором считался кокошник.
В XIX веке кокошники сменили платки, которые девушки завязывали под подбородком, а замужние женщины — на затылке.

Украшения народного костюма для женщин

Образ обязательно дополняли украшения: тканые кушаки или плетёные опояски, серьги до плеч и ожерелки из бисера или жемчуга, на которые навешивались кресты, ленты, бусы.

Если вы мечтаете создать образ в фольклорном стиле, то за основу возьмите такие русские народные костюмы для женщин и девочек:
— из хлопка «Дуняша»
— из атласа «Василиса»
— из льна «Забава»

Звоните нам и заказывайте по телефонам :
+7(495)744-1041, +7(812)313-2450, +7800-775-0591 

Адреса магазинов

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:   

Связанные разделы: Русский народный костюм

Народный русский танцевальный костюм «Аленка»

Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана. Первоначально русские костюмы отличались от одного региона к другому. В этом платье-сарафане не только стильно, но и удобно заниматься народными танцами, не ограничивая свободу движений. Узор и фасон этого платья-сарафана хранит старинные традиции и знаки вышивки.

Все наши русские костюмы изготавливаются вручную и могут быть изготовлены на заказ для любого шоу.

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР
Наш размер
(детский возраст)
1 год 2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет
Высота дюймов 34 36 38½ 41 43 45½ 48 50 53 55 57½ 60
см 86 92 98 104 110 116 122 128 134 140 146 152
Сундук дюймов 21½ 22 22½ 23 23½ 24 24½ 25 26 27 28 30
см 55 56 57 58 59 60 62 64 66 68 72 76
Талия дюймов 20 20½ 21 21¼ 21½ 22 22½ 23 23¼ 24 25 25½
см 51 52 53 54 55 56 57 58 59 61 63 65

Русское народное платье — Etsy.