Национальная шапка казахов: Казахская национальная одежда: во что одевались кочевники

Казахская национальная одежда: во что одевались кочевники

  1. Главная
  2. Казахстан
  3. Культура
  4. Национальная одежда

Казахская национальная одежда – это неотъемлемый и важный атрибут казахской культуры. Раньше по одежде можно было определить сословие, статус и примерный возраст носящего её человека. Основными материалами, из которых шилась казахская одежда, были хлопок, шерсть и войлок.

Будучи кочевниками, казахи наиболее часто изготовляли предметы одежды из шкур, кожи и мехов, так как они наилучшим образом подходили для суровых условий степи.

Богатые люди носили широкие пояса с золотыми пряжками, украшали одежду особо роскошными узорами, драгоценными камнями.

Обувью служили сапоги: летом носили легкие сапоги из тонкой кожи, а зимой надевали высокие сапоги из грубой кожи, которая защищала от холода. Женские модели отличались зеленым или красным цветом, их расшивали шелком и украшали мелкими узорными бляшками.


Мужская одежда

Казахский мужской костюм включал в себя нательную рубаху и штаны, сверху надевался халат (шапан), на голову – шапка (зимой – тымак, а летом – калпак). При этом шапан считался одним из важнейших элементов мужского костюма, показывая статус мужчины.  Шапаны могли быть различной толщины и расцветки. Нарядный праздничный шапан отличался от повседневного глубоким цветом и роскошной золотой вышивкой.

Женская одежда

Женский традиционный костюм включал платье свободного кроя, сверху носили камзол или халат-шапан. В основном женскую одежду шили из ситца, а знатные казашки могли себе позволить костюмы из шелка и бархата. Также использовался тонкий войлок. Крой платья был закрытым, и лишь в 19 веке в казахской национальной одежде появился отрезной фасон платья, когда юбка и лиф сначала кроились отдельно, а затем сшивались. В холодное время женщины надевали шубы из лисьего меха или шкуры ягненка.

Красный цвет в одежде разрешалось носить только молодым девушкам, а после тридцати лет это считалось недопустимым. Также, чем старше была женщина, тем меньше на ней было украшений.

Очень активно использовалась в отделке казахских нарядов вышивка, а также украшение бисером, войлоком, бляхами из серебра, различными нашивками. Головные уборы девушек было принято украшать перьями филина, которые, как считалось, оберегают от злых сил.


Головной убор

Головной убор имел сакральный смысл в казахской национальной одежде. Казахи очень трепетно относились к головным уборам, и поэтому с ними связано множество поверий. Так, недопустимо было носить чужую шапку. Также нельзя было ронять головной убор или хранить его в ненадлежащем месте.

Саукеле – уникальный и самобытный головной убор, который занимает особое место в традиционной одежде казахов. Саукеле носили казахские невесты, и он являлся самым дорогим и красивым элементом свадебного наряда. Саукеле был конусообразной формы, его украшали жемчужинами, кораллами,  бирюзой, самоцветами и мелкими монетами. На верхушке саукеле, высота которого составляла около семидесяти сантиметров, красовался пучок перьев филина. Дополнялся саукеле специальными боковыми подвесками «жактау», они были длинными и могли доходить до пояса и ниже. Подвески также украшали многочисленными декоративными элементами. Ещё саукеле дополняли меховыми наушниками и височниками. Сверху головной убор накрывали расшитыми платками, а также прикрепляли к нему вуаль «желек».

После свадьбы костюм замужней женщины дополнялся расшитой искусными золотыми узорами шапкой «касаба». Как только у женщины рождался первенец, она начинала носить белый тюрбан «кимешек».

У мужчин было принято носить войлочную шляпу под названием «калпак», а также шапку-тюбетейку «такию». В холодное время мужчины и женщины надевали меховую шапку «борик» или головной убор из овчины «тымак».

Культура

  • Казахские имена
  • Пословицы и поговорки
  • Национальные праздники
  • Национальные игры
  • Юрты
  • Фольклор
  • Национальная одежда
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Астана
  • Атырау
  • Байконур
  • Балхаш
  • Боровое
  • Жезказган
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Семей
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Туркестан
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
  • Шымкент

Казахский Национальный Костюм, Одежда Казахов, Камзол, Казахская Шапка и Костюм Для Девочки

Казахский национальный костюм – это отражение многовековой истории и самобытной культуры нации. Он воплощает в себе все особенности становления древнего народа.

Национальная одежда является неизменным поводом для гордости прославленных кочевников и предметом интереса гостей Казахстана. И на сегодняшний день традиционный костюм не утратил своей популярности, привлекая внимание яркими красками, броскими декором и лаконичностью кроя.

Общая характеристикам

Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:

  • привлекательный приталенный силуэт;
  • зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
  • шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
  • повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
  • для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
  • наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.

Они воплощали в себе особенности и традиции местного населения, а также соседних наций из стран Дальнего и Ближнего Востока.

Особенности

Одной из основных особенностей национального костюма казахов, фото которого представлено ниже, на протяжении многих веков является сложный, необычный декор. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма и другие элементы.

Традиционно считалось, что орнамент выступает в качестве сильного оберега, защищающего человека от воздействия злых сил и негативных помыслов. Казахи никогда не скупились на щедрое декорирование одежды. При этом повседневные наряды практически не имели отличий от торжественных.

Цвета и оттенки

Согласно многовековой традиции, берущей свое начало от кочевого народа, казахстанский костюм отличается сочетанием ярких, насыщенных красок и сочных оттенков. Основные цвета:

  • зеленый;
  • изумрудно-синий;
  • алый;
  • серебристый;
  • золотой.

Эти красочные оттенки применялись при изготовлении как мужского, так и женского традиционного костюма. Несмотря на красочность и насыщенность используемых оттенков, жители Казахстана старались не комбинировать в одном наряде множество цветов, делая упор на несколько ярких акцентов.

Ткани

Одежда казахов шилась из самых разных материалов натурального происхождения. В процессе развития для изготовления мужских и женских костюмов использовалась кожа и мех животных – преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Для пошива одежды и нижнего белья широко использовались хлопчатобумажные материалы.

Немного позже традиционный костюм казахов претерпел некоторые изменения: его начали шить из тканей. Предпочтение отдавалось таким материалам:

  • войлок, получаемый из овечьей или верблюжьей шерсти;
  • шерстяные и хлопчатобумажные ткани;
  • сукно;
  • дорогой шелк;
  • бархат;
  • велюр;
  • парча;
  • атлас.

Дорогостоящие материалы могли себе позволить только очень богатые люди, поэтому ткань, из которой была изготовлена одежда казаха, свидетельствовала о его финансовом положении.

На сегодняшний день чаще всего для пошива национальных мужских и женских костюмов используются современные ткани, а также мех куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Во многих горных селениях население широко применяет пух гагары, цапли или лебедя.

Крой

Крой традиционной одежды жителей Казахстана отличался практичностью и приталенностью. При этом зимние костюмы всегда были более свободными и комфортными. Все изделия традиционно изготавливались в форме трапеции (расклешенными в нижней части).

Короткие наряды казашки не носили. Они отдавали свое предпочтение закрытым и скромным камзолам с длинными юбками или расклешенным платьям. Такие же костюмы, только меньшего размера носили, и маленькие жительницы горного края.

Разновидности

Традиционно казахи и казашки подразделяли одежду на мужскую и женскую. Отдельно выделялся детский костюм. Каждая из этих разновидностей имеет свои специфические особенности и общие черты.

  • все костюмы обязательно украшались вышивкой, которая являлась своеобразным оберегом;
  • крой – практичный и лаконичный, подходящий для верховой езды и кочевого образа жизни;
  • верхняя одежда отличалась более свободным и легким покроем;
  • высокие головные уборы носили и мужчины, и женщины.

Праздничные наряды и головные уборы богато декорировались узорами, лентами, перьями птиц, золотой тесьмой и эксклюзивными ювелирными украшениями.

Женский

При пошиве женского костюма основной упор делался на удобство и простоту, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола. Постепенно костюм девушки становился более изысканным – он состоял из платья или камзола с длинной расклешенной юбкой.

В холодную пору года женщины носили халат из шерсти или меховую шубу. Образ дополнял высокий головной убор, украшенный меховой оторочкой или пухом цапли, лебедя или гагары.

Женщины, как и мужчины, в обязательном порядке щедро украшали себя ювелирными украшениями. Они отличались в зависимости от территориальной принадлежности, возраста, ранга, состояния и семейного положения человека.

Мужские

Классический мужской костюм представлял собой комплект, состоящий из нескольких изделий. Чаще всего в него входили штаны-шаровары, просторная рубашка, халат, головной убор и обувь.

При выборе верхней одежды бедные мужчины отдавали предпочтение платью в форме халата, более состоятельные – камзолам, изготовленным из парчи или других дорогих материалов.

Детский

Костюм ребенка практически в точности повторял одежду взрослого человека. Мальчика одевали в приталенные штаны-шаровары с клиньями из овечьей кожи, свободную рубашку, сверху – жилет с узором или камзол. В качестве головного убора для детского наряда использовалась тюбетейка.

Девочка облачалась в красивое, яркое платье, поверх которого надевался жилет. В большинстве случаев маленькая казашка носила наряд, в точности повторяющий убранство взрослой девушки с единственным отличием в размере.

Как сшить костюм своими руками

Обязательным элементом традиционного казахского наряда всегда была вышивка. Чтобы декорировать убор оригинальными орнаментами, швеи использовали и используют специальные пальца, которые в зависимости от особенностей изделия бывают прямоугольными или круглыми.

Также казахскими мастерицами широко используется тамбурная вышивка, которая выполняется специальным шилом с иглами и крючком.

Материалы

В период становления кочевого народа казахский наряд принято было сшивать из шерсти, кожи и меха животных – овцы, верблюда, лисы, енота.

Более современное поколение Казахстана использовало для пошива одежды ткани – атлас, шелк, парчу, бархат. В большинстве случаев такие материалы применялись для праздничных костюмов.

Женский головной убор

Женские головные уборы зависели от поры года, возраста и достатка казашки. Их основное предназначение заключалось в том, что они не только защищали голову от холода и ветра, но и демонстрировали всем окружающим социальное положение женщины.

Молодые девушки чаще всего носили тюбетейку – небольшая и невысокая шапка, расшитая красивыми узорами. К ее верхней части пришивалось несколько перьев белого филина, которые выступали в качестве оберега, защищающего девушку от злых сил. В зимнюю пору года наряд дополнялся высокими шапочками конусообразной формы, отороченными мехом.

Тюбетейку девушки носили до самого замужества. Во время свадьбы проводился целый ритуал по ее снятию. После торжества замужняя женщина носила саукеле – это продолжалось до рождения первенца, после чего ее наряжали в другой головной убор, который она носила до конца своих дней.

Свадебный головной убор

Свадебный головной убор казашек назывался саукеле. Он являлся наиболее дорогой и роскошной частью подвенечного наряда. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи.

Следует отметить, что огромная популярность саукеле сохранилась вплоть до середины 19 века.

Убор представлял собой очень высокую шапочку конусоподобной формы, которая была щедро украшена перьями филина, изысканной кружевной вуалью, а также драгоценными камнями – жемчужинами, кораллами, монетами, рубинами, бирюзой, сапфирами и даже бриллиантами.

Саукеле обязательно декорироровался роскошными ювелирными украшениями для висков и подбородка. Задняя часть головного убора имела одну или несколько лент, состоящих из позолоченных нитей и украшенных тесьмой. В большинстве случаев на затылочную часть саукеле наносилось изображение оберега – рыбьей головы, которая являлась символом любви, счастья и благоденствия.

После появления на свет первого ребенка женщина снимала саукеле и ей торжественно преподносился иной головной убор под названием «кимешек», который она носила до самой смерти. Он представлял собой шапку с широкими фалдами, которые прикрывают от окружающих плечи, шею, грудь и верхнюю часть спины женщины. Передняя часть головного убора украшалась необычными вышивками из бисера, жемчуга, кораллов, золотых или серебряных нитей.

Мужские головные уборы

Мужчины Казахстана на протяжении многих веков остаются верными традиционному головному убору – тюбетейке. Также достаточно популярными были шапки из меха и высокие уборы из войлока, отличительной особенностью которых были поля, загнутые вверх.

Они декорировались вставками из бархата или атласа, украшались орнаментом из золотой нити. Такой головной убор назывался «айыр калпак», и его могли себе позволить только очень состоятельные люди.

В холодную пору года чрезвычайно популярным был «тымак», для изготовления которого использовалась овчина. Для детских головных уборов чаще всего применялся мех лисы.

Женский наряд

Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней.

Единственное отличие заключалось в том, что костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками.

Для дополнения образа казашки широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось:

  • кольцам;
  • браслетам;
  • серьгам;
  • ожерельям;
  • богато расшитым поясам.

Для изготовления ювелирных украшений использовались различные материалы в зависимости от финансового состояния женщины. Это могло быть золото, серебро, драгоценные, полудрагоценные камни или обычный металл.

Свадебный женский костюм

Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:

  • представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
  • для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
  • поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
  • голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
  • цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.

Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.

Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.

Мужской казахский национальный костюм

Мужской казахский национальный костюм всегда отличался простотой, лаконичностью и функциональностью. Но при этом он выглядел празднично и нарядно, его раскраска радовала яркими красками.

Обязательная часть комплекта мужской одежды – широкие штаны-шаровары со специальными клиньями из овчины, оберегающими ноги казаха от натирания во время верховой езды. Они назывались шалбар. Наряд дополнял бешмет – удобный камзол из практичной ткани, защищающей от ветра и палящего солнца. Они подразделялись на летние и зимние модели.

Также жители Казахстана носили шеклен – широкий пояс с красивой вышивкой, выступающей в роли оберега для своего владельца. В качестве верхней одежды бедные мужчины носили войлочные халаты с длинными полами, более состоятельные отдавали предпочтение меховым шубам.

Обувь

Мужчины, женщины и дети Казахстана отдавали свое предпочтение сапогам. Это удобная и практичная обувь, которая идеально подходила представителям кочующего народа. Мужская обувь была более простой и лаконичной. В зимнее время года мужчины обязательно заправляли штаны-шаровары в сапоги – это помогало им сберегать тепло.

Женские сапоги украшались вышивками и декоративными вставками. Праздничные изделия обязательно имели небольшой каблучок и немного загнутый вверх носок.

Молодые юноши часто носили обувь на достаточно высоком каблуке, который составлял не менее 7-8 см. Среди мужчин пожилого возраста были популярны мягкие и удобные изделия без каблука.

Самые бедные мужчины и женщины не могли себе позволить кожаные сапоги. В их гардеробе преобладали обычные сандалии с плоской подошвы из кожи, зафиксированной на ноге при помощи специальных ремешков.

Декор

Одним из важнейших украшений мужского и женского наряда жителей Казахстана является необычный узор. Он мог быть различным. Чаще всего применялся орнамент, состоящий из геометрических фигур, анималистические или флористические принты.

Некоторые костюмы казахов и казашек являли собой настоящий шедевр, так как были декорированы рисунками, представляющими собой цельную сюжетную линию. Для вышивки применялись золотистые нити люрекса, крупные бусины и мелкий бисер, цветное стекло, драгоценные камни и жемчуг.

Современные модели

Стиль современного Казахстана претерпел существенные изменения. Мужчины и женщины останавливают свой выбор на практичной и функциональной одежде модных брендов, традиционные народные костюмы можно встретить только в отдаленных поселениях.

Но нация помнит и чтит свои традиции, язык и культуру. Многие казахи и казашки надевают национальный костюм на свадьбы, различные торжественные мероприятия, исполняют в них национальный танец. Не менее популярными являются и куклы в традиционной казахской одежде, которых модно выставлять на праздниках.

Традиционная одежда с ее яркими красками и неповторимыми орнаментами казахского народа остается неисчерпаемым источником вдохновения для таланта многих современных дизайнеров, которые продолжают широко использовать ее элементы в своем искусстве.

Казахская национальная одежда – аутентичная одежда кочевников

  1. Дом
  2. Казахстан
  3. Культура Казахстана
  4. Одежда

Культурное наследие казахстанцев находит свое отражение в национальном костюме. Жизнь в степи и различные кочевые религиозные верования оказали влияние на традиционную казахскую одежду — она была практичной, защищала от холода и ветра, была удобна для ношения верхом, а также изготавливалась из натуральных материалов. Качество казахской одежды и ее отдельных элементов также позволяло установить социальный статус казаха и род или род, к которому он принадлежал. Традиционно более бедные люди носили одежду из шкур диких животных, в то время как богатые иногда шили ее из импортных материалов, таких как шелк и бархат.

Казахская одежда изготавливалась из кожи, шкур других животных или меха. Казахи усовершенствовали обработку кожи, изготовление высококачественного войлока и другие способы создания своей традиционной одежды. В результате казахстанские товары высоко ценились на рынках Великого шелкового пути.

Наряду с высоким уровнем практичности большую роль в традиционной казахской одежде играла орнаментация. Внимание уделялось его украшению разнообразными узорами, драгоценными камнями или дорогими мехами. Мужчины и женщины также носили широкие ремни с золотыми или серебряными пряжками или другими декоративными элементами, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть более элегантно. Более состоятельные люди также носили несколько слоев одежды: практичную и простую снизу, дорогую и богато украшенную сверху.

Сапоги были казахской национальной обувью. Летом были распространены мягкие удобные кожаные сапоги на каблуке до 8 см. Зимой для защиты от непогоды надевали войлочные чулки и сапоги до колен из грубой кожи. Женские сапоги также украшались вышивкой и различными накладками.
Сегодня казахская национальная одежда – редкое зрелище. Эту одежду чаще всего можно увидеть в сельской местности, на различных этнических праздниках или в экспозициях музеев.

Женская одежда

Традиционная женская одежда в Казахстане состояла из длинного платья или рубашки, штанов, шапки, а также могла включать в себя жилетку или халат. Зимой для защиты от суровых казахских зим надевали шубы. То, что носили женщины, также зависело от возраста и социального положения. Молодые девушки, например, часто носили красное. Однако после 30 лет носить этот цвет считалось неприличным. Напротив, женщины среднего и пожилого возраста в основном носили синие и черные платья, а с возрастом все меньше и меньше украшений.

Материалом для женской одежды обычно служил тонкий войлок или цветной ситец. Богатые казашки носили шелковые и бархатные платья. Покрой был закрытым, с закрытым воротником, хотя в 19 веке стал популярен новый покрой: отрезное платье с лифом. Платья, камзолы и рубашки украшались узорной вышивкой, нашивными аппликациями из ярких тканей и полос меха, застегивались на металлические или серебряные пряжки и пуговицы.

Особого внимания заслуживает и уникальный наряд казахских невест. Свадебная одежда включала камзол, халат и рубашку, называемую койлек. Также носили характерный конический «саукеле», или головной убор, высота которого могла быть более 30 см. «Желек» был казахским эквивалентом фаты. Однако белый цвет не является традиционным цветом для невест в Казахстане, потому что считается цветом траура. Цвета невесты часто выбирались в соответствии с ее семьей или регионом, из которого она приехала.

Мужская одежда

Мужская одежда в Казахстане состояла из простой рубашки, штанов и шапки. Именно «шапан», или халат, использовался для передачи социального статуса и считался важнейшим предметом одежды. Шапан мог быть изготовлен из любой ткани и быть красиво разноцветным, однако нормой считались более простые шапаны темных цветов. Парадные шапаны, например, были темно-синего или черного цвета, но также украшались золотым шитьем. Такие парадные одеяния шили для почетных людей и важных гостей, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.

Головные уборы

У казахов особое отношение к своим головным уборам: они никогда не надевают чужих головных уборов и не дарят своих — считается, что это переносит несчастье и болезнь или может лишить вас счастья и удачи. Головные уборы следует осторожно снять и положить в безопасное место, и ни при каких обстоятельствах не класть кепку на пол или стул. В Казахстане существует множество видов головных уборов, в том числе: такия, калпак, борик, кимешек, тымак и другие. Самым интересным головным убором, который считается одним из символов казахской культуры, является саукеле.

Саукеле — уникальный свадебный головной убор ручной работы. Считается, что чем выше саукеле, тем больше уважения невеста проявляет к семье жениха. Некоторые саукеле, таким образом, достигали 70 см в высоту. Саукеле также является самым дорогим предметом свадебного наряда и может быть украшен драгоценными камнями, золотом или серебром и другими элементами. Иногда стоимость головного убора приравнивается к табуну лошадей, но невеста надевает его только один раз — на свадьбу.

Касаба — нарядная шапка, которую молодая жена надевает на замену саукеле и перед рождением первенца.

Кимешек — высокая, белая чалма, которую женщина носит после рождения первенца и до конца жизни.

Такая — тюбетейка, которую носят люди всех возрастов в Казахстане. Его шьют из шелка, бархата и других материалов. Среди молодых казахов популярна «зер-такия» — вышитая золотой или серебряной нитью тюбетейка. Иногда такиея служат подкладкой под другие головные уборы.

Калпак — популярная фетровая шапка среди казахских мужчин. Встречаются также «айыр калпак» — дорогой вариант этого головного убора, украшенный драгоценными тканями или золотым шитьем в виде растительных орнаментов.

Borik — шапка с меховой опушкой. Первоначально мех был от волков, хотя сегодня это обычно мех выдры, лисы, бобра. Его носят и летом, и зимой. Существуют мужские и женские шапки-борики, которые отличаются только украшением.

Tymak — теплая зимняя шапка из овчины. Тымак шьют так, чтобы зимой в степи они отлично защищали голову, шею и плечи от ветра и холода. Эта шапка также является ключевым элементом национальной конной игры «Тымак урып жыгу», во время которой всадники пытаются сбить ее с шеста.

  • Юрта
  • Конные игры
  • Одежда
  • Музыка
  • Литература
  • Ремесла
  • Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО

Казахские национальные костюмы | Культура Казахстана

На протяжении столетий казахская национальная одежда была простой и рациональной. Для него были характерны общие формы для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Элегантность и красивые элементы платьям придавали меховая отделка, вышивка, украшения. Традиционными материалами для одежды были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которое производилось местным населением. Одежда, сшитая из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, была своеобразным мерилом достатка их владельцев. Хлопок также широко использовался.
У казахов всегда ценились шкуры и меха животных как материал для пошива. Шубы, или т.н. Тонн , шили из шкур животных, а шубы, типа Шаш , шили из шкур животных, которые как нельзя лучше подходили к погодным условиям казахских степей. Верхнюю одежду шили из шкур и мехов диких и домашних животных, по названиям которых называлась одежда: Ж анат тон — шуба из меха енота, Кара тулки тон — из меха черной лисы, Камшат борык — бобровая шапка, Бота тон — пальто из верблюжьей шкуры, Жаргак тон — из шкуры жеребенка и др. Из войлока шили многие виды одежды. Для его производства использовалась преимущественно белая шубка, а особенно ценным считался тонкий мех с овечьей шеи.

Национальная одежда казахских женщин

Казахская женщина традиционно носила платье с жилеткой. В целом верхняя одежда женщин была похожа на мужскую: те же куртки, жилеты, халаты, широкие кожаные ремни, она отличалась от мужской только расцветкой и некоторыми деталями отделки.

Головной убор казахских женщин, как и у многих других национальностей, также являлся своеобразным показателем их семейного положения. Головные уборы замужних женщин различались в разных племенных группах, но головные уборы девушек были сравнительно схожи на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух видов: тюбетейку ( Такия ) и теплую шапку ( Борик ), украшенную мехом выдры, лисы или бобра. К вершине такии часто для украшения пришивали пучок совиного пера, который также играл роль оберега. Для украшения использовались также канитель, кисточки, золотое шитье и даже серебряные монеты.

Казахский женский национальный свадебный головной убор Саукеле , представляющий собой высокую (70 см) коническую шапку, имеет особое значение (см. рис. слева). Самые дорогие из них оценивались в сто отобранных лошадей. Саукеле была обязательной частью приданого девушек и готовилась задолго до достижения ими брачного возраста вместе со свадебным платьем, которое часто шилось из дорогой ткани, обычно красного цвета. Невесте полагалось надевать саукеле во время свадебной церемонии, затем его надевали по праздникам некоторое время после замужества.

Саукеле украшают металлические ажурные навершия, диадема (иногда из золота со вставками из полудрагоценных камней или ниток жемчуга, кораллов и т.п.), височные подвески и подбородочные украшения. Конус саукеле обтянут тканью, на которую нашиты металлические бляхи разной конфигурации, в ободки которых вставлены драгоценные и полудрагоценные камни. К спине саукеле также прикреплялась широкая лента из дорогой ткани, украшенная бахромой из золотых нитей, которая опускалась, чтобы прикрыть часть спины девушки. Обязательным дополнением к саукеле является длинная подвеска, называемая жактау, которая крепится к нему с двух сторон, достигая талии девушки.
В изготовлении саукеле участвовали самые искусные мастера: закройщики, вышивальщицы, ювелиры, применявшие в процессе изготовления лепку, чеканку, штамповку и т.д. На приготовление одного такого саукеле уходил год, а то и больше.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины (см. рис. справа), который носила до глубокой старости. Детали этого немного различаются в зависимости от возраста женщины и региона, из которого она приехала. Этот головной убор состоял из двух частей: нижней — кимешек, надеваемой на голову, и верхней — в виде чалмы, наматываемой поверх нижней части головного убора. Обе части выполнены из белой ткани. Такие головные уборы носят пожилые женщины и сегодня.

Национальная одежда мужчин-казахов

Мужчины-казахи носили различные тюбетейки ( такия ), летние и зимние шапки. Летняя шапка — калпак шилась из тонкого войлока, преимущественно белого цвета, и имела специфический древний покрой. Зимой носили Борик и тымак . Тымак – это теплая зимняя шапка-ушанка и шейный платок из лисы, которая и в наши дни популярна среди казахских мужчин. Башлык — еще один национальный головной убор из верблюжьей ткани, который полагалось носить поверх других головных уборов, для защиты от пыли, солнца, дождя и снега.

Одежда мужская состояла из следующих частей: тельняшка двойная нижняя ( жейде ), нижние штаны — из легкой ткани и верхние — из сукна, замши, овчины или плотной хлопчатобумажной ткани. С давних времен, когда казахи занимались верховой ездой, штаны были необходимой и важной частью их одежды.
Основным видом верхней одежды был шапан , род халата.

В старину мужская и женская обувь также были похожи, хотя девичьи сапоги часто украшались вышивкой и аппликацией. Обувь различалась по временам года. Например, зимние сапоги были высокими, с широким голенищем, надевались поверх войлочных чулок. Также были различия между обувью пожилых и молодых людей. Молодежь чаще носила сапоги на высоком каблуке (до 6-8 см), пожилые – на низком каблуке. Другим распространенным видом обуви у казахов были легкие сапоги без каблука, плотно облегающие ногу, называемые ичиги или маси . Поверх них надевали кожаный кебис , который полагалось снимать при входе в дом.