Российская национальная одежда: Русская народная одежда XIX — начала XX в.

Русская народная одежда XIX — начала XX в.


Cергиево-Посадский музей обладает одной из самых полных в России коллекций русской традиционной одежды, бытовавшей в крестьянской среде в конце XIX – начале XX века. Значительное количество экспонатов было приобретено сотрудниками музея во время научных экспедиций, которые проводились на Европейской территории страны, начиная с 1930-х годов.


Единого образца русского национального костюма не существовало. Его вариативность определялась огромными просторами страны, различными климатическими зонами, историей, экономикой каждого края, местными культурными традициями, миграцией населения, влиянием проживающих по соседству народов. Костюмы людей из одной сельской местности различались также по их возрастным и социальным признакам, вероисповеданию и ряду других факторов. Так, существовало обязательное различие в одежде детей, неженатой и женатой молодежи, людей детородного возраста и стари­ков, а также солдаток, вдов и других.


Мужской костюм в целом был единообразен на всей территории проживания русских. Он состоял из рубахи туникообразного прямого или раскошенного книзу кроя с косым (реже прямым) разрезом ворота, нешироких штанов, пояса, обуви и шапки. 


Из всего многообразия женского народного костюма исследователи выделяют несколько основных комплексов, отличающихся составными частями, покроем, декоративным убранством и украшениями. Наиболее архаичным считается насыщенный по цвету многослойный поневный ансамбль с длинной рубахой, чаще всего с косыми поликами (плечевыми вставками, расширяющими плечевую часть рубахи), поясной одеждой – поневой, поясом, передником, разнообразной нагрудной одеждой, кичкообразным головным убором типа сороки, украшениями, чулками и обувью. Он был распространен в таких южнорусских гу­берниях страны, как Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Курская, Пензенская, Тульская и других.


В ХIХ веке наиболее широко на территории страны бытовал сарафанный комплекс, или северорусский, –  на Русском Севере, в Приуралье, Сибири, Поволжье и на Алтае он был основным, а в южных регионах служил в качестве девичьей одежды. Костюм состоял из: рубахи с прямыми поликами или без поликов, одной или нескольких нижних юбок, сарафана, передника, наплечной одежды, головного убора на жесткой основе типа кокошни­ка, украшений, чулок и обуви. 


Следующий ансамбль с юбкой-андараком получил распространение в ряде южнорусских губерний и ограниченно в отдельных уездах и селениях Вологодской и Смоленской губерний. Его носили женщины в местах проживания однодворцев – потомков служилых людей, присланных в XVI–XVII ве­ках для защиты южных границ Русского государства, а также в местах их дальнейшего расселения. В костюм входила рубаха с прямыми поликами из хлопчатобумажных и шелковых тканей, шерстяная полосатая юбка-андарак, пояс, корсетка, головной убор типа кокошника.


Существенную часть в русской народной одежде составлял головной убор. Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает богатой коллекцией женских головных уборов ХVIII – начала ХХ в. Особенно выделяются своим убранством свадебные и праздничные: северные кокошники и повойники, южнорусские кички и сороки, украшенные вышивкой золотными нитями, жемчугом и разноцветными стеклами, имитирующими драгоценные камни.


Верхняя одежда, которую крестьяне носили в холодное время года, была однотипной для мужчин и женщин: шубы и полушубки мехом внутрь, суконные кафтаны, понитки и другое. Ее дополняли вязаные узорные чулки и варежки. В праздники женщины носили теплую одежду с нарядными шерстяными платками и шалями.


Вплоть до начала XX столетия консервативный образ жизни, форма хозяйственной деятельности русских крестьян способствовали сохранению в одежде природных материалов ручного производства, архаичных черт в ее покрое и приемах декоративного убранства. Одежду шили из домотканой льня­ной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани и из тканей фабричного про­изводства. Выбор материала определялся в первую очередь назначением костюмов, которые делились на будничные, рабочие, праздничные и обрядовые. Так, на Русском Севере праздничную одежду чаще изготовляли из доро­гих покупных шелковых, парчовых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей, а повседневную из домашнего холста и пестряди. В то же время покрой одежды разного назначения был единым: свободный, прямой, не подчеркивающий особенностей фигуры человека. Ткань всегда использовалось рационально, почти без отходов.


На протяжении времени формы и детали традиционных ансамблей одежды неизбежно менялись. На смену тяжеловесным шерстяным поневам пришли юбки, косоклинные сарафаны из домотканого льна заменили более простые по крою прямые сарафаны из яркой фабричной ткани, в моду вошел костюм «парочка» из приталенной кофты и юбки. Вышивка, кружево, узорное ткачество в декоре одежды вытеснялись аппликациями из ситца, тесьмой и лентами.


Коллекция народной одежды Сергиево-Посадского музея-заповедника ярко отражает самобытные черты одежды русских крестьян ХIХ – начала ХХ века, обусловленные многовековым укладом жизни народа, его представлениями о добром, полезном и прекрасном. 

Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Горожанина Светлана Валентиновна.

Русская одежда — Русская вера

Русская одежда, русский костюм, в частности как элемент национальной культуры, как знак и как символ, выражает конфессиональные, этические, художественные представления русского народа, его историю, менталитет, систему ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме содержатся в классических работах известных историков, этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова и др.

 

История русского костюма

Историография русского костюма имеет давнюю традицию. Русский костюм рассматривается с точки зрения истории России, археологии, этнографии, гендерной, социальной истории и др. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что в результате влияния природных факторов, а также условий быта и характера крестьянского труда, русский народный костюм в максимальной степени приспособлен к жизни народа [1]. Выделяют несколько особенностей русского народного костюма.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII в. характерной костюмной формой были длинные неприталенные одежды. Соседство с кочевыми народами, уверенная политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, оживление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события не могли не отразиться на материальной культуре русских. Одним из результатов стало сложение самобытного костюма, сочетающего глубокие местные традиции и черты, характерные для азиатов. На рубеже XVII-XVIII вв. русский костюм претерпел значительную трансформацию, обусловленную реформами Петра I и его предшественников [2].

К концу Московского царства Россия была страной с неоднородной культурой. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия народов, населяющих Россию. Кроме того, были хорошо известны и европейский, и азиатский костюмы. Главной характеристикой русского костюма этого периода можно назвать многослойность. Надетые друг на друга одежды создавали величественный образ. О социальном статусе владельца одежды говорило обилие украшений. Одежда была украшена так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань). Также костюмы украшались жемчугом, жемчужными нитями, по виду напоминавшими кружево — поднизи.

Аргунов И. П. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784 г. Кокошник украшен канителью и жемчужной нитью — поднизью

Одежда иноземцев — путешественников, купцов, военных, зодчих, бывавших на Руси, — зачастую становилась основой для новых форм, которые в дальнейшем становились русскими. К примеру, появление чуги (верхняя одежда наподобие плаща) среди русского мужского костюма. Ее связывают с женитьбой Ивана Грозного на Марии Темрюковне в 1561 г. Также тегиляи (стальные кафтаны, выполняли функцию доспехов), распространенные на Руси очень широко, имели монгольское происхождение. Эта одежда попала в Московию от тюркских народов. Известны и другие примеры заимствований восточной одежды.

Европейское платье («немецкое») было известно в допетровской России как парадное и как неформальное. Юпы, кабаты, курты, гусарские шубы, немецкие шляпы были в использовании придворных потешников и самих царевичей с 1630-х гг. Некоторые предметы европейской одежды имелись у царей, дворянства и придворных. Интерес к иноземному костюму был настолько велик, что в 1675 г. царь издал указ «О неношении платья и нестрижении волос по иноземскому обычаю… чтоб… тако ж и платья, кафтанов и шапок, с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели» [2]. Указ Алексея Михайловича разграничил разрешенную «русскую» и запрещенную «иноземную» одежду. Преемник Алексея Михайловича, царь Федор, из-за практического неудобства не был сторонником принятых в третьей четверти XVII в. многослойных и долгополых одежд.  В 1681 г. царь запретил ношение традиционной русской одежды — охабней и однорядок. Им на смену пришли другие формы, более практичные для жизни: «старые одежды были долги, прилично женскому платью, и к служилому и дорожному времени непотребны» [3]. На замену были предложены короткие кафтаны, образцом для которых послужило современное царю Федору польское платье.

Латный полукафтан

Далее, петровские реформы стали переломным моментом в развитии русского костюма. Россия насильно вовлекается в европейское культурное пространство, и как один из вспомогательных инструментов этого вводится инокультурная одежда. Часть населения, которая восприняла нововведения Петра как попытку искоренения русской самобытности, рассматривала традиционный русский костюм как значимую ее составляющую.

Впоследствии русский традиционный костюм почти полностью вытесняется из активного обращения. Из предметов быта он перемещается в сферу национального наследия, с этого момента он имеет больше символический, нежели практический смысл. Его замещает общероссийский костюм, обозначающий принадлежность носителя к империи.

 

Материалы для одежды

Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.

Льняная домоткань. Современное производство

Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.

 

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.

Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.

«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Мужская одежда

Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо.

Одежда XVII века на Руси. Кафтаны

Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.

Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.

Охабень — это древняя русская верхняя мужская одежда. Слово «охабень» произошло от «охабить», что означает «охватить». Спереди были петлицы, а по бокам были длинные разрезы от пола и до рукава. Для рук были специальные разрезы в рукавах

Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

 

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.

Русская коллекция Valentino, весна-лето 2015 г.

Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан

1960-е гг. в модной индустрии ознаменовались популярностью русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанов легли в основу моделирования одежды. Таким образом появился силуэт «трапеция», когда из верха следует очень пышная юбка, при этом хорошо обозначается линия талии. Распространение такой формы в мировой модной индустрии положило начало определению русского стиля — «стиль а ля русс».

Косоклинный распашной сарафан

Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину. 


Автор: Маргарита Лапина


Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139.
3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38.
4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

Русские традиционные костюмы


Русские традиционные костюмы

Историки предполагают, что традиционный русский костюм начал формироваться в XII-XIII веках. Вплоть до 18 века он хорошо подходил всем слоям русского общества: его носили цари, бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.
После петровских указов (18 век) европеизация русского дворянства и городского костюма. Однако национальный (народный) русский костюм был популярен в деревнях до начала 20 века.

старинное аристократическое платье: бояре, купец (купец)

Платье русской жительницы

Основой русского женского костюма была «рубаха» (льняная рубашка или кофта). Вышивалась льняной вышивкой, шелковым кружевом, золотыми нитями и блестками. Воротники и рукава были богато украшены.
К началу 20 века самые распространенные женские костюмы были двух типов: южнорусский с поневой, т. е. с домотканой шерстяной юбкой, и среднерусский с сарафаном, т. Типичным цветом сарафана и юбок был красный, так как этот цвет буквально переводится как «красивый».

Одним из самых распространенных видов праздничного головного убора был «кокошник», он был искусно украшен речным жемчугом, сеткой из жемчуга, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой и декоративными камнями. Головной убор хранился в семье и передавался по наследству, являлся неотъемлемым элементом приданого состоятельной невесты.

кокошник

Мужской костюм состоял из длинной рубахи (рубаха-косоворотка с воротником-стойкой, застегивающимся сбоку), штанов (порти), пояса (пояс-кушак) и лаптей (позже сапоги). Плетеная обувь обычно изготавливается из волокон березы. В наше время их больше не носят, сегодня они являются декоративным элементом, висящим в домах людей. Фуражка (картуз) появилась в конце 19 века и украшалась цветком.



Рубаха мужская «рубаха», шапка и праздничный «картуз»

рубаха-косоворотка

лапти

Зимой русские носили шубу (шубу) и шерстяную валенку (валенки). Это было чрезвычайно практично и эффективно в холодном северном климате. Шубы шились из меха, вывернутого внутрь или «наизнанку». Для защиты ушей от холода использовалась традиционная мужская теплая шапка с клапанами – ушанка (от слова уши – уши) или треух. На женщине были традиционные русские вязаные платки и красивые павловопосадские шарфы из 100% шерсти.

валенки

женское пальто

Русские платки и шали

Пуховый платок Оренбургский — лучший бренд с Южного Урала

мужчин Мышкинской области 1832

шапка ушанка советская

от
О моей России Blogspot.ru — Елена

Мужчина и женщина в русской национальной одежде Фото ©ruslaniefremov 83171050

Мужчина и женщина в русской национальной одежде Фото ©ruslaniefremov 83171050

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты Инструменты

ПредприятиеЦены Все изображения

ВойтиРегистрация

Удалить BG

Образец

Чтобы загрузить это изображение,

создайте учетную запись 9 0140 Уже есть аккаунт? Войти

Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылку новостей и спецпредложений

  • 5
  • Похожие лицензионные изображения:

    Та же модель:

    Пара в русской национальной одеждеМужчина и женщина в русской национальной одеждеПара на природе в национальных костюмах0160 Балийская азиатская волшебная маска клоуна фигура, используемая в спектакле древней культуры на открытом воздухе Индонезия Юго-Восточная АзияТолпа в русских народных костюмах танцует на открытом воздухе на фоне традиционной антикварной деревянной ветряной мельницы. Группа счастливых людей в национальной финно-угорской одежде поет и танцуетДве девушки в традиционной русской одежде стоят под березой и танцуют — одна из них играет на балалайкеДве девушки в традиционной русской одежде идут по полю и поют — одна из них держит балалайка. Середина планаФранцузская девушка, одетая в красное, играет на красном аккордеонеФранцузская девушка, одетая в красное, играет на красном аккордеонеЖенщина в длинном платье с цветами идет по грунтовой дорогеСемейная группа африканских сельских жителей путешествует вместе со множеством контейнеров, чтобы найти воду, чтобы вернуться в свою деревню. В замедленной съемке. Азиатские художественные балийские традиционные танцоры в церемониальной маске дракона, исполняющие Индонезию, Юго-Восточную Азию. Рыжая молодая женщина в венке во время традиционного латвийского дня середины лета Лиго. человек виден со спины в замедленной съемке, одетый в платок с ярким узором и красочную одежду, когда люди медитируют босиком на священной земле.