Русская и украинская одежда: Региональные отличия в общем национальном стиле украинской одежды

Региональные отличия в общем национальном стиле украинской одежды


Украинский традиционный национальный костюм отражает художественный талант украинских женщин, создающих красивую одежду для всей семьи. Все элементы одежды просты по форме, богаты разнообразными украшениями, насыщены яркими красками. Работая над украшением сорочки, юбки, головного убора или других элементов, украинки использовали краски и образы родной природы для прославления своего рода и для воплощения в орнаментах своей мечты о прекрасном будущем.


Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки. Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду.


В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. В этом можно убедиться, рассмотрев традиционный украинский костюм разных областей, сформировавшийся к XIX — началу XX века.


Буковина


Девичий наряд состоял из белой вышиванки с длинными широкими рукавами, украшенной многоцветной вышивкой, на которую надевалась меховая безрукавка с яркими цветными узорами, вышитыми шерстяными нитками. На бедра повязывалась опинка из шерстяной ткани, тоже украшенная вышивкой. На голову девушки надевали «кода» — оригинальный головной убор, основа которого делалась из картона, затем обшивалась тканью и украшалась искусственными цветами, тесьмой, бисером. Украшениями для девушек служили бусы из цветного стекла. Обувались девушки в кожаные черевики – ботинки желтого, красного или коричневого цвета с декоративным орнаментом.


Юноши и молодые мужчины Буковины носили длинные туниковидные рубашки-вышиванки поверх нешироких штанов – холош, сшитых из некрашеного полотна и украшенных вышивкой по низу штанин. Пояса у них были кожаные, широкие. В качестве верхней одежды – безрукавка из овчины и суконный сердак, которые украшались кожаными аппликациями, вышивкой, шнурками. На шляпы нашивались цветы, перья, разноцветная тесьма. На ноги надевали «морщени» — вид лаптей, сшитых из кожи.


Западное Закарпатье



Основу женского костюма составляла длинная вышиванка – «довгань». Характерной особенностью довгани является «пазуха» — украшение в виде сотканного квадрата из красных нитей, пришиваемого у горловины. Рукава вышивались геометрическим узором. Короткую безрукавку – «пличку» украшали тесьмой и вышивкой. «Плат» — длинный фартук, который тоже украшали вышивкой, лентами, тесьмой и мережкой. Девушки носили головной убор, похожий на веночек, обшитый бисером и цветами. В качестве украшения надевали на шею «сылянки» — плетеные из бисера цветные ленты.


Мужчины этого региона носили короткие вышиванки, у которых вышивка наносилась не только на груди, но и по плечам. Рубашки заправлялись в широкие штаны, особенностью которых являются кисти по нижнему краю штанин – «ройты». Широкий пояс из кожи – «черес» украшался тиснением и металлическими вставками. Так же украшались и кожаные лапти – обувь и мужчин, и женщин.


Восточное Закарпатье



Женская сорочка из домашнего полотна в этом регионе называлась «ромованка». Шилась она со вставками, в вышивках использовалась техника «гладь». В качестве юбки использовали «запаску» из шерстяной ткани, которая крепилась поясом – «багром». Безрукавки красочно вышивали, украшали кистями, бисером, аппликациями из кожи. На голову чаще всего надевали красивый цветной платок. «Морщени» — лапти из кожи, надевались на длинные вязаные носки с орнаментом.


Вышитую рубашку в виде туники мужчины носили поверх суконных штанов – «гачей». Красочной вышивкой были расшиты воротник, грудь и подол рубашки. На рубашку надевалась безрукавка, а сверху сердак. Эти предметы одежды украшались кистями из войлока, кожаными аппликациями, шнурками и вышивкой. Обычно мужчины носили шляпу, которую называли «клебанка». Суконные носки, на которые надевались лапти, называются «капчуры».


Львовская область



Львовским женским вышиванкам свойственно богатство вышивки на рукавах. Безрукавка из сукна обшивается цветными шнурами из шерстяных нитей и кружевом. Женщины носили легкий кабат, который тоже украшался шнурами. Поверх юбки из шерстяной ткани в полоску надевался передник, вышитый украинскими растительными орнаментами. На голову надевался красочный головной убор – «бавница», а сверху он прикрывался вышитым платком из тонкого светлого полотна. Шею и грудь украшали разноцветными ожерельями или герданами. Лапти надевались на полотняные онучи.


Мужские рубашки шились на кокетке. Вышивка была на отложном воротнике, манжетах и на груди. Штаны узкие, темные, шили их из домашнего сукна. «Каптан» — шерстяной кафтан, украшался кожаными или суконными аппликациями и шнурами разных цветов. Шляпы носили войлочные, украшали их цветами, перьями и лентами. Обувались в лапти, но люди не бедные могли позволить себе красиво декорированные кожаные сапоги.


Черниговская область


Нарядные женские вышиванки имели широкие рукава, собранные снизу в тонкую манжету. Вышивке этого региона свойственна красно-черная цветовая гамма. Безрукавка-корсетка имела относительно сложный крой с подрезами и фалдами. Юбка «андарак» шилась в складку из шерстяного полотна, чаще всего красного цвета. По низу юбки проходил тканый разноцветный узор. Спереди андарак прикрывался белым вышитым передником. Волосы замужних женщин прятались в очипок, поверх которого повязывали один или два ярких цветных платка. На ноги надевали плетеные лапти поверх светлых онучей.


Рубашки для мужчин шили в форме длинной туники с воротником-стойкой, рукава собирались в манжеты. Кроме широкой вышивки на груди, рубашки имели вышивку на воротнике, манжетах, подоле. Носили рубашки навыпуск, обхватывая на талии витым поясом. Штаны были не очень широкие, шились из плотного грубого полотна.


Полтавская область


Женские вышиванки часто вышивались белым по белому, хотя и нередки были красно-черные узоры и мережка. Рукава собирались в сборку и сверху, и снизу. Корсетки разной длины имели снизу мягкие фалды и украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами. Юбки шили из полушерстяной фабричной или домотканой ткани, украшали лентами, шерстяными полосками или интересным видом аппликации – «перцами». Нарядный белый фартук декорировали вышивкой и мережками. На голову девушки надевали венки с красочными лентами, женщины – «намитку» или платок поверх очипка. Украшения яркие – бусы, ожерелья, дукаты. На ногах – кожаные ботиночки или сапожки.


Мужские рубашки, сшитые из белого полотна, вышивались белой или некрашеной льняной нитью, использовалась мережка. Рукава широкие, с вышивкой по низу. Штанины шаровар из плотного полотна заправлялись в «чирики» — сапоги с мягкими невысокими голенищами. На талии шаровары крепились поясом, который одновременно был и украшением, так как его ткали из разноцветных ниток красивыми узорами.


Киевская область


Белые женские вышиванки шили с узким воротником – стойкой, который тоже обшивался узором. Для вышивок, выполненных крестиком, характерны красно-черные и красно-синие цветовые сочетания, а также мережка. В качестве юбки использовались две запаски – передняя и задняя разных расцветок. На талию повязывали красивый широкий длинный пояс с кистями. Верхней одеждой служила «юпка» — суконная или байковая куртка. Для ее украшения, кроме обычных материалов, использовали аппликацию красными «перчиками». На голову надевали яркие вышитые платки. Многочисленные разноцветные бусы – основное традиционное женское украшение. Праздничная обувь – красные сафьяновые сапожки.


Мужские вышиванки из белого домашнего полотна, собранные под узким воротником, вышивались крестиком красными, черными и синими нитками. Штаны-шаровары из грубого домашнего полотна подпоясывали широким, тканым цветными полосами, поясом. В прохладное время года надевали суконную свитку, которую украшали вставками из кожи или шерстяными полосками. На голову надевали высокую шапку из каракуля, на ноги – невысокие кожаные сапоги – чеботы.


Волынская область


Женщины носили белые вышитые сорочки из домашнего полотна. Сверху надевали «кусан» — кофту, сшитую из плотной шерстяной домашней ткани, отрезную по талии и со складками сзади. Юбка «летник» ткалась разноцветными полосами. Спереди на юбку надевали плотный домотканый передник, сотканный красочными геометрическими орнаментами. Волосы замужних женщин накручивались на «кибалку» в виде жгута пряжи или ободка, а затем накрывались красивым вышитым платком.


Вышитые мужские рубашки обычно шили с отложным широким воротником и носили поверх штанов. Для вышивки характерны красные геометрические орнаменты. Пояса ткали неширокие и недлинные, но очень красочные, с «кутасами» — кистями в виде бахромы. Штаны из домотканого сукна достаточно узкие. Обычной обувью и мужчин, и женщин были кожаные лапти. Их обували поверх портянок из светлого полотна, которые назывались «завои».


Подолье


Мужская туниковидная вышиванка имела широкий воротник-стойку или отложной воротник, которые красочно вышивались одним рисунком с «пазушкой», рукавами и нижним краем. Пояса были широкие, длинные, с кистями, с вытканными цветными полосами. Неширокие темные штаны шились из домотканого сукна. Теплой верхней одеждой служили кожух, обшитый по краям мехом, или суконная «чугаина». Верхняя одежда обычно украшалась многоцветными узорами из шерстяных ниток. На голове мужчины носили каракулевые шапки или войлочные шляпы, украшенные искусственными цветами и лентами.


Для женских вышиванок этого региона свойственны широкие сплошные рукава, напоминающие современный реглан. Воротники широкие – отложные или стойка. Иногда на груди вышивали геометрическим узором характерные вертикальные полоски. Сорочки носили с напуском над поясом. Для вышивки выбирали красно-синюю или красно-голубую гамму. Юбки шились из домотканого шерстяного полотна – «летник» или «горбатка», украшались внизу лентами или ткаными узорами. Пояса длинные, яркие, широкие, с кистями, повязывались с двух сторон. На голове девушки носили подольский венок, который отличается тем, что сзади вплетали цветы большего размера, чем спереди. Женщины надевали невысокий цилиндрический головной убор, к которому подвязывали сзади «нафраму» из белой тонкой ткани. Украшения традиционные для украинок: ожерелья, дукаты, бусы. Обувь: кожаные лапти с ремешками или чеботы.


Харьковская область


Вышиванки для женщин шились с прямоугольными вставками, которые богато вышивались наряду с рукавами и узким воротничком-стойкой. Рукава снизу собирались в сборку «на нитку». На подоле сорочки нередко выполнялась мережка. Корсетки шили из фабричной тонкой шерсти, а на праздники из шелка или парчи. Юбка плахта ткалась сложным квадратным узором. Спереди она закрывалась «завеской» — нарядным передником, который украшали широкой тесьмой. Голову женщины покрывали красочными платками, надетыми поверх очипка. Обувались в праздники в сафьяновые сапожки.


Особенностью мужских рубашек этой области были «бочки», которые вшивались между полочками. Полочки собирались в сборки и пришивались к кокетке. Вышивка состояла обычно из красно-черных орнаментов, выполненных крестиком. Рубашку носили, заправляя в широкие штаны, верх которых обвязывался красивым поясом с бахромой. Популярный летний мужской головной убор – соломенная шляпа «брыль». Обувь – кожаные сапоги «пришвы».


Днепропетровская область


Отличительной чертой юпок и корсеток этого региона являлись прямоугольные вырезы горловины, которые сейчас называются «каре». Шили юпки из фабричного сукна, бархата и других негрубых тканей. Украшали орнаментами из цветных ниток и лентами. Плахты носили цельные, неотложные. Полотно для них ткали с многоцветным красивым орнаментом. Спереди на плахту надевали передник из белого полотна, украшенный богатой вышивкой. Использовались многочисленные украшения – ожерелья, дукаты, серьги. Зажиточные женщины могли позволить себе сапожки «бархатцы» на каблучке, с медными подковками.


Мужская полотняная рубашка шилась с широкими рукавами без манжет в две полочки. Впереди нашивалась манишка, воротник-стойка связывался лентой или тесьмой. Вышивка выполнялась в традиционных красно-черных тонах. Рубашку заправляли в свободные шаровары из прочного сукна. Пояса ткали очень длинными и широкими, из ярких нитей, концы оформляли кистями. Из верхней одежды наиболее популярными были свитки. Их шили из плотного домашнего сукна. Воротник-стойку, края рукавов и полы свитки украшали полосками ткани, тесьмой. На голову надевали цилиндрическую барашковую шапку.


Донецкая область


Сорочка-вышиванка шилась на кокетке, богато украшалась красно-черными орнаментами с использованием мережки. Кофты – «юпки» украшали разноцветной тесьмой и кружевами. Юбки шили широкие, из красивой фабричной шерстяной ткани. Для отделки использовались ленты, а нижний край подшивали «щеточкой», которая защищала край от протирания. Нарядный передник украшали вышивкой, мережкой, кружевом и рюшками. Волосы женщины туго скручивали в «гуглю», на нее надевалась «сеточка», и сверху надевали красивый платок с вышивкой. На ногах женщины носили высокие ботинки со шнурками.


Мужчины носили туниковидные рубашки. Вышивкой украшались манишка, стоячий широкий воротник и нижний край рукавов. Характерным элементом мужского костюма этого региона был короткий суконный жилет темных расцветок – «жильотка». Брюки шерстяные, узкого покроя. Сапоги носили с высокими твердыми голенищами – «бутылки». На голову надевали картуз – разновидность фуражки.


Модели и декор современной одежды нередко основываются на прекрасных образцах традиционного украинского национального костюма. Его лучшие черты использовали модельеры еще в семидесятых годах прошлого столетия, когда мода, казалось бы, значительно отошла от народных традиций. Однако стремление к истинной красоте всегда возвращает внимание талантливых художников-модельеров к уникальным народным особенностям одежды. Для примера можно описать некоторые костюмы конца прошлого века, созданные модельерами разных областей Украины с использованием украинских традиций.


Житомирская область


Костюм для женщины состоит их хлопчатобумажной вышиванки, выполненной в местных традициях, и шерстяного платья без рукавов, имитирующего юбку с безрукавкой. Передник цветом в тон платью украшен традиционной вышивкой и кружевом. Шерстяной платок соткан цветочным рисунком. С этой одеждой хорошо гармонируют украшения в виде бус в несколько нитей и плетеного ожерелья из бисера.


В похожем составе можно создать костюм для молодой девушки. Вышиванка шьется с коротким рукавом, украшается традиционной вышивкой. Для платья-сарафана лучше использовать светлую цветную молодежную ткань. Из украшений – небольшая плетёнка из светлого бисера.


Тернопольская область


Длинная мужская вышиванка надевается поверх брюк, подвязывается поясом. Цвет рубашки может быть белым или темным, вышивка манишки, воротничка, манжет и нижнего края подола многоцветная. Темные шерстяные брюки шьются из фабричной ткани.


Основу девичьего костюма составляет блузка-вышиванка со сплошным рукавом. Ее носят с шерстяной юбкой красивой молодежной расцветки. Сверху можно надеть безрукавку, которая украшена тесьмой в украинских традициях.


Ивано-Франковская область


Блузка с цельнокроеными рукавами из тонкой белой фабричной ткани. Для Подольских молодежных вышиванок характерна многоцветная богатая вышивка по всему рукаву, а также на груди и подоле. Темная безрукавка из шерстяной ткани, напоминающая корсетку, красиво вышивается, в основном многоцветными растительными узорами. Юбка из такой же самой ткани, что и безрукавка, шьется в складку. Ее подол украшается вышивкой.С таким костюмом хорошо смотрятся мягкие туфли, имитирующие традиционные кожаные лапти.


Женщины постарше украшают свои вышиванки более скромными узорами нитками одного или двух цветов. Покрой традиционный — с цельнокроеными рукавами. Красивая цветная юбка из шерсти имеет широкие фалды или складки, ее подол украшается темными лентами или небольшим кружевом.


Винницкая и Хмельницкая области


В этом регионе популярны женские блузки из белой тонкой ткани на кокетке. Они вышиваются красивыми многоцветными растительными орнаментами, выполненными гладью. Особое внимание в вышивке уделяется крупным ярким цветам. Поверх красочной широкой юбки надевается ситцевый фартук, украшенный оборкой – «шляркой» и разноцветной тесьмой.


В мужском костюме обращает на себя внимание белая вышиванка, сшитая на кокетке, со вставкой из мелких складок – «фальбаночек». Воротник-стойка, пазуха и манжеты расшиваются многоцветным растительным узором. Брюки можно использовать обычные современные, желательно темного цвета.


Черниговская и Закарпатская области


Белая блузка без вышивки из хлопчатобумажной фабричной ткани подходит немолодой женщине. Украшают скромную блузку продольные мелкие складки «зашивки». Юбка свободного покроя из однотонной ткани. Фартук украшается традиционной красно-черной вышивкой и тонким белым кружевом. Украшения для этого костюма используются неброские – ажурная бисерная плетёнка и цветной бант у воротника блузы.


Девушки носят красиво и ярко расшитые вышиванки, поверх которых по традиции надеваются безрукавки с зубцами по краям. Темная безрукавка украшена яркими цветами, нанесенными на ткани или вышитыми. Передник «плат» украшается красочным кружевом в тон с таким же ярким поясом с кистями. Украшение – традиционная бисерная «силянка».


Не только в сельских регионах, но и в самых крупных городах украинский костюм служил примером для создания модной одежды с использованием народных мотивов. Очень популярны всегда были украинские безрукавки, обшитые мехом. Их обязательно украшали красочной вышивкой и цветной тесьмой. Национальные мотивы использовались для создания моделей юбок и их декорирования. Даже модный женский брючный костюм, жакет которого расшит красивой подольской вышивкой, приобретает неповторимый нарядный вид.


В нашем веке украинский костюм переживает очередной подъем популярности. Все больше людей стремятся одеваться по своим родным традициям. Для этого не обязательно надевать классический костюм прошлых веков. Используя знания об украинской одежде своего региона, любой человек может обогатить свою одежду родными мотивами.


Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку. ЭТНОХАТА предлагает купить платья (Украина – страна производитель всех товаров), вышиванки (Киев – курьерская доставка, Украина – Новой почтой)

← Новый Год в украинской истории
 | 
Исторические и культурные особенности национальной украинской одежды →

Украинский современный костюм с фото и видео

Содержание

Украинский национальный наряд — это один из ярчайших элементов богатой украинской культуры

Национальная одежда во все времена наглядно демонстрировала традиции народа, его богатую событиями историю, этнические особенности многовековой культуры и быта. Наиболее ярким и колоритным, отображающим восприятие красоты и эстетику народного творчества, является национальный украинский костюм. Именно одежда первой определяет принадлежность к тому или иному этносу, а в современном модном мире украинские мотивы — это еще и стильное дополнение к самобытному и популярному этно-стилю.

История украинского костюма

Зарождение украинской национальной одежды происходило с древних времен. Колыбелью можно считать именно славянскую культуру, которая и стала истоком формирования не только украинского, но и белорусского, и русского стиля в одежде. Поэтому все эти народы имеют много общего не только в истории, но и в традиционной одежде.

Традиционные славянские наряды дошли и до наших дней

Традиционно одежда в украинском стиле — это не только вышиванки или шаровары. Она удивительно многолика и, в зависимости от региона, его климатических или этнических оттенков, имеет свои особенности и отличия.

Отличие украинских нарядов в разных регионах страны

Так, национальная одежда жителей регионов, например, Полесья, Слобожанщины, Приднепровья или живописных Карпат имеет характерные отличие в силуэте, крое, цветовом решении и способах ношения. Такие этнические особенности в некоторых регионах появились в связи с тем, что Украина граничила с жителями Молдовы или поляками, поэтому в национальном костюме украинцев часто прослеживались черты и других соседствующих народов.

Карпатские традиционные наряды

Одежда веками вбирала в себя бытовые и обрядовые функции, отображая богатую духовную культуру. Корнем украинской истории является раннеславянский период, поэтому костюм многогранен, имеет множество орнаментально-колористических интерпретаций, обрамлений и комбинаций.

Каждый элемент наряда, каждый завиток на узоре имеет свое значение, берущее свои истоки многие века назад

Особенности украинского костюма

Сегодня украинские мотивы необычайно популярны в современной одежде. Дизайнеры, создавая свои шедевры, обращаются к народным истокам и всячески используют характерные детали, придавая юбкам, платьям, брюкам оттенки колоритной самобытности.

Особенности украинского костюма следующие:

  • Простой и плавный силуэт.
  • Обилие декора в виде ручной вышивки, тесьмы или кружев.
  • Контрастные цветовые сочетания.
  • Использование натуральных тканей.
  • Оригинальная обувь и аксессуары, как дополнение народного образа.
  • Символичность цветовых решений, орнаменты и узоры, наполненные глубоким смыслом.

Традиционная украинская одежда наполнена символизмом

Каждый народ имеет свои предпочтения в выборе тканей или цветовой гаммы при создании национального костюма. Это обуславливается многовековой историй, особенностями природы, верований, обрядов и традиций при ведении быта. Украинский стиль можно охарактеризовать, как воплощение натуральности материалов (лен, хлопок, шерсть, батист) и контрастных цветовых решений.

Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах

Украинский стиль в одежде, будь-то мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника.

Украинские наряды очень яркие и, на удивление, гармоничные

Мужской костюм в украинском стиле

Не сказать об особенностях и характере мужского украинского костюма невозможно! Ведь именно он отображает не только комфорт и удобство, но и любовь к родной земле, уважение к традициям и истории.

Украинский национальный костюм не только красочный, но еще и очень удобный

Основой мужского национального костюма в Украине во все времена была простая рубаха из домотканого полотна. Внешне она напоминает традиционную русскую косоворотку, только разрез рубахи располагался по центру. Неизменное отличие рубахи — украшение отложного воротника или центрального разреза «пазушки» окантовкой в виде ручной вышивки. Рубаха традиционно заправлялась в широкие штаны, украинцы именовали их шароварами, которые закреплялись очкуром (шнуром) с широкой пряжкой.

Шаровары делали из яркой ткани, чаще синей или красной

Штанины в брюках были настолько широки, что по виду своему напоминали мешки и выполнялись, как правило, из сукна или холста. Такие шаровары обеспечивали комфорт в каждодневной работе, были удобны при выполнении ратных военных подвигов, а также в украинском национальном мужском танце — гапаке.

Шаровары были излюбленной одеждой легендарных украинских казаков
В бою такие штаны не стесняли движений
Ну и, конечно же, в них очень удобно отплясывать гопак

Интересно, что в Западной Украине испокон веков мужские брюки были зауженными, напоминая современную модель «дудочки». Рубаха и брюки подвязывались широким кушаком-поясом, который женой, невестой или матерью вручную расшивался витиеватыми узорами. Верхняя мужская одежда — это свит или кожух из овчины, призванный в студеную пору согреть, но не сковывать движений.

Наряд украинца из Западной Украины

Традиционный костюм украинок

Женская украинская одежда по своей природе более разнообразна, изысканна и многолика, чем мужская. Основу составляла кошуля, или рубаха. Повседневная кошуля традиционно состоит из двух частей: верхней и нижней, пидтычки, которая выполнялась из более грубой ткани.

Традиционная украинская рубашка украшается старинными орнаментами, каждый из которых имеет свое значение

Праздничная сорочка называлась «додильня» и была сшита из более дорогого, цельного нежно-белого полотна. Она также украшалась ручной вышивкой на горловине, на манжетах, по подолу.

Вообще, праздничный наряд украинской девушки очень яркий и оригинальный

В качестве пояса молодые девушки использовали расшитые кушаки или ярко-красные ленты. Замужние женщины поверх рубахи надевали шерстяные жупаны (жакеты без рукавов) и поясную одежду, которая была нескольких видов:

  • Дерга — рабочая одежда. На ее пошив шло не менее 3 м грубой темной ткани, дерга сзади собиралась в пышные складки.

Дерга — недорогая и удобная одежда

  • Запаска — повседневный вариант. Состояла такая юбка из двух равных отрезов ткани и по бокам завязывалась на тесемки.
    • Плахта — праздничная женская юбка. Выполнялись плахты их более дорогой ткани (шелка, парчи или шерсти). Женщины вышивали на плахтах яркие узоры, орнаменты, стремясь придать индивидуальности и торжественности образу.

    В каждую такую юбку мастерица вкладывала свой смысл

    Вышиванка

    Говоря об украинском национальном костюме, нельзя не сказать о традиционной вышиванке. К слову сказать, это непросто народная одежда, а символичный оберег. Предки верили, что вышивая своими руками определенные символы, узоры и орнаменты, одежда наделяется особой магической силой, способной защитить от скверны, сглаза и зависти.  О том как сделать вышиванку своими руками,можно прочитать в этой статье.

    Украинская вышиванка — это, пожалуй, один из самых красивых оберегов

    И сегодня вышиванка, которая декорирована вручную, по праву считается настоящим источником энергии и силы. Такие блузы и рубашки носили как женщины, так и мужчины, надевая вышиванку по торжественным случаям, праздникам, а также на веселые народные гуляния. Сегодня вышиванка — не только неотъемлемый элемент национального костюма, но и настоящий тренд модного сезона.

    Вышитая блуза или рубашка в украинском стиле — это стильно, престижно, модно и оригинально. Сегодня при ее декорировании используется не менее ста авторских и народных техник вышивания. Кстати, вышиванка сегодня — это не обязательно короткая блуза или рубаха, она может иметь вид платья в украинском стиле, свободно ниспадающего, туники или миди, подпоясанного ярким узорчатым кушаком.

    Вышитое платье из натуральной ткани — прекрасный летний вариант

    Выбор вышиванки сегодня так же, как и в стародавние времена, обусловлен символичностью и актуальностью орнаментов и узоров, изображенных на одежде. Геометрические строгие узоры более характерны для мужской рубашки. Это зигзагообразные «каракули», символ коловорота, рельефные ромбовидные линии и многое другое в строгом цветовом сочетании, что является олицетворением смелости, мужественности и силы.

    Мужская вышиванка при этом остается очень нарядной

    Женские узоры и орнаменты поражают воображение витиеватостью и филигранность тонких работ, сложным переплетением и фантазийностью. Колоритная вышиванка может быть украшена природными или цветочными мотивами, ажурным переплетением виноградной лозы, ружи, листьев. Красочная вышивка символизирует молодость, женственность, любовь, нежность и целомудрие.

    Женская вышиванка — это настоящее произведение искусства

    Платья в украинской стилистике

    Сегодня платья в украинской стилистике являются не только национальной одеждой, но и самостоятельным стильным элементом современного образа активной, изысканной, деловой и элегантной модницы. Исторически сложилось, что украинское платье отождествлялось с нежностью и женственностью. Сегодня платья в украинском стиле демонстрируют подлинную душевность, самобытность, а также изысканный и неординарный вкус.

    Платье в украинском стиле — это воплощение женственности и изящества

    Для того, чтобы платье действительно отображало этническую культуру украинского народа, по сей день рукодельницами используется множество различных техник для декорирования одежды. Особенно популярным при создании этно-платья является сочетание светлой натуральной ткани в качестве базового элемента наряда, а также контрастная вышивка. Среди наиболее популярных техник представлены вышивка гладью и крестиком, для торжественных и вечерних образов дизайнеры используют вышивку лентами или бисером. Такое платье в украинском стиле может, как полностью повторять национальный костюм народа, так и являться удачной стилизацией под украинский «фолк».

    Милое белое платье с украинскими мотивами

    Среди многообразия моделей можно выделить основные направления:

    • Повседневные платья в украинском стиле. Отличие такого наряда в уникальном сочетании простоты кроя, женственности и легком декоре в виде вышивки только лишь на манжетах рукавов или воротнике.

    Повседневное платье в украинском стиле

  • Платье в украинской стилистике для коктейля или молодежной вечеринки. Это может быть излюбленный активной молодежью крой, повторяющий простую тунику, но обязательно наличие декора в виде вышивки и аксессуаров в украинском стиле. Такое платье подчеркнет хороший вкус.
  • Стильное платье в украинском стиле

  • Вечернее, выпускное или свадебное платье. Наиболее изысканный крой, дорогая натуральная ткань и щедрая вышивка гладью, атласными лентами или сверкающим бисером. Такой наряд не останется незамеченным, так как является умелым и контрастным сочетанием современного стиля и национальных украинских традиций.
  • Свадебное платье в украинском стиле

    Почему, выбирая оригинальный и неординарный наряд, выбор должен пасть на украинский наряд? Ответ прост: на любом мероприятии, будь-то светский раут, молодежная вечеринка или деловой ужин, украинские мотивы в платье гарантируют уникальность и драгоценную эксклюзивность образу.

    Обувь и головные уборы

    Национальный костюм подразумевает не только особенную одежду, но также дополняется традиционной обувью и головными уборами. В Украине, как правило, обувь изготавливалась из натуральной кожи. Все мы помним произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где прелестница Оксана просила Вакулу привезти ей красные черевички. Именно красные сапожки из мягкой кожи с высоким голенищем являлись мечтой всех украинских красавиц, но были доступны только лишь представительницам богатого рода или знати. Небогатые женщины наравне с мужчинами довольствовались морщунами — сапогами из кожи, перевязанными веревками для того, чтобы голенище не спадало во время ходьбы или работы.

    Красные кожаные сапожки отлично дополняют образ

    Головные женские уборы, как правило, предназначались замужним женщинам и должны были полностью покрывать волосы. Основными были кибалка, платок или чепец. А вот молодые незамужние девушки могли открыто демонстрировать красоту, украшаю голову лишь веночком или яркой атласной лентой. Для мужчин было представлено большее разнообразие головных уборов.

    Аксессуары

    Символичные украшения всегда были излюбленными аксессуарами украинских женщин. Сложно представить себе полноценный народный образ без украинского веночка. Такое украшение издавна считалось не только способом подчеркнуть молодость и нежность. Веночек и сегодня является символичным оберегом, который плетется по особым правилам, где каждый цветок и лента особого цвета символизируют какие либо личные качества, желания или события. К примеру, молодые мамочки украшали голову венком из роз, традиционная калина символизировала женскую красоту, ромашка — невинность и чистоту девичьей души. Традиционно вплетались 12 цветков, символизируя собой характер, помыслы и желания девушки.

    Целостность и гармоничность обуславливают правильно подобранные аксессуары. Сегодня венок в украинском стиле приобрел новые очертания и стал неотъемлемым элементом яркого и стильного образа. Кроме венка, украинский женский образ не представляется без бус. Издавна женщины любого возраста на торжества надевали бусы, традиционно красного цвета. Кстати, в таком украшении также был заложен тайный магический смысл. Оно олицетворяло солнце, тепло, а также оберегало от зла, ненависти, зависти и искушений. Украинцы именовали такие бусы «намистом», украшая себя не только к праздникам, но и к традиционной семейной вечере. Сегодня крупные красные бусы являются стильным и актуальным украшением, дополняя харизматичный украинский образ, внося яркие ноты и расцвечивая повседневность.

    Крупные красные бусы являются одним из традиционных украинских украшений

    Сегодня самые знаменитые мировые дома мод используют украинские мотивы при создании своих модных коллекций.

    Украинские мотивы встречаются в коллекциях самых разных мировых дизайнеров

    Изысканная интерпретация народных элементов, воплощенная в одежде, обуви и аксессуарах, подчеркивает неординарность и оригинальность образа в колоритном этническом стиле. Каждый элемент украинского костюма — это целое воплощение эпохи, дань уважения традициям наших предков. Благодаря такой глубокой интеллектуальной составляющей, создается особая украинская гармония.

    Рубашка народная Украина »Вишиванка» | RusClothing.com

    Эта украинская рубашка вдохновлена ​​удивительной кутюрье Украины. История украинской вышиванки длинная, она пришла в наши дни прямо из украинского села. Ручная, искусная вышивка из Украины имеет геометрические, цветочные и анималистические орнаменты. Традиционная украинская рубашка изготовлена ​​из 100% хлопка и декорирована геометрическим орнаментом. Украинская вышиванка сегодня выглядит по-новому.

    МУЖСКИЕ РУБАШКИ РАЗМЕР
    Наш размер XS С М Л XL XXL XXXL
    Шея дюймов 14 14½ 15 15½-16 16-16½ 17 18
    см 35 37 38 39-40 41-42 43 45
    Сундук дюймов 33 34-36 37-38½ 39-40 41-42½ 43-45 46-47
    см 84 88-92 94-98 100-102 104-108 110-114 116-120
    Талия дюймов 29 31 32 34-35½ 37-38½ 41-42½ 44
    см 74 78 82 86-90 94-98 104-108 112
    США 32 34-36 38 40-42 44 46-48 50
    ЕС 42 44-46 48 50-52 54 56-58 60
    Япония 34 36-38 40 42-44 46-48 50-52 54

    Создавая будущее перед лицом войны

    Реклама

    Продолжить чтение основной истории

    Спустя год после того, как Россия начала вторжение в Украину, четыре деятеля киевской моды размышляют о годе личного и профессионального выживания.

    Ксения Шнайдер в студии в Великобритании, из которой она и ее муж сейчас ведут свой модный бизнес после бегства из Киева. Кредит… Мэри Тернер для The New York Times

    Прошло 12 месяцев с тех пор, как Россия начала жестокое вторжение в Украину, вынудив миллионы людей бежать из страны и опустошив местную экономику, в том числе зарождающуюся киевскую фэшн-сцену.

    Война стала причиной того, что Ukraine Fashion Week в этом сезоне приехала в Лондон. Три дизайнера — Иван Фролов, Ксения Шнайдер и Джули Паскаль — представили новые осенние коллекции 21 февраля, в последний день показов London Fashion Week.

    Все основатели украинских модных брендов столкнулись с многочисленными трудностями: решить, покинуть свою страну или остаться, находясь под постоянным нападением; сохранить свой бизнес на плаву из нового города; и создавать красоту перед лицом такой неопределенности.

    Здесь четыре украинских модельера делятся своими историями 24 февраля 2022 года и последующих месяцев. Для них продолжение творческой работы — это не просто образ жизни — это акт сопротивления.

    Иван Фролов — креативный директор бренда женской одежды Frolov, который он основал в 2015 году. Он создавал образы для Дуа Липы, Гвен Стефани и Сэма Смита, среди прочих.

    Иван Фролов в своей мастерской в ​​Киеве. Он вернулся домой, чтобы принять участие в военных действиях. Кредит … Эмиль Дак для The New York Times

    За несколько дней до начала войны я дала интервью журналу Women’s Wear Daily. Я сказал им, что русские не могут вторгнуться в Украину. Но в 5 утра 24 февраля вокруг моей квартиры в центре Киева начали падать бомбы. Друзья со всего мира начали звонить, чтобы проверить, жив ли я. Я нашел свою мать и возил ее 30 часов на запад страны, отправляя сообщения в Telegram своей команде, говоря им, чтобы они делали все возможное, чтобы оставаться в безопасности.

    Через несколько недель мы начали отправлять сообщения, чтобы принять участие в военных действиях, и я вернулся домой. Мы являемся экспертами в производстве корсетов, бюстгальтеров и вечерних платьев. Вместо этого, когда наши производственные линии снова заработали, мы делали обмундирование, бронежилеты и держатели для ракет и гранат.

    У меня было много предложений помочь мне переехать за границу. Но, в конце концов, я понял, что должен остаться в Киеве. Лично для меня быть украинским модным брендом означало остаться в Украине. Из моей команды ушли только четверо, в первую очередь потому, что у них были дети. Все остальные остались — около 35 человек — и им нужны деньги, чтобы выжить. Во всяком случае, мы наняли больше людей, потому что привлекли фрилансеров для вышивки.

    Ляшенко Марина, закройщик, в мастерской г-на Фролова. Фото… Эмиль Дак для The New York Times Пул

    Я горжусь всем, что мы делаем. Хотя, если честно, сложных моментов больше, чем хороших. Мой бренд всегда был о сексе, сексуальности и празднике, но трудно на войне шить блестки на нарядах для вечеринок, когда над головой летают ракеты, а вокруг трясутся стены. Психические проблемы, чувство вины за то, что мы делаем, могут быть огромными.

    Но бывает и радость. В январе я ехал из Киева в Париж за кутюрье. Это включает в себя специальное разрешение, 24 часа на поезде до Польши, а затем очень долгую поездку на автобусе из Варшавы. Итак, я стоял один на заснеженной польской автобусной станции, пытаясь справиться с тремя чемоданами с одеждой, и мне было так холодно, когда у меня зазвонил телефон. Видел ли я новости? Бейонсе была одета в ярко-розовое мини-платье Frolov, украшенное кристаллами Сваровски, которое я разработала в качестве финального образа для открытия огромного отеля в Дубае. Момент попал в Сеть. Сюрреализм даже не распространяется на это. Я плакал.

    До войны нечто подобное было моей заветной мечтой. Теперь у меня другой. Победа для Украины.

    Ксения Шнайдер — креативный директор компании KseniaSchnaider, известной своими коллекциями джинсовой ткани из переработанных материалов. Она запустила линию вместе со своим мужем Антоном в 2011 году.

    Студия в Великобритании, где сейчас работает госпожа Шнайдер. Кредит…Мэри Тернер для The New York Times

    Раньше я жил рядом с киевским аэропортом, поэтому утром 24 февраля я проснулся на рассвете от звука мощных взрывов. В тот день я не выходил из своей квартиры. Я просто смотрел в окно и видел, как взрываются бомбы и бегут сотни людей с чемоданами. Я просто не мог поверить, что то, что я видел, было правдой. На следующий день мой муж, дочь, несколько друзей и их собака — и я — сели в машину и поехали 20 часов в западную Украину. Всю дорогу мы ехали бампер к бамперу, и следующие недели мы каждую ночь спали на разных диванах в разных домах. В конце концов из-за моего ребенка я принял решение уехать, и мы поехали в Будапешт.

    Какое-то время мне казалось, что я больше никогда не смогу заниматься дизайном и что я потерял свой бренд. Моя команда была разбросана по всему миру, наша штаб-квартира в Киеве теперь была опасна, и мы оставили там неотправленные сезонные заказы на одежду, которые так и не дошли до розничных продавцов. Я разделил все деньги, которые у нас остались на счете компании, между нашими сотрудниками.

    Но весной моя команда снова начала связываться. У большинства мужья в армии, и им нужно кормить детей. Мы спросили международных партнеров, можем ли мы производить некоторые из наших самых продаваемых моделей, хотя и в небольших масштабах. Удивительно, но некоторые из наших поставщиков вторсырья на востоке Украины все еще работали, поэтому мы могли закупать ткани. Я также сотрудничал с нью-йоркским джинсовым брендом DL19.61.

    Мисс Шнайдер с сумками и аксессуарами из своей осенней коллекции 2023 года. Фото… Мэри Тернер для The New York Times летом, после месяцев нулевых продаж, люди в Украине снова начали покупать. Zara и другие иностранные бренды ушли. Но потом пришла осень и отключения электроэнергии, и снова начались обстрелы.

    В сентябре мы переехали в Великобританию в рамках программы переселения под названием «Дома для Украины». Сейчас мы живем в гостевом доме британской семьи в Сассексе. Я трижды возвращался в Украину с начала войны, но часто чувствую себя виноватым за то, что не был там. Показ на Неделе моды в Лондоне ощущается как луч надежды и шанс снова создать новый дизайн. Это шанс убедиться, что мир помнит яркую украинскую модную индустрию, существовавшую до прошлого года.

    Джулия Пелипас ​​ — бывший фэшн-директор Vogue Украина и основатель компании Bettter , которая производит переработанные индивидуальные коллекции из устаревшей одежды. Г-жа Пелипас ​​— полуфиналист премии LVMH Prize 2023 для молодых модельеров.

    Джули Пелипас ​​в лондонской студии, где она сейчас занимается модным бизнесом с тех пор, как сбежала из Украины. Кредит… Мэри Тернер для The New York Times

    Все говорили мне, что я веду себя глупо, но у меня было очень сильное предчувствие в Февраль прошлого года, что мне пришлось покинуть Украину. Я сложила в чемодан одежду на четыре сезона и отвезла детей к маме, которая живет в Греции. В течение нескольких недель люди просто продолжали говорить: «Возвращайся домой», поэтому я забронировал билеты домой. Они были на 24 февраля, как раз на тот день, когда вошли танки.0003

    Кажется, я испугался, потому что уже видел, что может случиться. Моя квартира находится в центре города, и во время революции 2014 года я видела, как люди умирали на улицах, пока я кормила ребенка грудью у окна. Я не хотел, чтобы мои дети тоже это видели. Я из Мариуполя, который стал одним из самых обстреливаемых городов войны. Кто-то из моей семьи выжил, кто-то погиб. Честно говоря, это был ад на земле.

    В марте прошлого года я поехала в Париж на несколько показов недели моды, просто чтобы попытаться сплотить индустрию и посмотреть, чем она может нам помочь. Люди слушали, но я мог сказать, что они понятия не имели о той реальности, которая происходила у их порога прямо в тот самый момент. Вот почему я расширил Bettter, чтобы он стал общественным проектом, а также модным брендом, чтобы была простая система, помогающая нашей индустрии моды.

    Я обратился за помощью в LVMH и Kering. Как бывший фэшн-директор Vogue Украина, я знал всех местных украинских дизайнеров. Моя команда работала над этим, а не над нашим брендом, несколько месяцев.

    Образ из последней коллекции Bettter мисс Пелипас. Кредит… BetterMs. Пелипас ​​в своей лондонской студии. Фото… Мэри Тернер для The New York Times

    Летом на три месяца мы вернулись в Киев и снова работали над нашим брендом. Ладно, нам приходилось ходить в бомбоубежища или на станцию ​​метро каждые два часа, там комендантский час, но мы это сделали. Но потом все стало еще хуже. Близкие друзья погибли в терактах. Склады, заполненные одеждой, были сожжены дотла. Я чувствовал такое чувство ответственности за то, чтобы продолжать, но не в том случае, если люди умирали из-за того, что я держал их там. Так что теперь я пытаюсь переместить свою команду в Лондон, чтобы начать там свою деятельность.

    Я думаю, что индустрия моды в целом заботится, но не всегда реагирует ответственно. Русских, например, трудно увидеть на неделе моды. Печально известные пропутинские влиятельные лица или фигуранты первых рядов, которых мы знаем, являются частью режима. Где украинцы? Это очень разочаровывает.

    Я чувствую, что моя миссия сейчас — сделать так, чтобы мир воспринимал украинцев не как жертв, а как бойцов. Мы такие стойкие, мы трудолюбивые, мы хотим процветать — и это верно для нашей модной сцены, которая так креативна и полна талантов.

    Руслан Багинский — соучредитель одноименного шляпного лейбла, который он основал вместе с Петром Ясинским в 2014 году. леди, Елена Зеленская.

    Руслан Багинский в своей студии в Киеве. Фото… Эмиль Дюк для The New York Times

    После 24 февраля у нас в голове был один вопрос: остаться или уйти. Мы знали, что не хотим покидать Украину и должны поддерживать нашу экономику. Так что, в конце концов, мы переместили наш бизнес — и штат из 100 человек — во Львов, мой родной город, недалеко от Польши. Теперь мы чувствуем себя одной большой семьей, потому что мы также наняли мам и мужей некоторых наших сотрудников.

    До февраля прошлого года мы были в 250 магазинах по всему миру. Партнеры поддерживали, но, конечно, сейчас намного сложнее. Еще мы открыли здесь два магазина — один во Львове и один в Карпатах, которые до войны были как украинская Осина. Кому-то это может показаться дикостью, и, конечно, внутренний рынок здесь очень волатилен. Но это также и о выживании, и о том, чтобы показать пример и показать, что нам нужно, чтобы некоторые из наших мечтаний, которые у нас были раньше, превратились в реальность сейчас. К тому же зимой или летом людям нужны головные уборы.

    Шоу-рум г-на Багинского в Киеве. Его головные уборы представляют собой переосмысление традиционных украинских головных уборов. Кредит… Эмиль Дюк для The New York Times Багинский рядом с противотанковым заграждением на Майдане в Киеве. Кредит… Эмиль Дак для The New York Times

    У нас все еще есть глобальные амбиции, но пока мы находим счастье в других путях.