Русское народное платье название: Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей
5 элементов женского русского костюма
Подарки к празднику
Кому подарок
| Главная \ Советы и рекомендации \ 5 элементов женского русского костюма
|
Официальный партнер
Русский национальный костюм. Традиционная русская одежда женщин
- Главная
- Росcия
- Культура
- Женская одежда
Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом. Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.
По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии. И до XVIII века его носили представители всех слоев населения — от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами. Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения. Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.
Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш). Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.
Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй — в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей — льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.
Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.
В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда. Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.
Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку). Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста). На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.
Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики. Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.
Сарафан
Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи означает «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:
- Распашные сарафаны носили в уральском регионе. Они имели вид трапеции. Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или декоративной тесьмой.
- Глухой сарафан не имел шва впереди. Изготавливали такую одежду из одного тканевого полотнища.
- Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.
Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды (праздничная или на каждый день). Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов выбирали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана надевали душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.
Повседневная и праздничная русская одежда
В русском национальном костюме существовало очень четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.
Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов (обычно не более 7). Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма — прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.
Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и т.п. Надевали такую одежду только по торжественным поводам, в остальное время бережно хранили в сундуках. Разновидностью праздничного костюма был обрядовый — для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах.
Украшения
Женщины любого возраста издавна любили разнообразные украшения. Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.
Головной убор тоже считался украшением. Незамужние девушки носили яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или же особым образом завязанные платки. Выйдя замуж, женщина кардинально меняла свой образ. Она полностью прятала волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Богато декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники и платки из хлопка или льна.
- Литература
- Живопись
- Музыка
- Скульптура
- Театр
- Кино
- Женская одежда
- Мужская одежда
- История русской культуры
5 видов русского народного костюма
Привет всем,
В своем последнем посте я упомянул 5 типов русского народного костюма и подумал, что сделаю краткое изложение, чтобы представить их. Я должен сделать то же самое для 5 типов украинского костюма. Это будет впереди.
Относится строго к женскому костюму. Мужской костюм различается, но не сильно. Рубашка, обычно с разрезом сбоку, чаще слева, штаны, узкий кушак, сапоги или портянки с лаптами, шинель.
Сарафан Тип 1.
Я видел, как этот термин переводится как «джемпер», что подходит для американцев, но не для британцев, а также как «сарафан», что смешно, лучше просто использовать русский термин Сарафан. Этот предмет одежды в основном представляет собой длинную юбку, которую носят чуть ниже рук с ремнями на плечах. Снизу надевается сорочка, показывая область воротника и рукава. Он может быть с поясом или без. Вот рисунок Макса Тильке, показывающий три способа ношения того, что можно было бы назвать «аристократическим» вариантом, хотя его носили крестьяне.
Женщина в середине носит сарафан отдельно, с сорочкой, та, что слева, носит его с жилеткой, покрой в основном такой же, как сарафан, но короче, а женщина справа носит его с жакетом. . Этот вид сарафана назывался косоклинным, что означает «угловой покрой», и изготавливался из богатого покупного материала, бархата, парчи, штофа и т. д. Часто украшался лентами, галунами и металлическим кружевом.
Max также дает нам разрез, боковые швы находятся под углом 45 градусов.
Как видите, в итоге у вас получилась конусообразная форма. Иногда спереди есть разрез на пуговицах. Используются и другие сокращения. Один, который более типичен для простых крестьян, в основном цилиндрический,
сужен в верхнюю полосу со складками или сборками из местного или домашнего сукна. В этих нарядах довольно много деталей, и аксессуары немного различаются. Вот пример из села Жемкова Сызранского уезда Симбирской губернии, выполненный из ситца ручной работы. Вы можете увидеть сборки наверху.
Вот еще один экземпляр из Вологодской области Сольвычегодского уезда, вид сзади. Этот сделан из домашнего тканого полотна в небольшой плед. Вы увидите складки, пришитые вдоль верхнего края. Сорочка изготовлена из ткани с тканым орнаментом.
Вот крой и макет данного сарафана. Существуют вариации обоих этих типов огранки.
Таким образом, Сарафан может быть очень богатым или очень домашним. У каждого своя красота. Это основная форма костюма, которую можно найти на севере России, хотя она также проникла и на юг. Разделительная линия между Севером и Югом проходит примерно на уровне Москвы.
Тип 2 Панёва.
В русском языке это пишется понева, но произносится паниова. Смотрите мою публикацию о костюме Калуги для получения дополнительной информации. Панёва типична для юга России и старше Сарафана. Он состоит из ткани в клетку трех размеров, сшитой рядом, а затем скрученной в пояс и завязанной вокруг талии поверх сорочки. Вот пример из Орловской области. Это часто считается русским эквивалентом украинской плахты.
Паниова обычно соткана в черном или темно-синем цвете с белыми линиями, образующими шахматную доску. Как и в этом случае, его часто украшают вышивкой, лентами, ткаными полосами, галунами и т. д., что характерно для каждого региона. Первоначально его носили открытым спереди, как на этой открытке с изображением костюма Орлова.
В некоторых регионах была добавлена четвертая панель из другого материала, чтобы Paniova превратилась в закрытую юбку.
Вот один пример из Тамбовской области, Спасский уезд, село Дубрава.
Обратите внимание, что эта паниова очень слабо украшена. На сорочке видны треугольные вставки кокетки, характерные для некоторых районов юга России, в отличие от прямоугольных вставок, которые мы видим у большинства славянских народов. Эти два костюма, паниова и сарафан, безусловно, являются самыми распространенными видами костюма.
Тип 3 Андарак.
Андарак — настоящая юбка, обычно из шерсти с переплетенными полосами. Этот термин также встречается на севере Украины для обозначения подобных видов юбок. Этот костюм необычен и связан с «однодворцами», группой людей, которые могут происходить от колонистов, купцов или наемников из Литовской империи, в которую в то время входили Украина и Беларусь. Признаюсь, мне не очень ясно, кто такие Однодворцы. Вот фотография двух женщин-однодворцев, сделанная в 1908 в Воронежской области. Вы заметите край рубашки, выглядывающий из-под андарака.
Вот праздничный костюм из Тульской губернии.
В Тамбовской губернии андарак часто вышивали прямо поверх полос. Вот два примера.
Этот костюм носили только в некоторых местах на юге России.
Тип 4 Кубелек.
Это настоящее платье, рукава которого являются неотъемлемой частью конструкции изделия. Встречается редко, только на крайнем юге в районе Дона. Это явно происходит от костюмов Кавказа. Вот два из очень немногих изображений этого типа костюмов, которые мне удалось найти.
Костюм Кадриль Тип 5.
Этот тип относится к гораздо более позднему периоду, чем другие, и в основном является созданием 19-го века. Его можно считать скорее историческим костюмом, чем народным, но он широко используется исполнительскими коллективами, особенно из восточных регионов, Сибири и других мест, относительно недавно колонизированных русскими. Он состоит из юбки и жакета с баской, сшитых из ткани фабричного производства, и на американский взгляд очень похож на костюм пионера. Вот рисунок этого типа костюма. Этот немного длиннее обычного. Чаще можно увидеть кайму на уровне второго оборки.
Вот фотография одного из вариантов этого костюма из Архангельской области.
Вот фотография кадрили, исполняемой в Астраханской области.
И один сценический вариант костюма по мотивам костюма колонистов Урала
Кому интересно, вот схема лифа/жакета, по-русски Лиф-баска.
.
Всем спасибо за прочтение. Это только очень общий обзор русского народного костюма. В будущем я буду публиковать более подробные обзоры местных костюмов. Надеюсь, что это было интересно и познавательно.
Как всегда, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне с запросами на исследования или заказы на дизайн, изготовление или вышивку костюмов или других предметов для группы или отдельного человека.
Роман К.
[email protected]
Исходный материал:
Макс Тильке, «Костюмы Восточной Европы», Лондон, 1926
Л. Молотова, «Русская народная одежда», Ленинград, 1984
Горожанина & Зайцева, «Русский Народный Свадебный Костюм», Москва, 2003
Климов А. Основы Русскаво Народно Танцы Москва, 1981
Шульгина А и др. Костюмы для Танцевальных и Хоровых Коллективов Москва 1974
Ю. Нехорошев, «Костюмы к танцам народов СССР», Москва, 1956
Традиционная русская женская одежда
- Дом
- Россия
- Культура
- Женская одежда0091
Традиционная русская одежда не только защищала от жары и холода, но и говорила о семейном положении, возрасте и происхождении владельца. Каждый вид одежды имел характерные детали и особый дизайн. Не менее важным был выбор ткани, а украшения, отделка и крой имели символическое значение.
По мнению исследователей, традиционная русская одежда сложилась ориентировочно в XII веке. Вплоть до 18 века эту одежду носили все члены общества, от самых бедных крестьян до самых богатых бояр и правителей. После указа Петра Великого в конце 1600-х годов традиционная русская одежда была заменена европейской одеждой. Петр был убежден, что старая «народная» одежда не подходит для страны, пытающейся стать экономическим и культурным партнером Европы. Некоторые исследователи считают, что на самом деле это был не политический ход, а всего лишь выражение собственного вкуса Петра. С этого времени традиционная русская одежда стала только для крестьян и сохранилась только среди низших сословий. Этот указ подкреплялся строгими штрафами за изготовление или продажу традиционной русской одежды.
Существовало два основных вида русской одежды: для торжеств и для повседневной носки. Оба типа одежды были сделаны из нескольких слоев ткани и могли быть как прямыми, так и расклешенными. Подчеркивание талии не было обычным явлением. Предпочтение отдавалось ярким тканям.
Подол рубахи, а также воротники и рукава богато украшались вышивкой, тесьмой, пайетками и пуговицами. Узорчатые вставки использовались и при пошиве одежды, а для праздничного костюма перед рубахи полностью покрывался узором.
В каждом регионе были свои узоры и орнаменты, которыми украшали русскую одежду, также могли различаться цветовые решения. В деревнях и местечках вокруг Воронежа одежду украшали черной вышивкой, что считалось очень нарядным. В северных и центральных районах предпочитали более яркие вариации, в том числе вышивку золотыми нитями или ярким шелком или хлопком. Наиболее распространенными цветами были красный, темно-синий и черный.
На юге России традиционная женская одежда состояла из длинной однотонной рубашки и длинной юбки, сшитых из трех кусков ткани. Это была самая распространенная одежда замужних женщин. Подол часто украшали вышивкой и другими украшениями. Ткань юбки содержала шерсть, по сравнению с рубашкой, которая была сделана только из хлопка. Шерстяная нить, называемая гашником, удерживала юбку на месте, а поверх юбки часто надевали фартук. На юге рубаха также часто была богато вышита узорами.
Сарафан
- Неудивительно, что традиционный русский сарафан или передник имеет восточные корни. Слово «сарафан» означает «одетый целиком». Было несколько разных видов сарафанов:
- На Урале носили трапециевидные сарафаны («пахотные сарафаны»). Шов, соединявший два куска ткани, соединялся спереди одежды и украшался пуговицами или лентами.
- У «глухого» сарафана не было шва спереди. Эта одежда была сделана из одного большого листа ткани.
- «Круглые» сарафаны были удобны в носке благодаря большому размеру и лямкам.
- Цвет сарафанов зависел от того, повседневные они или для особых случаев. Самыми популярными цветами были красный, голубой, темно-синий и темно-красный. Для повседневных сарафанов использовалась грубая ткань или бязь, а для особых случаев — парча или шелк. Поверх сарафана женщины также надевали душегрейку, или кардиган, который мог быть сделан как из богатого, так и простого материала.
Повседневная и специальная русская одежда
В традиционной русской одежде существовала очень четкая грань между одеждой для повседневного использования и одеждой для особых случаев.
Повседневная одежда была простой, и предметов одежды было меньше (не более семи). Материалы были недорогими, а конструкция делала их удобными для работы и передвижения.
Для особых случаев можно надеть 20 и более элементов. Использовались более дорогие ткани, в том числе шерсть, парча и бархат. Эти наряды вывозили только по особым торжествам и праздникам, а в остальное время хранили в больших сундуках. Некоторые типы одежды предназначались для ритуалов и особых событий, таких как посещение церкви, похороны или крестины.
Украшения
Женщины любого возраста любили разнообразные украшения. Русская одежда была расшита бисером и украшена роскошными ожерельями, серьгами и подвесками. В богатых семьях пуговицы украшались инкрустацией камнями, филигранью, гравировкой.
Головные уборы также часто украшались. Незамужние девушки носили яркие ленты, повязки, накидки и другие различные причудливо завязанные платки. После замужества женщины полностью меняли одежду. Замужние женщины полностью прятали волосы под головным убором с платком сверху.