Русское народное платье название: Русский народный костюм – история появления, описание русского национального костюма, особенности и значение деталей

Содержание

Русский национальный костюм. Традиционная русская одежда женщин

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Культура
  4. Женская одежда


Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом. Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.


По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии. И до XVIII века его носили представители всех слоев населения — от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами. Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения. Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.


Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш). Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.




Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй — в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей — льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.


Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.


В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда. Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.


Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку). Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста). На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.


Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики. Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.


Сарафан


Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи означает «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:


  • Распашные сарафаны носили в уральском регионе. Они имели вид трапеции. Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или декоративной тесьмой.
  • Глухой сарафан не имел шва впереди. Изготавливали такую одежду из одного тканевого полотнища.
  • Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.

Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды (праздничная или на каждый день). Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов выбирали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана надевали душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.


Повседневная и праздничная русская одежда


В русском национальном костюме существовало очень четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.


Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов (обычно не более 7). Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма — прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.


Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и т.п. Надевали такую одежду только по торжественным поводам, в остальное время бережно хранили в сундуках. Разновидностью праздничного костюма был обрядовый — для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах.


Украшения


Женщины любого возраста издавна любили разнообразные украшения. Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.


Головной убор тоже считался украшением. Незамужние девушки носили яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или же особым образом завязанные платки. Выйдя замуж, женщина кардинально меняла свой образ. Она полностью прятала волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Богато декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники и платки из хлопка или льна.

  • Литература
  • Живопись
  • Музыка
  • Скульптура
  • Театр
  • Кино
  • Женская одежда
  • Мужская одежда
  • История русской культуры

Русская одежда. История и современный день русского костюма

Русская одежда, русский костюм, в частности как элемент национальной культуры, как знак и как символ, выражает конфессиональные, этические, художественные представления русского народа, его историю, менталитет, систему ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме содержатся в классических работах известных историков, этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова и др.

 

История русского костюма

Историография русского костюма имеет давнюю традицию. Русский костюм рассматривается с точки зрения истории России, археологии, этнографии, гендерной, социальной истории и др. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что в результате влияния природных факторов, а также условий быта и характера крестьянского труда, русский народный костюм в максимальной степени приспособлен к жизни народа [1]. Выделяют несколько особенностей русского народного костюма.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII в. характерной костюмной формой были длинные неприталенные одежды. Соседство с кочевыми народами, уверенная политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, оживление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события не могли не отразиться на материальной культуре русских. Одним из результатов стало сложение самобытного костюма, сочетающего глубокие местные традиции и черты, характерные для азиатов. На рубеже XVII-XVIII вв. русский костюм претерпел значительную трансформацию, обусловленную реформами Петра I и его предшественников [2].

К концу Московского царства Россия была страной с неоднородной культурой. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия народов, населяющих Россию. Кроме того, были хорошо известны и европейский, и азиатский костюмы. Главной характеристикой русского костюма этого периода можно назвать многослойность. Надетые друг на друга одежды создавали величественный образ. О социальном статусе владельца одежды говорило обилие украшений. Одежда была украшена так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань). Также костюмы украшались жемчугом, жемчужными нитями, по виду напоминавшими кружево — поднизи.

Аргунов И. П. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784 г. Кокошник украшен канителью и жемчужной нитью — поднизью

Одежда иноземцев — путешественников, купцов, военных, зодчих, бывавших на Руси, — зачастую становилась основой для новых форм, которые в дальнейшем становились русскими. К примеру, появление чуги (верхняя одежда наподобие плаща) среди русского мужского костюма. Ее связывают с женитьбой Ивана Грозного на Марии Темрюковне в 1561 г. Также тегиляи (стальные кафтаны, выполняли функцию доспехов), распространенные на Руси очень широко, имели монгольское происхождение. Эта одежда попала в Московию от тюркских народов. Известны и другие примеры заимствований восточной одежды.

Европейское платье («немецкое») было известно в допетровской России как парадное и как неформальное. Юпы, кабаты, курты, гусарские шубы, немецкие шляпы были в использовании придворных потешников и самих царевичей с 1630-х гг. Некоторые предметы европейской одежды имелись у царей, дворянства и придворных. Интерес к иноземному костюму был настолько велик, что в 1675 г. царь издал указ «О неношении платья и нестрижении волос по иноземскому обычаю… чтоб… тако ж и платья, кафтанов и шапок, с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели» [2]. Указ Алексея Михайловича разграничил разрешенную «русскую» и запрещенную «иноземную» одежду. Преемник Алексея Михайловича, царь Федор, из-за практического неудобства не был сторонником принятых в третьей четверти XVII в. многослойных и долгополых одежд.  В 1681 г. царь запретил ношение традиционной русской одежды — охабней и однорядок. Им на смену пришли другие формы, более практичные для жизни: «старые одежды были долги, прилично женскому платью, и к служилому и дорожному времени непотребны» [3]. На замену были предложены короткие кафтаны, образцом для которых послужило современное царю Федору польское платье.

Латный полукафтан

Далее, петровские реформы стали переломным моментом в развитии русского костюма. Россия насильно вовлекается в европейское культурное пространство, и как один из вспомогательных инструментов этого вводится инокультурная одежда. Часть населения, которая восприняла нововведения Петра как попытку искоренения русской самобытности, рассматривала традиционный русский костюм как значимую ее составляющую.

Впоследствии русский традиционный костюм почти полностью вытесняется из активного обращения. Из предметов быта он перемещается в сферу национального наследия, с этого момента он имеет больше символический, нежели практический смысл. Его замещает общероссийский костюм, обозначающий принадлежность носителя к империи.

 

Материалы для одежды

Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.

Льняная домоткань. Современное производство

Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.

 

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.

Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в.сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.

«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Мужская одежда

Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо.

Одежда XVII века на Руси. Кафтаны

Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.

Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.

Охабень — это древняя русская верхняя мужская одежда. Слово «охабень» произошло от «охабить», что означает «охватить». Спереди были петлицы, а по бокам были длинные разрезы от пола и до рукава. Для рук были специальные разрезы в рукавах

Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

 

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.

Русская коллекция Valentino, весна-лето 2015 г.

Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан

1960-е гг. в модной индустрии ознаменовались популярностью русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанов легли в основу моделирования одежды. Таким образом появился силуэт «трапеция», когда из верха следует очень пышная юбка, при этом хорошо обозначается линия талии. Распространение такой формы в мировой модной индустрии положило начало определению русского стиля — «стиль а ля русс».

Косоклинный распашной сарафан

Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину. 


Автор: Маргарита Лапина


Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139.
3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38.
4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

Краткое руководство по традиционной русской одежде

Константин Маковский, Русский наряд невесты, 1884 | © WikiCommons

Ольга Глиоза

29 мая 2018 г.

Традиции русского костюма имеют долгую историю, и хотя многие элементы были забыты с годами или названы «старомодными» и «непривлекательными», некоторым элементам удалось вернуться к жизни. Dolce&Gabbana несколько лет назад напомнили миру о византийских корнях моды и показали, что она действительно может быть сексуальной. Следуя примеру известного модного магната, мы смотрим на традиционное русское платье, уходящее корнями глубоко в Византию. Мы собираемся посмотреть, сможем ли мы найти привлекательные элементы, которые могут вдохновить наш внешний вид двадцать первого века.

Точная дата рождения традиционного русского костюма неизвестна, хотя логично предположить, что его рождение совпало с той же эпохой основания страны, примерно в десятом-двенадцатом веках. Есть записи, свидетельствующие о том, что северная и южная мода довольно сильно различались по стилю и украшению, хотя основная одежда оставалась довольно похожей. Все русские стили одежды существовали в «повседневном» и «особом» вариантах, различаясь используемыми материалами, цветами и украшениями. Общим элементом было несколько слоев ткани.

Традиционный русский костюм был частью истории страны вплоть до начала восемнадцатого века, когда Петр I провозгласил русский костюм «крестьянским и непрогрессивным». Он ввел закон, по которому штрафовали всех, кто входил в город в традиционной национальной одежде, а также всех, у кого была борода. Горожане, аристократия, купечество и другие влиятельные члены общества перешли на европейскую одежду, а традиционная русская одежда была полузабыта и носилась только в деревне и среди членов религиозных учреждений.

В настоящее время традиционную русскую одежду можно увидеть только у церковных служителей и во время некоторых национальных праздников. Многие элементы в настоящее время утеряны, хотя все еще есть несколько компонентов, которые стали знаковыми для русской традиционной одежды.

Базовым элементом любого традиционного русского гардероба была рубаха, которую могли носить как мужчины, так и женщины. По сути, это старинный вариант современной рубашки. Рубахи носили как уличную одежду у бедняков и как домашнюю одежду у богатых. Общий вид был тем, что сейчас называется «оверсайз», поскольку у него не было какого-то определенного силуэта. В зависимости от материального положения для изготовления и пошива рубахи использовались разные материалы, от дешевого льна или хлопка до дорогого привозного шелка.

Рубаха мужская, начало ХХ века | © Музей истории Шебекина / WikiCommons

Основной частью женского гардероба был сарафан. Длинное платье, которое часто надевали поверх рубахи, составляло «повседневный» и «особый» наряд. Наиболее распространенными цветами для сарафанов были красный, светло- или темно-синий, винный и белый. Сарафанные платья часто украшались замысловатой вышивкой.

Молодые русские крестьянки перед традиционным деревянным домом. | © Коллекция Сергея Михайловича Прокудина-Горского / WikiCommons

Украшения для головы и волос также были частью общего гардероба. В случае женщин то, как были уложены волосы, могло многое сказать о гражданском статусе: молодые женщины могли похвастаться своими волосами, уложенными в одну косу, украшенную цветами и другими элементами. Замужним женщинам не разрешалось показывать свои волосы на публике, поэтому они покрывали голову разными украшениями. Одним из самых знаковых и замысловато украшенных примеров этого был кокошник.

Девушка в кокошнике, картина Константина Маковского | © ВикиКоммонс

Это, пожалуй, единственный элемент русского народного костюма, который сохранился на протяжении веков и до сих пор популярен в стране – тому виной суровые климатические условия. Шуба, русское слово, обозначающее шубу, была неотъемлемой частью как мужского, так и женского гардероба. Когда-то техника сборки шубы была иной: мех оставляли внутри шубы, а снаружи украшали ярким пестрым текстилем. В настоящее время дизайн шубы эволюционировал, чтобы соответствовать современной моде, но он по-прежнему служит своей основной цели: согревать россиян в долгие и холодные зимы.

Андрей Рябушкин, Москва Девушка XVII века, 1903 год | © Андрей Рябушкин / WikiCommons

Слово «кафтан» пришло в Россию с Ближнего Востока, но этот элемент одежды настолько вошел в русский гардероб, что воспринимался как местный. Обычно шили из дорогих тканей с большим количеством вышивки и украшений, кафтаны были аналогом современных пальто и носились поверх другой одежды.

Великий Князь Алексей Александрович в русском кафтане на 19 лет03 мяч | © WikiCommons

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей выйти за свои границы и узнать, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно.

Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.

Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать в себя все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширить кругозор таким образом, чтобы нанести минимальный вред и даже принести пользу.