Сету одежда: Одежда сету в эстонском этнографическом календаре за 2014 год

Одежда сету в эстонском этнографическом календаре за 2014 год

?

November 25th, 2014


09:51 am — Одежда сету в эстонском этнографическом календаре за 2014 год

ОДЕЖДА НАРОДНОСТИ СЕТУ, ПОГРАНИЧНОЙ С РОССИЕЙ И ПРИНЯВШЕЙ ПРАВОСЛАВИЕ

Рисунок «Сету» из эстонского этнографического календаря 2014 года, ноябрь

Одежда сету заметно отличалась от одежды южных эстонцев. Она сохранила некоторые древние черты и вместе с тем восприняла много русских элементов. До начала XIX в. женщины сету одевались, в общем, как и в южной Эстонии: одноцветная черная юбка, набедренник, наплечное покрывало и полотенчатый головной убор. В первой половине XIX в. женщины сету поверх туникообразной рубахи с длинными рукавами стали надевать глухую наплечную одежду типа сарафана — рююд (rüüd) с длинными ложными рукавами, как и у русских Псковщины. Полотенчатый головной убор замужних женщин сету — линик — очень длинный и походил на линики ижорских женщин. На груди и шее женщины сету носили в праздники огромную конусообразную пряжку — сылъг, и па нескольку ожерелий из крупных серебряных бус и цепочек с подвесками.
Во второй половине XIX в. в женском костюме сету появляются новые русские элементы, в частности рубаха так называемого новгородского типа с широкими рукавами. Повседневный холщовый глухой сарафан начали красить в синий цвет. Выходной сарафан — китасник (kitasnik) шили из покупной синей китайки. Праздничной наплечной одеждой служил синий, а позже черный «сукман», сходный по покрою с прежним рююд, однако без ложных рукавов.
Мужская одежда сету, по всей вероятности, уже к началу прошлого века сблизилась с русской. Она состояла из рубахи, кафтана — хярмак (härmak),украшенного бархатом, и полудлинных холщовых штанов. Мужские чулки украшались  широким геометрическим орнаментом.
Источник: Интернет

Tags: Эстония, Этнография Эстонии


From:polnaya_lipa
Date:November 26th, 2014 11:35 am (UTC)
(Link)

И правда, чем-то похожи на русские костюмы!

(Reply) (Thread)


> Go to Top
LiveJournal. com

Эстонцы, эстонцы-сету — Интернет-энциклопедии Красноярского края

Сибирским центром земли сету является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь вплоть до сегодняшнего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сету.

Эстонцы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Эстонцы. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Эстонцы (ээстласед, эсты) — народ, основное население Эстонии. За ее пределами проживают в странах Балтии, Швеции, США, Канаде и др. В России насчитывается 17 845 эстонцев, по данным переписи 2010 г. Территориями преимущественного проживания являются Красноярский край, Омская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Новосибирская область и Москва.


Имеется этнографическая группа эстонцев-сету. Они исповедуют православие и в своей культуре сочетают древнеэстонские черты с восточнославянскими элементами (одежда, жилище, обрядность, народный календарь, музыка, фольклор и др.). На сегодня сету насчитывают около 18 тыс. человек. Они проживают на юго-востоке Эстонии, в сопредельном Печорском районе Псковской области, а также в деревне Хайдак Красноярского края. По данным переписи населения 2010 г., в качестве сету самоидентифицировали себя около 214 россиян, в том числе 57 человек в Красноярском крае. В дореволюционных источниках использовался термин «чудь».


Говорят на эстонском языке финно-угорской группы уральской языковой семьи. Имеются диалекты: северный, южный и северо-восточный. Иногда выделяют в качестве диалекта язык сету. Литературный язык эстонцев создан на основе северного диалекта, письменность — с XVI в. на основе латинской графики.


Верующие эстонцы в основном лютеране. Есть православные, в т. ч. сету. В прошлом сету причисляли к двоеверцам из-за сильного влияния древних языческих культов.


К знаменательным датам и национальным праздникам эстонцев относятся: 1 января — Новый год, 6 января — День трех королей, 24 февраля — День независимости, 24 июня — Иванов день, самый любимый и веселый народный праздник, второе воскресенье мая — День матери, второе воскресенье ноября — День отца, 25 декабря — Рождество.


Фольклор эстонцев включает рунические песни, предания, сказки, пословицы. На его основе в середине XIX в. Ф. В. Крейцвальдом был создан эпос «Калевипоэг». Еще ранее, в XVIII в., Ф. Мениусом были впервые опубликованы эстонские народные мелодии. Богат и бережно сохраняется песенный фольклор у сету. Старинные музыкальные инструменты — каннелле (типа гуслей), пастушеская труба, сопель, свирель, рожок, волынка, било; в XVIII в. распространяется скрипка, позже — гармонь (у сету — балалайка). В XIX в. начинают создаваться духовые оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 г. проводится первый всеэстонский певческий праздник.

Связанные материалы
  • Лютеранство

  • ЗАТО город Зеленогорск

  • Каратузский район

  • Рыбинский район

  • Манский район

  • Партизанский район

Эстонцы, проживающие в Красноярске, — ансамбль сетуской песни «Лиль». Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www.vk.com/club17684629

Эстонцы, проживающие в Красноярске, — ансамбль сетуской песни «Лиль». Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www.vk.com/club17684629

Эстонцы сформировались как этнос в Восточной Прибалтике на основе смешения древнего аборигенного населения и пришедших с востока еще в 3-м тыс. до н. э.финно-угорских племен. Позднее они вобрали в себя балтские, германские и славянские этнические элементы. К 1-му тыс. н. э. сложились основные группировки племен эстов, а к XII в. — первые территориальные объединения.


С начала XIII в. началась экспансия Ливонского ордена на юг и датчан на север Эстонии. Местное население было обращено в католичество. Во второй половине XVI в. в результате Ливонской войны Эстонию поделили между собой Речь Посполитая (южные районы), Швеция (северная часть) и Дания (о. Сааремаа). К середине XVII в. вся территория отошла к Швеции.


Реформация 1521 г., распространение богослужения и книгопечатания, школьного обучения на родном языке (с конца XVII в.) — все это способствовало формированию эстонской национальной культуры.


В ходе Северной войны 1700—1721 гг. Эстония вошла в состав России. Северные районы составили Эстляндскую губернию, южные отошли к Лифляндской губернии. После Октябрьской революции, в феврале 1918 г., была провозглашена независимая Эстонская Республика.




В 1940 г. она была включена в состав СССР на правах союзной республики. В 1991 г. Эстония вновь получила независимость.

Сибирская эстонка в доме-музее, воссоздающем традиционный быт эстонцев. Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www. vk.com/club17684629

Сибирская эстонка в доме-музее, воссоздающем традиционный быт эстонцев. Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www.vk.com/club17684629

Главными занятиями эстонцев издревле были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лен, бобовые), животноводство (молочный скот, лошади, свиньи, овцы). Со второй половины XIX в. распространяется товарное производство картофеля, льна, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильно-суконная.




В Красноярский край эстонские поселенцы привезли с родины свои сельскохозяйственные, передовые по тем временам технологии, новые породы скота. Они брали с собой сельскохозяйственный инвентарь, оборудование для мельниц, ткацкие станки, новые семена льна, пшеницы, картофель. На месте достаточно успешно занимались их районированием.




Подтверждением тому стала золотая медаль на Всемирной выставке в конце XIX в. , которую получил крестьянин деревни Верхний Суэтук Максим Меллер за представленные им образцы пшеницы. Со своей стороны эстонцы переняли у местного населения сибирские виды промыслов и хозяйствования.




Из ремесел сегодня у сибирских эстонцев распространено вязание на продажу шерстяных носков, варежек, перчаток. В частности, у сету вязаные рукавицы являются традиционным подарком во время похорон. Предпочтение отдается белому, красному и коричневому цвету. При обработке шерсти до сих пор применяются старинные технологии и прялки.


К таковому относится жилая рига — срубная трехкамерная постройка с высокой соломенной крышей. Центральное жилое помещение, отапливаемое по-черному (рига), использовалось также для просушки снопов; к нему примыкали кладовая-камора и гумно. Другие постройки усадьбы — клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун). С конца XIX в. появляются печи с дымоходом, жилье начинают строить отдельно, оставляя за ригой только хозяйственное назначение. В XX в. распространяются дома коттеджного типа.




У эстонцев Красноярского края до начала коллективизации преобладал хуторской тип расселения. Хутора и заимки обычно располагались вокруг деревни. Встречались деревни уличной планировки (Верхний Суэтук, Новая Печора). В центре группы хуторов или колонии размещались общественные здания — церкви, школы, амбары.




В старых сибирских колониях получили распространение русские пятистенки с четырехскатной крышей и богатым декором. Кровати застилались домоткаными одеялами, полы покрывались многочисленными самодельными половиками. Нередко интерьер дополнялся ткацким станком и швейной машинкой «Зингер». В жилищах сету в красном углу висели иконы, убранные вышитыми алым браным узором полотенцами.

Сибирские эстонцы на праздновании Янова дня. Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www.vk.com/club17684629

Сибирские эстонцы на праздновании Янова дня. Источник: открытая группа «Сибирские эстонцы», www.vk.com/club17684629

Традиционная женская одежда середины XIX в. — рубаха туникообразного покроя, полосатая юбка, тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию или безрукавка. Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор, позднее — полотняный чепец. Головной убор девушек — венец на твердой основе или лента. Использовалось также льняное или шерстяное покрывало. Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами, цепочками с монетами и бусами.


Одежду женщин сету отличали русские элементы: рубаха-долгорукавка и глухой косоклинный сарафан. Головной убор — полотенчатый линик, девушки носили венец русского типа. Еще одна отличительная особенность сету — богатая вышивка и обильные серебряные нагрудные украшения.


Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, длинные или до колен, жилет, куртка, войлочная шляпа. У мужчин сету была распространена русская косоворотка.




Верхняя мужская и женская одежда — кафтан, зимой шуба. Обувь — кожаные постолы, по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Повсеместно были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.


Традиционная одежда дольше сохранялась у женщин — до начала XX в., у сибирских сету — до 1970-х гг. В настоящее время национальная одежда используется эстонцами в фольклорных празднествах.


Основу традиционной пищи эстонцев составляли ржаной хлеб, каши (главным образом ячменная), похлебки, овощи (брюква, репа, капуста), рыба, кислое молоко, творожный сыр, мясо (преимущественно свинина). Напитки — овсяный кисель, квас, пиво, простокваша. К праздниками выпекали чистый пшеничный хлеб, готовили колбасы (кровяные на юге, с крупой — на севере), студень.


Незатейливая крестьянская еда до сих встречается в пищевом рационе сибирских эстонцев. Это жареная свинина и отварной картофель с соусом, маринованная тыква и тушеная капуста, домашние колбаски и ветчина, сыр и пиво.

Фильм «Последние из сето» из цикла телепрограмм «Непотерянный рай», 2011 г. Авторы: Сергей Герасимов, Андрей Магомедов, Николай Бекетов. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

В Сибири эстонцы появляются в числе ссыльных поселенцев начиная с 1820-х гг. В Минусинском уезде Енисейской губернии создаются первые места компактного проживания эстонцев: лютеранские колонии Верхний Суэтук и Верхняя Буланка.


С середины XIX в. из-за массового обезземеливания крестьянства усиливается переселение эстонцев из Прибалтики во внутренние области России и в города. По-настоящему массовой миграция за Урал становится после завершения строительства Транссиба и проведения столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период возникло большинство эстонских поселений в Приенисейском крае, в т. ч. с национальной топонимикой: Нарва, Ряпина, Эстония, Новая Печора, Хайдак. Последние два поселка были образованы эстонцами-сету.


Быстро увеличивается и численность эстонской диаспоры. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало 1,4 тыс. эстонцев. Из них на долю женщин приходилось всего 37,5%, а горожане составляли менее 4%. К 1920 г. количество эстонцев в губернии превышало 9,3 тыс. человек, из них на долю сету приходилось около 5 тыс. человек.


К 1926 г. на территории Красноярского края насчитывалось 660 эстонских населенных пунктов, в абсолютной массе своей (97,4%) представленных хуторами. По этому показателю они уступали только латышам с латгальцами — 997 селений, в т. ч. 98,1% хуторов. В селе Верхняя Буланка к этому времени проживало 640 человек, в селе Верхний Суэтук — 980 человек плюс около 200 человек в прилегающих эстонских заимках. В Хайдакский сельсовет помимо самого села (430 чел. ) входили одна деревня и 79 хуторов, в которых проживало почти 500 эстонцев-сету.


В первые десятилетия советской власти активизировалась общественно-политическая и культурная жизнь сибирских эстонцев. В Енисейской губернии к 1925 г. функционировало 11 эстонских школ с родным языком обучения. Педагоги для них готовились в Ленинградском институте и Новосибирском педтехникуме.


В эстонских селениях работало 11 библиотек, 7 изб-читален, несколько десятков различных кружков (спортивные, драматические, музыкальные, хорового пения). На места поступали сотни экземпляров литературы и газет на родном языке. Однако к концу 1930-х гг. обучение в школах было переведено на русский язык, прекратилось издание эстонской периодики. Все это постепенно стало негативно сказываться на владении родным языком среди молодежи.


В советский период рост численности диаспоры сибирских эстонцев затормозили такие процессы, как оптация колонистов и беженцев в первой половине 1920-х гг. после заключения Тартуского мирного договора между Россией и Эстонией, а также коллективизация, в ходе которой сотни эстонских хуторов Красноярского края были сведены в 57 деревень. В дальнейшем их число продолжало уменьшаться, особенно в 1960—70-е гг. в связи с практикой ликвидации неперспективных деревень.


После присоединения Эстонии к России в 1940 г. в Сибирь было депортировано около 30 тыс. эстонцев. К концу 1950-х гг. большинство из выживших вернулось на родину. С этого периода начинается неуклонное снижение численности эстонцев на берегах Енисея из-за уменьшения миграционного притока выходцев из Эстонии и снижения демографического прироста. Но главная причина крылась в прогрессировавшей ассимиляции.


К 2010 г. численность эстонцев в Красноярском крае составила 4104 человека. Характерно, что эстонцы оказались единственным в крае некоренным народом с преобладанием сельского населения. Сибирские эстонцы проживают в Манском, Каратузском, Партизанском и Рыбинском районах, в Красноярске и Зеленогорске.


Культура сибирских эстонцев несколько отличается от культуры эстонцев на исторической родине. Одним из традиционных центров эстонской культуры в Сибири является деревня Верхний Суэтук Каратузского района, большинство жителей которой говорят на эстонском литературном языке.


Здесь в 1990 г. был восстановлен лютеранский приход, действует церковь, построенная в 1888 г. и отреставрированная в 2003 г. Местный духовой оркестр отметил в 2000 г. свое столетие. В Верхнем Суэтуке работает единственная в Сибири эстонская сельская школа.


Сибирским центром земли сету является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь вплоть до сегодняшнего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сету, значительно отличающихся от аналогичных групп сету Эстонии и Псковской области.


Местные сету считают себя православными. В 1915 г. здесь была построена Троицкая церковь, впоследствии разрушенная. Летом 2000 г. в селе Хайдак в честь 100-летия со дня его основания состоялось торжественное богослужение и укладка камня в основание будущего православного храма.

Связанные материалы
  • Деревня Верхняя Буланка

  • Деревня Верхний Суэтук

Дата последнего изменения: 06.02.2015

  1. Этноатлас Красноярского края / гл. ред. Р. Г. Рафиков. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. — Красноярск: Изд-во «Платина», 2008. — 224 с.: ил.

Мастер-класс по сетуской культуре «Одеваемся в сетуском стиле» | Достопримечательности Сетомаа

Приходите в музей «Обиница» поиграть в переодевания!
Семинар по сетуской культуре «Переодевание» означает, что женщины наряжаются в одежду сету и делают прически в местном стиле. Один из участников группы будет одет. Во время семинара знакомятся с историческим контекстом и значением предмета одежды в культуре сето.
Семинар проводит Õie Sarv, специалист по сетуской культуре.
Приходите и узнайте об одежде и истории сето!

Особенности и удобства

Общее оборудование

  • Бесплатная парковка
  • Подходит для детей
  • Туалет
  • Подходит для инвалидных колясок

Дополнительные услуги

  • Супервайзер
  • Семинар
  • Сувениры

Просмотреть увеличенную карту

< Назад

  • visitpolva. ee
  • visitvoru.ee
  • Эстонский Матуризм
  • Puhkaeestis.ee
  • Культурное наследие

Этот сайт отражает точку зрения автора. Управляющий орган программы не несет ответственности за то, как эта информация может быть использована.

Костюм и вышивка сету, Эстония

Всем привет,
Сегодня я расскажу о костюме и вышивке одного из прибалтийско-финских народов, сету. Их иногда считают довольно отличающейся эстонской группой, но они считают себя и свой язык отличными. По-эстонски и по-русски их называют сету. Свою родину они называют Сетомаа, и в настоящее время она поделена между Россией и Эстонией. Они, как и многие коренные народы, составляют меньшинство у себя на родине, уступая по численности этническим русским по обе стороны границы.
Сегодня насчитывается около 10 000 неассимилированных сету.
http://en.wikipedia.org/wiki/Setos

Вот карта Сетомаа, выделенная зеленым цветом. Эстонские провинции Воромаа и Тартомаа видны слева, а Виннемаа, что в переводе с эстонского означает Россия, справа. Темная линия – граница.

Вот сетуский флаг.

На фото вверху статьи изображены три человека в традиционных костюмах. женщина посередине одета в старинный костюм первой половины XIX в.го века, а женщина справа одета в «новый костюм», который носили со второй половины 19 века. Оба обычно используются сейчас для выступлений и особых случаев.

Старый костюм.

Рубашка [ pikki käüstega hamõ ] старого костюма имеет очень архаичный уральской покрой, чем-то напоминающий северный удмуртский.

Рукава очень длинные, собраны на предплечьях. При работе женщины просовывали руки в отверстия в локтях, а концы рукавов завязывали сзади. Поперек плеч в полотно вплетены красные полосы, затем в плечевой шов будет вставлен кусок красного и белого коклюшечного кружева, а на верхнем конце наружной части рукава имеется красная вышивка. На обшлаге также вышивался узкий орнамент. Вы можете видеть шов посередине одежды, верхняя часть из более тонкого полотна, а нижняя часть, которая не видна, из более грубой.

В этом музейном экспонате вышивка выглядит как штопальная строчка. Для современных вещей используется готовое полотно, не имеющее красных полос на плечах. Они также склонны использовать диагональный стежок Гольбейна для вышивки. Мы видели этот вид вышивки в Карелии, Ингерманландии и на северо-западе России, кажется, он распространен по всему региону.

Поверх сорочки надевают длинную белую одежду. У него была льняная основа и шерстяной уток. Он называется Рюуд, а также имеет длинные узкие рукава, которые никогда не используются, но свисают сзади и заправляются под пояс. Он застегивается на талию и свисает до щиколоток. В современных изделиях обычно пришивают пару лент выше подола.

Узкий плетеный пояс с типичными рисунками обернут вокруг талии и скрепит наряд.

На кушаке висит уникальный предмет одежды уральских народов – набедренный передник Puusapõll. Версия сету имеет прямоугольную форму и вышита четырьмя различными рисунками. Поскольку одежда складывается при ношении, одновременно виден только один из четырех рисунков. Это позволяет демонстрировать разные дизайны в разное время.

Вышивка выполнена комбинацией стежка Гольбейна, счетной глади и штопальной строчки, возможно, с вышивкой крестом по краям дизайнов. Очевидно, что в рамках этой традиции возможно множество дизайнов.

Новый костюм

У меня нет информации о том, как и почему этот костюм взял верх. Это все еще использовалось в 20-м веке. и до сих пор используется для особых случаев.

Покрой новой сорочки напоминает тот, который распространен в северно-русском костюме.

 

 

Верхняя одежда теперь сделана из покупной ткани черного или темно-синего цвета и обычно называется сукман. Покрой похож на старый, но фальшивые рукава исчезли. Подпоясывается таким же поясом, как и старый.

 

 

 

 



 

Верхний рукав сорочки украшен тканым орнаментом с двумя широкими полосами красного цвета, а между ними — геометрическим рисунком. более свежие, как правило, носят цветочный характер. Еще одно изменение заключается в том, что старый красный цвет был сделан из корня подмаренника, но когда стали доступны искусственные красители, используемые красные цвета постепенно становились темнее.

 

 

Существует традиция, согласно которой не должно быть двух одинаковых сорочек, поэтому существует великое множество дизайнов. Край рукава также тканый красным, а манжеты обычно из покупной ткани.

 

 

 

 



Набедренный фартук не носится с этим костюмом, его заменил обычный фартук. Обычно он однотонный, но часто делается из шелковистой ткани, а иногда и с набивным рисунком.

 

 

 

Фартук обычно оторочен лентой или кружевом, иногда вышит. Этот первый костюм из русского музея, и они не знают, как правильно надеть украшения. . Он завязывается сзади широкой лентой и очень красочно украшен. Он оставляет волосы непокрытыми.

 

  

Замужние женщины заплетают волосы в две косы, которые укладываются вокруг макушки. Если у женщины не хватает волос, чтобы сделать полную корону, добавляются косички из пакли. Очень длинный кусок полотна дважды оборачивается вокруг головы, закрывая волосы, а затем свисает сзади почти до края платья. Он удерживается на месте сплетенным из пальцев поясом, а также поясом, завязанным вокруг талии. Этот головной убор также носят с обоими костюмами.

 

 

На концах этого головного убора красный тканый орнамент и часто вышивка. За ним находится сплошная красная тканая область с красочной вышивкой геометрического характера или тканого рисунка, или того и другого. Самый край обшит бобинным кружевом или, в некоторых более новых примерах, кружевом крючком.

Это изделие украшено одними из самых уникальных вышивок народа сету.

Иногда поверх этого головного убора повязывают однотонный или вышитый платок.

 

 

Этот тип вышивки теперь используется и на других декоративных изделиях.

 

 

 

Комплекс украшений, который носят с этим костюмом, поистине удивителен. Во-первых, это круглая серебряная брошь, похожая на ту, что носят во многих странах Балтии и Скандинавии, но НАМНОГО большего размера. Это на самом деле служит для закрытия переднего отверстия одежды. Эта брошь долгое время увеличивалась, судя по всему, на первом изображении образец начала 19 века.го века и как это на самом деле прикалывает. На втором и третьем изображениях последовательно показаны более новые. Вы можете видеть, что они постепенно увеличиваются.

 Есть короткая серебряная цепочка с монетами, более длинная серебряная цепочка с полыми серебряными бусинами и длинная цепочка из скрученных серебряных звеньев, которая обычно закручивается три раза. Могут быть добавлены другие. Весь ансамбль часто весит 2 кг, или 4-5 фунтов. Обратите внимание на шерстяное пальто и тканый орнамент на конце головного платка на этом фото.

 

 









 



7 

, а либо туфли плетеные из бересты, мокасины, туфли или полусапожки, см. различные изображения в этой статье.

 

 

Мужской костюм состоит из льняной рубашки с разрезом слева от шеи, льняных брюк в полоску синего, белого, иногда красного цвета, пояса, как у женщин, или скрученного шнурком, узорчатого колена длинные чулки, мокасины или сапоги и шерстяная куртка до колен.

 

Рубашка имеет короткий воротник-стойку с красной вышивкой, часто штопальной гладью. На рубашке чуть ниже воротника и вокруг разреза вышиты небольшие мотивы. Подобные тканые или вышитые узоры можно найти на концах рукавов, подоле рубашки и по какой-то причине на боковых панелях сразу под рукавами.

 

 

 

Здесь у нас есть крупные планы воротника, манжет и края старой рубашки, сверху вниз.

 

 



Несколько примеров узоров для вязания носков. Как и в других частях Прибалтики, здесь также носят вязаные варежки.



 

 

Куртка мужская украшена аппликацией.

 

Мужчина в центре не сето, возможно, мари.

 

 

Зимой и мужчины, и женщины носят длинные полные серые пальто.

 

 

Спасибо за прочтение, я надеюсь, что вы нашли это интересным и информативным. Часть вышивки сето украсила бы любой дом.