Шапочка у еврея: Как называется шапочка у евреев?

Как называется шапочка у евреев?

Как называется шапочка у евреев?

Как называется шапочка у евреев?

Традиции

Изображение:

pixabay

По этому предмету одежды любой человек безошибочно определит еврея, даже если тот будет одет в самый, что ни на есть, европейский костюм. На принадлежность его к еврейской нации укажет головной убор – своеобразного покроя шапочка, вплотную прилегающая к голове, не имеющая ни околыша, ни какой-либо другой прибавки.

В самом Израиле люди в подобных шапочках встречаются сплошь и рядом. А если уж турист каким-то образом попадет в столичные магазины «Кипот Левин» либо «Кафторваферах», то он поразится. На прилавках, которые разделены на мелкие ячейки, можно увидеть множество подобных головных уборов, размещенных по размеру, форме, цвету и материалу изготовления.

Для людей, хоть немного знакомых с еврейскими традициями, ответ известен. Это кипа – традиционный головной убор мужчины-еврея. Более знающий человек расширит ответ, добавив в него слово «благочестивого». Надетая на голову, она символизирует благоговение перед Господом, а у самого человека целомудрие и смирение. В буквальном переводе с иврита кипа значит «покрытие», «купол». Интересно, что израильтяне предпочитают произносить это слово с ударением на втором слоге, а вот для людей, разговаривающих на русском языке, более привычным является ударный первый слог.

Но вопрос о том, как называется шапочка у евреев, словом «кипа», оказывается, не закрыт. Она носит еще одно название – ермолка. Это слово хорошо известно людям, читающим русскую классику, где оно очень часто встречается как наименование шапки простолюдинов. В русский язык данное слово пришло из польского, где почти аналогично звучащее слово jarmułka обозначает «шляпа».

Примечательно, что и для поляков данное слово является заимствованным. Эксперты считают, что, вероятнее всего, оно имеет тюркское происхождение, в котором звучит как «jağmurluk». Правда, обозначает оно совсем другой предмет одежды – дождевик. Кстати, и древние русичи примерно также именовали свои дождевики – «емурлукъ».

Впрочем, сами евреи с подобной трактовкой наверняка не согласятся. У них есть собственное объяснение слова «ермолка». По одной из версий оно произошло от сокращения двух ивритских слов «йерэме-элока», обозначающих в буквальном переводе «боящийся Бога». Есть вариант прихода данного слова из арамейского языка. Звучащая в нем фраза «йарэ малка» обозначает «трепет перед царем», то есть перед Всевышним.

Напоследок о том, зачем же евреям такое разнообразие ермолок. Оказывается, по методу пошива, материалу изготовления, размеру, цвету кипы представители этой нации определяют течение иудаизма, к которому принадлежит тот или иной человек. Религиозный еврей, покупая новую кипу, подойдет лишь к той полке, на которой лежат кипы, используемые только в его общине.

К примеру, ашкеназы будут приобретать головной убор строгого черного цвета с белой подкладкой, сшитый из четырех либо шести матерчатых клиньев. Сефарды обратят свой взор на вязаные, цветные или украшенные вышивкой изделия небольшого размера. А вот хасиды, которые вообще носят кипы под шляпами, ничего подобного приобретать не будут. Вот так по незатейливому предмету одежды узнаются обычаи других народов.

Приглашаем в наш телеграм: Мой Израиль.

Автор:

Маша Лев, для IsraLove

Ещё по теме: шапочка у евреев, ермолка, Иудаизм, Кипа

происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время

«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?

Ермолка – шапка богопослушных евреев. Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог — в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

Виды

 

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.

Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.

Как носили раньше и носят в наше время

Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.

Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.

Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.

Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.

 

Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.

Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.

Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.

Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.

А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…

Что такое пилотка?

Костюм морковки для девочки своими руками

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Автор статьи:
Мария Карпец

Очень люблю рукоделие, поэтому и в копирайтинге стараюсь из букв и слов плести красивые тексты. Считаю, что важная составляющая любой статьи — удачная комбинация стилистики, структурирования, ритмики, правильного оформления. Когда ты пишешь красиво, ярко, то тебя хотят слушать и слышать.
В свободное от работы время люблю читать, гулять, изучать историю разных стран и весело проводить время с друзьями.

Задать вопрос автору

Происхождение еврейской шляпы

Иудаизм

Как остроконечная шляпа европейской аристократии стала антиеврейским символом? И был ли он предшественником современной тюбетейки?

Желтый значок, несомненно, является самым печально известным предметом одежды в еврейской истории. Практика принуждения евреев носить этот кусок ткани на лацкане своей одежды впервые появилась в некоторых частях Западной Европы в 13 веке. Вторжением в Польшу нацисты возродили использование этого коварного обычая. В этой статье мы рассмотрим еще один предмет одежды, остроконечную шляпу, Pileus Cornutus на латыни, который некоторые считают предшественником одного из самых узнаваемых сегодня еврейских символов.

Когда и где именно остроконечная шляпа впервые появилась на головах евреев в Европе, установить трудно. Мы знаем, как могла выглядеть «еврейская шляпа», в основном из изображений, которые появляются в иллюминированных рукописях.

Одно из самых ранних изображений такой шляпы на голове еврея найдено в начале 14 -го -го года.Codex Manesse века. На изображении мы видим фигуру Зюскинда фон Тримберга, еврейского поэта и трубадура, в именно такой шляпе. В этой антологии средневековой немецкой поэзии Зюскинд указан как автор шести стихотворений, помещенных на ее страницах. Он оказался первым немецко-еврейским поэтом, которого мы знаем по полному имени.
Codex Manesse, Bibliotheca Palatina of Heidelberg

Интересно, что остроконечная шляпа не всегда отождествлялась с евреями. Этот стиль можно было найти в разных местах средневековой Европы, и его носили, в частности, аристократы и высокопоставленные чиновники. До 12 -го -го века даже английские крестьяне носили шляпу в подражание высшим классам. Как же тогда эта популярная шляпа в конечном итоге стала однозначно ассоциироваться с евреями?

В разгар своей моды, на рубеже 12 -го -го века, остроконечная шляпа внезапно потеряла популярность, примерно во время трагического и жестокого столкновения между Западом и Востоком во время Первого крестового похода. Прежде чем отправиться в Константинополь и Святую Землю, некоторые крестоносцы устроили погромы немецких еврейских общин. Это разжигало антиеврейские настроения и образы, в которых использовались негативные изображения евреев в остроконечных шляпах. Так предмет стал ассоциироваться в средневековом европейском сознании с «убийцами Христа» и вообще с предательством. Какой уважающий себя христианин после этого захочет носить такую ​​шляпу?

Жизнь и одежда евреев резко изменились после решения Четвертого Латеранского собора в 1215 году, который постановил, что евреи, живущие в христианских странах, должны одеваться так, чтобы отличать их от христианского населения. Это также может быть причиной изменения дизайна головного убора христианского духовенства. Как вы можете видеть на иллюстрации ниже, к традиционному одноточечному скосу была добавлена ​​вторая точка.
Четвертый Латеранский собор, иллюстрация 13  века

Англия первой из нескольких западноевропейских регионов приняла идентификационный значок. Немецкоязычные города добавили к этому еще и остроконечную шляпу. В 1266 году город Бреслау, ныне Вроцлав, расположенный на западе Польши, стал первым, кто принял остроконечную шляпу как показатель еврейской этнической принадлежности. Городские законодатели постановили, что евреи должны носить значок и «вернуться к ношению остроконечной шляпы ( Pileus Cornutus ), отождествляемой с евреями в этих районах, которую они по своей наглости перестали носить».

В отличие от значка, который четко определялся размером, формой и мотивом в центре, форма остроконечной еврейской шапки таковой не была. В результате в немецких районах появилось несколько видов «еврейских шапок». Некоторые сразу запрещались, а другие разрешалось носить. Однако любая попытка навязать единую согласованную форму провалилась.

Как это часто бывало на протяжении всей истории, лидеры еврейских общин предпочли не возражать, а рассматривать декрет как положительную заповедь. Так, различные раввины, начиная с Менахема Хамейри (1249 г. –1310) в Испании Йосефу Каро (1488–1575), автору Шулхан Арух , в Цфате, постановил, что верующий еврей может произносить имя Господа или молиться только с покрытой головой. Некоторые, например раввин Яаков бен Рабейну Ашер (1270–1340), рекомендовали евреям не выходить из дома с непокрытой головой. Таким образом, можно рассматривать современную ермолку или кипу как прямое продолжение попытки превратить «еврейскую шапку» в предмет гордости – неотъемлемую часть их религиозной жизни.

Ниже приведены несколько примеров остроконечных шляп в древнееврейских и других рукописях:
Махзор Западного ашкеназского обряда, 13 th Century, Bibliotheca Palatina of Heidelberg

Агада Головы Птицы, 13 й Века, Музей Израиля

Трехсторонний Махзор, начало 14 -го -го века, Британская библиотека

Здесь изображен религиозный спор между христианскими учеными (слева) и евреями (справа) на гравюре Иоганна фон Армсхайма 1483 года:

В этой рекламе на идише начала 20 -го -го века, опубликованной Yefet в Яффо, мы видим различные типы еврейских головных уборов из ашкеназских общин. Заголовок гласит: «Еврейские шляпы разных периодов».

Наконец, в Très Riches Heures du Duc de Berry , христианской книге часов 15 -го -го века, мы видим волхвов, прибывающих, чтобы поклониться новорожденному Иисусу в яслях. Они тоже носят остроконечные шляпы.

Для дальнейшего чтения:

Наоми Лубрих, Блуждающая шляпа: итерации средневековой еврейской остроконечной шапки, Еврейская история, Том. 29, № 3/4 (декабрь 2015 г.), стр. 203-244

Другие подобные статьи:

Рафаэль Штраус, «Еврейская шляпа» как аспект социальной истории, Еврейские социальные исследования, Vol. 4, № 1 (январь 1942 г.), стр. 59-72.

Jewish Hat — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.