Сочетание цвета по кругу иттена: Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания / Skillbox Media

Содержание

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Мариша Рябова (improvizatsiya)

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

Рейтинг

5.0
(7 голосов)

Мариша Рябова (improvizatsiya)

Россия, Московская обл., Павловский Посад

Магазин (21)

Блог (168)

Следите за творчеством мастера

Публикации по теме

Ключевые слова

  • Ключевые слова
  • цветовой круг
  • иттен
  • круг иттена
  • йоханнес иттен
  • цветовой круг иттена
  • дизайнерский круг

Рубрики публикаций

Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack

цветовой круг Иттена для сочетания цветов в букете

Оглавление

Магазин завозит качественные и свежие цветы, делает из них современные букеты, но покупатели почему-то не покупают. Иногда это случается, потому что в букете неудачное цветовое сочетание. Чтобы в букете появилась гармония и композиция нравилась, часто нужно только заменить пару цветов или переставить их местами. С этим флористу помогают цветовой круг Иттена и колористика.

Как работать с цветом, рассказывает специалист по колористике Павел Полков и преподаватель академии современной флористики Lacy Bird Academy Дарья Шульженко.

Первые четыре раздела статьи — теоретические: в них разбираем, что такое колористика и круг Иттена, какие тренды и цветовые сочетания сейчас актуальны. В следующих семи разделах переходим к практике: учимся применять базовые цветовые схемы, группировать цветы в букете и расставлять цветы в срезке по порядку.

Что такое колористика и зачем она флористу

Колористика — наука о цвете. Она изучает, как люди воспринимают цвета с точки зрения психологии и культуры. Ее основы заложил швейцарский художник Иоханнес Иттен во время преподавания в архитектурной школе Баухауз. Свои идеи он изложил в книге «Искусство цвета», которую рекомендуют для изучения колористики во флористике. 

«Искусство цвета» Иоханнеса Иттена — настольная книга художников, дизайнеров и флористов

Знания колористики помогают флористу управлять вниманием покупателей. Иногда бывают флористы, которые интуитивно работают по правилам колористики. Если у вас не возникает вопросов с цветом, то вы можете не читать эту статью. Но если хоть раз в жизни вы задали вопрос «а что добавить мне к этой малиновой розе, чтобы получился стильный букет?», то эти правила вам помогут.

Дальше мы разберем основные приемы колористики во флористике, которые можно использовать в работе. 

Что такое круг Иттена и как им пользоваться во флористике: фото и описание

Интуитивно подобрать гармоничные сочетания цвета может быть сложно. Чтобы не ошибиться в составлении композиции, флористу поможет главный колористический инструмент — цветовой круг.

Круг Иттена состоит из 12 цветов и помогает найти наиболее удачные цветовые гармонии во флористике. Максимально противоположные цвета находятся на круге друг напротив друга — они называются контрастными. Максимально похожие цвета находятся рядом, по бокам, и называются аналоговыми. Например, красный и зеленый — контрастные, а красный и оранжевый — аналоговые

Все цвета на круге Иттена можно разделить на активные и пассивные. К активным относятся те, что волнуют и побуждают к действию, к пассивным — те, что успокаивают.

Активным оттенкам обычно соответствуют теплые: красные, оранжевые, желтые. Пассивным — холодные: синие, фиолетовые, зеленые.

Все цвета делятся на несколько категорий:

  • базовые, или первого порядка: красный, синий и желтый;
  • второго порядка — те, что получаются путем смешивания базовых, например оранжевый, зеленый, фиолетовый;
  • третьего порядка — результат смешивания цветов второго порядка, например желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый.

Цвета на круге расположены в таком порядке, что если наложить на него несложную схему, то получится гармоничное сочетание. Например, берем схему в виде треугольника, накладываем поверх круга и видим самую простую гармонию.

Сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-зеленый образуют цветовую схему-триаду. Треугольник можно вращать как угодно по кругу, и будет всегда выпадать гармоничное сочетание

Цветовой круг не обязательно использовать постоянно. Его можно применять тогда, когда случается «затык» или нужно составить коллекцию к празднику. Лучше всего цветовые схемы запомнить, но на первое время можно купить цветовой круг в школе флористики, на «Озоне», в «Леонардо» или использовать электронную версию. 

Какие задачи у вашего цветочного бизнеса?

Учёт товаров
и услуг

Финансовый
учёт

Автоматизация
доставки 

Продажа
онлайн

Рекламные
рассылки

Уменьшение
списания

Увеличение
прибыли

Клиентская
база

Обработка
заказов

Как с вами связаться?

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами, чтобы поделиться опытом в решении ваших бизнес-задач.

Как работать, если на цветовом круге только 12 цветов

Все оттенки нужно сопоставлять с базовыми цветами на круге Иттена: морская волна — синий, живой коралл — оранжевый, марсала — красный.

Круг Иттена — хорошая опора для флориста, чтобы делать букеты с приятными для глаза цветовыми сочетаниями. Правда, часто допускают такую ошибку: флористы смешивают не оттенки, а открытые цвета — в том виде, в котором они изображены на круге. Например, берут яркие желтые и яркие красные цветы. Получаются кричащие и дисгармоничные букеты.

Лучше взять те же цвета, но менее насыщенных оттенков, например выбеленный желтый с выбеленным красным, — получится нежный гармоничный букет. В то же время важно учитывать, что букет не состоит только из двух цветов — флорист растягивает каждый цвет в нескольких оттенках: от насыщенного к светлому. Так получается плавный переход цветовой гаммы.

Флорист использует не только яркий оранжевый оттенок, но и менее насыщенные розовые и бежевые тона

Тренды колористики

Среди российского населения всегда востребованы букеты в нежных тонах. Также сейчас популярны:

  • яркие контрастные букеты,
  • монохроматическая цветовая гамма,
  • естественные оттенки.

Ненасыщенные, нежные оттенки. Это вечный тренд: те самые нежные розовые, персиковые, лососевые, сиреневые, лиловые тона, которые можно увидеть во всех цветочных магазинах России. Эти оттенки понятны большей части клиентов, такие букеты универсальны: их покупают на свидание, день рождения, 8 Марта.

1/2 Букет в нежных розовых и бежевых тонах

2/2 Букет в нежных голубых и бежевых тонах

Спрос на букеты в насыщенной ярко-красной гамме зависит от концепции и аудитории магазина. Например, среди клиентов премиальной студии «Лэйси Берд» такие букеты не пользуются популярностью. Их покупают только на День святого Валентина, а потом спрос падает.

Контрастные сочетания. С ноября по апрель активно покупают цветы ярких оттенков. Солнечных дней мало, и людям хочется чем-то разбавить серость. Выбирают пестрые букеты, они ассоциируются с праздником, радостью, приятными эмоциями.

Букет «Радужные переливы» стал популярен у клиентов «Лэйси Берд» в холодное время года

Монохроматическая цветовая гамма. Это букеты в единой цветовой гамме.

Некоторые флористы думают, что монохром — это скучно: кому понравится составлять букеты из цветов одного оттенка? Но монохром не значит один цвет: здесь тоже можно играть с контрастом и расставлять акценты. Флорист берет не просто красный цвет, а разные его тона, например бордовый, фуксию и розовый.

Монохроматическая гамма отлично подходит для начинающих флористов: с одной стороны, сложно ошибиться, с другой — можно поэкспериментировать с акцентами.

1/2 Флорист использует растяжку красного цвета: от яркой фуксии до светло-розового оттенка

2/2 Еще один вариант монохромного букета красного цвета: глубокие бордовые оттенки перетекают в светлые розовые

Естественные оттенки: природные зеленые, зелено-желтые, оранжевые оттенки. Они стали популярны в пандемию коронавируса: люди устали сидеть дома, захотелось на природу.

Ветка малины подчеркивает свежесть и натуральность букета

Популярные цветовые сочетания

Предпочтения клиента в цветовой гамме зависят от сезона.

Зима. Для зимы характерны коллекции с сочетанием холодных и теплых оттенков: синих, голубых, красных, оранжевых. Они ассоциируются со снегом, морозом, румянцем, снегирями, новогодними игрушками.

1/2 В классическом зимнем букете часто сочетаются холодные и теплые оттенки

2/2 В классическом зимнем букете часто сочетаются холодные и теплые оттенки

В начале зимы начинается спрос на новогодние букеты и композиции из хвои: классические красно-зеленые сочетания — часто с вкраплением золотого. Другой вариант — ненасыщенные, пудровые оттенки: фиолетовые, сиреневые, розовые, серебряные.

С новогодней цветовой гаммой тоже можно экспериментировать: коллекция с сочетанием изумрудного, синего, медного и золотого оттенка

В преддверии Дня святого Валентина преобладают красные тона.

1/2 Букет в насыщенной красной гамме — на День святого Валентина

2/2 Букет в насыщенной красной гамме — на День святого Валентина

Весна. На 8 Марта популярны стандартные нежные оттенки: розовые, персиковые, лиловые.

1/2 Классический букет в нежных тонах — один их хитов на 8 Марта

2/2 Еще один пример букета в нежных оттенках, но с вкраплением яркого розового

В Пасху больше покупают букеты и композиции желтых, желто-розовых, голубых оттенков.

1/2 Пасхальная композиция в желто-розовых тонах

2/2 Пасхальная композиция в голубых и розовых тонах

Конец весны, лето: растет спрос на зеленые, желтые, оранжевые оттенки. В это же время у клиентов пользуется популярностью пион корал шарм — цветок насыщенного кораллового оттенка.

1/2 Летний хит с пионом корал шарм

2/2 Пример популярного летнего сочетания холодных и теплых оттенков

Осень. Время оранжевой, желтой и красной цветовой гаммы. У клиентов также возрастает интерес к глубоким насыщенным оттенкам, например фиолетовым и бордовым.

Осенний букет в оранжевых и фиолетовых тонах

Сезонная таблица популярных цветовых сочетаний в букете

Зима

День святого Валентина

Весна

Пасха

Лето
Осень

Универсальные

На этом теоретическая часть закончена — переходим к практике.

Использовать базовые цветовые схемы

Основных цветовых схем можно выделить шесть, но для начинающего хватит и трех. Чем меньше цветов и оттенков используем, тем проще составить букет.

Монохроматическая. В букете используют разные оттенки одного и того же цвета. Например, берут 80% стандартных розовых роз и 20% светло-розовых. Благодаря этому букет выглядит выразительнее и разнообразнее, чем если просто в нем использовать один оттенок. 

Монохроматический букет состоит из цветов с оттенками красного цвета 

Комплементарная. Сочетание контрастных цветов, которые на цветовом круге стоят друг напротив друга, например красный и зеленый. Такая гармония наиболее яркая и энергичная.

Комплементарная схема — красный и зеленый

Последовательная — аналоговая. Используют цвета, которые находятся рядом на цветовом круге, то есть наиболее похожие. За счет этого букет получается спокойным и с мягкими переходами.

Аналоговая цветовая схема — красный, оранжево-красный, оранжевый

Раздельно-комплементарная — триада. Сочетание из трех цветов. В отличие от обычной комплементарной схемы напротив главного цвета находится не один, а два соседних. Такая схема выглядит мягче и спокойнее.

Контрастная триада — желто-зеленый, фиолетовый, красный

Треугольная — триада. Цветовая схема в виде равностороннего треугольника. В букете используют три цвета из разных частей круга, которые находятся на одном расстоянии. Это наиболее сбалансированная схема.

Классическая триада — желтый, синий, красный

Прямоугольная схема. Выглядит как квадрат и состоит из четырех цветов. Наиболее сложная схема для флориста, которая под силу настоящему мастеру — трудно подобрать пропорции цветов так, чтобы все это не превратилось в кашу. 

Прямоугольная схема — красный, фиолетовый, желтый, зеленый

Добавлять цветы в букет пропорционально

В композиции почти всегда есть главный цвет, его должно быть больше всего в букете. Остальные цвета называются акцентными. Их меньше, они дополняют композицию и делают ее выразительнее. 

Часто флористы пренебрегают этим правилом. Они берут все цветы в одинаковой пропорции: 1/3 красные, 1/3 синие и 1/3 зеленые. Вроде все по цветовой схеме, но букет выходит симметричный и скучный. Чтобы букет стал гармоничные, можно использовать такие пропорции: 

Два цвета: 80% — главный, 20% — акцентный.

Главный цвет — оранжевый, акцентный — синий

Три цвета: 60% — главный, 30% и 10% — акцентные. 

Главный — синий, акцентные — фиолетовый и красно-оранжевый

Не обязательно этим пропорциям следовать в точности. Главное — понять принцип, что в букетах не нужно использовать.

Группировать цветы в букете 

Цветы в букет добавляют группами. Если флористу нужно вставить три желтые розы, то их нельзя добавлять поодиночке в разные части композиции. Чтобы получилось эстетично, три розы с одинаковым цветом должны находиться рядом.  

Если вставить цветы вразнобой, то получится салат — хаотичный букет без всякой логики. Правильная композиция — это сочетание цветовых пятен: где-то больше пятно, где-то меньше, а где-то совсем маленькое.

Растения в букете разбиты на группы по цвету

Составлять букет в одной светлоте

Простой способ сделать гармоничный букет — научиться подбирать цвета в одной светлоте.

Светлота — это одна из характеристик цвета. Ее определяют как степень отличия цвета от черного. То есть чем ближе цвет к белому, тем он светлее. А чем ближе к черному — темнее. Проще всего это понять по рисунку.

Цвета по горизонтали находятся в одной светлоте

Можно использовать в букете светло-фиолетовые, светло-желтые и светло-зеленые цвета. В этом случае они будут в одной светлоте, благодаря этому композиция будет выглядеть гармонично и выразительно.

Учитывать не только сочетания цветов, но и социокультурный фактор

Цвет воспринимают всегда в культурном контексте, и это нужно учитывать в работе флориста.

Один раз спели, что желтые тюльпаны — это к разлуке. Теперь эти цветы стойко ассоциируются с расставанием. Поэтому для букета к годовщине свадьбы они не подойдут. Жена клиента может увидеть в букете скрытые намеки на развод, а виноват окажется флорист.

В России принято женщинам в возрасте и мужчинам дарить темные и яркие букеты. Они ассоциируются с опытом и богатством. Например, 65-летней начальнице у нас не будут дарить розовые пионы, а подарят бордовые розы.

Социокультурные нормы тоже постепенно меняются. Например, раньше клиенты относились с непониманием и осторожностью к насыщенным темным оттенкам в букете, ассоциировали их с трауром. А сейчас такие букеты заказывают всё чаще.

Можно понемногу экспериментировать с темной гаммой и смотреть на реакцию клиентов. Продажи таких букетов зависят от концепции и аудитории магазина.

Букет в темных тонах, популярный среди клиентов «Лэйси Берд». Его часто заказывают в подарок людям творческих профессий, которых хочется удивить оттенками, цветами и фактурами

Похожая история с гвоздикой: долгое время она воспринималась как траурный цветок. Но в течение последних пяти-шести лет ситуация изменилась: сейчас букеты с гвоздиками пользуются большой популярностью.

В крупных городах стоит учитывать моду. Ежегодно модные цвета выбирает компания Panton, которую еще называют институтом цвета. Они занимаются составление палитр для дизайнеров. Часто подборки из этих цветов просят использовать на оформлении свадеб. Во флористике тоже экспериментируют с палитрами Panton, но здесь они пользуются меньшим спросом у клиентов.

Институт Panton регулярно выбирает цвет года. Есть мнение, что это влияет на покупки наших клиентов. На самом деле цвет года больше применим к дизайну или декору, нежели к розничной флористике. Например, в 2021 году мы сделали букет в цвете Panton — фиолетово-синем Very Peri. Но он совсем не стал бестселлером: букет заказали человек десять.

Цвет года — хороший инфоповод, но он почти не влияет на спрос и продажи.

Подбирать упаковку под основной цвет букета

Как правило, упаковку подбирают под основной цвет букета. Здесь нет четких критериев, но можно выделить такие правила:

  1. Цветы светлых оттенков лучше различимы в светлой упаковке. Если светло-персиковые розы упаковать в светло-зеленую упаковку, то мы увидим, что где-то цвет будет просто персиковый, а где-то чуть светлее. Будет заметно больше оттенков. Если упаковать их в черную упаковку, то мы будем различать только персиковый цвет.
  2. Контрастные сочетания подходят для ярких цветов. Например, для красных роз можно использовать зеленую упаковку. 
  3. Если не знаете, какую упаковку подобрать, то берите монохромную — белую, черную или серую обертку. Она подойдет для любых цветов.

Расставить цветы в срезке по порядку

Чтобы витрина выглядела упорядоченно, цветы в срезке можно выставить так, чтобы один цвет плавно переходил в другой. Например, желтый в оранжевый, оранжевый в красный, красный в розовый, а розовый в белый.

Если рядом поставить разрозненные цвета — белый, красный, желтый, розовый, — то витрина будет выглядеть хаотично. Клиенту будет сложно сфокусироваться и отделить один цвет от другого.

Теория цвета для начинающих: Цветовой круг Иттена

Итак, вы изучили основные правила композиции и поняли, как работать с освещением. Что дальше? Понимание теории цвета и отношений между оттенками действительно выведет ваши фото и видео на новый уровень.

Цвет — это действительно мощный инструмент, который поможет вам рассказать свою историю, задать нужное настроение, подчеркнуть определенные элементы в вашей работе и в целом сделать все более качественным и законченным. Одним из самых основных и простых в использовании инструментов, помогающих эффективно комбинировать цвета, является цветовой круг Иттена.

Краткая информация:

Йоханнес Иттен был швейцарским художником и теоретиком искусства. Хотя его экспрессионистские работы, безусловно, заслуживают пристального внимания, Иттен в первую очередь известен своими новаторскими мыслями о теории цвета. В 1920-х годах он преподавал в известной немецкой художественной школе Баухаус, где разработал курс для обучения студентов основам теории цвета. Самое замечательное в его исследовании было то, что оно синтезировало более ранние работы по теории цвета, анализ известных произведений искусства художников разных эпох и даже химический состав пигментов, но было (и остается) простым для понимания и использования для всех.

Многие художники до сих пор полагаются на принципы, описанные Йоханнесом Иттеном, включая кинематографистов, фотографов, веб-дизайнеров, иллюстраторов и стилистов. В основном всем, чья работа так или иначе связана с подбором и сочетанием цветов на одной поверхности.

Цветовой круг Йоханнеса Иттена

Изобретение Иттена, которое наиболее часто используется сегодня, — это его цветовой круг (также известный как цветовой круг из двенадцати частей). Это графическая схема, состоящая из геометрических фигур разного цвета.

Вот как это выглядит:

В центре три основных цвета – желтый, синий, красный. Вы, наверное, уже это знаете, но напомню, что эти цвета называются первичными, потому что их нельзя получить путем смешивания других цветов.

Далее идут вторичные цвета – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих цветов состоит из двух основных цветов в равной пропорции.

Цветовой круг из двенадцати частей состоит из трех основных цветов, трех вторичных цветов и шести третичных цветов (которые являются результатом смешивания основного и дополнительного цветов).

В своей книге Элементы цвета Иттен предлагает использовать этот круг для построения гармоничных цветовых аккордов, сочетаний цветов, которые лучше всего будут смотреться вместе.

Диады

В цветовом круге два диаметрально противоположных цвета дополняют друг друга. Вместе они образуют гармоничную диаду. Вы, наверное, заметили, что многие постеры фильмов используют сине-оранжевую цветовую схему, или слышали, что зеленый лучше всего сочетается с красным. Ну, все это основано на дополнительных цветовых схемах.

Триады

Согласно Иттену, существует два основных способа сочетания трех цветов.

Во-первых, вы можете выбрать цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга на круге. Если вы начертите равносторонний треугольник на цветовом круге, углы будут указывать на оттенки, которые лучше всего смотрятся вместе.

С помощью равностороннего треугольника получаем сочетания как основных, так и второстепенных цветов. Если повернуть треугольник внутрь круга, то получится еще две триады из третичных цветов.

Еще один способ создать гармоническую триаду — настроить комплементарную схему. Выберите на круге два цвета, диаметрально противоположные друг другу, например, синий и оранжевый, и замените один из этих цветов двумя его соседями — вместо синего используйте сине-зеленый и сине-фиолетовый. Обратное также работает — оставьте фиолетовый как есть и замените оранжевый двумя третичными цветами, которые граничат с ним на круге.

Геометрическая фигура для этой схемы представляет собой равнобедренный треугольник, который также можно вращать внутри колеса, чтобы раскрыть больше комбинаций.

Тетрады

Используя цветовой круг Иттена, вы также можете комбинировать четыре цвета. Используйте для этого квадраты и прямоугольники вместо треугольников.

Самое замечательное в этих геометрических схемах то, что вы можете использовать их в больших цветовых кругах с большим количеством оттенков, если они построены по тем же принципам, что и круг Иттена.

Другие комбинации

Для комбинирования цветов с помощью цветового круга Иттена не обязательно использовать геометрические фигуры. Конечно, есть еще много цветовых аккордов, которые хорошо смотрятся.

При обсуждении теорий Иттена и его круга многие также ссылаются на аналогичную цветовую схему, хотя сам мастер ею особо не пользовался. Однако это само по себе не означает, что сама схема плоха.

Суть аналогичной схемы состоит в том, чтобы объединить между ними один основной цвет, один вторичный цвет и третичный цвет. Например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый. Другими словами, это сочетание трех или четырех цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге.

Как пользоваться цветовыми схемами

Итак, теория ясна: желтый сочетается с фиолетовым, а оранжевый с синим. Но как вы на самом деле используете это на практике? Довольно сложно редактировать фото или видео, используя всего два или три цвета.

Все дело в акцентах. Если вы работаете с двухцветной схемой, используйте дополнительные цвета для объектов, которые хотите выделить. Вот, например, как это сделано в фильме Амели (2001):

Дополнительная схема также удобна, когда вы хотите, чтобы объект выделялся на фоне. Например, человек в темно-желтой/оранжевой одежде будет хорошо смотреться на фоне голубого неба (опять же, вспомним те афиши фильмов), а красная рубашка идеально подойдет для фотосессии в зеленом лесу.

При использовании триад старайтесь не использовать цвета в равных пропорциях. Сделайте одного из них основным игроком, а два других пусть дополняют его. Ориентировочно можно комбинировать цвета в соотношении 60%, 30%, 10%.

Помните, все эти схемы созданы для облегчения вашей жизни, а не наоборот. Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь подсчитать процентное содержание каждого цвета на картинке, просто отпустите это.

Цель состоит в том, чтобы просто понять принципы, чтобы вы могли помнить о них, когда используете программное обеспечение для цветокоррекции или выполняете грейдинг и редактирование самостоятельно. Со временем вам даже не нужно будет держать перед собой цветовой круг, чтобы увидеть, хорошо ли цвета сочетаются друг с другом. Просто нужно немного времени, чтобы развить чувство гармонических сочетаний и избегать некрасивых.

Круг Иттена | Теория подбора цветов

/ Стиль жизни / Автор

Джентльмен

В этой статье мы объясним, что это такое и как использовать круг Иттена .

Очень важно понять, какие цвета являются первичными , вторичными и дополнительными цветами .

Давайте начнем с того, что представим вам изобретателя, которого зовут .Йоханнес Иттен . Он был швейцарским художником, писателем и дизайнером начала 1900-х годов.
Йоханнес был интенсивным исследователем цветов, чтобы создать хроматический круг , круг Иттена , чтобы точно представлять чистые (или основные) цвета и их потомки из смесей.
Иттен работал в школе архитектуры, искусства и дизайна, которая имела большое значение для искусства двадцатого века: Баухаус.

Объяснение хроматического круга Иттена

Itten, поскольку мы уже предвосхищали классификацию цветов. Основываясь на их эстетическом и коммуникативном аспекте, он разделил их на: первичные , вторичные и третичные .

Как видно из изображения, в центре круга находится треугольник, содержащий три основных цвета: красный , желтый и синий .
При смешивании этих цветов вторичные цвета вокруг треугольника образуют шестиугольник: зеленый, оранжевый и фиолетовый.
Наконец, можно увидеть, как круг замыкается 12 цветами , которые являются первичными, вторичными и третичными, то есть другими цветами, которые получаются путем дальнейшего смешивания.

Путем зрительного упорядочивания основных и второстепенных цветов круг Иттена показывает отношения между этими цветами, то есть показывает цвета, полученные в результате комбинации основных цветов.
Круг разделен на сегменты: сочетание цветов, находящихся в одном сегменте хроматического диска, создает гармоничный и сбалансированный эффект.
Наоборот, сочетание цветов, которые расположены на противоположной стороне хроматического диска (называемые дополнительными цветами), определяет живой и живой эффект, потому что дополнительные цвета загораются и усиливают друг друга.

Чтобы найти дополнительные цвета, Иттен предложил выбрать цвет и сопоставить его с диаметрально противоположными. Это были его предложения найти лучшие цветовых комбинаций .
Очевидно, что не все были согласны с этим решением, и Иттена долго критиковали. Основная критика исходила из-за того, что он не учитывал основные цвета, а именно 9.0089 белый и черный , который Иттен назвал « бесцветный ».

Как подобрать цвета с помощью круга Иттена

Вот полезное руководство о том, как подобрать цвета с помощью круга Иттена.

Фундаментальное правило круга, как видно выше, — не сочетать цвета близко друг к другу. Правило гласит, что должны сочетаться диаметрально противоположные: например, желтый и фиолетовый, зеленый и красный. Всегда следуя теории Иттена, черный и белый цвета, считающиеся «нецветами», могут сочетаться с любым цветом.

К теории цвета Иттена уместно добавить несколько небольших советов по цветовым сочетаниям:

  • Желательно не носить одежду близких цветов, даже если разных оттенков;
  • Уместно выбрать сочетание похожих рисунков контрастных цветов;
  • По словам Иттена, черный цвет можно сочетать со всем. Его можно сочетать как с яркими, так и с неяркими оттенками, кроме коричневого и синего;
  • Другой цвет по Иттену, который можно сочетать со всем, — это белый: он определяется как единственный цвет, который может хорошо смотреться с любым цветом, с любым оттенком от пастельного до яркого. Коричневый можно сочетать с теплыми цветами или пастельными оттенками; №
  • Синий можно комбинировать с различными оттенками зеленого или даже с некоторыми оттенками, такими как красный.

Теория цвета Иттена

Наконец, мы хотим рассказать вам о теории цвета Иттена и исследовании контраста между цветами, которое имеет решающее значение для швейцарского художника.
Мы говорим о контрасте, когда есть очевидные различия между двумя сравниваемыми хроматическими эффектами.
Если эти различия абсолютны, мы говорим о контрасте противоположностей или о контрасте полярности .

Примерами таких контрастов являются эффекты:

  • большой-маленький;
  • бело-черный;
  • холодный-горячий, которые в своей максимальной степени противоположности представляют собой пример полярного контраста;

Изучая наиболее характерные символы и цветовые эффекты, можно установить семь типов контраста , а именно:

  • контраст чистых цветов;
  • качественный контраст;
  • светотень контрастная;
  • контраст комплементарных элементов;
  • контраст холода и тепла;
  • количество контраста;
  • одновременность контраст.