Украинский нац костюм: Национальный украинский костюм
Национальный украинский костюм
Любая национальная одежда отражает культуру, историю и традиции своего народа. В полной мере мы это можем отнести и к украинскому народному костюму. Национальная украинская одежда сохранила многие черты украинской культуры в разные периоды истории. Ее особенности и орнаменты дают возможность изучать культуру украинского народа, тесно связанную с его историей.
Украинский костюм был известен еще в Киевской Руси, это убедительно подтверждают исторические исследования. Уже в те времена разные регионы имели свои значительные отличия в особенностях одежды. Больше всего замечалось различие орнаментов вышивок и формы украшений. Такое заметное различие украинских костюмов разных регионов сохранялось до конца девятнадцатого века, а позже это различие стало не таким явным.
Красотой украинок в национальных одеждах восхищались знаменитые художники, писатели, поэты. Они отражали красочные самобытные украинские костюмы в своих произведениях, отмечая необычайный вкус украинцев в одежде и украшениях. Это касается не только женской одежды, которая, бесспорно, очень красочна и нарядна, но и мужского костюма, тоже богато вышитого и украшенного национальной символикой.
Как и у всех славянских народов, у украинцев мужская одежда состояла, в основном, из шерстяных штанов и льняной или конопляной рубашки. В теплое время года рубашка могла быть и верхней одеждой. Основной особенностью украинской рубашки считается недлинный разрез впереди по середине, так называемая пазушка, вышитая традиционным орнаментом. Орнаменты соответствовали региону проживания украинца, но чаще это были красно-черные узоры. Украинские мужчины не носили рубашку поверх штанов, как это делали мужчины некоторых других народов, они заправляли рубашку в штаны.
Воротник вышитой рубашки мог иметь широкий лежачий воротник или узкий воротник-стойку, а застежкой могли служить красивые тесемки в тон вышивки или обычные пуговицы.
Традиционные украинские штаны шились свободными, широкими, а между штанин еще и вшивалась мотня из прямоугольных кусков ткани, которая давала еще большую свободу движениям. Такой покрой был удобен для всадников и пеших воинов. Верхний край штанов крепился на талии с помощью шнурка или ремня. Для пошива таких штанов использовали сукно – шерстяную ткань, пропитанную воском.
В закарпатском регионе носили не очень широкие штаны с отворотами внизу штанин. Отвороты украшали орнаментами, вышитыми зелеными и желтыми нитями. Такие яркие орнаменты красиво выглядели на красной или белой ткани.
Женская украинская одежда более яркая, красочная и разнообразная, чем мужская. Значительное разнообразие в женский украинский костюм вносят и региональные отличия. Каждому региону присущи свои особенности покроя одежды, цветовой гаммы, узоров и техники вышивок, свои украшения и декор. Женский костюм Центральной Украины принято считать классическим. Костюм Полесья сохранил многие элементы, присущие старинной украинской одежде. На Подолье женская украинская одежда включает мотивы и орнаменты, заимствованные от соседних молдавских костюмов. Влияние польского костюма чувствуется в нарядах украинок северо-западной части Украины. В женской одежде южной Украины заметны традиционные черты большинства регионов.
Некоторые элементы женской украинской одежды имеют, конечно, небольшую схожесть с подобными элементами соседних народов, но в целом костюм украинок отличается от одежды всех других народов своей неповторимой этничностью, оригинальными чертами, присущими только украинскому национальному костюму.
Женские сорочки-вышиванки были украшением и основной частью костюма. Они были длиннее мужских, шились из двух видов тканей. Верхняя часть сорочки была из тонкой красивой ткани, а нижняя часть из более грубой и плотной. Оригинальной украинской одеждой можно назвать плахту, которую надевали поверх вышиванки. Она представляла собой подобие юбки, сшитой из домотканого крашеного шерстяного полотна. Плахта была довольно объемна, потому что на ее пошив требовалось около четырех метров полотна, которое раскраивали и сшивали определенным образом. Готовую плахту вышивали неброскими узорами. Надевали ее, наматывая вокруг талии, а сверху повязывали поясом. На плахту спереди надевался красиво вышитый фартук, который назывался «запаска».
Так же были и другие составляющее женского костюма, например, юбка-андарак, из домотканого полушерстяного или шерстяного полотна красного цвета с красивыми заложенными сзади складками, украшенными широкой полосой вытканных или вышитых орнаментов. Юбка андарак распространёнными были преимущественно на территории Черниговской области, а на территории Полесья андараком называли юбку из полосатого домотканого полотна.
Не менее интересным элементом женского костюма была Юпка, или кохта, куртка, это была разновидность плечевых видов одежды с рукавами, которая шилась преимущественно из фабричных тканей и своим кроем повторяла форму безрукавок распространённых на той или иной территории.
Наиболее известным видом женских безрукавок была-Керсетка, которая имела свои особенности, разнообразные вариации длины и декора в зависимости от региональной принадлежности.
Также довольно много региональных вариаций существовало у меховых безрукавок, характерных для населения Прикарпатья и Карпат. А вот суконная безрукавка Лейбик, или катанка, бруслик, горсетка была популярна на большей територии западной Украины.
Украинский национальный женский костюм всегда славился обилием оригинальных украшений. Самое распространенное украшение – бусы или ожерелья. Чем зажиточнее семья, тем больше и дороже ожерелья, которые носят женщины.
В праздники женщины надевали свои самые нарядные одежды, из лучших тканей, богато и красочно вышитые. Молодые девушки надевали венок из ярких красивых цветов и лент, поверх прекрасных вышиванок надевали много бус разных цветов и размеров.
Украинский народ не забывает свои традиции. По-прежнему в праздники, а также в повседневной жизни украинцы с удовольствием носят разнообразные вышиванки, как женские, так и мужские. Женщины надевают украинские национальные украшения. В праздники улицы расцветают от ярких веночков на молодых девушках. Интерес к своей истории, своим традициям и национальной одежде украшает современную украинскую молодежь.
для девочки, женский, мужской, детский костюм народов Украины
Национальные костюмы
Любой народный костюм воплощает собой самосознание нации, ее эстетический идеал, стремления и ценности. Этот феномен складывается на протяжении столетий, и трудно переоценить его историческое и художественное значение. В этом плане украинский национальный костюм – явление многогранное. Он воплощает собой славянскую душу, восточную любовь к ярким цветам и в то же время западную нотку утонченной элегантности.
История
Украинский национальный костюм ведет свою историю с древнейших времен, когда у славянских племен из приднепровья (на тот момент еще не объединившихся в Киевскую Русь) появился такой предмет одежды, как рубаха-вышиванка, которую носили без какой-либо верхней одежды. Становление же костюма непрерывно продолжалось вплоть до 19 века, при этом оно тесным образом переплеталось с иными культурными традициями.
Именно культура древних славян стала колыбелью для украинского, равно как и для русского, белорусского стиля в одежде. Недаром эти народности имеют так много общего как в истории, так и в национальной одежде. Украинский костюм многолик, в каждом регионе страны (Полесье, Приднепровье, Карпаты, и др.) он имеет свои характерные особенности. Это связано, в том числе, с тем, что Украина граничит с Молдовой, Польшей и отразила в одежде черты соседствующих народов.
Сами украинцы относятся к своему народному костюму по-особенному, трепетно – предметы этой одежды (хотя бы вышиванку) можно найти практически в каждой семье.
Особенности
Национальный костюм Украины отличают следующие характерные особенности:
- Простой фасон, сочетающий красоту и практичность.
- Насыщенность декором (ручная вышивка, кружева, тесьма).
- Одежда выполнена из натуральных тканей.
- Яркая контрастная цветовая гамма.
- Наряд органично дополняют оригинальная обувь и аксессуары.
- Орнаменты, узоры, цветовые решения несут в себе глубокий символический смысл.
Отдельно стоит остановиться на традиционной вышиванке. Вышивка была не просто женским рукоделием, но проявлением творческого мастерства, таланта крестьянки. Это занятие привносило радости в нелегкую жизнь женщины, через цветовую палитру она могла передать свои чувства и веру в лучшее. Вышиванка – это очень красивый оберег. В древности люди верили, что вышитые вручную символы и рисунки, обладая волшебной силой, могут защитить от злых сил. Особым образом расшитые рубашки и блузы украинцы надевали в основном по праздникам и на веселые гуляния.
Для мужской одежды были свойственны строгие геометрические орнаменты, которые олицетворяли мужество и смелость. Женские же узоры отличались замысловатостью, изящностью, сложным переплетением линий. Вышиванка могла изображать цветы, виноградную лозу, листья, символизируя любовь, юность, нежность, невинность.
Что касается общей цветовой гаммы украинского костюма, то это был фоновый белый или другие светлые цвета, сочетающиеся с красным и иными яркими цветами (лазурным, зеленым, кирпичным, дымчатым) венков, лент, поясов и других предметов гардероба. При многообразии региональных вариантов отчетливо прослеживается единая художественная линия.
Еще один важный признак украинского народного костюма – ее комплексность. Каждый предмет одежды (будь то нательное белье, верхняя часть, головной убор, кушак, сапоги) выполнял свое назначение и был тесно связан другими вещами.
Разновидности
Основой костюма мужчины выступала простая рубаха, выполненная из грубого полотна. Широкая и короткая, внешним видом она походила на русскую косоворотку, только вырез располагался посередине. Отложной воротничок или вырез-пазуха был декорирован ручной вышивкой.
Рубаха по традиции заправлялась в шаровары, которые фиксировались на поясе шнуром на широкой пряжке. Суконные или холщовые шаровары были синего либо красного цвета и были столь широкими, что внешне напоминали мешок. Такая одежда была удобна для повседневной работы, военной службы и, конечно, для исполнения традиционного мужского танца – гапака.
Стоит отметить, что на Западе Украины мужские штаны были, напротив, зауженными, похожими на современные «дудочки».
Штаны и рубаха подпоясывались широким кушаком, рукодельницы расшивали его затейливыми узорами (пояса были очень длинными, застегивались на крючки, ходить неподпоясанными было неприлично). Сверху мужчины надевали овчинный кожух, который хорошо согревал в мороз, не сковывая при этом движений.
Женская национальная одежда Украины более разнооплановая и изысканная, нежели мужская. Сорочка украинки, или кошуля, была более длинная, чем мужская, и непременно декорировалась вышивкой по краю горловины, внизу и на манжетах рукавов. Нижняя часть кошули (пидтычка), в отличие от верхней, шилась из грубой ткани. Додильню — цельный вариант — надевали исключительно по праздникам. Такая сорочка была сшита из дорогого белоснежного полотна. Вообще же, праздничная (танцевальная или карнавальная) одежда украинки выглядела крайне ярко, оригинально, отличалась более роскошной вышивкой.
Молодые девушки традиционно носили сорочки без какой-либо верхней одежды. Они подпоясывались красными лентами либо кушаками с вышивкой. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном (это жакет без рукавов), а также поясной верхней одеждой. Это могла быть дерга – рабочая вещь, шириной до трех метром, которая собиралась сзади в широкие складки. Другой вариант – запаска, состоящая из двух частей, которые соединялись завязками. И наконец, праздничная вародежда – плахта – сшитая из шелка либо парчи, позднее из шерсти с клетчатым рисунком. В качестве низа девушки и женщины надевали длинную юбку пестрой расцветки – поневу, поверх которой всегда был расшитый узорами передник.
Что касается детского национального костюма в Украине, то он был похож на взрослый, хотя и имел ряд отличий. Мальчики и девочки также носили рубахи-вышиванки, которые были сшиты из прямоугольных полотен (перед, спинка и рукава). Детские вышиванки отличались более скромным орнаментом.
Девочка, как и женщины, также носила поневу, только длина ее была до колена либо чуть выше. Поверх одевался расшитый передник. Мальчика наряжали в вышитую рубашку, синие шаровары, подпоясывали широким шелковым кушаком. Вышивка на рубахе была сдержаннее, чем у девочек. На ноги дети надевали сапожки на каблучке средней длины, как правило, красного цвета.
Если для головной убор мальчиков был необязателен, то для девочки он был обязательным атрибутом. Маленькие девочки носили скромные полувенки с ленточками, а девушки на выданье – пышные венки, похожие на корону. Замужние же женщины обязательно носили головной убор – очепок, а, направляясь в церковь либо в гости, поверх покрывали голову платком
В современной одежде очень модны элементы традиционной украинской стилистики. Это выражается, прежде всего, в украшении одежды. Наиболее популярны этно-платья из светлой ткани с контрастной вышивкой. Для повседневных вариантов это техника гладью, крестиком, для праздничных же – лентами либо бисером.
Элементы
Охарактеризуем подробнее некоторые элементы украинской народной одежды:
- Юпка – верхняя одежда наподобие куртки.
- Корсетка – женская безрукавка, в разных регионах имела особый крой, расцветку и орнамент.
- Кептар – аналогичный вариант с мехом.
- Лейбик – суконная безрукавка, популярная на Западе и Севере Украины.
- Андарак – самотканая юбка красного цвета, внизу украшенная широкой полосой вышивки.
- Запаска – юбка для повседневной носки, состоящая из двух отрезов ткани, которые завязывались тесьмой сбоку.
- Плахта – праздничный вариант юбки, выполненный из дорогого материала (шелк, парча, шерсть), расшитый яркими неповторимыми узорами. Такая вещь выражала индивидуальность женщины.
Ткань
Украинский костюм выполнен из натуральных тканей – льна и хлопка, батиста и шерсти. Шёлк и хлопок привозили из восточных стран, но в то же время развивалось и собственное производство этих тканей. В городской среде были такие специализации ремесленников, как шелковики, суконщики и холщевики. Другие ткани, которые также использовались в пошиве народных костюмов, были импортными: тафта и атлас, бязь и кумач и другие.
Где купить или взять на прокат?
Сегодня национальный костюм Украины (мужской, женский или детский) можно купить либо взять напрокат в специализированных магазинах или агентствах. Этот наряд выделит вас на любом мероприятии, будь то свадебная представление или же карнавальная вечеринка. Детский комплект – оригинальное решение для утренника в детском саду либо школьного праздника. Ваш ребенок гарантированно будет в центре всеобщего внимания.
Образы
Изысканное вечернее платье в украинском стиле, которое украсит собою любое торжественное мероприятие. Прямой чуть приталенный силуэт дополняют роскошные широкие рукава, собранные на запястье. Красивая вышивка с цветочным орнаментом делает акцент на треугольном вырезе и груди. Вышитые золотистые линии органично сочетаются с подобного цвета туфлями с открытым мысом. Платье, выполненное из струящейся шелковистой ткани, имеет классическую длину, чуть приоткрывающую колени. Завершает образ бордовый клатч с декоративным элементом также украинской стилистики.
Посмотрите в видео Vogue UA образы украинок конца ХІХ — начала ХХ века.
6 видов украинского народного костюма
Всем привет,
Сегодня я расскажу о 6 основных видах украинского народного костюма. Ранее я упоминал о 5 типах, но мое недавнее исследование сообщило мне, что на самом деле их 6. Эти костюмы различаются по типу женской нижней одежды. Основой или основой одежды для всего этого является сорочка или сорочка. Первоначально он был длиной до щиколотки и обычно вышивался на плече, верхней части рукава, воротнике, манжетах и часто на подоле. Традиционно подол сорочки был виден под нижней частью одежды. В последние годы появилась тенденция резать сорочку пополам и превращать нижнюю часть в отдельный предмет одежды.
1 Костюм с Плахтой
Костюм с плахтой был распространен в средней, восточной и южной Украине, примерно от Черкасс на восток. Оно имело то же происхождение, что и русская понева [панёва]. Это тканый прямоугольник ткани, обернутый вокруг бедер сзади и оставляющий зазор спереди. Оба имеют плетение в шахматном порядке. В России этот узор очень простой, обычно состоящий из белых линий на черном фоне. Вот пример из-под Тулы.
Понева дополнительно украшается пришитым к краю тканым полотном, как здесь, или пришитыми лентами и галунами, и даже полосами шитья. Вот пример из Калуги.
Украинская плахта столь же богато орнаментирована, но совсем по-другому. В отдельные квадраты или прямоугольники ткани вплетены узоры, цвета которых варьируются от одного квадрата к другому.
Верх плахты можно свернуть и сшить в трубочку с протянутой через нее кулиской, как у поневы, но часто два длинных куска сшивают рядом, как показано выше, на некоторое время. чем половина его длины. Плахта складывается поверх пояса, завязанного вокруг талии, и верхняя половина ниспадает на нижнюю. Это называется плахта с крыльями и является исходной формой.
Обратите внимание, что иногда другие виды верхней юбки ошибочно называют «плахтой», но это неверно. Это единственная одежда, которую правильно называют плахтой.
2 Костюм с Обхорткой.
Обхортку также иногда называют «горботка», «фота», «опынка» или «дерка». «Обхортка» означает «то, что обернуто». Он состоит из прямоугольника из плотной ткани, который оборачивается вокруг бедер сзади, перекрывается спереди и удерживается поясом. Встречается на Подолье, Покутье, Буковине, Бессарабии, а также в Восточной Румынии; Молдавия и Мунтения. Вот пример свадебной пары из Мушчела, уезд Арджеш, Мунтения, Румыния. Этот образ иногда представляют как украинский. Это не.
Обхортка тоже имеет тканый орнамент, но в основном тонкие линии по вертикали, а также по краям. Основной цвет чаще черный, но в восточном Покутье кирпично-красный.
На Буковине, как и в Мунтении, перекрытие может быть более явным.
Этот предмет одежды часто носят с одним или обоими углами, поднятыми и заправленными в талию. Обычно его носят без фартука, но в некоторых регионах носят фартук.
В центральной Украине в качестве рабочей одежды часто носили простую юбку с запахом под названием дерка.
3 Костюм с двойным фартуком.
Хотя технически плахта представляет собой задний фартук, она не входит в этот тип, а считается отдельным видом костюма. Хотя есть письменные упоминания о костюмах с двойным фартуком, которые носили в центральной Украине, ни одно из них не сохранилось. Гуцульщина – единственное место, где этот костюм сохранился до наших дней в Украине. Он также встречается в западной Румынии; Трансильвания, Банат и Олтения. Два фартука сотканы тонкими горизонтальными линиями и различаются по цвету от почти черного у Жабие до ярко-оранжевого у Космача.
Вы увидите украинские исполнительские коллективы, использующие двойной фартук в сценических костюмах, предназначенных для изображения центральной Украины. Мое мнение, что этому следует препятствовать. Вот выступает группа «Вишня», которая неплохо поет. Есть и другие детали костюма, которые некорректны, хотя и привлекательны и узнаваемы по-украински.
4 Костюм с юбкой
Это костюмы, которые включают настоящую юбку с поясом. Они встречаются в традиционных костюмах севера и запада. Кроме того, они начали распространяться на востоке Украины в 19 веке, заменив в некоторых местах плахту, так как были проще в изготовлении. На изображениях выше показаны примеры этого.
На следующих изображениях представлены традиционные юбки из разных регионов Украины.
Чернигов, вышитая юбка андарак.
Полесье льняная тканая юбка.
Справа мы видим домашнюю юбку из шерсти. Такой же носили и на Волыни.
Эта юбка была сшита на Полесье из покупного сукна.
Волынь.
Галичина Это льняная юбка домашнего плетения с набивным рисунком из окрестностей Городка.
Галичина. Это шерстяная юбка домашнего плетения, называемая шортами, из района Яворив.
Галичина. Эти девушки из окрестностей Рава Русы, одетые в юбки из покупной ткани.
Опилия. Это льняная юбка домашнего плетения с набивным рисунком из окрестностей Дрогобыча.
Бойко. Это домашние тканые и вышитые юбки, которые являются частью традиционного костюма бойко.
Лемко. Это юбки из покупного сукна из разных уголков Лемковины.
Это костюм Лемки Шляхтовой. На первом изображении ошиблись, надев мужской жилет на женский манекен, но в остальном все правильно.
Закарпатье. Марморошский район
Закарпатье. район вокруг сел Черна и Новоселица.
Закарпатье. район вокруг Ужгорода.
5 Костюм с одним фартуком.
Последние два костюма имеют наименьшую площадь, в которой их можно найти. Хотя часто случалось, что женщины, работающие в поле, носили только сорочку и фартук, костюм с одним фартуком носили как парадную одежду только в центральных низменностях Закарпатья, в районах вокруг Иршавы и Хуста и на востоке до Тересвы.
Иршава
Хустский район. В этой области фартук очень широкий, охватывающий почти всю талию, и называется платом.
6. Костюм с юбкой и лифом.
В то время как 5-й костюм ограничен одной небольшой областью, этот костюм можно найти на странных островах на юге Подолья и восточном Полесье в Украине. Его называют по-разному талика, реклия или шарафан. Это лиф с пришитой юбкой. Этот тип костюма распространен в Западной Европе и Скандинавии, в Болгарии и у некоторых венгров в Мезосеге, Трансильвания. Ни один из них не является вероятным источником появления этого предмета одежды в отдельных местах Украины.
Топоровцы, Буковина.
В этой деревне эта одежда называется риклия. По-видимому, когда-то он был более распространен на Буковине, но теперь появляется только в этом селе как часть свадебного костюма. В других частях Буковины лиф исчез, а присборенная юбка сама по себе называется реклией. Это свадебная пара из Топоровцев в 1940-х годах.
Вот пара старых снимков этого предмета одежды.
Возможно, этот предмет одежды был заимствован у немецких или венгерских поселенцев в этом районе.
Каменка — Кодымский район.
Этот регион образует самую южную часть Подолья. Часть этой территории находится на севере Одесской области, а другая часть находится за границей в Приднестровье, когда-то входившем в состав Молдавии. В этом регионе одежда называется шарафан.
Житомир — Чернигов — Новгород Сивирский
Эта одежда находится в карманах через восточное Полесье. Здесь это называется талика. Опять же, это лиф с присборенной юбкой. Он не скроен, как русский сарафан.
И это завершает эту статью. Я не включил городской костюм или костюмы аристократов, каждый из которых представляет собой отдельную традицию.