Якуты национальные костюмы: Якутский Национальный Костюм, Одежда Якутов и Чукчи Своими Руками, Народный Костюм и Национальные Украшения
Якутянка шьёт национальные костюмы по лекалам XIX века — Yakutia-Daily.ru — свежие новости Якутии и Якутска – все важное и интересное
Якутский национальный костюм сегодня переживает настоящее возрождение. Особенно заметно это в пору ысыахов: практически у каждого якутянина имеется национальная одежда. А конкурсы мастеров, такие как XXI Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато», конкурс национального костюма на Ысыахе Туймады, показывают всё разнообразие якутской одежды. О своем увлечении рассказала Антонина Гермогенова, неоднократная участница подобных конкурсов.
Коллекция по канонам
На «Этно-Эрато», а также на ысыахе Туймады Антонина Гермогенова представила коллекцию, сшитую по выкройкам музейных экспонатов – традиционной одежды конца 19-го – начала 20-го века, которую носила городская интеллигенция. Это женское пальто – «оноолоох сон» и комплекты: платья и жилеты, настоящая, а не стилизованная под старину одежда.
– Я безмерно счастлива, что приняла участие в таком грандиозном празднике моды и таланта, как «Этно-Эрато», – признаётся Антонина. – Это была феерия, полёт фантазии! Я очень вдохновилась. А на Ысыахе Туймаады удостоилась номинации «Сатабыллаах иистэнньэн» и была награждена ценным призом!
Участие в конкурсах – это мощный толчок к развитию, большой стимул для повышения мастерства и профессионализма, считает Антонина. На конкурсе мастерицу впечатлило количество талантливых мастеров. Также то, что становится все больше молодых мастеров, интерес к национальной моде постоянно растёт.
Как создаются костюмы
Мастерица рассказывает, что для пальто использует жаккардовую ткань, сукно, пальтовые ткани, которые держат форму. На платья идут шелка, дышащие материалы, в основном натуральные.
Выбор тканей в наше время велик, в магазинах есть всё. А вот суметь грамотно подобрать сочетание цветов – очень важный этап. Если цвет подобрать неправильно, то в результате костюм может получиться совсем другим.
Головной убор к пальто в коллекции Антонины – это повойники, скрывающие волосы. Повойники, платки носили замужние женщины.
Началось всё с любви к истории
Антонина рассказала, что всё начиналось с любви к истории.
– Я очень люблю историю, смотрю исторические сериалы, документальные фильмы, – говорит мастерица. – Мне нравится в фильмах рассматривать исторические костюмы, мельчайшие их детали. История – моя любовь, а вторая моя любовь – это археология. Я родилась в посёлке Нюрба, там есть очень хороший краеведческий Музей дружбы имени Ксенофонта Уткина. Ещё когда училась в школе, всегда ходила в музей, он очень богатый, с редкими экспонатами, разнообразными экспозициями, с картинной галереей.
Сегодня Антонина Гермогенова следит за публикациями археологов и историков, в особенности Александры Прокопьевой. Посещала мастер-классы хранителя фонда музея имени Емельяна Ярославского Татьяны Старостиной. Эскизы одежды у мастерицы рождаются, когда она разглядывает старые фотографии, публикации в журналах.
– Моя коллекция, с которой я участвовала в «Этно-эрато», сшита по лекалам платьев-халадай и жилетов из фонда музея, – говорит Антонина. – Это реплика, каноническая одежда, а не стилизация. Её можно носить и повседневно.
Специального образования Антонина не имеет. Училась на работника сельского хозяйства, работала бухгалтером. Однако всегда шила. Уже в школе на каждой дискотеке, на каждом празднике блистала модными нарядами собственного пошива. Причём шила не по готовым выкройкам, а придумывала эскизы сама. И вот, лет 6-7 назад, стала шить на заказ, так она постепенно поняла, что хобби давно пора превращать в профессию, это и есть её призвание.
Первый опыт
Сначала мастерица шила детские национальные костюмы – стилизованные якутские платья, затем сшила двум сестричкам платья и жилеты к ысыаху.
Появились заказы, стала совершенствоваться. Несмотря на то, что Антонина – самоучка, её вещи всегда отличались хорошим качеством. Мастер шьёт также и повседневную одежду: костюмы, платья, юбки, демисезонные пальто.
Первые сшитые исторические костюмы – это архаические костюмы 17-го века для проекта «Ожившая картина «Ысыах» М.М.Носова».
– Принимала участие в проекте «История в костюмах», который проходил в музее «Россия – моя история», – рассказала Антонина. – В этом году прошла курсы повышения квалификации по традиционному шитью в СВФУ. Все эти проекты осуществлены под руководством Светланы Ивановны Петровой.
Развиваться в сообществе
Затем Антонина стала посещать мастер-классы, вступила в объединение «Эркээни утума», «Утум Ханалас».
– В одиночку человек не может стать мастером, – считает Антонина. – Надо, чтобы были наставники, мастера, на которых ты равняешься. Для меня такие люди – это мастера нашей республики и Хангаласского улуса Татьяна Николаевна Шишигина, Анисия Кузьминична Фадеева, Валериана Васильевна Никифорова и, конечно же, Светлана Ивановна Петрова.
Этот год у начинающей мастерицы выдался очень насыщенным: она приняла участие в «Якутии мастеровой», в конкурсе пошива мужского пальто «Оноолоох сон». Участвовала в выставке-ярмарке «Ысыагым кэскиллээх саргылаах танаьа, кэскиллээх киэргэлэ», в творческом вечере «Кэрэни кэрэхсээн», который был кастингом на конкурс «Этно-эрато». Показала свою коллекцию в конкурсе «Обугэ быстыбат ситимэ», который проводит Дом народного творчества в честь 95-летия первой народной мастерицы республики Марии Николаевны Потаповой.
Антонина считает, что благодаря этим конкурсам почерпнула много идей. Особенно хорош в этом плане оказался «Этно- эрато», где было очень много интересных работ.
– Я встретилась с мастером из Сунтарского улуса с Софьей Григорьевой, творчеством которой давно интересуюсь, – говорит мастерица. – Удивительно, что мы заочно знаем друг друга по работам и вот наконец-то встретились. Я восхищаюсь её работами – ручной золотой вышивкой шапки-дьабака, сумки. Хочу сшить зимнее убранство с такой вышивкой – пальто с шапкой, рукавицами, набедренным украшением.
По словам автора проекта, председателя жюри конкурса Раушан Канапьяновой, у Якутии есть потенциал стать центром этномоды не только в России, но и в мире. Пожелаем нашим мастерам удачи!
культура, национальный костюм, численность, жилище, кухня, язык
Источник: Ross-bel.ru
Численность и расселение
Общее численность представителей этноса оценивается в 480 тысяч человек. Основная часть якутов проживает на территории Республики Якутия (Саха) — около 467 тысяч. Остальные в Красноярском (1500) и Хабаровском крае (1400), Москве (1500), а также в Иркутской, Новосибирской, Магаданской и Томской областях.
Значение этнонима
Самоназвание якутов — саха. В переводе означает «белый» или «солнечный». Тюркский компонент «саха» также встречается в большом числе топонимов региона.
История этноса
Якуты верили, что происходят от древних божеств Айыы. Историки же возводят их к племени курыканов, проживавшим в Забайкалье на стыке XIII — XIV веков. В регион нынешнего расселения они пришли предположительно в XV веке, потеснив при этом эвенков и юкагиров.
Язык и письменность
Якутский относят к тюркским языкам. При этом в его лексике значительное место занимают монгольские и палеоазиатские заимствования. Современная письменность базируется на кириллической системе.
Религия
Несмотря на то, что большая часть якутов в XVIII веке приняли православие, в народе до сих пор сильны элементы тенгрианства, а также шаманизм. Так во многих регионах республики распространен праздник Ысаах, посвящённый лету и возрождению природы. Обычно он отмечается массовыми гуляниями в день летнего солнцестояния.
Жилище
Источник: Vseznaika.org
Традиционным жилищем якутского народа принято считать юрту из бревен — балаган и шалаш из бересты — ураса. С конца XIX и начала XX века якуты стали возводить в своих поселениях избы на русский манер.
Народный костюм
Источник: Сulture.ru
Традиционный костюм состоит из достаточно разнородных компонентов. Женский — из рубашки, плотных кожаных панталон, теплых гетр, шубы и шапки. Допускаются декоративные вставки из меха, шелка и т.д. Отдельно можно также выделить традиционные украшения якутских женщин: сухуох — специальный накосник для волос с монетами или бисером, обереги и талисманы, накладка на грудь вышитая национальным орнаментом, ювелирные украшения.
Источник: O-tendencii.com
Мужской костюм оформлен значительно скромнее. Важным его элементом является пояс, который несет в себе не только практическую функцию, но и часто показывает социальный статус своего владельца.
Национальная кухня
Традиционными занятиями для якутов были скотоводство, рыбная ловля и охота. Это значительно повлияло на их национальную кухню, основу которой составляют мясные и рыбные блюда: тушеная оленина или конина, строганина, кровяная колбаса (хаан) и проч.
Из напитков у якутов были популярны кумыс или морс. Грибы, равно как овощи и фрукты, в пищу практически не употреблялись.
Вопросы и ответы
Ответы на самые популярные вопросы
Какой часовой пояс в Якутии?
Территория республики поделена сразу на 3 часовых поясах. Связано это с её большой протяжённостью.
Кого якуты называют «сахаляр»?
Этим термином в народе принято называть метисов — потомков от браков якутов и представителей других национальностей. При этом не стоит путать данное название с «сахалар» — множественное число от «саха» — якуты.
Существуют ли у якутов свои породы собак?
Ученые выделяют несколько аборигенных пород собак, выведенных в разное время в регионе. Самой известной считается якутская лайка — саха ыта. Впервые в письменных источниках она упоминалась в челобитных казаков XVII века. Отличается выносливостью, активностью и любознательностью. Шерсть плотная, размер средний. Собака используется для охоты, а также для езды.
Видео про Якутов
Якутка в традиционной народной одежде 1803 г.
Якутка.
Якутка, саха, в традиционной народной одежде 1803 г.
Республика Саха (Якутия).
Якутская женщина.
Одежда якутских женщин похожа на мужскую; но в целом их одежда лучше сработана и больше украшена. Когда они хотят появиться в своем лучшем наряде, они набрасывают поверх своей обычной одежды жилет без рукавов, примерно на шесть дюймов короче, чем их нижнее белье. Этот жилет бывает из кожи или тонкого сукна: кайма украшена бахромой из конского волоса, белой или цветной; а ажуры украшены изящной вышивкой в красные и синие полосы, покрытые стеклярусом и кораллом. Замужние женщины отличаются своим головным убором, который состоит из чепца из кожи, снятой с голов разных четвероногих: уши животного ели оставлены стоячими и имеют вид рогов. Незамужние женщины заплетают волосы в различные косы и носят вокруг головы большие повязки из кожи, покрытые вышивкой из желаний и коралловыми жемчужинами. Небольшие ряды стеклянных бусин прикреплены справа и слева от этой тесьмы: другая бусина, около восемнадцати дюймов в длину и четыре в ширину, проходит через макушку головы и спускается вниз по макушке; этот последний орнамент также наполнен вышивкой среди стекляруса.
Одежда якутов почти такая же, как у тонгусов. Из всех народов, населяющих эти края, якуты и тонгусы одеваются опрятнее и наряднее всего. Якутские женщины шьют себе одежду, а не покупают готовую, как это принято у всех других народов Сибири: оттого одежда якутанских девушек особенно эффектна и сделана с большим трудом и вниманием. Якутские женщины живы и трудолюбивы: они обнаруживают больше активности и мужества, чем мужчины. Некоторые из них были бы достаточно красивы, если бы не грязный цвет лица, происходящий, главным образом, от их привычки курить.
Галерея: Костюм Российской империи Эдварда Хардинга.
В подшивке 1803, XIX век, Азия, Россия, Сибирь, Якутия
Tagged Эдвард Хардинг, Русские национальные костюмы, Сибирские обычаи, Якутия
История костюма Расине — бесценный справочник для студентов, дизайнеров, художников, иллюстраторов и историков; и богатый источник вдохновения для всех, кто интересуется одеждой и стилем. Первоначально опубликованная во Франции между 1876 и 1888 годами, книга Огюста Расине «Исторический костюм» была в свое время самым обширным и проницательным исследованием одежды, когда-либо предпринятым.
Охватывая всемирную историю костюма, одежды и стиля от античности до конца 19-го века, этот шеститомный труд остается совершенно уникальным по своему объему и деталям. «Некоторые книги просто кричат, чтобы их купили; Это один из них.» ― Vogue.com
Ткань цивилизации: как текстиль создал мир в мягкой обложке — 7 декабря 2021 г.
Вирджиния Пострел (автор) текстиль действительно изменил мир» (Wall Street Journal)
Fashionpedia — Визуальный словарь дизайна одежды
FASHIONPEDIA — это визуальный словарь моды, охватывающий все технические термины от стиля до материала и производства с иллюстрациями и инфографикой. Он включает в себя богатую, обширную информацию и в то же время легко читается. Независимо от того, являетесь ли вы инсайдером отрасли или знатоком моды, FASHIONPEDIA — это все, что вам нужно, чтобы ориентироваться на модной сцене.
Руководство по текстилю представляет собой энциклопедию информации о текстиле, от материала до пряжи, от структуры ткани до процесса отделки. Это сверхдоступное руководство, содержащее практические советы по различным тканям и подробные изображения, станет идеальным компаньоном для поклонников моды и начинающих модельеров.
Литература
Кутюр: тогда и сейчас Одежда определяет человека . Одежда человека, будь то сари, кимоно или деловой костюм, является важным ключом к его или ее культуре, классу, личности или даже религии. Киотский институт костюма признает важность понимания одежды с социологической, исторической и художественной точек зрения.
традиционные якутские наряды, модели для якутской девушки и женщины
Национальные костюмы
- Историческая справка
- Вырезать функции
- Женский якутский костюм
- Национальный якутский костюм для мужчин
- Костюмы коренных якутов сегодня
Национальная одежда разных национальностей часто имеет четкий отпечаток не только быта, быта, но и климатических условий. Например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем присутствует и определенное количество элементов, заимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о якутском костюме.
Историческая справка
Якуты как национальная общность в настоящее время наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшое количество людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.
Самыми ранними образцами национальной одежды якутов считаются костюмы, возникшие в 13 веке. В основном это верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Национальный якутский костюм того времени создавался из меха пестрых животных, грубой ткани и шелка, кожи.
Уже в христианскую эпоху (17-18 вв.) традиционный комплект верхней одежды изготавливался из шкур и меха домашних животных, так как основным занятием якутов было коневодство и скотоводство. Особой популярностью пользуются замша, кожа и мех короткошерстных питомцев. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды якутские мастера использовали шкуры животных с пушистым длинноворсовым мехом. Этот вариант больше походил на декоративное украшение классического национального костюма: по периметру верхней одежды, в качестве обшлагов на рукавах, а также широких теплых воротниках нашивались меховые полоски.
Особенности кроя
В основе любого народного костюма часто лежит прямой силуэт с одинаковыми рукавами. Не является исключением и традиционный якутский костюм.
Однако существует несколько вариаций его «дизайна»:
- онолох, бууктах. Якутские мастера, не колеблясь, взяли за основу этот тип кроя особенности пошива одежды для русских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных включений. Название этого кроя обусловлено наличием складок на спине – «оно» и оригинальной моделью рукава – «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, одинаково носили и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого покроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Украшением служили бархатные нашивки на воротнике и обшлагах;
- кытылаах. Он появился в быту якутов значительно позже первого типа огранки и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая располагалась по краю борта верхней национальной одежды.
Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного покроем кытылаах, является наличие красных нитей в орнаменте, украшающем периметр одежды и рукавов. В мужских моделях, построенных по тому же принципу, присутствуют более строгие и неяркие цвета;
- таналай. Один из древнейших видов огранки. Традиционная зимняя якутская одежда, которую шили из ровдуги (оленьей или лосиной замши) с использованием меха пушных зверей. Особенностью этого кроя является наличие мехового подплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, блестящие металлические подвески на талии. Некоторые историки настаивают на том, что такой покрой был характерен для свадебных платьев.
В основном женский национальный костюм якутов мало чем отличался от мужского. Основные отличия заключаются в цветовом оформлении, наличии дополнительного декора, использовании различных материалов.
Костюм женский якутский
Основные материалы для изготовления традиционного женского костюма Якутии:
- повседневный — практичный и прочный ситец и атлас;
- праздничный — дорогой, красивый и блестящий шелк и атлас;
- верхняя одежда — меховая, замшевая с искусным добавлением кусочков шелка или меха с национальным орнаментом.
Национальная шуба взрослой якутки называется саньях, изготавливается из шкур диких животных: соболя, волка, росомахи или лисы. Это один из самых важных элементов свадебного наряда невесты. На спине шкурку раскладывали таким образом, чтобы из меха получался рисунок в виде расправленных крыльев.
В целом классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:
Аннах — специальный кусок ткани, закрывающий лицо.
Рубашка бельевая из грубой ровдуги.
Кожаные панталоны, которые в основном закрывают тазовую часть невесты.
Ноги — специальные гетры из шкуры дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступни.
Шуба — теплая пушистая шубка.
Традиционный головной убор, по покрою и внешнему виду напоминающий военную каску.
Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из важнейших в женской одежде. При этом украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Якутское бисероплетение пользуется особой популярностью и по сей день. Его основы передаются от матери к дочери.
Костюм якутянки был точно таким же, как костюм взрослой женщины. Для девушки было характерно использовать опушку по периметру шапки.
Национальный якутский костюм мужской
Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса такой отделки могла достигать максимальных значений. Головной убор также обязательно напоминал своей формой шлем, он был сделан из натурального меха и закрывал от мороза уши, скулы и немного область подбородка. На конце такой якутской шапки обычно было полнолуние или солнце, что означало продолжение рода.
Якутские мальчики с детства носили национальную одежду, полностью повторяющую по своему крою и отделке одежду взрослых мужчин.
Костюмы коренных якутов сегодня
В современном мире для изготовления национальной одежды используется более широкий спектр тканей, фактур и украшений.