Женский национальный костюм мордвы: Национальный костюм мордвы — Национальный акцент

Национальный костюм мордвы — Национальный акцент

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме  поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

 В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

 Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

 Особое место в убранстве  мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.   

Список использованной литературы:

 Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с.Прокина Т. П. «Мордовский народный костюм» — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с.»Мордовский народный костюм» (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Тэги

  • мокша
  • Мордва
  • национальный костюм
  • эрзя

Мордовский национальный костюм — Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

Мордовский национальный костюм берет истоки в далекой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности.

Настоящий мордовский костюм – целое произведение искусства, составленный из разных элементов одежды, уникально декорированный и украшенный.

И всё это искусное умение создавать уникальные вещи заботливо сохранялось на протяжении многих сотен поколений и передавалось из рук в руки.

В середине XIX в. народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры.

Наиболее полные коллекции одежды эрзи и мокши Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Уфимской губерний были скомплектованы мордовским ученым-просветителем М. Е. Евсевьевым.

Основная часть женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, – рубаха панар туникообразного покроя без воротника. Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Рубахи мокшанок имели отличие в покрое и отделке. Перегнутая пополам по поперечной нити точь холста была основой стана рубахи, к которой по бокам пришивались полотнища покороче. Такой покрой образовывал у плеча квадратную пройму для рукавов.

Туникообразным также был покрой рубах у терюшевской мордвы, хотя и имелись свои особенности. Женская рубаха каратайской мордвы состояла из двух пар скошенных и сшитых между собой полотнищ. Прямые и длинные, у некоторых рубах слегка скошенные к кистям рукава пришивали к центральному полотнищу, а под ними вшивали квадратные ластовицы из пестряди.

Манера ношения рубах у мокшанок также имела региональные особенности. Отличительной чертой мокшанского костюма являлся пышный объем, который делался посредством напуска пазухи спереди.

В эрзянском костюме ансамбль набедренных украшений был чрезвычайно самобытным. В 13–14 лет, а в ряде мест и раньше, эрзянские девочки начинали носить набедренник пулай (пулогай, пулакш, пулокаркс). В костюме это был своего рода символ зрелости, совершеннолетия.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.).

Непременный атрибут традиционного женского костюма – передник, дополняемый в ряде мест нагрудником. Для костюма мокшанок были характерны закрытые передники с рукавами, называемые запон, сапоня и т. д.

Сравнительно новым элементом мордовской женской одежды были жилетки. Декоративным своеобразием отличались безрукавки-шубейки, входившие в костюм эрзянок Теньгушевского района.

Особая роль в национальном женском костюме отводилась головным уборам, они строго соответствовали возрасту, семейному положению, были взаимосвязаны с традиционным типом костюма. Женские головные уборы эрзи (панго, сорока, сорка, гилыган) были высокими, делались на твердой основе и имели варианты форм в виде цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже лопатообразную. Мокшанские головные уборы (панга, златной), род мягкого чепца трапециевидной формы, состояли из двух-трех частей.

Богат и разнообразен набор нагрудных украшений мордовских женщин. Обилие декоративных материалов – бисера, бус, стекляруса, цепочек, раковин-каури, жетонов, монет, бубенцов, колокольчиков – использовалось на изготовление воротников, нагрудников, ожерелий, гайтанов, чресплечных украшений. Ворот рубах скреплялся застежкой (сюлгам) в виде овального обруча с подвижной иглой у эрзян и кольца на трапециевидной пряжке у мокшан.

Обувью служили лапти – карьхть (м.), карть (э.) – так называемого мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор.

Мужская одежда мордвы не несла столь высокой этнической нагрузки. В ней было гораздо больше общих элементов с мужской одеждой соседних народов.

Основные части мужского костюма – рубаха и штаны. Обыденная традиционная рубаха шилась из небеленого посконного холста, праздничная же – из более тонкого, в основном льняного.

В качестве демисезонной мужской одежды носили сумань. По покрою он был близок поддевке. Традиционные мужские головные уборы были представлены валяными шляпами, шапками-мерлушками и т. д.

В целом же традиционная одежда мокши и эрзи развивалась по двум направлениям, соответствующим их культуре.

В наши дни сложились как бы вторичные по отношению к традиционным формы, получившие национальное значение или, по крайней мере, осмыслявшиеся как национальные. Одежда изменилась не только по материалу и расцветке (вместо холста стали применяться разнообразные ткани современной выработки), изменения коснулись внешнего оформления костюма – произошло обогащение его украшениями из разноцветных лент, кружев.

Мордовский национальный костюм у мордвы всегда произведение искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было также умение надевать и носить костюм. В нём отразились самые лучшие качества мордовского народа – удивительная фантазия и мастерство.

 

Библиография

  1. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы // Труды мордовской этнографической экспедиции. – Москва, 1973. – Вып. 3. – 216 с.
  2. Гейкель А. Одежда мордвы. – Хельсинки, 1899.
  3. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1990. – 384 с.
  4. Корнишина Г. А. Знаковые функции народной одежды мордвы. – Саранск, 2002. – 67 с.
  5. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1968. – 211 с.
  6. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы VIII–XI вв. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1960. – 176 с.
  7. Маркелов М. Т. Саратовская мордва : этнографические материалы // Саратовский этнографический сборник. – Саратов, 1922. – Вып. 1. – С. 53–238.
  8. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск : Мордовское книжное издательство. – 1991. – 116 с.
  9. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы XIX–XX вв. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1977. – 280 с.
  10. Мордовский народный костюм : альбом / составители: Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1990. – 384 с.
  11. Смирнов И. Н. Мордва : Историко-этнографический очерк. – Казань, 1825.
  12. Спрыгина Н. И. Одежда морды-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии (по материалам экспедиции 1925). – Пенза, 1928. – 47 с.

2022-01-16

On:

In: Культурный код Мордовии

женский традиционный костюм мордвы, исторический и современный костюм народа Мордовии

Национальные костюмы

  1. Женский национальный костюм
  2. Мужской национальный костюм
  3. Обувь
  4. Детский национальный костюм
  5. Современные модели

Мордва — один из финно-угорских этносов, традиционно проживавших в средней полосе России и Поволжье. История этого народа оставила свой след во всех сферах жизни, и одежда не стала исключением.

Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфический покрой, особые ткани, специально подобранные украшения.

Создание мордовского костюма отразило самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов этого типа вершиной мордовского женского рукоделия.

Мордовские мастера, как правило, изготавливали ткани для пошива самостоятельно. Для рубашек ткали прочный плотный холст; для верхней одежды шили сукна и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда делилась на два типа, характерных для двух этносов — эрзи и мокша, — она имела много объединяющих черт.

К ним относятся:

  • основная канва для шитья, сотканная из льна или конопли белая;
  • рубашка и верхняя одежда имели прямой покрой;
  • Обязательна вышивка на отдельных элементах шерстяными нитками. Вышивка чаще всего была красной, синей или черной;
  • В качестве украшений использовались бусы, монеты и ракушки;
  • сандалии плетёные из лыка;
  • для придания ногам массивности и ровности их дополнительно обматывали онучами.

Стоит отметить, что благодаря тому, что костюм создан крестьянским сословием, он очень удобен в повседневной жизни. Все детали имели определенный функционал. А части, служившие украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.

Мордовский костюм

невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастеров, их гармонично развитым вкусом.

Женский национальный костюм

Особо выдающийся женский национальный костюм.

Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью носить сама, а всегда прибегала к помощи мастериц. Иногда процесс облачения доходил до двух часов!

Наряд женщин мокшан был более цветным и многоцветным, по сравнению с эрзянскими.

Основной частью женского костюма является панар (рубаха) из белого льна, украшенный ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнаменту, цвету можно было легко определить принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубашка не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обоих этносов: эрзи и мокша.

Рубаха мокшанки подпоясывалась специальным поясом – каркасом. Украсили его пушистыми кисточками. Рубаха у мокши обычно была короче, чем у эрзи, поэтому штаны подвязывали — поксты.

Мокша использовали в качестве украшения одежды специальные полотенца, кеска руцят, их количество достигало шести.

Вместо рамы эрзя использовали сложное украшение в виде пояса — пулай. По тому, как был украшен пулай, можно было узнать о богатстве женщины, о ее принадлежности к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, нашивкой, монетами, пайетками. В результате вес ремня мог достигать 6 килограммов.

Интересен тот факт, что каждая эрзянская девочка должна была сделать такой пояс к своему совершеннолетию. И потом на протяжении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулом.

Было два типа украшений Пула. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивали бахрому, чаще всего черную, но по праздникам ее заменяли синей или зеленой.

Сверху женщины носили платье типа сарафана или кафтона крд.

Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, имевшие многочисленные складки на спине.

Верхняя одежда мордвы из парусины, украшенная вышивкой, лентами. У эрзян он назывался Руця и употреблялся только в торжественных случаях. Мокша носила верхнюю одежду (мускасы) каждый день.

Большое значение в народном костюме придавалось украшениям. Благодаря украшениям женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. В чем была особенность украшения?

  • Большой выбор височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перьями, бусинами.
  • юных девушек украсили лоб полоской ткани с бахромой. Бахрома чаще всего делается из перьев селезня.
  • Волосы

  • украшали косы, которые были сплетены из бисера.
  • Из картона или коры вырезали

  • кругов, обтягивали их яркой тканью и либо вышивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
  • пекторалей восхищают своим разнообразием. Это могут быть и бусы, и ожерелья со стеклянными бусинами. Большой популярностью у мокши пользовались нагрудники, сшитые из полосок кожи или ткани. Нагрудники украшены вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.

Головной убор мордвы отличался от замужних и незамужних женщин. Девушки использовали узкую повязку из обтянутого вышитым полотном и расшитого бисером картона. У замужних женщин были разные головные уборы. Главное правило – шляпа должна полностью скрывать волосы женщины.

Эрзянки предпочитали высокие конические или цилиндрические панго, а мокши носили трапециевидные шапки. Также используются полотенца для головы или шали. Традиционно женщины не жалели украшений, чтобы наряд отличался красотой и разнообразием.

Мужской национальный костюм

По сравнению с женской одеждой мужская одежда не отличалась таким колоритом и разнообразием элементов.

Мордовские мужчины во многом имели одежду, схожую с русскими мужчинами. Пеньковая рубашка (панар) и штаны (понки) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев надевали более нарядную рубаху из тонкого полотна. Панара никогда не заправляли в штаны, а надевали поверх понкса, подпоясывая поясом-кушаком.

Кушаку придавал большое значение. Его изготавливали из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню. Украшению пояса уделялось особое внимание. Камни, замысловатые узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.

Ремень также служил для крепления оружия или другого снаряжения.

Летом мужчины дополняли свой костюм еще одной белой рубашкой. Мокши ее называли мускас, а эрзя — руця. Осенью и весной их одежда дополнялась шерстяным пальто со складками сзади на талии. Был в ходу и чапан — распашной кафтан с широким запахом и длинными рукавами. Зимой она носила тулупы большой длины.

В качестве головного убора мужчины использовали фетровые шляпы с короткими полями. Вяленые шляпы со временем заменили традиционную кепку. Летом от солнца спасались ватными шапками, а зимой грелись шапкой-ушанкой.

Обувь

И женщины, и мужчины были обуты в сандалии. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва использовала сапоги из телячьей или воловьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и сложенный голенище. Как и русские, мордва зимой носила валенки.

Перед тем, как обуться, ноги были замотаны портянкой. Обычно их было две пары: верхние икры и синие для ног. В холодное время года поверх балдахинов часто использовали ткань оноч. Гладкие и толстые ножки, завернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.

Детский национальный костюм

Мордовский детский костюм мало чем отличался от взрослого. Только в версии для девушки было гораздо меньше слоев и украшений.

Современные модели

В настоящее время мордовский национальный костюм можно встретить достаточно редко. В быту им уже не пользуются. Некоторые элементы можно найти в деревнях среди стариков. Комплекты со всеми возможными украшениями представлены только в домах народного творчества или краеведческих музеях Мордовии, напоминая современному поколению о мастерстве древних мастериц.

Женщины мордовского народа эрзя в национальном костюме. Мордовия, Фотография, картинки и права на изображение.

Рис. МЭВ-12494733

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

МЭВ-12494733

Фотограф:

Коллекция:
Библиотека изображений Мэри Эванс, ООО

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(3994 х 6514 пикселей —
13,3 «х 21,7» —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.