Заспорили мы как-то с Аркадием Клепининым о том, что есть фрирайд. Выяснилось, что у нас совершенно разные восприятия этого понятия…
Дело в том, что мы к этому самому фрирайду подходим с разных сторон. Аркадий – со стороны альпинизма, а я – с того края, который ближе к горным лыжам. Доводы Аркадия мне понятны, поскольку я и сам когда-то сходил на несколько несложных вершин, да и зимой на лыжах с палаткой тоже немного путешествовал. Но было это в те далекие времена, когда понятия фрирайд не существовало, ледорубы и веревки были только ВЦСПС-овскими, а лыжи – узкими и длинными. Так вот Аркадий считает, что разница между всеми этими понятиями существует лишь в нашем восприятии, а все идет от ски-тура, который и есть суть передвижения на лыжах по горному рельефу. И мне кажется, что с точки зрения самой сути свободы, спусков по нетронутым склонам, наслаждения скоростью, отсутствием ограничений (за исключением соображений безопасности) – то есть истоков горных лыж, Аркадий, безусловно, прав.
Но как известно, дьявол кроется в деталях. И различия между всеми этими определениями, на мой взгляд, существуют. С моей точки зрения, можно провести следующую параллель: есть бэйс-джампинг и восхождение. Так вот цель бэйсера – прыжок, а восхождение лишь путь к цели. А цель альпиниста – взойти на вершину, а не спуститься с нее (хотя спуск зачастую опаснее самого восхождения). И тот и другой идут по одному маршруту, используют во время восхождения одно и то же снаряжение. Но цели и, соответственно, мотивация – совершенно разные. И согласитесь: если бэйсера можно назвать восходителем (мы не берем случай, когда он нанимает шерпов и они буквально втаскивают его на вершину), то альпиниста, который на вершине провожает взглядом улетевшего собрата по подъему и начинает долгий и сложный спуск, бэйсером назвать уж никак нельзя. Вот я и склонен к небольшому, но разделению понятий фрирайда и бэккантри, хотя в большинстве случаев это очень близкие типы активного времяпровождения в горах. Судите сами: райдеры спускаются по непростым линиям, в последнее время – все дальше от подготовленных трасс. Но в то же время, спуски фрирайдеров могут проходить и по лесу рядом с подъемником – никуда «в бэккантри» отправляться не нужно. К примеру, на американском курорте Сноумасс спуски по лесу с дропами (прыжками) со скал метров по 15 – 20 находятся непосредственно внутри территории курорта. А лес и склоны курортов Роза Хутор или Альпика-Сервис, когда начало и конец спуска находятся прямо у станций подъемников? Я не могу отнести такой фрирайд к бэккантри.
И наоборот: есть бэккантри, которое не является фрирайдом. Мое ощущение - фрирайд это катание технически сложное и, в общем, недоступное ни любителю, умеющему только «карвить», ни ценителю просторных целинных склонов. Не будем забывать, что по фрирайду проводятся соревнования различного уровня, вплоть до своего рода Кубка мира – Freeride World Tour. Согласитесь: одно дело – сложные кулуары с необходимостью прыгать с уступов и ледяная корка с природными буграми, и совсем другое – неторопливый подъем по снежным полям на пологую вершину (на камусах, например) и расслабленный спуск. Есть и еще одно – уже касающееся личного мироощущения, различие: понятие бэккантри не подразумевает подъем ради спуска, как во фрирайде, или спуск как необходимость (после желанного восхождения), как в альпинизме и ски-альпинизме. Бэккантри - это гармония того и другого. Цель фрирайда – спуск, а подъем – вынужденный элемент пути к этой цели.
Есть и еще одна разновидность внетрассовых спусков, это катание по целине – высшее счастье, доступное горнолыжнику. Ну, с целиной все понятно – она или есть, или ее нет (что бывает, к сожалению, намного чаще). И любители именно целинного катания чаще всего вынуждены выбирать между хели-ски (если есть много денег), или кэт-ски (подъем к началу спуска осуществляется на ратраках) – подешевле, но тоже не слишком доступно широким массам, или подъем собственными ножками, то есть… бэккантри. О своем восприятии ски-альпинизма я упомяну коротко: цель – подъем, а спуск на лыжах – чуть ли не вынужденный элемент, тем более что во многих случаях катанием на лыжах этот спуск назвать, строго говоря, не получится. То есть цель та же, что и в альпинизме – подъем, а спуск на лыжах – это сродни прыжку бэйс-джампера после восхождения. И я не выделяю в отдельную категорию ски-тур в горах, поскольку как мне кажется, ски-тур и бэккантри суть одно и то же. Или и здесь есть оговорки?
Но как быть с весом, который человек, идущий вверх по склону, несет на своих ногах? И вот тут производители явно поддерживают мою точку зрения, а именно: снаряжение в первую очередь для спуска – то есть основного занятия фрирайдера, намного тяжелее, чем то, которое адресовано любителям длительных подходов или путешествий. Взять хотя бы уже упомянутые варианты одних и тех же моделей с карбоном и без карбона (возьмем не самую широкую модель, 107 мм в талии): Одна лыжа White Dot Director – 1880 г, модель Director Carbon Light на 200 г легче. Ски-тур крепления Fritschi Diamir Vipec 12 или Dynafit Beast 16 весят 935 - 940 г, а фрирайд-модель Tyrollia Adrenalin 16 – на 420 г тяжелее. Ботинки из Pebax тоже снимут грамм по 700 с каждой ноги. И это еще не самые легкие модели. Понятно, что лишние полтора килограмма на каждой ноге – не слишком принципиальны, если ходить вверх мало, или не ходить вообще. Но если все-таки нужно идти? Эти полтора кило скажутся очень быстро. А ведь специализированные модели лыж и креплений для ски-тура еще легче, например модель Dynafit Cho Oyu для ски-тура весит при длине 191 см всего 1080 г (то есть на 800 г легче не самой тяжелой и широкой модели для фрирайда). А легкие крепления Dynafit TLT Radical ST весят 531 г. И так далее.
Или все эти «заморочки» - только проблема потрясающе широкого выбора? И действительно - меньше денег - проще выбор, было бы желание кататься и ходить. Кататься больше, чем ходить – как минимум умеренно тяжелые и умеренно широкие лыжи, умеренно тяжелые крепления. Ходить больше, чем кататься – максимально легкое снаряжение.
Но ведь предугадать заранее – что придется делать на маршруте, далеко не всегда возможно. Так что, наверное, единственно правильный совет будет такой: брать любимые лыжи, они не подведут. Ах да! Ну и кататься и ходить на них, конечно, тоже нужно уметь. :-)
www.risk.ru
В этой статье мы будем говорить: о терминах, видах и способах подъема в гору, выборе снаряжения для скитура и фрирайда за 2016-2017 год, лавинной опасности в горах, о цене удовольствия. Статья будет актуальна, как для новичков, открывающих для себя волшебный мир фрирайда, так и для опытных райдеров, которые смогут почерпнуть для себя полезную информацию.
Для начала давайте разберемся с терминами.
Ski—tour (ски-тур) – прохождение маршрутов по пересеченной местности с применением специальных лыж. Подъем осуществляется пешком на лыжах. Лыжи для скитура оснащены специальными креплениями и камусами, чтобы можно было подниматься в гору.
Backcountry (бэккантри) – удаленная местность с дикими склонами в зоне леса и немного выше (до 3000 метров).
Freeride (фрирайд) – катание на лыжах или сноуборде вне трасс (off piste). Фрирайд может относиться, как к удаленной местности с дикими склонами, так и к катанию рядом с горнолыжным курортом вне трасс. Зона фрирайда обширна, поэтому и переводится дословно, как свободное катание.
Пешком – подъем в гору на своих двоих. Вариант вполне рабочий, но если нет протоптанной тропы в глубоком снегу, то подъем превращается в борьбу с ветряными мельницами. Горная местность, в которой отсутствуют протоптанные тропы и выпадает большое количество осадков за сезон от пеших походов лучше отказаться.
Снегоступы – специальные приспособления для ног “медвежьи лапы”, которые позволяют не проваливаться в глубоком снегу. В современном мире утратили свою ценность. Применять их для скитура и фрирайда нецелесообразно. Скитур лыжи и сплитборд решают все проблемы.
Ski-tour (ски-тур) – подъем в гору на специальных лыжах. Для этого одевают камуса (специальные шкуры против скольжения по снегу) и поднимаются в гору.
Splitboard (сплитборд) – это специальный сноуборд, который разделяется на две равные части превращаясь в лыжи. Достаточно одеть камуса и можно смело подниматься в гору (скитурить). Современные сплитборды практически не уступают лыжным решениям.
Snowcat skiing, Cat skiing (ратрак, сноукэт) – заброска райдеров на ратраке с кунгом (кабина для перевозки пассажиров). Это специальное транспортное средство на гусеничном ходу, которое подготавливает горнолыжный склон. Часто используется в коммерческих целях для заброски людей на гору.
Snowmobile skiing (снегоход) – заброска райдеров на снегоходе. Становится популярным из-за своей доступности по цене.
Heli-ski (хэли-ски) – заброска райдеров на вершину горы, с помощью вертолета. Использование вертолета позволяет добраться до нетронутых мест, где подъем пешком неосуществим или слишком сложен (иногда, на хэли-ски поднимаются и в простые места для облегчения жизни). Удовольствие дорогое, поэтому редко используемое.
Для начала давайте разберемся, в чем различие между скитур и фрирайд лыжами.
Лыжи для скитура — как правило, легче по весу и уже в области талии (от 80 мм до 105 мм). Основная функция скитур лыж – подъем в гору. Поэтому, вес имеет ключевое значение, а флюидный спуск — нет.
Лыжи для фрирайда – это вездеход, который проедет везде. У таких лыж широкая талия от 105 мм (для глубокого снега лучше от +110 мм и шире) и больше вес. Именно такие лыжи берут для фанового спуска в диких условиях.
А теперь поговорим о лыжах для различных дисциплин катания.
Фрирайд в глубоком снегу (powder, пухляк, целина).
Для глубокого снега (powder) нужно брать лыжи с талией +115 мм и шире. Лыжа должна быть мягкой для легкого всплытия из целины. Чем больше поверхность лыжи, тем легче ей глиссировать и плыть по снегу. Поэтому, лыжа должна быть +5 +10 см к вашему росту и с широкой талией.
Универсальная лыжа для фрирайда (разбитый склон, бугры, тяжелый и мокрый снег, powder, глубокий снег).
Универсальная лыжа должна иметь ширину талии от +105 мм и выше. Идеальная талия для универсальной лыжи +110 мм. Такая лыжа отлично подходит под различные состояния снега и имеет средний вес. Ростовка — ваш рост +4 +8 см. Немного хуже ведет себя в глубоком снегу, но не критично.
Экспедиционные лыжи (скитур, ски-альпинизм, марафон).
Такие лыжи должны обладать легким весом и иметь талию от +80 мм до +105 мм. Основной критерий вес. Чем меньше, тем лучше. Эти лыжи не обладают большой прочностью и не предназначены для агрессивного катания. Основная цель, доставить райдера до вершины горы. Ростовка -+5 см.
Видео: как выбрать фрирайд лыжи.
Начнем с терминов.
Рельсовые крепления – рамная конструкция, в которую встегиваются любые горнолыжные ботинки. Выглядят, как обычные крепления, но пятка сзади открепляется, чтобы можно было ходить. Эти крепления соответствуют стандартам ISO, то есть безопасны и имеют сертификаты соответствия. Это значит, что крепления будут срабатывать правильно, когда лыжник падает (то есть, высвобождать носок или пятку при падении, чтобы не было травм и переломов).
Плюсы рельсовых креплений:
Минусы рельсовых креплений:
Крепления Tech (Low Tech и Tour Lite Tech, TLT) – это современные, облегченные крепления без рамы, которые позволяют значительно снизить вес всего снаряжения (связка крепления + специальные ботинки). Крепления отличные, но не идеальные. У некоторых TLT креплений, иногда бывают ложные срабатывания. Очень редко, но бывают. Однако в защиту TLT креплений можно сказать, что ложные срабатывания бывают 1-2 раза за 5-7 лет активного катания. Так утверждают профессиональные лыжники и знакомые, которые пользуются этим видом креплений. А у кого-то ложных срабатываний не было вообще.
Плюсы TLT креплений:
Минусы TLT креплений:
А теперь поговорим, какие крепления, и для каких дисциплин лучше использовать.
Фрирайд на горнолыжном курорте, бэккантри в зоне леса, сайдкантри.
Для таких целей будет достаточно купить надежные рамные крепления. Вес в этом случае не будет играть большого значения. А вот надежность креплений, наоборот, позволит раскрыть весь потенциал лыжника. Отличный вариант, если вы не планируете ходить в ски-альпинизм и дальние туристические походы. Большой плюс, что у рамных креплений низкая цена и на них подходят любые горнолыжные ботинки.
Что лучше купить из рамных креплений:
Marker Tour, Marker Duke, Marker Baron, Salomon Guardian (Look XM, Atomic), Tyrolia Adrenalin, Fritschi Freeride Pro.
Фрирайд, бэккантри, скитур.
Универсальные крепления с технологий Tech, TLT. Эти крепления значительно снижают вес и позволяют ходить много и далеко. Еще один большой плюс они достаточно безопасны. Но, есть и минус – высокая цена.
Что лучше купить из TLT креплений этой категории:
Fritschi Vipec 12 Black, Dynafit Radical FT 2.0.
Марофонские забеги, ски-альпинизм, лыжные экспедиции.
Облегченный вариант Tech, TLT креплений на длительные дистанции. Подходят для любителей марафонских забегов, лыжных экспедиций, ски-альпинизма. Менее надежны, чем универсальные Tech крепления.
Что лучше купить из TLT креплений этой категории:
Salomon MTN (Atomic Backland), Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider.
Видео: Как выбрать крепления для скитура.
Основным элементом в горных лыжах являются ботинки, а не лыжи и крепления, как вы могли подумать. Я уже писал статью, как выбрать горнолыжные ботинки, но все-таки кратко повторюсь. Очень важно подобрать подходящие горнолыжные ботинки, которые будут сидеть по ноге. Если ботинки подобраны не правильно, то можно получить травму, ошибки в технике, дискомфорт в ногах.
Итак, ботинок должен плотно сидеть на ноге, не болтаться, нигде не натирать, не ухудшать кровоснабжение в ногах, не давить на косточки пальцев. Большинство проблем решает бутфитинг (подгонка ботинка под вашу ногу). Особенно это актуально для людей с плоскостопием.
Чтобы подобрать подходящий ботинок под вашу физиологию ног, нужно перемерить большое количество ботинок разных фирм. Ведь у каждой фирмы своя форма, ширина колодки, угол наклона голенища и так далее. Надев каждую пару, походите в ней 10-30 минут, чтобы понять подходят эти ботинки вам или нет. Проделайте эту операцию со всеми ботинками, которые есть в магазине. Если ничего не подошло, не стесняйтесь отказаться от покупки и уйти.
Советую брать ботинки с индексом жесткости от 90 до 130 для оптимального контроля и уверенности на спуске. Если у вас большой вес, то жесткость должна начинаться от 100. Хочу заметить, что у разных производителей жесткость меряется по-разному. Например, Lange может быть мягче Salomon’a, хотя индекс жесткости будет одинаковый. Для проверки можно прогнуть ботинки в голенище, наклонившись вперед. Чем легче прогибается ботинок, тем меньше индекс жесткости.
Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки.
Видео: Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению (TLT, Tech ботинки не рассматриваются в данном видео).
Ботинки для фрирайда
С общими советами разобрались, теперь давайте поговорим о ботинках для фрирайда.
Если вы хотите сэкономить деньги, то лучшим решением будет рельсовое крепление с универсальным горнолыжным ботинком. Универсальный ботинок – это обычный трассовый ботинок, но с утепленным сапожком, более широкой колодкой и с подошвой, которая имеет небольшой протектор. В универсальном ботинке ноги устают меньше и в них тепло (для бэккантри походов это важный критерий).
Применение универсальных ботинок в фрирайде:
Не применимы:
Плюсы универсальных ботинок:
Минусы универсальных ботинок:
Однако если вам позволяют финансы, вы любите быть первооткрывателем новых линий, живете фрирайдом, то для вас есть более современное решение. Специальные ботинки для фрирайда/скитура Tech, которые совместимы с облегченными Tech, TLT креплениями. Цена у таких ботинок в два раза выше, чем у универсальных ботинок. Рекомендуется брать людям, которые серьезно занимаются большим фрирайдом или много скитурят.
Применение Tech ботинок в фрирайде:
Не применимы:
Плюсы Tech ботинок:
Минусы Tech ботинок:
Обращаю ваше внимание на тот факт, что Tech ботинки, так же делятся на две категории: скитур и фрирайд. Разница у этих ботинок в весе, ходе голенища и расположения ноги в ботинке. Для скитура Tech ботинки облегчают, делают больше ход голенища и нога в ботинке располагается для комфортного долгого похода, а не спуска. У фрирайдных Tech ботинок вес немного больше, ход голенища меньше и нога лежит в ботинке плоско, как в обычных карвинговых ботинках для четкой управляемости при спуске. Поэтому при покупке объясните продавцу консультанту, какие ботинки вам нужны, чтобы подобрать подходящую пару для ваших целей. Сразу хочу отметить, что в Алмате, купить в крупных магазинах такие ботинки не удастся (данные на 2016-2017 год). Только в казахстанских интернет магазинах (чаще всего под заказ) или из-за рубежа.
Еще одним немаловажным предметом в скитуре является камус. Это специальные шкуры, которые крепятся к лыже, чтобы они не проскальзывали при подъеме в гору.
У камуса с одной стороны липкая поверхность (специальный клей), а с другой ворсистая поверхность. Клейкой стороной камус клеится к лыже, а ворсистая сторона выполняет противоскользящий эффект при движении вперед, вверх. Если лыжи с камусами пустить вниз по горке, они начнут проскальзывать, давая возможность катиться по склону, а не идти пешком. А это нам и нужно, чтобы в одну сторону не проскальзывало, а во вторую скользило.
Камуса нужно покупать определенной ширины и длины. Есть готовые камуса, которые можно купить и подрезать по ширине вашей лыжи, а есть камуса на отрез, где вам придется брать отдельно крепежный набор (переднюю скобу и хвост лыжи). В последнем случае вам придется резать камус по ширине и длине лыжи/сплитборда, закреплять скобу и хвост лыжи на камуса своими руками. Если берете камуса на отрез, лучше брать 4 метра (по 2 метра с двух сторон), чтобы было с запасом. И да, камуса на отрез обойдутся вам дешевле, чем готовые решения.
Видео: как резать камус
При покупке камуса желательно мерить его ширину по самой широкой части контактной поверхности лыж (самая широкая часть носа и хвоста не в счет), хотя можно взять и по ширине талии. Если взять по ширине талии, то возможно, камус будет на самых крутых подъемах немного проскальзывать и КПД снизится на 10-20%. Поэтому, если нет необходимой ширины камуса для ваших лыж по контактной поверхности, берите по талии. Если не хватает более 10 мм с одной стороны, то лучше поискать другие камуса.
Камуса так же делятся на несколько видов: мохер, синтетика, микс (сочетание мохера и синтетики).
Мохер – самые дорогие и эффективные. Чаще всего их берут для скитура, ски-альпинизма, забегов на горку. Но есть, и существенный минус — очень быстро изнашиваются. Быстрее чем синтетика в 2-3 раза. Мохер живет 2-4 года активного использования.
Синтетика – более долговечная и дешевая. Но скользят сильно хуже, чем мохер и больше весят. Синтетика живет около 5-8 лет, если подновлять клей. Однако время идет. Синтетика уже потихоньку догоняет своим качеством мохер и микс.
Микс (мохер + синтетика) – оптимальное решение среди прочих. Недорогие и долговечные. Более эффективны, чем синтетика. Средний вариант, который выбирают большинство фрирайдеров. Живет около 5-7 лет.
Рекомендую брать камуса с креплениями нос + хвост. Не желательно брать с креплением только в носовой части. Как только клей станет хуже клеиться, или камус замерзнет/налипнет снег, есть большая вероятность, что камус начнет отваливаться. Если вы уже взяли камус без хвостового крепления, таскайте с собой скотч, на крайний случай заднюю часть приклеите.
Лучшими камусами считаются G3 и Black Diamond из-за своей клеевой основы. Еще неплохие Voile (сам пользуюсь ими). Ориентировочная цена камуса на 2016 год от 150$ до 200$ (микс, синтетика).
Не хотел касаться темы лавин в снаряжении, но решил все-таки немного написать. Народ у нас смелый и безбашенный. Они даже не осознают, какую опасность несет в себе фрирайд и внетрассовое катание. Да, фрирайд это фан и удовольствие, но еще большая ответственность за себя и товарищей. Ваши покатушки могут закончиться плачевно или чего хуже — смертельно.
Видео: Околосмертные переживания при попадании в лавину
Поэтому если не знаете местность, обязательно берите гида. Состояние снега, сезон, количество осадков, сторона склона, все это играет важную роль при оценке лавинной опасности. Цена ошибки жизнь и ваше здоровье.
Что еще важно знать райдеру:
И не забывайте, что фрирайд таит в себе не только лавинную опасность, но и густой туман, в котором можно потеряться и уехать в другую сторону, трещины на ледниках, в которые можно провалиться, камни, о которые можно удариться и разбиться, скалы и многое другое. Любите фрирайд и свободу? Любите и ответственность нести.
Здесь я привожу цены за 2016-2017 год. Казахстан, город Алматы. Естественно цифра будет усредненной.
Лыжи для бэккантри, сайдкантри, фрирайда (около горнолыжного курорта) c рельсовыми креплениями и универсальными ботинками.
Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).
Рельсовые крепления – от 70 000 тенге (от 210$).
Универсальные ботинки (трассовые с утепленным сапожком). Индекс Жесткости 100-130. – от 60 000 тенге (от 185$).
Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).
Итого: фрирайд лыжи + рельсовые крепления + универсальные ботинки + камус = от 280 000 тенге (850$). Это самая минимальная цена и, как правило, со скидками.
Средняя цена комплекта: 360 000 тенге (1000$).
Теперь посчитаем, во сколько нам обойдутся Tech крепления и ботинки, которые подойдут для большого фрирайда, ски-альпинизма, бэккантри, сайдкантри, скитура.
Фрирайд/скитур лыжи – от 90 000 тенге (от 280$).
Крепления Tech, TLT – от 110 000 тенге (от 340$).
Ботинки для фрирайда/скитура Tech, TLT – от 200 000 тенге (от 600$).
Камуса (микс, синтетика) – от 60 000 тенге (от 185$).
Итого: фрирайд лыжи + Tech крепления + Tech ботинки + камус = от 460 000 тенге (1400$). Это минимальная цена.
Средняя цена комплекта: 700 000 тенге (2000$).
А на этом все. Удачи вам на склонах.
adrenalinicsilence.kz
Какие горные лыжи для отдыха самые лучшие? Чтобы выяснить это, я изучил многочисленные предложения от наиболее уважаемых брендов, и в результате отобрал 5 лучших вариантов и предлагаю вам ознакомиться с лучшими горными рыжими 2017 года для бэккантри.
При отборе продукта, который занял бы первое место в моем обзоре, я столкнулся с уникальной ситуацией. После обзора огромного количества вариантов я отобрал сразу два продукта, которые могли бы занять первое место. Volkl имеют среднюю талию, средний вес и предлагают высокую производительность. Fischer Hannibal предлагают точно такую же ширину, они легче, чем Volkl, но не так хорошо скользят. Fischer более хрупкие и стоят намного меньше.Правда, стоит отметить, прочность не учитывалась в ходе моего исследования, я основывался на отличительных характеристиках и преимуществах, поэтому и отдал первое место Volkl V-Werks BMT 94. К тому же эти лыжи продаются по гораздо более низкой цене по сравнению с Fischer. В этих лыжах соединились уникальная изогнутая конструкции, элементы из углеродного волокна, минимальный боковой вырез, средняя ширина и несколько секретных инженерных решений, в результате чего получился отличный продукт. Лыжи отлично ездят, и дают лыжнику чувство власти над склоном.
Fischer Hannibal 94 — одни из лучших лыж для беготни и одни из самых узких лыж, они гораздо уже среднестатистических продуктов, продаваемых в этой категории в настоящее время. Hannibal заслужили лидерство еще и как одни из самых легких лыж в моем обзоре. На мягком и жестком типах снега они ведут себя вполне предсказуемо и держат хорошее сцепление.На крутых склонах легкой конструкцией просто управлять, а небольшая ширина и прочный корпус позволяют лыжам сцепляться с поверхностью также хорошо, как это делают тракторные шины. Приземление из крутых обрывов на такую маленькую платформу не создает проблем, и это приятный сюрприз. Что и говорить, при такой стоимости я просто обязан порекомендовать вам Fischers для всех видов зимнего туризма и альпинизма.
Для сезона 2016 года DPS разработала конструкцию «Tour1», которая существенно облегчает более узкие варианты всеми любимых Wailer. Так, DPS Wailer 99 Tour1 легче, и именно поэтому в данном обзоре лыжи от DPS стали лучшим выбором для катания по мягкому снегу.Эти лыжи — одни из самых легких в моем обзоре, и при этом они имеют достаточно большую ширину. На мягком снегу и неожиданных резких поворотах Wailer ведут себя вполне предсказуемо. Если ваша местность часто радует вас таким типом снега, то вы обязательно должны рассмотреть вариант Tour1 Wailer.
Dynafit Cho Oyu, названные в честь ветра, который пронесся по 8000-метровому пику в Гималаях, созданы для высоких скоростей и больших высот. Легкая конструкция (всего несколько грамм разделяют три модели, представленные в моем обзоре: Cho Oyu, DPS Wailer, и Fischer Hannibal) и прочные материалы, все это спрятано в крепком, жестком и сравнительно узком продукте, который идеально подойдет для крутых холмов. Cho Oyu просто хватаются за лед, и не отпускают его, эти лыжи позволят вам весело провести время на мягком снегу.Однако последнее никак не характеризует их, ведь не секрет, что все лыжи хорошо ведут себя на таком типе снега. Но что их отличает – так это хорошая управляемость на жестком снегу, поэтому если вы планируете кататься на таком типе снега, обратите внимание на Cho Oyu. Эти лыжи хорошо держат сцепление, они легкие и предлагают хорошую производительность, поэтому поверьте – вы в них не разочаруетесь!
Dynafit Chugach — фирменные лыжи, которые отлично подходят для быстрой езды со склонов. В целом, в начале их обзора я ожидал, что разработчики не смогут вложить в свой продукт хорошую производительность. К счастью, я ошибался. Dynafit — это компания, специализирующаяся на продуктах, позволяющих человеку осуществлять путешествия в горах, поэтому Chugach могут двигаться по склону даже против силы тяжести. Вся загвоздка в весе — Chugach не такие уж и легкие. Чтобы убедиться в этом, спуститесь сначала вниз по склону – это не составит никакого труда. Но вот обратный путь наверх потребует от вас немалых усилий. Вес Chugach составляет 173 процента от веса самых легких лыж в моем обзоре. Тем не менее, поездка на них будет тоже веселой и увлекательной. Если у вас есть смелость, хорошая местность и мастерство, вам очень понравятся Chugach. Да, им плохо даются резкие маневры, тем не менее, эти лыжи хорошо входят в широкие повороты, они в состоянии покорить склоны с мягким снегом, которые находятся даже под самым низким углом.
iconsumption.ru
Вы как хотите, а я считаю эту коллекцию знаковой и эпохальной, а компанию Скотт особо прогрессивной в горнолыжной индустрии. Их смелое решение которое они применили в данной части каталога начнет разлагать умы прогрессивного горнолыжного человечества и через некоторое время принесет свои плоды. Никто потом не вспомнит, что первыми были Скотты, но, давайте мы с вами это отметим и запомним.
Понятие бэккантри, по сути своей, еще только формируется. Появилось оно из альпинизма и лыжного туризма. Фрирайдеров привлекло то как легко туристы и альпинисты могут ходить вверх по горам и забираться в места откуда берут начало чумовые спуски и заинтересовавшись этим стали применять их приемы. Индустрия на спрос ответила предложением. Со временем альпинизм, туризм и фрирайд сплелись в единой целое и теперь уже сложно найти четкие границы. Для лыжников это вылилось в появление странных разделов в каталогах со странными лыжами. Сначала там появлялись лыжи для ски-тура, потом для Климбинга или альпинизма, а теперь появляется новая категория. Но, давайте по-порядку.
Скотт в этом сезоне остается верен себе и серия ски-туров выходит без изменений. Основные модели RockAir и прочие с ней SurfAir и FlyAir. Отличаются размерами и весами. В остальном все стандартно - легкие и жесткие.
А вот альпинистское направление пополнилось новыми моделями серии SUPERGUIDE в талиях 95 и 88. Очень легкие, жесткие, со стальным задником и очень прогрессивной формы. Скотт изо всех сил старается сделать лыжи данной категории катабельными и не останавливается на том, что они должны быть легкими и цепкими и все. Уважение к людям, понимать надо. Что из этого получилось надо проверять на снегу, но сама идея очень похвальная. Да и вспоминая на тестах лыжи RockAir могу точно сказать, что катальные качества у них существенно выше аналогов других производителей. Пока на тестах SUPERGUIDE не встретили, но будем искать.
А вот, как раз, треться серия из данной линейки и может оказаться прорывной. Притом, четко и внятно ее суть и позицию нам не смогли объяснить даже представители Скотта. Было много воды, рядом, около, все как-то формально и в общем, а вот четкого зачем и кому и, главное, что дальше никто так и не ответил. Но, я думаю, что все они четко понимают и знают, просто хотят попробовать и посмотреть как пойдет.
Итак, логика проста: есть люди которые идут наверх на шкурах, есть которые лезут по веревке, а есть те которые идут пешком по хребтам. И таких тоже достаточно много. Хотят они немного: хорошо прокататься весело играясь со снегом и рельефом и не много думать о сложном и не тратить много денег на много разного инвентаря - CASCADE - легкие, но все же, катальные лыжи. И, самое в них главное - они твин-тип. Это первый именно бэккантри твин-тип. Ну или я что-то позабыл. Но, в такой концепции это первые такие лыжи. И вот их очень хочется теперь найти на тестах и лично откатать.
На этом лыжный раздел каталога Скотт закончен. Много или мало? Не знаю, но точно знаю, что достаточно. Есть лыжи на все случаи жизни и даже более того. Нет карвинга в чистом виде, но его и так достаточно на рынке и купить лыжи для слалома не проблема совсем. Да и не Скоттовое это дело лыжи для карвинга стругать. Скотт компания для понимающих в жизни толк. Очень хочется встретить на тестах новинки, да что там новинки, и старинки от Скотта и опробовать их в катании и рассказать как оно было. Это одни из немногих лыж которые я очень люблю тестить потому как и покататься же тоже охота.
www.yourski.ru
01.02.2013
О некоторых особенностях ски-тура
Ски-тур сегодня переживает ренессанс. Почему? Потому что это катание на горных лыжах в чистом виде, там, где нет подъемников, очередей, толп.
Отчасти потому, что изменения в снаряжении привели к тому, что катание по целине, доступной с подъемников, перестало быть чем-то «зарезервированным» для лыжников-экспертов. Практически каждый теперь может встать на пару широких лыж с рокером и счастливо исчезнуть в закате. Достоинством этого является то, что все больше лыжников могут насладиться прелестями свежего пушистого снега. Недостатком – то, что любые целинные склоны обычно очень быстро раскатываются в течение первых часов работы подъемников.
Одним из решений этой дилеммы может быть – отправиться за спусками по целине своими ногами… Большинство лыжников могут быть удивлены тем, что «вверх» может быть не менее интересно, чем "вниз".
С небольшой долей обобщения, всех любителей ски-тура можно разделить на четыре типа. Знание того, к какой группе вы относитесь, может помочь при выборе правильного снаряжения.
1.Начинающие. Туристы этого типа, как правило, имеют много дополнительного снаряжения, привязанного к рюкзакам - начиная от шлема до пакетов с бутербродами. Они имеют тенденцию идти наверх короткими, небольшими отрезками и часто останавливаться на отдых, чтобы передохнуть. Часто идут в неверном направлении...
2. Это могут быть смешанные группы, часто состоящие из пары опытных лыжников, за которыми волочится пара новичков. Результат может быть весьма комичным, ни одна из сторон не довольна до конца результатом дня.
3. Одна из ключевых особенностей этой группы - они движутся вверх по склону с пугающей скоростью. Они почти не останавливаются.
4. Каждый в группе имеет камеру Go Pro. Шлемы считаются хорошим тоном, почти у всех - лавинные рюкзаки ABS и недорогие рации. В экипировке - определенно не лайкра. Эти ребята действительно нацелены "вниз". Они идут вверх медленно, а спускаются очень быстро, часто пугая другие группы.
Если вы новичок, не стоит заморачиваться выбором снаряжения. Лучше арендовать правильный комплект, потестировать, а затем решить, действительно ли вы хотите его приобрести. Может оказаться, что ски-тур – просто не ваше занятие, он действительно сильно отличается от «нормальных» горных лыж.
Если вы достигли нирваны и влюбились в ски-тур, можно начинать думать о выборе снаряжения на долгий срок. И здесь может возникнуть много вопросов. Выбор снаряжения для ски-тура может стать компромиссом: то, что вы приобретете в одной области, непременно потеряете в другой. Это жонглирование на балансе: характеристики против веса. Здесь мы остановимся только на выборе лыж и креплений.
Крепления для ски-тура, в первую очередь, должны работать как горнолыжные крепления: жёстко удерживать ботинок, точно передавать усилия лыжника и обеспечивать максимальную безопасность на спуске — срабатывать на открытие при приложении определенной нагрузки, иметь аналогичную прочность. Во-вторую очередь, - обеспечивать возможность ходьбы вверх (иметь небольшой вес) и максимальный комфорт во время подъема. В настоящее время Dynafit и Diamir - наиболее распространенные бренды, которые можно встретить в горах. Все большую популярность в этом сегменте приобретают Marker, Salomon и Atomic.
Dynafit
Большая часть профессионалов ски-тура использует Dynafit – это отличный выбор, если нужен небольшой вес. Компания производит систему ботинок-крепление. Чтобы подходить к креплениям этой системы, ботинок должен иметь специфические выемки на носке и пятке. Как правило, все ботинки, позиционирующиеся как скитур или скитур-фрирайд, имеют подошву с интегрированной системой Dynafit. Крепления отличают лёгкость, низкая платформа, хорошая передача усилия. Вес креплений Vertical ST – 530 г. В этом году появились крепления Radical ST.
Diamir
Крепления Diamirs выглядят и ведут себя более похоже на стандартные горнолыжные крепления. Самая легкая модель в линейке - Eagle. Это простая в использовании и регулировке модель – однако, при весе 1,7 кг они по-прежнему более тяжелые по сравнению с Dynafit и менее отзывчивые. Diamir производит также модель Freeride Plus, которая имеет ту же базовую конструкцию, но доукомплектована возможностью устанавливать более высокие настройки диапазона срабатывания. Эти крепления могут быть хорошим вариантом, если вы хотите кататься на лыжах много и быстро. Новая конструкция задника позволяет лучше передавать усилие от ботинок к лыже.
Marker
Marker одним из первых смог уловить потребность в универсальных креплениях для фрирайдеров, позволяющих и ходить, и кататься в любом стиле весь сезон. Ближе всего запросам фрирайдеров отвечают, пожалуй, Marker Baron и Duke.
Модель скитурных креплений Duke имеет усиленную платформу, пружины срабатывают до 16 дин. За эти плюсы пришлось заплатить массивной высокой платформой — 3 см и весом в 2,6 кг. В этом сезоне компания выпустила Marker Tour F12, которые значительно легче (1.77кг), за счет использования новых материалов в области пятки. Для переключения режима ходьба/катание необходимо расстегнуть крепления, чтобы очистить ото льда. Несмотря на относительно большой вес для подъема, они хороши на пути вниз и популярны у сильных, быстрых лыжников, которые ездят на широких фрирайдных лыжах.
Salomon
В прошлом сезоне фирмы Salomon и Tyrolia, традиционно выпускающие крепления, также сделали модели, по параметрам аналогичные Duke. Salomon вышла на рынок с новыми креплениями Guardian. Это простые в использовании крепления, с более широкой платформой, хорошо сочетающейся с широкими лыжами для фрирайда. В отличие от креплений Маркер, новые Guardian 16 позволяют отщелкивать и защелкивать пятку, не вынимая ботинок из крепления. Крепления также легко переключаются на разные углы при подъеме. Guardian 16 весят больше, чем Dynafit, но меньше, чем другие, более ориентированные фрирайд -крепления, - 1.46 кг. Эти крепления продаются и под брендом Atomic как Tracker.
Видео презентация Salomon Guardian
Plum
Plum - французская компания, которая вышла на рынок "технологичных" креплений для ски-тура относительно недавно. Одним из катализаторов было то, что патент Dynafit истек. Крепления Plum очень похожи на Dynafits по функциям и дизайну, но имеют некоторые конструктивные особенности и изготовлены с применением самых высококачественных материалов. Уровень инженерной мысли и материалов впечатляет.
Существует огромный выбор лыж для внетрассового катания. По сути можно поставить крепления для ски-тура на любые из них. Однако, есть несколько дополнительных факторов, которые следует учесть при принятии решения.
Вес
Снова это страшное слово! Это то, что не является проблемой для лыжников при спуске, но станет проблемой, когда вы снова начнете подниматься наверх. Вес будет отбрасывать вас назад, как ничто другое, и когда лишние килограммы пристегнуты к вашим ногам, вы будете чувствовать себя гораздо лучше, чем, когда они на вашем рюкзаке.
Если вы сравните легкие лыжи для ски-тура со специальными технологичными креплениями и ботинками для ски-тура со стандартным снаряжением для фрирайда, то обнаружите, что это совсем другой мир, контраст очень большой. Вы сможете идти в гору буквально в два раза быстрее, прилагая то же количество усилий. Все основные производители, как правило, выпускают специальные лыжи для ски-тура, из самых известных можно упомянуть Hagan, Dynafit, Ski trab. Полноценно кататься на таких лыжах трудно, но свои функции они выполняют. Сегодня, с появлением новых материалов и технологий, лыжи такого типа по-прежнему используются для ски-тура и восхождений с лыжами, их прочность и функциональные качества значительно выросли. Единственный недостаток ски-тура на легких и узких лыжах - вы должны быть уверены в своей технике для спуска на таких лыжах с гор.
Во время ски-тура вы можете оказаться в различных снежных условиях, начиная от идеального пушистого глубокого снега до ужасной хрупкой корки. Лыжи должны быть максимально универсальными, избегайте слишком жестких и длинных лыж, большого рокера спереди и сзади, слишком большого или слишком маленького радиуса. Чем выше зона катания, тверже снег и длиннее переходы, тем короче и жестче должны быть лыжи.
Помните, что очень легкие лыжи могут быть более восприимчивы к поломкам, когда подвергаются внезапным высоким нагрузкам. Так что, если вы сильный лыжник, идите налегке. Если вы не так уверены в себе, выберите комплект потяжелее, тогда спуск покажется легче. Если для вас важнее, в первую очередь, спуск, а подъем — необходимость, используйте свой обычный комплект снаряжения, а для ходьбы в стиле ски-тур приобретите адаптеры и камус (специальную мягкую синтетическую ленту с клеевым слоем с одной стороны и ворсом с другой, которая крепится на скользящую поверхность лыжи при подъеме вверх по склону).
Ширина
Нет сомнений в том, что более широкие лыжи лучше подходят для глубокого снега, чем узкие. Многие компании производят достаточно широкие и не уступающие по всем параметрам обычным фрирайдным лыжам модели, но при этом более лёгкие, со специальными выемками и дырками для крепления камуса, с более удобной для ски-тура геометрией. Во время ски-тура нужно быть уверенным, что вы можете справиться с любым состоянием снега - льдом, наледью, слякотью или жесткой трассой. Если повезет, вы сможете съехать и по свежему снегу. На жестких склонах более узкие лыжи облегчат короткие повороты, обеспечат лучшую хватку кантов, позволят "чувствовать" снег и реагировать. Широкие лыжи могут плохо вести себя на жестком снегу, в частности, на крутых траверсах.
skigu.ru
Что такое бэккантри? На наш взгляд, это и есть фрирайд в чистом виде. Это истинная любовь к снегу, заснеженным пикам гор, а не катание на дорогом курорте, которое все больше превращается в смотр последних моделей горнолыжного/сноубордического снаряжения и одежды.Это приключение длиною в час или несколько дней, в зависимости от района. Каждый ищет в этом что-то своё. Кто-то хочет побыть наедине с собой, кто-то потусоваться с друзьями.Уйти от раскатанных трасс в поиске нетронутого склона, заглянуть в соседнее ущелье, насладиться видом диких гор или просто побыть в тишине. Именно на бэккантри понимаешь цену хорошего спуска.
Это похоже чем-то на альпинизм, только в конце ты получаешь кусочек сладкого торта.Бэккантри доступно для каждого, в отличие от хели-ски здесь ты сам себе хозяин и волен выбирать, куда идти и откуда катиться.Но, собираясь уйти подальше от подъемников и цивилизации, чтобы найти свою линию на склоне понравившейся горы, вы начинаете играть совсем в другую игру.Кроме тех навыков, которые помогут подняться и спуститься с выбранного маршрута, придется взять на себя ответственность за благополучие и жизнь не только свою, но и своих товарищей. Новые районы таят в себе много неожиданностей, так как в описаниях бывает сложно найти какие-либо данные о состоянии маршрута в зимнее или весеннее время. А это означает, что нужны знания и оборудование для самостоятельного передвижения и эвакуации, потому что вы не можете рассчитывать на то, что помощь прибудет быстро. Для чего мы и решили немного подробнее написать о том снаряжении, которое может понадобиться для катания бэккантри.
Лавинное снаряжениеЛавинный датчик, щуп, лопата, лавинный рюкзак. Наверное, здесь комментарии излишни. На просторах интернета и в специализированных журналах можно найти массу информации о лавинном снаряжении, что может являться предметом отдельной обширной статьи.
Снаряжение для подъема и спуска
Снегоступы:Это вероятно, самое дешевое и наиболее широко используемое снаряжение, чтобы подняться по глубокому снегу на вершину горы перед спуском. Они достаточно надежны, облегчают подъем и передвижение по снегу и тонкой корке, легко крепятся к рюкзаку на спуске. Также, за счет подставки под пятку, немного облегчают подъем по крутым склонам. Глобально распространены два типа снегоступов: рамные и с жесткой пластиковой декой. Первые популярны у охотников и лесных путешественников. За счет большой площади опоры они хорошо держат на мягком снегу, но плохо подходят для пересеченной местности, а уж тем более для бэккантри. Поэтому в условиях гор используют жесткие. Выбор не особенно велик. TSL Rando 225 (TSL Rando 226 их новая модификация) уже ставшая классикой модель, компактная и универсальная. TSL Escape 227 практически то же самое, только с более привычными сноубордическими стрепами и чуть большего размера, оптимально для тяжеловесов. У обеих моделей есть выдвигающиеся кошки, штыри на подошве и компенсаторы подъема. В принципе, снегоступы для сноубордиста важны не меньше чем доска. И зачастую на них проводишь больше времени, чем на сноуборде.
Скитурное оборудование:В комплект для ски-тура входят горные лыжи, как обычные, так и специальные туринговые, камуса, ботинки, туринговые крепления (например, из этих http://life.ice-age.ru/?p=1624) ну или адаптеры.Самая популярная модель адаптеров для креплений и на сегодня — это Alpine Trekker Touring Аdaptor фирмы ВСА . Адаптеры хороши тем, что их можно встегивать в абсолютно любые стандартные горнолыжные крепления. А поднявшись, вы их просто снимаете, убираете в рюкзак и спускаетесь на своих привычных горнолыжных креплениях, которым доверяете. Но здесь есть минус в том, что в адптерах стоять вы будете достаточно высоко, идвижения при ходьбе будут не такими естественными, как в ски-турных креплениях. Наверное, это оптимальный вариант, когда вы больше катаетесь, чем ходите, и приобретать отдельно достаточно дорогие туринговые крепления мотивации не хватает. В остальных случаях больше подойдут туринговые крепления.Основные марки камуса или “climbing skin”, которые можно найти в России — это Coll-Tex, Pomoca и Montana. Сейчас чаще используют камуса на клеевой основе, которые крепятся с помощью специальных зажимов-крючков. Самый удобный в этом плане камус с системой Cam Lock, который наиболее жестко крепит камус и не имеет подверженных износу резиновых элементов. Камуса должны точно повторять геометрию лыж, и ни в коем случает не быть шире и не торчать по краям. Поэтому в комплекте с комусами обычно продается специальный инструмент cut-to-size, который позволяет отрезать камус по ширине лыжи, таким образом, чтобы камус не закрывал канты, которые пригодятся на жестких траверсах. Для широких фрирайдных лыж можно найти либо просто широкие камуса, либо камуса, состоящие из 2-х половинок, которые крепятся вдоль канта, а не по ширине, что позволяет сэкономить, так как широкий камус стоит не дешево и весит больше. Камуса вещь капризная и выбирать их надо тщательно, чтобы потом не было мучительно неудобно. На эту тему интернет вам в помощь, например неплохой материал про камуса написан тут. На особенно жестком и крутом склоне камус может проскальзывать, для чего можно использовать кошки для креплений ски-тур/фрирайд, которые сильно расширяют диапозон передвижений на камусах.Ботинки можно использовать обычные горнолыжные или же специально предназначенные для ски-тура. Скитурные ботинки обычно имеют резиновую подошву, как у альпинистких или треккиноговых горных ботинок, переключение режимов ходьба-катание и отличаются небольшим весом, что в совокупности значительно облегчает процесс подъема и ходьбы. В среднем жесткость скитурных ботинок существенно меньше, чем классических горнолыжных. Альтернативой могут быть фрирайдные ботинки Scarpa с плоской подошвой, которая, тем не менее сделана из Vibram. Также сменные язычки позволяют регулировать жесткость ботинка (до 95-100). Эти ботинки заточены под спуск, но в том числе удобны и для скитура, благодаря режиму ходьба/катание.
Ски-тур оборудование намного удобнее и универсальнее снегоступов. С таким снаряжение вы сможете преодолеть практически любой склон. А если будет совсем круто, то пристегнете лыжи на рюкзак и пролезете, потому что скитурные боты обладают всеми необходимыми качествами альпинистских ботинок.Однако следует помнить, что оборудование для ски-тура это почти всегда некий компромис: хорошо идти, но не очень хорошо спускаться, либо наоборот, подниматься тяжеловато, зато наслаждаться спуском по полной.
Сплитборды:Представляют собой сноуборд, который состоит из двух половинок, который на подъеме работает как ски-тур, а для спуска соединяются вместе и становятся обычным сноубордом. Сплитборды продаются с комплектом необходимого снаряжения (переходники и камус), но сплитборд возможно сделать самому из обычного сноуборда. Технология изготовления описана здесь. Минус данной технологии заключается в том, что кант на «лыже» будет только с одной стороны, а комплект оборудования придется заказывать через интернет.Существует мнение о том, что сплитборды хороши для паудера, но плохо работают на жестком снегу, это касается во многом старых моделей сплитбордов. Современные технологии сильно шагнули вперед, и сейчас сплитборды набирают все большую популярность по всему миру.В реальной жизни в каждом из предложенных методов есть как плюсы, так и минусы. Чтобы понять, что лучше, самый верный способ — это посоветоваться с теми, кто уже ходил в том районе, куда вы собираетесь, или попробовать различные варианты. А затем выбрать, что подходит именно вам.
Кошки:Иногда, особенно в ранние часы, приходится сталкиваться на подъеме с фирном, в который сложно вбить ботинок (особенно сноубордический). Ботинки скользят, заставляя делать лишние движения, а в некоторых местах просто невозможно подняться без кошек. Уже через несколько часов этот склон скорее всего отпустит (в противном случае кошки пригодятся и на спуске), но тогда будет уже более лавиноопастно и жарко на подъеме. Для бэккантри вполне подойдут облегченные модели для фирна. Если вы покупаете кошки на сноубордический ботинок, то нужно обратить внимание, проходит ли ваш ботинок по ширине в мыске и пятке к данной модели кошек. В противном случае кошки будут слетать каждый раз, когда вы будете ставить ногу неровно, и, наверняка слетят, если нагрузите передние зубья. Альтернативой для широких ботинок, могут быть кошки с пометкой wide, которые специально разработаны для бэккантри. Такие кошки есть, например у Grivel.Кошки на сноубрдический ботинок должны иметь мягкий крепеж. Кошки для горнолыжного ботинка лучше использовать жесткие, то есть со скобками на передний и задний рант ботинка.Очень важно не забыть к кошкам антиподлип, так как без этого маленького дополнения их эксплуатация неудобна и небезопасна. Можно в крайнем случае сделать антиподлип из армированного скотча, но это всегда вынужденная мера, поскольку самодельный атиподлип хуже выполняет свои обязанности и часто рвется.
Телескопические палки:Существенно облегчают подъем вверх (и спуск вниз, если необходимо), позволяют регулировать длину, что пригодится на длинных траверсах или подъемах с различной крутизной склона. Лучшие палки для бэккантри достаточно короткие (в сложенном виде), сделанные из прочных, но легких материалов (алюминий/титан или углеродистое волокно) с эксцентриковыми зажимами и/или кнопкой фиксации, которые не нужно закручивать.Например, одной из лучших моделей для бэккантри фрирайда, благодаря своей прочности, по праву могут считаться палки Expedition от Black Diamond. Также специально для фрирайда Grivel разработал палки, к ручке которых уже встроен небольшой ледоруб (Condor), который при необходимости можно открыть.
ОдеждаОбычно от одежды для катания мы хотим, чтобы она была достаточно теплой, удобной и при этом красивой. Но для бэккантри этих характеристик будет недостаточно.Если, катаясь от подъемника, фрирайдер промок и замерз — он всегда может отогреться в теплой кафешке в обнимку с горячим чаем, а иногда и с коньяком. И он может это делать после каждого спуска. Однако во время бэккантри мы возлагаем гораздо большую ответственность на одежду — если промокли в начале подъема, то весь день мерзнуть.Весной в горах, в дневные часы солнышко уже сильно греет, однако с утра может быть еще достаточно прохладно. При движении вам возможно не раз придется снимать и убирать в рюкзак вашу куртку или наоборот, одевать пуховку. Поэтому становятся важными такие параметры одежды, как ее вес и объем, наличие вентиляции и дышащие/влагонепроницаемые свойства ткани. Оптимальный вариант одевать на себя несколько слоев: первый слой термобелье, которое хорошо облегает, и отводит лишнюю влагу от тела, дальше флис для тепла, затем легкая мембранная куртка без утеплителя. Чем легче и компактнее куртка, тем проще ее убрать в рюкзак. Чем качественнее мембрана, тем больше шансов остаться сухим даже при очень активном движении или дожде.Все ткани внутреннего слоя должны быть из искусственных тканей, чтобы не получилось, что после намокания не они греют вас, а вы их. Искусственные ткани обычно легче и сохнут гораздо быстрее натуральных.Также на всякий случай хорошо иметь с собой легкую пуховую куртку или пуховую жилетку, которая согреет на остановках. Со штанами менее критично, так как все же реже приходится их снимать, главное — чтоб у них была вентиляция. Модные тенденции здесь вряд ли будут полезны, поэтому стоит обратить внимание на практичные и функциональные линейки одежды для альпинизма, к примеру, таких заслуженных горных брэндов, как The North Face или Marmot.
Обувь для катанияВ дополнение к тому, что уже было сказано выше о скитурных ботинках, можно добавить еще несколько нюансов. В некоторых районах до снега иногда приходится идти пешком какое-то время, спускаясь или поднимаясь по траве или камням. Пластик обычных горнолыжных ботинок сильно скользит, стирается, портятся ранты ботинок и страдает их внешний вид. Кроме этого, обычные горнолыжные ботинки очень тяжелые и их не положишь в рюкзак.Но есть еще один вариант, который возможно поможет тем, кто ходит в обычных горнолыжных ботинках. На горнолыжные ботинки можно сделать достаточно простое приспособление из обычных велосипедных камер, разрезав их вдоль и приделав ремешки, которые помогут им держаться на подошве ботинка. Такие «подошвы» не занимают много места в рюкзаке и весят совсем немного, польза очевидна. Также можно заказать специальные насадки-подошвы через интернет, например, здесь. Если порыться в сети, можно найти различные модификации насадок.Однако если планируется ходить пешком много и по сложному рельефу, может даже лезть куда-то, то скитурный ботинок с подошвой Vibram все же незаменим.
РюкзакИдеальный вариант — это рюкзак с аэрбегом, который сильно повысит шансы остаться в живых при сходе лавины (например, рюкзаки Snowpulse, ABS, BCA или Grivel, у которых есть рюкзак 30+ со съемными аэрбегами). Стоит он не мало, но на наш взгляд, жизнь дороже. Если все же такой возможности пока нет, то стоит посмотреть рюкзак со встроенной защитой спины, что тоже немаловажно. Такие рюкзаки есть, например, у Ortovox.Для однодневных выходов подойдет рюкзак емкостью около 25 литров, с системой крепления для лыж/сноуборда, а также поясными и грудными ремнями, которые позволят рюкзаку не мешать вам на спуске. Если нужное снаряжение не входит в данный объем (например, вы решили взять с собой фотокамеру), то лучше выбирать более высокий и плоский рюкзак, в котором снаряжение будет максимально близко к спине. В противном случае при каждом повороте содержимое рюкзака будет вас сильно заносить в сторону, а на крутом склоне (если вы катаетесь на сноуборде) вы не сможете сесть на пятую точку.Еще один важный параметр — это размер рюкзака, который будет влиять на конструкцию спины и расстояние между лямками (размерные рюкзаки для катания есть, например, у Black Diamond и Osprey). Правильно подобранный рюкзак гораздо лучше распределяет нагрузку по спине и не давит на плечи. Это особенно актуально для девушек, так как не всегда удобно застегивать грудные обхваты (по известным причинам, далеко не все девушки могут их застегивать там, где они пришиты, а если рюкзак и позволяет их передвигать вверх, это может сильно мешать дыханию).
ЗащитаЛегкий шлем. На подъеме и спуске в горах кроме досадных падений можно попасть под камнепады. Передвижение должно быть спланировано и организованно таким образом, чтобы максимально уберечь себя от подобных явлений, но никто не застрахован, например, от диких туров, которые могут спустить камни, защищая свою территорию, не говоря уже о том, что камни могут случайно вылететь и из под ног выше идущих товарищей. Поэтому гораздо спокойнее и правильнее использовать шлем не только для спуска, но и для подъема. Идти в обычном горнолыжном шлеме может быть достаточно жарко, поэтому лучше выбирать шлем, в котором есть возможность отстегнуть утеплитель и уши, при этом, отрегулировав размер шлема или открыть дополнительную вентиляцию. Подойдут и шлемы для ски альпинизма.Также во время бэккантри особенно важно защитить глаза и кожу от яркого солнца, которое не просто будет светить на вас, но и отражаться от снега, по которому вы идете. Так что суммарно вы получите в разы больше ультрафиолета, нежели на равнине при той же температуре. Подниматься гораздо удобнее в очках. Во-первых, ваш загар будет выглядеть гораздо приятнее, во-вторых, будет удобнее дышать и не так жарко идти. Ехать все же удобнее в маске, так как она меньше запотевает и лучше закрывает глаза от ветра. Главное, чтобы и очки и маска были с хорошей защитой от ультрафиолета (фактор 4), а не просто затемняли яркий свет, иначе вас могут ждать очень неприятные и опасные последствия для глаз.
Также стоит учитывать, что погода в горах быстро меняется, яркое солнце может быстро скрыться за облаками и туманом, или горизонтом, тогда вам понадобиться либо еще одна маска с антитуманным фильтром, либо сменные линзы (как например, у моделей фирмы Dragon), либо маска с фильтром зебра (например, Julbo).
Связь и навигацияКроме радиостанций, удобных для общения внутри группы и со спасателями в базовом лагере (подробнее о рациях можно прочитать здесь) позаботьтесь о том, чтобы иметь возможность позвонить в непредвиденных обстоятельствах, сказать, что все хорошо, но вы задержитесь из-за погоды, спросить совета или вызвать помощь. Это может быть как обычный телефон (если в районе есть такая возможность), так и спутниковый (его не обязательно покупать и можно взять в аренду). Также хорошо иметь с собой GPS навигатор с комплектом запасных батарей, который не только поможет найти оставленную днем раньше заброску, вернуться в лагерь, если сядет туман или облако, но и поможет найти вас спасателям, если это будет необходимо.
Дополнительное спец . снаряжениеЛегкая обвязка. Желательно с регулирующимися ножными обхватами, которые можно вообще расстегнуть, чтобы одеть обвязку, не снимая ботинок. Веревка (диаметром 8-10мм), длина в зависимости от количества участников, но не короче 30м. Мультитул и запчасти для ремонта снаряжения. Парафин или ускоритель, который можно наносить без утюга (особенно нужен в весеннее время). Налобный фонарик, термос или емкость для воды, в которой она не замерзнет.Для передвижения по ледникам:TIBLOC, 4 карабина муфтованных (2 овальных для полиспаста, большой грушевидный для спуска на узле УИАА), 2 петли (от 120), пруссики (короткий и длинный), легкий ледоруб, 2 ледобура + 2 альпинистские (длинные) оттяжки.Для организации страховки и спуска:Страховочные усы, ATC, реверсо либо восьмерка. В крайнем случае, можно спуститься на карабине.Спас набор:Аптечка. Армированный скотч (можно намотать на палки, лопату, остатки смотать в компактные рулончики и положить в рюкзак). Желательна гибкая пластина для наложения шины. Изофолия (термо одеяло).
Снаряжение для длительных выходов в горы……Это еще одна большая глава, в которой хотелось бы рассказать о том, что может понадобиться для более длительных выходов бэккантри. Но подробнее об этом во ВТОРОЙ ЧАСТИ.
PS. Безусловно, хорошее снаряжение стоит дорого, но прежде чем рассуждать на тему стоимости всего вышеперечисленного, вспомните английскую поговорку о том, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи, тем более, если это касается нашего здоровья и безопасности. Также, ко всему выше сказанному, хотелось бы добавить, что даже хорошее снаряжение само по себе бесполезно, если вы не знаете, как и при каких ситуациях его использовать, поэтому важно попрактиковаться заранее и отработать все возможные ситуации перед катанием, на безопасном рельефе.
Статью подготовили Оксана Чекулаева, Катя Коровина и команда Ice Age.
Метки: бэккантри, Катя Коровина, Оксана Чекулаева
www.powderday.ru
Бэккантри представляет собой зимний вид спорта, суть которого заключается в поднятии на вершины, не оснащенные специальными средствами подъема, с последующим спуском на сноубордах и беговых лыжах по неподготовленным склонам. Разница между бэккантри и фрирайдом невелика.
Самый распространенный способ, чтобы оказаться на склоне, — вертолет. Заброска по воздуху происходит быстро, удобно, но дорого. Не каждый райдер сможет позволить себе этот вариант.
Другой способ с помощью техники — использование специально предназначенных снегоходов, являющихся ратраком с вагоном-вахтовкой. Для России этот способ носит стихийный характер, а заброска происходит зачастую неорганизованно.
Большинство людей, занимающихся бэккантри, использует для подъема собственные ноги, что служит самым бюджетным вариантом. Существует два способа, как подняться на склон пешком.
Представляют собой наидревнейшее средство передвижения по снегу. Чем больше будет площадь снегоступа, тем меньше человек станет проваливаться на снежной поверхности. Для фиксирования ботинка используются легкие крепления. Стоит заметить, что структура снегоступа имеет отличия для левой и правой ноги, поэтому, прежде чем их надеть, внимательно взгляните на маркировку. Не забудьте взять с собой палки и закрепить на рюкзаке снаряжение для спуска — лыжи или сноуборд.
Эти крепления схожи с обычными горнолыжными, различий довольно мало. У АТ креплений пятка надежно закреплена, конструкция вынесет скоростное катание и прыжки. В том случае, когда пятка свободна, платформа становится подвижной, а минимальный угол подъема ограничивается.
Лыжи или доска:
Если вы добираетесь до склона на своих ногах, то для вас огромную роль играет вес снаряжения. Для трекинга используются лыжи с заостренными носами и легкой конструкцией, однако, для данного вида спорта их лучше не использовать — они не выдержат ударных нагрузок при прыжках. Надежнее будет выбрать лыжи backcountry, без насечки под их рельеф, от фирмы Фишер. Они также могут предназначаться для фрирайда.
Ширина также играет важную роль в выборе доски. Она определяет наилучшее движение во всевозможных снежных условиях. Выбираться ширина обязана с учетом длины кантов (большая длина канта обеспечит стабильность на высоких скоростях) и размера ноги. Нос доски не должен быть слишком жестким. Начинающим райдерам следует остановить свой выбор на мягких досках, так как с жесткими справиться намного сложнее.
Хорошо подходят для подъема и спуска со снежных вершин. Сплитборд выглядит как сноуборд, распиленный вдоль на две части. Во время подъема половины выполняют роль лыж, а при спуске их можно соединить в единую доску.
Ботинки для скитура выполнены из тонкого и легкого пластика, обладают малой высотой и жесткостью. Используется система переключения между ходьбой и катанием. Если при катании вам важно удобство при ходьбе, то нужно выбрать модель с меньшим весом. А если важны их свойства во время катания — тяжелее и жестче.
Адаптеры используют в горном туризме те, кто хочет ходить на собственных лыжах, а не тащить их, прикрепленными к рюкзаку. Эта платформа встегиваетсся в крепление вместо ботинка. Достигнув вершины склона, райдер отстегивает адаптеры, ставя на их место ботинки.
Представляет собой длинную ленту. Ее необходимо закрепить на скользящей поверхности лыж, чтобы предотвратить скольжение назад при подъемах. С внешней стороны, взаимодействующей со снегом, она жесткая и ворсистая, с тыльной, которая контактирует с лыжами — липкая. Используется только при подъеме на склон, при спуске следует снять камус.
Бипер — отслеживающее устройство. С его помощью спасатели придут на помощь райдеру, если тот угодил под лавину. При катании этот прибор всегда должен быть включен в режиме передачи. Прежде чем отправиться на склон, рекомендуется получше разобраться в работе бипера.
Применяется для изучения толщины снега во время поиска попавшего пол лавину райдера. Выглядит как прут длинной от двух до четырех метров. В некоторых ситуациях помогает найти жертву быстрее, чем бипер.
С ее помощью откапывают человека, заваленного снегом в результате сошедшей лавины. В рюкзак укладывается в разобранном виде, а в рукоятку убирают щуп для экономии места.
Используются походные рюкзаки с удобными ремнями и стяжками, объемом до 40 литров. Объем зависит от цели, продолжительности, условий катания. Рюкзак обязательно следует снабдить точками внешней подвески для снаряжения. Лидер группы обязан иметь при себе аптечку.
Кошки, использующиеся для сноубордических ботинок должны обладать мягким креплением, а для горных, наоборот, следует выбрать более жесткие модели. Важно помнить, что не рекомендуется использовать их без специального антиподлипа, иначе пострадает уровень комфорта и безопасности при катании. Кошки уберегут райдера на склонах с жестким снегом, предотвратят повреждения лыж или сноуборда
Палки предназначены для людей, поднимающихся в гору на снегоступах или лыжах. Они станут верной точкой опоры, а длина способна будет регулироваться в зависимости от условий катания.
Одежда для бэккантри имеет существенные различия с экипировкой для фристайла и фрирайда. У бэккантри она более облегающая, с увеличенной дышащей способностью. В разных частях одежды используются разные материалы с целью улучшения комфорта при носке. Необходимо надевать термобелье, затем флисовую куртку, а сверху жилетку или куртку с синтетическим утеплением. Последним элементом станет горнолыжная куртка, защищающая от сильных порывов ветра.
Обувь должна быть высокой, дабы обеспечить фиксацию стопы, обладать водонепроницаемыми и дышащими свойствами. При выборе стоит взять ботинки на один размер больше, чем берете обычно. Не стоит надевать шерстяные носки, так как шерсть сильно натирает ноги после намокания. Лучше воспользоваться плотными термоносками.
Для защиты тела применяется жилет с наплечниками. Не стоит забывать о шлеме и маске, предохраняющей лицо от снега и солнца.
В группе обязательно наличие связи. Для разговора на ближних расстояниях подойдут модели с малой мощностью любого диапазона. В том случае, когда предусматривается расхождение группы дальше приделов видимости, стоит обзавестись средством помощнее, которое будет работать в том же диапазоне, что и служба спасения.
Если вы собираетесь заняться бэккантри в первый раз, то вам необходимо ознакомиться с основными правилами во избежание неприятных ситуаций:
sportotip.ru