Считается, что чем больше человек владеет навыками одновременного ведения различных дел, тем более он продуктивен по сравнению с другими. Многозадачность = Продуктивность. Так ли это? Совершенно очевидно, что наше отношение к этому вопросу неоднозначно: кто-то считает, что многозадачность неэффективна, и даже вредна, а кто-то не только сам успевает одновременно вести огромное количество дел одновременно, но и успевает обучать этому искусству других людей. Совершенно естественно, что многих людей волнует вопрос: как вести несколько дел одновременно и все успевать?
Принято считать, что многозадачность — это способность человека выполнять и вести несколько дел одновременно. Мне кажется интересным и более верными другие определения многозадачности:
Многозадачность (multitasking) — способность разбивать несколько видов деятельности на удобные для выполнения части с тем, чтобы возвращаться к прерванной проблеме, будучи обогащённым опытом параллельного решения других вопросов.
Многозадачность (multitasking) – ситуация, в которой работа над заданием останавливается с целью того, чтобы приступить к выполнению нового задания.
Вам приходилось видеть людей, которые одновременно выполняют несколько задач:
Как вы считаете, сложно управлять несколькими делами одновременно, или это тоже навык, который приобретается и постепенно становится нашей привычкой?
Да, многозадачность становится обыденностью в нашем сложном мире. И приходится успевать выполнять сто дел сразу, чтобы тебя не посчитали неудачником. Но какую цену мы при этом платим?
Исследования ученых доказывают, что люди не в состоянии справиться с более чем двумя задачами одновременно. Все дело в количестве лобных долей нашего мозга. Их всего две. Когда мы выполняем одну задачу, участки обеих лобных долей участвуют вместе в работе над задачей. Когда задач становится две, доли разделяют свои обязанности, и каждое полушарие сосредотачивается над своей целью.
Поэтому, имея в своем распоряжении всего две лобные доли, человек не в состоянии справиться с более чем двумя уникальными задачами. Когда добавляется третья, мозг вынужден заменить одну из первых задач. То есть, мы лишь в малой степени способны к многозадачности, хотя справедливости ради надо отметить, что среди нас есть индивидумы, способные вести несколько десятков дел и проектов одновременно, например, гуру российского инфобизнеса Андрей Парабеллум.
Его многозадачность кардинально отличается от нашей привычной: его цель — «зафиналить», то есть довести до запланированного результата дело или задачу. Нет результата, значит грош цена твоей многозадачности. Результаты и достижения должны быть обязательно.
Когда встречаешь таких людей, хочется быть похожими на них. Время и условия диктуют свои правила, и нам приходится обращать внимание на то, как и что им позволяет справляться с большим объемом разнообразных задач. Интересно разгадать их секреты, с помощью которых они намного эффективнее, чем мы.
Но свои секреты они просто так не раскрывают. Скорее всего, потрясающие результаты их многозадачности кроются в высокой организованности, аналитическом мышлении, способности к анализу и синтезу, системном подходе. Сначала это просто полезные привычки, затем привычки становятся навыками личной эффективности, встроенными в нашу деятельность. Если по роду деятельности вас часто отвлекают от основного занятия, то обладая необходимыми навыками, вы быстро найдете способы переключаться с одного занятия на другое. Даже имея ввиду, что для того, чтобы переключиться на текущее занятие, времени потребуется гораздо больше, чем было необходимо на выполнение этого задания.
Такая работа не нравится людям, более того это напрягает и создает неблагоприятный эмоциональный фон, в результате чего, домой мы приходим уставшие и выжатые, как лимон. Вероятность допущения ошибок в подобной стрессовой ситуации возрастает, все знают, насколько важно сконцентрироваться на выполнении важной задачи. Помехами может все, что отвлекает: музыка, разговоры, телефонные звонки, вопросы коллег и сотрудников.
Я думаю, что большинство из нас все-таки предпочитает концентрировать внимание на выполнении одной задачи, причем зная объем запланированных задач на день, постараться решать в короткие сроки, решая одну задачу за другой последовательно. Качество при этом не должно страдать.
Есть несколько интересных приемов, которые позволяют вести несколько дел одновременно.
1. Работая в компьютере, оставить открытой всего лишь одну вкладку. После выполнения задачи эту вкладку можно закрыть и открыть следующую.
2. Говорят, что одновременно вести несколько дел помогает использование нескольких компьютерных мониторов — они решают проблемы с краткосрочной памятью и повышают продуктивность.
3. Прежде, чем начать работу над еще одной задачей, советуют ее предварительно разбить на подзадачи, используя технику «Помодоро». Суть этого метода в том, что, разбивая задачу (день) на структурированные части, вы сосредоточенно работаете над выполнением по 25 минут, делая кратковременные перерывы.
4. Важность планирования трудно переоценить, поэтому умение спланировать работу в режиме многозадачности будет крайне полезным. Важно научиться назначать приоритеты задачам и всегда решать в первую очередь самые важные и самые срочные. Знайте свое время, знайте свои задачи и планируйте их соответственно, советуют те, кто с этим легко справляется.
5. Мотивация. О ней кстати будет уместно упомянуть в контексте качества выполняемых задач. Используя и загружая своих сотрудников по-максимуму, руководители часто забывают оценить такой труд по достоинству, оставляя материальное вознаграждение на прежнем уровне. В результате — неизбежное ухудшение качества работы, так как лично он не заинтересован трудиться в поте лица, бесплатно выполняя дополнительные обязанности.
6. Совет использовать перерывы для смены обстановки и переключения на какую-либо другую деятельность позволяет не только сосредоточиться на отдельных задачах, но и дает возможность немного отдохнуть и чуть-чуть развлечься.
Подробнее о всех этих способах можно прочитать в разделах «Личная эффективность» и «Мотивация», что-то можно найти в других источниках. Важно понимать, что от многозадачности нам никуда, увы, не деться. Выгоднее будет овладеть инструментами такой деятельности и быть готовым к работе в таком режиме.
Чаще всего, нам не стоит гордиться своей «многозадачностью«, так как мы не несколько дел выполняем одновременно, а делаем их все-таки последовательно, переключаясь с одной задачи на другую. Самое главное — сосредоточиться на одной задаче, для того, чтобы общая продуктивность не снижалась. А если наступает момент, когда необходимо выполнять несколько дел одновременно, то в нашем арсенале имеется достаточное количество встроенных привычек, которые в авральном режиме справятся с несколькими делами в два счета.
Понимая, что режим многозадачности сам по себе не всегда продуктивен, надо понимать главное: надо видеть различия между ситуациями, и понимать, когда действительно необходимо выполнять несколько дел одновременно, и когда этого можно избежать. Надо стараться решать задачи по мере их поступления. За это наш мозг скажет нам спасибо.
Примите участие в семидневной игре «Разбуди в себе реактивный мозг»
О том, что многозадачный режим повышает уровень стресса, хорошо написано в книге Лео Бабауты, которую можно скачать здесь: («Focus free» – «Концентрируйся свободно»)
Успевайте больше за меньшее время вместе с «Копилкой эффективных советов».
Копилка эффективных советовkopilkasovetov.com
Забудьте о невидимости или способности летать. Единственная сверхспособность, о которой мы мечтаем сегодня, — делать несколько разных вещей одновременно. Однако, в отличие от любой другой суперсилы, способность работать в многозадачном режиме часто встречается в качестве основного требования для трудоустройства.
Некоторые из вас наверняка могут вспомнить, как сидели за компьютерами или планшетами с мультитачем, постили статусы в Twitter и в то же время уплетали стейк с холодным апельсиновым соком. Другие читают на Kindle, тыкая в смартфон и глядя на телевизор в углу с двумя строчками бегущих субтитров. Мы не задумываясь отправляем коллеге email с предложением выпить кофе, ведь мы уверены, что он прочитает письмо в течение нескольких минут.
Проще говоря, так и работает современный мир. Многозадачность — это такая же способность, как читать или складывать числа, настолько фундаментальная, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Делать одно дело за раз — это для неудачников. Вспомним, как Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) отзывался о Джеральде Форде (Gerald Ford): «Форд — хороший парень, только он не может одновременно жевать жвачку и ходить».
Подъём мультизадачности стимулируется развитием технологий, а также социальными изменениями. Мужья и жёны теперь не делятся на кормильцев и домохозяек — теперь каждый должен быть и тем и другим. Работа и увлечения могут быть неотделимы друг от друга. Ваши друзья могут связаться с вами, даже если вы на работе, отправив вам email в 10 часов утра. А ваш босс может позвонить на мобильный в 10 часов вечера. Вы можете сделать покупки, сидя за рабочим столом, и держать под контролем рабочие вопросы, стоя в очереди в супермаркете.
Это хорошая перемена во многих отношениях. Как прекрасно иметь возможность делать важные вещи и не тратить время впустую. Как восхитительно многообразие во всех его проявлениях! Больше не приходится жить в монотонном тейлористском мире, где нужно было полностью сосредоточиться на однотипных задачах, пока не сойдёшь с ума.
И всё же мы начинаем понимать, что блага многозадачной жизни не так однозначны. Мы чувствуем себя загруженными делами, которые может понадобиться сделать в любой момент. Мы чувствуем, что нас могут вызвать в любое время.
Нас беспокоит страшный аппетит наших детей, которые делают всё сразу: пролистывают домашнее задание, переписываясь в WhatsApp, слушая музыку и смотря «Игру престолов».
Согласно недавнему исследованию Сабрины Пабилониа (Sabrina Pabilonia) из Бюро статистики труда США, более половины времени, отведённое на домашнее задание, ученики слушают музыку или смотрят телевизор — иначе говоря, работают в многозадачном режиме. И эта тенденция только набирает обороты. Может, у них действительно получается обрабатывать всю поступающую информацию? Они думают именно так, несмотря на то что исследования свидетельствуют об обратном.
Сейчас можно наблюдать ответную реакцию на многозадачность — своего рода кампанию самопомощи. Живой пример — краудфандинговый проект на Kickstarter в декабре 2014 года. За 499 долларов — больше, чем за многофункциональный ноутбук — можно было приобрести Hemingwrite, компьютер с хорошей клавиатурой, маленьким E-Ink-экраном и автоматической отправкой набранного текста в облачное хранилище. С Hemingwrite нельзя отправить email. С Hemingwrite нельзя посмотреть YouTube, нельзя почитать новости. Можно только печатать. Кампания Hemingwrite собрала более 3 миллионов долларов.
Появляются программы вроде Freedom или Self-Control, их можно установить в свой браузер, чтобы отключить его на определённое время. The Villa Stéphanie, отель в Баден-Бадене, предлагает дополнительную услугу в номерах люкс: маленький серебряный переключатель рядом с кроватью, которым можно активировать блокатор беспроводных сетей, чтобы не соблазняться интернетом.
Линия между противниками проведена. С одной стороны, современная культура рабочего места, которая требует, чтобы вы были готовы прерваться в любое время. С другой — приверженцы однозадачности, которые настаивают на том, что многозадачность — это заблуждение и что главное — уметь сфокусироваться на самом важном. Кто из них прав?
Существует достаточно доказательств в подтверждение того факта, что нам следует фокусироваться на одном деле за раз. Обратимся к исследованию Дэвида Стрэйера (David Strayer), психолога из Университета Юты. В 2006 году Стрэйер и его коллеги использовали высокоточный симулятор вождения, чтобы сравнить продуктивность водителей, которые переписываются по телефону за рулём, и водителей с превышенным содержанием алкоголя в крови (по законам США). Стиль вождения «разговорчивых» водителей не был агрессивным или рискованным, как у пьяных, но они были опасны в другом отношении. Водители с телефонами намного медленнее реагировали на события за пределами автомобиля и не замечали указателей вокруг. Неутешительный вывод Стрэйера был таков: вождение с параллельным использованием мобильного телефона так же опасно, как и вождение в нетрезвом виде.
В этом исследовании был ещё один важный вывод: не имеет значения, разговаривает ли водитель, держа телефон в руке, или по громкой связи. Проблемы из-за разговоров за рулём появляются не из-за нехватки рук. А из-за нехватки умственных ресурсов.
Тем не менее это открытие не произвело большого впечатления на общественное мнение или законодателей. В Великобритании, например, запрещено использовать телефон при помощи рук во время вождения, а говорить по телефону в режиме громкой связи — абсолютно законно. Мы рады согласиться, что у нас всего лишь две руки, но отказываемся признать, что у нас всего лишь один мозг.
В другом исследовании Стрэйер доказал, что мы к тому же неверно оцениваем собственные способности к многозадачности. Участники исследования, которые утверждали, что могут долго и продуктивно работать в многозадачном режиме, неудовлетворительно справились с тестами на способности к многозадачности. Они систематически переоценивали свои возможности и хуже контролировали эмоции. Другими словами, желание работать в многозадачном режиме — явный признак того, что вам, скорее всего, не стоит этого делать.
Мы можем не сразу понять, что многозадачность нам мешает. Впервые я воспользовался Twitter, чтобы комментировать общественное мероприятие во время телетрансляции правительственных дебатов в 2010 году. Ощущение живого общения мне понравилось: я мог просматривать аргументы кандидатов и постить ответы, сочинять свои 140-символьные глубокомысленные изречения и смотреть, как их расшаривают. Я чувствовал себя полностью вовлечённым в происходящее. И только в конце дебатов я осознал, к моему большому удивлению, что не могу вспомнить ровным счётом ничего из того, что говорили Браун, Кэмерон и Клегг.
Исследование, проведённое в Калифорнийском университете, подтверждает, что мой опыт не уникален. Трое психологов: Карин Фоерд (Karin Foerde), Барбара Ноултон (Barbara Knowlton) и Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) — демонстрировали студентам серии карточек с символами на них, а потом просили сделать прогноз, если они поняли паттерн (систему). Некоторые из этих прогнозов были сделаны в многозадачной среде, где студентам также приходилось прислушиваться к записи с низкими и высокими тонами и высчитывать самый высокий из них. Вы могли подумать, что делать прогноз и в то же время стараться сосредоточиться на звуках — это слишком большая нагрузка. На самом деле нет. Студенты были достаточно подготовлены и могли распознавать паттерны со звуковыми подсказками или без них.
Но вот в чём загвоздка: когда исследователи после выполнения задания задали более общие вопросы о паттернах, стала ясна вся цена многозадачного поведения. Студенты изо всех сил старались отвечать на вопросы о прогнозах, которые они сделали в многозадачной среде. Они успешно справились с обоими заданиями, но не узнали ничего, что могли бы применить в другом контексте.
Это неутешительное открытие. Когда мы отправляем email во время скучного совещания, мы не делаем это внимательно. Согласно выводам психологов, чувство понимания может оказаться иллюзией, и только потом вы обнаруживаете, что на самом деле многого не запомнили или не можете гибко применять свои знания. Это значит, что из-за многозадачности мы становимся забывчивее — ещё одна черта, которая делает нас немного похожими на пьяниц.
В 1958 году молодой психолог Бернис Эйдусон (Bernice Eiduson) приступила к долгосрочному исследовательскому проекту. Как оказалось, настолько долгосрочному, что она не дожила до его завершения. Эйдусон изучала подход к работе сорока учёных, преимущественно мужчин. Она периодически, раз в несколько лет, опрашивала их и проводила психологические тесты. У некоторых учёных карьера закончилась крахом, другие же достигли серьёзных успехов. Четверо получили Нобелевскую премию, ещё двое рассматривались как серьёзные претенденты на неё. Нескольких человек приглашали присоединиться к Национальной академии наук.
После смерти Эйдусон её коллеги опубликовали анализ работ Бернис. В частности, Роберт Рут-Бернштейн (Robert Root-Bernstein), Морин Бернштейн (Maurine Bernstein) и Хелен Гарнье (Helen Garnier) хотели определить, от чего зависит долгая продуктивная карьера учёного, найти рецепт гениальности и продолжительной работы.
В интервью и психологических тестах не было никакого секрета. Но, взглянув на ранние публикации этих учёных, на их первые 100 научных статей, исследователи обнаружили одну закономерность: ведущие учёные постоянно меняли направление своей деятельности.
В первых 100 работах самые продуктивные учёные успели охватить пять разных исследовательских областей и меняли одну тему на другую порядка 43 раз. Они публиковали, меняли тему, снова публиковали и снова меняли тему. Так как исследование занимает много времени, иногда их темы частично пересекались. Так в чём же секрет долгой и высокопродуктивной карьеры учёного? В многозадачности.
Чарлз Дарвин успешно справлялся с разной деятельностью. Свои заметки о мутации видов он начал вести за два десятилетия до публикации «Происхождения видов». «Биографический очерк одного ребёнка» он начал писать сразу после рождения своего сына Уильяма, а опубликовал, только когда Уильяму исполнилось 37 лет. В это же время Дарвин почти 20 лет работал над вьющимися и насекомоядными растениями. Книгу о дождевых червях он опубликовал в 1881 году, незадолго до своей смерти. Дарвин работал над ней 44 года. Когда психологи Говард Грубер (Howard Gruber) и Сара Дэвис (Sara Davis) изучали методы работы Дарвина и других известных учёных, они пришли к выводу, что такие частично совпадающие исследования были обычным явлением.
Другая группа психологов, возглавляемая Михайем Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), опросила почти 100 исключительно творческих людей: от джазового пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и писателя Стивена Джея Гулда (Stephen Jay Gould) до дважды нобелевского лауреата, физика Джона Бардина (John Bardeen). Чиксентмихайи известен разработкой идеи потока — блаженного состояния быть настолько поглощённым своей целью, что не замечать течения времени и оставлять всё отвлекающее вовне. При этом каждый из опрошенных Чиксентмихайи практиковал работу над несколькими проектами одновременно.
Если термин «многозадачность» можно применить и к Дарвину, и к тинейджеру с привычкой постоянно проверять Instagram, стоит задуматься о более точном определении этого феномена. Есть по меньшей мере четыре вида деятельности, которые мы можем подразумевать, говоря о многозадачности.
Например, когда можешь одновременно петь и играть на пианино. Врождённая многозадачность возможна, но по крайней мере одна из задач должна осуществляться автоматически, без дополнительных раздумий.
Теперь поговорим о ситуации, когда вы делаете презентацию для своего босса, в то же время отвечаете на его звонки и одним глазом посматриваете на email, если вдруг он захочет достать вас там. Это не назовёшь многозадачностью в том же смысле. Здесь больше походит термин «быстрое переключение между задачами», потому что ваше внимание распределяется между презентацией, телефоном и входящими. Многое из того, что мы называем многозадачностью, на самом деле является быстрым переключением между задачами.
Переключение между задачами часто путают с третьим видом деятельности — тайным увлечением прокручивать бесконечную ленту сплетен о звёздах и обновлений в социальных сетях между делом. Есть большая разница между человеком, который остановился на середине статьи, чтобы сделать несколько заметок по своему будущему проекту, а затем обратно вернулся к ней, и человеком, который прочитал половину статьи, а потом отправился рассматривать фотографии девушек в бикини. «То, что мы называем многозадачностью, зачастую оказывается банальной интернет-зависимостью, — говорит психолог Шелли Карсон (Shelley Carson), автор книги „Твой креативный мозг“. — Это навязчивое действие, а не проявление многозадачности».
И последняя разновидность многозадачности — когда нужно не добиться цели, а просто сделать много вещей. Машину нужно отогнать в сервис. Зубы разболелись. Супруг сегодня не может забрать детей из школы. Нужно подготовиться к важной встрече на следующей неделе, а ещё уплатить налоги. Если необходимо сделать много вещей, это не значит, что нужно сделать их все за раз. Это просто жизнь.
На все четыре действия: врождённую многозадачность, переключение между задачами, рассеянное внимание и управление несколькими проектами — вешается один ярлык «многозадачность». Это происходит не из-за обычной лингвистической путаницы, они схожи ещё в одном отношении. В частности, высокопродуктивная практика вести несколько разнородных проектов одновременно может привести к совсем непродуктивной привычке быстро переключаться между задачами.
Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим историю, которая произошла в ресторане неподалёку от Берлинского университета в 1920-х — её любят рассказывать психологи. Когда большая группа академиков нагрянула в ресторан, официант подошёл, чтобы принять заказ, и каждый раз спокойно кивал, когда они добавляли новое блюдо или напиток в общий сложный заказ. Он ничего не записывал, но, когда вернулся с едой, все убедились, что память у него безупречная. Уходя, академики всё ещё обсуждали его необычайное мастерство. Но один из них вернулся за какой-то забытой вещью, и официант его не вспомнил. Как так получилось, что официант вдруг стал таким рассеянным? «Очень просто, — ответил тот. — Когда заказ оплачен, я его забываю».
Одним из членов Берлинской школы была молодой экспериментальный психолог Блюма Зейгарник. В одном из экспериментов она продемонстрировала, что люди лучше запоминают незавершённые задачи. Этот феномен получил название «эффект Зейгарник»: когда мы прерываем действие, не доведя до конца, мы не можем выбросить его из головы. Наше подсознание хранит напоминание, что задаче требуется внимание.
Эффектом Зейгарник можно объяснить связь между наличием многочисленных обязанностей и злоупотреблением быстрым переключением между задачами. Мы бежим от задачи к задаче, потому что не можем забыть о всех тех вещах, что ещё не сделали. Мы бежим от задачи к задаче, потому что пытаемся заглушить свой навязчивый внутренний голос.
Сейчас мы много говорили о защите внимания, однозадачности. Но раньше многое говорили и в защиту каллиграфического почерка или твердили о том, что всем нужен дворецкий. Мир движется вперёд. Есть что-то привлекательное в Hemingwrite и номере без интернета в гостинице, но есть и что-то нецелесообразное.
Неправда, что только Facebook мешает вам добиться литературной славы. А в большинстве офисов Hemingwrite не самый подходящий инструмент, чтобы добиться продвижения по службе. Вы не Эрнест Хемингуэй и не можете просто игнорировать входящие от коллег.
Однозадачность может выжить, только если пойдёт на компромиссы с современным многозадачным миром.
Слово «многозадачность» не использовалось по отношению к людям вплоть до 1990-х, в течение полувека оно предназначалось исключительно для описания компьютеров. Согласно Оксфордскому английскому словарю, впервые термин «многозадачность» появился в печати в журнале Datamation в 1966 году при описании компьютера, способного выполнять несколько разных операций одновременно.
Так же, как и люди, компьютеры обычно создают иллюзию многозадачности, а на самом деле просто очень быстро переключаются между задачами. Только компьютеры переключаются быстрее, им не нужно 20 минут, чтобы вернуться в строй после перерыва.
К тому же компьютер не будет беспокоиться о том, что не сделано. Пока проходит очередь и текст отправляется на принтер, он не почувствует никакой вины за то, что мышь подвисла на последние 16 миллисекунд. Дойдёт время и до мыши. Быть компьютером — значит никогда не сталкиваться с эффектом Зейгарник.
Как мы можем поддерживать ощущение, что всё под контролем, если испытываем непрекращающееся чувство вины за то, что не сделали?
Каждый раз, когда вы говорите кому-то: «Я к этому вернусь», — вы запускаете цикл в своём мозгу. И этот цикл будет крутиться там до тех пор, пока вы не поместите в систему заменитель, которому можно доверять.
Дэвид Аллен (David Allen)
Современная жизнь побуждает нас открывать всё новые и новые циклы. У нас не обязательно много работы, но есть много рабочих дел, которые мы должны быть готовы сделать в любой момент. Задачи неумолимо перетекают одна в другую. Что бы мы ни делали, мы не можем избавиться от чувства, что должны сделать что-то ещё. А это требует значительных умственных усилий.
Принцип, изложенный в Getting Things Done, прост: закрывать открытые циклы. С деталями сложнее, но сам принцип исчерпывающий. После каждого дела, которое вы сделали для себя или кого-то ещё, запишите то, что вы планируете делать дальше. Просматривайте список своих следующих действий достаточно часто — это придаст уверенности, что вы ничего не упускаете из виду.
У метода Аллена много последователей. Практика показывает, что многие находят его чрезвычайно полезным, и я в том числе (подробности ниже). И тем не менее только недавно психологи Е. Дж. Масикампо (E J Masicampo) и Рой Баумайстер (Roy Baumeister) нашли объяснение, почему людям становится легче благодаря системе Дэвида Аллена. На самом деле совсем не обязательно заканчивать задачу, чтобы избавиться от эффекта Зейгарник. В этом поможет конкретный план. Запишите следующее действие, и вы заметите, что раздражающий внутренний голос затихает. Вы переносите своё беспокойство на лист бумаги.
Скорее всего, это мудрое решение — оставить быстрое переключение между задачами компьютерам. Но даже неистовое метание между Facebook, почтой и документами может дать определённые преимущества.
Психолог Шелли Карсон (Shelley Carson) и её студент Джастин Мур (Justin Moore) недавно провели эксперимент. Они протестировали способности студентов быстро переключаться между задачами. Каждому испытуемому дали два задания: разгадывать анаграммы и читать статьи из научных журналов. Задания нужно было выполнять на компьютере. Половина испытуемых выполняла задания последовательно: сначала они решали анаграммы, а потом читали статью. У другой половины экспериментальной группы задания на экране менялись каждые две с половиной минуты — с анаграмм на статью и обратно, и так несколько раз.
Неудивительно, что из-за постоянного переключения задач испытуемые во второй группе соображали медленнее. Они решили меньше анаграмм и хуже ориентировались в содержании прочитанного, потому что переключали внимание с одного на другое каждые 150 секунд.
Но при интерпретации результатов были выявлены преимущества такой многозадачности. Испытуемые, которые выполняли задание с переключением, оказались более креативными. Если быть точнее, их результаты тестов отличались нестандартным мышлением, особенно в вопросах с открытым ответом. Их, например, могли попросить придумать как можно больше способов применения скалки или перечислить последствия того, что стало бы с миром, будь у людей не две руки, а три. Вынужденные «многозадачники» давали больше разнообразных ответов, к тому же их мысли были оригинальнее.
«Похоже, что переключение между задачами запускает в людях креативность», — говорит Карсон, адъюнкт-профессор Гарварда. Результаты её совместной работы с Муром ещё не опубликованы, но уже можно возразить, что вряд ли такие задания подходят для измерения креативности. Карсон отвечает, что в ходе лабораторных исследований обнаружена взаимосвязь дивергентного мышления и творческой деятельности в широком смысле, будь то написание романа, профессиональная постановка сценического шоу или создание живописного холста. Тем, кто убеждён, что великая работа может быть сделана только путём сверхчеловеческой сосредоточенности, следует поразмыслить над этим открытием.
Карсон и её коллеги обнаружили взаимосвязь между значительными достижениями в творческой сфере и проявлением такого психологического явления, как низкая способность к скрытому торможению. Скрытое торможение — это фильтр, который есть у всех млекопитающих, позволяющий неосознанно отключаться от несущественных стимулов. Было бы невыносимо слышать каждый разговор в офисе, гул кондиционера, в то же время замечая каждого человека, который проходит мимо окна офиса. Скрытое торможение спасает нас от этого. Такой подсознательный фильтр позволяет нам ходить по миру, не реагируя на все внешние стимулы.
И всё же люди, чьи фильтры чуть более проницаемы, чаще обладают способностями к творчеству. Подумайте об этом, «однозадачники»: пока вы слишком усердно пытаетесь сосредоточиться на одной вещи, люди, которые не противостоят шуму мира, сейчас несут свои рукописи в издательство.
«Вы получаете больше информации в своё познавательное пространство, причём она может иметь как сознательную, так и бессознательную природу», — говорит Карсон. Двое других психологов, Холли Уайт (Holly White) и Прити Шах (Priti Shah), обнаружили подобный шаблон в поведении людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Было бы неправильно романтизировать тяжёлые заболевания, такие как СДВГ. Все исследования были проведены среди студентов университетов, то есть людей, которые уже продемонстрировали свою способность воспринимать информацию. Хотя условия эксперимента Уайт и Шах были нетривиальны: его участники должны были иметь клинический диагноз СДВГ. А это значит, что дефицит внимания настолько беспокоил студентов, что они были вынуждены обратиться за профессиональной помощью.
Это удивительное открытие: переключение между задачами делает нас более креативными. Ещё удивительнее осознавать, что в наше время, когда мы все живём под угрозой постоянного отвлечения, люди, которые подвержены рассеянности, могут процветать творчески.
Может быть, нам не стоит так удивляться. «Переключаясь между задачами, можно смазать рельсы, по которым движется мысль», — говорит Джон Коуниос (John Kounios), профессор психологии из Дрексельского университета.
Коуниос, соавтор книги Eureka Factor, предполагает, что есть по меньшей мере два психологических механизма, которые потенциально могут запустить творчество при переключении между задачами. Один из них заключается в том, что новая задача помогает нам забывать плохие идеи. При решении творческой проблемы легче застрять, потому что думаем о неправильном решении, но в то же время просто не можем перестать думать о нём. Когда делаешь что-то новое, принципиально другое, включается реакция забывания, которая позволяет нам освободиться и найти правильное решение.
Второй механизм — гибкая ассимиляция. Когда новая задача побуждает нас думать о решении старой. Известный пример — Архимед и его «Эврика!».
Как гласит история, задачей Архимеда было определить, действительно ли корона сделана из чистого золота (без примесей), не разрушая при этом ювелирное изделие. Решение оказалось таково: посмотреть, вытеснит ли золотая корона такой же объём воды из сосуда, что и золотой слиток такой же массы. Это решение пришло Архимеду на ум, когда он принимал ванну и задумался об изменениях уровня воды. Принимать ванну и искать решение проблемы — это ли не многозадачность?
«Идеальная ситуация для работы в многозадачном режиме — когда получается сосредоточиться в нужный момент», — пишет психолог Шелли Карсон. Том Чатфилд (Tom Chatfield), автор книги Live This Book, советует завести два списка: один — для дел, которые лучше делать с помощью интернета, а другой — для дел, которые лучше делать офлайн. Подключение и отключение от интернета должно быть сознательным действием.
Главная идея Get Things Done Дэвида Аллена — претворить каждую неопределённую мысль и чувство вины в определённое действие. Поэтому регулярно записывайте все дела и постоянно их просматривайте. Цель — не волноваться о тех вещах, что вы делаете, и о тех, что вы решили не делать прямо сейчас, но в то же время пребывать в уверенности, что ничего не пропадёт.
Смартфон — отличный, но раздражающий помощник. Отключите ненужные оповещения: большинству людей не нужно знать о новых твитах или входящих письмах. Настройте систему хранения в вашей электронной почте. Например, когда ответить на сообщение удобнее с клавиатуры (нужно написать 50 слов и больше), вы перемещаете сообщение с специальную папку, в которой оно хранится до тех пор, пока вы не доберётесь до компьютера.
Pomodoro — техника, которую предложил Франческо Чирилло (Francesco Chirillo) — заключается в том, чтобы разбить большую задачу на несколько подходов по 25 минут (они называются помидорами), между которыми устраивается небольшой перерыв. Гуру продуктивности Мерлин Манн (Merlin Mann) советует метод электронного тире — просмотр электронной почты или списка неотложных дел в течение нескольких минут каждый час. Эти техники помогают сосредоточиться и в то же время позволяют переключаться между проектами несколько раз в день.
Если вы одновременно занимаетесь несколькими интересными проектами, то можете отложить один в сторону и заняться другим. Именно так и работал Чарлз Дарвин. Перемены так же хороши, как и отдых, и, как объясняет психолог Джон Коуниос, подобное переключение между задачами способствует появлению новых идей.
«Творческие идеи приходят к людям, которые работают в разных областях или ведут несколько разнообразных проектов», — говорит автор и психолог Кит Сойер (Keith Sawyer). Кстати, Сойер также джазовый пианист, бывший консультант по вопросам управления и гейм-дизайнер в Atari. Хорошие идеи часто приходят именно тогда, когда ваш ум находит неожиданные связи между разными областями.
Система Дэвида Аллена Getting Things Done, или GTD, стала практически религией среди фанатов продуктивности. Её сердце — список будущих дел. Он более эффективен по сравнению с обычным списком, потому что является исчерпывающим, конкретным и напоминает о том, о чём вам нужно напоминать. И я хочу поделиться, как работаю с этой системой.
Записывайте всё. Я использую Google Calendar для назначенных встреч и электронный список задач Remember The Milk, а также специальный список задач на день на бумаге. Детали не имеют значения. Принцип заключается в том, чтобы не держать все дела в голове.
Список должен быть максимально полным. В моём списке на данный момент 151 пункт. (Нет, я не запоминал это число, я пересчитал.)
Обновляйте список. Система работает и снимает беспокойство, если вы уверены, что календарь и список задач напомнят вам о том, о чём нужно. Я провожу 20 минут в неделю, просматривая список, отмечаю дедлайны, убеждаюсь, что в списке не упущено никаких важных дел. Пересмотр списка очень важен. Чем больше вы доверяете ему, тем чаще вы его используете. Чем чаще используете, тем больше доверяете.
Список с дополнительным контекстом так же хорош, как тематический список. Естественно, удобнее вести список по конкретной теме или проекту, например список дел, связанных с ремонтом комнаты для гостей, или список планов на следующий год. Дела, которые нужно сделать перед отлётом; вещи, которые нужно купить в магазине; идеи, о которых нужно поговорить с начальником при встрече.
Конкретно описывайте следующее действие. Если вы просто записываете смутные напоминания, список дел будет продолжать вызывать беспокойство. Перед тем как записать плохо сформулированную задачу, подумайте 15 секунд о том, что именно она собой представляет.
lifehacker.ru
Общество предъявляет все новые и новые требования. Уже никому не интересен усердный работник, который делает одно дело за раз. Нет, он должен уметь и то и се, да причем сразу.
И все чаще мы сталкиваемся с понятием многозадачности. Что такое многозадачность? Многозадачность – это возможность выполнять несколько процессов одновременно. Это понятие касается и программирования, и производства, и человеческой деятельности. Чтобы не распыляться, оставим технические вопросы соответствующим специалистам и поговорим о том, в чем заключается многозадачность для человека.
Многозадачность все больше проникает в нашу жизнь и становится неотъемлемым спутником наших деяний, отдыха, быта, развлечения. Возможно, так происходит потому, что мы вращаемся в бурном потоке информации и возможностей, и все хочется попробовать, и все хочется успеть. Мы превратились в больших детей, а детям, как известно нравится начинать разные дела и бросать на полпути.
Поэтому мы можем одновременно отвечать на письма в почте, чатиться в соцети, слушать музыку, красить ногти (стричь бороду) и спорить с мамой (женой, мужем) через стенку. Теперь Юлию Цезарю нечем гордиться, даже современные дети переплюнули его – мы делаем все и сразу. Мы постоянно чем-то заняты, но никак не можем прийти к финишу, у нас десятки начатых и незавершенных дел. Заниматься тремя проектами сразу, читать одновременно пять книг, готовить суп, мыть посуду и пылесосить – вот она, наша многозадачность.
Это не что-то, к чему нужно стремиться, как к полезной системе работы. Наоборот – теперь это свойство, присущее практически каждому человеку. И мы должны научиться его обуздывать.
Открою секрет: исследователи утверждают, что многозадачность для человека вовсе не означает одновременное выполнение нескольких задач, а скорее быстрое переключение с одной на другую и обратно. По-настоящему многозадачных людей крайне мало.
Почему мы так любим многозадачность? Да, мы ее действительно любим, потому что мозгу нравится ощущение постоянной занятости, таким образом мы чувствуем себя более реализованными и счастливыми. Тот факт, что половина энергии тратится на переключение с одной задачи на другую, во внимание не принимается.
Более того – во время переключения между задачами в наше тело выбрасывается большая доза гормона счастья. Именно поэтому нас так манит мигающее оповещение об СМС или желание поностальгировать над старым хламом, найденным во время уборки.
Но проблема в том, что в то же время мозг «впрыскивает» и кортизол, гормон стресса. И получается, что при многозадачной деятельности мы одновременно счастливы и напряжены.
Но обозначает ли это, что многозадачность негативно отражается на нашей жизни и работе? Чтобы выяснить это, давайте рассмотрим все стороны этого явления.
Минусы:
Плюсы:
Что же нам делать с пресловутой многозадачностью – пытаться избавиться от нее и научиться делать все по порядку или как-то систематизировать, чтобы она несла больше пользы, чем вреда? Конечно же, второе.
Между прочим, работа в условиях многозадачности приносит хорошие результаты в сфере бизнеса, управления, педагогики, туризма и прочих нишах, где нужно решать кучу вопросов сразу же по мере их поступления. Главное здесь – научиться ею правильно пользоваться, чтобы не получалось как в том анекдоте о чукче, который запрягал оленей в жигули. Чтобы многозадачность была инструментом, а не балластом, необходимо установить для себя несколько важных правил.
Многозадачность – это сложное и капризное свойство нашей психики. Оно подобно необъезженному коню. Если мы не умеем ею управлять – она седлает нас и выматывает, выжимает все соки.
Нельзя путать многозадачность с неорганизованностью. Многие, кто считает себя крутыми «многозадачниками», просто не умеют организовать собственное время.
Настоящая многозадачность – это умение концентрироваться только на одном деле в течение определенного времени, переключаясь на другое в строго установленный момент и полностью погружаясь в новую работу.
Развивайте дисциплину и концентрацию – и тогда многозадачность не превратится в трясину, безвозвратно засасывающую все время и силы своего хозяина.
constructorus.ru
Кто не многозадачен — неэффективен. Кто не стрессоустойчив, долго не протянет. Раньше я в это верила.
Сегодня я расскажу о том, как многозадачность мешает мне жить.
Психологи в США провелиисследование, чтобы выяснить: так ли мы многозадачны, как хотим о себе думать.
Оказалось наоборот: те, кто считают себя особо многозадачными, на самом деле плохо справляются с несколькими деламиодновременно. Они не умеют концентрироваться, быстро теряют интерес к делу или постоянно ищут новые раздражители.Это не многозадачность, а расхлябанность.
И, наоборот, люди, которые действительно хорошо справляются с несколькими задачами одновременно, демонстрируют редкиеспособности сосредоточения, самодисциплины и общей ментальной суровости.
Я всегда считала себя многозадачной, но если подумать, я страдаю от этой же болезни: слишком много дел, слишком маловнимания.
Я, бывает, открываю ноутбук, и как будто пропадаю. Вроде что-то делаю: читаю статьи, листаю соцсети, отвечаюна письма, телефон. За этим занятием проходит час, второй, третий — и тут я понимаю, что уже время обеда, но до сихпор ничего не сделано. Непродуктивная многозадачность.
Я придумала, как обращать это в пользу:
Всегда держу открытым «Эверноут», в который записываю все, что нахожу интересным в эти периоды «пропадания».Интересная статья — скопировала цитату и ссылку. Интересное видео — записала с тегом «использоватьна конференции».
За год такого процесса у меня накопилась большая картотека мыслей, к которым я часто возвращаюсь.
Понимая, что этот процесс неизбежен, я выделяю на него фиксированное время в определенные дни. В это времяя не занимаюсь ничем другим. Только несрочные письма, соцсети, статьи, аналитика, деловые журналы, отложенныезвонки. Выделяя на это время, я говорю себе, что другого времени у меня не будет. Поэтому я целенаправленнои с азартом погружаюсь в Интернет и мелкие дела,
Я не просто так говорю о многозадачности. У нас много работы. В основном, слишком много. Когда вся жизнь превращаетсяв работу, мы движемся вверх по карьерной лестнице, но одновременно с этим тупеем и впадаем в депрессию.
Этолог Серджио Пеллис написал книгу «Игривый мозг»,в котором описал такую особенность мозга: когда человека лишают возможность переключиться с работына целенаправленный досуг, ему тяжелее переносить стрессовые ситуации и справляться со сложными задачами. Об этомсвидетельствуют данные экспериментов, статистические данные и много еще чего. Главный вывод:
Здесь работа противопоставляется не отдыху как таковому, а именно целенаправленному творческому досугу. Он делает нашразум более гибким и устойчивым к трудностям и стрессу.
Бывают творческие игры. Можно решать головоломки или конструировать межгалактический крейсер в гараже. Можно писатьприключенческий роман или кататься по городу с фотоаппаратом.
Творческий досуг может быть любым, лишь бы вы сами выбирали его и отдавались ему целиком, не отвлекаясь на работу.Тогда будет и интеллектуальный рост, и эмоциональная устойчивость, и готовность принимать правильные решенияв стрессовых ситуациях.
Если же чередовать работу с хлопотами по хозяйству и отдыхом на диване, толка не будет. Через время эта непрерывнаятрудовая многозадачность скажется на мозге.
Что из этого вынести:
По-настоящему многозадачен не тот, кто делает все и сразу, а тот, кто умеет быстрососредоточиться и так же быстро переключиться.
«Залипать» в Интернете полезно — если коллекционировать полезности и возвращатьсяк ним.
Стрессоустойчивость и долгосрочный успех в жизни и карьере — результат целенаправленноготворческого досуга, а не круглосуточного прозябания в офисе.
Дизайнер и художник Паоло Кардини предлагает на «Теде»серьезно подумать об однозадачности. И даже создает для этого однозадачные чехлы для Айфона:
Желаю вам не быть слишком многозадачными ;-)
Автор — Марина Питерская, евангелист Мегаплана
megaplan.ru
«Я же не могу разорваться», - периодически кричим мы, но в душе гордимся тем, что умело обращаемся с несколькими делами одновременно, как Юлий Цезарь. Однако впервые слово «мультитаскинг», или "многозадачность", начали использовать в шестидесятых годах XX в. в области обработки данных. Перевод task ("задача") говорит сам за себя. Понятие описывало возможность компьютера выполнять одновременно несколько задач, однако потом этот термин начали использовать и в психологии. Multitasking в переводе с английского - "мультизадачность".
Однако в сфере обработки данных и в области человеческой трудоспособности это понятие различно. Первое подразумевает, что мультитаскинг - это такой режим, в котором в обработке находится больше одной задачи, однако выполняются они не одновременно, а поочередно. Иллюзия параллельного выполнения задач создается за счет частого переключения центрального процессора с одной задачи на другую. Task в переводе с английского, как мы уже выяснили, - "задача" или "задание".
Психолог Реджинальд Тапас с уверенностью заявил, что многозадачность - это чувство всемогущества. Психологи сравнивают человека, работающего в режиме мультизадачности, с образом человека-компьютера, которому не страшны никакие жизненные препятствия. В современном мире люди уже привыкли читать на ходу, отправлять сообщения за рулем, играть в игры и параллельно говорить по телефону, выполняя сразу много задач. Все это, казалось бы, просто и легко, но только из-за такой «мультизадачности» допускаются серьезные ошибки в документации или происходят автомобильные аварии.
На самом же деле, человек, как и компьютер, работает в режиме многозадачности, переключаясь с одного дела на другое снова и снова, а не выполняет несколько дел одновременно.
По правде говоря, человеческий мозг просто не в состоянии обрабатывать более двух сложных задач в одно время. К такому выводу пришли ученые из Национального института здоровья и медицинских исследований в Париже. Эксперимент ученых был достаточно простым: участники выполняли две задачи в одно и то же время, а профессора наблюдали за их мозговой активностью. Использовался для исследования функциональный магнитно-резонансный томограф. В ходе эксперимента было выяснено, что при одновременном выполнении сразу двух задач мозг активизирует две лобные доли для работы. Так как программа минимум была выполнена, следующая цель стояла перед участниками эксперимента в мультитаскинге - это выполнение трех задач одновременно. Однако эксперимент не увенчался успехом, испытуемые постоянно забывали об одной из трех задач и совершали серьезные ошибки. В итоге ученые пришли к выводу, что человек может переключаться между двумя делами быстро и четко, но большее количество мозг потянуть уже не в силах. Объясняется этот факт достаточно просто: все потому, что у нас всего две лобные доли, которые можно задействовать в процессе мозговой деятельности. Но все же, кто делал несколько дел одновременно? Первый, кто приходит на ум каждому - Юлий Цезарь.
За переключение с одной задачи на другую отвечают исполнительные функции мозга. Суть этих функций заключается в контроле мыслительной деятельности. Благодаря этому люди определяются, когда, как и в какой последовательности осуществлять выполнение поставленных задач.
Мультитаскинг - это исполнительная функция контроля, проходящая в два этапа:
Обычно на переключение между целями уходит несколько десятых долей секунды, однако если человек переключается достаточно часто, то мозг начинает работать медленнее. Время переключения постепенно увеличивается.
Естественно человек может не обратить внимание на эту медленную работу, если, к примеру, моет посуду и одновременно смотрит фильм. Однако дело принимает совсем другой оборот, когда важную роль играет безопасность. Кто делает несколько дел одновременно? К примеру, водитель, который едет за рулем и говорит по телефону: в критических ситуациях даже доля секунды может стать решающей и повлечь за собой непоправимые события.
Несмотря на то что многие бизнесмены, работодатели, профессора восхваляют так называемую работу в режиме многозадачности, эта «сверхспособность» имеет свои минусы. Из-за того, что в режиме мультитаскинга мы просто быстро переключаемся с одной задачи на другую, мозг работает медленнее, продуктивность снижается. Все потому, что нам приходится заново вспоминать информацию, которая касается той задачи, на которую мы переключаемся. Именно поэтому мозг устает гораздо быстрее, чем при сосредоточенной и сконцентрированной работе над одним делом.
У тех людей, которые привыкают работать в режиме мультитаскинга, сосредоточенность на одной задаче становится проблемой. У обычного среднестатистического человека мозг умеет игнорировать ненужные для решения поставленной задачи сигналы и может сконцентрироваться сугубо на одной цели. Но, когда вырабатывается привычка к работе в режиме мультитаскинга и выполняется сразу много задач, мозг начинается путаться и не всегда понимает, какая информация важна для решения задачи, а какую следует игнорировать.
Когда мозг привыкает к работе в режиме многозадачности, внимание человека рассеивается, а процессы принятия решений, критическое и рациональное мышление замедляются. Мозг быстро устает, а сила воли скатывается к нулю. В данном случае из-за снижения силы воли человек находится в упадке, плохом настроении. Эти негативные эмоции лишают мотивации, в итоге все нарастает как снежный ком, накладывается друг на друга, что приводит к снижению силы воли.
Такая вредная привычка, как распыление внимания, поддается корректировке, следует лишь выполнять следующие правила:
Чтобы работать результативнее, следует минимизировать необходимость в многозадачности.
Чтобы сократить необходимость работать в режиме мультитаскинга и повысить свою продуктивность, следует обратить внимание на такие советы:
Конечно же, нет ничего страшного в том, чтобы в некоторые моменты при необходимости работать в режиме мультитаск. Однако допускать, чтобы многозадачность человека поглотила каждую сферу жизни, не стоит. Особенно во время работы над серьезными проектами. Ловушка многозадачности еще до конца не изучена.
Американские психологи Санбонматсу и Стрэйер пришли к выводу, что существует тип людей, которые склонны к «ложной многозадачности». Характеризуются они конкретными чертами:
Люди, склонные к ложной многозадачности, ориентируются на быстрое получение награды или одобрения. Они не принимают во внимание риски, которые может нести в себе работа. Если с утра вы пытаетесь сделать все возможное и невозможное, а к вечеру обнаруживаете, что половину задач нужно переносить на завтрашний день – многозадачность не для вас. С одной стороны, такая работа в режиме мультитаскинга - это заманчиво, а с другой - несет в себе хаос.
fb.ru
Многозада́чность (англ. multitasking) — свойство операционной системы или среды программирования обеспечивать возможность параллельной (или псевдопараллельной) обработки нескольких процессов. Истинная многозадачность операционной системы возможна только в распределённых вычислительных системах.
Существует 2 типа многозадачности[1]:
Многопоточность — специализированная форма многозадачности[1].
Примитивные многозадачные среды обеспечивают чистое «разделение ресурсов», когда за каждой задачей закрепляется определённый участок памяти, и задача активизируется в строго определённые интервалы времени.
Более развитые многозадачные системы проводят распределение ресурсов динамически, когда задача стартует в памяти или покидает память в зависимости от её приоритета и от стратегии системы. Такая многозадачная среда обладает следующими особенностями:
Основной трудностью реализации многозадачной среды является её надёжность, выраженная в защите памяти, обработке сбоев и прерываний, предохранении от зависаний и тупиковых ситуаций.
Кроме надёжности, многозадачная среда должна быть эффективной. Затраты ресурсов на её поддержание не должны: мешать процессам проходить, замедлять их работу, резко ограничивать память.
Поначалу реализация многозадачных операционных систем представляла собой серьёзную техническую трудность, отчего внедрение многозадачных систем затягивалось, а пользователи долгое время после внедрения предпочитали однозадачные.
В дальнейшем, после появления нескольких удачных решений, многозадачные среды стали совершенствоваться, и в настоящее время употребляются повсеместно.
Впервые многозадачность операционной системы была реализована в ходе разработки операционной системы Multics (1964 год). Одной из первых многозадачных систем была OS/360 (1966[2]), используемая для компьютеров фирмы IBM и их советских аналогов ЕС ЭВМ. Разработки системы были сильно затянуты, и на начальное время фирма IBM выдвинула однозадачный DOS, чтобы удовлетворить заказчиков до полной сдачи OS/360 в эксплуатацию. Система подвергалась критике по причине малой надёжности и трудности эксплуатации.
В 1969 году на основе Multics была разработана система UNIX с достаточно аккуратным алгоритмическим решением проблемы многозадачности. В настоящее время на базе UNIX созданы десятки операционных систем.
На компьютерах PDP-11 и их советских аналогах СМ-4 использовалась многозадачная система RSX-11 (советский аналог — ОСРВ СМ ЭВМ), и система распределения времени TSX-PLUS, обеспечивающая ограниченные возможности многозадачности и многопользовательский режим разделения времени, эмулируя для каждого пользователя однозадачную RT-11 (советский аналог — РАФОС). Последнее решение было весьма популярно из-за низкой эффективности и надёжности полноценной многозадачной системы.
Аккуратным решением оказалась операционная система VMS, разработанная первоначально для компьютеров VAX (советский аналог — СМ-1700) как развитие RSX-11.
Первый в мире мультимедийный персональный компьютер Amiga 1000 (1984 год) изначально проектировался с расчётом на полную аппаратную поддержку вытесняющей многозадачности реального времени в ОС AmigaOS. В данном случае разработка аппаратной и программной части велась параллельно, это привело к тому, что по показателю квантования планировщика многозадачности (1/50 секунды на переключение контекста) AmigaOS долгое время оставалась непревзойдённой на персональных компьютерах.
Многозадачность обеспечивала также фирма Microsoft в операционных системах Windows. При этом Microsoft выбрала две линии разработок — на базе приобретённой ею Windows 0.9[источник не указан 1301 день], которая после долгой доработки системы, изначально обладавшей кооперативной многозадачностью, аналогичной Mac OS, вылилась в линейку Windows 3.x, и на основе идей, заложенных в VMS, которые привели к созданию операционных систем Windows NT. Использование опыта VMS обеспечило системам существенно более высокую производительность и надёжность. По времени переключения контекста многозадачности (квантование) только эти операционные системы могут быть сравнимы с AmigaOS и UNIX (а также его потомками, такими, как ядро Linux).
Интересно, что многозадачность может быть реализована не только в операционной, но и языковой среде. Например, спецификации языков программирования Modula-2 и Ada требуют поддержки многозадачности вне привязки к какой-либо операционной системе. В результате, популярная в первой половине 1990-х годов реализация языка программирования TopSpeed Модула-2 от JPI/Clarion позволяла организовывать различные типы многозадачности (кооперативную и вытесняющую — см. ниже) для потоков одной программы в рамках такой принципиально однозадачной операционной системы, как MS-DOS. Это осуществлялось путём включения в модуль программы компактного планировщика задач, содержащего обработчик таймерных прерываний [3]. Языки программирования, обладающие таким свойством, иногда называют языками реального времени[4].
Тип многозадачности, при котором операционная система одновременно загружает в память два или более приложений, но процессорное время предоставляется только основному приложению. Для выполнения фонового приложения оно должно быть активизировано. Подобная многозадачность может быть реализована не только в операционной системе, но и с помощью программ-переключателей задач. В этой категории известна программа DESQview, работавшая под DOS и выпущенная первый раз в 1985 году.
Тип многозадачности, при котором следующая задача выполняется только после того, как текущая задача явно объявит себя готовой отдать процессорное время другим задачам. Как частный случай, такое объявление подразумевается при попытке захвата уже занятого объекта mutex (ядро Linux), а также при ожидании поступления следующего сообщения от подсистемы пользовательского интерфейса (Windows версий до 3.x включительно, а также 16-битные приложения в Windows 9x).
Кооперативную многозадачность можно назвать многозадачностью «второй ступени» поскольку она использует более передовые методы, чем простое переключение задач, реализованное многими известными программами (например, DOS Shell из MS-DOS 5.0 при простом переключении активная программа получает все процессорное время, а фоновые приложения полностью замораживаются. При кооперативной многозадачности приложение может захватить фактически столько процессорного времени, сколько оно считает нужным. Все приложения делят процессорное время, периодически передавая управление следующей задаче.
Преимущества кооперативной многозадачности: отсутствие необходимости защищать все разделяемые структуры данных объектами типа критических секций и mutex’ов, что упрощает программирование, особенно перенос кода из однозадачных сред в многозадачные.
Недостатки: неспособность всех приложений работать в случае ошибки в одном из них, приводящей к отсутствию вызова операции «отдать процессорное время». Крайне затрудненная возможность реализации многозадачной архитектуры ввода-вывода в ядре ОС, позволяющей процессору исполнять одну задачу в то время, как другая задача инициировала операцию ввода-вывода и ждет её завершения.
Реализована в пользовательском режиме ОС Windows версий до 3.х включительно, Mac OS версий до Mac OS X, а также внутри ядер многих UNIX-подобных ОС, таких, как FreeBSD, а в течение долгого времени — и Linux.
Вид многозадачности, в котором операционная система сама передает управление от одной выполняемой программы другой в случае завершения операций ввода-вывода, возникновения событий в аппаратуре компьютера, истечения таймеров и квантов времени, или же поступлений тех или иных сигналов от одной программы к другой. В этом виде многозадачности процессор может быть переключен с исполнения одной программы на исполнение другой без всякого пожелания первой программы и буквально между любыми двумя инструкциями в её коде. Распределение процессорного времени осуществляется планировщиком процессов. К тому же каждой задаче может быть назначен пользователем или самой операционной системой определенный приоритет, что обеспечивает гибкое управление распределением процессорного времени между задачами (например, можно снизить приоритет ресурсоёмкой программе, снизив тем самым скорость её работы, но повысив производительность фоновых процессов). Этот вид многозадачности обеспечивает более быстрый отклик на действия пользователя.
Преимущества: возможность полной реализации многозадачного ввода-вывода в ядре ОС, когда ожидание завершения ввода-вывода одной программой позволяет процессору тем временем исполнять другую программу. Сильное повышение надежности системы в целом, в сочетании с использованием защиты памяти — идеал в виде «ни одна программа пользовательского режима не может нарушить работу ОС в целом» становится достижимым хотя бы теоретически, вне вытесняющей многозадачности он не достижим даже в теории. Возможность полного использования многопроцессорных и многоядерных систем.
Недостатки: необходимость особой дисциплины при написании кода, особые требования к его реентрантности, к защите всех разделяемых и глобальных данных объектами типа критических секций и mutex’ов.
Реализована в таких ОС, как:
Задержка времени от пробуждения потока до его вызова на процессор, в течение которой он находится в списке потоков, готовых к исполнению. Возникает по причине присутствия потоков с большими или равными приоритетами, которые исполняются все это время.
Негативный эффект заключается в том, что возникает задержка времени от пробуждения потока до исполнения им следующей важной операции, что задерживает исполнение этой операции, а следом за ней и работу многих других компонентов.
Голодание создаёт узкое место в системе и не дает выжать из неё максимальную производительность, ограничиваемую только аппаратно обусловленными узкими местами.
Любое голодание вне 100 % загрузки процессора может быть устранено повышением приоритета голодающей нити, возможно — временным.
Как правило, для предотвращения голодания ОС автоматически вызывает на исполнение готовые к нему низкоприоритетные потоки даже при наличии высокоприоритетных, при условии, что поток не исполнялся в течение долгого времени (~10 секунд). Визуально эта картина хорошо знакома большинству пользователей Windows — если в одной из программ поток зациклился до бесконечности, то переднее окно работает нормально несмотря на это — потоку, связанному с передним окном, Windows повышает приоритет. Остальные же окна перерисовываются с большими задержками, по порции в секунду, ибо их отрисовка в данной ситуации работает только за счет механизма предотвращения голодания (иначе бы голодала вечно).
Недетерминированный порядок исполнения двух путей кода, работающих с одними и теми же данными и исполняемыми в двух различных нитях. Приводит к зависимости порядка и правильности исполнения от случайных факторов.
Устраняется добавлением необходимых блокировок и примитивов синхронизации. Обычно является легко устраняемым дефектом (забытая блокировка).
Поток L имеет низкий приоритет, поток M — средний, поток H — высокий. Поток L захватывает mutex, и, выполняясь с удержанием mutex’а, преемптивно прерывается потоком M, который пробудился по какой-то причине, и имеет более высокий приоритет. Поток H пытается захватить mutex.
В полученной ситуации поток H ожидает завершения текущей работы потоком M, ибо, пока поток M исполняется, низкоприоритетный поток L не получает управления и не может освободить mutex.
Устраняется повышением приоритета всех нитей, захватывающих данный mutex, до одного и того же высокого значения на период удержания mutexa. Некоторые реализации mutex’ов делают это автоматически.
dic.academic.ru
В обработке данных многозадачность — это не параллельное выполнение нескольких действий. Просто в таком режиме в обработке одновременно находится больше одной задачи. При этом одна задача непосредственно обрабатывается, а другая ожидает своей очереди. Переключение центрального процессора с одной задачи на другую называется переключением контекста, а иллюзия параллельного выполнения дел возникает при частых переключениях.
Многозадачность — это всего лишь иллюзия. В действительности мы просто снова и снова переключаемся с одного дела на другое.
Наш мозг просто не может обрабатывать больше двух сложных задач одновременно. Это обнаружили учёные из Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) в Париже.
Во время эксперимента они попросили участников выполнять два дела одновременно и наблюдали за их мозговой активностью с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Оказалось, при одновременном выполнении двух задач мозг «раздваивается»: активизируются два участка (две лобные доли).
Потом учёные попросили участников выполнять три задачи одновременно. В этом случае участники постоянно забывали об одной из трёх задач и чаще ошибались. Получается, хоть мы и можем без проблем переключаться между двумя делами, большее количество задач нам уже не под силу (просто потому, что у нас всего две лобные доли).
Мы переключаемся с одного дела на другое за счёт исполнительных функций мозга. Они контролируют мыслительные процессы и определяют, как, когда и в какой последовательности выполняются задачи.
Контроль исполнения происходит в два этапа.
На переключение между задачами может уходить всего несколько десятых долей секунды, но постепенно это время накапливается, особенно если переключаться часто. Фактически мы работаем медленнее.
Конечно, иногда это совсем неважно: например, когда мы одновременно занимаемся уборкой и смотрим телевизор. Но в ситуациях, где важна безопасность, например за рулём, даже эти доли секунды могут оказаться решающими.
Как уже говорилось выше, в режиме многозадачности мы просто переключаемся с одного дела на другое. Из-за этого мы работаем медленнее, ведь каждый раз нам приходится вспоминать всю информацию, касающуюся того дела, на которое мы переключаемся. При этом наш мозг устаёт больше, чем при сосредоточенной работе над чем-то одним. К тому же, постоянно переключаясь с одного на другое, мы совершаем больше ошибок.
Когда многозадачность входит в привычку, сосредоточиваться на чём-то одном становится очень тяжело. Обычно наш мозг игнорирует некоторые поступающие сигналы, чтобы снизить нагрузку и все силы посвятить решению одной задачи. Но привыкнув к многозадачности, он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной, а какую игнорировать.
В режиме многозадачности наше внимание рассредоточивается, а процессы принятия решений и критическое мышление замедляются. Мозг быстрее устаёт, что сказывается на силе воли.
Поэтому возникает эффект снежного кома: из-за упадка силы воли мы ничего не можем сделать и чувствуем себя несчастными, а негативные эмоции ещё больше лишают нас мотивации.
С вечера составьте список дел на следующий день и самое важное делайте в первые несколько часов рабочего дня. Тогда не придётся весь день думать об этом важном деле и волноваться, всё ли вы успеете.
Например, если вы обычно отвлекаетесь на телефон, выключите его, пока не закончите дело. Если тратите много времени на социальные сети или смешные видео на YouTube, заблокируйте эти сайты.
Обычно мы путаем важные дела со срочными. Поэтому нам и кажется, что нужно всё сделать как можно быстрее и успеть как можно больше.
Мысля стратегически и планируя наперёд, вы гораздо яснее начнёте понимать, что для вас важно. А зная, что особенно важно в тот или иной момент, и полностью сосредоточившись на этом, вы сделаете гораздо больше, чем в том случае, если будете распыляться на несколько дел сразу.
Отвлекайтесь от работы или любого другого дела на некоторое время. Например, пользуйтесь техникой Pomodoro для коротких перерывов во время работы и обязательно устраивайте себе хотя бы один выходной в неделю. Чтобы восстановиться и расслабиться, попробуйте упражнения для дыхания или медитацию и не забывайте о самом главном способе отдохнуть — сне.
Если взяться за новый проект, не имея необходимой информации и чёткого плана, можно застрять на полпути. Так часто и бывает, особенно когда мы, не закончив одно дело, берёмся за следующее.
Не начинайте новые дела, пока не закончили предыдущие.
Каждый сотрудник в команде должен чётко представлять свою роль в тот или иной момент. Поэтому всегда расставляйте приоритеты и старайтесь определять свою главную задачу на каждый день или неделю.
Нет ничего страшного в том, чтобы при крайней необходимости поработать в режиме многозадачности. Но если она начала распространяться на все сферы вашей жизни, спросите себя: «Так ли полезна многозадачность в этой сфере? Что будет, если я применю противоположный подход и сосредоточусь на одном деле?»
Попробуйте воспользоваться приведёнными выше советами, чтобы вырваться из ловушки многозадачности.
lifehacker.ru