Эстафетный бег: техника, тактика, тренировки
Эстафетный бег 4 ? 100 и 4 ? 200 м осуществляется по отдельным дорожкам, а 4 ? 400 м – по общей дорожке. Первый этап или часть его в соответствии с регламентом и правилами можно пробегать по отдельным дорожкам.
Техника эстафетного бега на короткие дистанции
На первом этапе бег начинается с низкого старта. Бегун держит эстафетную палочку в правой руке, сжимая ее конец тремя или двумя пальцами, а большим и указательным опирается на грунт у стартовой линии (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Удерживание эстафетной палочки при низком старте
Бег со старта и по дистанции не отличается от обычного спринта на 100 и 200 м. Сложность заключается в передаче эстафеты на высокой скорости в ограниченной зоне. Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона. Она начинается за 10 м до конца одного этапа и продолжается на 10 м вперед от начала другого. Принимающий эстафету имеет право начать разбег за 10 м до начала зоны передачи. Это позволяет достигнуть большей скорости.
Существует два способа передачи эстафетной палочки.
Передача эстафетной палочки в беге 4 ? 100 м проводится следующим образом. Стартующий на первом этапе держит палочку в правой руке и бежит как можно ближе к бровке. Ожидающий его второй бегун стоит ближе к наружному краю своей дорожки и принимает эстафету левой рукой. Он пробегает прямую (вторые 100 м) по правой стороне дорожки и передает эстафету левой рукой в правую руку третьего участника, бегущего по левой стороне дорожки. Четвертый бежит по правой части дорожки и принимает эстафету левой рукой.
Другой способ передачи (с перекладыванием бегуном принятой палочки из одной руки в другую) в эстафете 4 ? 100 м менее эффективен.
Спортсмены, бегущие на втором, третьем и четвертом этапах, используют зоны разбега (10 м) и передачи (20 м), чтобы получить эстафету на максимальной скорости и пробежать свой этап с ходу. Для этого бегун, принимающий эстафету, занимает позу, близкую к позе низкого старта. Встав правой ногой у линии, обозначающей начало разбега, он ставит левую ногу вперед, опирается правой рукой о дорожку, а левую отводит вверх и назад. В таком положении спортсмен смотрит назад под левое плечо на приближающегося бегуна (рис. 2.13). Тот с максимальной скоростью подбегает к зоне передачи. Когда до зоны разбега ему остается 9–11 м, бегун второго этапа стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость, чтобы за 2–3 м до конца зоны догоняющий его бегун смог передать эстафету.
Рис. 2.13. Положение бегунов, принимающих эстафету, на старте
Расстояние между спортсменами во время передачи (1–1,3 м) равно длине отведенной назад руки бегуна, принимающего эстафету, и длине вытянутой вперед руки бегуна, передающего ее. Расстояние может увеличиваться за счет наклона туловища бегуна, передающего эстафету (рис. 2.14).
Скорость бегунов на этапах спринтерской эстафеты должна быть максимальной, ее нельзя снижать в зонах передачи. Показателем, характеризующим эффективность техники, может служить время прохождения бегуном с эстафетной палочкой 20-метровой зоны передачи. Спринтеры-мужчины высокой квалификации это расстояние преодолевают за 2 секунды и меньше, женщины – за 2,2 секунды и меньше. Следовательно, стартующий бегун должен почти полностью использовать 30-метровое расстояние, чтобы набрать наибольшую скорость. Лучше всего, если скорость спортсменов в момент передачи эстафеты будет одинакова.
Рис. 2.14. Расстояние между бегунами в момент передачи эстафеты
До момента передачи эстафеты у обоих бегунов руки движутся как в спринте. Но как только бегун приближается к принимающему эстафету на расстояние, нужное для передачи, он дает сигнал «хоп». По этому сигналу второй спортсмен, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, выпрямляет левую (для бегунов второго и четвертого этапов) руку с опущенной кистью (отведенный большой палец образует с остальными пальцами угол, открытый книзу). В это мгновение бегун, передающий эстафету, быстро вытягивает правую руку и точным движением снизу вперед и слегка вверх вкладывает палочку в ладонь принимающего.
Еще лучше, если принимающий эстафету отбрасывает руку назад не по сигналу «хоп», а в момент, когда достигает отметки, установленной в процессе тренировки. Разумеется, такой способ требует хорошей согласованности в действиях бегунов.
Для точной передачи эстафеты важно еще в ходе занятий определить момент начала бега принимающего. Для этого на некотором расстоянии перед линией разбега делается отметка. В миг когда спортсмен, передающий эстафету, достигнет этой отметки, принимающий стремительно начинает бег вдоль правого края своей дорожки, стараясь развить как можно большую скорость.
Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы бегун с эстафетной палочкой догнал принимающего точно у места, намеченного для передачи (за 4–5 м до конца зоны). В процессе тренировки и на прикидках отметка уточняется.
К моменту передачи важно бежать в ногу. Для этого хорошо тренированный бегун на 100 м добивается такого однообразия всех шагов, чтобы почти всегда вбегать в зону передачи в одном и том же месте, одной и той же ногой. Чтобы убедиться в слаженности действий, обоим спортсменам следует пробежать весь этап и зону 2–3 раза. Если шаги не совпадают, то принимающему эстафету нужно приноровиться к шагам другого бегуна.
В эстафетах, где соотношение скорости бега принимающего и передающего бегунов несколько иное (например, 4 ? 200 и 4 ? 400 м), следует делать соответствующие поправки.
В прикидках и соревнованиях в беге на 200 и 400 м нужно определить скорость бега на последних 10 м и на основании этого произвести расчеты. Естественно, чем медленнее бегун заканчивает свою дистанцию, тем меньше должно быть расстояние от контрольной отметки до начала зоны передачи.
Обучение технике эстафетного бега
Обучать технике эстафетного бега имеет смысл после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача состоит в том, чтобы научить спортсменов четко передавать и принимать эстафету при высокой скорости бега.
Ознакомление с техникой эстафетного бега
1. Даются сведения о видах эстафетного бега.
2. Объясняется и показывается техника передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости.
3. Показываются видеозаписи передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объясняется значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.
Обучение технике передачи эстафетной палочки
1. Объяснением и демонстрацией необходимо создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу.
2. Передача эстафетной палочки правой и левой рукой, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге.
3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом.
4. То же по сигналу передающего.
5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает тренер.
6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.
Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются в парах, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафетную палочку.
Так же упражняются в передаче эстафетной палочки при передвижении шагом и медленным бегом.
Обучение старту бегуна, принимающего эстафету
1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку.
2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку.
3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж).
4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.
При обучении старту на дорожке в зоне нужно следить, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней – на третьем.
Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, следует только после того, как будет выработан стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.
Обучение передаче эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне
1. Передача эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам).
2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.
Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2–3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.
В основном технику передачи эстафеты совершенствуют парами (связками), которые тренируются на своем месте, то есть в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов первого-второго и третьего-четвертого этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим. И наконец – все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафету, пробегут вперед.
Тактика эстафетного бега
Составляя команду, участников эстафеты расставляют по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его спортсмен, целесообразно ставить на первый этап слабейшего, на следующий – второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в этом виде бега, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать и тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, остается распределить их по этапам и начать тренировку.
Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции – в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого – постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка команды включается как органичная часть в спринтерскую тренировку. Она не должна намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, в течение тренировочного занятия спортсмены должны несколько раз пробежать 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4 ? 100 м. Бег с ускорениями, с ходу и прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты.
Совершенствование эстафетной техники при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед их заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигаются привычность движений и точный расчет контрольных отметок.
Перед соревнованием в конце разминки нужно провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре – встречном, попутном.
В процессе тренировок и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений. Напротив, плохая передача эстафеты снижает шансы на победу, а потеря эстафетной палочки или нарушение коридора передачи ведет за собой дисквалификацию команды.
Следующая глава >
sport.wikireading.ru
В эстафетном беге существуют разные способы передачи эстафетной палочки. Если говорить точнее, то применяют два способа, а именно:
В обоих способах передачи эстафетной палочки, палочка может быть передана с перекладыванием ее бегуном из правой руки в левую и без перекладывания. В момент, когда передающий наступает ногой на контрольную отметку, принимающий эстафетную палочку стремительно начинает бег и как можно быстрее развивает максимальную скорость.
Так как скорость бега спринтера передающего эстафетную палочку выше, чем у принимающего, то последний начинает бег раньше за 10-12 метров от передающего. А когда расстояние между бегунами достигает 1-1.5 метров, передающий подает команду. Услышав команду, спринтер, принимающий эстафетную палочку, не оглядываясь, быстро опускает правую руку вниз, развернутую ладонью назад с отведением большого пальца в сторону бедра. Передающий вытягивает вперед левую руку с эстафетной палочкой и вкладывает ее снизу в правую руку принимающего. Бегун, принявший эстафетную палочку в правую руку, должен переложить ее в левую. Перекладывание палочки должно сопровождаться минимальными изменениями в технике беговых движений и поэтому выполняется на первом шаге.
Так как спринтер передает эстафетную палочку из левой руки в правую, то в момент передачи палочки он должен находиться с правой стороны дорожки (у внешней бровки). А спринтер принимающий палочку – с левой стороны (у внутренней бровки). Команда, должна подаваться с некоторым опережением, когда передающий почувствует, что через мгновенье расстояние между ним и бегуном, принимающим эстафетную палочку сократится до размера, при котором можно уверенно совершить передачу палочки.
После того, как принимающий опустит руку, нужно еще мгновение, чтобы передающий точно увидел положение неподвижной кисти бегуна принимающего палочку.
Наиболее совершенный способ передачи без перекладывания эстафетной палочки. Этот способ принимают лучшие команды мира. При этом способе на втором и третьем этапах бегуны, держа эстафетную палочку в правой руке, имеют возможность бежать по повороту ближе к бровке. А на прямых отрезках дистанции принимают палочку с правой руки в левую и бегут по правой стороне дорожки.
Кроме очевидной выгоды в беге по повороту, этот способ передачи эстафетной палочки исключает риск уронить палочку и не нарушает ритма. Но этот способ имеет и свои недостатки: Приходится экономить «расстояние на палочке», так как иначе при передаче палочки на последнем этапе спринтеру остается мало места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватится. Это может привести к потере эстафетной палочки.
Менее распространен способ передачи эстафетной палочки « сверху», т.к. он считается менее эффективным способом.
Это и есть те способы передачи эстафетной палочки, которые используют спортсмены в эстафетном беге.
Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by
Фото: flickr.com; by Philo Nordlund
Вы можете оставить комментарий.
sportbox.by
Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.
Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.
Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.
Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.
Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.
Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.
Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.
Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.
Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.
Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.
Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.
Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.
Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.
Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).
Применяемые средства | Методические указания |
а) Краткая характеристика видов эстафетного бега | Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России |
б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки | Показать технику передачи на различной скорости. Показ сопровождать анализом техники с использованием видео |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя | Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом |
б) То же, но по сигналу передающего | Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи |
в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге | Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно |
г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя | Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему |
д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего | Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация | Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего |
б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой | Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком |
в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот | Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки. Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища |
г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки | Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах | Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек |
б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи | Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме |
в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи | Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости |
г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего | Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств | При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу |
б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне | Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи |
в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий | Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра |
г) Командный бег «на результат» | Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи |
sportguardian.ru
Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками. В эстафетном беге победа в соревновании зависит от умения каждого из участников команды сочетать высокую скорость бега и передачу эстафетной палочки с наименьшими затратами времени. Классические эстафеты - 4х100м и 4х 400 м -проводятся на беговой дорожке как для мужчин, так и для женщин. На этих дистанциях разыгрываются олимпийские медали и регистрируются мировые рекорды. Наряду с эстафетным бегом по дорожке стадиона эстафетные соревнования проводятся по улицам города с этапами разной длины.
Наиболее сложная по технике является передача палочки в эстафетном беге 4x100 м, где спортсмены бегут по своим дорожкам с максимальной скоростью. Так как все участники команды, кроме первого, начинают пробегание своих этапов с хода, а расстояние между бегунами во время передачи составляет 1-1,3 м (за счет длины отведенной назад руки бегуна, принимающего палочку, и длины вытянутой вперед руки передающего ее), то результат команды лучше суммы личных результатов членов команды в беге на 100 м со старта. Чем больше эта разница, тем выше техника передачи. Передача эстафеты при беге на другие дистанции не представляет трудностей, т.к. принимается на невысокой скорости или даже с места.
Для передачи эстафеты установлена 20-метровая зона (зона передачи). Принимающий эстафету имеет право начинать разбег за 10 м до начала этой зоны (зона разгона), что позволяет достигнуть более высокой скорости. Существует два варианта несения палочки: а) с перекладыванием - в этом случае участники на всех этапах передают палочку из правой руки в левую, а во время бега на этапе сразу перекладывают ее из одной руки в другую; б) без перекладывания - когда бегун несет и передает эстафету той рукой, в которую получил палочку. Наиболее совершенным и эффективным в эстафете 4 х 100 м считается следующий способ несения палочки: спортсмен, бегущий на первом этапе, держит палочку в правой- руке и передает второму бегуну в левую руку; второй бегун передает третьему из левой в правую, и, наконец, третий - четвертому опять из правой в левую. Таким образом, на вираже (1 и 3 этапы) спортсмену целесообразнее бежать ближе к внутренней части и нести палочку в правой руке, а по прямой (2 и 4 этапы) держать палочку в левой руке и при беге в зоне передачи придерживаться наружного края дорожки, чтобы дать место бегущему ближе к бровке передающему.
Независимо от варианта несения палочки существуют два способа передачи эстафеты: а) «сверху-вниз», когда поверхность ладони принимающего направлена вверх; б) «снизу-вверх», когда указательный палец принимающей руки направлен вниз. Первый способ более быстрый, но менее надежный. Он позволяет сразу ухватить палочку за край и не передвигать ее во время бега, но в процессе передачи легко потерять палочку. Второй способ передачи позволяет надежно взять палочку за середину, но к концу этапа возникает необходимость передвигать пальцами палочку немного вперед для лучшей последующей передачи.
Таким образом, в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать метод передачи «снизу-вверх». Кроме того, такая техника передачи является более естественной, так как движение руки снизу-вверх не нарушает бегового ритма.
Чтобы передать эстафету в зоне передачи на максимальной скорости, важно точно, еще в ходе занятий, рассчитать момент начала бега принимающего, т.е. найти то расстояние (гандикап), на которое принимающий подпустит к себе передающего, прежде чем начнет стартовое ускорение. Это расстояние подбирается для каждой пары бегунов смежных этапов путем многократных пробежек и в зависимости от соотношения скорости принимающего и передающего может быть от 6 до 11 м, для чего на дорожке делается хорошо видимая контрольная отметка.
Участник первого этапа начинает бег с низкого старта и держит палочку в правой руке, сжимая ее двумя или тремя пальцами. Бегуны остальных этапов становятся в начале зоны разгона в положение высокого старта с опорой на руку, при этом голова и туловище разворачиваются в сторону, чтобы хорошо была видна контрольная отметка начала бега.
Когда передающий эстафету наступает на контрольную отметку, принимающий сразу начинает стартовое ускорение по соответствующей стороне своей дорожки, стараясь развить возможно большую скорость. Расстояние до отметки должно быть таким, чтобы передающий смог догнать принимающего точно у места предполагаемой передачи палочки за 3-4 м до конца зоны передачи. Как только бегун приблизится к принимающему на расстояние вытянутой руки, он дает команду: «Хоп!» По этой команде принимающий, не оглядываясь, не снижая темпа и не нарушая ритма бега, быстро вытягивает назад руку с открытой ладонью и отведенным, в сторону бедра большим пальцем. Передающему необходимо, увидев вытянутую руку партнера и сделав беговой шаг, стараться точно вложить в его ладонь эстафетную палочку. Кроме того, спортсмен, передав палочку, должен продолжать бежать по своей дорожке и, согласно правилам соревнования, покидать ее только тогда, когда все команды завершат передачу палочки.
Ошибка, часто встречающаяся у принимающего, - поиск палочки рукой. Следует по команде передающего вытянуть руку назад и держать ее четко, без каких-либо движений.
Слаженность передачи палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов в эстафетном беге. Поэтому при целенаправленной подготовке спринтеров в этой дисциплине легкой атлетики важнейшее место отводится совершенствованию технических приемов в ограниченной зоне передачи, обеспечивающих надежность выступлений.
При идеальной передаче участники эстафеты бегут в ногу с одинаковой скоростью, не нарушая ритма движений рук, т.е. не делая ни одного шага с вытянутой рукой. При передаче принимающий должен четко фиксировать свою кисть сзади туловища, а передающий - точно вложить эстафетную палочку в раскрытую ладонь принимающего.
Для определения технического мастерства спортсменов, как при выполнении отдельных передач, так и в эстафетном беге в целом, существует критерий оценки, присущий только этому виду беговой программы. Большинство специалистов сходятся во мнениях о двух способах оценки технического мастерства.
Первый способ характеризуется тем, что от суммы времени бега на 100 м всех участников эстафетной команды на данных соревнованиях вычитается результат, показанный в беге 4x100 м. Большинство специалистов сходится во мнении, что при эффективной технике передачи результат в эстафетном беге может быть на 2,50-2,70 с лучше, чем сумма результатов в беге на 100 м, показанных каждым из участников эстафеты.
Второй способ оценки технического мастерства в эстафетном беге предполагает учет времени нахождения эстафетной палочки в 20-метровой зоне, что показывает эффективность взаимодействия бегунов при передаче. Критерием высокой оценки здесь является время, когда палочка находилась от начала ее «входа» с бегуном, передающим эстафету, до «выхода» с принимающим, равное 1,80-1,90 с у мужчин и 1,90-2,00 с у женщин.
Известно, что в 30-метровой зоне разбега и передачи эстафеты ни один бегун не может развить своей максимальной скорости. Она достигается на более дальних отметках - 40-50 и даже 60-70 м. К тому же скорость бегуна, передающего эстафету, к концу дистанции заметно снижается. И это соотношение скоростей должно быть в первую очередь учтено при подборе пары спортсменов на смежных этапах. Кроме того, с учетом зон разбега (10 м) и передачи (20 м) спортсмены максимально пробегают на первом этапе 110, на втором и третьем - 130, на четвертом - 120 м. Поэтому при расстановке участников эстафетной команды по этапам необходимо учитывать их индивидуальные особенности (время двигательной реакции, способность к максимальному ускорению, уровень максимальной скорости, специальной выносливости, умение бежать по повороту и т.д.).
Применяемые средства | Методические указания |
а) Краткая характеристика видов эстафетного бега | Рассказ должен быть интересным, образным, включать историческую справку, основные правила соревнований и современное состояние этого вида в мире и России |
б) Демонстрация различных способов передачи эстафетной палочки | Показать технику передачи на различной скорости. Показ сопровождать анализом техники с использованием видео |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Передача эстафетной палочки правой и левой рукой на месте по сигналу преподавателя | Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваясь кругом |
б) То же, но по сигналу передающего | Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи |
в) То же, с предварительной имитацией движений рук при беге | Движения рук выполняются свободно с большой амплитудой, передачу производить по команде передающего. Следить затем, чтобы вынос руки с эстафетой производился после команды «Хоп!», а не одновременно |
г) Передача палочки в ходьбе и медленном беге по сигналу преподавателя | Выполнять в парах, меняться после каждого выполнения (передающий обгоняет принимающего). Обращать внимание на то, чтобы передающий был смещен в сторону по отношению к принимающему |
д) Передача палочки в медленном беге в колонне по одному по сигналу передающего | Последний обгоняет колонну и становится направляющим. Обращать внимание на движение в ногу и соблюдение дистанции между занимающимися |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Рассказ о технике старта с опорой на одну руку и ее демонстрация | Использовать плакаты, фотографии, кинограммы, видеопоказ. Акцентировать внимание на положение головы стартующего |
б) Старт из положения с опорой на одну руку на прямой | Стартующие, повернув голову назад, следят за преподавателем, который, находясь на расстоянии 7-10 м сзади стартующих, дает сигнал к началу бега флажком |
в) То же, на повороте перед выходом на прямую и при входе в поворот | Стартующие занимают положение старта ближе к внешнему краю дорожки. Обращать внимание на быстрое наращивание скорости, работу рук и положение туловища |
г) Старт по отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки | Выполнять в парах, бежать не в полную силу, не оглядываясь |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Определение расстояния от начала зоны передачи до контрольной отметки при беге в «связках» парами на различных скоростных режимах | Это расстояние для каждой пары индивидуально и уточняется путем многократных пробежек |
б) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи | Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров,согласованность в передаче и приеме |
в) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи | Делать индивидуальную коррекцию в зависимости от места передачи палочки. Эстафету стараться передавать за 3-4 м до конца зоны передачи, не снижая скорости |
г) Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи и степени утомления передающего | Передающий пробегает полностью свой этап, а принимающий после приема эстафеты пробегает не менее 30-40 м в полную силу |
Применяемые средства | Методические указания |
а) Расстановка бегунов по этапам эстафеты 4 х 100 м с учетом их индивидуальных качеств | При составлении команды следует учесть, что максимально бегун на первом этапе пробегает 110 м, на втором и третьем - 130 м и на четвертом -120 м. На I этап следует поставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту, на II и III - наиболее выносливых, а на последний -самого быстрого в беге на 100 м с ходу |
б) Передача эстафеты каждой парой бегунов на максимальной скорости в своей зоне | Фиксируется время «нахождения» палочки в зоне передачи |
в) Уточнение расстояния до контрольной отметки с учетом внешних условий | Делать поправки нахождения контрольной отметки в зависимости от состояния дорожки, встречного и попутного ветра |
г) Командный бег «на результат» | Обращать внимание на синхронность передачи палочки в конце зоны передачи |
sportwiki.to
Понятие эстафетного бега. Эстафетный бег – это один из видов легкоатлетического бега, в котором принимает участие не один атлет, а команда бегунов. От слаженности и подготовки команды зависит конечный результат соревнований. Основная задача бегунов, как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку участнику своей команды. Победителем станет та команда, которая быстрее остальных добежит и пронесет палочку от старта до финиша состязания. Иногда используют вместо палочки эстафетную ленту.
Эстафетный бег впервые стали рассматривать как вид легкоатлетических соревнований в начале 19 века. Он был включен в программу 4-х Олимпийских игр. Сегодня эстафетные беговые соревнования проводят как в Олимпийских играх, так и в школах, спортивных учреждениях, на уличных дорогах и беговых дорожках стадионов.
Виды эстафетного бега:
В эстафетах на короткие дистанции команды бегут каждая по своей дорожке. На 1-м этапе и до 1-го поворота 2-го этапа эстафеты 4 на 400 м участники бегут каждый по своим дорожкам, а после по общей дорожке. На стадионах эстафетный бег осуществляется по кругу беговых дорожек. Уличные эстафеты имеют этапы разной протяженности. Такие эстафеты в основном смешанные, то есть участники разных возрастов и полов. Есть эстафеты, где старт находится в разных местах, а финишируют бегуны в одной точке. В школах обычно проводят встречные эстафеты.
Главная задача бегунов правильно передать эстафетную палочку на большой скорости. Палочки могут быть деревянные или металлические. Их длина достигает 30 см. В эстафетах на короткие дистанции могут не использовать палочку. Бегуны 1-го этапа начинают бег с низкого старта, держа палочку в правой руке. Затем они передают из правой руки в 20-ти метровой зоне свою эстафету следующему бегуну в левую руку, и т.д. Существует несколько способов передачи палочки: с переменой руки и без. Принимающий может перекладывать из одной в другую руку палочку, а может не перекладывать, и передать ее следующему той же рукой, какой и взял ее. Если бегун уронил палочку, то он и должен поднять ее той рукой, в которой она была до падения. Эстафету передают строго в выделенной зоне – от 10 м до конца 1-го этапа до 10 м начала 2-го этапа. Не соблюдение правил грозит дисквалификацией всей команды.
Расстояние между бегущими во время передачи эстафеты равняется длине вытянутых рук принимающего и передающего палочку. Палочка может передаваться или снизу вверх или сверху вниз. Участник, принимающий эстафету, стартует с низкого или высокого старта. Скорость, синхронность шагов, степень разгона, ритмичность бега, слаженность передачи палочки участниками, все это залог победы команды.
Техника передачи эстафетной палочки, видео:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
kakbegat.ru
Эстафетный бег — это всегда напряженная атмосфера на трибунах. Волнение, которое охватывает болельщиков и спортсменов в заключительный день соревнований, нельзя передать словами. Если спринтерский забег заканчивается примерно за 10-20 секунд и отличается напряженностью, то эстафеты – это спринт, помноженный на 4. Познакомиться со всеми тонкостями эстафетного бега, конечно же, стоит
Впервые соревнования по эстафетному бегу начали проводиться в XIX веке. В 1908 году эстафета была официально включена в программу Олимпийских игр. Только в тот год проводилась эстафета не такая, которую мы привыкли видеть на нынешних соревнованиях по легкой атлетике, а так называемая шведская эстафета. Ее суть заключается в том, что каждый этап атлет бежит свою дистанцию. Например, на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году проводилась эстафета 200-200-400-800 м. Уже на следующей Олимпиаде в 1912 году в программе появились привычные современному обывателю эстафеты 4х100 м и 4х400 м.
Сегодня ни одни соревнования по легкой атлетике, даже регионального уровня, не обходятся без эстафетного бега. Он позволяет поставить жирную точку в противоборстве разных команд, а заодно и удовлетворить жажду зрелищ болельщиков. Следует отметить, что эстафеты пользуются большой популярность не только в легкой атлетике, но и в других циклических видах спорта. Причем, как показывает практика именно на эстафеты собирается большое количество болельщиков как на стадионах, так и за экранами телевизоров, не зависимо от вида спорта.
В первую очередь эстафетный бег – это интересно. Различные игровые эстафетки проводят в школе для маленьких детей, а также эстафеты используются как тренировочный прием и для подготовки взрослых спортсменов. Эстафета порождает большую жажду победы и желание выкладываться, поскольку спортсмен ощущает ответственность не только за себя, но и за свой результат. Помимо этого, с помощью тренировочных эстафет можно психологически подготовить к одиночным забегам атлетов.
Самой популярной является эстафета 4х100 метров. Не меньше зрителей собирает и 4х400 метров, но темпы стометровки все же делают спринтерскую эстафету много зрелищнее. Многие любят спринты именно за этот бешеный ритм и накал страстей. В эстафетах все это повторяется аж 4 раза подряд. Каждый последующий атлет пытается наверстать упущенное или, наоборот, создать больший гандикап для своего товарища.
В первую очередь это единственная командная дисциплина легкой атлетики. Залог победы тут только слаженная и отточенная работа всех участников эстафетной команды. Тренироваться эстафетная команда должна вместе и оттачивать момент передачи эстафеты.
Отсюда вытекает и еще одна особенность – это бег с эстафетной палочкой. Момент передачи в легкоатлетических эстафетах, в отличие от других видов спорта – это передача эстафетной палочки. Ее нельзя бросать своему товарищу и крайне нежелательно ее ронять, поскольку поднимать придется ее только тому, кто выпустил ее из рук последний.
Бег с эстафетной палочкой требует ряд небольших поправок в технике бега. Во-первых, старт второго и последующих этапов производится уже без колодок. С одной стороны, это сказывается на скорости и мощности разгона. С другой стороны, эстафетчикам разрешено начинать разгон примерно за 10 метров до передачи палочки. Вся сложность заключается как раз в том, что бегуну очень важно поймать момент, когда начинать разгон и принимать эстафету. Если начать его слишком рано, то придется сбавлять скорость в конце зоны передачи, если слишком поздно, то не получится набрать достаточную скорость для успешного прохождения этапа.
Существует одно сильное различие в дисциплинах 4х100 и 4х400 метров, и оно заключается не в длине дистанции. Дело в том, что участники эстафеты 4х100 м всю дистанцию должны пройти только по своей дорожке. В то время как на эстафете 4х400 м по отдельной дорожке бегут только первый этап, а последующие стремятся занять место на первой дорожке.
Несмотря на то, что эстафеты очень зрелищны, на официальных крупных соревнованиях проводят всего 2 эстафетные дисциплины – это 4х100 и 4х400 м. Международная федерация легкой атлетики регистрирует рекорды и в других дисциплинах, таких как 4х200 м, 4х800 м и 4х1500 м, но соревнования на этих дистанциях не проводится. То ли из-за чрезмерной перегруженности атлетов, то ли из-за большого количества видов на соревнованиях.
Вообще, дистанции в эстафетном беге бывает самые разные. Все зависит только от воображения организаторов. Следует отметить, что речь не идет об официальных крупных соревнованиях, где воображение организаторов строго ограничено регламентом. Очень интересно посмотреть на эстафету 4х60 или 4х110 метров с барьерами. Рекорды на этих дисциплинах уже не регистрируется Федерацией, но скучными они от этого не становятся.
Не самым зрелищным, но довольно интересным является экиден. Экиден представляет собой эстафету на классической марафонской дистанции. Другими словами, 42 195 метров пробегает не 1 человек, а 6, причем длина отрезков чередуется между каждым этапом. Соответственно и мировой рекорд на экидене, который, кстати, тоже официально зарегистрирован IAAF (международная ассоциация легкоатлетических федераций), быстрее, чем рекорд классического марафона примерно на 6 минут.
Последнее время все чаще проводятся эстафеты и в кроссовых дисциплинах. Вот именно здесь все зависит только от организаторов. На различных любительских или неофициальных соревнованиях можно встретить любые эстафеты, включая шведские, которые были описаны много.
Поскольку эстафетный бег очень зрелищный и привлекает много зрителей, то часто начинают проводить различные коммерческие старты. На них может и не быть точного регламента по формированию команды, зато могут быть весьма ценные призы. Например, на одном из таких стартов в 2015 году в Новосибирске за победу на первом этапе давали новенький автомобиль.
Этапы эстафетного бега классически делятся на 3 различных:
— стартовый;
— основной;
— финишный.
Сильнейших атлетов принято ставить на первый и последний этап. Например, ямаец Усейн Болт в основном бегает последним – финишный этап.
Что касается общих правил, то они не сильно отличаются от правил гладкого спринта. Основное внимание акцентируется на моменте передачи и тут есть ряд нехитрых правил. В первую очередь палочка должна быть передана в специальном коридоре, длинна которого для эстафеты 4х100 метров составляет 20 метров. В самом начале коридора атлет может начать разгон, но выбежать из него он должен уже с палочкой в руках. Одной из частых ошибок на соревнованиях является передача эстафеты вне коридора.
Следующее правило касается как момента передачи, так и движения по ходу дистанции. Запрещено мешать другим атлетам – участникам эстафеты. В свою очередь, если был нарушен процесс передачи палочки соперников в ходе падения или нечайно, то команда не понесет ответственности.
Еще в начале ХХ века одна команда решила пойти на хитрость и обработала ладони клейким веществом. Благодаря этому, передача эстафетной палочки не составила труда. Сегодня же, категорически запрещается чем-либо обрабатывать руки, надевать на них перчатки, а также другими нечестными способами облегчать момент передачи эстафеты. Ведь это не просто бег, а бег с эстафетной палочкой, мастерство передачи которой можно отточить только на многочисленных и систематических тренировках.
Потеря палочки – еще одно грубое нарушение, но в отличие от других его можно исправить. Сделать это можно подобрав палочку, причем делать это должен тот, кто ее уронил. Скорее всего, это будет грозить 100% проигрышем, но в спорте бывает всякое.
Техника прохождения дистанции ничем не отличается от техники гладкого бега на соответствующую дистанцию. Если в барьерном беге атлет должен по ходу преодолевать еще и препятствия, то в эстафетном беге ничего такого нет, и он должен лишь мчаться вперед навстречу к победе. Старт первого этапа на эстафете (речь идет о классических 4х100 и 4х400 метрах) производится с низкого старта. Последние стартуют после передачи эстафеты с разгона.
Основная особенность техники эстафетного бега, как и правил, заключается в моменте передачи палочки. Эстафетный бег – один из тех видов бега, в котором залогом победы является не только физическая подготовка. Именно поэтому на тренировках уделяется очень много внимания моменту передачи палочки. Существует несколько различных способов и техник передачи палочки.
Эстафетный бег на 100 и 400 метров имеет собственную технику передачи палочки, которая эффективна только на определенной дистанции. Участник, стартующий на первой стометровке, удерживает палочку в правой руке. Приближаясь к зоне передачи, он должен прижаться к левому краю беговой дорожки и передать палочку в левую руку товарищу по команде, который в свою очередь начинает движение по правой бровке этой же дорожки. Этот участник в момент передачи палочки третьему этапу прижимается к правому краю дорожки и передает палочку в правую руку третьему этапу и так далее.
Некоторые участники перекладывают палочку в правую руку, чтобы было легче ее передавать и двигаться с ней по дистанции. Этот способ лучше подходит для эстафеты 4х400 м и более, так как на нем теряются драгоценные доли секунд.
Эстафетный бег – это еще и умение вовремя начать разгон и в нужный момент забрать палочку из рук своего товарища по команде. Следующий этап должен начинать разгон примерно за 10 метров до приближения предыдущего этапа. За время, пока он его догоняет, следующий этап должен набрать максимальную скорость. Если старт будет проводиться из положения близкого к положению низкого старта, то расстояния в 2 метров хватит для набора этой скорости. Палочка должна передаваться на одинаковой скорости. Эта тонкость, которой может похвастаться только эстафетный бег, вырабатывается на многочисленных тренировках. Эстафетные команды с опытом зачастую более успешные, чем новые.
Эстафетный бег – одна из самых зрелищных беговых дисциплин. Ее любят как взрослые, так и дети. Когда хотя бы вкратце знакомишься с ней, то понимаешь, что техника эстафетного бега, очень специфична и сложна. Она требует развития не только индивидуальных качеств атлета, но и командную согласованность. Только совокупность всех этих элементов позволит команде подняться на вершину пьедестала.
life4health.ru
Обучать технике эстафетного бега целесообразно после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции. Основная задача обучения состоит в том, чтобы научить занимающихся четко передавать и принимать эстафету на высокой скорости бега. Ниже указана последовательность обучения технике эстафетного бега, перечислены частные задачи, средства для их решения и даны методические указания.Задача 1. Создать представление о технике эстафетного бега.
Средства. 1. Сообщить сведения о видах эстафетного бега. 2. Объяснить и показать технику передачи эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости. 3. Показать кинокольцовки передачи эстафеты сильнейшими бегунами. 4. Объяснить значение расчета и точности движений в передаче эстафеты.
Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.
Средства. 1. Объяснением и демонстрацией создать представление о способе передачи эстафетной палочки снизу. 2. Передача эстафетной палочки правой и левой руками, стоя на месте, без предварительной имитации и с предварительной имитацией движений рук при беге. 3. Передача эстафетной палочки по сигналу преподавателя при передвижении шагом. 4. То же по сигналу передающего. 5. Передача эстафетной палочки по сигналу передающего при передвижении медленным, а затем быстрым бегом. Контрольную отметку устанавливает преподаватель (тренер). 6. Передача эстафетной палочки при быстром беге по отдельной дорожке.
Методические указания. Упражнения в передаче эстафетной палочки на месте выполняются парами, двумя шеренгами и по кругу. Передающий находится уступом в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. Так же выполняются упражнения в передаче эстафетной палочки в передвижении шагом и медленным бегом.
Задача 3. Научить старту бегуна, принимающего эстафету.
Средства. 1. Старт на прямой из положения с опорой на одну руку. 2. Старт на отдельной дорожке на повороте (при выходе на прямую) с опорой на одну руку. 3. Старт на отдельной дорожке на прямой (при входе в вираж). 4. Определение расстояния от начала разбега до контрольной отметки. 5. Старт на отдельной дорожке в момент достижения передающим контрольной отметки.
Методические указания. При овладении стартом на дорожке в зоне нужно следить за тем, чтобы принимающий бежал у внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и у внутренней — на 3-м этапе. Переходить к изучению старта, согласованного с бегом передающего, целесообразно только после того, как достигнут стабильный навык старта и бега по задней стороне дорожки.
Задача 4. Добиться передачи эстафеты на максимальной скорости в 20-метровой зоне.
Средства. 1. Передача эстафеты на максимальной скорости в зоне (устанавливаются индивидуальные контрольные отметки для команды по этапам). 2. Командный эстафетный бег на полную дистанцию с участием двух и более команд.
Методические указания. Техника передачи эстафеты изучается и совершенствуется при беге в 1/2—3/4 интенсивности и на максимальной скорости в конце разминки или вскоре после нее.
В основном совершенствование в технике передачи эстафеты проводится парами (связками), которые тренируются на своем месте, т. е. в начале или в конце поворота. Вначале занимаются пары бегунов 1-го и 2-го и 3-го и 4-го этапов. После этого второй бегун совершенствует передачу с третьим, наконец все четверо вместе. Разумеется, эта последовательность в связи с задачами может изменяться. Очень важно, чтобы бегун, передавший эстафетную палочку, выходил со своей дорожки только тогда, когда снизит скорость, а участники других команд, принявшие эстафеты, пробегут вперед.
При составлении команды участников эстафеты следует расставлять по этапам, учитывая следующие обстоятельства. В связи с тем, что бегун, стартующий в зоне, всегда бежит медленнее в момент передачи, нежели догоняющий его бегун, целесообразно ставить на 1-й этап слабейшего, на следующий — второго по силам бегуна и т. д. Это позволит передать эстафету при лучшем соотношении в скорости обоих бегунов. Вместе с тем учитывается и то, что одни спринтеры умеют и любят бегать со старта, а другие имеют худшие результаты в беге со старта, но успешно участвуют в эстафете. Нельзя забывать также тех, кто хорошо бегает по повороту и финишной прямой. После того как все кандидаты в команду детально изучены, следует распределить их по этапам и начать тренировку.Тренировка в эстафетном беге на короткие дистанции — это в первую очередь спринтерская подготовка и совершенствование техники передачи эстафеты. Основные условия для этого — постоянство состава эстафетной команды и длительная практика. Тренировка эстафетной команды включается как органическая часть в спринтерскую тренировку. Это не должно намного увеличивать нагрузку спортсменов. Например, по ходу тренировочного занятия бегуны должны пробегать несколько раз 100 м. Вместо этого лучше провести эстафету 4×100 м. Бег с ускорениями, с ходу, прикидки могут оканчиваться передачей эстафеты. Ускорения можно начинать вместе с приемом эстафеты и т. д.
Совершенствование в эстафетной технике при беге с максимальной интенсивностью, а также прикидки следует проводить как часть спринтерской тренировки в середине или даже в конце занятий, перед заключительной частью. Особенно важно почаще пробегать всю дистанцию эстафеты: только при этом достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.Перед соревнованием в конце разминки следует провести передачу эстафеты в связках. Очень важно при этом установить, если требуется, поправки к расстоянию до контрольных отметок. Это необходимо главным образом при ветре — встречном, попутном.
В процессе тренировки и соревнований постоянный состав эстафетной команды может достигнуть очень большой точности выполнения всех движений.
Е. Е. Аракелян, В. П. Филин, А. В. Коробов, А. В, Левченко.
www.sprint-express.ru