Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.
К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.
В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.
Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.
Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!
Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.
При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.
В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.
Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.
В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.
Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.
Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.
Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».
В статье использовались материалы книг:— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.
www.web-paint.ru
Чтобы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека, я научу вас как это правильно сделать:
Пропорции мужского тела:
Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.
1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.
2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.
3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.
4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.
Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.
1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.
2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.
3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.
Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.
Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.
1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.
2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.
Теперь, что касается ширины женского тела:
1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.
2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.
3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.
Подошёл к концу очередной урок по рисованию. На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.
art-assorty.ru
Тому, кто хочет научиться рисовать фигуры и лица людей, потребуется время, чтобы изучить основные пропорции человека для рисования карандашом или ручкой. Фигура человека является одной из сложнейших структур в природе, а изображение ее имеет огромное количество вариаций. И, естественно, не стоит испытывать чувство разочарования, если что-то не получается с первого раза. Опыт приходит со временем.
Естественно, пропорциям человека свойственно меняться, но в процессе обучения нужно останавливаться на классической фигуре, которая в измерении равна именно восьми головам. Несмотря на то что в природе рост человека приблизительно на половину головы меньше, на практике такое измерение неудобно при расчетах.
Но прежде всего необходимо помнить, что набросок – это не построение какой-либо схемы, и невозможно вычислить в миллиметрах или сантиметрах каждую часть тела человека и перенести эти размеры на бумагу. Главный инструмент художника – это его глаза и карандаш.
Использование головы в виде единицы измерения, конечно, очень удобно, но необходимо также научиться пользоваться собственным глазомером. Это также поможет соблюдать все пропорции человека. Для рисования фигуры человека изначально стоит ознакомиться с основной теорией построения наброска, которая поможет правильно воссоздать структуру человеческого тела.
Для того чтобы правильно соблюсти все пропорции фигуры человека, рисование необходимо начинать с создания графика. Именно по нему потом будут выравниваться суставы, а также вырисовываться мышечная структура тела. И все это независимо от пола человека.
График разделяется на восемь равных частей, где первая будет состоять из головы. Это измерение было установлено еще в эпоху Возрождения и является идеальным для создания необходимой пропорции человека. Для рисования людей всегда использовался средний рост, который и был равен восьми головам.
Итак, нужно изобразить овальную или яйцевидную форму с заостренным концом снизу в первой части представленного графика. Далее, между отметками 3 и 4 добавить тазовую кость, а также тазобедренные суставы. Их ширина приблизительно составляет полторы или две ширины головы. А теперь можно изобразить позвоночник, который соединяет таз с головой. Это важнейшая часть тела человека. Центр тяжести и стабильности.
Дальнейшее рисование человека, пропорции тела которого тщательно соблюдаются при помощи графика, переходит к ногам и коленям. На отметке 6 располагаются коленные суставы. Причем необходимо отметить: чтобы на более позднем этапе наброска или рисунка правильно расположить мышцы ноги, линия, которая соединяет коленный сустав с бедром, должна быть внутренней, а та, что идет к стопе, внешней. Это и есть естественный вид человеческой ноги.
Следующая часть наброска – это грудная клетка, которая также состоит из овала, и он по своим размерам равен тазу. Но стоит отметить, что он словно обрублен в нижней своей части. Именно это поможет создать в дальнейшем плоский живот для мужской фигуры или осиную талию для женской, а может быть, даже подчеркнуть жировые складки.
Линия плеча находится приблизительно на полпути между отметками один и два, а ширина составляет от двух до трех головных. Видимое положение плеч может меняться, и от этого зависит очень многое. Это могут быть слегка изогнутые вниз или находящиеся в напряжении плечевые суставы. Тогда и линия будет выглядеть уже по-другому, она будет чуть выше.
Линия плеча очень индивидуальна, она помогает изобразить на следующих этапах рисунка либо мускулистую шею, либо длинную женскую, или вообще подчеркнуть, что у человека отсутствует шея, утопая в складках жира.
И, наконец, можно приступить к запястьям, которые расположены на отметке 4, чуть ниже тазобедренной части. Каждый человек может убедиться в этом, проверив на себе, встав ровно и расположив руки напротив бедер. Пальцы же заканчиваются приблизительно на середине бедра. Локтевые суставы располагаются на уровне талии на отметке 3.
Так при помощи простого графика были соблюдены все основные пропорции человека. Для рисования туловища сбоку также необходимо использовать такую простую схему. Тогда с каждым последующим наброском туловище человека будет выглядеть все точнее и естественнее. Ну и со временем можно будет совсем отказаться от подобного графика, используя только простые наброски. В основном это зависит от того, сколько времени человек уделяет рисованию. Чем больше упражняться, тем быстрее станет развит глазомер, и необходимость в подобных построениях отпадет сама собой.
А для того чтобы соблюсти все пропорции лица человека, для рисования необходимо использовать несколько основных правил. В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала – это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.
Основная ошибка начинающих художников состоит в том, что глаза зачастую располагаются в верхней части головы. Это неправильно и не соответствует пропорции лица человека. Для рисования следует опять-таки использовать среднестатистическую внешность. В природе, естественно, можно встретить людей, которые могут обладать непропорциональной фигурой или нестандартной внешностью.
Структура внешности каждого человека очень индивидуальна. Но на начальных этапах рисования лучше всегда использовать стандартные размеры и пропорции. Рисование головы человека, пропорции лица также строятся при помощи небольшого графика. Определив на нем расположение глаз, следует провести линию, на которой будет располагаться нос.
Он находится ровно посередине между линией глаз и подбородком. Рот располагается между линией носа и подбородком, а кончики губ всегда пропорциональны глазным зрачкам. И если провести визуальные прямые линии, глядя в зеркало, каждый человек может убедиться в этих пропорциях.
И, наконец, уши. Они расположены между линией глаз и носа. Естественно, бывают ушки маленькие, аккуратные, а бывают, как многие называют такую часть головы, "лопухи". И, тем не менее, расположение их все равно находится в этой же точке. Так, следуя несложным правилам, можно легко научиться передавать на бумаге основные черты лица человека или его фигуру.
fb.ru
Значение "Витрувианского человека" в том, что только идеальные пропорции тела человека позволяют позицию с разведенными руками и ногами вписать в круг, а с разведенными руками и сведенными ногами – в квадрат. Однако сама теория пропорционирования (Леонардо да Винчи лишь воплотил ее в рисунке) была создана другим римским ученым и архитектором – Марком Витрувием Поллионом. Позднее эта теория получила распространение в изобразительном искусстве и архитектуре.
Согласно этой теории следующие соотношения характерны для идеальных пропорций тела человека:
Однако теория пропорционирования Марка Витрувия Поллиона возникла намного позднее теории "золотого сечения" или "божественной пропорции". Принято считать, что объекты, содержащие в себе "золотое сечение", воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Пирамида Хеопса в Египте, Парфенон в Афинах, Собор Нотредам де Пари, картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и "Тайная вечеря", Ботичелли "Венера", Рафаеля "Афинская школа" и многие, многие другие объекты были созданы по принципу "золотого сечения".
В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
www.ask4style.ru
Все о важности пропорциональности в развитии спортивной фигуры: почему ширина плеч должна составлять ¼ роста мужчины, а обхват бицепса равняться размеру шеи и икр. Как сделать спортивную фигуру?Важно понимать, что спортивная фигура — это прежде всего пропорциональность, а не размер мышц. Излишне широкие плечи визуально уменьшают рост человека, ровно как «высота» прически и наличие/отсутствие растительности на лице могут сделать корпус более мощным.Секрет в том, что согласно каноническим пропорциям Да Винчи, идеал ширины плеч мужчины составляет ¼ его высоты, равняясь расстоянию от макушки до линии сосков — именно здесь и играет роль высота волос на голове. Обхват бицепса должен равняться обхвату шеи и икр. Греческие статуиИнтересно, но древнегреческие статуи, изображающие богов и атлетов, хотя и соблюдают правила идеальных пропорций, все же выполнены с определенными нарушениями анатомии человека — к примеру, напряженные мышцы спины невозможны при расслабленных грудных.Древние скульпторы улучшали не только пропорции тел атлетов, им позировавших, но и изменяли реальность, придавая легкость неудобным позам и создавая неповторимую в жизни композицию из напряженных мышц. Видимо, секрет идеала в том, что его невозможно достичь. Канонические пропорции Да ВинчиРисунок, созданный Леонардо Да Винчи и изображающий фигуру обнаженного мужчины в двух наложенных друг на друга проекциях, служил иллюстрацией к книге о жизни римского архитектора Витрувия, впервые описавшего на бумаге пропорции идеального человека.Поза с разведенными руками и сведенными вместе ногами вписана в квадрат, а поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. Центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы. Некоторые пояснения к картинке: ✔ размах человеческих рук равен его росту ✔ рост человека — четыре локтя от кончиков пальцев ✔ расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты ✔ расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты ✔ расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты ✔ максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты ✔ длина руки составляет 2/5 его высотыПропорции фигур для художниковНачинающих художников учат правильно рисовать человека, начиная с выбора размеров головы. Общая высота фигуры должна составлять восемь голов (см. 4 пункт правил Да Винчи). Следующий шаг — вписывание окружности в голову.Высота головы с шеей должна составить две таких окружности, ровно как и расстояние от пупка до нижней границы шеи, тогда как максимальная ширина плеч — три. Ширина талии — не более, чем полтора таких круга, иначе пропорции фигуры существенно исказятся. Фигуры мускулистых людейОдним из главнейших правил пропорциональности мускулистого человека является соотношение обхвата плеч и ширины талии (см. иллюстрацию 3). Если принять ширину талии за «а», а обхват плеч за «b», то идеальным отношением будет (а+b)/a = a/b = 1,618.Увеличение дельт, грудных мышц, излишне развитый пресс — все это способно разрушить хрупкую симметрию, делая фигуру человека визуально непропорциональной. Однако понимание этих правил может изменить изначально неспортивную фигуру до неузнаваемости. Классические пропорции бодибилдеровВ тридцатых годах прошлого века американский антрополог Дэвид Уилугби (David P. Willoughby) провел множество измерений атлетов, пытаясь определить идеальные размеры мускулатуры, кажущиеся человеческому глазу максимально правильными. Его результаты(3):✔ Размер бицепса — 1.2 размера предплечья ✔ Предплечье от ширины груди — 0.300 ✔ Бицепс от обхвату каждой икры — 1 ✔ Шея от обхвата груди — 0.383 ✔ Грудь — 1.33 размера талии ✔ Грудь — 1.11 размера бедер ✔ Бедра — 1.5 размера икр Как измерить свои пропорции?Во-первых, измерьте обхват предплечья в самом широком месте; затем просчитайте размер бицепса — 1.2 размера запястья. Сравните с измерением бицепса и каждой икры. Рассчитайте обхват груди — умножьте обхват предплечья на 3,33; сравните с реальным значением.Затем измерьте талию и бедра. Согласноидеальным атлетическим пропорциям обхват груди должен составлять 1.33 обхвата талии и 1.11 обхвата бедер. Делайте подобные измерения раз в месяц, чтобы отслеживать прогресс тренировок. Создание спортивной фигуры заключается скорее в контроле над пропорциями мышц, а не просто в увеличении их объема. Существует как классическая школа пропорций, известная со времен древнегреческих статуй, так и современные измерения, подходящие для бодибилдеров. |
workoutinfo.ru
"Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера. Потом ты сможешь писать так, как ты хочешь, все будут уважать тебя" (Сальвадор Дали)(это эпиграф, если что)))========
Лепя реалистичную фигурку или куклу, мы всегда стремимся к тому, чтобы правильно и естественно передать пропорции человеческого тела. Иллюстрации, которые мною приведены ниже, призваны облегчить работу над лепкой человеческого тела в любом масштабе, который вы захотите выбрать для своей будущей скульптуры. Это рисунки и выдержки из книг Кэтрин Дьюи "Создание реалистичных фигур из полимерной глины" и Джека Хамма "Как рисовать голову и фигуру человека", которые наглядно показывают пропорции головы и тела человека. На протяжении многих веков художниками и скульпторами не раз предпринимались попытки систематизировать и схематически выразить те знания о пропорциях человеческой фигуры и их соотношении, которые бы сделали изображение человеческого тела максимально правдоподобным.
Рисунки, которые используются в данном посте - обобщенная компиляция схем человеческого тела, созданных художниками минувших и нынешних эпох. Конечно, эти пропорции нельзя назвать абсолютно универсальными - в каждом отдельном случае на них будет оказывать влияние раса, пол, возраст и конституция тела изображаемого персонажа. Ведь именно эти различия делают каждого из нас уникальным. Поэтому, создавая фигурку, никогда не забывайте об её индивидуальности, но это уже другой вопрос.А сейчас мы будем рассматривать основы основ, берущие своё начало от витрувианского человека Леонардо да Винчи (рис. 1), который по сей день считается «каноническими пропорциями» человеческого тела. рис.1
Модность модностью, но, как говаривал чуть выше цитируемый мною Дали "Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермере и Рафаэля, не берись за эту книгу [и не читай этот пост - прим. автора.. т.е. меня] и пребывай в блаженном идиотизме".
Итак, для начала рассмотрим голову/лицо, их основные линии и метки.Для упрощения понимания я ограничусь минимальным текстом и максимально внятной иллюстрацией.
Голова и лицо Основные линии лица (рис. 2) рис. 2
Метки пропорций головы (рис. 3)
рис. 3
Основные пропорции лица (рис. 4-5)
рис. 4
рис. 5
Резюмируем:
- Черепная коробка и лицевые кости - примерно одного размера и объема.- Высота лица составляет три четверти (3/4) от общей высоты головы.- Ширина головы на уровне глаз составляет две трети (2/3) высоты головы.- Ширина нижней челюсти составляет три четверти (3/4) ширины головы (в самом широком месте головы)- Глаза расположены на линии, находящейся ровно посередине между макушкой и кончиком подбородка (тонкая синяя линия на рисунке 3 справа).- Ширина глаза - 1/5 ширины головы. Расстояние между глазами равняется одной ширине глаза.- Основание носа (его широкая часть) расположено на расстоянии 1/2 ширины головы от кончика подбородка.- Ширина основания носа равна ширине глаза.- Рот расположен на линии, удаленной от кончика подбородка на 3/8 высоты головы, или, иначе, на 1/4 ширины головы вверх от кончика подбородка. Ширина рта равняется 1.5 ширине глаза.- Верхняя граница уха лежит на одной линии с верхней границей брови, а мочка уха обычно находится на одном уровне с ноздрями.- Ухо начинается на линии, обозначающей середину между лицом и затылком (жирная синяя линия на рис. 3 справа).- Ширина шеи - 1/2 от ширины головы. Расстояние от кончика подбородка до ямки на шее колеблется от 1/4 до 1/3 высоты головы.
Тело
Обычно за единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы". Высота человека может колебаться от 6 голов до 8 голов. В нынешнюю эпоху анарексии в спайке с акселерацией в моду вошли женские тела в 9 голов (длина тела увеличивается за счет ног!), но это уже частные случаи. Канонический же рост человека в среднем равен 7,5 длины головы. Греки и римляне изображали своих богов более высокими и статными, чем простых смертных - высота таких статуй обычно составляла 8 голов.Поэтому максимально похожие и эстетически приятные глазу фигурки советую выполнять в классических пропорциям (7,5-8 голов).Давайте рассмотрим наиболее значимые соотношения пропорций человеческого тела (рис. 6-7):рис. 6
рис.7
- Расстояние от кончика подбородка до сосков - 1 высота головы.Линия лопаток лежит на той же высоте.
- Расстояние от сосков до точки прямо под пупком - 1 высота головы.Верхняя линия ягодиц лежит на высоте той же линии, что проходит под пупком.
- Линия паха у женской фигуры и основания ягодиц у мужской фигуры находится на высоте 1 головы под пупком.
- Ширина плеч составляет 2 ширины головы у мужчин; у женщин плечи чуть уже.
- Впадина между ключицами в ширину составляет 1 высоту головы.
- У мужчин грудь и бедра одинаковой ширины (1,5 ширины головы).У женщин бедра составляют 1,5 ширины головы, а грудь - 1.25.
- Талия чуть шире 1 ширины головы в обоих случаях.
- Расстояние от подошвы стопы до колена - 2 высоты головы.
- Расстояние от колена до основания тонкой мышцы (внутренняя сторона бедра) - 1 высота головы.
- Линия середины тела пересекает тазобедренную кость у женщин и лежит чуть ниже у мужчин.
- Длина руки равняется трем высотам головы, от кончика среднего пальца до подмышки (середина дельтовидной мышцы).
- Локоть находится на расстоянии 1 высоты головы от подмышки.
- У мужской фигуры, расстояние от кости запястья до кончика среднего пальца составляет 1 высоту головы.. у женской фигуры несколько меньше.
- Головка локтевой кости лежит на линии середины тела.
- Рука в самом широком месте составляет несколько меньше 1/2 ширины головы.
- Длина кисти руки равна высоте лица.
- Рука мужчины несколько длиннее руки женщины.Кончик мизинца находится на расстоянии 3 высот головы от подошвы ступни у мужчины, и немногим выше этой линии у женщины.
- Длина стопы равна примерно от 1/6 до 1/7 высоты головы.
Пусть количество соотношений, изображенных на рисунках, не пугает вас. Просто применяйте их на практике из раза в раз - это войдет в привычку и будет получаться автоматически. Приучите себя во время лепки думать о размерах фигурки не в сантиметрах, а в "высоте головы", чтобы фигурки были реалистичными.
Я не предлагаю следовать всем соотношениям человеческого тела.. да я их даже тут не стану все описывать.. Но.. 6-8 голов соблюдайте - лепите людей, а не гоминидов.) Отталкивайтесь (ХОТЯ БЫ!!) от рисунка 7. Остальное - дело навыков.
ну и ещё немного - вдруг кому интересно: - длина ступни равно длине предплечья.. кто не верит может приложить ногу к предплечью (предплечье это то, что от запястья до локтя, а то те, кто плохо биологию знают, могут начать замысловатые позы йоги изображать, а я потом виновата буду)).Согласно канонам, окружность талии девушки должна быть в два раза больше шеи. Окружность голени равна шее, а окружность бедра - составлять полторы окружности голени /что такое голень и бедро - сами погуглите.. ладно?)/Расстояние от пяток до талии обязано относиться к длине тела как 2:3 (школьные знания элементарных пропорций вам в помощь).. ну или, опять же, рисунок 7). С учетом таких пропорций создавались классические античные статуи.
ну и до кучи - Пропорции тела и возраст человека (рис. 8)
рис. 8
p.s. у мультяшных персонажей пропорции высчитывайте сами)).. это не сложно - "отрываете" голову и прикладываете к нужным частям тела))
www.babyblog.ru