Дешевая-обувь.рф

Возрастные кризисы у детей, кризисы возрастного развития детей. Возрастные кризисы у детей


Возрастные кризисы у детей: Календарь возрастных кризисов у ребёнка

Календарь возрастных кризисов у ребёнка =====================================

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

кризис одного года; кризис 2-х лет; кризис 3-х лет; кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1 и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

www.baby.ru

Возрастные кризисы у детей - как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития.

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям.  После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

 

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

 

 

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания.  Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂

 

 

Возрастной кризис 3 лет

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

 

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет.  Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.

 

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами.  В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

 

Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?

 

Как пережить кризисы у детей?

  • Постараться понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;
  • Старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;
  • Быть последовательными. Устанавливать запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не менять своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;
  • Мотивировать свои решения на доступном ребенку языке;
  • Оставаться спокойным в любой ситуации!

 

И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео — вебинар от детского психолога Элеоноры Борисовой Возрастные кризисы детей от года и до 5 лет

 

Похожие статьи:

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Присоединяйтесь к нам в социальных сетяхЧитайте лучшие статьи, узнавайте о новых материалах, принимайте участие в наших обсуждениях.  

happykids.world

Возрастные кризисы у детей. От рождения до 7 лет

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

У детей дошкольного возраста условно выделяют:

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

Кризис у ребенка 3-х лет

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процесса — теплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

Автор: Екатерина Ефремова

hvatalkin.ru

Основные возрастные кризисы у ребенка

Возрастные кризисы настигают человека, начиная с самых юных, практически младенческих лет, и продолжаются на протяжении всей жизни. Они меняют наше мировосприятие, отношение к окружающим и к самому себе. Но самые значимые «переломные» моменты происходят все же в детском возрасте, и здесь маме и папе важно понимать, как поступать, чтобы сохранить индивидуальность ребенка и ваши теплые отношения.

По мере взросления даже самый послушный и неконфликтный ребенок в определенный период резко и кардинально меняется, и меняется не в лучшую сторону. Между родителем и их обожаемым чадом вдруг вырастает стена из непонимания, обид, раздражительности. Психологи объясняют такую смену поведения наступлением возрастного кризиса у ребенка. Но из каждой ситуации есть выход, главное его вовремя найти.

Читайте также: Детская обида и ее серьезные последствия

Вам будет интересно сразу ознакомиться:

Первый возрастной кризис – упрямый детский сад

Как правило, первые перемены в поведении происходят, когда ребенку исполняется три года. Но по последним данным кризис 3-х лет омолодился практически вдвое, и теперь чаще наступает уже в 1,5 – 2 года. Современные детки гиперактивны и развиты не по своим годам. Им достаточно научиться мало-мальски разговаривать, чтобы начать всем своим естеством заявлять окружающим: «Я личность!». Для достижения цели в ход идут любые доступные крохе методы: крик, агрессия, слезы, капризы. Проявляя свободолюбие посредством неповиновения родителям, малыш очерчивает для себя границы дозволенного в еще незнакомом мире, и ощущает самостоятельность.

Но родителям сложно понять и принять такое поведение, а также выстроить правильную стратегию общения с малышом на данном этапе. Чрезмерное желание добиться от ребенка полного подчинения сейчас, в будущем приведет к тому, что теперешний бунтарь окажется безвольным человеком, не имеющим собственного мнения и не умеющим его отстоять.

Читайте также: Если мама занятая: можно и нельзя в воспитании почемучки

Стратегия поведения во время первого возрастного кризиса у ребенка:

1. Очерчивай границы дозволенного, подробно аргументируй накладываемые тобой запреты. Просто сказать «Нельзя» недостаточно. Кроха должен понимать, почему это можно, а это нельзя. Чтобы ребенок лучше воспринимал информацию и реагировал на сказанное – приводи наглядные примеры. Почему нельзя брать спички, трогать горячий чайник или острый нож? Потому что можно пораниться или обжечься. И тут же зажгите вместе с малышом спичку или аккуратно потрогайте острие ножа. Почему нельзя таскать кошку за хвост? Потому что ей больно…

Чтобы мир не состоял из одного только «нельзя», предоставь ребенку возможную альтернативу. Нельзя стричь коту хвостик, зато можно пожертвовать одной-двумя плюшевыми игрушками. Нельзя рисовать на мебели, зато можно выделить кусок стены, к которой прикноплен большой лист бумаги.

Возьми за правило идти на маленькие уступки там, где это возможно. Не хочет кашу и требует конфеты? Дай, но после еды и в ограниченном количестве. Этим ты никак не разбалуешь дорогое чадо, зато лишишь его запретного плода, который, как известно, сладок и всегда желанен.

2. Отвлекай от капризов, переключая внимание. Видишь, что эмоциональная буря стремительно надвигается, сразу отвлеки ребенка от капризов и истерики, предложив ему заняться любым интересным делом: погулять на детской площадке, порисовать или полепить. Правда, учитывая интересы малыша, придется поступиться собственными планами. Можно придумать поучительную сказку или историю, рассказывая крохе по новой главе после каждого каприза.

Читайте также: Детская неприязнь: как помочь ребенку

Второй возрастной кризис – растерянный и напуганный первоклассник

Меняя тихую и защищенную обстановку детского сада на школьные будни, ребенок переживает особенно сложное время. Теперь он все должен делать самостоятельно, появляется такое понятие как ответственность и обязанность. Первые три года учебы психологи называют кризисом школьного возраста. Именно в это время происходит социальная адаптация первоклассников: становление в новом коллективе, знакомство с новой обстановкой, налаживание отношений с учителями.

Сейчас ты должна быть начеку, чтобы в любой момент поддержать и помочь растерянному крохе. Самое время поменять амплуа опекающей мамы на роль ответственного и дающего защиту родителя.

Стратегия поведения во время второго возрастного кризиса у ребенка:

1. Больше внимания. Малыш пошел в школу, но это не означает, что он сразу же повзрослел. Ему все также нужно твое внимание, даже больше, чем обычно. Старайся замечать любые изменения в поведении и настроении малыша. Новоиспеченный ученик пришел домой расстроенный, он отрицательно отзывается о друзьях, проявляется нежелание учиться или повышенная утомляемость, он больше не хочет ходить в школу, говоря об этом прямо или придумывая различные поводы… Это первые ласточки, предвещающие серьезные проблемы. Не затягивай и выведи кроху на откровенную беседу: спроси, как обстоят дела в школе, что его беспокоит, что нравиться, а что нет… Если проблема выявлена, твоя задача быстро настроить ребенка на конструктивные действия.

2. Душевная беседа. Правильное поведение родителей помогает ребенку преодолеть возрастной кризис с наименьшими последствиями. Поэтому возьми за правило ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошел его день. Если разговор не клеиться, задавай наводящие вопросы. И даже если все ответы будут одинаково «нормальными», ты сможешь почувствовать неладное в интонации или поведении.

3. Родительский психоанализ. Как правило, малообщительные и тихие дети в первые школьные месяцы испытывают бoльшую психологическую нагрузку. Они не могут сдружиться с одноклассниками, из-за чего детская самооценка страдает в первую очередь. Помоги крохе, предложи ему взять в школу интересную игрушку, чтобы привлечь внимание других детей, или запиши в кружок по его интересам.

Детки-непоседы тяжело адаптируются к длительным урокам, к тому, что надо целых 45 минут сидеть тихо, выполнять задания и слушать учителя. Родители должны всячески способствовать тому, чтобы кроха учился направлять энергию в нужное русло. Побеседуй с классным руководителем – пусть активист-непоседа отвечает за порядок в классе или за вымытую доску. Организовывая других, ребенок станет более организованным сам.

Третий возрастной кризис – максималист-подросток

Наступает в возрасте от 12 до 15 лет. Для ребенка родители все еще остаются поведенческим ориентиром, но он уже ощущает острую потребность в признании его, как самостоятельной личности, с собственными интересами, потребностями, мнением и жизненной позицией. Период «максималиста-подростка» проходит относительно спокойно там, где установлены внутрисемейные дружественно-доверительные отношения. Если ты хочешь и в дальнейшем быть ребенку не только мамой, но и близким другом, которого слушают и которому открывают сокровенные тайны, придерживайся следующих советов:

1. Всегда выслушивай своего ребенка и никогда не относись к его проблемам легкомысленно, даже если с твоей позиции они абсурдны или нелепы. Научившись понимать и правильно воспринимать своих детей, мы взращиваем в детском сознании очень важную вещь: мир может быть опасным, несправедливым и жестоким, но всегда есть люди, которые помогут преодолеть проблемы и неудачи – это родители.

2. Чтобы ребенок не боялся признаваться в своих промахах и приходил к тебе с любой проблемой, поощряй честность. Если подросток, в ответ на откровенное признание, получит ярое негодование родителей, скорее всего в следующий раз он предпочтет скрыть от вас очередной проступок.

3. По возможности не вмешивайся в отношения отпрыска с друзьями, и особенно с противоположным полом. Даже если ребенок предпочтет рассказать тебе о возникших трудностях, помоги косвенно советом, а не бросайся решать проблему лично. Ты можешь аккуратно предложить подростку помощь, но давить и настаивать нет необходимости.

В любом из этих случаев родители должны выстроить правильную тактику общения с ребенком. Тогда возрастные кризисы пройдут менее заметно и для вас, и для вашего чада.

Loading...

zapiskiprofana.ru

Возрастные кризисы у детей - sonyaclub.ru

7 Октябрь 2014      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   1958

Многие родители с душевным трепетом ожидают возрастные кризисы у детей, приравнивая их к серьезным проблемам в воспитании. Но мало кто задумывается о том, что любые кризисы, начиная с частной жизни и заканчивая экономикой, являются признаком развития. Ребенок просто не сможет развиваться, если не будет испытывать внутренних противоречий, не ощутит желания взбунтоваться против правил.

Таким образом, родителям стоит запастись терпением и призвать на помощь всю свою мудрость и такт, чтобы помочь ребенку пережить сложное для него время и «договориться» с самим собой и окружающими. Тем более, при правильном приложении усилий кризисы не оставляют следа на личности детей. Однако если родители не смогли понять ребенка и построить с ним отношения во время сложного периода взросления, кризисы могут затягиваться, отравляя жизнь не только близким, но и окружающим.

Кризисные периоды у детей

Большинство педагогов и детских психологов считают, что возрастные кризисы у детей выпадают на 18 месяцев (2 года), 3 года и 6-8 лет. С чем они связаны?

  • Первый кризис, который у девочек случается около 1,5, а у мальчиков около 2 лет, связан с ревностным стремлением малышей к самостоятельности. В этом возрасте они уже много чего умеют: ходят, играют в игрушки, качаются на качелях и лошадках, любят залезать на диваны и стулья и т.д. И вот таких самостоятельных малышей родители по привычке опекают! Как такое вынести? Детки шумят, требуют самостоятельности, отталкивают «руку помощи», отстаивают свое право на освоение окружающего пространства.

Родителям важно понять, как необходима малышу эта степень свободы, ведь в двухлетнем возрасте он понимает, что мир велик, и в нем так много всего интересного!

В это же время детки любят проверять своих родителей: сделают что-то наперекор и смотрят на реакцию. Психологи говорят, что так ребенок проверяет границы разрешенного, потому что единственным ориентиром в этом возрасте для него является реакция взрослого. Повторяющиеся реакции на одни и те же поступки вселяют в деток уверенность, а если реагировать на одно и то же по-разному, то они начинают беспокоиться и капризничать.

Еще родители двухлеток часто сталкиваются с истериками малышей, при помощи которых они пытаются заставить родителей выполнить желаемое. Важно помнить, что ребенку в таком состоянии непременно нужны «зрители», поэтому постарайтесь изолировать его и как можно доходчивей объясните, почему вы не собираетесь выполнять просьбы капризника.

  • Второй кризис относится к 3 годам. Вот когда родителям предстоит увидеть весь спектр эмоций своего крошки! От ласковой теплоты до истерики по пустякам – так ребенок исследует эмоциональные реакции, постигает себя и других людей. Большинство проблем этого возраста можно предотвратить, если не вести себя с ребенком слишком прямолинейно. Лучше предлагайте ему выбор:

– Смотри, у меня две конфеты – шоколадная и карамелька. Какую ты хочешь?

– Пойди и выбери себе тарелочку и чашку для завтрака.

Иллюзия выбора отчасти решает проблему детского упрямства, свойственную малышам этого возраста.

Возрастной кризис у детей 3 лет приводит к бурным проявлениям эмоций при малейшем несогласии со стороны родителей. Дитя, рыдая, старается получить свое и топит в слезах все попытки его успокоить. Дай вам Бог терпения не поддаться и не дать ему желаемое! Если доброе родительское сердце не выдержит, истерики будут продолжаться с пугающей регулярностью, до тех пор, пока маленький тиран не «выдрессирует» всю семью потакать любой его прихоти.

  • Третий детский кризис происходит в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Во многом его причиной является бурная перестройка жизни ребенка в период становления его школьником. Здесь появляется уже забытая со времен второго кризиса смена настроения. Иногда родителям кажется, что ребенок становится непредсказуемым и, как следствие, неуправляемым. Он то грустит, то безудержно веселится, то плачет навзрыд, то проявляет холодность.

Из-за чего может так переживать семилетний малыш? Дело в том, что в этот период детки очень самокритичны: у них уже есть внутреннее ощущение «идеального себя», и если они чувствуют, что не соответствуют ему, то очень расстраиваются.

Нужно постараться с пониманием относиться к переживаниям малышей. Ослабьте критику, усильте поддержку. Этот период самый опасный в плане появления комплексов, которые позже могут проявиться с новой силой в кризисе подросткового возраста.

Научите ребенка правильно оценивать свои поступки, а не себя. Покажите ему, что вы его любите и понимаете. При разборе сложных ситуаций не делайте общих выводов, расставляйте акценты так, чтобы всегда можно было за что-то похвалить сына или дочку.

Поговорите об особенностях ребенка с учителем, разработайте совместную стратегию выхода из кризиса. Многие родители стесняются «выносить сор из избы», но возможность помочь своему ребенку должна быть сильнее любых предрассудков.

 Итак, возрастные кризисы у детей – нормальное явление, к которому родителям стоит подготовиться заранее, чтобы затем правильно на них реагировать. Это позволит снизить риск возникновения неврозов, бессонницы, агрессии, которые проявляются у тех ребят, родители которых не обращают внимания на временные трудности, переживаемые ребенком.

 

P.S. В дополнение к статье «Возрастные кризисы у детей» смотрите видео и, если вам понравилась статья, нажмите пожалуйста кнопочки социальных сетей! 

    Метки: Возрастные кризисы у детей, кризисные периоды у детей     

sonyaclub.ru

Возрастные кризисы у детей, кризисы возрастного развития детей

То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе — происходит скачок психического или физического развития. При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития. Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно — в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше. Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс — он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.

Подобный регресс — явление временное и естественное, не стоит его пугаться.

Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей. Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами. В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит. А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.

В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.

Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов. У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет — в пределах одного года, а кризиса переходного возраста — в пределах нескольких лет. Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца — и то, и другое в пределах нормы.

Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка — ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность. Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения. В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.

Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.

Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис — это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности. Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего — от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены — сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.

После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5—7 секунд, — этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал. До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений. Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий — у ребенка полностью меняется восприятие мира. Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное — ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда). Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.

До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел. Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет. Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.

Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим. Не важно, что родители говорят ребенку, — важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо. А главное для него то, что на него обращают внимание, — если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.

В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле. Если мама варит суп — ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает — дать тряпку, если читает — дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит. Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.

Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы. Если у ребенка бывают истерики — его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители. Главное в такие моменты — сохранять спокойствие и душевное равновесие.

Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики — это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться — ребенок растет!

Далее на очереди кризис трех лет — кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать. Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции — центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста. Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными. До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями — для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5—3,5 года, а полностью — до шести лет.

Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения — тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие. Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила. В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности — у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля. Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».

Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет. В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет. Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность — возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.

В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п. Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым. Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.

Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент. Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет. Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.

Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость. Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей). Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.

В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции — он еще не умеет ими управлять. После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития. Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.

Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного—двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет — это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет). Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт. В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) — естественно для ребенка дошкольного возраста. Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться — это нормальное явление.

На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия. В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру. Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2—3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.

Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво. Когда ребенок 2—3 лет строит, лепит, рисует — он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне. В возрасте 2,5—3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование — это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение. Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве — это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.

www.sweli.ru

Возрастные кризисы у детей - развитие детей

Возрастные кризисы бывают у всех, и у детей, и у взрослых. Причём на период детства приходится наибольшее количество возрастных кризисов, и это, вполне обосновано. Нервная и психическая активность у детей сформировывается не совсем равномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками, резкими и бурными «взрывами». И каждый такой «взрыв», зависит от определенного возрастного этапа развития ребенка.

      5 основных возрастных кризисов у детей:

  1. новорожденности – это первые недели жизни младенца 6-8 месяцев;
  2. раннего детства —  от 12 до 18 месяцев;
  3. трёх лет – от 2 до 4 лет;
  4. 6 – 8 лет;
  5. пубертатный  — от 12 до 14 лет.

      Кризис новорожденности

Это самый первый и основной возрастной кризис ребёнка, который психологи рассматривают с разных точек зрения – физической и психологической. На физиологическом уровне, ребёнок должен приспосабливаться к новой и незнакомой жизни – самостоятельно согревать себя, дышать, употреблять пищу и переваривать её.  Правильный распорядок дня, регулярное питание и сон, отрегулированный процесс грудного кормления – это хорошо поможет малышу почувствовать себя в этом мире «своим человеком».

Процесс психологической адаптации ребёнка напрямую зависит от эмоций и действий родителей. Младенец остро нуждается в родительском общении, поддержке и помощи. Именно поэтому, ему очень важно материнское присутствие. Мама способна разгадать практически все потребности своего ребёнка. Маме, просто необходимо доверять только себе и своему ребёнку, а не надеяться на советы и предположения других, пусть даже родных и близких людей. Держать своего маленького и родного человечка на руках, кормить его своей грудью, прижимать его к себе, ласкать, целовать и обнимать, это всё, что нужно маме и малышу.

Кризис новорожденного заканчивается через 6 – 8 недель, когда появляется оживление. Малыш уже чувствует себя вполне приспособленным, ведь он и улыбается только потому, что видит такое знакомое и родное лицо своей родной мамы.

     Кризис раннего детства

Это, как правило, кризис, который приходится на первый год жизни. Основные моменты, которые приводят к развитию новых отношений малыша с окружающим миром в данный период, это учиться ходить и говорить. Малыш начинает осознавать, что любимая мамочка, которая всегда находилась рядом с ним, уже не принадлежит только ему, и  у неё есть другие дела и проблемы, вследствие этого у ребёнка появляются страхи относительно того, что его бросят. Поэтому, дети, которые только начали ходить ведут себя достаточно, странно и непредсказуемо.

В этом возрасте начинается проявление характера, отчаянные протесты, капризы истерики и т.д. Бороться с этим нельзя, так как на данный момент, ребёнок нуждается в любви и поддержке родителей.

     Кризис трёх лет

     Кризис 3 — лет относится к числу самых острых, так как ребёнок плохо управляем. В словаре ребёнка всё чаще встречается слово «не хочу». Просьба родителей или запрет вызывает у ребёнка истерику или протест, причём реакция разная от слёз до замахивания на папу или маму. Всё это объясняется тем, что ребёнок растёт и чувствует себя полноценным человеком.

Нет необходимости злиться на малыша или пытаться переломить его характер или тем более наказывать, так как это может закрепить неверное поведение ребёнка в будущем.

Может, родители часто ему отказывают, и многое запрещают, необходимо вспомнить, как часто произносится слово «нельзя» и слово «можно», как правило, слово «можно», должно употребляться родителями намного чаще.

Задача родителей терпеливо относиться к капризам малыша. Необходимо переключить его внимание на что-либо другое, что может его наверняка заинтересовать. Если родители правильно поступают по отношению к упрямцу, то через год или меньше подобные нарушения пройдут.

     Кризис 6 — 8 лет

Кризис 6 лет совпадает с периодом физического развития ребёнка. А также в это время происходит перемена социального статуса, он идёт в школу, где ему нужно будет адаптироваться к новой обстановке и к новым требованиям. У некоторых на этой почве возникает «школьный невроз», который формирует в детях комплексы отклонений, тревожность, боязнь опоздать в школу, отсутствие аппетита, нарушений поведения, а также, в некоторых случаях, появляется тошнота и рвота.

Не следует загружать первоклассников дополнительными занятиями, пусть, сначала, привыкнет к школе.

Очень важно создать для ребёнка спокойную домашнюю обстановку и не предъявлять ему серьёзных требований.

     Пубертатный кризис

Самые важные психологические и физические изменения у ребёнка начинаются в 12лет, а заканчиваются в 15. Мальчикам-подросткам в данном возрасте свойственна несдержанность, агрессивность и возбудимость. У девочек — переменчивое настроение.

И для тех, и для других характерен, эгоизм, чёрствость, повышенная чувствительность и обидчивость. А всё это потому, что дети в данном возрасте хотят быть самостоятельными и независимыми от родителей, что часто толкает детей-подростков на отчаянные поступки, такие как курение, употребление алкоголя, случайные половые связи, наркотики и мн.др.

Подросток требует больше внимания от родителей, чем, например, первоклассник.

Относиться к детям данного возраста необходимо как к взрослому человеку. Если родители замечают за своим ребёнком странное поведение, переменчивое настроение, необычные увлечения, замкнутость, отрешённость от обычных дел его сверстников, в таких случаях нужно обращаться к специалисту, в частности к психиатру.

Все возрастные кризисы у детей закономерны. Они могут протекать как тяжело, так почти и не заметно. А, зависит это не только от его физического и психического развития, а от условий, в которых он проживает и от его воспитания. Можно с уверенностью сказать, что ребёнок пройдёт все возрастные периоды, если у родителей было терпение и чувство выдержки.                                     

 

razvitiedetei.info