Наш мир, строго говоря, является хаосом. Потоком непредсказуемых изменений. В нем нет правил и законов. Все правила и законы придумывают люди. Причем именно придумывают, а не «открывают». Потому что никто и никогда не может залезть в «исходный код» Вселенной и узнать, как она устроена «на самом деле». Мы просто придумываем законы мироздания, а потом они или оказываются нам полезны, или нет.
Но придумывать их — необходимо. Иначе мы просто утонем в окружающем нас (и заполняющем нас) хаосе. Превратимся в соляной столб, не знающий, что ему делать.
Именно для этого и нужно мировоззрение — чтобы, исходя из него, понимать, что нам делать.
Очевидно, если мир хаотичен, то любое наше действие будет приводить к непредсказуемому результату. Любое! Мы не знаем, к чему какое действие приведет, и поэтому не знаем, что лучше делать, и поэтому ничего сделать не сможем.
Но если у нас есть хорошо проработанное мировоззрение, то мы все-таки можем действовать. Мы сможем предположить, что вот это действие будет для нас полезным, а то — вредным. Конечно, бывает, что мы ошибаемся, и нередко бывает. Но лучше уж ошибиться, чем ничего не делать!
Строго говоря, мировоззрение есть практически у всех людей. Все мы имеем какие-то представления о мире. Но не всегда эти представления являются достаточно эффективными, полезными для нас. А у некоторых из нас мировоззрение может быть разрушено — например, оказавшись совсем уж несовместимым с жизнью. И таким людям нужно немедленно придумать себе новое мировоззрение — хоть какое-нибудь, а желательно получше прежнего. Иначе, без мировоззрения, они превратятся в тот соляной столб, о котором я писал выше.
Как придумать мировоззрение? Строго говоря, как угодно. Мировоззрение ваше, как придумаете, так и будет. Но желательно, конечно, чтобы оно как минимум не противоречило наблюдаемым фактам.
Любое мировоззрение состоит из понятий и закономерностей. Небо сверху, земля снизу, море соленое, помогать людям — добро, мешать им — зло, человек рожден для великих свершений — и так далее… Или не так. Здесь мы совершено свободны. Поскольку, повторюсь, никакого «настоящего» мировоззрения нет, мы совершенно свободны в том, какое оно будет у нас. Единственный критерий — мировоззрение должно приносить нам пользу, а не вред. Было бы очень глупо иметь мировоззрение, вредное для нас самих…
Замечу также, что мировоззрение можно изменять. Мировоззрение — не догма, точнее, оно не обязательно догма. Мировоззрение может быть гибким. Строго говоря, оно и должно быть гибким и постоянно корректируемым, совершенствуемым. Ведь наши знания о мире постоянно пополняются, и следует менять свое мировоззрение в соответствии с ними.
Поэтому начните сознательно придумывать себе свое собственное мировоззрение. Потому что вам с ним в любом случае — жить. И лучше жить с мировоззрением, приносящим вам пользу, чем с мировоззрением, приносящим вам вред.
shkolazhizni.ru
Тема№1
В процессе жизни у нас формируется представление о мире - мировоззрение, или вера в то, что мир адекватно отражен в нашем мозгу. Мир расставляет вокруг нас ловушки. Единственное оружие, которое имеется в нашем распоряжении в борьбе с окружающим миром - это наше адекватное мировоззрение. («Мировоззрение - наше единственное оружие в жизненной борьбе», Феликс Кирсанов http://www.orator.ru/rass46.html).
Сокровища жизни имеют цену лишь тогда, указывал В. С. Соловьев, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем все свое ничтожество, то понятно, что ничего более не остается, кроме самоубийства. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из чего, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. В. С. Соловьев приходит к выводу о том, что "безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т. е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни... "Исторически жизнь народов, - подчеркивал B.C. Соловьев, - определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением" ("Несколько слов о настоящей задаче философии" // "Сочинения в двух томах". Т. 1. М., 1989.).
Мировоззренческие идеи "заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле нашего существования и назначении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность". Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования" (А. Швейцер,"Культура и этика". М, 1973).
На мой взгляд, рассуждения выдающихся философов-гуманистов B.C. Соловьева и А. Швейцера, а также нашего современника Ф. Кирсанова дают ответ на поставленный вопрос. Общество и человек не могут существовать без мировоззрения, мировоззрение в свою очередь определяет смысл и ценность человеческой жизни.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
Наше мировоззрение напоминает многоэтажную пирамиду. Ее основание состоит из наиболее твердых убеждений, которые мы почти никогда не подвергаем сомнению, ибо они регулярно подтверждаются нашим личным опытом (например, стекло - прозрачное, а мы - не мухоморы) или очевидным опытом других людей (кобра ядовита, а на Южном полюсе - не то, что в Сахаре). Следующий уровень состоит из веры в простые умозаключения, вытекающие из убеждений первого уровня (тюльпаны вряд ли цветут на Южном Полюсе, а если шлепнуться с четвертого этажа - мало не покажется). И так далее - убеждения каждого следующего уровня произрастают из убеждений предыдущего.
Пирамида нашего мировоззрения представляет собой систему убеждений, которыми мы готовы руководствоваться в делах. Сколько людей - столько пирамид: то, с чем согласен один, является сомнительным для другого и отвергается третьим. Одни и те же убеждения в разных пирамидах могут находиться на разных этажах. (Мировоззрение - наше единственное оружие в жизненной борьбе, Феликс Кирсанов http://www.orator.ru/rass46.html).
Каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующее его жизненному опыту, это стремление тем более оправдано для социальных групп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересована в идеологии, обосновывающей ее положение в мире (а не только в обществе), ее отношение к миру в целом. Для каждой социальной группы существует познавательная проблема "разорванности" всего мира на духовное и материальное.
На каждом этапе развития мировой истории складывается определенная система убеждений и ценностей, соответствующих современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. Исходя из этого, делаю вывод: невозможно выработать универсальное мировоззрение «для всех времен и народов».
studfiles.net
Но придумывать их – необходимо. Иначе мы просто утонем в окружающем нас (и заполняющем нас) хаосе. Превратимся в соляной столб, не знающий, что ему делать.
Именно для этого и нужно мировоззрение – чтобы, исходя из него, понимать, что нам делать.
Очевидно, если мир хаотичен, то любое наше действие будет приводить к непредсказуемому результату. Любое! Мы не знаем, к чему какое действие приведет, и поэтому не знаем, что лучше делать, и поэтому ничего сделать не сможем.
Но если у нас есть хорошо проработанное мировоззрение, то мы все-таки можем действовать. Мы сможем предположить, что вот это действие будет для нас полезным, а то – вредным. Конечно, бывает, что мы ошибаемся, и нередко бывает. Но лучше уж ошибиться, чем ничего не делать!
Строго говоря, мировоззрение есть практически у всех людей. Все мы имеем какие-то представления о мире. Но не всегда эти представления являются достаточно эффективными, полезными для нас. А у некоторых из нас мировоззрение может быть разрушено – например, оказавшись совсем уж несовместимым с жизнью. И таким людям нужно немедленно придумать себе новое мировоззрение – хоть какое-нибудь, а желательно получше прежнего. Иначе, без мировоззрения, они превратятся в тот соляной столб, о котором я писал выше.
Как придумать мировоззрение? Строго говоря, как угодно. Мировоззрение ваше, как придумаете, так и будет. Но желательно, конечно, чтобы оно как минимум не противоречило наблюдаемым фактам.
Любое мировоззрение состоит из понятий и закономерностей. Небо сверху, земля снизу, море соленое, помогать людям – добро, мешать им – зло, человек рожден для великих свершений и так далее. Или не так. Здесь мы совершено свободны. Поскольку, повторюсь, никакого «настоящего» мировоззрения нет, мы совершенно свободны в том, какое оно будет у нас. Единственный критерий – мировоззрение должно приносить нам пользу, а не вред. Было бы очень глупо иметь мировоззрение, вредное для нас самих…
Замечу также, что мировоззрение можно изменять. Мировоззрение – не догма, точнее, оно не обязательно догма. Мировоззрение может быть гибким. Строго говоря, оно и должно быть гибким и постоянно корректируемым, совершенствуемым. Ведь наши знания о мире постоянно пополняются, и следует менять свое мировоззрение в соответствии с ними.
Поэтому – начните сознательно придумывать себе свое собственное мировоззрение. Потому что вам с ним в любом случае – жить. И лучше жить с мировоззрением, приносящим вам пользу, чем с мировоззрением, приносящим вам вред.
www.sunhome.ru
Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.
Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.
Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.
Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.
Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.
В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.
Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.
Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.
Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.
Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.
Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:
Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:
На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.
Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:
Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.
Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.
В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.
Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.
Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.
Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.
Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.
На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.
Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.
Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.
Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.
Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.
К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.
Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.
На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.
В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.
Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.
Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.
Сохранить статью
psyh.info
Что такое мировоззрение, и почему так важно его совершенствовать
За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода — за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.
Наш мир — объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами — наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.
Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся — это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение — это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.
Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.
Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.
Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения — низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.
В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом «разделяй и властвуй». Образовательная система «для всех» не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели — не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется «калейдоскопичным» и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.
Альтернативой такому воззрению является «мозаичная» модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.
В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного «Я», поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.
Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.
К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу «разделяй и властвуй» для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред — яд — оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.
В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!
Тематическое видео: Концепция «Россия — 500 миллионов» Значение мировоззрения.
Длительность записи: 10 минут
agydar.ru
Наш мир, строго говоря, является хаосом. Потоком непредсказуемых изменений. В нем нет правил и законов. Все правила и законы придумывают люди. Причем именно придумывают, а не «открывают». Потому что никто и никогда не может залезть в «исходный код» Вселенной и узнать, как она устроена «на самом деле». Мы просто придумываем законы мироздания, а потом они или оказываются нам полезны, или нет.
Но придумывать их – необходимо. Иначе мы просто утонем в окружающем нас (и заполняющем нас) хаосе. Превратимся в соляной столб, не знающий, что ему делать.
Именно для этого и нужно мировоззрение – чтобы, исходя из него, понимать, что нам делать.
Очевидно, если мир хаотичен, то любое наше действие будет приводить к непредсказуемому результату. Любое! Мы не знаем, к чему какое действие приведет, и поэтому не знаем, что лучше делать, и поэтому ничего сделать не сможем.
Но если у нас есть хорошо проработанное мировоззрение, то мы все-таки можем действовать. Мы сможем предположить, что вот это действие будет для нас полезным, а то – вредным. Конечно, бывает, что мы ошибаемся, и нередко бывает. Но лучше уж ошибиться, чем ничего не делать!
Строго говоря, мировоззрение есть практически у всех людей. Все мы имеем какие-то представления о мире. Но не всегда эти представления являются достаточно эффективными, полезными для нас. А у некоторых из нас мировоззрение может быть разрушено – например, оказавшись совсем уж несовместимым с жизнью. И таким людям нужно немедленно придумать себе новое мировоззрение – хоть какое-нибудь, а желательно получше прежнего. Иначе, без мировоззрения, они превратятся в тот соляной столб, о котором я писал выше.
Как придумать мировоззрение? Строго говоря, как угодно. Мировоззрение ваше, как придумаете, так и будет. Но желательно, конечно, чтобы оно как минимум не противоречило наблюдаемым фактам.
Любое мировоззрение состоит из понятий и закономерностей. Небо сверху, земля снизу, море соленое, помогать людям – добро, мешать им – зло, человек рожден для великих свершений и так далее. Или не так. Здесь мы совершено свободны. Поскольку, повторюсь, никакого «настоящего» мировоззрения нет, мы совершенно свободны в том, какое оно будет у нас. Единственный критерий – мировоззрение должно приносить нам пользу, а не вред. Было бы очень глупо иметь мировоззрение, вредное для нас самих…
Замечу также, что мировоззрение можно изменять. Мировоззрение – не догма, точнее, оно не обязательно догма. Мировоззрение может быть гибким. Строго говоря, оно и должно быть гибким и постоянно корректируемым, совершенствуемым. Ведь наши знания о мире постоянно пополняются, и следует менять свое мировоззрение в соответствии с ними.
Поэтому – начните сознательно придумывать себе свое собственное мировоззрение. Потому что вам с ним в любом случае – жить. И лучше жить с мировоззрением, приносящим вам пользу, чем с мировоззрением, приносящим вам вред.
(с) Дмитрий Лейкин (http://dmitry-leykin.ru)
i-love-to-live.livejournal.com
Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.
С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).
2.
Мировоззрение и его основной вопрос Зачастую понятия "мировосприятие", "миропонимание" и "мировоззрение" употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.
Мировосприятие - это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.
Недостаток мировосприятия кроется в его субъективности. Фрэнсис Бэкон, - один из основоположников философии Нового времени, - отмечал, что ум человека "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде", что каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры и тем самым "ослабляет и искажает естественный свет природы". С одной стороны, без ощущений, восприятий, представлений не состоится образ мировосприятия. С другой стороны, субъективность может исказить лик мира, выдать желаемое за действительность.
Миропонимание - более активная форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на мировосприятие, миропонимание оперирует категориями определенности, обусловленности и целостности. Это позволяет миропониманию ориентироваться на постижение сущности мира и ее обоснование. Но из этого не следует, что миропонимание лишено каких-либо недостатков и является универсальным средством постижения и освоения мира. Историко-философская традиция свидетельствует о проблемном характере понятийного постижения мира, о невозможности построения единого категориального каркаса миропонимания.
И тем не менее, человек в своем отношении к миру востребует те возможности, которыми он располагает. Составляя эмоционально-ценностное и интеллектуальное отношение человека к миру, мировосприятие и миропонимание являются предпосылкой его мировоззрения.
Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом, совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и место в нем человека".
Мировоззрение формируется стихийно и сознательно. В первом случае оно складывается эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Во втором - через освоение опыта, накопленного человечеством. Первый путь кажется простым, поскольку не требует специальных усилий, но обходится он дороже, ибо скоротечность жизни не располагает к экспериментам. Каждая прожитая минута нам уже не принадлежит. Да и качество стихийно сложившегося мировоззрения ограничено только личным опытом, что несет в себе опасность приумножить субъективность мировоззрения, довольствоваться неполным знанием и ложными ценностями миропонимания. Мировоззрение, складывающееся стихийно, уступает мировоззрению, которое формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта, вобравшего в себя всю мудрость и страдания прошлых поколений. И сегодня, и в далеком вчера, и в будущем, человека волновали и будут волновать такие вопросы: как устроен мир; что есть человек; каково его место в мире. Все люди, так или иначе, ставят мировоззренческие вопросы, пытаются осмыслить и решить их с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи. Мировоззрение задает систему координат, значимость которых не ниже, а, может быть, и выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Не позавидуешь человеку, который вдруг потерял привычное для него пространство, более того - и ориентир во времени. Еще хуже, если утрачены мировоззренческие координаты, когда человек обречен жить в режиме "здесь и только сейчас". Он обречен быть заложником обстоятельств или чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире. Объем мировоззренческих вопросов на протяжении человеческой истории не практически не претерпел изменений. Изменились лишь формы, в которых происходила постановка и решение мировоззренческих проблем. Для каждой исторической эпохи характерен специфический тип мировоззрения, формирующийся на основе определенного способа познавательного отношения к миру, системы этических и эстетических ценностей, понимания природы человека.
Основными типами мировоззрения являются: миф, религия, философия, наука, искусство. Философия возникла как интеллектуальная реакция на недостаточность мифа и религии и, поэтому, для уяснения сущности философского рассмотрения, необходимо знать особенности предшествующих ему мировоззрений.
Исторически и гносеологически первым типом мировоззрения является миф. В переводе с древнегреческого слово это буквально означает: "сказание, предание". В русском языке его часто использует в качестве синонимов слов "вымысел", "сказка". У древних греков миф - это сказание о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях. Основными чертами мифологического мышления являются: » Метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание природы и космоса в целом; » Замена объяснения мира рассказом о нем, о его сотворении; » Отрицание строгих причинно-следственных связей, признание всеобщего оборотничества; » Центральной категорией мифа является судьба. Жизнь человека, его будущее зависит не от него самого, а от судьбы. » Мифологическое мировоззрение рассчитано на человека, в котором эмоциональное волевая сфера и логическая еще не отделены достаточно четко; » В мифе, под уже имеющиеся эмпирические отношения подводится объяснительная схема, а не наоборот. Указанные черты мифологического мировоззрения позволяют сделать вывод о том, что миф является исторически и гносеологически первой формой систематического взгляда человека на мир в целом и на самого себя. В мифе много правды, он позволил человеку развить интеллект и фантазию, дал возможность эмоциональной разгрузки. Элементы мифологического мировоззрения всегда присущи людям, даже в самых высокоразвитых цивилизациях: вера в приметы, судьбу, наличие в реальности скрытых сил, недоступных разуму, - все это признаки мифологичности нашего сознания. Но в качестве типа мировоззрения миф уступил место другим способам и формам осмысления действительности.
Главная причина, повлиявшая на уход мифа, состояла в том, что он провозглашал полную неопределенность человеческого бытия. Хотя миф и содержал знания об окружающем мире и давал возможность эмоциональной разрядки, со временем он перестал удовлетворять потребности человека в надежных знаниях о мире. Люди испытывают психологическую потребность в ощущении надежности мира, в чувстве уверенности в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия побуждает человека к поиску новых объяснительных схем, нового упорядочивающего начала, задающего смысл всему, что есть.
Господство мифологического мировоззрения препятствовало и развитию хозяйственной деятельности, которая нуждалась в положительных знаниях о природе. Масса обрывочных эмпирических сведений из самых различных областей не укладывалась в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима была новая обобщающая база.
Как реакция на все указанные недостатки мифа родилась следующая форма мировоззрения - религия. Религия - это вера человека в сущ
ествование сверхъестественных сил, которые оказывают причинное воздействие на мир в целом и судьбу отдельных людей. Мир в религии как бы удваивается: наряду с чувственно воспринимаемым миром утверждается объективное (то есть независимое от человека) существование сверхчувственного, идеального мира. Он первичен по отношении к миру чувственных вещей и выступает в качестве идеала нравственного и эстетического совершенства и критерия истины.
Первые формы религии характеризовались: » Анимизмом, то есть разделением всех предметов и процессов на душу и тело, причину и следствие, повеление и исполнение. » Традиционализмом и авторитаризмом. » Консерватизмом. Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда люди не понимают событий происходящих в окружающем их природном и социальном мире, испытывают экзистенциальный дискомфорт из-за неопределенности бытия. Один из наиболее доступных выходов состоит в том, чтобы приписать детерминирующее воздействие определенным объектам, скрытым от чувств и разума, незримо присутствующим в реальности. В религии человек и окружающий его чувственный мир объявляются чем-то временным, несущественным и преходящим, имеющим смысл лишь в том случае, если допускается существование чего-то вечного, незыблемого, безусловного. Этим безусловным началом в религиях считается бог, обожествленный природный объект и т.д.
Признавая наличие абсолютного начала, религия восполняет главный недостаток мифа - отрицание упорядоченности мира, отсутствие в нем логики, центра порядка и власти. С признанием бога мир и человек оказываются вовлеченными в некое единство, организующим и смысловым центром которого является бог. Но не это обстоятельство считается спецификой религиозного мировоззрения, а утверждение о том, что это безусловное начало, Бог, Абсолют непостижимы посредством человеческого разумения. В существование бога можно только верить, то есть общаться с ним посредством особого эмоционально-мистического переживания. Человек объявляется ограниченным существом, с низменными страстями и заботами. Непосредственная его земная жизнь не является самоцелью и самоценностью. Она имеет смысл лишь постольку, поскольку есть бог. Отрицание бога означает признание случайности человеческого бытия. Человек в этом случае брошен на произвол судьбы: он пришел неизвестно откуда и уйдет неизвестно куда. В мире господствуют силы более могущественные, чем он сам и, поэтому, без бога, человек вряд ли может рассчитывать на успех.
Таким образом, можно сделать вывод, что религия сыграла значительную психотерапевтическую роль, пробудив в человеке надежду на то, что он не одинок в мире, что он защищен от тотального произвола и фатальных случайностей. Кроме этого, религия способствовала укреплению обычаев, традиций и нравов людей; на её базе сформировалась мораль как система заповедей, предписаний и табу, укрепляющих человеческие общности.
По мере роста производственного и социального могущества людей, то есть по мере того, как природный и социальный мир все более становился подконтрольным человеку, изменялось и самосознание последнего. Он уже не довольствуется пассивной ролью "сосуда Божия", а хочет участвовать в обустройстве мира и самого себя. Активности человека требует и хозяйственная деятельность. Существующие знания нуждаются в пополнении и систематизации, а сделать это можно только при условии полного задействования возможностей человеческого разума. Но для этого, предварительно, необходимо было выяснить, что такое разум, какова его сущность, границы применимости и полномочия. Поиск ответов на эти вопросы входит в компетенцию философии - особого типа мировоззрения и способа познавательного и практического отношения к миру.
studfiles.net