Когда собираешься на охоту в незнакомую местность, где нет видимых ориентиров, надо обязательно взять с собой компас с картой района. Такая предосторожность нужна в степи и тундре, в горах. Не обойтись без компаса темной ночью, в туманный день и в пургу.
Компас – это прибор, с помощью которого можно ориентироваться на незнакомой местности.
Компасы бывают:
Самым точным среди всех магнитных считается жидкостный компас. В типичном простом варианте он выглядит в виде «казанка», наполненного водой, в котором на вертикальной оси закреплена картушка из алюминия или бронзы. По разным сторонам картушки имеются прикрепленные магниты.
В таких устройствах жидкость придает устойчивость стрелке, в устойчивом положении стрелка помогает точно определить показания.
Такой прибор представляется в виде планшета, в нем установлена круглая колба с намагниченной стрелкой. Оснащен планшетный компас увеличительным стеклом для удобства рассмотрения шкалы. Специальная жидкость в капсуле обеспечивает устойчивость стрелки во время быстрого передвижения.
Предназначены для начинающих туристов, имеют все нужные компоненты, но нет у них зеркала и регулировки отклонений.
Они оснащены зеркалом, увеличительным стеклом и другими дополнительными свойствами. Подходят для регулярных походов в глубинке, вдали от маршрутов.
Есть несколько видов устройств, с которыми можно определять стороны света.
Он бывает обычным туристическим. Этот вид компаса имеет стрелку с красным концом, надетой на иглу, указывающей на север, где находится самое сильное магнитное поле. С простым магнитным прибором совместно с картой можно точнее установить место расположения разных объектов.
Он отличается от обычного увеличительной линзой и визирным приспособлением. С таким прибором можно точнее определять направление пути в полевых условиях.
В этом приборе деление шкалы направления расположены против часовой стрелки. Для определения углов падения слоев пород он оснащен клинометром и полулимбом.
Гигроскопический компас устанавливают на самолеты и на речные морские суда. Он оснащен гироскопом, благодаря такому устройству, показывает на истинный полюс, а не на магнитный полюс. Этот прибор обладает устойчивостью, поэтому во время раскачки точнее показывает направление.
Такой вид можно определить стороны света, ориентируясь на звезды и светила. Недостаток прибора в том, что с ним нельзя работать днем.
Какой компас выбрать спортсменам? Они должны уметь пользоваться магнитным компасом и разбираться в топографической карте.
Поэтому компас для спортивного ориентирования должен обладать высокими эксплуатационными характеристиками, такими, как:
Электронные компасы действуют на основе магнезированных датчиков, включаясь при поиске нужных координат в систему спутниковой навигации. Они предназначены только для профессионалов, используют их в основном военнослужащие и представители силовых структур.
В зависимости от места и цели используются такие виды электронных навигаторов.
Указывает направление на объект, излучающий радиоволны. Применяют его авиаторы для ориентирования в пространстве во время совершения полетов.
Он отличается от механического туристического тем, что в нем нет намагниченной стрелки. Компас определяет стороны света по электронным схемам. Он показывает время, встроены в нем разные дополнительные программы, даже видеофильмы.
Эти навигаторы работают с помощью электронной системы, сигналы для определения точного местоположения и направления они получают с нескольких спутников.
Приемники GPS считаются высококачественными навигаторами, почти всегда снабжаются электронным компасом. Но GPS-навигаторы не могут работать без аккумулятора, который в самый нужный момент может разрядиться. Следовательно, во время похода не обойтись без магнитного компаса или комплекта запасных батарей.
GPS приемники, в отличие от магнитных компасов, обладают таким преимуществом: могут оценить текущее местоположение без видимых ориентиров в снежные дни и в туманную погоду. С устройством GPS можно легко установить нужное направление при обходе какого-нибудь препятствия и заново настроить компас по изменённой линии маршрута.
Выбор компаса зависит от цели: покупают его для охоты, для туристических походов или спортивного ориентирования. Выбирать модель компаса рекомендуется с таким расчетом, чтобы ее можно было использовать в разных ситуациях: во время туристических походов и соревнований по ориентированию.
При выборе надо взять на заметку некоторые нюансы:
Хороший качественный инвентарь для туристов выпускают шведская компания Silva и финская компания Suunto.
Подходит для применения на любой местности, является классическим профессиональным прибором для спортивного ориентирования, оснащен системой Spectra, стрелка прибора прямая и широкая, удобная для быстроты считывания показаний.
Отличается такими особенностями:
Наручная модель Suunto M-9 отличается удобством многофункциональностью.
Туристы выбирают его за маленькие размеры и легкий вес, а также точность определения направления. Наручный прибор можно использовать и под водой.
Хороший прибор американского производства считается самым надежным, пригодным для использования в полевых условиях.
Корпус из алюминия, обладает особой прочностью, водонепроницаемый. Прибор характеризует повышенная точность определения направления.
Итак, что нужно сделать:
Туристы и путешественники, а также охотники в любой момент могут оказаться в незнакомых местах и потерять направление своего дальнейшего движения. В таких случаях с компасом можно быстро определить местоположение.
А вот перед тем как выбрать компас, надо изучить их виды, свойства, а также для кого и для каких целей они предназначены.
Как пользоваться компасом в лесу, вы узнаете из нашего видео.
ohota.guru
В эпоху GPS навигации туристы часто пренебрегают картой и компасом. Но важно не забывать, что GPS-приёмник не может их заменить, так для их работы не требуется аккумулятора и сигнала спутника. Подробная топографическая карта и компас все ещё являются первостепенными приспособлениями для навигации в дикой местности.
Компас помогает ориентироваться по карте, находить объекты и определять местоположение. Конечно, вы можете путешествовать определённое время и не разу не посмотреть на него, но если вы повернёте не в ту сторону или начнётся буря, то в этом случае компас с картой вдруг окажется одним из самых важных предметов в вашем рюкзаке.
Способность ориентироваться по карте и компасу является важнейшим навыком, особенно если вы путешествуете вдали от дорог. Давайте далее рассмотрим, как правильно выбрать компас.
В жидкостных компасах в отличие от цифровых используется намагниченная стрелка, которая выравнивается относительно магнитного поля земли. Корпусы со стрелкой часто заполнены жидкостью, которая придает стрелке устойчивость, тем самым позволяя точно определять её показания.
Виды компасов:
Базовые модели компасов. Это хороший недорогой выбор для начинающих искателей приключений, дневных путешественников и туристов, которые в основном придерживаются маршрутов. Такие компасы имеют все важнейшие компоненты, но не имеют дополнительных деталей, таких как: регулировка отклонений и зеркала. Примером является модель компаса Suunto A10.
Многофункциональные компасы. Это полнофункциональные модели с большим количеством дополнительных возможностей (например, зеркало, увеличительное стекло), улучшающих точность и облегчающих навигацию. Они достаточно дорогие, но подойдут вам, если вы регулярно совершаете путешествия вдали от маршрутов или где-нибудь в глубинке. Примером является модель компаса Silva Ranger CL.
Компасы-аксессуары. Этот тип компасов часто встречается на кольцах для ключей, часах или в виде маленьких круглых компасов без подложки. Они точно указывают на магнитный север, но созданы больше для забавы и быстрого получения данных, чем для серьёзной навигации. Примером является модель компаса REI Therm-o.
При навигации с помощью компаса туристы обычно используют «подложку» или «ориентацию» компаса. «Ориентация» относится к определению вашей точной позиции; «навигация» — это процесс определения вашего пункта назначения и направление вашего движения к этому объекту.
Наиболее распространённые детали базовых моделей компасов включают:
Части компаса.
Наиболее распространённые детали большинства многофункциональных компасов включают:
Цифровые компасы предлагают практически те же самые функции, что и жидкостные компасы, но благодаря цифровым экранам они более удобны для чтения. Они питаются от батарейки и требуют калибровки. Не столь надёжны, как традиционные жидкостные компасы. Если вы для навигации выбрали цифровой компас, то всегда имейте с собой запасные батарейки.
Компас и спутниковый приемник глобальной системы позиционирования являются взаимодополняющими инструментами. У компаса есть функция, которой нет в устройстве GPS — он может показывать направления магнитного севера. Приемники GPS более высокого качества почти всегда снабжены электронным компасом. Однако приёмники GPS все ещё питаются от аккумулятора, который в любой момент может разрядиться. Компас, который полагается исключительно на магнитные силы земли, лишён этого недостатка. Таким образом, даже если в качестве основного средства навигации вы выбрали GPS устройство, вам всё равно необходимо приобрести компас.
GPS приемники это великолепные устройства. Они спроектированы оценивать направление движения путём вычисления разницы между вашим текущим положением и конечной точкой. Они также могут сообщить вам ваше текущее местоположение, не полагаясь на видимые ориентиры, которые необходимы для компаса. Это является большим преимуществом в снежные или туманные дни.
У GPS-приёмника имеется ещё одно преимущество по сравнению с компасом. Если вы следуете по компасу и для обхода препятствий отклонитесь от маршрута, то вам потребуется тщательно отслеживать своё движение. Это необходимо, чтобы определить путь, который вам пришлось совершить при обходе препятствия. Миновав препятствие, вам возможно понадобится откорректировать своё направление по компасу, но ключевые ориентиры могут быть больше не видны. С устройством GPS вы можете легко получите необходимое направление и заново настроите компас в соответствие с изменённой линией маршрута.
В заключение можно сказать, что GPS-приёмник и компас оба являются хорошими устройствами, информирующими вас о вашем передвижении разными способами. Когда вы хотите знать к какой части света вы обращены лицом — главную роль здесь играет компас. Читайте статью о том, как выбрать GPS-навигатор.
Карта и компас дают возможность выполнять четыре основные измерения:
В конце концов, не существует замены практике, если вашей целью является улучшение своих навигационных навыков. Вот некоторые дополнительные шаги, которые можно предпринять для обучения ориентированию на местности с помощью компаса:
Компас остается важным инструментов для безопасного путешествия в дикой местности. Научитесь лучше работать с картой и усовершенствуйте свои навыки владения компасом. Это сделает вас более уверенным путешественником в условиях дикой местности.
velofun.ru
Компас представляет собой специальный навигационный инструмент, созданный для облегчения ориентирования на местности.
Несомненно, компас является одним из величайших изобретений человечества, именно благодаря его изобретению человечество престало зависеть от погоды и воли звёзд, а стало полагаться на магнитное поле Земли.
Изобретение компаса приписывается Китайской династии Сун, около 3000 лет назад, по другим данным изобретение компаса произошло в том же Китае, но гораздо раньше, за 100 лет до нашей эры.
За эти годы, компас хоть и претерпел определённых изменений, но его суть осталась неизменной – намагниченная стрелка, которая показывает на магнитный полюс Земли.
Спортивное ориентирование, как вид спорта появилось в конце XIX века, в Скандинавии, компас, как и карта с самого начала являлись его неотъемлемыми атрибутами.
Первые компаса для спортивного ориентирования представляли собой обыкновенные магнитные компаса с воздушным наполнителем.
По настоящему культовым компасом тех времён для ориентировщиков СССР был знаменитый компас Андрианова, так называемый Андриановский компас.
Позже, на смену «воздушным» компасам, пришли жидкостные, магнитная стрелка, которых была помещена не в простое воздушное пространство, а в специальную незамерзающую жидкость. Благодаря этой жидкости, магнитная стрелка стала быстрей стабилизироваться, и её чувствительность к колебаниям стала значительно меньшей.
В среде зарубежных ориентировщиков настала эра компасов «Silva» и «Suunto», в 70-х годах, в СССР так же стали появляться жидкостные компаса: немецкие «Спорт 3» и «Спорт 4», наши «Аист», «Азимут», «Бусел», «Сокол», «КЖС».
Жидкостный компас «Сокол»
Жидкостный компас «КЖС»
Жидкостные компаса моментально завоевали поклонников среди ориентировщиков, все ориентировщики повально начали переходить на жидкостные компаса.
На данный момент двигателем развития компасов является спортивное ориентирование, именно ради нужд ориентировщиков, практически каждый год выпускаются новые более совершенные модели, уже так называемых спортивных компасов.
На сегодняшний день в Мире можно выделить две основные марки жидкостных компасов, которые по своему качеству значительно опережают конкурентов: Шведская «Silva» и Российская «Мoscompass».
Нашему региону, как территориально, так и по цене, гораздо ближе родной «Мoscompass», по этому продолжим разбирать эволюцию компасов на примере этой марки.
На данный момент в классе спортивных компасов «Мoscompass» выпускает четыре спортивные модели: 2, 3, 8 и 9.
Модель 2 — Быстрая стрелка, является самым быстрым компасом, время установки стрелки составляет 0,5 – 1 секунду, стабильность стрелки на бегу хорошая. Как правило, такие модели используют для ориентирования в горной местности, или в городских постройках, где движение по азимуту является не приоритетным элементом.
Модель 3 – Стабильная стрелка, является компасом с наиболее стабилизированной стрелкой, что крайне важно при использовании длинных азимутальных ходов. Скорость установки стрелки составляет 1-1,5 секунды. Является одной из наиболее распространённых моделей спортивных компасов в своём сегменте.
Модель 8 – Радуга, является своеобразным клоном предыдущей модели, с одной лишь разницей, отсутствие шкалы градусов на колбе. Вместо градусной шкалы, колба данной модели разделена на разноцветные сегменты, которые можно использовать для «взятия» точного азимута в беговых условиях на дистанции ориентирования (запоминаешь цвет сегмента, который соответствует необходимому направлению).
Модель 9 – Прозрачная колба, данная модель спортивного компаса, может, прежде всего, похвастаться ещё более стабильной стрелкой, что не заменимо, при беге по равнинам. Скорость установки магнитной стрелки у данной модели составляет 1,5-2 секунды. В данной модели, на колбе отсутствует, градусная шкала, цветное сегментирование, так же отсутствует.
Совсем недавно Мoscompass выпустил, так сказать две бонусные подмодели, 8* и 9*, в этим моделях используется более совершенная технология стабилизации магнитной стрелки спортивного компаса.
Спортивные компаса развиваются не только, по пути технологий стабилизации и установки магнитной стрелки, но и по совершенствованию платы под эти компаса.
Современные спортивные компаса представляют собой колбу со стрелкой, а и плата стала обычным сменным аксессуаром, который можно менять в зависимости от вашей техники ориентирования на местности или предстоящих соревновательных задач.
На данном этапе развития помимо стандартной плоской платы, появились, и стали активно использоваться, так называемые платы на палец.
На данный момент, плата, на палец, благодаря своему удобству и рациональности в использовании в соревновательных условиях, является платой №1 среди спортсменов ориентировщиков.
Ознакомившись с современными спортивными моделями жидкостных компасов, мы постепенно перешли, к другой своеобразной нише жидкостных компасов, к туристическим компасам.
Что же собой представляют компас туристический? В чём их отличие от других?
Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним, какую главную функцию должен выполнять компас, вне зависимости от его специализации. Конечно же, показывать на Север. Естественно, с этой функцией, справляются любые компаса, как на воздушной основе, так и настоящие спортивные жидкостные компаса. Разница заключается лишь в скорости становления магнитной стрелки, и её стабильности.
В целом при занятиях туризмом, в условиях туристического похода, скорость установки магнитной стрелки, и её стабильность не являются определяющими факторами.
Для туриста нет острой необходимости требовать от своего компаса высокой стабильности при беге, или же установки стрелки в течение 2-х секунд, турист не борется за секунды, у него другие цели.
В связи с чем, можно говорить, что сегмент туристических компасов по своей сути является надуманным и искусственным явлением.
Лучший компас для туризма, это спортивный компас, но так как в целом скоростные характеристики спортивного компаса являются не важными для туриста, то вполне разумным решением будет приобретение более дешёвого аналога спортивной модели.
Но всё же при выборе компаса для похода, следует обратить внимание на несколько нюансов.
Прежде всего, для использования компаса в качестве туристического стоит брать модели с градусным лимбом, а платы для этих компасов желательно иметь классического вида, с линейкой.
Наличие этих двух элементов может пригодиться во время похода или путешествия.
Туристы достаточно часто используют градусные вычисления и азимутальные расчёты, для чего наличие линейки и тем более градусного лимба на компасе просто необходимы.
Компания Мoscompass выпускает две модели, входящие в так называемую категорию компасов для туризма.
По своей сути эти компаса являются теми же спортивными моделями, но со слегка заниженными характеристиками, что позволила в достаточной степени снизить их стоимость, но в тоже время, благодаря их высокому качеству, всё равно остаться на голову сильней всех возможных конкурентов (особенно Китайских).
Наиболее низшей из этих двух моделей является Модель 11, так называемый Турист, более высокий статус имеет модель 22 – Универсал.
Данные модели широко используются в качестве основных спортивных компасов для детей, которые занимаются спортивным ориентированием на местности.
Как и чисто, спортивные модели, Турист и Универсал могут комплектоваться с любой из предоставленных Мoscompass плат, причём вы можете приобрести сразу две платы, к примеру одна на палец для соревнований, а вторая классическая для туризма.
Компас. Жидкостной компас для ориентирования, его виды. Компас спортивный и компас туристический. Видео обзор 3.80/5 (76.00%) 5 votes
lugasport.info
КОМПАС, прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.
Для определения направлений в компасе имеется картушка (рис. 1) – круговая шкала с 360 делениями (соответствующими одному угловому градусу каждое), размеченными так, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0°, на восток (ост, O, E, или В) – 90°, на юг (зюйд, S, или Ю) – 180°, на запад (вест, W, или З) – 270°. Это главные компасные румбы (страны света). Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или С-В (45°), зюйд-ост, или Ю-В (135°), зюйд-вест, или Ю-З (225°) и норд-вест, или С-З (315°). Между главными и четвертными расположены 16 «основных» румбов, таких, как норд-норд-ост и норд-норд-вест (некогда было еще 16 румбов, таких, как «норд-тень-вест», называвшихся просто румбами).
В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.
Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе (рис. 2) имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.
Жидкостный компас, или компас с плавающей картушкой, – это самый точный и стабильный из всех магнитных компасов. Он часто применяется на морских судах и потому называется судовым. Конструкции такого компаса разнообразны; в типичном варианте он представляет собой наполненный жидкостью «котелок» (рис. 3), в котором на вертикальной оси закреплена алюминиевая картушка. По разные стороны от оси к картушке снизу прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ – поплавок, ослабляющий нажим на опору оси (когда котелок наполнен компасной жидкостью). Ось картушки, пропущенная через центр поплавка, опирается на каменный подпятник, изготовляемый обычно из синтетического сапфира. Подпятник закреплен на неподвижном диске с «курсовой чертой». В нижней части котелка имеются два отверстия, через которые жидкость может переливаться в расширительную камеру, компенсируя изменения давления и температуры.
Картушка плавает на поверхности компасной жидкости. Жидкость, кроме того, успокаивает колебания картушки, вызываемые качкой. Вода не годится для судового компаса, так как она замерзает. Используется смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды, смесь глицерина с дистиллированной водой либо высокочистый нефтяной дистиллят.
Котелок компаса отлит из бронзы и снабжен стеклянным колпаком с уплотнением, исключающим возможность протечки. В верхней части котелка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо. Оно позволяет определять направление на различные объекты относительно курса судна. Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки.
Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север – юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.
Поправкой компаса называется отклонение его показаний от истинного норда (севера). Ее причины – девиация магнитной стрелки и магнитное склонение.
Компас показывает на т.н. компасный, а не на магнитный норд (северный магнитный полюс), и соответствующая угловая разность направлений называется девиацией. Она обусловлена наличием местных магнитных полей, налагающихся на магнитное поле Земли. Местное магнитное поле могут создавать корпус судна, груз, крупные массы железных руд, расположенные неподалеку от компаса, и другие объекты. Правильное направление получают, учитывая в показаниях компаса поправку на девиацию.
Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе «старения» корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года.
Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.
Судовой компас обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке, называемой нактоузом (рис. 4). Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего. На нактоузе устанавливаются также магниты, компенсирующие влияние судового магнетизма, и закрепляется защитный колпак для компаса с внутренним осветителем картушки. Ранее нактоуз выполнялся в виде резной фигуры из дерева, но на современных судах это просто цилиндрический стенд.
Магнитное склонение – это угловая разница между магнитным и истинным нордом, обусловленная тем, что магнитный северный полюс Земли смещен на 2100 км относительно истинного, географического.
Магнитное склонение изменяется по времени и от точки к точке на земной поверхности. В результате измерений магнитного поля Земли получены карты склонения, которые дают величину магнитного склонения и скорость его изменения в разных районах. Контуры нулевого магнитного склонения на таких картах, исходящие из северного магнитного полюса, называются агоническими линиями или агонами, а контуры равного магнитного склонения – изогоническими или изогонами.
В настоящее время находит применение целый ряд разных способов учета поправки компаса. Все они одинаково хороши, а потому достаточно привести для примера лишь один, принятый в ВМС США. Девиации и магнитные склонения к востоку считаются положительными, а к западу – отрицательными. Вычисления производят по следующим формулам:
Магн. напр. = Комп. напр. + Девиация,
Комп. напр. = Магн. напр. + Склонение.
www.krugosvet.ru
Честно говоря в топографии я полный ноль, и сам не разобрался во всех делениях и шкалах, нга несенных на лимбе и корпусе этого компаса).
Понравился скорее внешний вид, сур`ёзный под милитари.)
Немного полазив в нете, нашел, что он похож на горный компас, которые предназначены для определения азимута и угла наклона линии падения плоскости маркировки образцов горных пород. Используются такие компасы в магниторазведке, при геологических и географических работах для определения элементов залегания пластов горных пород. Корпус компаса выполнен из алюминиевого сплава, т.к. отсутствие полимерных материалов устраняет влияние электризации на показания магнитной стрелки.
Также с помощью данного компаса можно измерять углы на местности (до конца не разобрался как).
Для справки: Для измерения мушку визирного устройства компаса устанавливают на нулевой отсчет шкалы. Затем поворотом компаса в горизонтальной плоскости совмещают через целик и мушку линию визирования с направлением на левый предмет (ориентир). После этого, не меняя положения компаса, визирное устройство переводят в направление на правый предмет и снимают по шкале отсчет, который будет соответствовать величине измеряемого угла в градусах. ВНИМАНИЕ! При измерении угла в тысячных линию визирования совмещают сначала с направлением на правый предмет (ориентир), так как счет тысячных возрастает против хода часовой стрелки.
Также заинтересовало то, что корпус компаса заполнен водой вязкой жидкостью, чтобы при сотрясении компаса, во время ходьбы или бега колебания стрелки были минимальны. (Как оказалось это, кстати является как плюсом, так и минусом компаса). Как видно из моего видео стрелка ну о-о-очень вяло ищет север. И чтобы его точно определить надо шевелить корпус несколько раз (хоть бы батя не заблудился с ним)), хотя может я утрирую...). Исполнение — «military», такой компас используется для быстрого точного ориентирования на местности. Имеет две шкалы — шкалу измерения углов, принятую в артиллерии НАТО, и шкалу измерения географического азимута, (внутренняя — «географический азимут» от 0 до 360 грудусов, внешняя — «milliradian» от 0 до 6400 mil).
Есть мушка для прицеливания на объект на крышке и цельник с другой стороны с увеличительным стеклом.
На корпусе линейка для высчитывания расстояния по карте. Благодаря алюминеевому корпусу ударопрочен. Не боится влаги.
Вот такой вот компасс от наших китайских умельцев. В конце выкладываю фото и, конечно видео для б0льшего представления о товаре. Спасибо за внимание к обзору.
ФОТО
ВИДЕО
mysku.ru
компас — а, м. compas (de mer), гол. kompas, ит. compasso. 1. Прибор с намагниченной стрелкой для определения стран света. Сл. 18. Компас есть стрелка помазана магнитом которая на полночь оборачивается. Лекс. вокабулам новым. // Сморгонский Термины 77.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМПАС-3D — Тип САПР Разработчик АСКОН Написана на C++ ОС Windows (XP/Vista) Версия V11 (2009) Сайт … Википедия
Компас-М3 — Производитель … Википедия
Компас-М4 — Производитель … Википедия
КОМПАС — прибор для определения положения данного предмета или направления его движения относительно стран света, с помощью магнитной стрелки, свободно лежащей на острие стержня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка
Компас-G5 — Производитель … Википедия
КОМПАС — (Compass) мореходный инструмент, служащий для непрерывного указания в море компасного курса корабля и для определения в случае надобности направлений на различные видимые с корабля земные предметы или небесные светила. К. для мореплавателя… … Морской словарь
компас — и устарелое компас. Ударение компас сохраняется в речи моряков. Ср. у Л. Соболева: «Но флот во многом отличается от армии... обыкновенный рапорт по флотски рапорт, на север указывает компас, во флоте компас» (Капитальный ремонт) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
КОМПАС — КОМПАС, прибор для ориентировки по странам света, служащий также для указания направленности магнитного поля. Состоит из горизонтально расположенной, подвижной закрепленной намагниченной иглы, которая, поворачиваясь, указывает направление на… … Научно-технический энциклопедический словарь
Компас — Компас снится людям, которые ведут отчаянную борьбу весьма ограниченными средствами. Добиться успеха в такой борьбе достаточно трудно, но зато почетно. Снится вам морской или обычный компас – не важно. Этот сон в любом случае предвещает,… … Большой универсальный сонник
Компас — и рулевое колесо. КОМПАС (немецкое Kompass), прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механический, радиокомпас и другие. Старейший… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА
К средствам определения пространственного положения самолета относятся:
- бесплатформенные курсовертикали, предназначенные для определения крена, тангажа, курса, угловых скоростей вокруг осей самолета, линейных ускорений и другой пилотажно-навигационной информации;
- резервный авиагоризонт, предназначенный для обеспечения летчиков визуальной информацией крена, тангажа, бокового скольжения и отклонений от равносигнальных зон курсового и глиссадного радиомаяков, а также выдачи сигналов исправности, крена и тангажа внешним потребителям;
- магнитный жидкостный компас, являющийся резервным прибором и предназначенный для определения магнитного курса самолета в прямолинейном горизонтальном полете.
Бесплатформенная курсовертикаль LCR-93
Общие сведения
Бесплатформенная курсовертикаль LCR-93 (БКВ) предназначена для определения крена, тангажа, курса, угловых скоростей вокруг осей самолета, линейных ускорений и другой пилотажно-навигационной информации.
Чувствительными элементами системы являются оптоволоконные гироскопы и акселерометры, которые работают в связанной с самолетом системе координат. Использование оптоволоконных гироскопов повышает надежность системы.
Основные данные
Погрешность в показаниях крена и тангажа.......... не более ±0,5 °
Погрешность определения магнитного курса....... не более 2,0 °
Дрейф гироскопического курса............................. не более5°/ч
Время выставки при температуре от 0 до 35 °С .... 90 с
Описание
В состав БКВ входят:
- AHRU – блок курсовертикали на монтажной раме;
- MSU CalPROM – калибровочный модуль индукционного датчика;
- MSU – магнитный индукционный датчик.
На самолете установлено три комплекта курсовертикалей №1, 2, 3.
Блок курсовертикали предназначен для измерения, преобразования в электрические сигналы и выдачи потребителям крена, тангажа, курса, составляющих угловых скоростей, перегрузок и другой пилотажно-навигационной информации.
Блок включает в себя датчики (оптоволоконные гироскопы (FOG) и акселерометры), процессор, источник питания и интерфейсы (входные и выходные порты). AHRU установлены на стеллаже “Авионика” в районе шпангоутов № 7 и 8 по левому борту.
Калибровочный модуль предназначен для автоматической компенсации и запоминания погрешности индукционного датчика (устранения девиации). Модуль установлен на блоке AHRU.
Магнитный индукционный датчик предназначен для измерения проекций вектора горизонтальной составляющей магнитного поля Земли по двум взаимно перпендикулярным условным осям чувствительности, совпадающим по направлению с продольной и поперечной осями самолета, а также для выдачи сигнала, пропорционального горизонтальной составляющей магнитного поля Земли, в блок курсовертикали. На самолете установлены три датчика MSU (FV-1) в левом и правом полукрыльях (в районе нервюр 25-26).
Структурная схема приведена на рис. 7.1.
Органы управления и контроля курсовертикали показаны на рис. 7.2.
Пилотажная информация, поступающая с БКВ на КПИ, приведена на рис. 7.3.
Распределение информации от БКВ при контролируемых отказах БКВ по признаку отказа приведено в табл. 7.1.
При контролируемом последовательном или одновременном отказе двух БКВ на КПИ появляется предупреждающее сообщение “КРЕН, КУРС, ТАНГАЖ- ОДИН КАН” на обоих рабочих местах.
Распределение информации от БКВ при контролируемых отказах по признаку отказа параметра (параметров) курса, крена, тангажа:
- отказ параметра считается отказом БКВ, но только для этого параметра и заменяется в соответствии с таблицей. При восстановлении исправности отказавшего параметра автоматически осуществляется обратный переход;
- при полном отказе параметра зона вывода информации по этому параметру закрывается бленкеоом в виде “X” желтого цвета.
Распределение информации от БКВ при отказах параметров по мажоритарному контролю (методом порогового сравнения):
- при отказе одного из контролируемых параметров первого или второго БКВ информация по отказавшему параметру, автоматически заменяется аналогичной информацией от третьего (резервного) канала до окончания полета;
- при последующем (втором) отказе контролируемых параметра, его значения сравниваются с показаниями резервных приборов, по текстовой сигнальной информации, на рабочих местах КВС и 2П “КРЕН(ТАНГАЖ, КУРС) – СРАВНИ”. При нажатии кнопки “СНЯТ ОТКАЗ” на пульте ПУИ-148 рабочего места, где значения параметра разошлись с показаниями резервных приборов, отображаемая информация по отказавшим параметрам на индикаторах, данного рабочего места автоматически заменяется аналогичной информацией от исправного канала до окончания полета. При этом, предупреждающее сообщение типа “... СРАВНИ” заменяется предупреждающим сообщением типа “... ОДИН КАН” на обоих рабочих местах.
Функциональное назначение органов управления и контроля приведено в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Электропитание курсовертикалей осуществляется постоянным током:
- от АВШ1 левого РУ 27В через автоматы защиты “БКВ1” и от шины Ш2 правого РУ 27В через автоматы защиты “БКВ1” – для КВ1;
- от шины Ш1 левого РУ 27В и шины Ш2 правого РУ 27В через автоматы защиты “БКВ2” – для БКВ2;
- от шины Ш1 левогоРУ 27В и шины Ш2 правого РУ-27В через автоматы защиты “БКВЗ” – для БКВЗ.
Значение, цвет символов на КПИ:
ПРИМЕЧАНИЕ. При исправных ВСС параметр курса индицируется от ВСС.
Сообщения, выводимые на индикаторы КСЭИС, и их звуковое сопровождение:
Сообщение и звуковое сопровождение (текстовое + (т) тональное + (р) речевое) | Индикатор | Причина сообщения | ||
КПИ | КИСС | МФИ | ||
Категория сообщения | ||||
АГ СРАВНИ + (р) ТАНГАЖ СРАВНИ (2 раза) + (р) КРЕН СРАВНИ (2 раза) | прд | – | – | Превышение допустимого расхождения между параметрами “Угол тангажа” или “Угол крена”, поступающими в КСЭИС от двух оставшихся БКВ |
КУРС СРАВНИ + (р) КУРС СРАВНИ (2 раза) | прд | – | – | Превышение допустимого расхождения между параметрами “Магнитный курс”, поступающими в КСЭИС от двух оставшихся БКВ |
КРЕН – ОДИН КАН. + (т) колокол | прд | – | – | Сигнализация об отказе двух из трех каналов крена |
КУРС – ОДИН КАН. + (т) колокол | прд | – | – | Сигнализация об отказе двух из трех каналов курса |
ТАНГАЖ – ОДИН КАН. + (т) колокол | прд | – | – | Сигнализация об отказе двух из трех каналов тангажа |
БКВ 1 (2,3) ОТКАЗ | – | пр | пр, ст | Первый отказ БКВ |
БКВ 2 (1,3) ОТКАЗ | – | пр | пр, ст | Второй отказ БКВ |
ПРИМЕЧАНИЕ. Вывод сообщения на тот или иной индикатор обозначен указанием в соответствующей колонке категории данного сообщения:
- прд – предупреждающее, требующее действий;
- пр – предупреждающее, не требующее действий;
- ст – статусное.
Работа
Курсовертикаль работает в следующих режимах:
- выставки;
- работы;
- калибровки магнитного индукционного датчика;
- встроенного тест-контроля;
- обслуживания.
Режим выставки
Выставка на земле (угловые скорости менее±1 °/с с периодом менее 1 с).
Установите органы управления курсовертикалями в исходное положение. На левом пульте выключателей – выключатели “БКВ1”, “БКВ2” и “БКВЗ” – в положение “ОТКЛ”.
Включите курсовертикали, убедитесь, что включена КСЭИС.
Получив питание, курсовертикали начинают проходить тест-контроль, а затем выставку, которая длится 30 с.
ВНИМАНИЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВЫСТАВКИ САМОЛЕТ ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ НЕПОДВИЖНЫМ (ДОПУСКАЕТСЯ ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА).
Через 30 с обеспечивается точность по дрейфу гироскопа, еще через 90 с закончится компенсация угловой скорости вращения Земли и дрейфа гироскопа. В результате дрейф гироскопа будет меньше5 о/ч.
После окончания выставки на КПИ будут индицироваться курс, выбранный от ВСС. Если ВСС не включены, то - гиромагнитный курс, (согласованный с курсом от индукционного датчика), крен и тангаж. Не должно быть сообщений об отказах и расхождении параметров курсовертикалей.
Режимы работы
Основной режим
В этом режиме после окончания выставки в курсовертикаль, которая работает в режиме МК, поступает сигнал истинной воздушной скорости и барометрической высоты от БКВСП, а также данные от ВСС (m,×l, j, ПУ, W).
Точность по вертикали в этом режиме до ±0,5 °.
Автономный режим
В этот режим курсовертикаль, которая работает в режиме МК , переходит в случае, когда нет достоверной информации об истинной воздушной скорости, барометрической высоте, а также от ВСС.
Точность по вертикали в этом режиме выше, чем ±1 °.
Режим МК
Режим МК является основным режимом работы системы.
В этом режиме курс курсовертикали согласовывается с курсом от индукционного датчика.
При отсутствии достоверной информации от индукционного датчика система переходит в режим ГП.
Режим ГП
В режиме ГП к погрешности определения курса будет добавляться погрешность, связанная с уходом гироскопа и при достижении расхождения по крену, тангажу или курсу в 4° курсовертикаль отключается с сигнализацией на КИСС, а на КПИ КВС и ВП будут индицироваться параметры от исправных курсовертикалей.
Режим калибровки магнитного индукционного датчика
В режиме калибровки блок курсовертикали определяет величины погрешностей полукруговой и четвертной девиации, необходимые для компенсации. Калибровочный алгоритм способен скомпенсировать погрешность до 12°.
Режим калибровки магнитного индукционного датчика включается переключателемMSU CAL MODE в положение ON на блоке курсовертикали.
Этот режим функционирует только на земле после окончания выставки.
Перед калибровкой устраняют установочную погрешность индукционного датчика с точностью ±1 °.
Затем разворачивают самолет с интервалом (45±5)° по курсу с остановкой до появления сигнализации об исправности курсовертикали.
После того, как все данные по восьми положениям поступили, система рассчитывает погрешности и выдает эти данные в модуль калибровки (коэффициенты для списания полукруговой и четвертной девиации запоминаются в калибровочном модуле прикрепленном на передней панели блока курсовертикали).
Режим встроенного тест-контроля
Режим включается от БСТО после режима выставки на земле и при наличии сигнала обжатого положения шасси. В течение режима встроенного тест-контроля блок курсовертикали заменяет выходные данные по цифровым выходам на данные тест-контроля:
- курс 1-15°;
- курс 2-15°;
- тангаж – 5° кабрирования;
- крен – 45° правого крена;
- погрешность согласования 15° вправо;
- угловая скорость рыскания 6 °/с;
- угловая скорость разворота 3 °/с;
- нормальное ускорение + 0,1 д.
Выдаются неисправности по крену и тангажу, по курсу, по скорости рыскания, по скорости разворота, по ускорению.
Авиагоризонт АГБ-96Г
Общие сведения
Авиагоризонт АГБ-96Г(далее по тексту АГБ) является резервным авиагоризонтом и предназначен для обеспечения летчиков визуальной информацией крена, тангажа, бокового скольжения и отклонений от равносигнальных зон курсового и глиссадного радиомаяков, а также выдачи сигналов исправности, крена и тангажа внешним потребителям.
АГБ установлен на левой панели резервных приборов (рис. 7.4).
Основные данные:
Диапазон измеряемых углов:
- крена............................................................................ ±360°
- тангажа (без учета угла наклона приборной доски)...... ±75°
Максимальная погрешность в показаниях авиагоризонта:
- при установившемся режиме полета.................................................. не более ±1,5°
- при выполнении виражей и разворотов на угол 180°
продолжительностью до 3 мин........................................................... не более ± 5°
Время готовности:
- при нормальной температуре и до+55° С..................... не более 2 мин
- при температуре минус20°С............................................................... не более 5 мин
Описание и работа
Авиагоризонт представляет собой автономный прибор, состоящий из гироскопического узла, систем индикации и контроля исправности авиагоризонта, устройства ввода поправки тангажа и арретирования (рис. 7.5).
Принцип действия авиагоризонта основан на свойстве трехстепенного гироскопа в сочетании с корректирующим устройством выдерживать направление вертикали места.
Индикация углов крена и тангажа в авиагоризонте выполнена по типу “вид с самолета на землю”. Крен самолета индицируется смещением индекса относительно нулевой отметки крена, а тангаж – смещением сферической шкалы тангажа относительно центра силуэта самолета.
Отказы источника питания и гиромотора авиагоризонта сигнализируются выпадением флажка АГ на лицевой панели прибора.
Скольжение самолета индицируется указателем скольжения, расположенным внизу лицевой части авиагоризонта.
При наличии сигналов исправности (убираются сигнальные флажки К и Г из видимой зоны лицевой части приборов) отклонения от равносигнальных зон курса и глиссады индицируется двумя подвижными индексами (курсовой и глиссадной планок), находящихся вверху и справа на лицевой части, которые перемещаются относительно неподвижных шкал.
Поправка индицируемого авиагоризонтом угла тангажа осуществляется перемещением силуэта самолета относительно шкалы тангажа с помощью кремальеры.
Арретирование гироскопа осуществляется вытягиванием ручки арретира и кремальеры на себя до упора и удерживанием ее в этом положении в течение нескольких секунд.
Электропитание авиагоризонта осуществляется:
- постоянным током напряжением 27В от АВШ1 левого РУ 27В от Ш2 правого РУ 27В через автоматы защиты “АГБ” и выключатель "АГБ";
- переменным током напряжением 36 В частотой 400 Гц от АВШ РУ 115/200В через автомат защиты “КОНТРОЛЬ АГБ”, трансформатор ТПП-55;
- переменным током напряжением 5,5В частотой 400 Гц (подсвет) от аварийной шины РУ 115/200В через автомат защиты “ОСВЕЩ ЛЕВ ПИЛОТА” и регулятор РНМ-1.
Авиагоризонт включается выключателем “АГБ”, расположенным на левой панели выключателей левого бокового пульта.
Для сопряжения АГБ с “Курс-93М” установлен модуль МПИ-Б2, обеспечивающий преобразование цифровой информации от “Курс-93М” в аналоговую для АГБ по готовностям курсовой зоны и зоны глиссады и по отклонениям зон курса и глиссады.
Кроме того, АГБ связан с БПМВС-05-5 системы СУОСО для обеспечения сигналами от АГБ систем БСТО и БУР.
Магнитный жидкостный компас КИ-13БС
Общие сведения
Магнитный жидкостный компас КИ-13БС (далее КИ-13) предназначен для определения магнитного курса самолета в прямолинейном горизонтальном полете.
Принцип действия основан на взаимодействии его постоянных магнитов с магнитным полем Земли.
Основные технические данные
Инструментально-шкаловая погрешность (без девиационного
устройства) ...................................................................................................... ±1°
Угол застоя картушки ................................................................... не более ±1°
Собственная девиация компаса на курсах С, 90°, Ю, 270° ........... не более ±2°
Угол увлечения картушки при температуре от + 50 до минус 60°С и
угловой скорости 18 7с ................................................................. не более ±35°
Время полного успокоения картушки ............................................................... 17с
Масса ........................................................................................... 0,150 кг
Описание
В корпус компаса (рис. 7.6) заливается лигроин марки ЛВ-2, служащий для демпфирования колебаний картушки. С задней стороны корпус закрывается крышкой.
Герметичность достигается резиновой прокладкой и зажимным кольцом. Заливочное отверстие закрывается пробкой с резиновой прокладкой. На передней части корпуса, на его продольной оси, с внутренней стороны окна нанесена курсовая нить. Шкала картушки – равномерная, с ценой деления5° и оцифровкой через 30°. Для устранения полукруговой девиации снизу к корпусу компаса крепится девиационное устройство.
Рис. 7.6. Магнитный компасКИ-13БС
Левый вырез в кронштейне имеет овальную форму, что позволяет поворачивать его с крепежным кольцом вокруг вертикальной оси на угол ±5° относительно планки со шкалой.
megapredmet.ru