Казахские ткани: Ткани Кокон Казахская коллекция — купить с доставкой в Manders

Казахская национальная одежда – настоящая одежда кочевников

  1. Главная
  2. Казахстан
  3. Культура Казахстана
  4. Одежда

Казахская культура хорошо раскрывается в национальной одежде. Кочевой образ жизни, степной климат и религиозные воззрения повлияли на развитие традиций казахского костюма – это была практичная одежда, защищающая от холода и ветров, удобная для езды верхом на лошади, изготовленная из натуральных материалов. Также, качество одежды и ее отдельные элементы позволяли узнать социальный статус казаха и его принадлежность к определенному роду или клану.

Для изготовления одежды использовались кожа, мех и шерсть животных. Бедные люди носили одежду из шкур диких животных, а богатые иногда делали платья из привозных материалов – шелка и бархата. Обработка кожи, изготовление высококачественного войлока и другие методы создания одежды были доведены казахами до совершенства, а их изделия высоко ценились на базарах Великого шелкового пути.  


При всей практичности казахской одежды, немаловажную роль играло ее украшение различными узорами, драгоценными камнями, или дорогими мехами. Вместе с этим, чтобы подчеркнуть свой статус и выглядеть наряднее, мужчины и женщины носили широкие пояса с золотыми или серебряными пряжками, и другими декоративными элементами. Также любопытно, что состоятельные люди носили несколько слоев одежды, снизу практичную и попроще, а сверху дорогую и богато украшенную.

Казахская национальная обувь – сапоги. Летом носили сапоги из мягкой кожи, с каблуком до 8 см. Зимой надевали войлочные чулки и носили высокие сапоги до колена из грубой кожи. Женские сапоги украшались вышивкой и различными накладками. 


В XXI веке уже сложно увидеть казахов в национальной одежде. Это можно сделать только в далекой глубинке, на различных этно-фестивалях, или посмотреть на экспонаты в музеях. 


Женская одежда


Казахская женская одежда состояла из длинного платья или рубахи, штанов, а также могла включать камзол без рукавов или шапан (халат). Зимой сверху носили меховые шубы «купе». В зависимости от возраста и социального статуса менялся внешний вид женского национального костюма. Молодые девушки носили одежду красного цвета, а уже после 30 лет носить вещи с этим цветом считалось неприличным.  Женщины среднего и пожилого носили преимущественно платья синего и черного цветов. А также, с возрастом женщины носили все меньше украшений.


Материалом для женской одежды были тонкий войлок, ситец, а богатые казашки носили платья из шелка и бархата. Покрой был закрытый, воротник глухой закрытый. В XIX веке распространился новый вид покроя: платье отрезное, с лифом. Платья, камзолы и шапаны украшали узорной вышивкой, пришивали аппликации из яркой ткани и полоски меха, крепили металлические или серебряные пряжки и пуговицы.


Отдельного внимания заслуживает наряд казахской невесты. Он включает платье-рубаху «койлек», камзол, шапан, головной убор «саукеле» и покрывало с вышивкой «желек», являющееся фатой невесты. При этом, привычный современному обществу белый цвет свадебного платья является цветом траура у казахов, и поэтому наряды были самых разных цветов, и обычно выбирался цвет, соответствующий роду или региону, из которого была девушка. 


Мужская одежда


Казахская мужская одежда состояла из рубахи, штанов и шапана (халат). При этом, именно шапан давал большее представление о социальном статусе мужчины, и был главным предметом одежды. Шапан мог быть сшит из тонкой или толстой ткани, мог быть разноцветным, но представительнее выглядели однотонные и даже темные цвета. Парадный шапан был темно-синего или черного цвета, и украшался золотой вышивкой. Такие парадные шапаны было принято дарить уважаемым людям и важным гостям, и эта традиция до сих пор очень популярна в Казахстане.


Головные уборы


Отношение к головным уборам у казахов особое. Они никогда не носят чужие шапки и не дают свои – считается, что так можно принять чужие беды и болезни, или потерять свое счастье и удачу. Головные уборы снимают бережно, и стараются положить в надежном месте, и ни в коем случае не допускают чтобы шапка оказалась на полу или на стуле. В Казахстане много видов головных уборов: такия, калпак, борик, кимешек, тымак, и другие. Но самым интересным головным убором, который можно назвать одним из символов казахской культуры, является саукеле.


Саукеле – уникальный головной убор невесты, который делается вручную. Считается, что чем выше саукеле, тем большее уважение проявляет невеста к семье жениха, и поэтому некоторые из них достигали в высоту 70 см. Также, Саукеле – самый дорогой элемент в костюме невесты, который украшают драгоценными камнями, золотом или серебром, и другими элементами. Порой за него отдавали табун лошадей, и при этом, невеста надевала его лишь один раз – на свадьбу.


Касаба – нарядная шапочка, которую молодая жена надевала на смену саукеле, и носила до рождения первого ребенка. 


Кимешек – высокий белый тюрбан, который женщина носит после рождения первого ребенка, и до конца жизни.


Такия – казахская шапочка-тюбетейка, которую носят люди всех возрастов. Ее шьют из шелка, бархата, сукна и других материалов. Иногда такия служит подкладкой под другой головной убор. У молодых казахов популярна зер-такия – тюбетейка вышитая золотой или серебряной нитью.


Калпак – популярная войлочная шляпа у мужского населения Казахстана. Существует также, Айыр калпак – дорогая версия с отделкой дорогими тканями, золотой вышивкой в форме растительных орнаментов.


Борик – шапка с меховой опушкой, изначально из меха волка, а сегодня из меха выдры, лисицы, бобра. Его носят летом и зимой. Есть женские и мужские шапки борик, отличающиеся лишь дизайном.


Тымак – теплая зимняя шапка из овчины, которая сшита так, что зимой в степи отлично защищает голову, шею и плечи от ветра и холода. Также, используется в качестве главного инвентаря в игре «Тымак урып жыгу».

  • Юрта
  • Конные игры
  • Одежда
  • Музыка
  • Литература
  • Ремесла
  • Нематериальные объекты ЮНЕСКО

как за три дня научиться шить по-казахски

Без этого предмета сложно представить себе хоть один дом в Казахстане. Корпе готовят в приданое дочерям, шьют к рождению детей, передают по наследству. Со времен кочевников красивые и практичные корпе заменяли предкам казахов стулья, кровати, одеяла и ковры. Яркие и мягкие изделия пользуются огромным спросом и сегодня.

Последние несколько лет этот вид ремесла словно переживает возрождение. Появляется все больше желающих научиться шить красивые национальные изделия и все больше желающих украсить ими свой дом. Более 4 тысяч женщин прошли трехдневные бесплатные мастер-классы у известного в Казахстане этно-дизайнера Ырзы Турсынзады, и лучшие представили свои работы на «Корпе-фесте». Уникальный фестиваль, где от ярких красок и обилия узоров рябит в глазах, состоялся этим летом в столице Казахстана впервые. И, вполне вероятно, не в последний раз. 

«Это не профессиональные швеи, а многодетные матери и другие женщины, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Они обучились на бесплатных мастер-классах. В помощь им мы закупили швейные машинки, чтобы они могли зарабатывать, даже не выходя из дома. Мы в министерстве думаем, что это правильно. Каждая нация должна знать свою историю, традиции. Особенно мы, казахи», – рассказал министр труда и соцзащиты населения Бердибек Сапарбаев.

Красивые изделия в национальном стиле всегда пользовались большим спросом, говорят мастерицы. Их заранее готовили в приданое дочерям. Чем выше была стопка корпе, тем статуснее считалась невеста. Сегодня для шитья красивого корпе есть большой выбор тканей. Чаще всего используют велюр и бархат, а для наполнения – вату или натуральную шерсть. Но самое главное – это все же умение и огромное терпение женщины. 

«Вот, например, ши-курак возьмем, вот здесь у нас четыре квадрата, и чтобы эти квадратики и полосочки сошлись, нужно соблюдать все размеры – это нелегко. Логика и математика мне очень пригодились. Очень кропотливая работа. Я помню, к моей бабушке приезжали родственницы, собирались за одним столом, и все шили. Алаша плели, все делалось. И мы на этом выросли», – рассказала жительница Нур-Султана Гулим Ержанова. Рядом с ней дочери, которые тоже учатся шить из множества разноцветных лоскутов ткани красивое и уютное корпе. 

Процесс изготовления корпе делится на несколько этапов. Корпе выполняются в техниках курак (из лоскутов) и ою (с орнаментом). Орнаменты бывают нескольких видов, по происхождению: растительные, зооморфные, геометрические и космогонические. Например, изображение цветка относится к орнаментам растительного происхождения, а бараний рог (кошкармуйиз), гусиная шея, крылья птиц относятся к зооморфным орнаментам. В космогонических орнаментах прослеживается влияние тенгрианства: полярный круг, Луна, лучи Солнца.

Различаются корпе по видам и размерам: бывают жамылгы корпе (одеяло), жер корпе (небольшой матрас для сидения на полу), ку корпе (матрас, который набивается исключительно гусиным пухом), тор корпе (для почетных гостей), ою корпе (узорчатое корпе) и так далее.

Жительница города Шу Жамбылской области Жанар Тажибайкызы приехала в Нур-Султан с двумя младшими дочерьми: шестиклассницей Самал и четвероклассницей Мединой. Девочки ловко управляются со швейной машиной, из-под иглы которой выходят изящные узоры.

«Я научилась шить корпе в прошлом году, когда мастер-классы проходили в нашем городе. Вместе со мной это искусство освоили и дочки. Все привезенные на фестиваль корпе и подушки мы шили вместе. Даже если я не смогу превратить это увлечение в бизнес, самое главное, что навыки останутся с девочками на всю их жизнь и, конечно, пригодятся в будущем», – отметила Жанар.

Курак корпе издревле приписываются магические свойства. Считается, что вещи из множества мелких кусочков ткани способствуют скреплению семьи, соединению в неразрывное целое ее членов. Лоскутные изделия выполняют функции оберега: делают так, чтобы у их владельца плодился скот, умножалось имущество, было много детей. Этот своеобразный талисман на богатство и благополучие будет наполнять ваш дом гармонией, а ваших близких – здоровьем.

Организатор мастер-классов Ырза Турсынзада утверждает, что может обучить искусству шитья корпе буквально за 2-3 дня. «Каждая женщина, которая шьет корпе, адресует его к какому-нибудь мероприятию. Это может быть, к примеру, тусау кесер (обряд разрезания пут на ногах ребенка), это может быть шилдехана (праздник в честь рождения младенца). То есть все мы тем самым сохраняем наши национальные традиции. Вы знаете, во все времена ремесленников щадили. Тот же Македонский, тот же Чингисхан. На своем пути все сметали, но ремесленников и людей науки сохраняли. Почему? Потому что это нужно для будущего! Потому что ремесленники сохраняли древнюю культуру, ту исконную корневую культуру каждого этноса, и это нужно», – считает Турсынзада

Современные мастерицы не только сохраняют традиции предков, но и популяризируют их во всем мире. В прошлом году с помощью этого национального одеяла Казахстан еще раз напомнил о себе, войдя в Книгу рекордов Гиннеса. В Алматы гигантское одеяло начали шить еще во время празднования Наурыз и закончили ко дню города 16 сентября.

Библиотекари, студенты, школьники, преподаватели колледжей и вузов сообща сшили самое большое в мире корпе длиной 10900 метров и площадью 25500 квадратных метров. К слову, предыдущий рекорд размером в 25100 квадратных метров был установлен в 2000 году в португальском городе Порту.

Казахская одежда приспособилась к кочевому образу жизни

Казахская традиционная одежда, костюмы и платья имеют давнюю историю, отражающую образ жизни и культуру казахов в степи. В регионе очень жаркое лето, сильные ветры и очень холодная зима. Традиционная одежда казахов шилась из шерсти, хлопчатобумажного шелка или бархата, а верхняя одежда обычно отшивалась мехом.

На протяжении многих лет казахская национальная одежда отличалась простотой и практичностью. В настоящее время современные казахи, как правило, носят много западной одежды, но традиционные формы казахской одежды по-прежнему широко используются, особенно в праздники и особые случаи. Казахскую одежду лучше всего можно увидеть во время наших туров по Казахстану или туров по Центральной Азии.

Казахский калпак

Калпак — популярная мужская фетровая шапка белого цвета. «айыр калпак» – еще один вариант этого головного убора, украшенный драгоценными тканями или золотым шитьем в виде растительного орнамента.

Шапан

Шапан или его еще называют чапан, большой длинный халат. Эти халаты не так специфичны для пола, как другая одежда, и их обычно носят как мужчины, так и женщины, но они все же считаются больше мужской одеждой. Шапан шьют из различных тканей и расцветок, но чаще всего в основном однотонных или темных тонах, с подкладкой из шерсти или ваты. Праздничный шапан сшит из бархата, украшен аппликациями и золотым шитьем. Такое платье было частью одежды богатых казахов.

Саукеле

Свадебное платье, называемое саукеле, всегда было очень значимой частью казахского свадебного торжества. Девушка, чтобы выйти замуж, должна была быть соответствующим образом одета, покидая родительский дом в дом своего будущего супруга. Кроме того, невеста должна была носить несколько украшений, так как каждое украшение имело свое символическое значение. Саукеле, как головной убор невесты, по-прежнему оставался самой драгоценной частью наряда.

Саукеле имеет множество присущих казахской культуре мифологических символов и наиболее ценную часть наряда. Он служит символом начала новой жизни и памяти о былой беззаботной молодости.

Казахские украшения

Для казахов украшения имели большое значение, считалось, что звон металлических украшений отпугивает злых духов. Женщина могла быть без украшений в период траура.

Одежду, головной убор и обувь украшали различными украшениями. Коралл, жемчуг и цветное стекло использовались для украшения золотых, серебряных, медных и бронзовых украшений женщин. Серьги, плоские и кованые браслеты, кольца имели национальный орнамент в виде цветов вместе с другими красивыми узорами. Ремни были обязательным элементом как мужской, так и женской одежды. Его украшали вышивкой и нашивали на него серебряные значки.

Takiya

Takiya обычно носят молодые женщины. Тюбетейка — легкая летняя шапка, выполненная в основном из бархата. Они были подбиты мехом и украшены серебряными и золотыми тесьмами.

Койлек

Казахские женские платья украшены национальным орнаментом, а цвета платьев гармонируют с антуражем пастушеского края. Пожилые женщины носят свободные плиссированные платья, закрывающие все тело, из светлого сукна или темного шелка или бархата с воротником-стойкой, расшитым геометрическим узором, обычно доходящим до колена.

Тымак — мужской зимний головной убор, сшитый в основном из меха корсака, лисы или сурка и комбинированный с какой-либо тканью. Эта шляпа имеет высокую тулью, наушники и заднюю лопатку. Внешняя часть шапки покрыта черным плющом, верхняя часть — черным ситцем.

Кимешек

Кимешек — казахско-киргизский головной убор замужних женщин из тонкой белой ткани, плотно облегающий голову, закрывающий шею, грудь, плечи и спину. Покрой кимешек различается в зависимости от казахских племен и родов, как и детали на головной части, длина и характер украшений. Кимешек молодых женщин особенно богато украшался вышивкой, цветным шитьем, тесьмой и коралловыми и жемчужными бусами, серебряными бляшками и другими деталями.

Камзол

Камзол — длинный жилет без рукавов с вышитыми национальными орнаментами. Его длина обычно ниже бедер и шьется он в основном из яркого бархата.

Места, где можно увидеть казахскую традиционную одежду

Страница обновлена ​​2.02.2022

Оригинальные текстильные изделия из Казахстана на продажу

Просмотрите произведения искусства и найдите похожие совпадения

Попробуйте визуальный поиск

Категория

ВсеЖивописьФотографияРисункиСмешанная техникаСкульптураКоллажПечатьЦифроваяУстановка


Фильтр (2)

Сортировка

Рекомендуется

РекомендуетсяДата включения в список: от новых до старыхЦена: от низших до максимальныхЦена: от низших до 90 рекомендуемых: от 0 до 6 90 OldPrice: от низкой до высокойPrice: от высокой до низкой


Saatchi Art предлагает беспрецедентный выбор из более чем 5 оригинальных работ художников со всего мира, включая картины, фотографии, скульптуры, рисунки, коллажи и ограниченные серии.



Фильтр

Категория

ВсеЖивописьФотографияРисункиСмешанная техникаСкульптураКоллажЭстампЦифроваяИнсталляция co

Концептуальный

Экспрессионизм

Фигуративный

Иллюстрация

Импрессионизм

Минимализм

Поп-арт

Сюрреализм

Показать больше


Тема

Пейзаж

Абстрактный

Семейный

Цветочный


Средний

Текстиль

Ткань

003

Акрил

Масло


Материал

Мягкий (пряжа, хлопок)

Дерево

Холст

Картон

Другое

Бумага


Менее 500 долларов

500 — 1000 долларов

0175 1 000–2 000 долл.

США

2 000–5 000 долл. США

5 000–10 000 долл. США

Более 10 000 долл. США

Выберите пользовательскую цену


Малый

3

Средний

Увеличенный

Выбрать нестандартный размер


Ориентация

Горизонтальная

Вертикальная

Квадрат



Страна исполнителя

Казахстан


Поиск Лимитированное и открытое издание
Тиражи для продажи


Настенная подвеска из ткани макраме «Осенние листья»

Инсталляция, 33 Ш x 25,5 В x 2 Г в

Осенний пейзаж из ткани

Картины, 40,6 Ш x 40,6 В x 0 Г в

Шаг 2850

3 Красный

3 0222 Картины, 69 Ш x 50,8 В x 0,3 Г в

3 770 долл.