Белорусские национальные костюмы: Страница не Найдена — FashionApp.ru
Белорусский народный костюм: стройный образ
Несмотря на то, что белорусский костюм имеет общие корни с русским и украинским народными костюмами, все же это самостоятельное явление. Белорусский костюм является не только комплексом одежды, который использовался белорусами на протяжении многих веков, но одним из важнейших компонентов, составляющих культурное наследие Беларуси.
В традиционном белорусском костюме отразились эстетические представления народа, этические и религиозные взгляды. Костюм – это наиболее устойчивое культурное явление, без которого невозможно изучить историю народа, его обряды и обычаи.
Белорусский костюм формировался на базе украинского и русского народных костюмов, а так же подвергался влиянию литовской и польской традиции. Самобытность традиционного белорусского костюма выражается в гармоничном сочетании практичности, декоративности и тщательной проработке деталей костюма.
Несмотря на то, что Белоруссия страна относительно небольшая, костюм в разных частях страны имеет собственные отличительные признаки. Белорусский костюм можно разделить на 6 типов соответствующих 6 крупным регионам страны: Западному Полесью, Восточному Полесью, Центральной Беларуси, Наддвинью, Понеморью и Поднепровью. Эти зоны в свою очередь можно поделить на еще более малые зоны локальных особенностей национального костюма. В Белоруссии насчитывается более 30 разновидностей традиционного костюма строго привязанных к определенной местности. Так что в те времена по костюму человека было легко определить из какой он местности.
Как и в других восточнославянских странах, в Белоруссии традиционный костюм формировался постепенно и приобрел свой окончательный облик в конце XIX- начале XX века. Именно в этот период сложились ярко-выраженные особенности белорусского костюма. Художественный образ традиционного костюма в Белоруссии всегда дополнялся обязательным орнаментом на рукавах, вороте, переднике, головных уборах. Отличался он так же разнообразием техник оформления одежды. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. Также отличительным признаком белорусского костюма было постоянство традиций кроя одежды, ее формы, отдельных ее атрибутов, например, орнамент вышивки и полосатый декор, технологии изготовления ткани и способы ее окрашивания.
Традиционная одежда была прочно связана с условиями жизни Белорусов, не менявшимися многие века, она естественно вписывалась в уклад жизни и природное окружение. Благодаря этому, до нас дошли древние формы одежды и нетронутые орнаментальные мотивы.
Традиционные комплексы мужской и женской одежды сохранились до начала XX века.
Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, брюк и безрукавки. Брюки (ноговицы) шились из льняного полотна или полусуконной ткани, зимние ноговицы — из темного сукна. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали цветным поясом. Рубахи были простого туникообразного кроя, с длинными рукавами и воротником — стойкой. Ворот рубахи, рукава и подол обязательно украшались вышивкой, тесьмой или кружевами.
Обязательной деталью костюма был пояс. Он нес огромную семантическую нагрузку и использовался при проведении различных обрядов.
В качестве летней мужской безрукавки была камизэлька, она шилась из домотканого сукна или полотна.
Зимней одеждой были кожухи из овчины. Богачи носили шубы из меха. Также носили епанчу.
Костюм дополняли различные головные уборы: магерка из шерсти, брыль из соломы, меховая шапка-ушанка – аблавуха, она шилась из овчины, заячьего или лисьего меха.
Брыль — шляпа из соломы с широкими полями, высотой примерно в 10 см.
До ХХ века белорусы носили лапти, кожаные постолы, зажиточные крестьяне или мелкая шляхта могли позволить себе ботинки и сапоги.
Лапти плели из лыка, лозовой коры, пеньки. Лапти одевали на онучи (портянки), к ноге привязывали пеньковыми или лыковыми веревками.
Зимой носили валенки. Беднейшие крестьяне иногда носили лапти круглый год, зимой утепляя их, подкладывая солому внутрь и плотно обматывая ноги онучами.
Завершала костюм особая сумочка из кожи, заменяющая мужчине карманы. Носилась она через плечо или подвешивалась к поясу.
Наиболее ярко самобытность белорусского традиционного костюма воплотилась в женской одежде. Она была гораздо разнообразнее. Основой женской одежды была искусно вышитая сорочка, юбка (андарак, саян, панёва, летник, палатняник), жилет (гарсет) и фартук.
Сорочки различались по крою. Было три вида рубашек: с прямыми поликами, туникообразная, с кокеткой. Как и у всех славян сорочки оформляли вышивкой по вороту, рукавам и подолу.
Юбки были красные, сине-зеленые, в клетку, в продольную или поперечную полоску.
Фартуки украшались вышивкой (по узору гармонирующей с узором сорочки), кружевами и складками.
Гарсет шили из ситца, бархата или парчи. Силуэт был прямой, до талии либо удлиненный, но приталенный. Он был на подкладке, ткань верха была самых разных цветов. Гарсет считался праздничной одеждой и украшался вышивкой, кружевами, аппликациями и декоративными нашивками из цветной тесьмы.
Верхняя одежда по виду не сильно отличалась от мужской. Зимой женщины носили цветные свитки, кожушки из овчины. Такой кожух кроился прямо – спинки и полочки прямые, большой отложной воротник. Подол и рукава оторачивались полосой овчины шерстью наружу.
Особое место в комплексе женской одежды занимают головные уборы. Они имели ключевое обрядовое и социальное значение. Между женскими и девичьими головными уборами существовало коренное различие. Девушки носили венки, ленты, а женщины прятали волосы под чепчик, надевая сверху намитку — древний головной убор, представляющий собой повязку – рушник, которая драпировалась различными способами.
Носили так же платки и рогатистые головные уборы (кичка).
Дополняли костюм лапти. В холодную погоду женщины носили постолы. Зажиточные крестьянки носили ботинки (чаравики) или сапожки.
Ключевым элементом в традиционной одежде белорусов была вышивка. Древний геометрический орнамент, украшающий сорочки, фартуки, головные уборы. Все эти старинные узоры имеют языческие мотивы. Такой декор веками сохранял в себе прообразы, созданные древними языческими культами. Символы сохранили свою архаичную форму, хоть и утратили со временем свое первоначальное значение.
Белорусский народный костюм | Усадьба «Вясёлая Хата
Хотя Беларусь и не такая большая страна, но в ней насчитывается 22 варианта национального костюма по 6 регионам — Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Понёманье, Наддвинье и Приднепровье. Региональные различия в основном состоят в деталях костюма, мотивах и сюжетах орнамента, способах носки частей костюма, в цветовой гамме. Так что в былые времена по костюму можно было определить из какой местности человек, его семейное положение и даже примерный возраст.
В ансамбль женской одежды входили рубаха, юбка, передник, пояс, безрукавка, головной убор. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом. Безрукавка (горсет) — часть праздничного костюма, изготовлялась из фабричных тканей (шёлк, бархат, парча). Могла быть чёрного, голубого, малинового цветов, богато украшалась нашивками. Пояс мог быть тканым, плетёным или вязаным, и разнообразной цветовой гаммы, но чаще всего зелёно-бело-красный. Он богато украшался орнаментом.
Головные уборы — важная и обязательная часть костюма. Для девушек это могли быть венки, узкие повязки-рушники. Замужним дамам вообще не разрешалось показываться с непокрытой головой, отсюда и большее разнообразие — чепцы, капоры, но самой распространённой была так называемая намитка в виде повязки-рушника, которая искусно драпировалась множеством способов. Дополнялся костюм бусами.
Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Рубаха имела разрез на груди, отложной воротник. В отдельных регионах на неё надевали безрукавку (камизелька). Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс. Дополнялся костюм кожаной сумочкой (калита), которая заменяла отсутствующие карманы. Головными уборами были магерки, соломенные шляпы ( брыль, капялюш), зимой — овчинные кучмы и аблавухи на меху. Из верхней одежды мужчины и женщины носили белые или серые свиты из сукна, белые или охристо-красные кожухи и кожушки, кожаные посталы (реже сапоги) и лыковые лапти.
Ниже — фотографии белорусских костюмов по регионам. Фото — известного белорусского этнографа Михася Раманюка.
Центральная Беларусь
Традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками. Смотрите еще обряд Цари.
Видео: Белорусские традиции. История возниконовения национального белорусского
Белорусские национальные костюмы: мужская, женская и детская народная одежда
fShare
Беларусь – одна из тех стран с богатым славянским наследием. Народные костюмы этой страны яркие и красивые, выглядят даже по-царски. Вот основные особенности белорусского национального мужского, женского и детского костюма. Также хотим поделиться с вами несколькими интересными фактами о белорусской национальной одежде и ее особенностях. В частности, почему местные невесты носили вышиванки с белилами? что люди делали со старой, изношенной одеждой 100 лет назад? как выглядела традиционная детская одежда?
В Беларуси каждый регион страны имел свои характерные черты в национальной одежде. Например, в южных районах национальная одежда была более красочной и украшенной, а в северных районах народные костюмы были более темными и с меньшим количеством украшений. На восточных территориях женщины носили одежду под названием «саян» вместо обычного сочетания юбки, фартука и лифа. Саян – это платье – юбка и топ сшиты вместе.
В прошлом традиционная одежда шилась только из натуральных тканей – льна, хлопка, конопли, крапивы, шерсти и т. д.
В белорусской культуре вышивка всегда играла большую роль. Вышитые рубашки люди носили не только по особым случаям, но и в повседневной жизни. Традиционно украшают рукава, воротник, манжеты и подол рубашки. Но интересно, что белорусские мастерицы, как правило, украшали вышивкой и большую часть швов — это была своего рода энергетическая защита, потому что считалось, что швы — это место, через которое может пройти зло, поэтому эти места нуждались в дополнительной защите.
Не только рубашки были украшены вышивкой. Многие другие изделия также имели вышивку – фартуки, верхняя одежда, головные уборы и т. д. А те предметы одежды, которые не имели вышивки, имели вплетенный в ткань узор (юбки, ремни, сумки и т. д.).
Кстати, традиционные для Беларуси узоры вышивки – ромбы и другие геометрические орнаменты. Самый популярный цвет — красный; иногда можно встретить черный, белый и комбинации этих трех цветов. Современная белорусская одежда вышивается самыми разными цветами, в том числе синим, зеленым, желтым и т. д.
Белорусская мужская одежда
Мужской народный костюм в Беларуси был проще и не так разнообразен, как женский.
Мужчины носили вышиванку, штаны, тканый пояс, верхнюю одежду, головной убор, обувь.
На рубашках традиционно вышивают воротник (наиболее распространен воротник-стойка), манжеты и манишку. Количество вышивки меньше, чем мы видим на женских рубашках. Длина рубашки – до середины бедра или ниже талии. А рубахи всегда носят подпоясанными узким или широким плетеным поясом.
Современная белорусская мужская вышиванка
Брюки простые, без орнамента. Они доходили ниже колена, но не до щиколотки, потому что люди экономили ткань. Ниже колен ногу обычно обматывали льняной или шерстяной тканью, а сверху надевали лапти или сапоги.
Верхняя одежда была разнообразной – пальто, куртки, жилеты и т.д. Они часто шились из толстой шерсти ручной выделки, особенно светло-серой шерсти и украшались красной вышивкой. Пальто обычно доходили до колен. Они могли подпоясываться или застегиваться на самодельные пуговицы.
Мужская и женская верхняя одежда были очень похожи, люди часто носили одно и то же пальто в одной семье. Немного отличались лишь праздничные верхние наряды мужчин и женщин, но основные черты были одинаковыми.
Если говорить о головных уборах, то белорусские мужчины летом носили соломенные шляпы, а зимой – шерстяные или меховые.
Белорусская женская одежда
Женский традиционный костюм включал вышиванку, юбку, передник, лиф (как мы уже упоминали, последние 3 предмета могли быть заменены платьем), пояс, головной убор и обувь.
Белорусские женщины разного возраста носили немного разную одежду. Обычно некоторые предметы одежды указывали на семейное положение – например, головные уборы и узоры вышивки на рубашках. Так, были типичные костюмы для маленькой девочки, девочки-подростка, готовящейся выйти замуж, невесты, замужней женщины и пожилой женщины.
Современный белорусский женский костюм. Это не очень аккуратный, а скорее стилизованный костюм
В самой богато украшенной одежде будущие невесты и невесты были на свадьбе. Их рубашки были густо расшиты. Они носили головные уборы с разноцветными лентами и/или цветами. Они носили больше украшений.
Белорусские невесты носили рубашки, украшенные большим количеством белой вышивки. Обычно присутствовали и красные нитки, но обязательна белила. И этому есть любопытное объяснение – в белорусской культуре брак сравнивают со смертью, потому что молодая девушка символически умирает, а женщина рождается, с новой жизнью, новыми чертами, новыми обязанностями и т.д. И белый цвет – не черный – символизирует смерть (кстати, то же самое и в некоторых других культурах по всему миру).
Замужние женщины меняют свои свадебные рубашки с белой вышивкой на рубашки, украшенные традиционной красной вышивкой. Также начинают использовать другой головной убор – платок вместо пестрых головных уборов и венков. Этот платок иногда также вышивают. Еще одним популярным традиционным головным убором является вимпл – длинный кусок ткани, намотанный на голову и шею. Имеет декоративные концы, украшенные вышивкой.
Еще одна женская одежда, используемая взрослыми женщинами, называется «паниова». Это тканая юбка с запахом, очень сложная в изготовлении. Тканые узоры на паниове иногда чрезвычайно сложны и трудоемки. Обычно женщина шила этот предмет одежды своими руками и тем самым проявляла свое мастерство в ткачестве. Пряжа, используемая для плетения паниова, традиционно представляет собой лен и пеньку для фона и шерсть для узоров. Остатки паниовых юбок иногда находили в захоронениях 13 века, поэтому используемые сегодня узоры насчитывают не менее 700 лет. Паниову носили вместе с фартуком и поясом.
На самом деле, в Беларуси существует 3 основных вида юбок: панёва, саян (цельное платье из сшитых между собой юбки и верха) и андарак (дорогая шерстяная юбка, длинная и широкая).
Современная белорусская женская одежда. Вы можете увидеть юбки андарак
Пояса, которыми традиционно пользовались местные женщины, представляли собой узкие тканые пояса с различными яркими узорами на них. Существует большое разнообразие таких тканых конструкций.
Что касается обуви, то белорусы в основном носили лапти и кожаные сапоги. Но и в повседневной жизни ходили босиком, особенно в теплое время года.
Белорусская детская одежда
Белорусские дети начали носить одежду разного пола в возрасте 4-5 лет. До этого их наряды были одинаковыми как у мальчиков, так и у девочек – это была длинная рубашка с поясом.
Детскую одежду часто шили из старых женских рубашек. Поскольку рубашка изнашивалась и женщина больше не могла ее использовать, они переделали ее и использовали те куски ткани, которые были в лучшей форме, для пошива детских рубашек меньшего размера.
Белорусские дети обычно носили простые белые рубашки с небольшим количеством вышивки на рукавах, воротнике, манжетах и подоле.
Когда ребенок стал старше, он стал носить дополнительную (к рубашке) одежду. Это были штаны для мальчиков и передники или различные виды юбок для девочек. С девушками сложнее, потому что в разных регионах Беларуси женщины носили большое разнообразие юбок, поэтому покрой, форма и дизайн зависели от местности. Первый фартук или юбку девочки часто шили из маминого. Опять переделка одежды. В прошлом люди не просто выбрасывали одежду, как только она им надоела, потому что процесс изготовления одежды был тяжелым и трудоемким, поэтому они старались извлечь из этого максимальную пользу.
Вот несколько белорусских аутентичных костюмов из местного музея Фотографии взяты с: https://www.youtube.com/watch?v=IPwaq7rorw8
National костюм »Беларусь» | RusClothing.com
Мы рады представить Вам коллекцию профессиональных национальных костюмов для танцев и театральных постановок.