Лезгины мужчины фото: происхождение народа, где и как живут, фото
происхождение народа, где и как живут, фото
Лезгины (лезгияр) относятся к коренным народам Кавказа. Принадлежит народность к европеоидной расе и по численности является вторым народом республики Азербайджан. У лезгин яркая история и традиции. Много веков их называли «леки», или «леги». Нередко народ страдал от нападений завоевателей Рима и Персии.
Где живут
Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.
В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.
Численность
В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них в России, по результатам переписи населения 2010 года, проживают 476 228 человек, в Дагестане — 387 746 человек. По результатам проведенной в Азербайджане переписи населения 2009 года, здесь живут 180 300 лезгин. По другим оценкам, их 350 000.
Название
Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».
В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.
Язык
Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.
Лезгинский язык делится на наречия:
- самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
- кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
- кубинское.
Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:
- гилиярский
- курушский
- гелхенский
- фийский
Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.
Религия
Лезгины в основном исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба. Исключение — жители селения Мискинджа в Докузпаринском районе Дагестана. Они являются шиитами и исповедуют джафаритский мазхаб.
Жизнь
Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.
Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.
Жилище
Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.
Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.
Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.
Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.
Внешность
Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.
Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.
Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.
Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.
Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.
Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».
Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.
Еда
Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.
Традиции
В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.
Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.
Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.
Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.
Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.
Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.
Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.
Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.
Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.
Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.
В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.
Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.
Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.
Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.
Культура
На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» — эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.
Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.
Музыкальные инструменты лезгинского народа:
- кеманча
- чанг
- балабан
- чонгури
- тар
- далдам
- тутек
- лира
- кфил
- зурна
- лахъут
В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Зажигательная лезгинка — танец известный всем. А что мы знаем о самих лезгинах, их национальной одежде и традициях?
Национальный костюм лезгинов
Лезгины — народность, населяющая территории Южного Кавказа, Азербайджана, Дагестана. Они имеют собственные самобытные традиции, обычаи и культуру, отличные от соседних народов. Национальный костюм, это не просто одежда, а материальное воплощение культурных ценностей, где каждый элемент имеет собственный смысл и значение.
История
Основными тенденциями в костюме являются детали, общие для народов Кавказа и Азербайджана:
- Бушлаты и белые рубахи у мужчин;
- Длинные платья свободного кроя у женщин;
- Многослойность наряда и головных уборов.
Изначально, национальный костюм Лезгинских женщин состоял из длинной рубахи и шаровар, которые кокетливо выглядывали из-под подола. Рубаха имела длинные рукава и воротник-стойку и подпоясывалась на талии.
В XIX веке в гардеробе появляются платья. Юные девушки носили яркие цвета, а более зрелые предпочитали тёмные.
На формирование мужского традиционного наряда оказали влияние быт и образ жизни лезгинов. В большинстве своём, мужчины занимались скотоводством, земледелием и охотой. Это и отразилось в одежде: длинный бушлат из плотной ткани, удобная обувь и папаха, защищающая голову от холодных горных ветров.
Мужские и женские национальные костюмы сегодня
Несмотря на прошедшие века, традиции национального костюма живы в семьях лезгинов. Наряды одевают на праздники и торжества, а каноны их изготовления передаются из поколения в поколение.
Женский костюм
Лезгинки носили булушки — традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивали яркими узорами, бусами и монетками. Считалось, что это отгоняет злых духов. На голову надевали чепец-чутху, под которым прятали волосы. Сверху одевались расшитые платки. Под платьем обязательны штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой.
На ногах одеваются вязаные носки, поверх которых носят обувь из тонкой сыромятной кожи. Так ноги защищаются от холода и сырости. Разумеется, национальная женская одежда — это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и синие цвета в сочетании с блеском и звоном многочисленных украшений.
Мужской костюм
Мужчины-лезгины одевались более скромно, в традиционные кавказские бешметы — специальные суконные кафтаны тёмных тонов. На груди размещали специальные пеналы с порохом для удобства зарядки ружей на скаку. Одежда мужчин имела свободный крой в плечах, чтобы не мешать в схватке. Под кафтан одевали белую рубаху и плотные суконные шаровары.
Зимой дополнительно одевали папаху из овечьего меха. Нарядные праздничные костюмы украшаются тесьмой, из которой выполняют узоры на груди и спине. Праздничная одежда-черкеска, одевалась лишь на большие торжества, призвана была показать статус и достаток мужчины. Кроме того дополнялся наряд расшитым поясом с кинжалом в узорчатых ножнах
Из каких материалов шьют, особенности
Современный женский костюм лезгинки изготавливают из тонких, струящихся тканей: шёлка, атласа, шифона. Для мужского же традиционно используют чёрное, красное или белое сукно, или костюмную ткань. Танцевальные, сценические наряды делают из более эластичных материалов, чтобы не стеснять движения танцора.
Сейчас лезгинки всё чаще выбирают наряды приталенные, подчёркивающие фигуру, оставляя более свободные платья традиционного кроя пожилым. При этом головной убор остаётся неизменным атрибутом лезгинок, как представительниц мусульманских народов Кавказа.
Что такое канотье
Как подобрать рубашку к костюму
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор статьи:
Светлана Гладкова
Моя творческая натура нашла прекрасное отражение в создании текстов, которые интересуют читателей. Хоть иногда их чувства в отношении моих статей весьма противоречивы. Это словно отдушина, в которой я нахожу глоток свежего воздуха. Хотите меня спросить о чём-то? Я всегда открыта для диалога.
Задать вопрос автору
Молодой лезгин в традиционном костюме, Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. MEV-10284137
agefotostock ®
место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,99 € | |
Информативный сайт | | 89,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 139,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 169,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения:
МЭВ-10284137
Фотограф:
Коллекция:
Библиотека изображений Мэри Эванс, ООО
Пользовательская лицензия:
Управление правами
Наличие высокого разрешения:
До XL
50 МБ
А3
(3384 х 4548 пикселей —
28,7 х 38,5 см —
300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×
Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
Принимать
Лезгины в России Профиль группы
Прочее PDF Профиль
Введение/История
Подвижный молодой лезгин, подражая орлу, падал на колени, вскакивал и кружился быстрыми движениями ног, вытянутые руки парили над ним. Рядом, но не касаясь его, грациозная лезгинка со скромными движениями рук и легкой артистичной походкой словно парила по полу, симметрично отвечая на мужской танец. Отмечая деревенскую свадьбу, они танцевали лезгинку, всемирно известный танец, зародившийся у лезгинского народа восточного Кавказа. Или, может быть, они танцевали лезгинку на сцене переполненного театра перед тысячниками в Лондоне, Мюнхене или Москве. Древний народный танец лезгин выражает гордую историю и культурный динамизм более 800 000 лезгин юга России и северного Азербайджана. лезги — более 450 000 в России; около 350 000 человек в Азербайджане.
Какова их жизнь?
В 90 лезгинских городах и селах Дагестана лезгины разводят овец и коз в сочетании с натуральным сельским хозяйством, кожевенным и текстильным производством [знаменитые ковры ручного ткачества]. Подобная жизнь существует более чем в 50 лезгинских городах и селах северного Азербайджана; за исключением того, что в Дагестане русский язык является вторым языком, тогда как азербайджанский язык является вторым языком для лезгин в Азербайджане. Лезгинский язык, тем не менее, жив и здоров — с активной устной речью в лезгинских деревнях, домах и школах; и огромный резервуар лезгинской литературы и музыки. Многие лезгины также мигрировали из сельских лезгинских районов в городские районы Дагестана и Азербайджана, прежде всего по экономическим причинам. Патриархальная социальная структура среди лезгин остается сильной, особенно в сельской жизни и в разграниченных городских анклавах.
Каковы их убеждения?
Исламская власть захлестнула лезгинский народ Каспийского моря уже в 7-м и 8-м веках и оказала огромное влияние на лезгинское общество за последние 1000 лет. К концу 18 века лезгины считались 100% мусульманами. В лезгинской культуре также широко распространены спиритизм и анимистические практики. Тряпки привязывают к священным деревьям или возле священных могил, чтобы искать духовной помощи для здоровья, брака или экономического благополучия. Часто консультируются с предсказателями.
Каковы их потребности?
Воплощение величественной лезгинки, в древней лезгинской культуре есть благородство. Это, однако, как и везде в мире, не оставляет людей невосприимчивыми к последствиям греховной человеческой природы. И ни спиритизм, ни ислам не дают очищающего прощения Иисуса или возрождающей силы Святого Духа. За последние два десятилетия в Дагестане насчитывается более 75 лезгинских последователей Иисуса, а в Азербайджане – более 100 верующих лезгин. Молитесь, чтобы их влияние распространялось и умножалось — Колоссянам 1:6. Большое значение имеет прогресс в лезгинском переводе Библии. На лезгинском языке опубликованы «Четыре Евангелия и Деяния» и Детская Библия, а еще шестнадцать книг Нового Завета находятся в процессе написания. Из Ветхого Завета были опубликованы Руфь, Есфирь и Иона, и еще десять ветхозаветных книг находятся в процессе написания. Есть сильная команда переводчиков Библии, в том числе верующие лезгины. Это произведение связано с сердцем лезгинского языка и культуры. Древний текст на языке лезгинского племени доисламских времен даже содержит фрагменты перевода Библии.