Дешевая-обувь.рф

Какие существуют образы жизни? Что такое образ жизни


Какие существуют образы жизни?

Когда заходит речь об образе жизни, человек может вспомнить только одно словосочетание. Ведь именно его всегда приводят детям в качестве вектора развития. Здоровый образ жизни – вот к чему стремится каждый человек. Но ведь бывают и другие направления. Сегодня мы расскажем про различные образы жизни, о том, какими они бывают и как к ним прийти.

Что обозначает это словосочетание?

Что такое образ жизни? Это совокупность индивидуальных понятий о мире, привычках, традициях и моральных устоях. Именно на стыке этих факторов рождается стиль человеческого поведения. И да, у большинства людей он одинаков. Ведь многие из нас выросли в одной стране, смотрели одни и те же сериалы и учились в школах и институтах по одинаковым программам. Поэтому не стоит удивляться, что у таких разных индивидов может быть схожий образ жизни. А что же еще на него влияет? Ну конечно, окружение. Люди меняют друг друга, порой даже до неузнаваемости.

Детский образ жизни

Всем понятно, что ребенок не может самостоятельно выбирать, на что тратить свое время. Родители для своего чада подбирают рацион, одежду, садик и, как следствие, образ жизни. Дети не могут отказаться от него. Даже если ребенок не захочет есть кашу на завтрак, он попросту останется голодным, и в итоге ему придется полюбить еду, которую ему предлагают. Так же и со всеми привычками. Ребенок не хочет вставать, родители все равно его поднимают, а если чаду не спится, ни одна мама не позволит ночью ему гулять по квартире. Из вышеописанного вполне понятно, что детский образ жизни формируется родителями. А что же он в себя включает?

  1. Распорядок дня.
  2. Гигиену.
  3. Спорт.
  4. Питание.
  5. Интеллектуальную деятельность.

Читая этот список, можно понять, что дети ведут более активную и подчас даже более продуктивную жизнь, чем их родители.

Здоровый

Что включает в себя это понятие? Здоровый образ жизни не только обозначает отсутствие вредных привычек в жизни человека. Но конечно, это он тоже подразумевает. Ведь нельзя сказать, что человек ведет здоровый образ жизни, если он пьет и курит.

Чтобы улучшить свое тело и физическое состояние, отказаться от спиртного и сигарет недостаточно. Нужно еще следить за своим рационом. Перестать употреблять жареную, соленую и острую пищу, начать пить больше воды и отказаться от кофе. Человеку, который хочет вести здоровый образ жизни, нужно заниматься спортом. Причем здесь можно выбирать. Если человеку нравится бегать, значит, он может совершать утренние тренировки на улице. Если девушка любит йогу, значит, она может практиковать именно ее.

Замкнутый

Что же эта за модель поведения? Людей, которые находят удовольствие в пребывании наедине с собой, не стоит считать странными. Ведь они просто не нуждаются в общении с другими. Это не значит, что они стараются замкнуться в себе и не получать никакой новой информации из внешнего мира. Для этой цели у них есть интернет и книги. Такие люди не всегда отшельники. Они просто интроверты. Не все люди находят удовольствие в шумных пьянках в ночных клубах, некоторым больше нравится проводить вечер за чашкой чая, беседуя с лучшим другом.

Активный стиль жизни

Сегодня стало модно путешествовать и заниматься спортом. Поэтому активный образ жизни находится на пике популярности. Многие молодые люди не хотят сидеть дома в свои выходные, они выезжают в горы покататься на лыжах или едут на море попрыгать со скал. Но ведь образ жизни включает в себя не только активный отдых в период отпуска. Поэтому приверженцы такого стиля жизни ходят в спортзал каждый день или через день, чтобы поддерживать свое тело в форме. Свой отпуск люди проводят в пешем походе или катаясь на лодках, например, в Карелии. Часто такие люди выделяются из толпы не только своим хорошо подкачанным телом, но и одеждой. Девушки отдают предпочтение не каблукам, а ботинкам, не юбкам, а спортивным штанам. В таком виде они ходят не только в спортзал, но даже в кино или в кафе.

Аристократический

Богатые люди и их дети могут позволить себе все самое лучшее. Какой образ жизни считать аристократичным? Люди, которые могут себе позволить слетать на выходных за границу или отправиться в путешествие на круизном лайнере, вполне подходят под это определение. Но ведь сегодня многие рабочие заводов имеют возможность отправиться в путешествие. Разница между ними и аристократами заключается в том, что простой человек будет откладывать деньги на отпуск весь год, а богатый предприниматель может устроить себе путешествие в качестве награды за удачно совершенную сделку. А что же включает в себя аристократический образ жизни, помимо дорогостоящих увеселительных мероприятий? Свободный распорядок дня, великолепную пищу, занятия в спортзале, косметические процедуры и сложную коммерческую деятельность.

Праздный стиль жизни

Большинство безработных и даже клерков имеют узкий круг интересов и знакомых. Как следствие, их удел – вести образ жизни довольно праздный. В чем же он заключается? В ежедневных походах на нелюбимую работу (при наличии таковой), нездоровом питании и страсти к вредным привычкам. Никакой активности в жизни таких людей нет. Да им этого и не надо. Ведь зачем ехать кататься на лыжах, когда можно посмотреть по телевизору любимый сериал? Конечно, это прискорбно, но ведь если задуматься, большинство людей нашей станы ведут именно праздный образ жизни. Они сидят на диване и думают, что кто-то другой обязан работать над улучшением государственного строя, развитием науки и искусства. В такой образ жизни могут включаться и заграничные поездки. Но они не будут экскурсионными или познавательными. Праздный человек может приехать, например, в Турцию, и пролежать весь отпуск на пляже или на шезлонге около бассейна.

Публичный

С развитием социальных сетей многие люди захотели снискать легкую славу. При этом, естественно, им просто необходимо вести публичный образ жизни. Сегодня практически вся молодежь озадачена тем, как бы набрать новых подписчиков в «Инстаграме». Это может показаться странным, но некоторые идут на крайние средства. Они делают свою жизнь открытой. Любой человек может узнать, что ест, где бывает и с кем спит его сосед. Стоит только открыть его профиль. Зачем это нужно? Чтобы люди видели, как здорово у человека идут дела. Мир современной популярности строится на зависти. Но разве это хорошо? Конечно, нет. А что же еще, кроме ежедневно обновляемых соцсетей, подразумевает публичный образ жизни? Посещение всевозможных светских мероприятий и организацию их самостоятельно. Популярные люди обязаны вести своих поклонников за собой, что-то им рассказывать и чему-то обучать.

Какие еще бывают образы жизни?

Мы поговорили о самых известных и востребованных моделях человеческого существования. А какие же еще бывают образы жизни? Вот список некоторых из них:

  • ночной;
  • западный;
  • советский;
  • нездоровый;
  • бродячий;
  • роскошный;
  • вольный;
  • добропорядочный;
  • холостяцкий;
  • расточительный;
  • спартанский;
  • затворнический.

Этот список можно продолжать еще долго. Образ жизни и здоровье напрямую связаны практически во всех этих пунктах. Ведь только человек, который не подвержен болезням, может существовать в гармонии со своим телом и разумом. Психологические хвори редко поражают здорового телом и духом человека.

Как изменить свою жизнь?

Чтобы перемены начали происходить, нужно сначала пересмотреть свои взгляды. Основа образа жизни – это настрой на успех и отказ от вредных привычек. Причем многие люди могут бросить пить и курить, но вот отказаться от сплетен и злословья просто не в их силах. Если уж строить новую жизнь, то нужно по максимуму отказаться от старых устоев. Но конечно, только от тех, которые мешают жить. У любого человека есть хорошие привычки. Например, одни любят рано вставать, а другие – рано ложиться. Возможно, кто-то обожает медитировать или бегать по утрам. Так вот за такие действия нужно цепляться и культивировать их. Ведь переделать всю жизнь разом будет невозможно. Нужно составить список хороших привычек, которые помогут вам создать свой идеальный образ жизни. Вот пример:

  • ранний подъем;
  • ежедневная гигиена тела и мыслей;
  • спорт;
  • здоровое питание;
  • любимая работа;
  • хобби;
  • общение с близкими людьми и единомышленниками.

Список у каждого человека должен быть свой. Главное, он должен отражать индивидуальность и истинные ценности.

Почему люди ведут аморальный образ жизни?

Вопрос довольно тривиален. Ведь на судьбу человека напрямую влияет его воспитание. Конечно, класс и образ жизни связаны между собой. Но этот порочный круг можно разорвать. Сын рабочего и кухарки может стать бизнесменом, а дочь миллионера с легкостью сумеет промотать все семейное состояние. Хотя такие случаи – все же исключения. Обычно люди не выходят за рамки своего социального круга, данного им от рождения. Почему же некоторые индивиды не только не стараются развиваться, но и усугубляют и так плачевную ситуацию? Пагубные привычки, слабая сила воли и апатия – вот основные причины нежелания что-либо менять. А когда сюда прибавляется и мысль о том, что жизнь плоха и она никогда не станет лучше, как бы ты ни старался, тогда человек совсем пропадает. Такие люди способны совершать аморальные поступки, и изменить их очень сложно. Как бы психолог ни уверял человека, что все можно изменить, пока личность не поверит в себя, перемен можно не ждать.

fb.ru

Образ жизни - это... Что такое Образ жизни?

О́браз жи́зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений[1]

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: "… экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни»[2].

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется[1]:

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь[1].

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями[1].

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит[1]:

См. также

Литература

  • Ефимов, Н. И. Советский образ жизни. — М. : Изд-во агентства печати «Новости», 1982.
  • Социология образа жизни / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Каф. социол.; [Сост. В. И. Бегинин и др.]. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993 (1994).
  • Возьмитель, А. А. Образ жизни : Концепция, сущность, динамика : Автореф. дис. … д-ра социол. наук : 22.00.04 / Ин-т социологии Рос. акад. наук. — М.: 2000.
  • Мировосприятие и образ жизни : [Монография] / Рос. акад. образования. Ин-т образования взрослых; [Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова]. — СПб. : Образование-Культура, 1999.
  • Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского общества / [И. Т. Левыкин, Б. А. Бабин, Я. В. Рейзема и др.]; Отв. ред. И. Т. Левыкин; АН СССР, Ин-т социол. исслед. — М. : Наука, 1987.
  • Клямкин, И. М. Теневой образ жизни : Социол. автопортр. постсовет. о-ва / Игорь Клямкин, Лев Тимофеев; Рос. гос. гуманитар. ун-т. Центр по изучению экон. деят-сти. — М. : РГГУ, 2000.
  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. Гл. 4.4. Идентичность по стилю жизни. -М: Издательство НИБ, 2010,С.163-181.
  • Образ жизни горожан в объективных и субъективных показателях / Рос. акад. наук. Ин-т социологии; [Отв. ред.: Т. М. Караханова]. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002.)

Ссылки

Примечания

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

что это такое и как его поменять

Если человек задумался над тем, как начать вести правильный образ жизни, это значит, его что-то не устраивает в текущем положении дел. Чтобы понять, нужны ли перемены, достаточно задать себе вопрос − мой образ жизни делает меня счастливым, помогает мне развиваться? Если ответ «нет», но настало время перемен, и в этом помогут простые рекомендации

Что такое образ жизни?

Образ жизни — это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику. Выражается в особенностях поведения, мышления, принятия решений. Он определяет распорядок дня, культурные и социальные предпочтения. Это план, циклично повторяющийся на протяжении какого-то времени.

В чем заключается правильный образ жизни?

Разобравшись с тем, что такое образ жизни, можно понять правильный он или нет. Почему в адрес определённых людей можно услышать, что они живут неправильно? Чаще всего это означает, что они нарушают общепринятые нормы – социальные, моральные, законодательные.

Если мыслить шире, то правильный образ жизни нацелен на личностный, духовный, социальный рост. А вот неправильный приводит к деградации. Многое зависит от национальных и культурных особенностей. Например, в азиатских странах больше развит культ семьи, в то время как в европейских до определенного возраста на первое место выводится карьера. Традиции и воспитание очень влияют на поведение и расставление жизненных приоритетов.

Но «правильный», не значит, нормируемый и не обязательно общепринятый. Часто под это определение попадает то, что делает человека счастливым, помогает ему добиваться целей, дает ему мотивацию.

Образ жизни человека, какой он бывает?

Здоровый

Особенности:

  • Отсутствие вредных привычек, например, курения или распития алкоголя.
  • Регулярные занятия спортом.
  • Правильное питание.

Тут сплошные плюсы. Придерживаясь такого поведения, можно улучшить здоровье, всегда выглядеть молодо, добиться долголетия. Важна мотивация, умение не поддаваться соблазнам. Также необходимо соблюдать баланс между трудом и отдыхом.

Светский

Особенности:

  • Активное посещение социальных мероприятий, их тематика зависит исключительно от интересов.
  • Выставление своей жизни напоказ, например, в социальных сетях.
  • Приверженность брендовой одежде, щепетильность в вопросах стиля, выбора друзей, отслеживании трендов.

Вести светский образ жизни не всегда означает принадлежать к элитным слоям общества. В более упрощенном варианте это означает быть модным, «тусоваться», меняться вместе с тенденциями в обществе. Для людей с такой жизнедеятельностью характеры многочисленные новые знакомства, им легче заводить связи, в том числе и деловые.

Из недостатков можно назвать стремление всему найти цену или навесить ярлыки. Но также такой стиль помогает заводить друзей, быть открытым, жить весело.

Холостяцкий

Особенности:

  • Нежелание вступать в брак или заводить долгосрочные отношения.
  • Мобильность.
  • Высокая ценность границ личного пространства.

Некоторые люди возводят свободу в культ, другие просто бегут от отношений из-за комплексов или страхов. Но если приписывать слово «холостяцкий» именно к образу жизни, то он не ограничивается исключительно свободой от отношений. Речь идет о свободе принятия решения в целом, когда человек оперирует лишь своим мнением, жизненным опытом.

Семейный

Особенности:

  • Забота о членах семьи, независимо от того, кто они – братья, сестры, родители, дети, супруги.
  • Желание находиться в группе людей, искать у них поддержку, чувствовать единство.
  • Умение идти на компромиссы, учитывать мнения разных людей.

Семейный образ жизни предполагает, что именно брак, создание ячейки общества является главной целью. Это определяет досуг, который чаще проводится в местах, где будет нравиться всем членам семьи. Даже в заработке мотивацией является построение фундамента для будущего благополучия семьи.

Как поменять образ жизни?

Главные правила жизни и счастья – живи так, как тебе хочется. На основе этого постулата и должен строиться образ жизни.

  1. Ставить экологичные цели. Перед собой нужно ставить цели, которые намеренно не вредят вам или другим людям. К примеру, в компании открыли новую должность, на которую претендует 10 сотрудников. Понятно, что победитель будет один, он получит новый офис, прибавку к зарплате, но добиваться должности лучше честным путем, проявляя профессионализм, а не очерняя или подставляя коллег, идя на сделки с собственной совестью.
  2. Менять образ, не меняя жизни. Если человек решил стать вегетарианцем, это не значит, что теперь ему нужно перестать общаться с друзьями мясоедами или отказаться от семейных ужинов с запеченной курицей. Просто нужно оповестить близких, что ваш рацион поменялся, компромисс найдется.
  3. Быть гибким. Любой образ жизни можно корректировать в процессе. Если в какой-то момент холостяку захочется завести семью, он может это сделать. Ровно как и семьянин может захотеть немного личной свободы, для этого необязательно разводиться.
  4. Действовать сейчас. Некоторые решения требуют сиюминутного исполнения. Если человек собирается худеть, ему стоит тут же отставить от себя торт и котлеты, а не убеждать себя, что диету лучше начинать с понедельника. Если какие-то перемены назревают давно, их время пришло. И оно наступило прямо сейчас!
  5. Найти «окно». Образ жизни человека охватывает все ее сферы. Ни одна из них не должна пострадать из-за перемен. Например, если человек решил ходить в тренажерный зал, он не может заниматься этим вместо свиданий с любимым (любимой) или вместо утреннего совещания на работе. Нужно подумать, где есть «окно» в расписании или как его сделать безболезненно для остальных сфер.

Если человек решился изменить образ жизни, это нужно делать так, чтобы перемены были ощутимы, но не вызывали дискомфорта. К примеру, затворник, который вдруг захочет начать жить светской жизнью, может быстро в ней разочароваться из-за отсутствия опыта общения с большим потоком людей.

Человеку, решившему вести активный образ жизни, не стоит сразу взбираться на Эверест, лучше начать с похода в ближайший лес или занятий по скалолазанию. Также нужно помнить, что любые перемены начинаются с внутреннего решения.

wikigrowth.ru

Что такое образ жизни

Образ жизни — это повседневное поведение человека, обусловлена ​​прежде всего ее воспитанием, традициями народа, к которому она принадлежит, и семьи. Это также и культура питания, особенности быта, профессия, использование свободного времени и т. На образ жизни человека еще влияют условия, в которых она живет, ее характер, образование.

То, как человек ведет себя, влияет на ее физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Например, многие ведут малоподвижный образ жизни. Они преимущественно ездят в автомобилях, в городском транспорте, большую часть дня сидят за столом, а вечером — перед телевизором или компьютером. Все это, несомненно, подрывает здоровье и физическое благополучие организма.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

Запомните

Здоровый образ жизни — это все в человеческой жизнедеятельности, способствует формированию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья и обеспечивает человеку успешный жизненный путь.

К примеру, вы хорошо знаете об огромной пользе физических упражнений, которые помогают организму поддерживать хорошую форму, как правильно отдыхать, чтобы не болеть и иметь возможность справиться с нервными нагрузками и стрессами. Физические упражнения помогают избавиться от лишнего массы тела и продлить жизнь — ведь гораздо лучше, когда жизнь приносит радость, чем муки и боль.

Вспомните все, что вы учили на уроках по основам здоровья в 6-м классе, и вы легко сформулируете составляющие здорового образа жизни. Это, в частности:

  • закаливание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных привычек;
  • положительные эмоции.

Итак, здоровый образ жизни направляет деятельность человека на формирование, сохранение и укрепление его здоровья (2).

Теги: жизнь, Здоровье, качество, природа, человек

bagazhznaniy.ru

ОБРАЗ ЖИЗНИ это что такое ОБРАЗ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Образ жизни

достаточно жесткая последовательность действий в поведении человека, определяемая его общественным положением.

Оцените определение:

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ОБРАЗ ЖИЗНИ

философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, которая рассматривается в единстве с материальными и духовными условиями жизни, определяющими ее. С помощью этого понятия можно показать, как живут люди в том или ином обществе, какие цннности являются определяющими, как общество создает условия для творчества и развития способностей человека.

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Образ жизни

единство типичных видов жизни, жизнедеятельности человека, социальной группы. Образ жизни берется в соответствии с условиями жизни. При помощи понятия «образ жизни» рассматриваются различные виды деятельности людей в их взаимосвязи: их быт, труд, культура, стиль жизни, качество жизни. С помощью этого понятия можно показать, как живет человек в том пли ином обществе; как общество создает условия для реализации творческих сил и способностей индивидов.

Оцените определение:

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

ОБРАЗ ЖИЗНИ

философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Она дает возможность комплексно рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, включая семейно-брачные отношения, образование и культуру, общественную жизнь, включая национальные отношения и антиобщественные явления, выявлять ценностные ориентации людей и причины их поведения (стиля жизни), обусловленного укладом (социально-экономическим строем), уровнем (материальным благосостоянием) и качеством (духовным благосостоянием) жизни. Различают нормативно-формационный и социально-исторический О. ж. (определенного индивида, социальной группы, об-ва). В свою очередь, тот и другой разделяются на частные разновидности по различным критериям (сельский и городской, упорядоченный и беспорядочный, трудовой и паразитический и т. д.). Преломление нормативно-формационных О. ж. в социально-исторических О. ж. порождает богатство форм человеческой цивилизации.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБРАЗ ЖИЗНИ,

философско-социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, к-рая берется в единстве с условиями жизни. Дает возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять причины их поведения (стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются формационный О. ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж. (индивида, социальной группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В свою очередь тот и другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и сельский и т. п.).

В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения науч. обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными процессами путем комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряженные с показателями условий жизни - материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О. ж., к-рая затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см. Прогнозирование), на основе сопоставления к-рых вырабатываются соответствующие рекомендации.

Категория О. ж. имеет также большое значение в идеологич. борьбе социализма и капитализма.

Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма, негуманным отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства, аптагонистич. противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом, культом наживы, насилия.

Для социалистич. О. ж., в противоположность буржуазному, характерны коллективизм, подлинный демократизм и гуманизм, социальный оптимизм, чувства человеч. достоинства, обществ. долга, товарищеской взаимопомощи, интернационализм и патриотизм, уважение к труду и трудящемуся человеку, социальное равноправие, бережное отношение к культуре, к духовным ценностям, высокая сознательность, непримиримость к недостаткам, социальная активность, основанная на развитии чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.

Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие нек-рых пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. развития общества, с к-рыми ведется борьба, а также ростков будущего коммунистич. О. ж., к-рые всемерно развиваются в процессе коммунистич. строительства.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

Образ жизни

Системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Как правило, в понятие О.ж. не включается специализир. (производств. трудовая деятельность человека. О.ж. - это прежде всего "культура потребления" разл. социальных благ, отличающаяся у разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой.

В О.ж. как систему частично входят и нек-рые элементы материально-производящей практики в виде домашнего хозяйства (средств непосредств. жизнеобеспечения) - обустройства жилого пространства, обеспечения продуктами питания, одеждой и предметами повседневного обихода, энергообеспечение, санитарно-гигиенич. практика и т.п. Др. важной составляющей О.ж. является рекреация людей - восстановление их энергозатрат, снятие психич. напряжений, оздоровление и пр., осуществляемые в разл. формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств и т.п. Существ. место в рекреативных процессах занимает игровая досуговая практика - активная физич. и интеллектуальная или пассивная (спортивное "боление" и др.). Помимо того, О.ж. включает и процессы саморазвития человека (физич., интеллектуального, эстетич., творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботы о собств. имидже, элементы религ. и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.) и пр. В О.ж. можно выделить такие параметры, как жизненный уклад (организационно-регулятивная составляющая), уровень жизни (характеристика объема и качества потребляемых социальных благ), стиль жизни (социально-эстетич. составляющая) и др.

О.ж. - высоконормативная сфера обыденной жизнедеятельности людей, характеристики к-рой в существ. мере определяются и этнокультурными традициями данного народа, и особенно его социальной стратификацией (нек-рые культурные черты к-рой могут иметь и сравнительно интернац. характер). Сословная и социально-проф. принадлежность человека, его происхождение, воспитание, образование, вероисповедание, половозрастные критерии и т.п. обычно оказывают заметное влияние на параметры его О.ж. (размеры материального достатка, сфера занятости, профиль социальных и интеллектуальных интересов, сословные и религ. нормы поведения, формы престижного потребления и стиля и пр.) Осн. регулятивными механизмами О.ж. являются обычай и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности. В параметрах О.ж. реализуется существ. часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т.п.

Несмотря на преимущественно традиц. характер механизмов воспроизводства и высокий уровень устойчивости параметров О.ж., его не следует считать явлением абсолютно статическим. О.ж. исторически формируется на основе реальной социальной практики людей по осуществлению коллективного общежития и удовлетворения их наиболее типичных личных и групповых интересов и потребностей обыденного характера в относительно типичных условиях жизни данной социальной группы людей, однако по мере изменения этих условий меняются и соответствующие параметры О.ж. В этом плане О.ж. отличается сравнительно высокой адаптивной пластичностью, особенно когда речь идет о переменах не всей его структуры и ценностно-нормативной обусловленности, а отд. жизнеобеспечивающих элементов. Вместе с тем, в целом, О.ж. представляет собой одну из наименее динамичных характеристик культуры, что связано не только с феноменом его "привычности" для людей, но и с тем, что многие его черты играют значимую роль маркеров в этнич., социальной, конфессиональной и иной самоидентификации человека, являются внешним выражением его консолидированности со своей социальной средой.

Лит.: Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975; Стиль жизни личности. Киев, 1982; Культурная среда и ее освоение. М., 1988; Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

А.Я. Флиер, Н.С. Шишова

Оцените определение:

Источник: Культурологический словарь

ОБРАЗ ЖИЗНИ

устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Понятие «О. ж.» обозначает и раскрывает как специфическое содержание самой человеческой жизни, «состояние мира» (К. Маркс), в определенных общественных условиях, так и ее направленность, ценностную ориентацию. О. ж. личности-это своеобразное выражение диалектического единства социально типизированного и духовно уникального в поведении, общении и бытовом укладе людей. В определенной мере внутренний мир, жизненные устремления и потребности отдельного человека совпадают с целями общения и нормами поведения, к-рые являются типичными для данной общности (группы, класса, об-ва в целом). Подобные «совпадения» и зафиксированы в таких обобщающих понятиях, как «буржуазный О. ж.» и «социалистический О. ж.», к-рые представляют собой своего рода научные абстракции, позволяющие выделить нечто общее, «массовидное», в реальном разнообразии индивидуальных и групповых проявлений жизнедеятельности людей в условиях сосуществования противоположных социальных систем. Для характеристики индивидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей О. ж. личности или группы людей применяют понятие «стиль жизни». О. ж. людей обусловлен прежде -всего характером их участия в производстве, а также их отношением к этому участию. Отсюда коренное различие в О. ж. людей при капитализме и при социализме, а также и всевозможные отклонения от общепринятого О. ж. внутри той или иной общности (напр.. наличие в социалистическом об-ве людей, ведущих праздный, паразитический О. ж.). Связь О. ж. со сферой труда и производства проявляется через потребности, интересы, стимулы, порождаемые способом совместной деятельности людей. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности людей и формируемый им характер общения и поведения) и субъективного (цели общения, мотивы деятельности, ценностные ориентации) моментов, О. ж. социальных групп и отдельных личностей представляет собой целостную структуру, формирующуюся из элементов как материальной, так и духовной жизни данного об-ва. Взаимодействие этих элементов проявляется не только в особенностях социалистического или буржуазного О, ж. в целом, но и во всевозможных вариациях внутри каждого из них: в т. наз. «групповых» и «личных» стилях жизни. Труд как цель жизни - отличительная черта социалистического О. ж., ибо совместная деятельность людей, преследующая общую цель, представляет собой гл. условие освобождения человека от индивидуалистической психологии и подлинно нравственного существования. Поэтому тунеядство и любые формы нерадивого отношения к, труду рассматриваются как проявления поведения, противоречащего социалистическому О. ж. и становятся объектом морального осуждения. Коллективный характер труда при социализме порождает не только потребность, но и привычку жить в коллективе, решать важнейшие жизненные вопросы коллективно: ^Поэтому коллективизм. -характерная черта не только духовного и морального облика советского человека, но и социалистического О. ж. Единство целей, интересов и идеалов, чувство взаимной солидарности наполняют повседневную жизнь человека в социалистическом об-ве богатством социальных связей и отношений, освобождая ее от узости, замкнутости и обособленности. Происходит практическое преодоление типичного для капитализма и буржуазного О. ж. противоречия между «личным» и «общественным», между «внутренним миром» личности и ее «внешней» деятельностью, между индивидуальным и коллективным поведением и т. п. Особенностью социалистического О. ж. является созданная коллективистскими условиями бытия такая нравственная и психологическая атмосфера жизнедеятельности, к-рая воспитывает в людях чувства взаимного уважения, требовательности и ответственности, активное и заинтересованное отношение к окружающему миру и проблемам общественного развития, нетерпимость ко всяким отступлениям от норм социалистического общежития и коммунистической нравственности (к проявлениям индивидуализма, собственнической психологии, потребительства и т. п.). Массовой привычкой, чертой именно советского О. ж. является также добровольное и сознательное участие людей в общественной деятельности, способствующее развитию духа товарищества, уважения личной свободы и человеческого достоинства др. людей. Свободная от меценатства и благотворительности забота о др. человеке, способность и готовность разделить его горе и радость есть проявление подлинного бескорыстия, к-рое вырабатывается как общественная норма поведения только в условиях коллективного общения и активного участия в общественной жизни. Т. обр., при социализме формируется 1!овый тип связи между образом действий и мышления людей, когда мотивы и стимулы повседневного их поведения становятся выражением свободного и сознательного выбора, развитой способности всегда поступать в соответствии с целями и идеалами социалистического об-ва. Подобный О. ж., ориентированный на преобразование наличных условий бытия и их совершенствование, предполагает высокий уровень нравственного сознания и духовного развития. В связи с этим становление коммунистического О. ж, неразрывно связано с всесторонним, целостным развитием личности, с воспитанием людей, обладающих развитым социалистическим сознанием, высокой культурой, т. е. духовно богатых индивидов.

Оцените определение:

Источник: Словарь по этике

ОБРАЗ ЖИЗНИ

форма человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, характерная для исторически конкретной системы социальных отношений и цивилизационного устройства. Фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в сферах труда, быта, досуга, общественно-политической и культурной деятельности, понятие «образ жизни» дает типологическую, «портретную» характеристику того, как преломляются и воплощаются реальные условия жизнедеятельности (природные, экономические, социально-политические, культурные и т. д.) в повседневной жизни и практике отдельных индивидов и социальных общностей. В зависимости от того, какие условия или параметры человеческого бытия выступают в качестве основных факторов и признаков, различают «кочевой» и «оседлый», «городской» и «сельский», «традиционный» и «индустриальный», «аристократический» и «буржуазный» и т. д. образ жизни. Иногда это понятие использовалось для формационной и цивилизационной характеристики типа жизни и поведения («советский» или «американский», «западный» или «восточный», «социалистический» или «капиталистический» образ жизни), что может быть оспорено. Образ жизни личности в определенной степени зависит и от психологических особенностей самого человека (характера, темперамента, индивидуального склада мышления и пр.) и поэтому может быть «медлительным» или «подвижным», «рациональным» или «нерациональным» и т. д. Интегративные и операциональные возможности этой категории реализуются и проявляются в сопоставлении с такими понятиями, как «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни», которые можно рассматривать как конкретизацию и различные «срезы» этого весьма сложного по своему составу и структуре социального феномена. Именно социально-философский подход к пониманию образа жизни дает методологическую основу для социологического, экономического, социокультурного и любого иного «аспектного» (демографического, психологического, медицинского и т. д.) исследования реально функционирующих форм жизнедеятельности индивидов и групп.

В целостной системе и структуре образа жизни по-своему проявляется и проступает диалектика общего, особенного и единичного. Хотя образ жизни зависит от условий жизнедеятельности, вбирает в себя и отражает общие типологические черты данного социума, «порядка жизни», он не может быть сведен к совокупности обстоятельств и синтезу неких «родственных» признаков (научная и эвристическая ценность такой «собирательной» характеристики весьма относительна). Специфика и содержательная ценность понятия «образ жизни» обнаруживается тогда, когда предметом рассмотрения и оценки становятся именно формы человеческой жизни, т. е. формы существования и развития (производства и воспроизводства) индивида и социальных групп, формируемых обществом, исторической эпохой. Однако образ жизни не есть какой-то безличный экстракт общих условий, норм деятельности и поведения тех или иных социальных, культурных, профессиональных, этнических и т. п. групп и отдельных индивидов. Всеобщее определяет, но отнюдь не исчерпывает рамки и возможности выбора индивидами конкретных форм своего бытия и деятельности. Необходимо всегда учитывать также момент отношения индивида и общностей к условиям и образу жизни, которые они застают уже сложившимися. Важно учитывать существенные различия в образе жизни людей как на уровне особенного, в рамках данного социума, так и на уровне индивидуальности, внутри групповой общности, что сказывается, напр., на выборе основного занятия, или в предпочтении форм проведения досуга, в распределении внерабочего времени и т. д. М. Вебер, предпочитая вместо понятия «образ жизни» понятие «стиль жизни», рассматривал последний в качестве важнейшего определителя стратификационных различий и деления общества. В качестве единицы социального действия он выделяет Stand-общность людей, основанную на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, вкусов, представлений о чести и др. психологические мотивы. Каждому стилю жизни, согласно М. Веберу, соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные представления и нормы поведения.

Как система конкретных культурных форм общения образ жизни составляет необходимое звено во взаимосвязи сферы производства и потребления, с одной стороны, и собственно духовной, нравственной, эстетической и т. д. сферы человеческой жизнедеятельности — с другой. В процессе культурного развития общества вырабатывается определенное, присущее данной общности, единство социально типизированного и психологически индивидуального (неповторимого) поведения людей, формируется специфический внутренний склад каждодневного бытия личности. Так, И. Кант считал «культуру воспитания» важнейшим элементом образа жизни, имея в виду привитие морально доброго образа мысли, без чего создается лишь «видимость» культуры (см.: Кант И. Соч. в 6 т., т. 6. М., 1966, с. 18). Зависимость образа жизни от характера и состояния культуры общества исторически конкретна. По К. Марксу, «жизненные средства, которые необходимы рабочему, для того чтобы он жил как рабочий... различны в различных странах и при различных состояниях культуры...» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47. М., 1973, с. 42). Характеристика культурного «фонда» общества, группы или отдельной личности позволяет не только раскрыть ценностное значение того или иного уклада и образа жизни, но и объяснить многие особенности и противоречия последнего, которые нельзя непосредственно вывести из социальноэкономических и политико-идеологических условий того или иного общества (напр., различия «западного» и «восточного» образов жизни в рамках однотипного общественного устройства, как в США и Японии).

Интерес к проблеме образа жизни заметно повысился в настоящее время, когда в контексте глобализации мира со всей остротой встает вопрос о смене парадигмы и формировании «глобального стиля жизни», активно обсуждается тема судьбы существующих образов жизни и жизненного мира постэкономического человека 21 в.

Лит.: Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975; Панин Л. Г. Социология культуры. М., 1996: Коз.ювски П. Культура постмодернизма. М.,1997.

В. И. Толстых

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБРАЗ ЖИЗНИ

понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х и практически исчез из научного оборота во второй половине 80-х: использовался как понятие прикладной социологии для фиксирования реальных результатов исследований, выводивших на уровень повседневной жизни индивидов (как определенной целостности или отдельных ее достаточно автономных подсистем типа комплекса потребностей). Причем это понятие употреблялось как достаточно метафорическое, его "жесткое" социологическое содержание не рефлексировалось, вопрос об онтологическом статусе практически не ставился. Ситуация изменилась качественным образом, когда в контексте идеологической борьбы все чаще стал употребляться как самодостаточный термин оборот "социалистический О.Ж."; именно эти вненаучные причины и породили сопряженный исследовательский "бум" 70-х. В пропагандистских целях важно было противопоставить идеологическую альтернативу концепциям качества жизни, активно поддержанным западной социал-демократией и отыскать вне экономики аргументы, которые позволяли "показать коренные преимущества социализма". С этих позиций О.Ж. стал трактоваться именно как социалистический, подминая значение термина в прикладной социологии. Он понимался, исходя из существующих нормативных моделей социализма как должного (а не реально имеющейся социальной действительности), прежде всего как антипод "всего буржуазного" и характеризовался через "эмпирически обосновываемые" черты-признаки: коллективистский, трудовой, интернационалистский и т.п. О.Ж. Трагизм ситуации заключался в том, что, дав толчок определенного рода исследованиям, идеология исказила реально возникшие социологические проблемы, заблокировала исследование онтологических структур обыденной жизни людей в ее целостности, которые в западной традиции представлены в различных вариантах так называемой "социологии повседневности". Вопрос об онтологии О.Ж. стал подниматься, хотя и не был отрефлексирован до конца, а предлагаемые решения носили явно половинчатый характер, в так называемой "ситуативной концепции О.Ж.", разрабатываемой примерно с начала 80-х. Перед исследователями, рискнувшими обратиться к разработкам в этом направлении, встал ряд проблем. Прежде всего, это касается выявления уровня, на котором онтологическим представлено понятие О.Ж. Анализ текстов выявляет здесь две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция, идущая от прикладной социологии, когда О.Ж. понимается как непосредственная эмпирическая фиксация наличной жизнедеятельности людей. С другой стороны, это тенденция, порожденная попытками теоретического осмысления понятия. Она выводит рассмотрение на уровень общества как тотальности, определяющей специфику поведения социальных субъектов на всех этажах социальной организации. В фокус внимания попадает целостность жизнедеятельности субъектов, охватывающая все сферы (участки приложения) их социальной активности. Первая традиция пытает прорисовать понятие как бы "снизу". Вторая - вписать его в понятийный ряд достаточно высокого уровня общности. Основой для сближения позиций выступает признание большинством авторов того, что именно целостность жизнедеятельности субъектов задает новое социальное качество, "схватываемое" понятием "О.Ж.". Феномен О.Ж. возникает не только как специфические реализации в жизнедеятельности субъектов тех возможностей, которые заложены в том или ином обществе и его подсистемах, не только как своеобразные реакции субъектов на воздействие внешних условий жизнедеятельности. Прежде всего, он порождается целостностью жизнедеятельности самих этих субъектов. Охарактеризовать О.Ж. - значит, поэтому, вскрыть причины многообразия поведения людей в одних и тех же условиях. О.Ж. есть особая форма, способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, но одновременно он является и формой, способом реализации себя в социальном, изменения самих этих условий своей жизни. Применительно к нему можно говорить об индивидуализации типического в жизнедеятельности субъектов, но с не меньшим основанием и о типизации индивидуального. Таким образом, понятие О.Ж. отражает повседневную жизнь социальных групп и индивидов в ее интегративности с точки зрения проявления и порождения в ней социально-типического. Основной теоретической проблемой, обсуждавшейся в литературе об О.Ж., была проблема соотношения форм и условий жизнедеятельности. Это требует прояснения фундаментальной для теории О.Ж. посылки: в какой мере автономны онтологические структуры О.Ж. и как они соотносятся с другими онтологическими структурами общества, с одной стороны, и в какой мере (и каким образом) целостность О. Ж. как особой социальной реальности "задается" самой этой реальностью, а в какой она есть результат воздействия внешних социальных сил, с другой. По сути, в основе данной трактовки лежит не неэксплицированное допущение редукции проблематики О.Ж. к специфике проявления общесоциального на уровне повседневной жизнедеятельности, что является неизбежным следствием классических марксистских трактовок проблемы, результатом имплицитно присущей им ориентации на "естественно-исторический" характер социального развития, на безусловный приоритет надындивидуальных структур, на то, что деятельность индивидов в конечном итоге детерминирована общесоциологическими законами. Наиболее последовательно данная точка зрения выражена, в так называемом "сфер-ном" (структурно-декомпозиционном, описательном) подходе к исследованию О.Ж. в прикладной социологии. Здесь субъекты жизнедеятельности (О.Ж.) выделяются по заранее выбранным параметрам (условиям, характеризующим различные общественные сферы) и задача сводится к тому, чтобы проследить последовательность и меру их включения в различные сферы общественной жизни. За скобки рассмотрения выносится, фактически, проблема самодеятельности, самоорганизации субъектов, проблема целостности их жизнедеятельности. Попытки преодолеть эти недостатки связаны с концепцией, понимающей О.Ж. в терминах "социальной сферы". Оба эти наиболее разработанные в литературе подхода лишают, хотя и в разной степени, понятие О.Ж. собственного содержания, не выявляют его онтологической специфики, позволяя в конечном итоге редуцировать его из системы общественных отношений в целом или из целостности собственно социальных отношений (социальной сферы). Остаются не выясненными здесь и механизмы конкретного присвоения и порождения индивидами общественных условий их жизни. Собственное содержание, не передаваемое через какие-либо другие категории, понятие "О.Ж." приобретает только тогда, когда мы движемся не от общества к индивиду, а от индивидов к обществу, когда мы способны "прорисовать" конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями на уровне повседневной жизнедеятельности, понятой в ее относительной (по достаточно значительной) автономности от макросоциальных структур и в ее воздействии на эти макроуровни организации общества. Раскрыть конкретные механизмы взаимодействия людей между собой и окружающими их условиями, организации людьми своей повседневной жизнедеятельности, ее вписывания в более широкие социокультурные контексты попыталась оформившаяся к середине 80-х так называемая ситуативная концепция О.Ж. Этот исследовательский проект, к сожалению так и не реализованный по разным причинам до конца, интересен еще и тем, что он основывался на подробной концептуальной проработке онтологической проблематики и ставил своей конечной целью выход на крупномасштабные сравнительные (как региональные, так и временные) исследования. Центральным в этой концепции является понятие ситуации (ср. с исходной установкой у Парсонса). Оно используется в качестве единицы анализа О.Ж. человека как индивида или как представителя социокультурной группы. Исходной для человека является так называемая жизненная ситуация как итог особого, характерного именно для данного индивида на данном этапе его жизненного цикла сплетения всей системы его деятельности, поведения и общения с набором параметров условий, втянутых в орбиту его жизнедеятельности через активное оценочно-избирательное отношение к ним. Таким образом, это понятие позволяет проследить механизм присвоения индивидом внешних условий. Он их активно оценивает, пропускает через социокультурные фильтры и включает в деятельность как субъективированные условия. Тем самым открывается возможность проследить и взаимосвязь внешних и внутренних условий организации человеком своей повседневной жизни. В силу того, что жизненная ситуация не отличается устойчивостью, различают установившиеся и проблемные жизненные ситуации. Крайней формой проблемной ситуации является ситуация конфликтная. Проблематизация жизненных ситуаций благоприятствует изменению компонентов О.Ж., накоплению нового опыта, выработке новых ценностно-нормативных элементов социокультурной среды, новых образцов поведения и общения. Понятие ситуации позволяет описывать не только организацию непосредственной жизнедеятельности индивидов и групп, но и включать ее в социальные процессы, происходящие на более высоких уровнях организации общества. Речь идет в данном случае о так называемой социальной ситуации, выступающей как рамка деятельности различных социальных субъектов, в которую вписываются конкретные жизненные ситуации. Т.обр., жизнедеятельность субъектов - это активный и избирательный процесс, направленный на разрешение противоречий и удовлетворение потребностей и интересов, достижение поставленных целей. Она может быть ориентирована как на воспроизводство, сохранение, поддержание сложившейся социальной (как, впрочем, и жизненной) ситуации, так и на ее преобразование, изменение, создание новой ситуации деятельности. Поэтому любую ситуацию необходимо рассматривать в двух аспектах: 1) как совокупность взаимосвязанных процессов жизнедеятельности, обеспечивающих ее стабильность; 2) как совокупность динамических процессов жизнедеятельности, вызывающих ее развитие или замену другой ситуацией. В первом случае исследуются факторы и условия, поддерживающие ее как целостную систему, когда не нарушается ее структура. Во втором - выявляются факторы и условия, потенциально или актуально вызывающие существенные изменения элементов структуры, что и обусловливает смену ситуации. Тем самым О.Ж. индивидов оказывается не только вписанным в ту или иную социальную ситуацию, но и выступает важнейшим структурирующим эту ситуацию компонентом. Более того, процессы, идущие на уровне О.Ж., позволяют понять некоторые механизмы смены социальной ситуации, а, следовательно, и индивидуальных структур в целом. Поэтому О.Ж. очень важно понять как динамику социальных процессов на уровне индивидов, уровне повседневности, а не только как определенную структурацию и организацию повседневности, жизнедеятельности индивидов. Структурная же упорядоченность проявляется через устойчивую связь условий деятельности людей с формами ее организации, иерархизацию процессов жизнедеятельности по их социальной значимости. При этом встает вопрос выделения критериев этой значимости для различных субъектов и социальных структур, их соотнесения между собой. В более общем виде - это проблема оценки многообразных репрезентированных моделей О.Ж., их типологизации и соотнесения между собой, что, в свою очередь, предполагает наличие эталона, нормативной модели, по отношению к которой производится сравнение. В связи с этим в исследовательской традиции выделилось два направления (подхода): конкретно-исторический и нормативно-сравнительный. Если первый из них ориентируется прежде всего на рассмотрение реальной жизнедеятельности субъектов, то другой - на его рассмотрение как репрезентированных в обществе ценностно-нормативных систем. С этой точки зрения О.Ж. выступает как совокупность возможных и желательных разновидностей реализации людьми имеющихся условий в конкретных ситуациях жизнедеятельности. На уровне субъекта управления это дает возможность формулировать последовательный ряд целей, степень достижения которых позволяет оценивать социальную динамику и влиять на нее в желательном направлении (нормативно-целевое прогнозирование, проблемно-целевой анализ и т.д.), с одной стороны. С другой стороны, это дает возможность различения и фиксации конкретных конфигураций О.Ж. как нормальных (приемлемых) или отклоняющихся по отношению к нормативным представлениям. Отсюда проблематика так называемого девиантного (отклоняющегося) поведения, т.е. несоблюдения индивидами принятых в той или иной социальной среде или в обществе в целом моральных и юридических норм. На уровне субъектов деятельности (конкретных индивидов) это позволяет оценивать О.Ж. с точки зрения обеспечения им адаптации к окружающим условиям, вписанности жизнедеятельности индивидов в социальную ситуацию. Сопоставление реальной деятельности с индивидуально желаемым, а также с общественно требуемыми неналичными ресурсами, делает возможным выявление динамики общественных процессов, позволяет определять основные тенденции развития О.Ж. и его подсистем. Нельзя "простроить" теорию О.Ж., не дифференцируя понятие О.Ж. от близкородственных понятий "уклад", "уровень", "качество", "стиль" и "стандарт жизни". Под укладом жизни понимают, как правило, характер структурации условий жизни. Прежде всего - экономических. В социологической традиции понятие используется редко. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения так называемых непосредственных потребностей. Как правило, через это понятие "схватывается" объем и структура личного потребления. Оно также характеризует прежде всего условия О.Ж., но может служить важным показателем его развития. Как дополнительное к нему можно рассматривать понятие "качество жизни", отражающее оценку качества условий бытия и возможностей использования этих условий. Это понятие особенно хорошо улавливает специфику так называемых субъективных условий О.Ж., характеризует репрезентированные ценностные и целевые системы субъектов, во многом определяя параметры удовлетворенности индивидов условиями и образом своей жизни. Наконец, понятие "стиль жизни" характеризует внешние аспекты поведения индивидов, его объемы, формы, направленность в соотнесении с конкретными индивидами и социальными группами, т.е. отражаемое им содержание характеризует О.Ж. уже не со стороны условий, а как бы изнутри его самого. В обществе в целом, в его отдельных подсистемах, у различных социальных групп и у отдельных индивидов формируются системы оценок нормативного или компаративного характера, которые можно обозначить как репрезентированные стандарты О.Ж., составляющие в значительной мере предмет исследования в нормативно-сравнительных разработках О.Ж.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:

Источник: Новейший философский словарь

terme.ru

ОБРАЗ ЖИЗНИ - это... Что такое ОБРАЗ ЖИЗНИ?

        философско-социологич. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни. Даёт возможность комплексно, во взаимосвязи рассматривать осн. сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, обществ. жизнь и культуру, выявлять причины их поведения (стиль жизни), обусловленного укладом, уровнем, качеством жизни. Различаются формационный О. ж. (феодальный, буржуазный, социалистический) и социально-историч. О. ж. (индивида, социальной группы, общества на определ. этапе развития, напр. О. ж. совр. сов. общества). В свою очередь тот и другой разделяются на частные О. ж. по различным критериям (напр., городской и сельский и т. п.).         В условиях социализма обращение к категории О. ж. используется для повышения науч. обоснованности социально-экономич. планирования, управления социальными процессами путём комплексного подхода к его объектам. С этой целью О. ж. условно расчленяется на блоки показателей трудовой, культурно-бытовой и обществ.-политич. деятельности (включая показатели брака и семьи, образования, нац. отношений и др.), сопряжённые с показателями условий жизни — материального благосостояния людей, социального обеспечения и здравоохранения, охраны окружающей среды и др. Совокупность показателей образует исходную (базовую) модель О. ж., края затем преобразуется в поисковую и нормативную прогностич. модели (см. Прогнозирование), на основе сопоставления которых вырабатываются соответствующие рекомендации.         Категория О. ж. имеет также большое значение в идеологич. борьбе социализма и капитализма.

        Бурж. О. ж. отличается индивидуализмом, отсутствием подлинного демократизма, негуманным отношением к человеку, социальным пессимизмом, попиранием человеч. достоинства, аптагонистич. противоречиями между интересами личности и общества, шовинизмом и национализмом, культом наживы, насилия.

        Для социалистич. О. ж., в противоположность буржуазному, характерны коллективизм, подлинный демократизм и гуманизм, социальный оптимизм, чувства человеч. достоинства, обществ. долга, товарищеской взаимопомощи, интернационализм и патриотизм, уважение к труду и трудящемуся человеку, социальное равноправие, бережное отношение к культуре, к духовным ценностям, высокая сознательность, непримиримость к недостаткам, социальная активность, основанная на развитии чувства ответственности каждого за дела своего коллектива и общества в целом.         Для совр. сов. общества характерно преобладание черт социалистич. О. ж., наличие некоторых пережитков О. ж., свойственного прежним этапам историч. развития общества, с которыми ведётся борьба, а также ростков будущего коммунистич. О. ж., которые всемерно развиваются в процессе коммунистич. строительства         Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Щербицкий В. В., XXV съезд КПСС о совершенствовании социалистич.. О. ж. и формировании нового человека, М., 1977; Толстых В. И., О. ж.: Понятие, реальность, проблемы, М., 1975; Социалистич. О. ж. и совр. идеологич. борьба, М., 1976; Капустин Е. И., Социалистич. О. ж. Зкономич. аспект, М., 1976; Проблемы социалистич. О. ж., М., 1977; Струков Э. В., Социалистич. О. ж., М., 1977; Социалистич. О. ж. и вопросы идеологич. работы, М., 1977; Бутенко А. П., Социалистич. О. ж.: Проблемы и суждения, М., 1978; Сдобнов С. И., Социалистич. О. ж.: Экономич. аспект, М., 1978; Касьяненко В. И., Роль КПСС в формировании Социалистич. О. ж., М., 1979; Ануфриев ?. ?., Социалистич. О. ж. (Методологич. и методич. вопросы), М., 1980; Социалистич. О. ж., М., 1980; Социальные показатели О. ж. сов. общества, М., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Образ жизни - это... Что такое Образ жизни?

—  социально-философская категория, играющая важную роль в исследованиях по экологии человека, и представляющая собой   формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений. Это та часть культуры, которая относится к настоящему и охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, в том числе класса и нации, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян, христиан и мусульман обладает многими специфическими чертами, которые откладывают свой отпечаток на их демографическое поведение, состояние здоровья и т.д.

Категория образа жизни позволяет комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт (в том числе семейно-брачные отношения), образование, культуру, общественные отношения (в том числе национальные отношения), формирование индивидуального и общественного здоровья (самосохранительное поведение людей), качество среды обитания (эколого-гигиенические параметры окружающей среды). В рамках образа жизни выявляются ценностные ориентации людей и причины их поведения, обусловленные укладом, уровнем и качеством жизни. В этой связи большой интерес представляют официальные материалы, характеризующие образ жизни населения. Госкомстат России в своих сборниках публикует следующие сведения:

 

Население и семья, браки и разводы

Торговое и бытовое обслуживание

Занятость и условия труда, численность безработных

Природные ресурсы и охрана    окружающей среды

Народное образование

Бюджет времени населения    

Обслуживание учреждениями культуры

Жилищные и коммунальные условия

Убийства и самоубийства       

 Миграция населения

Состояние здоровья населения и здравоохранение

Число и структура зарегистрированных преступлений

Социальное обеспечение

Численность осужденных

Доходы населения и бюджет семьи

Оценка населением своей личной безопасности  

Потребление материальных благ и услуг

 Отдых и физкультура

Наиболее важными  проблемами  анализа образа жизни в антропоэкологических исследованиях служат:

1.Качество жизни как количественная оценка системы показателей, характеризующих те условия, в которых протекает жизнедеятельность населения.

2.Проблемы  алкоголизма, курения, наркомании.

3.Нравственная статистика: разводы, аборты, убийства,  самоубийства,  преступность.

4.Изменения образа жизни при переходе из одной общественно-исторической формации в другую и его специфика в регионах с различными природными, социальными, этническими, религиозными особенностями.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

human_ecology.academic.ru