Дешевая-обувь.рф

Сколько газа поместится в баллон на 50 литров – подробный подсчет. Газ в баллоне


Как правильно использовать газовый баллон в быту?

Газовое топливо надежно вошло в жизнь современного человека. Так, газовый баллон является довольно примитивным устройством, но и оно обладает рядом специфичных нюансов. Далее вы сумеете прочесть о том, что из себя представляют газовые баллоны, а пока попытаемся определиться с назначением самого газа.

 

Существует ошибочное мнение, что газ, «запертый» в баллон, и газ в трубопроводе — это одно и тоже. Дело в том, что централизованное газоснабжение задействует метан, являющийся природным газообразным веществом, его еще называют болотным. А вот газовые баллоны уже заправляются смесью пропана и бутана, которую еще официально именуют СПБТ. Смесь пропано-бутовая техническая представляет собой побочный продукт, получаемый в ходе нефтепереработки. В дальнейшем будет использовать для него формулировку СПБТ или просто «газ».

 

Пропано-бутановая смесь абсолютно универсальная. Ее широко применяют в нефтехимической промышленности для изготовления полимеров, а также машиностроении и металлобработке — для сварочных работ и резки металлических поверхностей. Кроме того, СПБТ может выступать в ролигазомоторного топлива.

 

Полная схема подключения газового баллона к плите

 

В быту такая газовая смесь применяются для реализации автономной газификации ЖКХ. Ею заправляются газгольдеры и различные газовые баллоны, в которых газ сжигается силами внутридомовых котлов, кухонных плит и прочего бытового газового оборудования. В качестве продуктов горения выступают углекислый газ и вода, по этой причине такое сжигание считается максимально безопасным для экологии жилого пространства.

 

В поперечном разрезе газовый стандартный баллон схож с конструкцией прозрачной газовой зажигалки. В качестве жидкости выступает газовая смесь в сжиженном состоянии, а свободное пространство над ней является паровой шапкой, которая поступает в котел или кухонную плиту. Равновесие между этими средами поддерживается благодаря давлению внутри специальной емкости.

 

Зажигалка, как газовый баллон

Подключение баллона к устройствам потребления

Как правило, большая часть газовых баллонов применяется для работы кухонных плит. Поэтому в рамках данного обзора будет акцентироваться внимание именно на таком варианте эксплуатации. Если вас интересует использование газовых баллонов в качестве автономного отопления, то можете прочитать статью: автономная газификация – газовые баллонные установки.

 

Подключение газовых баллонов к устройствам потребления

 

Подключение устройства обязательно нужно осуществлять через редуктор. Внутри газового обычного баллона давление носит непостоянный характер и и зависит от температуры окружения. Оно может варьироваться от 4 до 6 атм. Редуктор способен понизить и выровнять давление до оптимального рабочего уровня кухонной плиты.

 

К редуктору подключают шланг, а к нему — плиту. Место фиксации закрепляют при помощи хомутов, после чего нужно обязательно проверить герметичность соединения мыльной пеной. Подойдет абсолютно любая пена. Места фиксации нужно покрыть мыльным раствором: если на поверхности образуются пузыри, то соединение негерметичное.

 

Устраняем утечку: следует еще больше затянуть гайку в месте соединения штуцера с редуктором. Если утечка обнаружена в области рукава, то дотягиваем хомуты. После регулировки необходимо еще раз сделать проверку с помощью мыльной пены, чтобы окончательно убедиться в отсутствии утечки. Такую проверку проводят всегда, когда подключают газовый баллон — это золотое правило безопасного использования.

 

Правильное подключение газовых баллонов на улице, рисунок 1

Правильное подключение полимерно-композитных газовых баллонов, рисунок 2

 

ВАЖНО! Не стоит поступать, как некоторые особо «опытные» мастера-газовщики: ни в коем случае не проверяйте герметичность при помощи зажженой бумаги. Результатом такого являются небольшие язычки пламени в местах утечки. Это категорически запрещено нормативами безопасности. Кроме того, подобные язычки пламени очень малы и при дневном свете могут остаться незамеченными и привести к печальным последствиям.

 

Установка и эксплуатация газовых баллонов

Важнейшим критерием безопасной эксплуатации таких устройств является контроль за возможными утечками и перегревом. Нарушение герметизации можно обнаружить по характерному запаху. Газ в принципе не обладает ни цветом, ни запахом, но в СПБТ добавляют особый маркер — углеводород-меркаптан. Благодаря этому человек может ощущать запах при включении колонки газовой кухонной плиты или во время утечки.

 

Так, если вы ощутили этот запах, то можно сделать вывод, что концентрация СПБТ составляет 20 процентов от опасной. Нет повода для паники, то есть причина для проверки места соединения по вышеописанной схеме.

 

Эксплуатация газовых баллонов, представленная в виде таблицы

 

Когда газовый баллон находится в самом помещении, его следует размещать на расстоянии 1 метр от плиты, которая в активном состоянии представляет собой источник тепла. Также вблизи нельзя размещать любые другие нагревательные приборы: радиаторы отопления и автономные отопители.

 

Приемлемым вариантом будет «дачный» способ установки — с внешней северной стороны сооружения, что исключает возможность перегрева баллона лучами солнца. В такой ситуации рукав нужно пропустить сквозь отверстие в стене, предварительно «обработанное» металлической гильзой. Баллон располагают в специальном шкафу из металла, оснащенном вентиляционными отверстиями в нижней части стенок. Так как газ несколько тяжелее воздуха, то он будет в случае утечки накапливаться снизу, там где будут отверстия вентиляции, поэтому легкий ветер сможет устранить нежелательное скопление.

 

Почему баллоны покрываются инеем?

Здесь также можно развенчать одно из самых частых заблуждений. Принято полагать, что если такое устройство «замерзает», то покрывается инеем. Некоторые даже утверждают, что нужно утеплять такое оборудование при помощи одеял, старых пальто и прочих подручных приспособлений. Так вот, иней быстрее исчезнет, если газовую емкость оставить, как есть, не помогая ей «оттаять» теплыми вещами.

 

Низ газового баллона, который покрыт инеем

 

Появление инея можно объяснить рядом физических процессов, которые происходят внутри конструкции при подключении его к печам либо горелкам. В такие моменты наблюдается активный расход топлива, следовательно, большие объемы газовой жидкости превращается в парообразную фракцию. А такое явление всегда сопровождается большим потреблением тепла, именно по этой причине поверхность баллона становится намного холоднее температуры в окружающем пространстве. Влага в воздушном пространстве начинает проявляться в виде конденсата на стенках установки, в последующем превращаясь в иней. Это абсолютно естественное явление, с которым ничего не нужно делать.

Более того, все попытки воспользоваться искусственным «утеплением» нарушают нормы техники безопасности при эксплуатации, а также сказываются на ухудшении теплообмена устройства с окружающей средой и влияют на условия подачи газа. Если ваша горелка не радовала грандиозным пламенем, то после ваших «маневров» с одеялом, она может вовсе перестать работать.

 

Не утепляйте ничем газовые баллоны!

 

В целом, при подключении газовых устройств с высокой мощностью нужно осознавать, что баллон с газом обладает ограничениями по быстроте отдачи. Это значит, что жидкое топливо превращается в паровую стадию постепенно. К примеру, баллон на 50 литров может обеспечивать около 500 граммов газа за 60 минут. Это эквивалентно мощности в 6-7 кВт. В холодное время года этот показатель уменьшается в два раза, если оборудование расположено на улице. Летом ситуация обратная: максимальная скорость расхода увеличивается.

 

В любом случае, можно сделать вывод, что иней является свидетельством того, что баллон не может справится с высоким потреблением топлива. Это может послужить причиной временного падения давления газа и выходом из строя оборудования. Если это произошло, то лучше остановить потребление и дождаться, пока возникнет достаточная паровая шапка.

 

Почему в емкости слышен «плеск» воды?

Такое возможно услышать зимой. Знайте, это не вода, а бутановая составляющая СПБТ. При малейших заморозках бутан перестает преобразовываться в парообразную фракцию. Именно она и «плещется» в виде жидкости внутри.

 

Бутановая составляющая СПБТ в газовом баллоне

 

В теплое время года такой проблемы не возникает: пропано-бутановая смесь задействуется практически вся. Для того, чтобы избежать этого в мороз, рекомендуется, заправляя емкость, поинтересоваться у заправщика о наличии паспорта на используемую СПБТ. В этот документе должна содержаться информация о том, что в смеси минимум 80 процентов пропана, переходящего из жидкости в пар в холодное время. Если использовать такую заправку, то проблем не должно возникнуть.

 

Насколько хватает газа?

Тут можно воспользоваться примитивными математическими правилами. Если отталкиваться от мощности кухонной плиты, где работают сразу 4 конфорки, то за 60 минут используется 8 кВтч энергии. Если сжечь 1 кг газа, то можно получить 12.8 кВтч энергии. Первый результат нужно разделить на вторую цифру, получив в итоге количество «жидкого» топлива, необходимого для полноценной работы кухонной плиты в течение часа. Эта цифра — 0.625 килограмм газа. Следовательно, емкость на 50 литров с 21 килограммом газа будет использоваться для работы кухонной плиты в течение 33.6 часов. Если в паспорте вашего оборудования указана мощность в кг сжигаемого топлива, то расчеты значительно упрощаются.

 

В дальнейшем все намного зависит от интенсивности использования плиты. Если вы часто варите холодец, то степень потребления будет одна, если довольствуетесь только варкой утреннего кофе, то другая. Исходя из практического опыта, можно сказать, что 12-литров газа, который будет использоваться небольшой семьей по выходным на даче, хватит на все лето. Более подробную информацию об автономной газификации Вы найдете в этом разделе.

 

Как заправлять газовый баллон?

Заправляют такие устройства на территории специальных пунктов, которые могут располагаться автономно и входить в АЗС. В условиях последних есть возможность заправки газомоторным топливом.

 

Устройство для заправки газовых баллонов

 

Важнейшим нюансом в этого процесс является тот факт, что заправлять нужно не по объему, а по весу. Если руководствоваться техникой безопасности, то емкости с газом следует заправлять максимум на 85 процентов от всего объема, во избежание чрезмерного давления.

 

Для того, чтобы следовать технике безопасности и ее нормам, подобное устройство с любым объемом маркируется цифрой с максимально допустимой массой, соответствующей тем самым допустимым 85 процентам. Емкости располагают на весах, включая закачку топлива. Процесс останавливается после достижения необходимой массы.

 

Пункт заправки бытовых газовых баллонов

 

Но даже при заправке относительно массы переливы не исключены, что особенно актуально для малообъемных емкостей — на 5 или 12. Они должны заправляться на 2 и 6 килограммов соответственно. Большая скорость заправки иногда не позволяет увидеть достижение предельной нормы. Если такое произошло с вами, обязательно попросите, чтобы лишний газ слили. В последующем лучше подобрать другое место для заправки.

 

Во избежание подобных проблем лучше заправляться в тех местах, где применяются не механические весы, а электронные, оснащенные отсекателем. Такие приборы могут автоматически прекращать заправку, когда это нужно, исключая человеческий фактор и соответствующие ошибки. Такими весами оснащены пункты наполнения нашей компании «Промтехгаз». Так что заправить баллон можете у нас. Информацию по ценам и доставке можете посмотреть, перейдя по ссылке http://www.propangaz.ru/?id=17.

 

В целом, базовым критерием выбора заправщика является наличие у него лицензионных документов на использование пожароопасных и взрывоопасных объектов. Если документы присутствуют, то можно сделать вывод, что вас обслуживают квалифицированные специалисты, ежегодно проходящие специальную аттестацию.

 

Конвейер для заправки газовых баллонов

 

В остальных случаях вы берете ответственность за работу заправляемой емкости на себя. А рискуете вы не только своими деньгами, но и безопасностью своего жилья и жизни. Кроме того, не лицензированная заправка является нарушением законодательства и может повлечь за собой не только административную, но и уголовную ответственность относительно статьи о незаконной предпринимательской деятельности.

 

Предложенная информация в обзоре не претендует на точность энциклопедических данных и продиктована по-большому счету нашим опытом. Но мы уверены, что она сможет вам помочь значительно сэкономить время и деньги.

xn--80affkvlgiu5a.xn--p1ai

как выбрать по материалу и прочесть маркировку

Газовые баллоны широко востребованы как в промышленности, так и в медицине, авиационной, космической отраслях, в быту, как автономный источник энергии. Их можно применить как для обогрева, так и для освещения, приготовления пищи.

Чтобы исключить всяческие неприятности, связанные с эксплуатацией, нужно правильно подобрать тип оборудования. Для этого следует подробно изучить виды газовых баллонов, особенности их конструкции и подключения.

Содержание статьи:

Устройство газового баллона

Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу. В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.

Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера. Ее составляющие:

  • обечайка;
  • горловина;
  • дно.

Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму. Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.

Объем баллона зависит от материала, из которого он изготовлен, вида наполнителя и назначения. Кислородные баллоны бывают как малолитражными — от 2 до 10 л, так и средними — 20 – 40 л

Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.

Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.

Под каждый вид газа требуется вентиль специальной конструкции. Для безопасной эксплуатации важно, чтобы тип емкости соответствовал наполнителю

Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию. Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.

Все 3 части вентиля имеют резьбу. Внизу она нужна для крепления детали к баллону, вверху посредством резьбового соединения прикреплен шток клапана. На боковую резьбу навинчена заглушка

Виды газовых баллонов

Газовые сосуды классифицируют по многим критериям: материалу корпуса, объему, назначению, названию наполнителя, способу подключения. Для изготовления корпуса применяют как металл, так и композитные материалы. Те и другие имеют свои плюсы и недостатки. Следует ознакомиться с ними для правильного выбора.

Металлические газовые баллоны

Для изготовления корпуса металлического баллона применяют легированную или малоуглеродистую сталь. Вместимость металлических сосудов — от 5 до 50 л. Баллоны, емкостью менее 50 л разрешается устанавливать внутри дома, а 50 л — только снаружи.

Последним необходима защита от прямых лучей солнца. Для этого их помещают в запирающийся металлический шкаф с нанесенной на него маркировкой, соответствующей виду газа. Пустой металлический баллон весит от 4 до 22 кг.

Сосуд заполняют газом максимум на 85%. В зависимости от объема в баллон заправляют от 2 до 22 кг газа. Это газовое оборудование является взрыво и пожароопасным. Ему противопоказаны температуры свыше 50⁰. При резких скачках температуры и в случае пожара происходит мощный взрыв. Нельзя такой баллон и резко переворачивать, т.к. при это вызывает повышение давления.

Газовые сосуды из композита

Такой газовый баллон — более новый вариант. Его основное достоинство — полная взрывобезопасность, даже если произойдет утечка газа. В таких емкостях транспортируют и хранят сжиженные газы. При воздействии на них открытого пламени, газ уходит через корпус постепенно и просто сгорает.

Они имеют небольшой вес — на 70% легче металлических аналогов, отличаются стильным дизайном. Благодаря прозрачному корпусу, всегда можно контролировать уровень газа. В противовес металлу, композитный материал не подвержен коррозии, следовательно, более долговечен.

Полимер обладает отличными диэлектрическими свойствами, на 100% исключающими искрообразование. Диапазон рабочих температур находится в пределах -40 — 50⁰. Баллоны рекомендуют эксплуатировать до 30 лет. Каждые 10 лет они должны проходить переаттестацию. Масса баллона — 8 кг максимум.

Композитные газовые баллоны бывают двух видов: изготовленные по технологии раздува и путем намотки стекловолокна на оправку. В первом случае колбу изготавливают из полиэтилентерефталата. Далее, производители покрывают сосуд, изготовленный из нитей со стекловолокна, эпоксидной смолой. Емкость вкладывают в полимерный корпус.

При производстве баллонов второго вида применяют специальную оправку. На нее наматывают стекловолокно, затем заготовку пропитывают смолами. Вначале получают две половинки сосуда. После отверждения их склеивают и помещают в плотный полиэтиленовый кожух.

Эксплуатация баллона из полимерных материалов не вредит окружающей среде, т.к. в материал не добавляют бор

Из-за наличия клапана избыточного давления и плавкой ставки, такие баллоны обладают повышенной безопасностью. В случае пожара происходит срабатывание плавкой вставки. Расплавляясь, она постепенно выпускает газ, при полной управляемости процессом. После срабатывания вставки баллон не подлежит дальнейшей эксплуатации.

Классификация по месту монтажа и назначению

Все существующие газовые баллоны в зависимости от того, где они установлены и для чего предназначены, делят на следующие виды:

  1. Бытовые. Их используют для отопления, кухонных плит, котлов.
  2. Автомобильные. Применяют их на автомобилях, у которых двигатель работает на газообразном топливе.
  3. Туристические. Подходят для мобильных приборов, таких как паяльные лампы, горелки, шашлычницы, обогреватели.
  4. Промышленные. В эту категорию входят емкости, в которых хранят газы, Применяют такие баллоны в металлургии, химической промышленности, на фармацевтических предприятиях.
  5. Медицинские. Их наполняют дыхательными смесями и возят в машинах скорой помощи, используют в больничных палатах для интенсивной терапии и там, где готовят кислородные коктейли. Применяют такие баллоны и спасатели, пожарники.

Есть и универсальные баллоны, которые используют во многих отраслях.Для мобильных газовых приборов выпускают одноразовые картриджи, вмещающие 100 – 450 г газа. Визуально они напоминают аэрозольные спреи.

Особенности классификации по наполнителю

Исходя из состава смеси, баллоны называют пропановыми, бутановыми, водородными, азотными, ацетиленовыми, углекислотными, аргоновыми, кислородными, гелиевыми и т.д. Для каждого из составов свой температурный режим. Для стандартных условий разница между ними небольшая. Когда же баллон необходим для использования в высокогорных районах или в условиях очень низких температур, этот параметр играет определяющую роль.

Изомер бутана — смесь изобутана с пропаном, хорошо подходит для низких температур. Она безопасна для озонового слоя. И пропан, и бутан для человека очень опасны. Если их вдыхать, неизбежны серьезные последствия для организма. Прямой контакт с жидким бутаном приводит к охлаждению тела до -20⁰.

Бутаном заряжают зажигалки, в кондиционерах и холодильных установках его иногда используют в качестве хладагента. Пропан необходим при производстве растворителей. Для работы с металлом, связанной с его сваркой и резкой, требуется ацетилен. Также его используют при получении взрывчатых веществ, кислоты уксусной, каучука, всевозможных пластмасс, для ракетных двигателей.

Азот использует электронная промышленность, химическая, нефтегазовая, фармацевтика, металлургия. Водород необходим пищевой промышленности, химической. Его используют и в качестве топлива для ракет, при сварке. Колеса велосипедов, огнетушители накачивают оксидом углерода или углекислым газом. В пищевой промышленности с его применением производят газированные напитки. В виде сухого льда оксид углерода применяют, как хладагент.

Баллоны с углекислым газом присутствуют в заведениях общественного питания, где охлаждают напитки до заданной температуры, делают газировку и продают ее на разлив

В металлургической, металлообрабатывающей промышленности, в процессах, где недопустимо взаимодействие расплавленного потока с кислородом, используют аргон. Применяют его и в медицине для наркоза, с его помощью очищают воздух. Баллоны с гелием необходимы не только для заполнения воздушных шаров, но и для резки, сварки, плавки металла.

Этот газ входит в состав дыхательных смесей, используемых в дайвинге, он может являться хладагентом в научных опытах. Аммиак — сильный растворитель. Так как он очень ядовитый, баллоны с ним нужно транспортировать и хранить очень осторожно. То же самое касается и емкостей с хлором.

Емкости с кислородом можно встретить возле сварочных аппаратов, там, где производят взрывчатые вещества, кислоты, готовят кислородные коктейли. Сжатый воздух, транспортируемый в баллонах, чаще всего применяют в работе пневмоустройств. Сжиженный природный газ метан применяют как снотворное в медицине, для производства удобрений, в виде топлива. Для человека этот газ безопасен.

Виды баллонов по способу подключения

Разные модели газовых баллонов подключают к приборам посредством четырех стандартов соединений. Самым популярным является резьбовой стандарт, соответствующий всем требованиям безопасности. Изделия имеют резьбу 7/16″. К таким баллонам шланг или горелку крепят путем накручивания.

Следующий стандарт баллона — цанговый. Такой тип подключения называют еще нажимным или зажимным. Баллон с таким типом соединения считается самым дешевым. Здесь роль зажима при подключении выполняет деталь цилиндрической формы. Цанговый баллон можно подключить к оборудованию с резьбой, но для этого понадобится переходник.

Прокалываемый тип баллонов во всем мире самый распространенный. Эти одноразовые баллоны имеют тот недостаток, что отсоединить емкость невозможно до тех пор, пока весь газ не будет использован. Последние модели прокалываемых баллонов с системой SGS этого недостатка лишены. Здесь есть возможность блокировать утечку газа при отсоединении от горелки и отключить не полностью опустошенную емкость. Применяют их для паяльных, осветительных ламп, портативных плит.

Чаще всего газовые горелки рассчитаны на резьбу, но если в наличии баллон цанговый, использовать его можно, приобретя недорогой переходник

Клапанное подключение — это тот вид, который используют в основном в Европе. Соединение простое и надежное с высокой степенью защиты от утечек.

Расшифровка маркировки баллонов

Правильно прочитав маркировку, можно получить полную информацию о газовом баллоне. Если это пропановый баллон, то его паспорт — в районе вентиля, на металлическом кружке. В паспорте баллона с пропаном указано: рабочее давление в МПа, испытательное давление в тех же единицах, объем емкости по факту в л, заводской №, дата изготовления в виде «MM.ГГ.АА», где первые символы обозначают месяц, вторые — год, третьи — год предстоящей аттестации.

Далее следует вес пустого баллона в кг, масса заполненного баллона. Последней строкой идут буквенные обозначения «R-АА». «R» — клеймо участка переаттестации или завода. Сочетание символов «АА» раскрывает информацию о годе, до которого эта аттестация будет действительной.

Решение о пригодности баллона нужно принимать только после полной расшифровки всех данных о нем. Если на нем обнаружены дефекты, то его опорожняют и отправляют в ремонт

Маркировка кислородного баллона имеет свой порядок и состоит из четырех строк. В первой есть данные о производителе, а также номер емкости. Во второй — дата выпуска и рекомендуемая дата проверки. В третьей — гидравлическое и рабочее давление. В четвертой — объем газа и масса баллона без вентиля и колпака.

Покупая баллон, следует обратить внимание, как на него нанесена информация. На корпусе ее не наносят краской, а выбивают, а затем покрывают специальным бесцветным лаком с целью защиты от коррозии. Часто последняя строка содержит клеймо предприятия-изготовителя.

Особенности окраски газовых баллонов

Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом окрашивают по-разному. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и окрас полосы, надписи.

В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми видами газов, а также цвет надписей и полосы

Закись азота закачивают в серый баллон с черной надписью и такой же полосой. Защитного цвета баллон с фосгеном имеет желтую надпись и желтую полосу, а такого же цвета баллон, но с черной надписью и зеленой полосой содержит хлор. Алюминиевая окраска баллона, черная надпись на нем и две полосы желтого цвета указывают на то, что он наполнен фреоном-22.

Для сернистого ангидрида предназначен баллон черного цвета с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключают в фиолетовый баллон с красной надписью и полосой зеленого цвета. Для остальных горючих газов предназначены красные сосуды с белой надписью, зеленой полосой. Негорючие газы обозначены желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.

Виды неисправностей баллонов и их устранение

Все существующие у газовых баллонов неисправности делят на два вида: подлежащие устранению и не подлежащие. К первому виду относят:

  • некорректную работу вентиля баллона и манометра;
  • повреждение башмака или его смещение;
  • повреждение резьбового соединения;
  • утечка газа;
  • во многих местах облупившаяся окраска корпуса.

Второй вид неисправностей — значительно поврежденная поверхность корпуса в виде вмятин, трещин, вздутия, отсутствие маркировки. В этом случае баллон отбраковывают. Решение о возможности или невозможности ремонта принимает специалист с соответствующей квалификацией.

При ремонте газовых баллонов часто производят простую замену дефектных элементов. Иногда требуется внутренняя промывка емкости и проверка на наличие коррозии изнутри. Периодическая проверка включает все эти работы, а по ее окончании выдают сертификат.

Газовый баллон на фото подлежит ремонту. Его необходимо покрасить и заменить вентиль. Первую работу можно выполнить самостоятельно, а вторую следует доверить специалисту

В домашних условиях этого делать не следует. Все, что можно сделать самому, — покрасить корпус баллона. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не закрасить надписи и не повредить маркировку. Все остальные неисправности может устранить только специализированная мастерская или завод-изготовитель.

Кто производит газовые баллоны

Среди многих производителей баллонов следует выделить российскую марку «Sledopyt». Здесь предлагают два вида газовых баллонов с резьбовым и цанговым подключением — для всесезонной смеси и зимней. Американская фирма Jetboil поставляет на рынок картриджи, наполняемые пропаном и изобутаном, которые можно использовать зимой.

Мобильные газовые баллоны выпускает торговая марка из Южной Кореи Tramp. Заправляют их всесезонным газом. Подключение — резьбовое и цанговое

Французская компания Campingaz выпускает всевозможные приборы, укомплектованные газовыми баллонами. Тип соединения у них цанговый, клапанный или прокольный. Primus — выпускает газовые картриджи нескольких видов. Подключение во всех резьбовое.

Композитные сосуды хорошего качества поставляет чешская марка Research. В комплектацию входят специальные вентили, предохраняющие емкость от перенаполнения. Все эти баллоны взрывобезопасны.

Выводы и полезное видео по теме

Видео о правильном использовании и освидетельствовании газовых баллонов. Советы от специалиста:

О композитных баллонах со сжиженным газом:

Газовый баллон — вещь в хозяйстве полезная. Чтобы его эксплуатация не привела к нежелательным последствиям, нужно как следует изучить вопрос. А главное, придерживаться элементарных правил безопасности.

sovet-ingenera.com

Как выбрать газовый баллон ГБО, размеры и способы размещения

Главная часть газового оборудования – это газовый баллон ГБО. Если вы решили установить ГБО в вашем авто, первым делом нужно решить вопрос, какой баллон выбрать. В этой статье мы рассмотри два типа газовых баллонов: тороидальный баллон (схожий по форме на запасное колесо) и цилиндрический баллон. Газовые баллоны для ГБО имеют огромное количество размеров, поэтому подобрать модель под Ваш автомобиль не составит труда.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми  вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Что выбрать

На сегодняшний день тороидальный тип баллона устанавливается на автомобиль значительно чаще, нежели цилиндрический. Тороидальный баллон монтируется в место, предназначенное для «запаски», что несомненно удобно. Но это не является поводом того, что нужно выбирать именно его для вашего автомобиля. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность газовых баллонов.

Цилиндрический баллон

Из названия становится понятно, что данный баллон имеет форму цилиндра и может быть установлен в любом месте багажника при любом кузове автомобиля. В большинстве случаев баллон устанавливают поперек автомобиля, вплотную к тыльной стороне заднего сидения.

От размеров багажника и баллона зависит, будет ли последний занимать все пространство между колесными арками, или часть багажника останется свободной. При таком варианте крепления перевозить крупногабаритные предметы сложив задние спинки сиденья, скорее всего, у вас не получится.

Цилиндрический газовый баллон ГБО так же может быть установлен вдоль автомобиля, с правой или левой стороны. Данный способ монтажа предусматривает наличие свободного места с одной стороны багажника. При данном способе крепления возможна перевозка крупногабаритных вещей если тыльная сторона задних сидений будут в сложенном виде (учитывая, что в вашей машине предусмотрена такая функция). Такой способ был популярен во времена отсутствия тороидальных баллонов.

Цилиндрический баллон также может быть вмонтирован под днищем вашего автомобиля, если конструкция и клиренс позволит такое расположение.

Если Вы устанавливаете баллон ГБО под днище автомобиля необходимо следить за его герметичностью и целостностью как самого баллона так и его креплений. Т.к. в период повышенной влажности окружающей среды (осенне-весенний период) баллон и его крепления подвергаются влиянию как реагентов (соли)  так и влаги.

Цилиндрический баллон наиболее органично впишется в автомобили с кузовом седан, в которых глубокие багажники, где из-за глубины багажного отделения достаточно сложно в полном объеме его эксплуатировать. Установка цилиндрического баллона в таких багажниках наиболее эффективно позволяет использовать багажное отделение без потерь функциональности. Так же, несомненным плюсом является тот факт что после монтажа цилиндрического баллона запасное колесо и остальные необходимые предметы, которые располагаются в багажнике, остаются на своих местах.

Популярные размеры цилиндрических баллонов ГБО представлены ниже

Тороидальный баллон

Тороидальный газовый баллон ГБО – имеет форму запасного колеса. На данный момент такой тип баллона является самым распространенным, так как его монтаж вместо «запаски» не вносит особых изменений в функциональности багажного отделения автомобиля. Вам будет доступна вся площадь багажного пространства, как при сложенных сидениях, так и при сиденьях в обычном положении.

В некоторых автомобилях запасное колесо расположено под днищем автомобиля, в таком случае крепление тороидального баллона под днище также допустимо.

Из-за конструкции тороидального баллона, его вместительность, относительно цилиндрического немного меньше. Это означает, что время работы двигателя на газе при использовании такого баллона будет меньше.

В автомобилях с большим расходом топлива, и имеющим большие бензобаки от 80 литров, баллон объемом даже на 48 литров покажется незначительным, что потребует частой дозаправки. По этой причине ставить Тороидальный баллон для ГБО в такой автомобиль нецелесообразно.

Если рассматривать кроссоверы, то здесь установка Тороидального баллона может иметь несколько вариантов. В таком кузове баллон может иметь большие, нежели «запаска» размеры.

Хотя меньшее время работы на газе на данный момент не является таким уж большим недостатком, потому что сеть заправочных станций, которые заправляют газом, в наше время достаточно развита, это обеспечивает свободу передвижения, а если вдруг газ закончится, в любой момент можно переключиться на бензин.

Популярные размеры тороидальных баллонов ГБО представлены ниже

Что делать с запасным колесом

Идеального выхода из этой проблемы не существует. Возможна перевозка запаски в багажнике автомобиля в специальном чехле. Но в таком варианте свободное место багажника существенно уменьшается.

Альтернативным вариантом постоянной перевозки запасного колеса может выступать набор для ремонта шины в случае прокола. В набор входит специальный состав, которым заполняется дыра в проколотом колесе, с последующим накачиванием с помощью компрессора, который входит в набор.

Состав герметизирует шину, и у вас будет время доехать до ближайшего автомобильного сервиса. К этому способу можно прибегнуть только когда прокол небольших размеров. Если лопнуло колесо, лопнула грыжа на колесе или образовался большой разрез, на ремонт шины рассчитывать не стоит.

Обратите внимание! Заправлять баллон ГБО можно не более чем на 80% от его номинального объема. Т.е. стандартный Тор емкостью 42 литра можно заправлять не более чем на 34 литра.

Покупать баллоны для ГБО желательно официально и с гарантией. Монтаж баллона рекомендуется осуществлять в центре обслуживания с хорошей репутацией.

Как выбрать газовый баллон для ГБО

4.6 (91.11%) 9 votes

 

 

gbo4auto.ru

Сколько газа в баллоне 50 литров с пропаном?

Газоснабжение

Пятидесятилитровые баллоны являются самой распространенной емкостью для хранения сжиженного газа. Их используют на дачах и в не газифицированных поселках, ставят в автомобили и бытовки. Причем всех пользователей подобных емкостей интересует один вопрос. И дачники, и домовладельцы, и автомобилисты желают знать: насколько хватит им такого баллона. И в данной статье мы узнаем, во-первых, сколько газа влезает в 50-литровый баллон и, во-вторых, как быстро израсходуется этот объем.

1

Как устроен газовый баллон – основные детали

Любой баллон собирается на основе сваренной из листового металла колбы, верх и низ которой оформлены с помощью штампованных чашеобразных крышек. Причем к нижней части приварен кольцеобразный фартук-подставка (опорный башмак), а в верхнюю часть колбы (кольцо горловины) вкручивают особый запорный узел – вентиль для газового баллона. Основной цилиндр (обечайку) и обе чаши изготавливают из стального листа толщиной не менее 2 мм. Причем чашеобразная форма дна и крышки объясняется физическими свойствами газа, который, находясь в замкнутой емкости, давит на каждый квадратный миллиметр ее внутренней площади с одинаковой силой. Поэтому сварочные швы, с помощью которых соединяют обечайку и чаши, должны соответствовать самым высоким критериям качества.

Вентиль баллона должен работать долго и выдерживать большое давление

К баллонному вентилю предъявляют особые требования. Он должен выдерживать огромное давление и работать очень долго. Поэтому нижняя сторона его корпуса оформлена, как конический резьбовой штуцер, а сверху находится маховик резьбового штока, запирающего седло. Причем запорный механизм некоторых вентилей способен выдержать давление до 190 атмосфер, сохраняя работоспособность. Боковой отвод в корпусе вентиля оптимизирован под подключение гайки армированного или сильфонного шланга. Однако в большинстве случаев на отвод накручивают редуктор, выравнивающий давление до приемлемого уровня. А в случае транспортировки отвод в газовом вентиле закрывается специальной резьбовой заглушкой.

Кроме того, в некоторых баллонах вокруг вентиля обустраивается стальной воротник, защищающий запорный узел от механических повреждений. А в месте врезки вентиля монтируется особая шайба из мягкого металла (алюминия), на которую с помощью штамповки наносят даты последнего технического осмотра всей конструкции. В случае задержки технического осмотра заправлять баллон до предельного уровня давления категорически запрещается. Причем обнаружить факт отложенной проверки может любой пользователь. Для этого нужно прочитать символы на шайбе под кольцом горловины. Там, помимо времени последнего осмотра, есть и дата следующего. Если сегодняшнее число больше этой даты – баллон лучше не использовать.

2

Какую нагрузку выдержит корпус и вентиль

Стандартные емкости, изготовленные по нормам ГОСТ, могут выдержать рабочее давление в пределах от 9,8 до 19,6 МПа. Причем толщина листа, из которого готовят обечайку и чаши для баллона, выдерживающего давление до 190 атмосфер, доходит до 6 мм. Однако такой напор не выдержит ни один газопотребляющий прибор. Да и вес баллона из 6-миллиметровой стали будет очень значительным. Поэтому рабочее давление газа в баллоне емкостью 50 литров всегда равно 16 атмосферам, а точнее 1,6 МПа. Именно на такое давление рассчитаны бытовые редукторы, к которым подключают домашние котлы, колонки, плиты, духовые шкафы и конвекторы.

В баллоне на 50 литров рабочее давление равно 16-ти атмосферам

Впрочем, швы корпуса и запорный узел емкости ориентируют на более значительное давление в газовом баллоне – на 25 атмосфер (2,5 МПа). Правда, такое давление емкость испытывает только раз в пять лет – во время текущей проверки. И если швы баллона не смогут выдержать 25 атмосфер, то емкость отбраковывают и сдают в утиль. Вентиль может выдержать громадное давление – до 190 атмосфер. Именно такому напору может сопротивляться запорный узел, состоящий из штока и резьбовой пары. Хотя даже во время испытаний запор держит всего 25 атмосфер, а во время эксплуатации – не более 16 атмосфер. Именно на такое давление и нужно ориентироваться, рассчитывая, сколько газа помещается в стальном баллоне на 50 литров.

3

Сколько газа можно закачать в 50-литровую емкость

В пропановом баллоне на 50 литров помещается не более 42,5 литров сжиженного газа. Дело в том, что по нормам безопасности в емкость можно закачать не более 85 процентов от общего внутреннего объема (50х85%=42,5). Нарушать это правило нельзя ни заправщикам, ни владельцам емкостей! Кроме того, техника безопасности запрещает расходовать сжиженное топливо до конца. Поэтому остаточное давление в баллоне с пропаном не может быть менее 0,1 МПа, и фактически в распоряжении владельца емкости оказывается от 40 до 42 литров пропана. Ну а если перевести это в килограммы, то получается, что в баллон можно закачать 20-21 кг газа (1 л пропана = 0,5 кг).

В единицах измерения энергии – ваттах – баллон пропана вмещает 966 МДж (1 кг пропана = 46 МДж) или 268 кВт*ч. Если используется пропанобутановая смесь с более высокой теплотворной способностью, то в один баллон войдет до 273 кВт*ч. Много это или мало – зависит от аппетитов потребителя. Если вы подключаете баллон к котлу, то одной емкости вам хватит на 2-3 дня (при сильных морозах и площади дома от 50 квадратов). Для стандартной газовой плитки мощностью 3 кВт такого источника энергии хватит почти на 90 часов непрерывной работы конфорок на полной мощности. Или на 60 приготовлений обедов (при условии, что на первое и второе блюдо уйдет 1,5 часа работы конфорки).

А вот для плиты и газовой колонки одного баллона будет мало. Ведь даже маломощный проточный водонагреватель потребляет не менее 15 кВт*ч, следовательно, запаса энергии в емкости хватит только на 17-18 часов непрерывной работы. А если учесть, что средняя продолжительность принятия душа равняется 15-20 минутам, то семья из четырех человек истощит 40-литровый запас пропана за месяц, при условии, что водные процедуры они будут принимать через день. И о горячей воде на кухне в этом случае можно и не мечтать.

Автомобилисты могут подсчитать расход газа по простой формуле: 1 литр бензина = 1,2 литра сжиженного топлива.

В итоге большинство владельцев участков без центрального газопровода строят автономную систему газоснабжения на базе трех или даже четырех 50-литровых емкостей. И такой запас взрывоопасного и пожароопасного вещества требует совершенно особых условий хранения.

4

Как хранят и транспортируют газовые баллоны

При эксплуатации 50-литровых емкостей с чистым пропаном или пропанобутановой смесью принято придерживаться следующих правил:

  • Баллоны стоят только в вертикальном положении, опираясь на башмак.
  • Емкости со сжиженным газом стоят исключительно на улице, в железном ящике.
  • Ящик для баллонов обязательно имеет перфорацию, обеспечивающую проветривание.
  • Расстояние от емкости до двери и окна первого этажа не может быть менее 50 см.
  • Расстояние от места хранения емкостей до колодца или выгребной ямы не должно быть менее 300 см.
  • Баллоны следует поставить с северной стороны, поскольку максимальная температура эксплуатации не может быть выше 40-45 градусов по Цельсию. А на прямых солнечных лучах металл нагревается сильнее.
  • Между баллоном и газопотребляющим прибором  должен стоять редуктор, который выравнивает давление в газопроводе.

Причем этот свод правил касается и одного баллона, и целой группы емкостей, объединяемой с помощью газораспределительного коллектора.

obustroen.ru

Сколько литров газа в 50-литровом баллоне? Сколько кубов газа в 50-литровом баллоне?

Когда в сельский населённый пункт приходит газ, в него приходит цивилизация. Печное отопление, или отопление индивидуальное водяное с котлом на твёрдом топливе, – это не только романтическое потрескивание дров в топке. Отопление твёрдым топливом – это всегда копоть, дым и сажа, необходимость ежегодного перекрашивания потолков. А кроме неприятностей, связанных с постоянной грязью, необходимо ещё заготовить или приобрести и где-то хранить запас дров на целую зиму.

К сожалению, не везде проведён природный трубопроводный газ. Во многих населённых пунктах жителям приходится довольствоваться газом в баллонах. И людей интересует, а сколько литров газа в 50-литровом баллоне?

Что такое бытовой газ

Вспомним основы школьной органической химии. Первым предельным углеводородом является метан. Молекула этого газа состоит из одного атома углерода, окружённого четырьмя атомами водорода.

Если слегка удлинить цепочку – вместо одного из атомов водорода «прицепить» один углерод, на оставшиеся три его связи присоединить атомы водорода, - получится следующий член семьи предельных углеводородов, этан.

Начиная с начала цепочки, имеем:

  • метан СН4;
  • этан С2Н6;
  • пропан С3Н8;
  • бутан С4Н10.

Последние два соединения – пропан и бутан – и являются содержимым бытовых газовых баллонов.

Физические свойства этих химических веществ

Пропан при нормальном атмосферном давлении является жидкостью в диапазоне температур от –187,7 до –42,1 °С. Ниже указанного промежутка пропан кристаллизуется, а выше, соответственно, переходит в газообразное состояние. У бутана этот диапазон: –138,3 … –0,5 °С. Как видим, температуры перехода в жидкость у обоих газов не намного ниже нуля, благодаря чему их достаточно легко сжижать, повышая давление.

Методы хранения газа

В быту используется, как правило, смесь пропан-бутан. В частных домах для хранения сжиженной смеси применяются стандартные 50-литровые газовые баллоны. Немного по-другому поступают при газоснабжении многоэтажек. Ну сколько литров газа в 50-литровом баллоне может поместиться?

А менять баллоны с 42 литрами газа (именно столько сжиженного газа хранится в баллоне) плюс вес самого баллона по всем этажам и квартирам… Поэтому в таких случаях во дворе дома устраивается, как правило, заземлённое хранилище, в которое специальными газовозами доставляется газовая смесь. В специальном устройстве она переводится в газообразную фазу и в таком виде поступает в бытовой трубопровод.

Объём газового баллона

Так сколько кубов газа в 50-литровом баллоне? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться, какой газ нас интересует. Жидкой смеси газов в баллон заливается 42 литра. Но сколько это в килограммах, кубометрах? Плотность сжиженных: пропана – 0,528 кг/л, бутана – 601 кг/л.

Для того чтобы узнать, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, произведём небольшие расчёты.

Пропан

Плотность жидкой фазы

0,53

кг/л

Литров в баллоне

42,00

л

Масса газа в баллоне

22,18

кг

Плотность газообразной фазы

1,87

кг/м3

Объём, занимаемый 42 кг газа (1 баллон)

22,44

м3

Бутан

Плотность жидкой фазы

0,60

кг/л

Литров в баллоне

42,00

л

Масса газа в баллоне

25,24

кг

Плотность газообразной фазы

2,52

кг/м3

Объём, занимаемый 42 кг газа (1 баллон)

16,67

м3

Таким образом, сколько литров газа в 50-литровом баллоне, зависит от того, какой состав в него закачан. Если допустить, что баллон заполнен одним пропаном – 22,44 м3, бутаном – 16,67 м3. Но так как в быту используется смесь данных химических соединений, то показатель будет находиться где-то посередине.

Если допустить, что пропан и бутан находятся в баллоне в равных долях, то ответ на вопрос, сколько газа в 50-литровом баллоне (м3) – около 20.

Меры безопасности при обращении с газовыми баллонами

  • Никогда не удалять с баллонов таблички и этикетки.
  • Не поднимать и не перемещать баллон, держась за вентиль.
  • Утечки определять с помощью мыльного раствора, а не зажжённой спички.
  • Вентиль баллона открывать плавно.
  • Никогда не нагревать баллон.
  • Самостоятельная перекачка (перелив) сжиженного газа в другие ёмкости запрещена.

fb.ru

Кое-что о заправке одноразовых газовых баллонов

Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.

Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.

Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.

Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.

Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!

Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.

Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.

Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.

Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.

Температурка, °CДавление, атм   — терпимое;    — невыносимое;    — пацаны, врассыпную!
БутанИзобутанПропан
01,011,154,59
51,211,805,36
101,442,126,21
151,722,497,16
202,022,908,22
252,373,379,39
302,763,8910,66
353,204,4612,10
403,695,1113,64
454,235,8215,34
504,846,6017,17
555,507,4919,18
606,238,4221,34
657,039,4423,67

Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.

Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять. Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.

Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.

Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство. Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).

Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?

А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.

Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.

С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.

Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.

Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?

Выбирать Вам.

urochishe.ru

Какие бывают баллоны. О баллонах для сжиженного газа

Баллоны бывают для метана (природного газа) и для сжиженного газа - пропан-бутана. Разные свойства газа, как раз и определяют разницу между типами баллонов. Природный газ традиционно хранится в баллоне в сжатом состоянии под очень большим давлением - 250-300 атмосфер (сегодня уже существуют технологии сжижения природного газа, однако это тема для отдельного разговора. Мы же исходим из того, что традиционно метан храниться в сжатом состоянии.). Метановый баллоны можно часто увидеть на грузовых автомобилях - кассеты по 8-10 красных вытянутых цилиндров.

В этой статье мы поговорим о баллонах для сжиженного нефтяного газа.

Такие баллоны рассчитаны на рабочее давление 16 атмосфер. В действительности обычно в баллоне редко бывает давление свыше 10 атмосфер. 10-16 атмосфер - это сравнительно немного. Хорошо знакомым всем примером резервуара с хранящимся в нем сжиженным газом является китайская пластиковая зажигалка. За ее прозрачными стенками вы можете в подробностях, вблизи, рассмотреть, что из себя представляет сжиженный газ, хранящийся под давлением.

Баллоны для сжиженного газа производятся из 3мм. стали. Производство баллонов - это серьезный процесс, проходящий несколько стадий проверок. Качество сварки швов баллона проверяют ультразвуком, сам баллон обязательно проходит испытания повышенным давлением - 50 атмосфер, кроме того, из каждой партии 1000 штук один из баллонов должен быть обязательно испытан на разрыв. То есть баллон накачивают давлением до тех пор, пока его не разорвет. Все это актуально для серьезных производителей. В последнее время на рынке часто появляются турецкие и китайские продукты. Качество этих баллонов зачастую не соответствует принятым нормам - используется более тонкая сталь, плохо положены сварные швы. К сожалению, сложно сказать, проходят ли эти баллоны проверку в необходимом объеме.

На баллон монтируются мультиклапан -  арматура для заправки и выпуска сжиженного газа. Мультиклапан так же выполняет функции обеспечения безопасности. Он снабжен автоматическим устройством отсечки заправки при заполнении баллона на 80 - 85 %. Как работает это устройство можно понять заглянув в бочек унитаза (если конечно Вам это интересно) - поплавок поднимается вместе с уровнем жидкости, в нашем случае газа, и запирает подающую магистраль при достижении ею определенного уровня. Почему баллон заполняется не более 80-85 процентов объясним ниже. В состав мультиклапана также входит еще два устройства безопасности. Обратный клапан - он предотвращающий выход газа из баллона в заправочную магистраль. Чтобы не получилось как с шариком в детстве - вы его надули, а он тут же сдулся, выпустив вам струю воздуха в лицо. Скоростной клапан - это устройство запирает выход газа из баллона в случае разгерметизации системы. Например, вы решили срезать путь к любимой бабушке, и погнали свои спортивный Мерседес лесом. Случайно об пенек зацепив днищем, разорвали газовую магистраль. Газ в этом случае не выльется на пеньки. Выход из баллона запрет скоростной клапан мультиклапана.

Сжиженный нефтяной газ в баллоне находится одновременно в двух агрегатных состояниях - жидком и газообразном (жидкая и паровая фаза). То есть в баллон заправляется жидкий газ. Баллон, как говорилось выше, заправляется на 80-85 процентов, оставшиеся 15 процентов нужны для подушки паровой фазы. Для чего нужна эта подушка? Подушка обеспечивает нормальную работу баллона и одновременно обеспечивает безопасность при эксплуатации баллона. Жидкий газ, находясь в баллоне, будет испаряться до тех пор, пока не наберется рабочее давление - 10-15 атмосфер. Затем испарение газа прекращается. И газ под собственным давлением подается по трубопроводу под капот автомобиля. Уровень жидкого газа в баллоне в процессе эксплуатации падает, какая-то незначительная часть газа опять же испаряется, таким образом поддерживая в сосуде давление рабочим.

Схематично работы баллона изображена на рисунке ниже:  1 - баллон с газом, 2 - фланец крепления мультиклапана, 3 - мультиклапан

Вторая функция подушки паровой фазы в баллоне - это обеспечение безопасности. Если быллон заполнить сжиженым газом на 100 процентов, то сжиженному газу не хватит места для испарения, давление резко возрастет выше рабочего и баллон разорвет. Разоравать баллон для сжиженного газа может при определенных обстоятельствах: он должен быть заправлен "под завязку", подвергнуться нагреву и еще на таком баллоне должен отсутствовать предохранительный стравливающий клапан.

И, к сожалению, такие случай происходят. Особенно часто такое происходит не с автомобильными, а сбытовыми баллонами. Но поскольку механизм разрыва одинаков, то расскажем подробнее о происшествиях с бытовыми баллонами для сжиженного газа. Вот случай из жизни: Пятеро рыбаков в Бурятии заправили бытовой баллон "под завязку". Занесли его в дом, баллон нагрелся, его разорвало, газ вытек наружу, проскочила искра, последовал взрыв, люди погибли. Подробнее можете почитать здесь. Поэтому, шутки шутками: но всегда помните: газ безопасен при уважительном к себе отношении. В данном случае трагедия произошла из-за грубого нарушения правил эксплуатации баллонов с газом - баллон был перезаправлен.

Автомобильные баллоны, а точнее мультиклапана, которые на них устанавливаются, как правило, имеют еще одно устройство, предназначенное защитить автолюбителя при перезаправке баллона: аварийный стравливающий клапан.

Если баллон заполнить газом до предела, то при определенных обстоятельствах давление в баллоне может подняться выше рабочего. При каких обстоятельствах?.. Значительный нагрев баллона. Например, вы только что заправились. У вас полный баллон газа. Вы открыли багажник машины, чтобы похвастаться новым оборудованием соседу... но соседи все подходят и подходят... Смотрят и смотрят... А баллон тем временем нагревается под прямыми солнечными лучами - ведь на улице 35 градусов тепла. Что произойдет если давление в баллоне поднимется выше рабочего?.. Сработает  предохранительный клапан. Предохранительный клапан стравит лишнее давление - паровую фазу газа - в атмосферу за борт автомобиля. Таким образом, обращаю ваше внимание: как правило все системы безопасности в автомобильном газовом оборудовании дублированы по несколько раз. В составе мультиклапана (баллонной арматуры) устанавливается отсекающее устройство, которое не позволяет перезаправить баллон сверх 80-85 процентов, а так же, как правило мультиклапан оснащается предохранительным клапаном, стравливающим давление, если оно все таки превысило рабочее.

Оговорюсь, не все мультиклапана имеют предохранительный клапан. Оснащенные предохранительным клапаном, называются мультиклапана А-класса, без такого устройства - B - класса. По принятым регламентам допускается установка на автомобиль баллонов до 60 литров оснащенных мультиклапанами B-класса, то есть без предохранительного клапана. Однако, мы рекомендуем устанавливать на автомобиль баллоны оснащенные только мультиклапанами А-класса.

А вот баллон (на фото) с мультиклапаном, который так же имеет электрический запорный клапан. Если автомобиль заглушен, или работает на бензине, клапан запирает выход газа из баллона, сводя к минимуму возможность утечки. Преимущественно в России и Украине используются мультиклапана имеющие механические вентиля. И водитель для того, чтобы перекрыть газ в баллоне, должен руками закрутить заправочный и расходный вентиля. На мультиклапане на фото так же установлен дистанционный датчик уровня топлива. Данные об уровне газа в баллоне передаются в салон, водитель может визуально контролировать уровень газа в баллоне.

Все баллоны имеют сферическую форму. То есть квадратных баллонов не бывает, для того чтобы в конструкции исключить точки напряжения, с которой начнется разрыв баллона.

Традиционно баллоны для ГБО имеют цилиндрическую форму либо форму тора. В каждой форме есть и свои плюсы, и свои  минусы. К несомненным плюсам цилиндрической формы можно отнести большую по сравнению с тороидальным баллоном вместимость - чаще всего по объему они не уступают бензобаку. А вот минусы - с просторным и вместительным багажником придется проститься. Его часть займет этот самый баллон.

Поэтому в последнее время все большую популярность приобретают  торовые баллоны - так называемые баллоны "под запаску", "бублики". Тор удобно устанавливается в нишу для  запасного колеса в багажном отделении автомобиля. Правда, появляется другая сложность: надо куда-то девать запасное колесо. Но, упаковав запаску в чехол, вы сохраняете объем багажника - ведь ее легко можно убрать в салон, если, к примеру, нужно перевозить габаритные грузы. Также к недостаткам тороидального баллона можно отнести его сравнительно небольшой объем. Как правило в нишу автомобиля с размером колеса R14-15 можно установить баллон объемом 47 литров.

 Баллоны для сжиженного нефтяного газа могут устанавливаться в различных местах автомобиля: в багажном отделении, в кузове, на раме шасси.  Иногда встречаются варианты нетрадиционной схемы установки баллонов и, в частности, на крыше кабины водителя.

Существуют схемы эксплуатации автомобиля с гибридной системой питания. Автомобиль сохраняет полноценную бензиновую систему питания и при этом может работать и на природном, и на нефтяном газе. В таком случае на автомобиль устанавливают баллоны для каждого вида газа - для сжиженного нефтяного и для сжатого природного.

ogaze.ru