Горный Алтай — это удивительный и очень красивый край, о котором уже сказано и написано множество восторженных слов. Алтай расположен в самом центре Азии, на юге Западной Сибири, и граничит с такими странами, как Китай, Монголия и Казахстан. Уверен, что нет на свете человека, который бы остался равнодушен к красоте здешних мест. Природа Алтая не просто разнообразна, она необычайно контрастна: таёжные леса быстро сменяются сухими степями, невысокие холмы и горы - заснеженными пиками (самыми высокими в Сибири), а реки здесь меняют свой цвет, в зависимости от времени года. На Алтай было решено ехать на автомобиле, т.к. путешествовать на автомобиле по Алтаю очень удобно, основная дорога в идеальном состоянии, а за сравнительно небольшое время можно увидеть много всего интересного. В поездку я пригласил своего друга Альберта Беляева, увлеченного фотолюбителя и большого ценителя дикой природы. Поездку наметили с 13 по 28 сентября. В маршрут по Горному Алтаю включили Мультинские озера, долину реки Чулышман, Курайскую и Чуйскую степь, Южно-Чуйский хребет. Схема маршрута:
I. Путь от Москвы до Горного Алтая. До Горного Алтая удобнее ехать по направлению: Москва – Нижний Новгород – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Новосибирск – Горно-Алтайск. В первый же день мы преодолели более 2100 км, и остановились на ночлег где-то в 100 км. от Екатеринбурга. Хотя дорога от Москвы до Алтая очень длинная (практически проезжаешь треть территории России), но описывать я ее не буду, т.к. она достаточно скучная и однообразная. Если до Екатеринбурга дорога идет, в основном, через леса, то за Уралом начинаются сплошные поля, болота и лесостепи, которые сопровождают до самого Горного Алтая. Что касается качества федеральных и региональных дорог, то, на мой взгляд – самые лучшие дороги в Западной Сибири, а самые худшие - на участке Нижний Новгород – Пермь. На третий день пути мы выехали на Чуйский тракт (федеральная трасса Новосибирск-Монголия). Это единственная дорога, пересекающая весь Алтай с севера на юг. Во второй половине дня, мы, наконец-то, въехали в Горный Алтай! Степи сменились предгорьями алтайских хребтов. Первой точкой маршрута были Мультинские озера. Для этого, нам нужно было сперва доехать до поселка Мульта, расположенного недалеко от Усть-Коксы. В поселке Черга мы свернули с Чуйского тракта по указателю на Усть-Коксу. Дорога представляла собой очень неровную грунтовку, а в некоторых местах, откровенно «стиральную доску». Заморосил дождь и двигаться быстрее 40 км/час не получалось. Начало темнеть, и нам пришлось остановиться на ночлег на одной поляне, проехав всего около 20 километров от Чуйского тракта. А поляна оказалась сплошь «заминирована» коровьими лепешками, и выходить из машины приходилось очень аккуратно. Первая ночь на Алтае была не очень радужной: под дождем и среди коровьих лепешек.
4-й день (16 сентября): Встали очень рано, еще до восхода солнца. Длинные сентябрьские ночи позволили нам хорошо выспаться. Дождя не было, но свинцовые тучи вовсю гуляли по небу. Мы двинулись дальше, мимо зеленых лугов, лесистых гор и холмов. Дорога, вскоре, пошла круто вниз, и проехав меньше километра, пейзажи вокруг резко изменились. Перед нами открылись невиданные просторы, все вокруг стало напоминать сухие степи Монголии. Поразительно, всего 1 километр отделял зеленые и цветущие луга от голой степи! Это означало, что мы въехали в Канскую степь. Мягкий солнечный свет местами пробивался сквозь тяжелые свинцовые тучи, и Канская степь предстала перед нами в шикарном виде. Самое время делать первые кадры!
Миновав Канскую степь и въехав в Усть-Коксинский район, пейзажи вновь начали меняться. Появились леса, вокруг опять полно зелени, на лугах пасутся лошадки. Вообще, когда представляешь себе классический Алтайский пейзаж, в голове рисуется такая картина: зеленая трава, лошади, пасущиеся на лугу, и все это на фоне гор, окутанных облаками. А сейчас, эти пейзажи можно просто наблюдать из окна автомобиля!
В первой половине дня мы въехали в поселок Мульта, где нам удалось договориться о трансфере на Мультинские озера. До озёр оставалось всего 20 км по «сибирскому автобану», но этот путь преодолевался только за 3 часа на серьезной технике, типа ГАЗ-66. На Мультинских озерах не обязательно жить в палатках, теперь там есть несколько гостевых деревянных домиков с печкой, газовой плиткой и электричеством (имеется дизель-генератор). А значит, можно пожить в горах в комфортных условиях!
Дикие и нетронутые высокогорные ландшафты, кедровые леса, кристальная чистота озёрных вод - это всё то, что заставляет возвращаться сюда снова и снова. Мультинские озёра прекрасны в любую погоду. Ни тучи, ни дождь, ни холод - ничто не помешает, по-настоящему, влюбиться в эти места. А вокруг – никого, кроме нас и егерей, что живут на берегу озера. Мультинские озёра - это каскад озёр, расположенных в горах, на высоте 1700- 2000 метров, в бассейне реки Мульта. Самое ближнее и самое большое озеро - Нижнее Мультинское. В 400-х метрах выше Нижнего, расположено Среднее Мультинское озеро. Между Нижним и Средним озерами бурлит порог, который называется Шумы. От наших домиков до Среднего Мультинского озера – всего 4 километра по тропе. Остальные озера (Верхнее Мультинское и Поперечное) расположены достаточно далеко (около 14 километров от Нижнего), поэтому планов идти туда не было. Решив провести на Мультинских озерах 3 ночи, мы договорились, что за нами вернутся 19 сентября.
5-й день (17 сентября): Встали очень рано, по будильнику. Но вот погода в это утро не особо порадовала. Хоть дождя и не было, но все небо затянуло серыми тучами. Утреннего света сегодня можно было не ждать. Но в каждой погоде есть своя прелесть! В горах мне очень нравится, когда, медленно плывущие, серые тучи частично скрывают горные вершины и склоны. За этим можно долго наблюдать, и фотографии такого состояния природы притягивают взгляд. Собрав фоторюкзаки, мы отправились на разведку в сторону Среднего Мультинского озера. Тропа до Среднего озера идет вдоль правого берега Нижнего Мультинского озера. Примерно через час, мы вышли к порогу Шумы, здесь вода по огромным камням перетекает из Среднего озера в Нижнее. Но осенью, воды в горных реках (порогах) значительно меньше, чем летом. И теперь вместо бурлящего потока – небольшие ручейки. Сейчас этот порог можно перейти по камням, практически в любом месте. Мы застали такое время, когда «Шумы» не шумят!
Пошел мокрый снег. Мы вышли на берег Среднего Мультинского озера, и нашему взору открылась невероятная красота: спокойное изумрудное озеро с чистейшей прозрачной водой, вершины гор, спрятанные за серыми тучами. А вокруг тишина! Действительно, Мультинские озера прекрасны в любую погоду! А вода в озерах настолько чистая и вкусная, что пить ее можно без кипячения!
Будучи увлеченными созданием «фотошедевров», мы вдруг услышали рев медведя, который периодически раздавался со стороны ближайшего лесистого склона. Чтобы испугать медведя, мы принялись шуметь, громко разговаривать, кричать, хлопать в ладони. Вечером погода начала постепенно разгуливаться. За весь день, первый раз подсветило солнце.
6-й день (18 сентября): Встали снова рано, до рассвета. Но то, что мы увидели вокруг, нас очень сильно поразило и обрадовало: все было покрыто 10-ти сантиметровым слоем снега. Создавалось такое ощущение, что мы попали в настоящую зимнюю сказку. Каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек были покрыты шапкой снега. Это вызывало полный восторг!
Спустя два-три часа погода разгулялась и под солнечными лучами снег активно таял. С деревьев, один за другим, падали снежные хлопья, началась капель. Вся прелесть сказочного сентябрьского утра растаяла, вместе со снегом. «Настоящая весна!» - воскликнули мы с Альбертом. Утром была зима, сейчас весна, на солнечных участках лето, а на календаре осень. Вот такие чудеса Алтая! На Среднем Мультинском озере мы решили остаться на весь день. Во второй половине дня небо окончательно очистилось от облаков. Вдали полностью открылись белоснежные пики Катунского хребта.
Этот день был, по-настоящему, сказочным. За несколько часов мы пережили все времена года.
7-й день (19 сентября): Утром за нами приехали. Вернувшись в Мульту, мы погрузили вещи обратно в свою машину и отправились в дальнейший путь. Следующей точкой нашего путешествия по Горному Алтаю была долина реки Чулышман. От Мульты до Чулышмана далеко, около 550 километров.
III. По Чуйскому тракту вдоль Катуни и Чуи. Стемнело очень быстро, и на сам Чуйский тракт мы выехали уже в полной темноте. По пути, на тракте, достаточно много интересных мест, заслуживающих внимания. Одно из таких мест – Чуй-Оозы, место слияния двух великих рек Алтая – Катуни и Чуи. Вот там-то ты мы и запланировали остановиться сегодня на ночь. Через какое-то время, темная сентябрьская алтайская ночь стала светлеть, и вскоре стала больше походить на северную «белую ночь». Дело в том, что на небе появилась полная и очень яркая луна. Луна оказалась настолько яркой, что все вокруг начало отбрасывать тени, можно было без проблем читать газету.
К месту слияния Катуни и Чуи мы подъехали около 2 часов ночи. Вообще, Чуй-Оозы – это священное для алтайцев место, оно является одним из основных символов Горного Алтая. Здесь мутноватая Чуя втекает в Катунь. Реки имеют разный цвет, и очень хорошо видно, как одна река растворяется в другой. Примечателен тот факт, что и Катунь и Чуя меняют свой цвет воды, в зависимости от времени года. Например, вода в Катуни, то грязно-серая, то мутно-зеленая, то салатовая, то бирюзовая. Мы застали тот период, когда цвет воды, и в Чуе и в Катуни, бирюзового оттенка, самого необычного и красивого. Луна, по-прежнему, светила так же ярко, а потому было не до сна, хотелось запечатлеть это красивое место в лунном свете. А утром, мы сделали новые кадры этого замечательного места.
8-й день (20 сентября): После утренней фотосъемки Чуй-Оозы поехали дальше по Чуйскому тракту. Теперь Чуйский тракт проходил вдоль реки Чуя, с трассы открывалось достаточно много интересных панорам. В горах везде шел очень сильный дождь или снег, а над трассой хорошо, даже солнышко иногда выглядывало. Вот такие кадры мы делали прямо с обочины дороги, не зря Чуйский тракт является отдельным туристическим маршрутом.
IV. Долина реки Чулышман. Доехав до поселка Акташ, мы заправили полный бак бензина и выехали на дорогу, которая ведет через Улаганский перевал до Чулышмана. Эта дорога проходит по живописным местам, но самые необычные и захватывающие пейзажи можно наблюдать уже при подъезде к долине реки Чулышман, на перевале Кату-Ярык. И вот, когда мы подъехали к тому самому перевалу, с километровой высоты нашему взору открылась сумасшедшая по красоте долина, внизу змейкой извивалась стремительная река Чулышман, сжатая с обеих сторон голыми скалами, которые образовали величественный каньон. Здесь не только видно, но и слышно как шумят водопады, обрушивая вниз, с высоты в несколько сотен метров, свои мощные, бурлящие потоки. Здесь мы приняли решение заночевать и провести утреннюю фотосъемку.
9-й день (21 сентября): Температура ночью опустилась ниже -12 градусов. Пришлось несколько раз прогревать машину. Когда начало светать, небо было облачным и мы подумали, что сегодня утром нам мягкого света застать не удастся. Неожиданно, сквозь плотную облачность начали пробиваться солнечные лучи, началась настоящая игра света и теней! От такой шикарной долины при таком шикарном свете у нас с Альбертом просто закружилась голова. Кадры, сделанные в это утро, стали самыми удачными за всю поездку.
Уходить с этого места совсем не хотелось и закончить фотосъемку мы решились только через 2 часа, когда солнечный свет стал уже совсем жестким. Когда мы ехали от Акташа к долине Чулышмана днем ранее, то облака и туман скрывали от нас красивые панорамы Улаганского перевала. Сейчас, на обратном пути, все уже было по-другому, и полюбоваться этими местами нам удалось. Поднявшись на Улаганский перевал, где ночью шел сильный снег, мы снова, как и на Мультинских озерах, оказались среди сказочных зимних пейзажей. Дорога обледенела, ехать нужно было очень осторожно, некоторые грузовики буксовали на подъеме. Мы остановились у популярного озера Киделю.
V. Курайская степь. Очень рано, еще в потемках, мы выехали из гостиницы в Акташе и через полчаса подъехали к Курайской степи, свернув с Чуйского тракта по степной дороге к холмистому рельефу, откуда открываются потрясающие виды на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет. Рассвет в Курайской степи – это еще одна, так называемая, «алтайская классика». Наши объективы зафиксировали всю прелесть Курайского утра - время до восхода, время восхода, когда лучами подсвечиваются только кончики белоснежных вершин хребта и время, когда в первых солнечных лучах купается уже вся долина.
VI. Чуйская степь и Южно-Чуйский хребет. Всего 50 км дальше по Чуйскому тракту и мы в Чуйской степи - одной из самых высокогорных степей в мире. Она находится на высоте 1750-1850 метров над уровнем моря. При этом, Чуйская степь является самым сухим местом в России, осадков здесь выпадает лишь 80-150мм. в год. Зато климат в этих краях очень суровый - перепады температур в течение суток могут достигать более тридцати градусов.
В поселке Кош-Агач мы свернули на грунтовую дорогу, которая пересекает Южно-Чуйский хребет. Здесь мы максимально приблизились к границе Монголии и Китая. От нас до Монголии оставалось всего каких-то 15 км. Средняя высота Южно-Чуйского хребта около 3500 метров. Через несколько десятков километров дорога пошла вверх, через Южно-Чуйский перевал. Стало заметно холоднее, все вокруг было покрыто коркой льда.
11-й день (23 сентября): На ночлег вернулись в Курайскую степь. А утром уже можно было подводить итоги нашего путешествия по Горному Алтаю, ведь сразу из Курайской степи мы отправились в обратный путь. Всего за неделю, проведенную на Алтае, нам удалось не только побывать во всех запланированных местах, но и главное, сделать очень много интересных кадров. До свидания, Алтай! Мы еще обязательно увидимся! С такими чувствами мы покидали эту удивительную горную страну. Домой вернулись 27 сентября. За эту поездку я наснимал более 100 Гб фотоматериала, мы намотали 10 200 км, сожгли около 1 400 литров бензина. Долгая, трудная и затратная дорога с лихвой окупилась огромной массой полученных впечатлений.
www.moya-planeta.ru
Ожидаю товарища на месте встречи
Место пилота (он же штурман)
Снаряжение
Перерыв на обед
К обеду следующего (второго) дня прибыли в Казань, где мы погуляли по кремлю, постреляли в местном тире из арбалета и лука, искупались на местном пляже здесь же и поехали дальше. Ночевать встали за Казанью на дальнобойной стоянке.Волга с моста около Казанского кремля
Казанский кремль
Внутри Кремля
Купание у стен Кремля
Стрельба из арбалета
… и из лука
На третий день пути пересекли границу Европы и Азии. Заночевали уже где-то под Челябинском.На границе Европы и Азии
Следующий (четвертый) день прошел без каких-либо ярких событий, кроме частичного отсутствия асфальта на участке Курган — Ишим из-за прокладки новой дороги в объезд Казахстана. Заночевали на выезде из Омска через дорогу от дальнобойной стоянки, т.к. там физически не было свободных мест, прямо на обочине, где было тоже много транзитников. Утром при прокладке дальнейшего маршрута «смертельно» завис мой навигатор, который удалось восстановить только перепрошивкой в офисе Навитела в Новосибирске, где мы были уже к середине пятого дня.Пробка в Новосибе
На следующее утро (6-ого дня пути) по дороге увидели место гибели Михаила Евдокимова и, наконец-то, достигли границы республики Алтай. А еще увидели памятный знак, установленный от имени республики Татарстан. А дальше пошли горы.Местные цены на топливо
В поселке Акташ пообедали, дозаправились, пополнили запасы воду в роднике и свернули с асфальта на грунтовку в сторону Улаганского перевала. Проехали «Красные ворота» Прошли перевал Улаган. Почувствовали существенный перепад температур в процессе подъема/спуска — у подножья перевала +18, а на вершине +1. И уже в темноте достигли перевала Кату-Ярык, с которого неспеша благополучно спустились вниз в долину реки Чулышман, чему очень удивлялись тамошние туристы, и остановились в кемпинге на отдых. УРА! Главная цель путешествия достигнута. На следующий (седьмой) день мы устроили дневку — отсыпались, отдыхали, гуляли по местным окрестностям, взяли местный геокешерский тайник, помылись в бане, которая была здесь же в кемпинге, а вечером пожарили шашлык, который привезли с собой. На утро 8-ого дня мы поехали вдоль реки Чулышман в сторону Телецкого озера. Двигались по местным дорогам мы со скоростью 15-20км/ч чтобы не повредить автомобили и не порезать покрышки. В связи с этим процесс перемещения был достаточно медленным и утомительным. В результате у моего товарища энтузиазм поутих и до Телецкого озера мы не доехали. Остановились около «Каменных грибов», посмотрели на них издалека в бинокль и поехали в обратную дорогу. В кемпинге мы уже не останавливались, а поднялись на перевал Кату-Ярык, чему очень поспособствовало наличие полного привода на обоих машинах, и неспеша направились в сторону дома. К вечеру выехали обратно на Чуйский тракт и с наступлением темноты остановились на берегу реки Чуя на ночевку. На следующий (девятый) день мы потихоньку поехали дальше. Сделали остановку около тайника «Каменный воин», где дети лазили по скалам в поисках закладки, а взрослые загарали на солнышке. После успешного взятия «клада» двинулись дальше. Во время движения с дороги увидели красивую излучину в месте соединения рек Катунь и Чуя и решили там остановиться для отдыха. Чуть дальше по дороге переправились через Катунь по подвесному мосту и встали лагерем на понравившемся месте — тоже оказался типа «кемпинг». Тут и заночевали. Наступило утро 10-ого дня путешествия. Мы двинулись дальше. Кто-то из соседей по стоянке подсказал где неподалеку можно проехать к снегу в горах. Где именно это было я сейчас уже не помню, но помню, что мы очень скоро уперлись в непроходимые для наших машин валуны и были вынуждены развернуться. Спустившись из гор обратно на дорогу остановились в ближайшем местном кемпинге на ночь. Встали на отдых пораньше, чтобы помыться в нашей походной душевой кабине. Дальше наш путь лежал в Чемал. Но по пути мы еще съездили на разведку в сторону поселка Усть-Кат. Ничего там интересного мы не увидели, да и началась приграничная зона. В итоге — вернулись обратно на трассу. Александру очень захотелось все-таки попасть на ледник. Не машиной, так каким -нибудь другим способом. В Чемале мы нашли местных, которые предложили прогулку на ледник на лошадях. Мы поехали к ним в деревню, где остались на ночевку. На следующее утро товарищ с детьми отправился с проводниками на 3-х дневную экскурсию по горам на лошадях, а я, к сожалению, выдвинулся домой. Время моего отпуска подходило к концу, а у него была в запасе еще неделя. Он потом по дороге домой заезжал еще в Кунгурские пещеры. Обратно я поехал по трассе М5 и через три дня я был в Рязани, где остановился у родственников, а потом уже и дома. В итоге было пройдено всего 9900км пути. Поездка для меня получилась очень запоминающейся, до сих пор периодически пересматриваю фотографии. Это был мой первый такой дальний выезд в экспедиционном формате. Но именно этот выезд и побудил во мне желание заменить эту машину на полноценный экспедиционник. Было немного обидно, когда ты добираешься до гор, а заехать, добраться да озер, ледников и прочих красивых мест банально не хватает дорожного просвета. Моим транспортом в этой поездке была Volvo V70 AWD 1999 г.в. Машина за дорогу немножко покапризничала: За сутки до выезда вдруг лопнула приемная труба глушителя у самого фланца — в экстренном порядке пришлось снять и заварить. На второй день пути, как проехали Казань — у меня лопнул радиатор отопителя и антифриз ручьем потек в салон. Пришлось сделать вынужденную остановку на ремонт. Так как было все-таки еще лето, то решение было принято просто отключить радиатор. Отсоединил патрубки печки от моторного щита и перемкнул их при помощи куска шланга от Камаза и двух хомутов — замену сделал уже по возвращении. На обратном пути еще перегорела лампа правого ближнего света — поменял в дороге и застучала правая передняя стойка (оторвалась верхняя резиновая чашка) — поменял уже дома. А в общем, все было просто замечательно, но солнечное затмение я там так и не увидел.proexpedition.ru
Далекий и загадочный край слепящих снегов и белых рек, страна староверов и золотопромышленников, Алтай в последнее время набирает все большую популярность у путешественников со всего мира. Тут и конные походы, и горные восхождения, и сплавы по бурным рекам, и модный нынче экологический туризм. Стоит знать, что Алтайский заповедник входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под именем «Золотые Горы».
Столица Алтая – старинный сибирский город Барнаул. Когда-то богатый промышленный и купеческий центр, теперь он чаще служит перевалочным пунктом для едущих дальше в горы и к монгольской границе туристов. Хотя денек-другой в ожидании заброски в тайгу или рейса домой здесь вполне стоит провести. «Фирменное» барнаульское развлечение – прогулки на катере по Оби.
Из Барнаула к монгольской границе змеится по горным перевалам и речным ущельям легендарный Чуйский тракт – пожалуй, одна из самых красивых автомобильных дорог в России. На него, как на нитку, нанизаны старинные села и одинокие станицы, окруженные со всех сторон дикой тайгой. В стоящем на Чуйском тракте городе Бийске начинаются многие туристические маршруты по Алтайским горам и рекам.
В непроходимых алтайских лесах прячутся бесценные природные сокровища – Телецкое озеро, по глубине и чистоте воды способное поспорить с самим Байкалом и Тавдинские пещеры, в которых еще в Бронзовом веке жили люди. Петроглифы и наскальные рисунки древних людей можно найти повсюду на Алтае, но самое известное и легкодоступное место для их осмотра называется Калбак-Таш.
Алтай – это не только дикие горы и тайга, но и вполне современные лечебницы и курорты. Сейсмоактивный край изобилует горячими и минеральными источниками, способными излечить любые болезни, а многие лесные озера даже зимой прогреваются здесь до вполне комфортной для купания температуры. Самый знаменитый алтайский курорт – село Белокуриха, есть и собственное «Мертвое море» - озеро Яровое.
travel.rambler.ru
Удивительный край первозданной природы, голубых озёр, бурлящих рек, величественных гор. Это только те немногие слова, которые можно подобрать, описывая Алтай — это уникальное место на юге Западной Сибири. И не удивительно, что сюда ежегодно устремляются тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть, и оценить красоту окружающей природы, пройти туристическими маршрутами, побывать в самых интересных уголках.
В наши дни возможны любые виды отдыха на Алтай, включая и самостоятельное путешествие. Немало путешественников выбирают именно такой вид отдыха. Среди них есть и те, кто впервые решил отправиться на Алтай. В связи с этим встаёт вопрос о том, каким видом транспорта лучше добираться до места отдыха. Нужно сразу отметить, что авиационный перелёт является самым быстрым и комфортным видом транспорта, но он же и самый дорогой. Но если материальные возможности позволяют воспользоваться таким транспортом, на этот случай следует отметить, что имеются и прямые авиарейсы.
Самостоятельное путешествие на Алтай некоторые туристы планируют на личном автомобиле, хотя дорожная сеть в крае развита в недостаточной мере. Но всё же, если такое путешествие запланировано, нужно готовиться к такой поездке с полной ответственностью, не забывая, что автозаправочные станции находятся друг от дружки далеко.
Наиболее удобным видом транспорта на Алтае является автобус. Тем более, что со всеми районными центрами Алтая связана столица республики Алтай – Горно – Алтайск.
При выборе вида отдыха, туристы заранее должны позаботиться о месте, где им будет удобнее всего отдыхать и ночевать.
Самостоятельное путешествие на Алтай может стать и поводом для отдыха в палатках. В таком случае очень важно позаботиться о достаточном количестве тёплых вещей. Это необходимо с учётом того факта, что погода в горах меняется достаточно быстро.
В последнее время туристическая индустрия на Алтае стремительно развивается. Для этого постоянно совершенствуется инфраструктура, направленная на обеспечение комфортного отдыха. В крае за последние годы построено немало комфортабельных отелей, баз отдыха, кемпингов.
Наиболее привлекательными направлениями для самостоятельного путешествия на Алтай, являются Чойский район, Артыбаш, Иогач. А для тех, кто стремиться в горы, необходимо добираться в область Семинского перевала.
Река Бия, Артыбашский бом, ФотоАлтай для туристов привлекателен не только своей красотой, но ещё и возможностью воспользоваться многими видами отдыха, включая экологический туризм.
etosibir.ru
Горный Алтай — далекий и загадочный край великих гор и быстрых чистых рек, страна староверов и золотопромышленников. Природа Алтайского края поражает своим разнообразием озёр. Алтай в настоящее время набирает большую популярность у путешественников со всего мира. Тут и горные восхождения, и сплавы по бурным рекам, многочисленные базы отдыха и «модный» экологический туризм. Отметим, что Алтайский заповедник входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под именем «Золотые Горы».
В данной статье вы узнаете:
Об АлтаеКак добраться до Алтая. Транспорт. Туризм на Алтае. Горы Алтая. Реки и озёра Алтая. Тур базы Горного Алтая. Что привезти с Алтая.
Алтай — прародина всех современных тюркских народов мира. Здесь в 552 году древние тюрки создали свое государство — Тюркский каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в языкознании термина «алтайская семья» языков (куда, по мнению её сторонников, входят тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская и японо-рюкюская языковые ветви, а также корейский язык-изолят) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению — алтаистике. Алтай в силу геополитического расположения — центр Евразии — в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры. Климат на Алтае резко континентальный, с коротким жарким летом и длинной морозной зимой. Среднегодовая температура воздуха в долинах составляет 0…+5 °C (теплее всего в Чемале), что является самой высокой температурой для Сибири. В горах среднегодовая температура воздуха опускается до −6 °C (село Кош-Агач). Кош-Агачский и Улаганский районы приравнены к районам Крайнего Севера. Республика Алтай находится в часовом поясе UTC+6 — (Омское время, Новосибирск, центральная и восточная части Казахстана, Киргизия, Бангладеш, Бутанское время (Бутан)). Смещение относительно UTC составляет +6:00. Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +3 часа и обозначается в России как MSK+3.
Туризм в Республике Алтай является одной из основных отраслей экономики региона, а также важным источником дохода. Ежегодно на Алтай приезжает до 1 млн туристов. Среди активных видов отдыха на Алтае наибольший объём занимают летние экологические и культурно-познавательные путешествия и экскурсии, связанные с организацией автомобильных, пеших, конных, водных, альпинистских, охотничьих, рыболовных, спелеологических и иных видов отдыха, связанных с посещением природных и культурно исторических объектов и территорий.
Аэропорт Горно-Алтайск.Код: RGKВысота над уровнем моря: 294 мРасстояние Москва — Горно-Алтайск : 3 375 кмСреднее время в пути Москва — Горно-Алтайск : 4 ч. 55 мин.По состоянию на март 2015 года осуществляются рейсы:
Цены на авиабилеты зависят от сезона. Приведём для наглядности онлайн стоимость билетов из Москвы до Горно-Алтайска по месяцам:
Автомобильный транспорт играет в жизни республики важнейшую роль, хотя сеть автомобильных дорог развита недостаточно. Через территорию республики с севера на юг проходит федеральная автомобильная трасса Чуйский тракт, на всей протяженности имеющая асфальтобетонное покрытие. Столица республики связана автобусным сообщением со всеми районными центрами. Город Горно-Алтайск обеспечен регулярными автобусными маршрутами. Железнодорожного транспорта в Республике Алтай нет. Ближайшая железнодорожная грузовая и пассажирская станция — Бийск.
Туризм и отдых на Алтае, так же как и сам Горный Алтай, могут быть очень разными. Любители спортивного туризма знают этот край уже очень давно. Альпинисты и горные туристы, водники, спелеотуристы и просто путешественники из года в год приезжают в эти места за новыми впечатлениями, переживаниями и спортивными достижениями. Строительство туристических комплексов и баз отдыха в 70-80 годы прошлого века положило начало “культурному” туризму (иногда его еще называют “профсоюзным”). Тогда же получил развитие конный туризм на Алтае с организацией плановых маршрутов. Туристы без специальной спортивной подготовки смогли открыть для себя Горный Алтай. Активно развивается лечебно-оздоровительный, познавательный, экологический, фестивальный, сельский туризм. В настоящее время в регионе работает более ста туристических комплексов и баз отдыха, и их количество продолжает увеличиваться.
Алтайские горы представляют сложную систему самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами. «Золотые горы» именно так переводится Алтай с тюркских языков. Алтайский, Катунский заповедники и плоскогорье Укок в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, именуемый «Алтай — Золотые горы». Общая площадь охраняемой зоны составляет 16178 кв. км. В неё входят также и такие значимые географические объекты, как : Трехглавая священная гора Горного Алтая» гора Белуха — царица Алтая — никого не может оставить равнодушным, она настолько красива, величественна и грациозна, что в любом вызывает бурю чувств и эмоций. озеро Телецкое. В пределах охранной зоны находятся некоторые места обнаружения пазырыкских могильников.
Гидрографическая сеть насчитывает более 20 тысяч водотоков с общей протяжённостью более 60 тыс. км и около 7 тысяч озёр общей площадью более 600 км². Наиболее крупные реки — Катунь и Бия, которые, сливаясь, образуют реку Обь — одну из крупнейших рек Сибири. Самое большое озеро — Телецкое (Алтын-Кёль) с площадью водного зеркала 230,8 км² и глубиной 325 метров. Есть и собственное «Мертвое море» — озеро Яровое. Телецкое озеро — озеро, расположенное на юге Западной Сибири, в Турочакском и Улаганском районах Республики Алтай. Телецкое озеро — одно из самых посещаемых туристами мест в Республике Алтай. Отдыхающих принимают 18 турбаз и кемпингов. Проводятся пешеходные, водные, велосипедные, воздушные и автомобильные экскурсии. Кроме того, многие туристы приезжают на озеро для занятия рыбалкой. В советское время очень популярным был 77 маршрут. В состав маршрута, кроме пешей части, входили три дня на шлюпках по озеру. Из посёлков на северной оконечности озера (Артыбаш, Иогач) в сезон навигации ходят катера и моторные лодки до нескольких местных достопримечательностей:
В нескольких местах на озере можно посетить живописные гроты. Большое Яровое — бессточное горько-солёное озеро в Алтайском крае. Расположено в западной части Кулундинской равнины, в 6 км юго-западнее города Славгород. Рапа Большого Ярового озера близка по химическому составу к рапе озёр Сакское (Крым) и Тамбукан (Кавказские Минеральные Воды). Богато озеро и иловой грязью. Зрелая иловая грязь озера состоит из мелких частичек, мазеподобной консистенции чёрного цвета, однородная, с запахом сероводорода. При высыхании она приобретает серо-пепельный цвет. По химическому составу грязь Большого Ярового озера сходна с Сакским и озером Тижаки. В то же время в ней содержится несколько больше сероводорода и брома и меньше гипса. Соленость воды его менялась с годами от 147 г/л до 11
itrvl.ru
1. Руководитель Клуба свободных путешественников Юрий Федоров 2. Эксперт Клуба свободных путешественников Екатерина Федорова 3.Эксперты по Алтаю: Наталья Лапина и Юлия Дремова.
1. Сколько в России Алтаев и чем они различаются 2. Лучшие сезоны для отдыха на Алтае 3. Самые интересные места, которые стоит увидеть 4. Как лучше добраться до Алтая – разные способы 5. Обзор видов проживания 6. Цены на жилье, еду, развлечения, экскурсии 7. Особенности национальной кухни народов Алтая 8. Виды транспорта по Алтаю 9. Рекомендации по безопасности в дикой природе 10. Достопримечательности Бийска, Барнаула, Горно-Алтайска 11. Отдых на Каракольских озерах и озере Ая
В нашем квест-путешествии мы на 6 дней превратимся: 1. в героев приключенческого фильма 2. побываем в самом уникальном месте России 3. отдохнем на красивейших озерах 4. спасем светлую голову нашей науки 5. почувствуем гордость за нашу родину 6. узнаем много удивительного и интересного о русской Швейцарии
От вас требуется только желание ярких впечатлений и любовь к приключениям!
Группа набирается не большая, поэтому успейте забронировать место, пока они еще есть.
Возможность забронировать место в группе действует только сутки!
Все подробности здесь: http://chehnatalka.wix.com/kvestaltay
У нас есть очень интресное предложение: научитесь сами планировать свой отдых, как за границу так и по России. Воспользуйтесь тем, что руководители Клуба свободных путешественников в ПОСЛЕДНИЙ РАЗ проволят личныое обучение.
Все подробности здесь: http://welcomeworld.ru/forms/last-classНиже Вы можете оставить свои комментарии и вопросы, касающиеся путешествия на Алтай. Мы постараемся на них ответить...
welcomeworld.ru
Сегодня продолжаем тему лучших маршрутов
Лучшие не значит простые
Нетронутая красотень, потому и нетронутая, что до нее не так-то просто добраться. Начнем со знаменитости:
К подножию Белухи
Как: пешком или на лошади.
Комфорт: в основном палатки. Связи нет, света нет, душа нет, туалетов нет.
Маршрут на 9 дней минимум, но на самом деле тоже 7-дневный. Один день нужен чтобы доехать до точки старта и один, чтобы вернуться.
Ооочень суровый. Высокогорье. Очень активное солнце. Холодно, если погода плохая.
Пешком – физически тяжелый. Даже если часть груза несут лошади (в обход), то все равно, прогулка по высокогорью с рюкзаком – это не просто. К тому же погодные условия на высотах непредсказуемы. Летом может быть снег, а если ясно, то солнце адски жарит. Но люди ходят. И притом – кайфуют)
На лошади – тоже тяжелый. На конях идут по более ровной, но длинной тропе и поэтому приходят одновременно с пешей группой. Но ровной ее назвать можно лишь с натяжкой)). Перепады высот такие, что летом может быть и -10, а если льет дождь, то сразу холодно.
К подножию Белухи – это маршрут из серии "преодолей себя". Мало кто возвращается из него таким, как был прежде. Все эти нагрузки, лишения, энергетика места – меняют людей.
Но, как бы не было тяжело – это один из самых популярных, захватывающих, интересных, впечатляющих и насыщенных маршрутов.
Шавлинские озера
Как: пешком или на лошади.
Комфорт: палатки.
Шавлинские озера считаются сногсшибательно красивыми. Вот по другому про них и не сказать. Туда приходишь и все, открыл рот и смотришь)
Добраться до них не просто. Тут уже пешком приходится нести на себе весь запас еды на неделю (на Белуху это всё тащат лошади). Идти нужно в гору. Преодолеть перевал. Обратно тоже пешком. В 8-9 дней можно уложиться.
Актру
Как: на автомобилях очень повышенной проходимости, пешком.
Комфорт: в палатках, на верху есть турбаза.
Актру – для любителей альпинизма и серьезных гор. Шикарное место.
Если ехать, то ехать на недельку, а то и две, так как нужна акклиматизация.
А то есть на Алтае коммерческие туры, в которых туристов завозят в альплагерь на пару дней. А потом спускаются и едут дальше. Это интересно, но обычно туристами переносится тяжело – тошнота и все сопутствующие от резкой смены высот, сначала вверх, потом вниз. Так что если соберетесь, то заложите достаточно времени и не забудьте про серьезную экипировку, страховку, горы шутить не любят.
Озера Тогусколя
Как: на лошадях.
Комфорт: в палатках.
Один из самых доступных конных маршрутов. Как по стоимости, так и по сложности. У него есть классная изюминка – можно посмотреть как живут отдаленные горные села на Алтае, настоящий суровый быт. Как они ведут хозяйство, как заготавливают запасы на зиму, даже иногда можно подоить корову). Я молчу уж про жизнь без интернета). Этот маршрут пропитан этнографией.
Нижний Алтай
Все что угодно! Турбазы, палатки тоже можно.
Это скорее не маршрут, а подход к путешествию по Алтаю с другой стороны. Ведь можно не путешествовать с переездами с места на место, а заселиться на одну турбазу и выезжать уже на экскурсии. Такие маршруты и способы отдыха набирают популярность, изюминка их – мультиактивность. То есть каждый день что-то новое (а не семь дней подряд на лошади или 7 дней на велосипеде). Можно организовать и самостоятельно – заселиться на турбазу и выбирать экскурсии по вкусу.
Маршрут обычно проходит по Чемальскому направлению и Нижнему Алтаю, где самая лучшая инфраструктура.
equesto.ru