Еще не так давно положив сноуборд на снег и посмотрев на его прогиб, можно было сразу понять, что все доски совершенно одинаковые. Большинство форм сноубордов оставались такими еще с далеких 80-х, когда был придуман Camber (традиционный прогиб). Первые годы существования сноубординга были полны экспериментов и сумасшедших дизайнов. И только в последнее десятилетие после долго затишья, эксперименты начали возвращаться. В 2007 Lib Tech впервые представил модель доски Skate Banana, а K2 - the Gyrator. Обратный Прогиб, или как его еще называют – Рокер, стал настоящей революцией в сноубординге.
Так какая же разница между традиционным кембером и обратным прогибами? И как это может влиять на катание?
После тотального увлечения рокером большинство фристайлистов вернулись на классический кембер, которой, на сегодняшний день, во второй раз завоевал популярность. Такие доски созданы для трассы, большого фристайла и высоких скоростей.
insnow.ru
Встретившись с понятием сноуборда первый раз, многие не представляют себе о таком показателе, как прогиб снаряда. Однако для каждой категории сноубордистов он имеет важное значение.
То, что идеально подойдет профессионалу, будет губительно для новичка. Так что же такое прогиб сноуборда, как его отличить и какие виды боковых рельефов используются в этом зимнем виде спорта.
Прогибом называется рельеф доски для катания на снегу, получаемый при виде сбоку. В зависимости от типа рельефаа тот или иной участок сноуборда лежит на земле, в то время как остальные находятся в воздухе, если на снаряд нет весовой нагрузки.
Прогиб сноуборда выбирается в соответствии со стилями катания. Среди многообразия моделей можно найти как универсальные экземпляры, так и узконаправленные варианты, пригодные для новичков, любителей или профессионалов. Стандартное производство сноубордов включает в себя 4 типа прогибов, среди которых Camber, Rocker, Flat и гибриды. Рассмотрим каждый более подробно.
Прогиб Кэмбер также известен в спортивных кругах как традиционный или положительный. Его конструкция предполагает удерживание веса доски на двух точках — на «носу» и на «хвосте». Средняя часть изделия приподнимается над землей плавной симметричной дугой.
Данный тип рельефа предоставляет спортсмену превосходную маневренность и возможность совершать филигранные развороты. Благодаря своей форме доска полностью «ложится» на снег, когда на нее переносится вес сноубордиста. В результате создается максимальное прилегание поверхности к снегу, которое обеспечивает хорошую скорость и устойчивость. Райдер получает возможность хорошего спуска на накатанных или специально подготовленных спусках, что особенно удобно новичкам. Но и профессионалы не спешат отказываться от классической модели.
Этот тип рельефа имеет дополнительное название реверс-прогиб. Он набирает популярность в современном мире зимнего спорта, поскольку создает эффект перевернутой доски. В спокойном состоянии доска удерживается на земле на центральной части, в то время как оба ее конца находятся в воздухе.
Использование доски Roker с обратным прогибом удобно для спуска по свежим слоям снега. Концы сноуборда нависают над снегом, не зарываясь в него, а сам снаряд движется легко и быстро, не давая поймать кант. Итогом становится хорошая маневренность доски в движении.
Новичкам понравится также более мягкая конструкция досок рокер. Благодаря своему контуру они более щадяще реагируют на ошибки начинающих райдеров. Но, как и в случае классического кембера, на рокерах активно осуществляют спуски и более опытные спортсмены. На данный момент популярность сноубордов с обратным прогибом практически сравнялась с популярностью сноубордов Camber, а также нашла применение в большом количестве гибридных вариаций.
В отличие от предыдущих видов, Флэт имеет горизонтальный профиль с приподнятыми вверх симметричными концами. В спокойном положении он полностью лежит на снегу. Отличительная особенность данной доски — ее хорошая приспособленность к райдингу на боксах и рейлах. Также она очень хорошо подойдет для совершения большого количества разворотов.
Несмотря на то, что данные модели появились на рынках сноубордов только в 2010 году, они уже завоевала популярность и входят в ассортимент всех ведущих производителей досок для катания на снегу.
Как видно из названия группы, в нее входят сноуборды со смешанными типами прогибов. Чаще всего создаются комбинации из 2 или 3 вышеуказанных видов, которые получают свои уникальные названия у каждого производителя.
Один из наиболее популярных гибридов — V-Rocker. Он имеет три точки опоры и представляет собой смешение Rocker и Camber в сочетании «Rocker-Camber-Rocker-Camber-Rocker». Соединение классического и обратного прогиба позволило соединить и основные свойства конструкций. V-Rocker идеально подойдет как для спуска по свежему снегу, так и для райда по накатанным склонам.
В отличие от моделей типа V-Rocker представляет собой специализированный прогиб, удобный для любителей фрирайда. Его конструкция включает в себя по одному элементу прогибов Camber и Rocker. Средняя часть выполнена в классическом виде, а задний хвост сделан по образцу обратного прогиба. Передний хвост доски более плоский по сравнению с задней частью, что обеспечивает более ровное скольжение.
Подбор удобного прогиба при покупке сноуборда поможет сделать спуск наиболее безопасным и приятным. Во избежание ошибок, которые могут привести к травмам, новичкам лучше остановить свой выбор на мягкой доске, которая будет сглаживать мелкие неровности. Особенно для этого подойдут доски с обратным прогибом. Профессионалы же могут себе позволить более жесткие сноуборды, такие как флэты. Приобретение правильного сноуборда — первый шаг к снежному драйву.
В современном мире сноубординга правят маркетологи. Идеальный сноуборд уже давно был создан, еще лет 10ть назад, но необходимость провоцировать спрос и выделяться на фоне конкурентов вынуждает бренды искать новые фишки, решения, пусть иногда и крайне сомнительные. В последние 5 лет наметилась отчетливая тенденция к созданию сноубордов, которые созданы для дрифта, а не для движения на кантах. Это конечно не может радовать любителей скоростного, качественного катания.
На участки канта расположеные вне зоны закладных вес райдера передается за счет жесткости и упругости доски. У более жесткой доски потеря веса на крайних контактных точках канта меньше, чем у менее жесткой. Чтобы усилить эту передачу, еще на заре горнолыжного спорта, была придумана специальная прогнутая форма сердечника. За счет его упругости на концы дополнительно создается давление и длина контакта держится на уровне, предусмотренном геометрией доски. Такой прогиб стали называть Camber.
Однако в конце 2000х это технология была объявлена «исключительно лыжной», и что для сноубордов она не подходит ввиду «двуногости» сноубордиста. Было сформированна точка зрения, что кембер хорошо работает только при одной точке приложения веса. А у сноубордиста получается «мертвая зона» между креплений. С этого момента началась эпоха Rocker – досок с обратным прогибом. Основная идея была в том, что кембер создает дополнительное давление на концы сноуборда, но уменьшает давление в зоне между креплений. Чтобы усилить передачу на этот участок стали делать обратный кемберу прогиб, за счет той же упругости преформованного сердечника. При этом рокер существенно помогает доске всплывать в глубоком снегу при катании вне трасс.
Рокер по всей длине доски сильно разгружает кант вне зоны креплений. Ведь он фактически приподнимает его над снегом. Из-за этого доска становится более управляемой, легко вводится в дрифт повороты, всячески ощущается как очень короткая доска (60-70см). Можно сказать, что для самых первых шагов в сноубординге, а также для многих фристайл направлений – это огромный плюс. Однако о скоростном, техничном катании на кантах на полностью рокерных досках можно просто забыть. Малая зона контакта требует полной концентрации внимания на ведении поворота. Без правильной развесовки и четкой закантовки практически невозможно карвить. Обучаться карвингу на такой доске достаточно сложно – приходиться прилагать гораздо больше усилий для постановки доски на кант. Зачастую у ученика таких усилий просто нет 🙂
Во фрирайде доски с рокером значительно лучше кембера всплывают в глубоком снегу. Особенно это чувствуется на небольших уклонах, когда скорость невелика. Чем выше скорость, или круче уклон — тем меньше чувствуется разница между поведением рокера и кембера. Однако надо понимать, — не везде можно двигаться с такой высокой скоростью безопасно.
Со временем сплошной рокер уступил место различным комбинациям кембера и рокера. Производители пустились в поиск идеального сочетания, которое обеспечит хорошую хватку кантов наравне с маневренностью. Сейчас наиболее распространены два варианта: двойной кембер с рокером по центру доски, и сплошной кембер плюс рокер на носу.
В основном используется в твинтипах.
Теоретически самый правильный профиль прогиба, который использует только плюсы рокера и кембера. Середина доски загружается рокером, а концы сноуборда – двумя кемберами. Однако все доски с таким прогибом во время ведения поворота легко сгибаются по центру, в месте рокера. Это сильно уменьшает его радиус. Особенно расстраивает то, что это сгибание не всегда адекватно приложенной нагрузке (выпрямление или сгибание ног при вертикальной работе). В итоге доска становится менее предсказуемой, что для ПРО – дополнительный фан. А вот для обучения – дополнительная проблема.
Также важна соотношение величины рокера и кемберов. В большинстве случаев она такова, что концы сноуборда висят в воздухе, как у сплошного рокера. И это конечно плохо. В идеале доска должна быть с мощным кембером, и небольшим рокером между креплений.
Второй наиболее часто встречающийся вариант гибридного прогиба, который преимущественно используется в сноубордах для фрирайда и карвинга. Сочетает в себе хорошую передачу усилия на 3\4 контакта, с повышенной плавучестью в глубоком снегу. Увеличенный контакт неплохо проявляет себя в карве, но слишком выраженный рокер на носу будет существенно мешать резать повороты. А т.к. величину рокера в каких-либо единицах никто не указывает, то по описанию в спецификациях практически невозможно понять насколько хорошо доска будет управляться. Выяснить это можно только опытным путем.
Также распространены Flat прогибы, но они лишены минусов рокеров так же, как и плюсов кембера. Для чего их делают – непонятно вовсе.
При выборе доски важно помнить еще вот о чем. Чем более равномерно прогибается сноуборд в повороте, тем меньше создается точек повышенного трения базы о снег. А значит и потери скорости — меньше. Также более равномерный прогиб позволяет идти доске более ровным радиусом, по оптимальной траектории к линии падения склона. При этом все фазы поворота спокойно перетекают друг в друга, помогая оставаться в правильном тайминге различных приемов. Именно такая понятная и предсказуемая доска поможет своему обладателю научиться сложным, высококоординационным техникам карвинга на сноуборде.
Технология канта волнистой формы, вроде ножа для резки хлеба.
Утверждается, что в сложных условиях недостаточного сцепления, на льду например, давление веса сноубордиста будет аккумулироваться на изгибах канта, и она будет сильнее «вгрызаться» в поверхность. Благодаря чему повышается шанс не потерять контроль на таких участках склона.
Мы относимся к этой идее достаточно скептически. Сноуборд с таким кантом достаточно непрост в заточке, стоит дорого, а реальный эффект от магны сложно оценить. Кроме того, в обычном и мягком снегу такое избыточное давление может наоборот усложнить жизнь. А удержать доску в контроле на льду можно обладая хорошей техникой катания.
Последнее время от агрессивного 7-8 точечного магнетрекшена стали отказываться в сторону 3х-точечного, так называемого Mellow, едва заметного глазу. Надеюсь, скоро мы станем свидетелями 0-точечной магны, вовсе невидимой. В идеале — чтобы и на ценнике это отразилось..
Некоторое время назад появилась еще одна технология – ложкообразного сердечника. Идея такого профиля в том, чтобы приподнять контактные точки над снегом на 1-1.5 градуса, но только 2-3см от канта. Середина доски остается плоской. Тем самым уменьшается шанс «поймать канта» во время первых шагов или при разучивании новых фристайл элементов. Также доска быстрее и легче меняет кант в глубоком снегу. Часто конкейв совмещают с кембером, т.к. это слегка смягчает его отзывчивость, но не привносит кардинальных изменений (как например рокер). Для карвинга на сноуборде эта технология вполне неплохая, хоть и смещает доску в дрифт. Угол закантовки для перехода с дрифта на резаное ведение нужно делать чуть больше, как раз на эти самые 1-1.5 градуса.
Первыми такую базу массово стала выпускать фирма Bataleon, и, в зависимости от стиля катания, у них были разные величины этого завала базы. Слишком большой конкейв может усложнить ведение резаных поворотов, однако вне трасс такие сноуборды очень маневренные и фановые.
Содержание
Статьи о карвинге на сноубордеfuncarve.ru
Продолжаем тему сноубордов. На этот раз давайте положим сноуборд на пол и посмотрим на него со стороны. Наверняка вы замечали, что его поверхность — не совсем ровная и какая-то часть доски приподнимается над полом. Конечно, это не брак. Прогиб доски — важнейший критерий, который нужно учитывать при выборе, равно как и всю геометрию сноуборда. Наш сегодняшний материал именно об этом.
1. «Флэт» — плоский сноуборд с нулевым прогибом. Такая доска подойдет для новичков и «продолжающих» райдеров.
2. Классический прогиб, или «кембер». Взглянем на нашу лежащую на полу доску и представим, что ее середина приподнята над полом. Когда в такую доску встегивается райдер, она практически распрямляется. За счёт этого сноуборд ведет себя намного стабильнее на подготовленных, раскатанных трассах и льду. Доски с этим вариантом прогиба чаще всего выбирают уверенные райдеры, для которых принципиальны устойчивость и максимальный контроль доски на больших скоростях и крутых виражах.
3. Обратный прогиб, или «рокер» – центральная часть лежащего сноуборда прижата к полу, а от центра в стороны доска все больше и больше изгибается и поднимается. Обратный прогиб намного лучше «кембера» подойдет для катания в пушистом снегу, потому что края не будут в нем «тонуть». Также на нём удобнее исполнять некоторые трюки на ровной поверхности, без использования трамплинов: за счёт приподнятости краёв снижается риск зацепиться ими за склон. Однако он имеет существенный недостаток – доски с таким прогибом, к сожалению, очень нестабильны на высоких скоростях.
4. Комбинированный или гибридный прогиб — отдельная тема, а также – целое поле для экспериментов разработчиков и инженеров фирм-производителей. Основная идея комбинированного прогиба – сделать доски максимально универсальными, используя в разных сочетаниях плюсы классического и обратного прогиба, при этом по возможности отсекая минусы. Разумеется, на ценах это сказывается только в большую сторону. На то, чтобы осветить все возможные варианты комбинаций, не хватит никаких пальцев — каждая фирма-производитель считает своим долгом придумать собственный вариант и название к нему. Судите сами: бренды Yes!, Jones snowboards, Slash snowboards называют такие доски Camrock; GNU, LibTech, Roxy используют название C2BTX; Burton — S-Rocker, Flying V и так далее.
Самые простые характеристики – это длина и ширина. Ширина сноуборда будет определяться в первую очередь размером ноги райдера. Для людей с большим размером ноги существуют так называемые «wide» (широкие) доски. Кроме того кататься по свежему, целинному снегу будет легче, если использовать широкую доску, т.к. она будет меньше «тонуть». При этом нос и хвост доски могут быть различной ширины. Делается это для того, чтобы нос лучше «всплывал» в целинном снегу.Теперь о длине. Чем сноуборд короче, тем проще им будет управлять и выполнять различные трюки – а значит, для фристайлеров и начинающих райдеров подойдут более короткие доски.Чем доска длиннее, тем стабильнее она ведёт себя на высокой скорости. На выбор длины также влияют вес и рост райдера: чем выше и тяжелее человек, тем длиннее должна быть доска.Геометрия сноуборда также включает в себя понятие бокового выреза доски. Если мы поставим доску к стене, то увидим, что с каждой из двух сторон у нее имеется вырез. Если мысленно продолжить линию этого выреза мы получим окружность. Ее радиус— это и есть радиус бокового выреза. Эта характеристика влияет на длину дуги при резаном повороте или повороте на канте. Чем радиус меньше, тем заметнее вырез, и тем маневреннее доска. Для скоростных дисциплин радиус бокового выреза обычно маленький, сам вырез почти незаметен.
Доски с большим радиусом бокового выреза подойдут для плавных длинных дуг, они стабильнее на скорости и при использовании техники резаного поворота. Сейчас можно встретить сноуборды с несколькими радиусами бокового выреза — это необходимо для более чёткого и точного прохождения поворотов.Сноуборд также может иметь чёткую направленность, выраженную в асимметрии боковых вырезов. Связано это с большей подвижностью суставов в одну сторону и с меньшей – в другую.
По симметричности сноуборды делятся на три основных типа:1. «Twin-tip» – симметричные снаряды, у которых расстояние от центра доски до закладных, жёсткость и ширина носа и хвоста — всё одинаково. Словом, верти, как хочешь. Такие доски хорошо подойдут для любых фристайл-элементов, когда райдер может приземлиться вперёд любой ногой.2. «Directional» – это жёстко направленный сноуборд. Этот снаряд скорее можно назвать ассиметричным: закладные сдвинуты к хвосту, нос – более мягкий и в большинстве случаев — более широкий, чем хвост. Такие доски лучше всего подойдут для катания в пушистом снегу, а также для скоростных дисциплин.3. «Twin-directional» – куда уж без всевозможных комбинаций? Что отличает такие доски:– Более жёсткий хвост и мягкий нос.– Сдвинутые к хвосту закладные.– Прогиб доски по направленности может варьироваться у разных моделей.
Заметим, что при изготовлении доски возможна любая комбинация вышеупомянутых вариантов. Комбинирование элементов доски позволяет сделать её подходящей для любого стиля катания. Например, симметричная форма сноуборда (при этом нос – мягче хвоста), позволит нам в полной мере использовать его для фристайла. А если сместить крепления по закладным ближе к хвосту — вуаля! – можно с удобством использовать сноуборд для катания во фрирайде.
Благодарю за внимание, друзья! В следующем выпуске мы поговорим о креплениях: какие они бывают и как не ошибиться при выборе.
С вами был Руцкин Андрей.
outdoortime.info
CAMBER – классический прогиб. Имеет большую длину рабочего канта, за счет этого больший контроль на слоне. Быстрая и четкая перекантовка, цепкость, отлично подходит для олли. Комбинированный профиль Pop-Cam отлично подходи для прогресса и больших трамплинов, а Pow-Cam оснащен рокером на носу доски и предназначен для фрирайда и большого снега.
ROCKER – более прощающая геометрия профиля, быстрая и очень верткая. Имеет более короткую рабочую длину канта. I-Rock с более длинным рабочим кантом обеспечивает хороший контроль и прощает ошибки. EZ-Rock еще проще в управлении и отлично подходит прогрессирующим райдерам для парка.
FLAT – профиль, у которого плоская зона под креплениями и рокер на носу и хвосте доски. Flat-Rock проста в управлении, легко перекантовывается, прощает ошибки. Отлично подходит начинающим и прогрессирующим райдерам.
CAMBER или ROCKER?Что это такое и как выбрать? Расскажем проще. Если положить доску с классическим кембером на пол, то она будет изогнута между креплениями и иметь основную зону соприкосновения с полом в зоне креплений. Рокер наоборот не будет выгнут между креплениями, а его нос и хвост будут выгнуты сильнее, чем у кембера. Кембер обычно по характеру более живой, более отзывчивый, с большей отдачей, но он не прощает ошибок, слушается вас на все 100. На нем надо работать, его надо контролировать, жать на скорости.Рокер проще в управлении, прощает мелкие ошибки, более игривый. На нем сложнее допустить ошибку при перекантовке. Мы усовершенствовали все наши рокеры и сделали их гибридными. Они сочетают зоны кембера ил флета для большей отдачи и контроля, но при этом не теряют своих дружелюбных свойств.
ПРОФИЛИ ДОСОКПрофиль доски – это его геометрия от носа до хвоста. Различные профили обеспечивают различные характеристики и стили поведения досок. Мы предлагает разные профили досок для разного уровня и стиля катания.
flow.ru
Прогиб сноуборда — одна из основополагающих характеристик, влияющих на качество катания райдера. Что это такое? Условно говоря — изгибы доски относительно поверхности, на которой она расположена. Изгибы позволяют распределять весовую нагрузку, влияют на динамические характеристики, на стойкость сноуборда на различных поверхностях, на его плавучесть, стабильность, простоту использования. Условно, можно выделить 4 вида прогибов сноубордов (все остальное — по большей части маркетинг производителей и интерпретации одного из ниже названных видов сноубордических прогибов).
Прогиб «Кэмбер» - классика жанра. Центральная часть сноуборда приподнята, концы доски упираются в поверхность. Классический прогиб пришел в сноубординг из горных лыж, и по-прежнему занимает свое особое положение в мире досок. Прогиб идеально подходит для подготовленных склонов, он стабилен, понятен; катание на «кэмбере» сочетает в себе классические техники и потом, рекомендован для обучения.
Есть у кэмбера и минусы. Из-за чрезмерной нагрузки на края сноуборда, «кэмбер» плохо гнется под флэтовые трюки и легко тонет в паудере (что компенсируется правильной техникой и тренированными ногами). Минусы классики компенсируются стабильным поведением на трамплинах и абсолютным контролем на твердых поверхностях, что присуще не только подготовленным склонам, но и буграм и весенней распутице.
«Кэмбер» разумно выбирать в качестве первого сноуборда. «Классическая геометрия», как показывает практика, помогает зазубрить правильную технику катания, не выучив ошибочного поведения на доске.
И несмотря на склонность к «зарыванию», кэмбер неплох для фрирайдового катания, особенно там, где нередки твердые кромки снега, лед и другие элементы любых гор (да, горы — это не только паудер) Во фрирайде важна стабильность. Классика стабильность дает.
Прогиб «Рокер» - самое нежелательное, что можно посоветовать новичкам в катании. На подготовленных склонах он совершенно не едет из-за чрезмерного соприкосновения с поверхностью, совершенно не рулится из-за отсутствия жесткой связи с кантами и всей своей природой поведения заставляет заучивать ошибки в катании, от которых потом будет очень трудно избавиться.
Зачем же нужен в сноуборде обратный прогиб? Он мягче и проще для множества джиббовых трюков и трюковых фишек во флэте. Также, существует немало интересных «рокер-досок» для фрирайдового катания в паудере. Обратный прогиб таких сноубордов может обеспечивать неплохую плавучесть, которую высоко ценят «взрыватели» пухляка. Но покупая сноуборд с обратным прогибом, стоит понимать, что решение это хоть и интересное для ряда дисциплин, но совершенно не универсальное. Не так приятно на склонах, тяжело на льду, посредственно на жидком снеге весной. Обратный прогиб сноуборда хорош, но лучше брать такой инвентарь второй доской.
Плоские сноуборды, как и доски с обратным прогибом, имеют четкое целевое предназначение. В случае с Flat (Zero Camber) таким предназначением становится джиббинг. Собственно, в джиббинге многие законы жанра перестают работать, и основополагающим качеством становятся не острые канты и четкая дуга, а хороший щелчок и устойчивость на перилах. Именно эти качества мягкие плоские доски и обеспечивают.
Вот где маркетологи разгулялись на славу, вот где ныне сосредоточено основное поле экспериментов. Гибридные сноуборды пытаются сочетать в себе лучшие качества всех перечисленных выше прогибов, и стоит признать, это у производителей получается. Гибридные сноуборды особенно интересны во фрирайдовых и фристайловых дисциплинах. В первом случае смешанный прогиб помогает найти альтернативу между достойной плавучестью рокера и цепкой управляемостью кембера, во втором случае — решаются вопросы достойного щелчка, относительной мягкости при сохранении точности передачи энергии, что особенно важно, например, при захвате дуги перед кручением на бигэйре.
Hybrid Camber в различных своих вариациях особенно рекомендован опытным райдерам, навыков у которых хватит, чтобы понять действительные отличая от классического прогиба доски.
othersport.ru
Когда технологии стоят на месте – это скучно! А чтобы было веселее, рулевые инновационного сноубординга стремятся сделать катание еще более комфортным, мощным, универсальным – под любой рельеф, снег и погодные условия. И для этого не обязательно придумывать БАК (большой андронный коллайдер). Огромнейшую работу для всех нас проделали ребята с сайта adrenaline.in.ua. Для создания чего-то революционного сноуборд-фантазерам достаточно внимательно наблюдать за соседями по экстриму и одалживать идеи у них. Именно так получилось и с технологией, которую называют кто «кембером», кто «рокером», а кто просто «прикольненькой фишкой». Откуда взялся «обратный кембер»?Технологию обратного прогиба начали использовать еще в эпоху бурного развития сёрфа, а потом, более продуктивно – на первых вейках. Хотя точной аналогии со сноубордом у этих водных дисциплин нет: доску мы можем гнуть ногами, а фот сёрф или вейк вряд ли получиться использовать в качестве «пружины» для улучшения скольжения.Сходство с водными досками заключается только в одном - особой форме «днища», которая может поглощать энергию удара при приземлении, делая его более мягким. Пионером внедрения обратного прогиба (в современном понимании) можно считать Херба О'Брайна, владелца воднолыжной компании H.O. Sports. Он разработал первый вейкборд – Hyperlite, на котором, благодаря тонкому профилю краёв и кемберу, райдеры смогли выполнять резаные повороты. Некоторые источники утверждают, что revers camber использовался еще в конце 70-х не то у Sims, не то у Smokin, но не прижился. Ведь на заре сноубординга технологи держали равнение на лыжную индустрию – зачем было придумывать велосипед? Официально история обратных прогибов в сноуборд-индустрии началась в сезоне 2007/2008, когда две крупные сноубордические компании - Mervin Manufacturing и К2 – начали серийное производство таких досок. Они до сих пор спорят, кто был первым. Но мне лично кажеться, что К2 даже если и сделали это раньше, то явно «передержали» секрет. Вот и вышло, что пионерские лавры достались «мэрвинам». Как вы уже догадались, эксперименты ставились на LibTech и Gnu. Первая про-модель с технологией Banana досталась в обработку Дэнни Каасу. И лучшим «подсрачником» для дальнейшей популярности этой технологии стала одна маленькая, но яркая победа. Летом 2007-го года состоялись соревнования по хаф-пайпу Abominable Snowjam Competition в лагере High Cascade Snowboard Camp (штат Орегон). Приехал туда и Дэнни со своей новенькой экспериментальной доской Gnu DK Pro Model. Его триумф обеспечил прогресс для revers camber и технологии Banana. Оспаривают первенство «мервинов» менеджеры К2, которые утверждают, что про-райдер компании Вили Или Луома (Wille Yli Luoma) рассекал паудер на доске Gyrator на целый год раньше. Но, как говориться, кто первый встал того и тапки. Хотя какое имеет значение, кто быстрее вышел на серийное производство? Конкуренция от этого только усилилась, что дало большой плюс индустрии в целом. Поскольку брендов много, а технология одна, возникли вопросы авторства. Чтобы избежать судов, различные производители начали по разному обзывать «реверс кембер»: Banana Technology (Mervin Manufacturing), Rocker (K2), R.C.Technology (NS), Р-rocker / S-rocker / V-rocker (Burton) etc. Далее мы остановимся на этих разработках более подробно и постараемся описать каждую отдельно. А чё’ вы здесь делаете?А собственно, в чём прикол этого кембера? Ведь действительно, катали раньше на обычных досках с прогибом и это не мешало людям делать невероятные трюки. Ведь главное в сноуборде – это прокладка между шлемом и базой креплений. А доска только дополняет и помогает делать то, на что способна био-машина по имени Homo Ambulare, что на латыни звучит как Человек Движущейся. А получается следуещее. Приподнятые нос и хвост (rocker), а также плоская или выпуклая середина (собственно revers camber или zero camber) работают на райдера сразу в нескольких направлениях: а) решают проблему цепляния кантов на приземлениях и в скольжении; б) помогают «всплывать» доске в пухляке; в) уменьшают площадь контакта со снегом, прибавляя скорости; г) в некоторых случаях даже увеличивают эффективную длину канта, что делает сноуборды более универсальными.То есть вот так вот одним махом удалось пристрелить сразу нескольких зайцев, при чём во всех стилях катания. По сему, эту технологию сегодня ставят и на джибовые, и на парковые, и на беккантрийные доски. Ну а дальше эту статью читать не советую, даже прошу – не читайте! Ну разве что вам действительно нефиг делать или непогода надолго лишила вас возможности применять своё мастерство на практике. Как говориться – информация сугубо для служебного пользования тру-бордеров! BANANAвая територияВо всём виноват фристайл. Ну да, ведь именно здесь чаще всего случаются уборки на приземлениях из-за недокрученых прыжков. В том же слоупстайле райдерам одновременно приходиться и зарубаться кантами, и держать максимально ровно доску на рейлах/тумбах. Поэтому первые два снаряда с технологией banana пошли на «Ура!». Исходя из названия, этот борд сделали похожим на настоящий банан.Сноуборд с ВТХ и ассиметричными вырезами: задний у них получился более глубоким. Аргументируют это тем, что именно задний кант является основным для фристайлера, а значит его нужно «облегчить». А теперь послушаем главных ROCKERов!Rocker – это технология, которую внедряет команда К2 со всеми патентами и правами. Ее «геометрический портрет» состоит из трех частей. По центру, между крепами, доска плоская. А сразу после закладных она поднимается к носу и хвосту. Казалось бы, ничего «такого», но К2 решили доказать всем, кто здесь главный. Поэтому, после длительных экспериментов на свет появилась целая серия «рокеров», которую К2 систематизировала по величине прогиба и предназначению:Серийный ответ от NSRocker’а должно быть много. Так решили в мастерских компании Never Summer и показали, как это лучше реализовать. После тщательных лабораторных анализов и перегибания из прямого в кривое, получилась довольно интересная доска с геометрией под общим названием «Recurve Camber» и с небольшим довесочком – «Vario Power Grip side-cut». В сезоне 2008/09 эта технология была реализована во всей линейке: излюбленные многими Evo, Revolver, SL и Legacy дополнили буквой «R». А сама система теперь известна под кодовым названием R.C.Technology.«Recurve Camber» имеет обратный прогиб по центру и закладными. Дальше идут 2 «обычных» прогиба - от внешней стороны закладных до контактных зон на носу и хвосте доски. Cистема “Recurve Camber” пока никем не оспаривалась и получила соответствующий патент. Специальная форма бокового выреза “Vario Power Grip” работает исключительно вместе с “Recurve Camber”, уверяют в NS. У неё более агрессивный начальный радиус, который «выполаживается» начиная с зон установки креплений под носками и пятками, превращаясь практически в прямой кант по центру сноуборда между ног (в зоне «отрицательного прогиба»). А что сказали Burton?Burton ответил залпом всех орудий, разработав сразу три системы рокера.Поступил Signal: Park Rocker – для прыгучих, Wavelenth – для любителей pow-powПосмотреть, оценить и предложить своё – очень выигрышная позиция, которую по случаю заняла компания Signal. Когда поутих ажиотаж, местные спецы погуглили Интернет, полистали учебники по физике за 7 класс и наткнулись на раздел с квантовой механикой. Все оказалось довольно просто: сноуборд пошел от сёрфа, сёрферы катаются по волнам, а длина волны – это расстояние между двумя ближайшими друг к другу точками, которые колеблются в одной фазе. Как известно, доска тоже колеблется во время скольжения. То есть вот он, новый вариант rocker’а!Signal не стали заморачиваться с обратным прогибом. Они просто немного его модернизировали, дополнив особыми «включениями» и «рокером». А в двух точках контакта со снегом они «подняли» хвост и нос (сразу же за креплениями). Так получился гибрид «кембер+рокер» под названием Wavelenth и модель OMNI, созданная для внетрассового катания с геометрией Twin-directional. Поработав еще немножко над геометрией, технологи вывели и свой собственный Park Rocker. С этой доской можно спокойно получить титул короля парка и джиба. «Г.р.я.з.ные» технологииКазалось бы, что еще можно придумать с «рокером»? Ответ пришел от компании Smokin Snowboards, которая сначала ослепила всех совершенно кислотным дизайном новых досок, а потом заявила, что у них есть свой Rocker D.I.R.T. Если вам показалась, что компания хочет втянуть вас в какие-то грязные делишки – расслабьтесь. D.I.R.T. расшифровывается как Dual Inverted Radius Technology. А это: flat-секция между креплениями (inner rocker) в сочетании с outer rocker’ом – так называемым постепенным обратным прогибом от креплений до кончиков доски (gradual reverse camber). Эту фишку Smokin Snowboard усилила Magne-Traction.D.I.R.T. получили сразу 2 модели: Superpark и Vixen (womens). Все свои наработки и достижения компания покажет отдельно: Smokin Tem Riders старались во всю, о чём свидетельствует новый фильмец, выпущенный под сезон 2010 под названием “Smokin Mirrors”. А как же без джиба? Arbor Draft – повторение мать ученияArbor присоединилась к революции рокерных сноубордов, представив своих первенцев в серии Draft, обозвав свою форму «параболоидной». Новую линейку Arbor Draft обозвали незамысловато – “The System”. Это система, основанная на новой физике катания на сноубордах с обратным изгибом.Доски Arbor - это уже высшая математика rocker'a. Умники из этой конторы постарались на славу и создали целую систему наворотов. Доски Arbor вооружены боковым вырезом Grip-Tech (трехрадиусный вырез «усилен» 2-мы дополнительными контактными точками, расположенными под ногами), Street Rocker’ом (увеличен пароболический обратный прогиб, что улучшает контакт канта со снегом между ног), Rocker Specific Flex (наворот, который помагает использовать гибкость так же эффективно, как и в досках с обычным прогибом), Inlaid Power Spine (дополнительное ребро жёсткости поверх сердечника – улучшается щелчок). И наконец - Robusto Tips (широкая скошенная форма хвоста/носа с абсолютно плоским концом – ключевая фишка в сноубордах с обратным изгибом). Благодаря этой "Системе", при катании возникает ощущение того, что под твоими ногами миниборд, а само катание напоминает скейтборд. Дополняет "Систему" использование бронзовых кантов – для более безопасного джибинга. Минимализм тоже решаетНебольшой штрих для полноты картины в мире рокеров сделали в новом сезоне и корифеи. Любимец фрирайдеров Palmer наглядно продемонстрировал, что ему не чужды новые веяния, но в то же время, потакать тотальной моде на все 100% в компании не захотели. Так на свет появились Mini-rocker.Она соединила в себе обычный прогиб и «вздёрнутые» концы. Частично похоже на Wavelenth, но, как говориться, по-другому. Отличие заключается в том, что обычный кембер у новых Palmer максимально удлинен и в незагруженном состоянии он расположен вдоль всей базы вплоть до линии изгиба носа и хвоста. Но стоит загрузить доску, как она принимает обратную форму. То есть, по сути, формирует сплошной revers camber’а с дополнительным rocker’ом на кончиках. Именно благодаря этому свойству технология и обрела свое название Feels Like Flying (FLF) – «как будто парящий». Во время скольжения смена нагрузок превращает сноуборд в «крыло», которое дарит ощущение полёта. С такой начинкой вышла почти целая линейка Palmer’ов, некоторые из них имеют и то, и другое (Honeycоmb, Crown LE), остальные – только функционал FLF без mini-rocker’а (Liberty, Halo, Jade, Twin, Burn). А бонусом всей коллекции сезона 2009/10 стала доска под названием Saga-R, которую обогатили обратным прогибом. Nidecker играют camrockЕсли присмотреться к графическому изображению, можно отметить следующие особенности этой технологии: обычный прогиб стал намного меньше по длинне, а рокер начинается сразу под закладными. Nidecker снабдило рокером сразу 5 моделей из всей линейки сезона 2009/2010: Megalight, Legacy, Blade, Addict, W-NDK. Две модели имеют особую окантовку Ultimate Grip, которая расположена с двух сторон средней части сноуборда (между закладными). Фастфуд-rockerЕсли присмотреться, то одна технология от другой отличается либо местом, в котором делают обратный прогиб, либо местом, где доска получает максимальный крен вверх. Объяснять все эти тонкие моменты рядовому продавцу в магазине не с руки: чайник не поймет, а продвинутый чувак может искусно подловить и накатать жалобу менагеру. «Надо быть поближе к народу!» - с этим лозунгом у меня ассоциируется продукт компании Forum. Они создали свой тип рокера – арочный, – обозвав его сугубо в стиле американских обжор Chilli dog rocker.Технология под названием Chillydog Continuous Rocker не предусматривает никаких кемберов – покупая такую доску вы покупаете один сплошной рокер. Преимущества точно такие же, как и у всех других технологиях, только ощущения немного другие: минимум «кантов» и максимум всплываний в пухляке, особенно на приземлениях. В следующем сезоне Chillydog Continuous Rocker будет использован на вот этих моделях Forum: Destroyer, Dreamboat, Scallywag, Spinster и еще парочке. А модель Scallywag возможна даже в модификации wide. Очень близкими к этой идее оказались мастера из Salomon: Кто на подхвате?Желание внедрять обратный прогиб во всех направлениях объединило сразу несколько брендов. Общая особенность – нулевой прогиб между и под закладными, а revers camber начинается там, где уже не давит ботинок бордера. Если повнимательней присмотреться к этой доске в профиль, то её легко можно сравнить с крылом какого-нибудь супер-лёгкого аэроплана.Elan Prodigy-R LTD – ограниченная модель с обратным изгибом, заточенная для джиба. У Jib Rocker «реверс кембер» находиться между креплениями и увеличивается к краям доски. Помимо обратного изгиба в доске используются боковые стенки V2R и сердечник Jib core. Capita Snowboarding представила новую доску Ultrafear FK, являющуюся логическим развитием Horrorscope FK, джиб-машины с технологией обратного изгиба. Новая доска получила усовершенствованную конструкцию Extreme, новую базу Wax Infused Sintered Speed Base, полтора миллиметра боковой амортизации Rubber Edge Dampening System, сердцевину Dual Species Select Core и прочие ништяки. Аналогичный прогиб используют Rome в серии 1985. Рокеры у этой конторы называются Poprock.Revers Camber. Кроме SDS в сезоне 2010 этой системой усилены Agent 1985, Artifackt 1985, Pusher, Lo-Fi 1985, Postermania иPostermania Wide, Garage Rocker, Notch 1985. Немного особняком от них устроились спецы из Nitro. В принципе, они ближе всех к описанной уже Banana Technology, но все таки решили обозвать свою разработку по-другому - Drifter base. Рабочее название для данного типа кембера - gull wing или buffalo wing. Это, по сути, еще один «скейтерский» прикол в сноуборд-индустрии. Revers Camber проходит по середине борда между закладными, а дальше он переходит в плоскую базу под ногами до кончиков доски. Эту технологию Nitro уже успешно обкатали на джибовой модели Т0. Схожесть со скейтом заключается в выгнутости базы на четверть дюйма продольно. Канты Rail Killer Edge и новый сердечник Combat значительно улучшают как ходовые, так и скользящие возможнсти доски, поскольку она легче аналогов с деревянным сердечником. Доска выпущена ограниченным тиражем. Не оставили без внимания джибово-гнутую тему и Step Child. У них получилось сразу две доски с кембером и рокером: Jib Stick и Chi Borg. Авторы идеи утверждают, что у них revers camber работает по принципу кресла-качалки. И если новенька Chi Borg одинаковая во всех растовках, то проверенный годами Jib Stick уважили разными величинами выгнутости: 148 – 4 мм, 153 – 6 мм, 156 – 8 мм. На фоне всех инноваций отличились и Ride. Непростую задачу «как придумать своё» им удалось решить сразу в двух плоскостях, заптентировав LowRize и HighRize. По сути, это тот же джиб-рокер с флетовой средней частью, которая от закладных переходит в рокер. Как утверждают в Ride, фишкой данной технологии является как раз не сам рокер, а его сочетание с боковым вырезом, который исключает зацепки не только на рейлах, но и на брёвнах, что в эпоху Stash-парков будет весьма актуально. Райдеры, катавшие на этих снарядах, отмечают что они отлично держаться и в пухлячке, и в карвинге. Свою разработку Ride пристроили на моделях Machete, Crush, Dh3, Compact Ladies и Canvas Ladies. Ну и нельзя не отметить новейшую досточку от Rossi: благодаря тесному сотрудничеству с Джереми Джонсом (а тот – благодаря дружному катанию с Тревисом Райсом) французам удалось реализовали мечту фрирайдера. Новый именной RS Jones Mag Experience снабжен и рокером, и «магной», при этом ему оставили классический прогиб между закладными. Рокер дал хорошую почву для воображения менеджеров из DC. Чтобы избежать противостояния, они предложили свою технологию под знаванием BDR ("Bender Done Right"), акцентируя внимание на том, что это "анти-кембер". Я долго разглядывал и искал отличия, но, наверное, они спрятаны внутри доски. По большому счёту, это тот же jib-rocker: В "рокерную" компанию под шумок вступили также женсикй бренд Roxy, Prior, Apo. И даже две лыжные компании: VOLKL ("Rocker Shape Construction") и Atomic. Они тоже начали делать сноуборды с рокером! Когда уже этот материал был завершен, под руку попалась еще одна фирма, которая довольно таки активно использует в своих досках rocker и даже создала сноуборд, похожий на уже известный нам Hammock. Это компания WhiteGoldSnowboards - канадцы, которые имеют доступ к лучшим местам для катания и, соответственно, понимают толк в сноубордах. Свою технологию они пока называют просто rocker + regular camber. О досках рассказывают так: есть люди, которые любят джибить, есть люди, каоторые любять паудер, а нам нравиться всё вместе. В дизайне придерживаются минимализма и это полностью оправдано самим названием. Эту модель разработчики по началу обозвали Pickl, но авторские права на огуречную тематику уже закрепили за собой Gnu. Не долго думая, прорайдеры, которые испытывали в Вистлере данный снаряд, дали ему имя The Glide. Плюс на минусХотя сегодня обратным прогибом уже никого не удивишь, в нашей стране остается еще много скептиков. Они, прежде чем купить и попробовать, тщательно выискивают изъяны новой системы. И это абсолютно нормально, ведь все «плюсы» рокерных технологий кажутся красивыми сказками до того момента, пока не попробуешь.Впрочем, есть скептики и среди тех, кто уже попробовал. В первую очередь они отмечают «необычность», к которой нужно привыкать. Например к тому, что при катании на досках с изгибом из трех стадий (как у Stepchild, Signal и K2) райдер «переваливается» вперед или назад быстрее чем на обычных досках. А при прыжках нужно учиться по-новой выравниваться, поскольку увеличивается риск упасть, ведь доска буквально «вылетает» из-под райдера. Тестеры Banana нарекают, что кант становится настолько «цепким», что нужны усилия при отрыве от снега. Сетуют также, что доска уж слишком прогибается при загрузке. Ну и еще к «недостаткам» приписывают выгиб между кантами. Он иногда «свистит» при перекантовке – это касается всех досок с Magne-Traction. Впрочем, оппноенты утверждают, что к этому «свисту» легко привыкаешь и потом, при катании на обычном сноуборде, ловишь себя на мысли: «Блин, чего-то не хватает!» Самое большое преимущество досок с обратным изгибом в том, что увеличивается количество контактных точек на носу и на хвосте доски, одновременно отрывая канты от снега (или рейла), что уменьшает не только трение, но и шанс поймать кант. Фристайлисты особо полюбили новую геометрию, она позволяет делать еще больше в парке. Технология не только уменьшает трение и уменьшате вероятность зацепов, но и придает легкость прыжкам. Люди, которые тестировали новые доски, говорят, что им больше не приходиться нагружать доску и можно прыгать прямо с ходу. Не стоит думать, что технология создана только для парка, она так же помогает в пухляке, о чём уже неоднократно упоминалось. Также улучшились возможности быстрой перекантовки. В общем и в целом можно подитожить, что сноубордеры – это большие экспериментаторы. Они всегда готовы попробовать что-то новое, продвинутое и прикольное. Поэтому технология «обратного прогиба» и получила популярность. Автор - grabli Назад На главную |
www.snowbd.ru